TOP-8 компьютерных терминов для новичков в программировании


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

Понимаем сленг программистов: мини-словарь для начинающих разработчиков

Начинающие разработчики не сразу понимают старших товарищей. Фразы вроде «я апишку свитчнул» или «заимпорти другую либу» звучат для новичков как лекция по математическому анализу для первобытного человека. Поэтому мы решили сделать небольшой словарь профессионального сленга программистов.

Слова и фразы в словаре отсортированы по алфавиту. Кстати, словарь можно дополнять. Пиши в комментариях термины, с которыми вы сталкивались на работе.

Аджайл — от англ. Agile. Общий термин, описывает ценности и принципы гибкой разработки программного обеспечения, а также практические подходы к разработке. Понятие Agile стало популярным после публикации Манифеста гибкой разработки программного обеспечения в 2001 году.

Айдишник — id, идентификатор.

Альфа — этап разработки программного обеспечения, на котором разработчики добавляют в программу новые функции, а тестировщики испытывают программу. Это внутренний или непубличный этап.

Апишка — API, программный интерфейс приложения или интерфейс прикладного программирования.

Аутсорс — аутсорсинг, передача компанией части операционной деятельности другой компании.

Адаптив — адаптивный дизайн, адаптация интерфейса к использованию на разных экранах.

Баг — от англ. Bug — жучок, клоп. Ошибка в программе.

Бахнуть — что-то быстро сделать, изменить или дополнить функциональность приложения.

Бета — бета-версия, приложение на стадии публичного тестирования.

Бот — сокращение от «робот». Ботом называют программу, которая автоматизирует интерфейс. Пример — автоответчик в чате.

Бэкенд — от англ. Back-end. Программно-аппаратная или серверная часть приложения.

Бэкап, бэкапить — резервная копия или процесс создания резервной копии приложения.

Ворнинг — от англ. Warning — предупреждение. Предупреждающее сообщение в интерфейсе.

Войтивайти — шуточное, обозначает процесс переквалификации далёкого от сферы IT специалиста в разработчика.

Выкатить — сделать доступным для пользователей. Например, «выкатили новую версию сайта» значит сделали новую версию сайта доступной для пользователей.

Выпадашка — выпадающее меню, то же, что и «дропдаун».

Галера — компания, в которой платят низкие зарплаты и не ценят разработчиков.

Гит — система контроля версий Git или сервис GitHub.

Г****окод — плохой, некачественный код. Объяснение термина есть в статье нашего студента.

Градиент — плавный переход из одного цвета в другой.

Движок — в веб-разработке так называют системы управления контентом.

Дебажить — устранять ошибки, баги.

Деплой, деплоить — развёртывание, публикация рабочей версии приложения. Пример: задеплоить сайт — перенести сайт с тестового на рабочий сервер, сделать его доступным для пользователей.

Джун, джуниор — от англ. Junior. Младший разработчик. Специалист без опыта или с минимальным опытом работы.

Дезигнер — презрительно-снисходительное название дизайнера.

Драй — от англ DRY, don’t repeat yourself. Принцип программирования, предлагающий избегать повторений кода.

Дропдаун — выпадающее меню, то же, что и «выпадашка».

Жаба — язык программирования Java.

Жабаскрипт — язык программирования JavaScript.

Залить — загрузить. Например, «залить файлы на сервер».

Запилить — сделать что-то, добавить какую-то функциональность.

Змея — язык программирования Python.

Исходник — файлы, в которых находится исходный код приложения, или сам исходный код.

Итерация — повторение. «Мы сделали несколько итераций» — мы повторили шаг несколько раз.

Коммит, коммитить — от англ. To commit — совершать. В контексте работы над приложением — сохранять код в репозитории.

Костыль — код, который нужен, чтобы исправить несовершенство ранее написанного кода.

Либа — от англ. Library — библиотека. Речь идет о библиотеках кода, например, React.

Линтер — общее нарицательное название программ, которые анализируют код и предупреждают разработчика об ошибках.

Лист — от англ. List — список.

Локалка — локальный. Например, локальный сервер или сеть.

Мидл — от англ. Middle — средний. Уровень разработчика, следующий за джуниором. Опыт и уровень знаний миддла позволяет ему самостоятельно решать серьезные задачи.

Мёржить — от англ. Merge, сливать. Речь идет об объединении или слиянии веток кода.

Меншить — от англ. Mention — упоминание. Речь идёт об упоминаниях в чатах или соцсетях. «Менши меня, когда будет готово» значит «упомяни меня, когда будет готово».

Навбар — навигационный блок на сайте или в интерфейсе программы.

Накатить — внести изменения, задеплоить новую версию приложения. Противоположное термину «откатить».

Откатить — удалить изменения, вернуть предыдущую версию приложения. Противоположное термину «накатить».

Ось — операционная система.

Падаван — ироничное название стажёра или джуниора.

Пилот — пробная (пилотная) версия продукта.

Питон — язык программирования Python.

Подвал — то же, что и «футер». Элемент структуры страницы, который находится в нижней части и содержит служебную информацию.

Поплыла вёрстка — некорректное отображение страницы в браузере.

Продакшн или продакшен (продакшн-код) — обозначение кода для рабочей версии приложении.

Пушить — использовать команду push, публиковать что-то.

Пэхапэ — язык программирования PHP, то же, что и «пыха».

Пыха — язык программирования PHP, то же, что и «пэхапэ».

Релиз — программное обеспечение на стадии публичного использования. Стабильная версия программы, которая прошла тестирование.

Рекурсия — описание процесса с помощью самого процесса. Например, выражение «рекурсивный вызов функции» описывает ситуацию, в которой функция вызывает сама себя.

Репа — репозиторий, хранилище данных. Например, код программы можно хранить в репозитории на GitHub.

Ридми — файл Readme, в котором содержится информация о программе.

Ругаться, например, линтер ругается — сообщения об ошибках в коде, работе сервиса и так далее.

Сабж — от английского Subject — тема, предмет. «По сабжу» — по теме обсуждения.

Свитчнуть, свичнуть — переключить. От английского switch.

Сетка — модульная сетка, используется для дизайна и вёрстки страниц.

Сеньор, синьор — от англ. Senior — старший разработчик.

Стек — изначально абстрактный тип данных. В разговорной речи используется для обозначения списка технологий, которые использует разработчик или компания. Пример: «Наш стек — HTML/CSS, JavaScript, React».

Софт — от англ. Software — программное обеспечение.

Софт-скилы — от англ. Soft skills — знания и качества специалиста, прямо не связанные с профессиональной деятельностью. Примеры: коммуникабельность, проактивность.

Темплейт — от английского template — шаблон.

Тестировщик — специалист по тестированию программного обеспечения.

Тимлид — от английского Team leader — руководитель команды. Координатор группы программистов.

Убить — удалить что-то. Например, «убить профиль» означает удалить профиль.

Фидбек — от англ. Feedback — обратная связь.

Фича — функция, возможность. От англ. Feature.

Фреймворк — от англ. Framework — каркас. Инструмент разработки, набор типовых шаблонных решений, упрощающих работу программиста. Примеры: Laravel, Bootstrap.

Фронтенд — от англ. Front-end — клиентская часть приложения.

Хатэмээль, хатээмэль — HTML, язык гипертекстовой разметки.

Хардкодить — статически прописывать в коде данные, которые должны вычисляться динамически. Плохая практика, антипаттерн в программировании.

Хацкер, кулхацкер — ироничное название начинающего специалиста, который считает себя опытным программистом. От английского hacker и cool hacker.

Хедер, хэдер — элемент структуры веб-страницы, находится в верхней части и содержит логотип, меню, служебную информацию.

Цэмээс, цээмэс — от англ. CMS — content management system, система управления контентом.

Цээсэс — от англ. CSS — Cascading Style Sheets, каскадные таблицы стилей.

Юзать — от английского to use — использовать.

Ява — язык программирования Java.

Яваскрипт — язык программирования JavaScript.

Основы программирования, термины и понятия!

Приветствую всех сегодня рассмотрим основные понятия, термины в программировании, так как без понимания их не возможно будет выучить ни один из языков программирования:

  • ОЗУ (Оперативное запоминающее устройство) – RAM(RandomAccessMemory, память с произвольным доступом) – энергозависимая память в которой хранятся данные и команды
    необходимые процессору для выполнения им операций.
  • CPU (Centralprocessingunit – ЦПУ, центральное обрабатывающее устройство) – исполнитель машинных инструкций (кода программ).
  • ALU (Arithmeticandlogicunit – АЛУ, Арифметико-логическое устройство) – блок процессора, который служит для выполнения арифметических и логических преобразований над данными.
  • Система счисления – символический метод записи чисел.
  • Позиционная система счисления (позиционная нумерация) – система счисления, в которой значение каждого числового знака (цифры) в записи числа зависит от его позиции (разряда).
  • Двоичная система счисления — это позиционная система счисления с основанием 2. В этой системе счисления числа записываются с помощью двух символов (0 и 1).
  • Шестнадцатеричная система счисления — позиционная система счисления по целочисленному основанию 16. Обычно в качестве шестнадцатеричных цифр используются десятичные цифры от 0 до 9 и латинские буквы от A до F, то есть (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F).
  • Дополнительный код (two’s complement, или twos-complement) — способ представления знаковых (положительных и отрицательных) целых чисел.
  • Бит (Bit — binary digit) – единица измерения информации — один двоичный разряд в двоичной системе счисления. Впервые слово bit, было использовано Клодом Шенноном для логарифмической единицы информации в 1948 г. В вычислительной технике, слово «бит» часто применяется в значении «двоичный разряд».
  • Тетрада (от греч. tetrás, родительный падеж tetrádos — четвёрка), совокупность 4 бит.
  • Байт (byte) — единица хранения и обработки цифровой информации. В настольных вычислительных системах байт считается равным восьми битам, в этом случае он может принимать одно из 256 (2 8 ) различных значений.
  • Разрядность процесора— способность одновременно обрабатывать какое-то количество бит. Часто, разрядностью компьютера называют разрядность его машинного слова.
  • Машинное слово — машинно-зависимая и платформенно зависимая величина, измеряемая в битах или байтах (тритах или трайтах – машина Сетунь-70), равная разрядности регистров процессора и/или разрядности шины данных. Для 32-битных процессоров x86: исторически машинным словом считается 16 бит, реально -32 бита. Это правило распространяется на двойные слова (32 бита – 64 бита), учетверенные слова (64 бита – 128 бит) и параграф (128 бит – 256 бит).
  • Килобайт (KB): 1 KB = 1024B= 2 10 B, где B — байт
  • Мегабайт (MB): 1 MB = 1024 KB=1024 2 B= 2 20 B= 1048576 B
  • Гигабайт (GB): 1 GB = 1024 MB=1024 3 B= 2 30 B= 1 073 741 824 B
  • Терабайт (TB): 1 TB = 1024 GB=1024 4 B= 2 40 B = 1 099 511 627 776 B
  • Вещественное число или действительное число (от лат. realis — действительный) — в информатике — тип данных, содержащий числа, записанные с десятичной точкой и/или с десятичным порядком.
  • Плавающая запятая -форма представления действительных чисел, в которой число хранится в форме мантиссы и показателя степени. При этом число с плавающей запятой имеет фиксированную относительную точность и изменяющуюся абсолютную. Наиболее часто используемое представление утверждено в стандарте IEEE 754. Реализация математических операций с числами с плавающей запятой в вычислительных системах может быть как аппаратная, так и программная.
  • Число одинарной точности (англ. Single precision) — компьютерный формат представления чисел, занимающий в памяти одну ячейку (машинное слово; в случае 32-битного компьютера-32 бита или 4 байта). Как правило, обозначает формат числа с плавающей точкой стандарта IEEE 754.Числа одинарной точности с плавающей точкой обеспечивают относительную точность 7-8 десятичных цифр и масштабы в диапазоне от 10 38 до примерно 10 38 Числа одинарной/двойной/расширенной точности (32, 64 и 80 бит) поддерживаются на аппаратном уровне сопроцессором (FPU).
  • Число двойной точности (англ. Double precision) — компьютерный формат представления чисел, занимающий в памяти две последовательных ячейки (компьютерных слова; в случае 32- битного компьютера — 64 бита или 8 байт). Как правило, обозначает формат числа с плавающей запятой стандарта IEEE 754. Числа двойной точности с плавающей точкой обеспечивают относительную точность около 16 десятичных цифр и масштабы в диапазоне от 10 308 до примерно 10 308 . В компьютерах, которые имеют 64-разрядные с плавающей точкой арифметические единицы, большинство численных вычислений осуществляется в двойной точности с плавающей точкой, поскольку использование чисел одинарной точности обеспечивает почти такую же производительность.
  • Математический сопроцессор — сопроцессор для расширения командного множества центрального процессора и обеспечивающий его функциональностью модуля операций с плавающей запятой, для процессоров, не имеющих интегрированного модуля.
  • Модуль операций с плавающей запятой (или с плавающей точкой; англ. floating point unit (FPU)) часть процессора для выполнения математических операций над вещественными числами.
  • Переменная (Variable) – это область памяти, которая хранит в себе некоторое значение, которое можно изменить.
  • Инициализация переменной – это первое присвоение ей значения. Все последующие присвоения новых значений этой переменной, не считаются инициализацией. Правило: При создании переменной обязательно указать ее тип, а при дальнейшем ее использовании, тип указывать не нужно.
  • В языке C# нет базовых типов — все типы реализуются как классы библиотеки NET Framework, но в нем есть набор встроенных типов, которые рассматриваются как псевдонимы (алиасы–aliases, короткие и упрощенные формы записи) типов из пространства имен System.
  • Псевдоним — альтернативный тип, который можно использовать вместо системных типов. Например: decimal — это псевдоним типа Decimal, а тип int — псевдоним типа Int32. В случае использования псевдонимов, как типов для переменных можно не использовать подключение пространства имен System (т.е. не писать using System;)
  • C# является строго типизированным языком. Каждая переменная должна иметь четко определенный тип. При создании переменной, используйте название-псевдоним, когда это возможно, а не полное имя типа.
  • Идентификатор — последовательность символов, которые используется для именования членов, таких как переменные, методы, параметры, а также множество других программных конструкций, которые будут рассмотрены позже. Иными словами: идентификатор переменной – это имя этой переменной.

Спецификация языка C # рекомендует придерживаться определенных правил (casing conventions) при создании идентификаторов (выбора имен для ваших переменных, методов ит.д).

К таким правилам можно отнести:

  • Pascal casing – каждое слово в идентификаторе начинается с большой буквы;
  • Camel casing – каждое слово, исключая первое, в идентификаторе начинается с большой буквы;
  • Uppercase – идентификатор состоит из букв написанных в верхнем регистре (все буквы большие)
  • Технически, имена переменных могут начинаться со знака «_» — нижнее подчеркивание и с любого алфавитного символа. (Имена не могут начинаться с цифр и других символов.)
  • Для именования локальных переменных в C#, рекомендуется использовать соглашение Camel Casing. Чтобы выделить слова в идентификаторе, первые буквы каждого слова (кроме первого)сделайте заглавными. Например: myAge, myName.
  • Язык C# чувствительный к регистру (case sensitivity) Например: MyName и myName – это разные имена.
  • Не используйте символы подчеркивания, дефисы и любые другие неалфавитно-цифровые символы для разделения слов в идентификаторе.
  • Не используйте венгерскую нотацию. Суть венгерской нотации сводится к тому, что имена идентификаторов предваряются заранее оговорёнными префиксами, состоящими из одного или нескольких символов. Например: string sClientName; int iSize; Имена переменных должны быть понятны и передавать смысл каждого элемента. В редких случаях, если у идентификатора нет точного семантического значения, используйте общие названия. Например: value, item. Если вы используете псевдонимы для переменных, и ваше приложение будет выполняться с применением других .NET поддерживаемых языков, желательно ограничиться лишь CLS — совместимыми типами, к которым можно отнести все типы за исключением беззнаковых целочисленных типов и sbyte.
  • Символы Юникода — это 16-разрядные символы, которые используются для представления большинства известных письменных языков мира.
Мастер Йода рекомендует:  14 полезных расширений Chrome для программистов

Когда часто приходиться работать с двоичным кодом или шестнадцатеричным, не всегда удобно использовать калькулятор, а уж тем более все это запоминать. Для этого выкладываю таблицу где можно посмотреть изменения представления в различных системах исчислениях.

Какой язык программирования лучше выбрать первым для изучения новичку?

Один из самых популярных вопросов в нашем сообществе от начинающих программистов звучит так: «С какого языка мне начать?» Для ответа мы привлекли наших экспертов.

Иван Кухта , старший программист-разработчик ПО в компании Acronis

Все зависит от того, какую область вы выберете. Если вы хотите работать непосредственно с железом, писать драйверы и различные приложения, для которых требуется максимальная производительность, — тогда подойдут только C или C++. Если ваша цель — приложения для мобильников, стоит изучить Java или Objective C, C#. Для веб-серверов необходимы go, python и php; для веб-приложений — JavaScript.

Если же вы пока не определились с областью, можно смело выбирать C/C++, поскольку, зная этот язык, вы без труда выучите любой другой. Есть только одна вещь, которую важно помнить: как и разговорный язык, язык программирования забывается, если его постоянно не использовать, поэтому лучше владеть одним или двумя языками в совершенстве, чем поверхностно знать большое количество.

На мой взгляд, настоящий программист никогда не ограничивается знанием только одного языка. И даже если в будущем вы собираетесь писать драйвера и системные приложения, вам всё равно пригодится какой-нибудь из скриптовых языков, таких как perl или python. Более того, знание скриптовых языков сейчас просто необходимо для любого программиста, несмотря на его специализацию.

Алексей Камалетдинов , разработчик в «Ростелеком Контакт-центр»

Python вполне подойдет для изучения общих концепций программирования. Это очень популярный язык, у него много библиотек, синтаксис легко читаемый и довольно аккуратный код. Основными преимуществами Python для новичков является то, что он довольно распространен и его легко выучить. Вы с легкостью сможете на нем писать как web-приложения, так и обычные десктопные. В зависимости от предметной области, необходимо выбрать объектно-ориентированный язык. Например, если вы занимаемся системным программированием, то лучше всего подойдет С++. Если вы разрабатываете корпоративное приложение (информационные системы предприятий), то это С# или Java.

Стас Павлов , руководитель направления маркетинга для технических аудиторий в Microsoft Россия

Я в своё время начинал с Фортрана и Паскаля, так как они были у меня в институте. Потом был С/C++, Visual Basic Script, PHP и Visual Basic, потом C#, потом немного F#.

Если опираться на свой опыт и иметь возможность выбирать, наиболее комфортно мне было разрабатывать на С#, и с него бы я и начал. Больше всего в плане понимания алгоритмов и механизмов работы ОС, под которые я писал, дал мне C++.

Артём Кудзев , руководитель направления маркетинга технологий 2ГИС

На примере C++ и Java изучить основу основ ООП, а потом определиться в предметной области и изучить родной для неё язык.

Григорий Петров , технический евангелист VoxImplant

Полагаю, лучше всего начать обучение с JavaScript. Благодаря веб браузерам, этот язык программирования является стандартом де-факто при создании веб приложений, одной из самых быстрорастущих областей разработки. Также по нему есть великолепная бесплатная книга, «Eloquent JavaScript», переведенная на русский.

Борис Шестаков , руководитель группы разработки Java в AT Consulting

Все зависит от задачи, которую вы хотите решить. Однако если это ваш первый язык, я бы порекомендовал язык со строгой типизацией общего назначения (C++, Java, .NET): с ними в любом случае не пропадете и будет легко перейти на любой другой. Ещё интересный способ понять, какой язык взять для изучения – зайти на GitHub, ввести в поиск интересующую тему и посмотреть, на чем пишут другие разработчики.

Дмитрий Сошников , технологический евангелист Microsoft, доцент МФТИ, МАИ, преподаватель детского лагеря JUNIO-R

Здесь всё зависит от возраста. Если вы решили действительно смолоду учиться программировать, и вам еще нет 12 лет – лучше начинать с простых графических языков, типа Kodu Game Lab или Scratch . Считается, что традиционные языки программирования стоит осваивать после 12-ти. Из традиционных языков мне всегда был близок C # – для него есть хорошая среда разработки, а программировать можно всё: от игр в Unity , до веб-сайтов на ASP . NET или электроники. Для обучения можно посмотреть видеоуроки, или почитать книжку C # для школьников .

Алексей Михайлишин , руководитель отдела разработки ПО компании ОС3

Новичкам я бы рекомендовал для начала понять, что язык — это всего лишь инструмент в работе программиста. Да, конечно, важно владеть им уверенно, чтобы создавать хорошие программы, но на первом месте должно быть именно мастерство разработчика, а не язык, на котором он пишет.

Но так как начинать всё равно с чего-то надо, да и изучать те же алгоритмы и структуры данных в вакууме не очень удобно, то могу порекомендовать использовать для этого язык Си. Он достаточно низкого уровня, чтобы не приучать к тоннам синтаксического сахара и дать общее понимание того, как устроен компьютер, который исполняет программу. Но вместе с тем это и не язык ассемблера, что даёт возможность сосредоточиться на общих вещах, не тратя большую часть умственных усилий на запоминание всех названий jump’ов и значений регистров. В качестве литературы рекомендую классическую K&R.

Также можете обратить внимание на Python, который автоматически приучит вас к некоторой структуре и стилю оформления кода, что тоже полезно для новичков. Да и исполнение интерпретатором вместо полноценной компиляции даст чуть более быструю обратую связь, что важно при обучении.

ТОП-10 самых легких для изучения языков программирования

Когда речь заходит о выборе карьеры разработчика или добавлении к списку ваших навыков нового языка, следует учитывать, что некоторые языки являются более легкими в изучении, чем другие. Эта подборка основывается на исследовании отношения девелоперов к языкам, проведенном WPEngine.

WP Engine опросил 909 разработчиков в США. Наибольший процент из них (14%), что не удивительно, родом из Калифорнии. Большое количество программистов проживает в таких штатах как Флорида, Нью-Йорк и Техас. Около 70% всех опрошенных программистов были мужчинами, 30% — женщинами.

Перед вами 10 самых легких для изучения языков программирования с указанием процента проголосовавших за них разработчиков (согласно данным Wp Engine).

HTML (13,3%)

Этот язык победил в двух номинациях: он был назван самым легким для изучения и таким, с которым софортнее всего работать. Созданный в 1990 году, этот язык разметки является первейшим инструментом для создания стандартных веб-страниц и приложений для любого браузера.

Python (9%)

Python известен своей высокой читабельностью и простым синтаксисом, что делает его легким для изучения. “Благодаря логичности и простоте Python легок в использовании и доступен, особенно для кодеров-новичков”, – говорится в исследовании. Созданный в 1989 году и увидевший свет в 1994, Python используется вот уже 25 лет.

Javascript (6,2%)

Javascript имеет открытый код и использует комбинацию функций из языков C, C++ и Java. Это позволяет программистам выбирать язык, который подойдет им лучше всего. Javascript также находится в верху списка языков, которые программеры считают самыми креативными.

PHP (4,9%)

PHP – язык сценариев. Имеет открытый код и относится к языкам общего назначения. PHP особенно подходит для веб-расширений и может быть встроен в HTML.

Java (4,6%)

Это язык программирования общего назначения, специально предназначенный для максимального уменьшения зависимостей в реализации. Создан в 1991 году. Java также был назван наиболее благодатным и универсальным языком.

R это язык программирования с открытым кодом для статистических вычислений и работы с графикой. Он поддерживается организацией “Организацией статистических вычислений R”.

Shell (4,4%)

Скрипт shell это компьютерная программа, созданная для запуска командной оболочкой Unix. Обычно используется для манипуляций, исполнения программ и вывода текста.

Ruby (4,1%)

Ruby это динамический язык программирования с открытым исходным кодом. Делает главный акцент на простоте. Также занимает высокие позиции в списке наиболее креативных языков.

Erlang (3,8%)

Erlang это многопоточный функциональный язык программирования общего назначения. Используется для разработки параллельных и распределенных систем.

Go (3,6%)

Go, язык программирования с открытым кодом, разработанный Google. Весьма полезен при создании веб-приложений с минимумом фреймворков, веб-серверов и API. Go app также легко запускать на облачной платформе Google. Этот язык был отмечен также как наиболее интуитивный.

Инструкция для тех, кто хочет стать программистом с нуля

Кризис заставляет многих сменить место работы или даже полностью поменять специальность. Приходится осваивать новые навыки и профессии. Прекрасным выбором в этом случае может стать профессия программиста. Это интересно, комфортно и прибыльно. В этой статье мы постараемся ответить на вопрос, как построить карьеру программиста с нуля.

Начать свой путь к карьере программиста стоит с ответа на вопрос, нужно ли вам программирование вообще? Этот вопрос не относится к тем, кто учится или учился по специальности, близкой к программированию. Если вам в школе математика давалась лучше, чем гуманитарные науки, если вам нравится проводить много времени за компьютером, если вам хочется изучать что-то новое, тогда программирование вам подойдёт.

С чего начать

Есть несколько вариантов развития событий, в результате которых человек становится программистом. Первый — родители-программисты, которые всему научили своих детей. Таким детям даже не нужно идти в университет. Второй вариант — модная профессия программиста. После школы нужно было выбрать, куда пойти учиться, и выбрали модное направление IT, вроде бы понравилось. И последний вариант — хобби, которое переросло в работу.

Если с вами ничего из вышеперечисленного не произошло, значит, у вас есть выбор из четырёх вариантов:

  • Самообразование. Этот вариант можно использовать как самостоятельно, так и в паре с другими методами. В интернете полно сайтов, книг и приложений, которые помогают изучать различные языки программирования и технологии. Но это самый тяжёлый путь для начинающих.
  • Университет. Если вы оканчиваете школу и хотите быть программистом, тогда идите в университет. Если не за знаниями, тогда за корочкой. Она может послужить бонусом при устройстве на работу. Хотя и какие-то знания вы тоже получите. Но не забывайте заниматься и самообучением. К выбору вуза стоит подойти очень ответственно. Внимательно изучите программы обучения и выбирайте лучшие технические вузы.
  • Ментор. Будет очень неплохо, если вы найдёте человека, который согласится помочь вам и направит вас в правильную сторону. Он подскажет подходящие книги и ресурсы, проверит ваш код, даст полезные советы. Кстати, мы уже писали о полезном ресурсе, где вы сможете найти ментора. Наставника можно искать среди знакомых программистов, на IT-тусовках и конференциях, на онлайн-форумах и так далее.
  • Специализированные практические курсы. Попробуйте поискать в своём городе курсы, где вас обучат какому-нибудь языку программирования или технологии. Я был приятно удивлён количеством таких курсов в Киеве, в том числе бесплатных и с последующим трудоустройством.

Какой язык, технологию и направление выбрать

Когда вы станете программистом, через годик-другой будете вольны выбирать любой язык, который вам нравится. Но при выборе первого языка программирования новичок должен учитывать следующие критерии:

  • Наличие на рынке вакансий. Конечная цель этого пути — найти работу программистом. А это будет трудно сделать, если на рынке вакансий никто не будет искать разработчиков на вашем языке программирования. Проверьте сайты с вакансиями, посмотрите, кого больше ищут, выпишите десяток языков. И переходите к следующему критерию.
  • Низкий уровень вхождения. Если вам придётся потратить длительное время на изучение языка, это может отбить у вас охоту к программированию вообще. Почитайте о тех языках, которые вы выбрали выше. Просмотрите литературу, которую нужно будет прочитать, чтобы изучить эти языки. И выберите те, о которых пишут, что они лёгкие, или которые вам показались лёгкими. Такими языками могут оказаться PHP, Ruby, Python.
  • Кайф от процесса. Если вам не нравится писать код на выбранном языке, вы не будете получать удовольствия от этого процесса, от работы и от жизни. А оно вам надо? Делайте правильный выбор.

Также вам придётся определиться с направлением программирования. Мобильное, десктопное, игры, веб, низкоуровневое программирование и так далее. Самые популярные и относительно лёгкие отрасли — разработка под веб, мобильные и десктопные клиенты. Под каждое направление может подходить один язык и совсем не подходить другой. То есть при выборе языка программирования также стоит отталкиваться и от этого фактора.

В любом случае изучите веб-технологии. Это язык разметки HTML, стили CSS и JavaScript, который позволит сделать вашу страницу динамической. На следующем этапе изучите серверный язык (Python, PHP, Ruby и другие) и подходящие для него веб-фреймворки. Изучите базы данных: практически в каждой вакансии программиста это упоминается.

Как получить начальный опыт

Без опыта вы не получите работу. Без работы вы не получите опыт. Замкнутый круг реальной жизни. Но ничего страшного, мы из него выберемся.

Во-первых, не стоит ждать, пока вы прочитаете все книги по выбранному языку программирования. Начинайте писать свои первые строки кода уже после второй главы книги. Выполняйте все задания из книг, перепечатывайте примеры, разбирайтесь в них. Усложняйте примеры и задания из книг своими идеями. Создавайте свои задачи к пройденному материалу. Решайте эти задачи.

Во-вторых, вам нужно найти свои первые проекты. Это, наверное, самый сложный вариант, но рабочий. Вам придётся самому искать заказы, выполнять их, заморачиваться с оплатой. Для новичка это архисложно, но зато затем все остальные варианты покажутся плёвым делом. Выполненные проекты можно будет записать в опыт и показать вашему будущему работодателю. Реальные проекты являются большим плюсом в вашем резюме.

Если вы знаете английский язык, регистрируйтесь лучше на англоязычных биржах. Рынок там больше. Если не знаете английского, учите его. А пока что вам доступны русскоязычные биржи фриланса. Ищите небольшие проекты, которые соответствуют вашему уровню знаний или чуть выше него. Подайте заявку на пару десятков таких заданий. И приготовьтесь получить море отказов. Но если одна-две заявки выстрелят, у вас будет шанс получить реальный опыт.

Ещё одним неплохим вариантом для получения реального опыта является open source. Таким проектам всегда нужны новые люди, пусть даже и новички. Вы можете поискать в проекте баги или посмотреть в баг-трекере и предложить методы их решения. Найти такие проекты легко на GitHub или других сервисах для хостинга кода. Не стесняйтесь задавать там вопросы.

Четвёртый вариант получения опыта — помощь знакомым программистам. Попросите их передать вам маленькие и несложные задания. Если что-то не будет получаться, у вас всегда будет к кому обратиться. И при этом вы будете участвовать в реальном проекте.

Мастер Йода рекомендует:  Как писать легко тестируемый и поддерживаемый код на PHP

Последний способ — собственные проекты, различные хакатоны или работа в коворкинге. Свои проекты сложно начинать самому, лучше поискать знакомых или друзей.

Почему стоит выбрать Python

Давайте немного подробнее поговорим о выборе первого языка программирования. Первый язык должен быть простым и популярным на рынке. Таким языком является Python. Я очень советую выбрать именно его в качестве первого языка программирования.

Код программы на Python читабелен. Вам даже не нужно быть программистом, чтобы в общих чертах понять, что происходит в программе. Из-за несложного синтаксиса Python вам понадобится меньше времени для написания программы, чем, например, на Java. Огромная база библиотек, которая сэкономит вам кучу сил, нервов и времени. Python является высокоуровневым языком. А значит, вам не нужно особо думать о ячейках памяти и о том, что там разместить. Python — язык широкого назначения. И он такой простой, что даже дети могут его выучить.

Справедливости ради стоит упомянуть и о других языках программирования. Java может стать неплохим выбором для новичка. Этот язык популярнее, чем Python, но и немного сложнее. Зато инструменты для разработки гораздо лучше проработаны. Стоит только сравнить Eclipse и IDLE. После Java вам будет проще перейти к работе с низкоуровневыми языками программирования.

PHP — ещё один очень популярный язык. И, мне кажется, он даже проще, чем Python. Очень легко найти себе ментора или решение какой-нибудь проблемы на форуме. Всё потому, что в мире существует огромное количество PHP-программистов разного уровня. В PHP нет нормального импорта, есть множество вариантов решения одной и той же задачи. А это усложняет обучение. И PHP заточен исключительно под веб.

Языки C и C# очень сложны для новичка. Ruby — хороший выбор в качестве второго языка, но не первого. JavaScript — очень простой язык, но ничему хорошему он вас не научит. А задача первого языка программирования всё-таки научить вас чему-то правильному, задать какую-то логику.

Важен ли английский язык

Важен! Не знаете? Учите. Знаете? Совершенствуйте. Учитесь читать, писать, слушать и говорить на английском. Делайте упор на техническую литературу. Слушайте англоязычные подкасты. Читайте англоязычные учебники по программированию.

Что нужно знать, кроме языка программирования

Конечно же, кроме языка программирования и английского, нужно знать что-то ещё. А вот что — зависит от направления, которое вы выберете. Веб-программист обязан знать HTML, CSS, JavaScript. Десктоп-программист учит API операционной системы и различные фреймворки. Разработчик мобильных приложений учит фреймворки Android, iOS или Windows Phone.

Всем нужно выучить алгоритмы. Попробуйте пройти курс на Coursera или найти подходящую для себя книгу по алгоритмам. Кроме этого, нужно знать одну из баз данных, паттерны программирования, структуры данных. Стоит также познакомиться с репозиториями кода. Хотя бы с одним. Обязательно знание систем версионного контроля. Выбирайте Git, он самый популярный. Вам нужно знать инструменты, с которыми вы работаете, операционную систему и среду разработки. И главный навык программиста — уметь гуглить. Без этого вы не проживёте.

Последние шаги

Вам нужно подготовить резюме. Не просто резюме, а хорошее резюме. Не стоит писать там лишней информации, но и умалчивать о своих умениях тоже не нужно. После того как вас пригласят на интервью, вы должны к нему подготовиться. Пройдитесь по материалу, который указан в вашем резюме. Вы должны быть уверены в своих знаниях. Просмотрите проекты, над которыми вы работали, вспомните технологии, которые вы применяли. И вперёд — к светлому будущему с новой профессией программиста.

Обучение программированию с нуля – пошаговое руководство для начинающих. Десять шагов от чайника к программисту-профессионалу

Сегодня многих интересует, можно ли научиться программировать с нуля.

Все мы слышали истории о том, что люди, которые занимаются этим делом, имеют огромные доходы, ездят на Бали каждые выходные и в первые месяцы своей работы смогли купить квартиры всем своим родственникам.

Шаг первый. Подготовка

Нередко начинающие программисты не могут достичь успеха по той простой причине, что изначально не смогли правильно расставить приоритеты.

Они представляют данное ремесло как что-то романтическое, динамичное – прямо какой-то постоянный экшн.

В фильмах этот процесс показывается совсем не таким, какой он есть на самом деле.

Более того, там вообще не отображается само написание кодов, нам показывают только события, которые вращаются вокруг этого.

Яркий пример тому – фильм «Социальная сеть», в котором вообще не показывали, как главные герои занимаются кодами.

Рис. 1. Кадры из фильма «Социальная сеть» (2010)

Также в фильмах показывают, что программистом может стать любой человек без знаний, опыта и даже без серого вещества в мозге. В данном случае можно вспомнить фильм «Кадры».

Рис. 2. Постер к фильму «Кадры» (2013)

Так что если вы просто пропитались духом всевозможных кинолент и хотите самостоятельно начать «кодить», программирование – это явно не для вас.

Вот вам правда о рассматриваемом ремесле – программирование это:

  • часы, а иногда и сутки монотонной работы, во время которой нельзя расслабляться, нужно всегда быть сосредоточенным;
  • бесконечное обучение в погоне за последними тенденциями в данной области;
  • однотипные проекты с заказчиками, которые сами не знают, чего они хотят и как это должно выглядеть.

Если вы все это осознаете и готовы окунуться в удивительный мир программирования, то приступайте к следующему шагу.

Шаг второй. Выбор первого языка

Существует огромное количество языков программирования. По некоторым подсчетам их число уже достигло нескольких тысяч.

Согласно рейтингу журнала IEEE Spectrum наиболее популярными на сегодняшний день являются такие языки, как C, Java и Python. Ниже представлена первая десятка данного рейтинга.

Рис. 3. Рейтинг языков по версии IEEE Spectrum

Вообще, С – это один из самых простых языков, который дает основу всему остальному. Более того, его элементы используются во многих других системах и программах.

Но интересно, что в хороших учебных заведениях, а также на курсах студенты изучают языки в таком порядке:

Дальше уже можно изучать все, что угодно, в зависимости от направления деятельности. Если коротко, существуют следующие варианты:

  1. Веб (разработка сайтов, онлайн систем и все, что с этим связано) – html (хотя его нельзя назвать полноценным языком программирования), PHP, Perl, Python, Ruby, Java, Groovy, а также технология ASP.NET.
  2. Пользовательское ПО (всевозможные программы вроде справочников, браузеров, мессенджеров и тому подобное) – Delphi, C, C++, C#.
  3. Пользовательское ПО для мобильных устройств – Java, Objective-C.
  4. Машинные разработки (работы с микропроцессорами и другими устройствами, проектирование робототехники) – Assembler, модификации С.

Кто-то также может внести в этот список так называемое программирование 1С. Не верьте профанам и ничего не знающим людям! Это совсем не программирование.

Когда вы познакомитесь с основами рассматриваемой работы, то поймете, почему так можно говорить.

Выбирайте то, что вам больше всего понравится.

Большинство специалистов также советуют начать свое обучение с Pascal. Такой вариант позволит

Вам написать самые простые программки и иметь общее представление о рассматриваемом ремесле в целом.

Можно сказать, что Паскаль – это некий мост. Человек, который просто хорошо знает математику, может перейти через него в мир программирования.

Программирование для новичков | Топ 5 интересных языков

В 2020 году программирование стало достаточно популярным видом деятельности. Вокруг него создаются целые культы людей, мечтающих творить. Они же сравнивают этот вид деятельности с творчеством, ведь именно программисты создают среду обитания для большей половины человечества.

И с этим не поспоришь, ведь все, что мы видим, когда приходим домой и включаем компьютер — дело умелых рук специалистов. Что же кроется под всеми эти красивыми кнопочками и картинками? Ответ очевиден для многих — исходный код. Однако что этот исходный код из себя представляет знает уже меньшее количество людей. Иным кажется, что это и вовсе непостижимые знания, но есть и те, кто хочет научиться, но не знает с чего начать. Именно для них мы и подготовили сегодняшний материал.

Сложно ли программирование, и с какого языка начать?

В последнее время именно этот язык занимает лидирующие позиции в различных топах. Оправдать это можно высокой универсальностью, ведь именно Java славится как язык, который работает на любых компьютерных архитектурах.

Связан этот феномен с особенностями транслитерации, которая заключается в наличии дополнительной ступени (байт-кодов) на пути передачи данных машине. Если говорить более точно, то данные передаются не напрямую, а через посредника, которым в данном случае выступает JVM(Java Virtual Machine).

Сфера применения Java также достаточно широка. Язык используется в веб-разработке, геймдеве, мобильной разработке и прочих направлениях. В общем-то, вышеобозначенная популярность отчасти связана все с тем же феноменом, ну или особенностью, если пожелаете.

Теперь возникает вполне резонный вопрос — а сложно ли изучать эту самую джаву? И перед тем, как ответить, стоит напомнить, что Java — это объектно-ориентированный язык программирования. Надо понимать, что изучение ООП-языков потребует понимания их принципов построения. Но не все так плохо, ведь Java значительно проще, чем тот же C++(речь о котором, кстати, пойдет далее), поэтому если он вам близок и интересен, то вы можете уже подыскивать подходящие курсы, обучающие статьи или онлайн-сервисы. А пока вы не ушли далеко, мы позволим себе посоветовать вам онлайн-сервис для изучения Java — Skillbox. Данный проект не только позволит вам в кратчайшие сроки изучить данный язык, но и поможет в дальнейшем трудоустройстве. В общем-то, это лишь один из многих, в интернете вы можете найти и другие онлайн-курсы.

Python

Наверняка вы уже слышали об этом языке программирования, т.к именно он чаще всего является фигурантом споров аля «Язык1 vs Язык2», «Какой язык программирования самый лучший» и т.д. В принципе, это вполне оправдано, ведь несмотря на свою кажущуюся простоту, Python может применяться в самых разнообразных ситуациях, начиная от Веб-разработки, и заканчивая применением в научных исследованиях.

Стоит сказать, что в последнее время Python чаще всего используется как раз-таки в Web-сфере. Наряду с фреймворком Django, данный язык программирования обретает все большую популярность. На тех же биржах фриланса очень часто встречаются заказы, которые связаны именно с Django+Python.

Изучать программирование на Питоне достаточно легко, язык понимаем и читаем, и именно поэтому многие его любят и уважают.

JavaScript

И хоть JavaScript «слегка» схож по названию с Java, эти языки не имеют между собой ничего общего. Даже синтаксис в них слегка отличается, чего уж говорить о применении, которое, кстати говоря, разнится просто предельно.

В отличие от своего «собрата» по названию, JavaScript используется только в веб-разработке, и только в качестве исполняемых скриптов. Т.е его код не нужно компилировать, он используется в исходном виде. Стоит обратить внимание на тот факт, что JS является обязательным языком, если вы решите серьезно заниматься веб-разработкой. Без него будет сложно, а может и вовсе невозможно.

Для познания азов JavaScript вам не понадобится с головой зарываться в мануалы и книги. Язык достаточно прост, и хоть он и отличается в плане синтаксиса от той же джавы, отличия эти не так заметны и серьезны, точки соприкосновения там есть, и их много.

Еще один скриптовый язык программирования, который весьма успешно применяется в Веб-разработке. На данный момент, PHP является лидером в сфере создания динамических веб-ресурсов.

Он используется почти везде: большинство CMS работает на PHP (включая наш горячо любимый WordPress), хостинг-провайдеры работают на нем, на этом же языке разработано бесчисленное количество всевозможных фреймворков.

Проще говоря: учить наряду с JS-м выше, потому как, PHP должен знать каждый уважающий себя веб-разработчик.

В отличие от всех предыдущих, эти два языка программирования являются по-настоящему легендарными. Спектр их применения настолько широк, что легче сказать, где они не используются.

Конечно, в современных реалиях мы чаще слышим именно о C++, нежели о его прародителе. Однако положил начало «всему» именно чистый C, и именно с него стоит начать изучать программирование, если вы вдруг метите на C++ разработчика. Почему так? А потому, что изучая C++ сходу, вы рискуете запутаться во всех этих методах, так и не поняв суть ООП. Другое дело C, с помощью которого вы сможете понять азы и подноготную программирования. Кстати говоря, он достаточно прост к изучению, поэтому вам не придется тратить долгие месяца и годы на его освоение.

Стоит отметить, что язык C++ достаточно сложен, и требует основательного подхода. В том числе и поэтому новичкам рекомендуется начинать с чистого C, или же с других языков.

Впрочем, подходить основательно надо к изучению любого языка. Главное определить для себя приоритеты, дабы в дальнейшем не возникало желание перескочить на другой язык, или и вовсе бросить все.

Полезная литература

Как уже было сказано выше, при любом выборе важна основательность и трезвость. Поэтому помимо самого топа, сегодня мы приготовили для вас список книг, с которыми рекомендуется ознакомиться новичкам, только-только постигающим программирование.

Топ-5 языков программирования для новичков

Новички в программировании подчас не могут решить, с какого языка стоит начать обучение. Выбор может зависеть от уровня начальной подготовки, области, в которой желает развиваться начинающий кодер или даже зарплатных ожиданий. В любом случае тщательное освоение базового языка программирования поможет овладеть основами разработки и в дальнейшем разобраться в том, как работают другие, ведь настоящий программист не ограничивает себя изучением одного языка.

JavaScript

JavaScript подойдёт тому, кто связывает своё будущее с веб‑разработкой. Большинство веб‑приложений на стороне клиента пишутся именно на этом языке, на нём создаются сценарии взаимодействия с пользователями веб‑сайтов. Правда, за пределами браузера JavaScript бессилен.

После изучения языка JavaScript новичок получит основные знания о таких фундаментальных в программировании вещах, как структура данных, алгоритмы, объектно‑ориентированные технологии в программировании. Также начинающему программисту, особенно не “технарю”, облегчит жизнь тот факт, что код JavaScript – это простой текст, который можно написать в любом текстовом редакторе. JavaScript похож на базовый язык программирования C. Если наскучит веб‑разработка, то выучить сиобразные языки, такие как С++, C#, Java, PHP, будет намного проще.

JavaScript в данный момент – главный язык фронтенда, он переживает пик популярности. На его основе постоянно появляются новые инструменты, которые облегчают жизнь разработчику, но знание JavaScript остаётся необходимым, чтобы легко адаптироваться к стремительно развивающимся веб‑технологиям.

Python

Python отлично подойдёт для изучения основ программирования. Этот язык идеален для новичков, которые не хотят вникать в огромное количество руководств, и разбираться в громоздком машинном коде. Python имеет open‑source лицензию, поэтому использовать его можно бесплатно. На данный момент Python поддерживается популярными операционными системами: iOS, Windows, Unix и Linux.

На языке программирования Python можно разрабатывать веб‑приложения, анализировать данные, заниматься машинным обучением, писать скрипты для автоматизации задач. Этот язык хорошо связывает уже существующие компоненты программ, но также является отличной основой для разработки высокофункциональных программ. Многие популярные веб‑сайты были разработаны с использованием Python. Например, он использовался при разработке таких крупных проектов, как YouTube, Google, Dropbox, Quora, Reddit.

Python – интерпертируемый язык, поэтому новичок сразу увидит результат выполнения кода, не нужно будет дожидаться компиляции программы. Язык имеет низкий порог вхождения, так как обладает простым синтаксисом, уже существующий код не отпугнёт новичка: он читается легко и выглядит аккуратно. Python приучит начинающего программиста к соблюдению стиля оформления и следованию строгой структуре кода, что будет также полезно для изучения других языков программирования.

Мастер Йода рекомендует:  Webpack за 15 минут

C# – язык программирования, который был разработан корпорацией Microsoft в 2010 году. Это объектно‑ориентированный язык программирования (ООП), который используется для разработки программного обеспечения, десктопных и веб‑приложений. ООП означает, что в языке используется методология, основанная на разбивке сложных, больших программ, на небольшие объекты с атрибутами. Программирование на языке C# широко распространено не только в веб‑разработке, но и в разработке программного обеспечения и приложений, поэтому спрос на C# программистов остаётся стабильно высоким.

С# является относительно несложным языком, который поможет развить общие навыки программирования, что в дальнейшем поможет разобраться в работе языков сверхвысокого уровня.

Другой язык, с помощью которого можно сделать первые шаги в программировании объектно‑ориентированный Java.

Язык программирования Java используется в веб‑разработке и создании мобильных приложений, значительно реже в разработке программного обеспечения. В данный момент спрос на Java разработчиков возрос из‑за активного распространения устройств на операционной системе Android.

Для новичка изучение Java может стать хорошей школой, потому как язык предъявляет строгие требования к указанию типов данных, а значит заставляет думать о внутреннем устройстве системы. Также язык капризен в отношении синтаксиса, он научит начинающего программиста помнить о фигурных скобках и тем самым поможет понять, как работает вложенность блоков кода. Ключом к пониманию того, как работает язык, интерпретируются и обрабатываются командные строки является виртуальная машина Java, которая в данный момент поддерживается большинством устройств, что довольно удобно для начинающего программиста.

C++ считается предком всех популярных ныне языков программирования. Начать его изучение лучше студенту, который имеет профильную специальность с уклоном в сторону IT (например, «Прикладная математика и информатика»), потому как порог вхождения выше, чем у вышеперечисленных языков.

Язык программирования C++ идеален для тех, кто планирует заниматься системным программированием, работать с железом, писать драйверы и десктопные приложения. С помощью данного языка начинающий программист изучит процесс взаимодействия компонентов компьютерной системы, таких как процессор, оперативная память, устройства ввода‑вывода, сетевое оборудование с пользовательскими приложениями.

Данный язык является компилируемым, то есть написание кода формирует у новичка понимание того, как запускается код, усвоение, что процесс сборки программы можно настраивать и исходный код может быть обработан сторонними программами. Благодаря C++ начинающий программист постигнет все тонкости, касающиеся типов данных.

Изучение С++ займёт немалое количество времени и потребует значительного упорства, в идеале найти преподавателя, который поможет освоить основы языка.

Основы программирования, термины и понятия!

Приветствую всех сегодня рассмотрим основные понятия, термины в программировании, так как без понимания их не возможно будет выучить ни один из языков программирования:

  • ОЗУ (Оперативное запоминающее устройство) – RAM(RandomAccessMemory, память с произвольным доступом) – энергозависимая память в которой хранятся данные и команды
    необходимые процессору для выполнения им операций.
  • CPU (Centralprocessingunit – ЦПУ, центральное обрабатывающее устройство) – исполнитель машинных инструкций (кода программ).
  • ALU (Arithmeticandlogicunit – АЛУ, Арифметико-логическое устройство) – блок процессора, который служит для выполнения арифметических и логических преобразований над данными.
  • Система счисления – символический метод записи чисел.
  • Позиционная система счисления (позиционная нумерация) – система счисления, в которой значение каждого числового знака (цифры) в записи числа зависит от его позиции (разряда).
  • Двоичная система счисления — это позиционная система счисления с основанием 2. В этой системе счисления числа записываются с помощью двух символов (0 и 1).
  • Шестнадцатеричная система счисления — позиционная система счисления по целочисленному основанию 16. Обычно в качестве шестнадцатеричных цифр используются десятичные цифры от 0 до 9 и латинские буквы от A до F, то есть (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F).
  • Дополнительный код (two’s complement, или twos-complement) — способ представления знаковых (положительных и отрицательных) целых чисел.
  • Бит (Bit — binary digit) – единица измерения информации — один двоичный разряд в двоичной системе счисления. Впервые слово bit, было использовано Клодом Шенноном для логарифмической единицы информации в 1948 г. В вычислительной технике, слово «бит» часто применяется в значении «двоичный разряд».
  • Тетрада (от греч. tetrás, родительный падеж tetrádos — четвёрка), совокупность 4 бит.
  • Байт (byte) — единица хранения и обработки цифровой информации. В настольных вычислительных системах байт считается равным восьми битам, в этом случае он может принимать одно из 256 (2 8 ) различных значений.
  • Разрядность процесора— способность одновременно обрабатывать какое-то количество бит. Часто, разрядностью компьютера называют разрядность его машинного слова.
  • Машинное слово — машинно-зависимая и платформенно зависимая величина, измеряемая в битах или байтах (тритах или трайтах – машина Сетунь-70), равная разрядности регистров процессора и/или разрядности шины данных. Для 32-битных процессоров x86: исторически машинным словом считается 16 бит, реально -32 бита. Это правило распространяется на двойные слова (32 бита – 64 бита), учетверенные слова (64 бита – 128 бит) и параграф (128 бит – 256 бит).
  • Килобайт (KB): 1 KB = 1024B= 2 10 B, где B — байт
  • Мегабайт (MB): 1 MB = 1024 KB=1024 2 B= 2 20 B= 1048576 B
  • Гигабайт (GB): 1 GB = 1024 MB=1024 3 B= 2 30 B= 1 073 741 824 B
  • Терабайт (TB): 1 TB = 1024 GB=1024 4 B= 2 40 B = 1 099 511 627 776 B
  • Вещественное число или действительное число (от лат. realis — действительный) — в информатике — тип данных, содержащий числа, записанные с десятичной точкой и/или с десятичным порядком.
  • Плавающая запятая -форма представления действительных чисел, в которой число хранится в форме мантиссы и показателя степени. При этом число с плавающей запятой имеет фиксированную относительную точность и изменяющуюся абсолютную. Наиболее часто используемое представление утверждено в стандарте IEEE 754. Реализация математических операций с числами с плавающей запятой в вычислительных системах может быть как аппаратная, так и программная.
  • Число одинарной точности (англ. Single precision) — компьютерный формат представления чисел, занимающий в памяти одну ячейку (машинное слово; в случае 32-битного компьютера-32 бита или 4 байта). Как правило, обозначает формат числа с плавающей точкой стандарта IEEE 754.Числа одинарной точности с плавающей точкой обеспечивают относительную точность 7-8 десятичных цифр и масштабы в диапазоне от 10 38 до примерно 10 38 Числа одинарной/двойной/расширенной точности (32, 64 и 80 бит) поддерживаются на аппаратном уровне сопроцессором (FPU).
  • Число двойной точности (англ. Double precision) — компьютерный формат представления чисел, занимающий в памяти две последовательных ячейки (компьютерных слова; в случае 32- битного компьютера — 64 бита или 8 байт). Как правило, обозначает формат числа с плавающей запятой стандарта IEEE 754. Числа двойной точности с плавающей точкой обеспечивают относительную точность около 16 десятичных цифр и масштабы в диапазоне от 10 308 до примерно 10 308 . В компьютерах, которые имеют 64-разрядные с плавающей точкой арифметические единицы, большинство численных вычислений осуществляется в двойной точности с плавающей точкой, поскольку использование чисел одинарной точности обеспечивает почти такую же производительность.
  • Математический сопроцессор — сопроцессор для расширения командного множества центрального процессора и обеспечивающий его функциональностью модуля операций с плавающей запятой, для процессоров, не имеющих интегрированного модуля.
  • Модуль операций с плавающей запятой (или с плавающей точкой; англ. floating point unit (FPU)) часть процессора для выполнения математических операций над вещественными числами.
  • Переменная (Variable) – это область памяти, которая хранит в себе некоторое значение, которое можно изменить.
  • Инициализация переменной – это первое присвоение ей значения. Все последующие присвоения новых значений этой переменной, не считаются инициализацией. Правило: При создании переменной обязательно указать ее тип, а при дальнейшем ее использовании, тип указывать не нужно.
  • В языке C# нет базовых типов — все типы реализуются как классы библиотеки NET Framework, но в нем есть набор встроенных типов, которые рассматриваются как псевдонимы (алиасы–aliases, короткие и упрощенные формы записи) типов из пространства имен System.
  • Псевдоним — альтернативный тип, который можно использовать вместо системных типов. Например: decimal — это псевдоним типа Decimal, а тип int — псевдоним типа Int32. В случае использования псевдонимов, как типов для переменных можно не использовать подключение пространства имен System (т.е. не писать using System;)
  • C# является строго типизированным языком. Каждая переменная должна иметь четко определенный тип. При создании переменной, используйте название-псевдоним, когда это возможно, а не полное имя типа.
  • Идентификатор — последовательность символов, которые используется для именования членов, таких как переменные, методы, параметры, а также множество других программных конструкций, которые будут рассмотрены позже. Иными словами: идентификатор переменной – это имя этой переменной.

Спецификация языка C # рекомендует придерживаться определенных правил (casing conventions) при создании идентификаторов (выбора имен для ваших переменных, методов ит.д).

К таким правилам можно отнести:

  • Pascal casing – каждое слово в идентификаторе начинается с большой буквы;
  • Camel casing – каждое слово, исключая первое, в идентификаторе начинается с большой буквы;
  • Uppercase – идентификатор состоит из букв написанных в верхнем регистре (все буквы большие)
  • Технически, имена переменных могут начинаться со знака «_» — нижнее подчеркивание и с любого алфавитного символа. (Имена не могут начинаться с цифр и других символов.)
  • Для именования локальных переменных в C#, рекомендуется использовать соглашение Camel Casing. Чтобы выделить слова в идентификаторе, первые буквы каждого слова (кроме первого)сделайте заглавными. Например: myAge, myName.
  • Язык C# чувствительный к регистру (case sensitivity) Например: MyName и myName – это разные имена.
  • Не используйте символы подчеркивания, дефисы и любые другие неалфавитно-цифровые символы для разделения слов в идентификаторе.
  • Не используйте венгерскую нотацию. Суть венгерской нотации сводится к тому, что имена идентификаторов предваряются заранее оговорёнными префиксами, состоящими из одного или нескольких символов. Например: string sClientName; int iSize; Имена переменных должны быть понятны и передавать смысл каждого элемента. В редких случаях, если у идентификатора нет точного семантического значения, используйте общие названия. Например: value, item. Если вы используете псевдонимы для переменных, и ваше приложение будет выполняться с применением других .NET поддерживаемых языков, желательно ограничиться лишь CLS — совместимыми типами, к которым можно отнести все типы за исключением беззнаковых целочисленных типов и sbyte.
  • Символы Юникода — это 16-разрядные символы, которые используются для представления большинства известных письменных языков мира.

Когда часто приходиться работать с двоичным кодом или шестнадцатеричным, не всегда удобно использовать калькулятор, а уж тем более все это запоминать. Для этого выкладываю таблицу где можно посмотреть изменения представления в различных системах исчислениях.

Топ-12 языков программирования для новичков в 2015 году

Технологии программирования всё больше конкурируют между собой, ведь разработчики всё больше фокусируются на создании кроссплатформенных приложений, расчитанных уже не столько на веб и десктоп, сколько на мобильные устройства. thewildblogger.com пишет о двеннадцати самых важных языках программирования в этом году.

В прошлом году издание IEEE Spectrum составило рейтинг самых популярных языков программирования на основании не менее десяти предварительно исследованных источников, среди которых:

  • поисковые выдачи в Google
  • данные из Google Trends
  • сообщения в Twitter
  • репозитории GitHub
  • вопросы на StackOverflow
  • посты Reddit.

Кратко раскажем о наиболее важных из них в настоящий момент.

С — один из первых языков программирования, ставших популярными и используемыми до сих пор. Создан Деннисом Ритчи в 1972 году в Bell labs и стал основой для других языков: C++, Java, C#, JavaScript и Perl. Язык-первопроходец первым преподаётся в университетах, потому как помогает лучше понять другие составляющие технологий программирования.

Многие популярные сайты помогут освоить язык С бесплатно.

Язык С был хорош, но ему не хватало объектно-ориентированности. В 1983 году был создан более мощный язык C++, который часто называют объектно-ориентированной версией C. C++ — самый используемый императивный язык в мире. Его используют для создания удивительных приложений; браузеры Google Chrome, Mozilla Firefox, музыкальный проигрыватель Winamp и продукты Adobe написаны на языке C++.

C++ также используется для создания игр для смартфонов и приложений. На рынке труда C++ разработчики очень востребованы и число вакансий постоянно растёт.

Java сочетает в себе С и С++ и является наиболее мощным языком для создания кроссплатформенных приложений. Java, отметивший недавно 20-летие, стал первым полностью объектно-ориентированным языком программирования, который работает по принципу «Write Once, Run Anywhere». Вы можете скомпилировать исходный код Java однажды и запускать его на любом устройстве с установленной JVM (виртуальной машиной Java)

C# — представитель семьи языков программирования Microsoft. Он был создан в 2000 году как часть платформы Microsoft .Net framework. В использовании C# очень близок к Java, хотя говорили, что C# сочетает надёжность C++ с продвинутыми характеристиками Java.

На языке C# можно создать практически все типы приложений для большинства платформ.

На мой взгляд, РНР — самый мощный серверный язык, который может делать многое при небольшом количестве кода. PHP широко используется для создания CMS, например, WordPress, Joomla, Drupal и др., а также для создания динамических и статических веб-сайтов. PHP — язык с открытым кодом. Это значит, что существуют тысячи модулей, которые могут быть модифицированы для выполнения нужных функций.

Objective C

Бред Кокс и Том Лав создали Objective C в 1983 году, стремясь исправить недостатки C. Этот язык является основным для создания приложений для iOS и OS X. Objective C-программисты в основном задействованы в разработке под эти крайне популярные платформы, что гарантируют востребованность на рынке труда и высокую зарплату.

JavaScript

При простом синтаксисе JavaScript может выполнять более сложные функции. Это идеальный скриптовый язык, простой для освоения. Программный код работает в браузерах и обрабатывает команды на компьютере клиента, а не на сервере, снижая таким образом нагрузку на сервер и увеличивая скорость работы приложения.

Ларри Уолл создал Perl в 1987 году для упрощения обработки отчетов. Perl (неофициальный бэкроним — Practical Extraction and Report Language) — высокоуровневый язык программирования общего назначения, который может заменить любой другой язык. В это семейство входят Perl 5 и Perl 6. Языки Perl позаимствовали черты С, sh, AWK и sed.

Scala

Scala — функциональный, объектно-ориентированный язык программирования, созданный Мартином Одерски в начале 2000-х. Он обеспечивает поддержку функционального программирования, являясь языком со строгой статической типизацией. Код Scala компилируется в байт-код Java и может запускаться на виртуальной машине Java.

Сайты для изучения Scala: Scala, Scala on Github.

Python

Гвидо ван Россум создал Python в 1991 году. Это ещё один высокоуровневый язык программирования и одновременно самый простой для изучения благодаря минимализму, читабельности и понятному синтаксису. Я лучше изучил Python, работая с open source проектом Google App Engine. Google развивал Python около 10 лет и всё ещё запускает проекты с использованием этого скриптового языка.

SQL — аббревиатура от Structured Query Language. Это язык запросов к базам данных, который предоставляет формальный способ взаимодействия с базой данных приложения. SQL очень прост в изучении и близок к английскому языку по синтаксису.

Python и Ruby — очень похожие, простые и читабельные языки программирования, используемые в основном для создания веб-приложений. Ruby был создан Юкихиро Мацумото в 1995 году. Это готовый фреймворк для веб-разработки, на котором написаны многие популярные сайты, включая Github, Scribd, Yammer, Shopify и Groupon.

Добавить комментарий