Sass за 15 минут


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

SASS для Начинающих: Скачивание и Установка

Эта серия туториалов по SASS предназначена для начинающих и опытных разработчиков. Это первая из четырех частей обучающих статей, в которой вы познакомитесь с этим препроцессором, установите его и узнаете о некоторых функциях.

Что такое SASS?

SASS (Syntactically Awesome Style Sheets) — один из самых популярных CSS препроцессоров. Он представляет собой набор функций для CSS, которые позволяют кодить быстрее и эффективнее. SASS поддерживает интеграцию с Firefox Firebug. SassScript позволяет создавать переменные, вложенные стили и наследуемые селекторы.

SASS позволяет быстро и просто писать меньше (иногда значительно меньше) CSS кода и динамично управлять им как языком программирования (кстати, это не язык программирования). Это отличный инструмент для написания более функционального и чистого CSS, который может ускорить рабочий процесс любого дизайнера и разработчика.

Зачем нужен SASS?

Большинство фронтенд фреймворков, включая Bootstrap, Materialize и Foundation, созданы с помощью этого отличного препроцессора. Знание SASS поможет вам использовать больше функций этих фреймворков.

Как использовать SASS?

Существует много приложений, которые позволяют легко и быстро начать использовать SASS: CodeKit, Compass, Koala и т.д. Вы узнаете о них в других частях туториала. В этой главе мы не будем использовать никаких приложений или инструментов кроме тех, которые необходимы для запуска SASS на компьютере. Вам не придется волноваться об операционной системе, потому что всё будет понятно всем пользователям.

Скачивание и Установка SASS

Установить SASS можно только на машину, на которой уже есть Ruby:

  • Ruby предустановлен на Mac, так что вы можете сразу установить Sass Macintosh;
  • Если вы работаете на Windows, то вам необходимо сначала скачать Ruby;
  • Ruby на Linux можно скачать через систему управления пакетами (apt package manager), rbenv или rvm.

После установки Ruby на вашу машину можно установить SASS. Давайте откроем командную строку Ruby и установим SASS на вашу систему:

Если команда выше не сработает, то вам, возможно, придется использовать sudo команду:

Если вы хотите проверить версию SASS используйте следующую команду:

SASS установлен. Давайте создадим папку проекта и назовем ее sass-basic. Создайте базовый html файл со следующим кодом:

В этом html документе есть ссылка на style.css, так что теперь нужно создать файл style.scss (не .css) в папке. Давайте создадим файл style.scss со следующим кодом:

Теперь нужно компилировать этот файл используя командную строку/терминал. Давайте откроем командную строку в той же директории (возможно, придется использовать командную строку Ruby, если обычная командная строка не работает). Вбейте следующее и нажмите Enter:

Вы заметите, что сгенерировались новые файлы: style.css и style.css.map. Стоит отметить, что не нужно трогать map файл, также как и .css файл. Если вы хотите внести какие-то изменения, то это можно сделать через style.scss. Вам не понадобится повторять этот процесс при каждом изменении стилей. Компиляция SASS будет работать автоматически при внесении изменений в .scss файл.

В следующей главе мы рассмотрим SASS переменные, и почему они являются самой полезной функций SASS (и в любом другом CSS препроцессоре).

SASS / SCSS

Препроцессор SASS / Урок #1 — Что такое SASS, SCSS. Установка

Видеоурок

Полезные ссылки:

Что такое SASS?

SASS это препроцессор, позволяющий писать код для стилей CSS используя всевозможные переменные, циклы, миксины, функции и многое другое.

Прежде чем изучать SASS стоит изучить CSS, так как без знаний второго вы не сможете ощутить полезность данной технологии. Курс по изучению CSS вы можете посмотреть здесь .

Препроцессор построен на языке Ruby , поэтому для его работы необходимо скачать Ruby и далее использовать терминал или командную строку для превращения SASS в CSS. При этом, язык Ruby знать не обязательно, но если вы хотите его изучить, то это можно сделать здесь .

Браузеры не воспринимают файлы, написанные на SASS, они не могут прочитать код внутри них и не могут понять что необходимо сделать. Из-за этого, весь SASS необходимо конвертировать в привычные CSS файлы.

В чем отличия SASS и SCSS?

Многие слышали про SASS и SCSS и думают что это разные технологии. На самом деле, обе технологии являются один и тем же и отличаются лишь синтаксисом написания.

На официальном сайте SASS приведен пример с использованием обеих препроцессоров.

Ниже приведён пример кода на SASS:

Ниже пример кода на SСSS:

Как видите, оба препроцессора отличаются лишь синтаксисом. В SASS все вложенные свойства выделяются отступами, при чем очень важно соблюдать отступы и их количество. SCSS более приближен к обычному CSS и все вложенные стили записываются через фигурные скобки — <> .

В ходе курса мы будем использовать SCSS, так как синтаксис с фигурными скобками более привычен. В случае если вы хотите использовать SASS, то все возможности будут неизменными, измениться лишь синтаксис написания кода.

Большое задание по курсу

Вам необходимо оформить подписку на сайте, чтобы иметь доступ ко всем большим заданиям. В задание входит методика решения, а также готовый проект с ответом к заданию.
PS: подобные задания доступны при подписке от 1 месяца

4 возможности Sass, которые вы не использовали

25 Августа 2015

После того, как вы начинаете менять рабочее окружение для работы с SASS, нелегко расстаться с привычными рабочими стереотипами. Вам могут нравится возможности SASS и вы активно используете некоторые из них, не пытаясь освоить более продвинутые. На самом деле возможности SASS намного больше и применение более продвинутых фич дает вам большие преимущества.

1. CSS и строчные комментарии

Когда вы стилизуете страницу, вы можете включить комментарии в ваш CSS, чтобы те, кто будет работать с ней после вас сразу во всем разобрались. В зависимости от сложности и специфики вашего CSS эти комментарии должны решить проблему погружения в ваш код для любого человека через любое время и, возможно, этим человеком будете вы, вернувшись к проекту через длительное время.

Sass дает возможность оставлять обычные CSS комментарии, начинающиеся с /* и заканчивающиеся */ . В такие комментарии можно включать несколько строчек текста и останутся в том же виде в итоговом CSS. Поэтому SASS откоментированный следующим образом:

Преобразуется в следующий CSS:

SASS также позволяет включать строчные комментарии, которые специфичны именно для SASS. В отличие от комментариев CSS, они не будут отображаться в скомпилированном коде. Строчный комментарий начинается с двойного слэша — // .

После компиляции в CSS, в коде останется только многострочный комментарий:

2. Локальные и глобальные переменные

Управление пространством имен это один из самых сложных аспектов любого языка, SASS здесь не исключение. SASS позволяет создавать глобальные и локальные переменные и переопределять их при необходимости.

Глобальные переменные в SASS обычно используются для семантических названий цветов. Например, вверху основного файла SASS можно определить $color_success как цвет для текста сообщений об успешном выполнении чего-либо, который может наследовать и модифицироваться многими селекторами.

Переменная $color_success является глобальной, потому что она была определена вне селекторов и поэтому она будет действовать во всех пространствах имен. Но так как это не константа, вы можете в любое время изменить ее значение, и это значение будет влиять на все селекторы, в которых эта переменная используется после переопределения. Для примера, следующий селектор, использующий переменную $color_success :

В сгенерированном CSS переменная $color_success примет новое значение:

В данном случае мы изменили значение глобальной переменной в локальном окружении. Поэтому любой следующий селектор будет получать значение первоначальное глобальное значение. А если поменять значение глобальной переменной вне селектора, например:

Это изменит значение этой переменной для всех использующих ее селекторов. Но это плохая идея, так как одна и та же переменная будет иметь разное значение для разных селекторов в зависимости от их расположения в коде. Учитывайте эти особенности, изменения глобальной переменной внутри селектора будет влиять только на этот селектор.

3. Плэйсхолдеры для расширений

Сохранение вашего SASS-кода чистым это благо для разработки. SASS позволяет вкладывать селекторы ради избежания повторения кода, но за это приходиться платить лишней вложенностью селекторов CSS. Создание миксинов отлично подходит для включения готовых наборов стилей к селекторам, но они чрезмерно увеличивают итоговый размер CSS. Обе эти техники удобны, но использовать их надо осторожно, чтобы сохранять свой CSS компактным и эффективным.

К счастью, SASS позволяет разработчикам расширять существующие селекторы, применяя весь набор стилей от одного селектора к другому с помощью команды @extend . К примеру, следующий код применяет стили селектора .prominent к еще нескольким селекторам:

Но если вы хотите создать наборы стилевых правил и не хотите создавать отдельные селекторы в вашем CSS для них, SASS предоставляет вам плэйсхолдеры для селекторов. Они определяются также как и селекторы класса, только вместо точки в начале селектора используется символ процента. Образец:

Этот код генерирует CSS без каких либо упоминаний %prominent или %subtle , но с применением их стилей:

В данном примере мы не использовали селектор %subtle , поэтому он не оказался в скомпилированном коде и наш CSS не увеличился в размере.

Важно отметить, что расширение стилей при использовании глобальных переменных работает путем добавления селекторов к базовому стилю, а не дубликацией кода. Это значит, что первоначально значение глобальной переменной в экстенде будет действовать даже если ее переопределить локально:

В скомпилированном коде, переопределение экстенда в классе .notice не отражается:

4. Амперсанд для родительского селектора

Одна из базовых возможностей SASS, о которой узнают разработчики это амперсанд (&). Когда вы используете амперсанд перед селектором внутри набора правил, селектор прикладывается к родительскому, что особо удобно для псевдоклассов :hover или ::after . И код SCSS:

Дает следующий CSS:

Но это не единственное применение амперсанда. Когда вы помешаете амперсанд внутрь набора стилевых правил, стили класса , объявленного после амперсанда будут работать только если элемент с этим классом является потомком элемента, для которого написаны базовые правила. Иногда бывает нужно задать стиль, применяющийся лишь в определенных условиях. Например, мы хотим задать границу элементу .hoverable являющемуся потомком элемента .special :

Мы сделали это, задав отдельное правило для этого случая. И если это потребуется сделать для нескольких случаев, это будет уже более утомительным занятием.

Но с добавлением амперсанда мы делаем то же самое, не покидая пространство селектора .hoverable :

И соответствующий CSS:

Вы видите, что сделала всего одна строчка с амперсандом? Sass заменил амперсанд родительским селектором, задав таким образом стили для .hoverable внутри .special .

Подумайте о том, как некоторые из этих идей могут вам помочь при разработке следующего проекта с Sass. Так как все это является частью ядра Sass, вы можете начать использовать это уже сейчас, получив возможность для более эффективной разработки.

Мастер Йода рекомендует:  Гостевая книга на PHPMySQL PHP

Learn Sass In 15 Minutes

If you write copious amounts of CSS, a pre-processor can greatly decrease your stress levels and save you a lot of precious time. Using tools such as Sass, Less, Stylus or PostCSS makes large and complicated stylesheets clearer to understand and easier to maintain. Thanks to features like variables, functions and mixins the code becomes more organized, allowing developers to work quicker and make less mistakes.

We’ve worked with pre-processors before as you may remember from our article about Less. This time we are going to explain Sass and show you some of it’s main features.

1. Getting Started

Sass files cannot be interpreted by the browser, so they need compiling to standard CSS before they are ready to hit the web. That’s why you need some sort of tool to help you translate .scss files into .css. Here you have a couple of options:

  • The simplest solution is a browser tool for writing and compiling Sass right on the spot — SassMeister.
  • Use a 3rd party desktop app. Both free and paid versions are available. You can go here to find out more.
  • If you are a CLI person like we are, you can install Sass on your computer and compile files manually.

If you decide to go with the command line, you can install Sass in it’s original form (written in ruby) or you can try the Node.js port (our choice). There are many other wrappers as well, but since we love Node.js we are going to go with that.

Here is how you can compile .scss files using the node CLI:

Also, here is the time to mention that Sass offers two distinct syntaxes — Sass and SCSS. They both do the same things, just are written in different ways. SCSS is the newer one and is generally considered better, so we are going to go with that. If you want more information on the difference between the two, check out this great article.

2. Variables

Variables in Sass work in a similar fashion to the those in any programming language, including principals such as data types and scope. When defining a variable we store inside it a certain value, which usually is something that will often reoccur in the CSS like a palette color, a font stack or the whole specs for a cool box-shadow.

Below you can see a simple example. Switch between the tabs to see the SCSS code and it’s CSS translation.

The idea behind all this is that we can later on reuse the same values more quickly, or if a change is needed, we can provide the new value in just one place (the definition of the variable), instead of applying it manually everywhere we’re using that property.

3. Mixins

You can think of mixins as a simplified version of constructor classes in programming languages — you can grab a whole group of CSS declarations and re-use it wherever you want to give and element a specific set of styles.

Mixins can even accept arguments with the option to set default values. In the below example we define a square mixin, and then use it to create squares of varying sizes and colors.

Another efficient way to use mixins is when a property requires prefixes to work in all browsers.

4. Extend

The next feature we will look at is code>@extend, which allows you to inherit the CSS properties of one selector to another. This works similarly to the mixins system, but is preferred when we want to create a logical connection between the elements on a page.

Extending should be used when we need similarly styled elements, which still differ in some detail. For example, let’s make two dialog buttons — one for agreeing and one for canceling the dialog.

If you check out the CSS version of the code, you will see that Sass combined the selectors instead of repeating the same declarations over and over, saving us precious memory.

5. Nesting

HTML follows a strict nesting structure whereas in CSS it’s usually total chaos. With Sass nesting you can organize your stylesheet in a way that resembles the HTML more closely, thus reducing the chance of CSS conflicts.

For a quick example, lets style a list containing a number of links:

Very neat and conflict proof.

6.Operations

With Sass you can do basic mathematical operation right in the stylesheet and it is as simple as applying the appropriate arithmetic symbol.

Although vanilla CSS now also offers this feature in the form of calc(), the Sass alternative is quicker to write, has the modulo % operation, and can be applied to a wider range of data-types (e.g. colors and strings).

7. Functions

Sass offers a long list of built-in functions. They serve all kinds of purposes including string manipulation, color related operations, and some handy math methods such as random() and round().

To exhibit one of the more simple Sass functions, we will create a quick snippet that utilizes darken($color, $amount) to make an on-hover effect.

Except the huge list of available functions, there is also the options to define your own. Sass supports flow control as well, so if you want to, you can create quite complex behaviors.

Conclusion

Some of the above features are coming to standard CSS in the future, but they are not quite here yet. In the meantime, pre-processors are a great way improve the CSS writing experience and Sass is a solid option when choosing one.

We only covered the surface here, but there is a lot more to Sass than this. If you want to get more familiar with everything it has to offer, follow these links:

Bootstrap Studio

The revolutionary web design tool for creating responsive websites and apps.

SASS — основы

Файлы SASS (Sassy CSS) имеют расширение .scss.

Установка и управление

Можно обзавестись специальным приложением типа CodeKit, Compass, Koala или Prepros, которое будет обрабатывать файлы sass, или установить ruby и работать через командную строку.

Установщик ruby для windows.
Установка SASS: gem install sass
Запуск компиляции: sass input.scss output.css

Переменные

Переменные объявляются с помощью символа $ и могут хранить любую информацию для многократного использования.

$font:normal 24px/1.5 ‘Open Sans’, sans-serif;
$color-red:#F44336;

Использовать их очень просто:

Переменные можно также вставлять в названия селекторов и имена свойств, используя синтаксис интерполяции.

ТИПИЧНЫЙ ВЕРСТАЛЬЩИК

Если ты хочешь двигаться дальше, изучить что-то новое, ускорить свою верстку, отойти от метода only HTML/CSS, only hardcore, то изучение CSS-препроцессора — первый шаг к этому. Изучить CSS-препроцессоры, например SCSS не так сложно, как кажется.
«Окей, но с чего же начать?» — спросишь ты. Все просто:

Изучи основы синтаксиса

Заходишь на сайт sass-scss.ru/guide, просматриваешь основы синтаксиса для SASS и SCSS и выбираешь то, что тебе по душе. Например, SCSS максимально поход на CSS, однако SASS содержит в себе меньше символов.

Загляни в документацию

Для более подробной документации загляни сюда: sass-scss.ru/documentation

Установи программу или использую командную строку

Для работы с препроцессором у Вас есть выбор: установить программу (платную или бесплатную) или использовать командную строку для работы. Подробнее тут: sass-scss.ru/install Например, я использую программу Koala и вижу в ней множество плюсов.

Подготовь проект на своем компьютере

По мимо знакомых тебе папок, создай еще одну и присвой ей имя sass или scss, в зависимости от того, с чем ты будешь работать.

Создай файл

В своем текстовом редакторе создай файл, с которым ты будешь работать. Например присвой ему имя style.scss.

Скомпилируй файл

Этот пункт относится к работе с программой Koala. Поэтому открываем в ней наш проект (важно, чтобы путь к папке не имел русских букв, только латиница) и компилируем предложенные файлы.

Верстаем

Когда мы скомпилиуем файл, то остальную работу мы можем продолжать в текстовом редакторе. Делайте запись согласно синтаксису и Вы увидите, что после каждого сохранения CTRL + S все моментально будет переносится в CSS-файл.

Препроцессор SASS: пишем стили просто и быстро

Всем привет! Как быстро летит время. Я даже не заметил, как я перешел от написания стилей с обычного Css на препроцессор Sass. А ведь раньше не понимал — что за Sass, для чего он нужен, это наверно для супер продвинутых профи в верстке. Да, использование препроцессоров это шаг на новый уровень в веб-разработке, но здесь ничего страшного и сложного нет и вы убедитесь в этом сами, дочитав данную статью до конца.

И так, чем хорош препроцессор и конкретно Sass? Я сразу скажу, что есть и другие, такие, как Less, Stylus и др. Все они работают по одному принципу, но у каждого свои особенности. Sass получил большую популярность у профессионалов в следствие чего изучение значительно упрощается. Просто чем популярнее технология, тем больше сообщество и тем более развернута документация.

Препроцессоры созданы для того, чтобы избавить разработчика от большинства рутинных задач при написании кода, тем самым повысив скорость и качество работы. Помимо CSS-препроцессоров существуют также и HTML-препроцессоры, например, Pug (Jade).

Документация

Разработчиком Sass является француз Hugo Giraudel, проживающий в Германии с определенного времени. Естественно документация на английском языке, но я лично в ней неплохо ориентируюсь (важно знать технический английский). Но также есть перевод и на русский. Я бы советовал все же английскую версию, это для того, чтобы привыкать и изучать все глубже английский. Но русская тоже ничем не хуже.

Компиляция Sass в Css

В качестве программного обеспечения для компиляции Sass в Css я использую плагин Sass для таск-менеджера Gulp. Вообще Sass является приложением (Gem) языка Ruby. Поэтому, если вы хотите обойтись без Gulp, то для компиляции в Css вам необходимо будет установить платформу языка программирования Ruby. Я не буду сейчас показывать как это делается, можете почитать об этом на официальном сайте.

Синтаксис — Sass, Scss

Сразу отмечу, что существует 2 синтаксиса написания кода: Sass и Scss.

Синтаксис Sass незначительно отличается от Scss. Scss похож больше на обычный код Css, а в Sass опущены фигурные скобки и точка с запятой между правилами. Также существует различие в написании некоторых функций и надо быть внимательным в том, какой синтаксис вы выбираете. Расширения файлов для Sass — *.sass, а для Scss — *.scss. Синтаксис Sass он более старый, а Scss появился позже, чтобы упростить изучение для новичков. Я сам начинал изучение данного препроцессора именно на Scss, так было проще его понять. Сейчас же я перешел на Sass, для меня он более удобен.

Если говорить о Sass, то его структура кода строится на основе отступов (ведь фигурных скобок в нем нет) и здесь следует быть внимательным, так как в качестве отступа может выступать, как табулятор (TAB — 4 пробела), так и обычные пробелы (обычно это двойной пробел). Я всегда использую табулятор.

Помните! Если вы используете табулятор в качестве отступа, то пробелы следует исключить, чтобы везде было одинаково. И наоборот — если используете пробелы, то табулятор следует исключить. Иначе, компилятор выдаст ошибку.

В большинстве редакторов кода (например, Sublime Text) есть разметка отступов в виде полос, что не дает нам запутаться. В примерах ниже я буду использовать синтаксис Sass.

Упрощаем жизнь с помощью Sass

Вложенность правил

Вот чем мне приглянулся Sass с самого начала, так это как раз вложенностью css-правил одних в другие. Это здорово экономит время, а код получается структурируемым и легкочитаемым. Например, если мы хотим написать стили элементам определенного родительского контейнера, то нам в Css необходимо каждый раз указывать родительский класс, например вот так:

Мастер Йода рекомендует:  Все домены российского Интернета рискуют перейти под контроль Ростелекома

То есть мы везде указываем родительский класс .main , а это в свою очередь не совсем удобно. Используя Sass, можно записать следующим образом:

Согласитесь так смотрится намного аккуратнее, да и писать код можно быстрее, ведь родительский класс .main мы пишем всего один раз. Если вы хотите повторить за мной, не устанавливая Ruby и всякое подобное ПО можно воспользоваться онлайн-компилятором для демонстрации.

Вложенные свойства

Помимо вложенности правил в Sass существует возможность вложенности свойств. Например, вот как можно записать значения margin :

Привязка к селектору или конкатенация — знак &

Написание нашего кода можно ускорить и сделать его еще компактнее, применив конкатенацию (соединение) посредством символа — &. Как это работает? Например, у нас есть такие классы, как: .main-title , .main-subtitle , .main-description . В Sass данные классы можно записать следующим образом:

Sass

Css

С помощью символа & мы соединяемся к корневому классу, то есть в данном случае нет необходимости постоянно повторять корень .main . В тоже время следует иметь ввиду, что мы не создали дочерние элементы.

Sass

Css

Иногда нужно указать цепочку селекторов до текущего элемента. Можно конечно вынести его в корень, но чтобы не нарушать вложенность можно написать следующим образом:

Sass

Css


Переместив & после селектора, мы поменяли порядок стыковки, т. е. класс .container в данном случае является родительским.

Привязка к родительскому селектору, но на уровнь выше

Выше для примера я демонстрировал Sass код:

Sass

Теперь представьте, что в блоке .main-title существует еще один элемент которому нужно явно указать стили, используя всю цепочку родителей. Я долго время просто указывал корневое название (в данном случае — .main ), но это не очень удобно. Я стал ковырять документацию Sass и нашел решение. На самом деле все просто — нам необходимо объявить ссылку на родителя и использовать ее, там, где нужно.

Вот так я делал раньше:

А теперь можно сделать так:

Если заметили мы объявили ссылку на родителя — $self: & . Мне это чем-то напоминает ссылку на объект (this), который вызвал событие в javaScript. Теперь в нужно месте мы можем просто его вызвать # <$self>. Вот оказывается как все просто, а я голову ломал и думал, что нет решения этой проблемы в Sass.

Css

Шаблоны-заготовки

Зачастую бывает такое, что несколько элементов имеют одну базу стилей, но отличаются между собой лишь несколькими правилами. Возьмем к примеру кнопки. Если брать один размер кнопок, то они могут отличаться между собой только цветом: красные, зеленые, серые и т.д. Если использовать чистый Css, то придется в базовых стилях через запятую указывать все цвета кнопок или создать базовый класс. Но в Sass это делается намного проще:

Sass

Css

Шаблоном выступает в данном случает селектор %button (об этом говорит знак — %). Это удобно тем, что сам селектор шаблона нигде не участвует, а его стили наследуются другими селекторами посредством директивы — @extend. Данный шаблон можно использовать сколько угодно раз, сокращая тем самым количество кода.

SassScript

В Sass, как и в языках программирования имеют место быть такие возможности, как: создание переменных, арифметические операции (сложение, вычитание, деление, умножение и т.д.), итерации (циклы), функции (миксины) и многое другое. То есть Sass это своего рода некий язык программирования, который призван опять таки упростить написание кода и ускорить работу в разы.

Переменные

Переменная в Sass начинается со знака $, а имя пишется латиницей, например: $color . Следует отметить, что знаки: «» и «_» взаимозаменяемы. К примеру, если назвали $color-red , то можно вызвать и $color_red . Определяется переменная следующим образом: $название: значение, например: $color: #f6f6f6 .

Переменная объявленная вне каких либо уровней вложенности, доступна глобально, т.е. можно использовать везде. Если же вы определили переменную в каком либо уровне вложенности селектора, то она будет доступна только на данном уровне. Чтобы она работала глобально во всем документе необходимо указать ключевое слово !global.

Вообще, переменные это замечательная вещь, стоит объявить и занести значение, а далее можно использовать сколько угодно и где угодно. Например, мы можем определить цвета, дав им определенные имена, размер шрифта, семейство шрифтов и т.д. и вообще любые значения.

Директивы

@extend

Данную директиву мы затронули выше, когда изучали шаблон-заготовку. Закрепим еще раз знания. С помощью @extend мы можем скопировать правила любого селектора. Например, при верстке может быть так, что элемент «А» и элемент «Б» могут быть схожи по внешнему виду. В данном случае можно написать правила элементу «А», а для «Б» просто скопировать стили элемента «А», слегка переопределив нужные свойства.

Sass

Css

В данном примере мы сверстали 2 одинаковых квадрата. У квадрата «Б» мы переопределили только отступ padding: 15px . Вот так работает @extend. Я довольно часто пользуюсь данной директивой.

@import

Данная директива позволяет объединять несколько файлов стилей в один. Это очень удобно, тем более, если проект большой. Не стоит путать с директивой, которая существует в Css — @import. В Css обязательным атрибутом является — url().

На самом деле удобнее писать стили в разных файлах и предназначение у каждого свое. Например, весь каркас страницы можно разделить на регионы: header.sass, sidebar.sass, footer.sass. Собрать все можно в главном файле main.sass, как раз используя @import. Файлы регионов можно указать также через нижнее подчеркивание в начале имени файла, например так: _header.sass, _sidebar.sass, _footer.sass. Такие файлы называются фрагментами. При импорте фрагментов не обязательно указывать расширение файла.

Файлы фрагментов могут быть с расширениями: *.sass, *.scss или *.css. Например, главный файл может быть с расширением *.sass, а шапка сайта, к примеру с расширением *.scss. То есть не важно какое у вас расширение главного файла. Следует отметить, что при импорте переносятся все переменные и миксины (о них поговорим ниже) в главный файл, в который происходит импорт.

Также, можно указать импорт нескольких файлов через запятую: @import «header», «sidebar», «footer».

Имейте ввиду, что импорт происходит в том месте, где вы указали директиву @import. Обычно это делают в начале документа.

@at-root

Директива @at-root говорит сама за себя и если переводить на русский, то будет звучать так — «от корня». Иными словами мы переносим селектор в корень, отменяя цепочку родительских селекторов. Тут конечно можно задать вопрос — «А зачем нужна эта директива, если можно перенести селектор в корень в ручную?». Ответ прост — удобство написания кода, не нарушая структуру. Когда вы научитесь работать с Sass в полной мере вы это поймете.

Управляющие директивы и выражения

Директива @if

Данная директива выполняет стили, если выражение, заключенное в ней возвращает любое значение кроме false и null.

Sass

Css

Те, кто знаком хотя бы с основами языка программирования (например, javaScript или Php) разобраться будет не сложно. Здесь суть та же самая, главное знать синтаксис написания кода.

Директива @for

В языке программирования (опять же в Javascript или Php) с помощью For можно задать цикл. В Sass данная директива выполняет тоже самое — создает цикл. Для каждой итерации (повторения) используется переменная-счетчик, которая изменяет данные вывода.

Директива имеет 2 формы написания: 1. @for $var from through и 2. @for $var from to . Если вы хотите, чтобы последняя цифра была включена в цикл, то используйте «through«. Давайте рассмотрим пример:

Sass

Css

Для указания конечного значения я использовал ключевое слово «to«. При таком раскладе цикл заканчивается на цифре — 5. Обратите внимание насколько компактным выглядит код Sass.

Директива @each

Директива @each также, как и @for выводит значения в цикле и удобен тем, что помимо цифр можно перебирать конкретные значения. Давайте возьмем вышеприведенный цикл и изменим его на какие либо значения.

Sass

Css

В данном случае не создается переменная-счетчик, а количество итераций зависит от количества созданных значений после ключевого слова «in«. Значения выводятся через переменную (в данном примере — $bgItem), название которой может быть произвольным.

Миксины (функции)

Миксины (примеси) — это своего рода функция, как в языке программирования, которая призвана избавить от повторяющегося кода. Миксины могут содержать целые фрагменты стилей, разрешенные в Sass. Давайте рассмотрим пример, для большей наглядности.

Создается миксин директивой @mixin , далее через пробел следует имя миксина, а также опционально передаваемые параметры. Сразу отмечу, что знаки дефиса (-) и нижнего подчеркивания (_) в имени миксина взаимозаменяемы. Миксин может содержать в себе не только правила, но и селекторы. Выше я привел пример элементарного миксина без параметров.

Вызывается миксин директивой @include и далее через пробел указываем имя созданного миксина. В примере выше — это центрирование блока по оси X и по оси Y с помощью абсолютного позиционирования. Если такое приходится применять часто, то согласитесь легче вызвать просто миксин, нежели писать стили центровки снова и снова.

Теперь давайте рассмотрим миксин с параметрами (аргументами).

Sass

Css

Как видим, после названия миксина в скобках мы задаем аргументы, в данном случае — это ширина бордюра и цвет. Это простейший миксин, который я привел для наглядности. На практике же можно встретить более сложные миксины с использованием различных условий и переменных. Но не будем сейчас все усложнять, надо всегда начинать с чего-то малого и простого, а потом уже двигаться по мере продвижения вверх.

На этом я хочу завершить свой небольшой обзор препроцессора Sass. Почему небольшой? Да потому что это далеко не все, что я вам поведал. Вообще, используя вышеизложенное, вы можете смело уже сейчас начать пользоваться Sass вместо Css. Более подробнее вы сможете изучить Sass, прибегнув к документации, которую я приводил выше.

Ну что ж, всем спасибо за внимание! Как всегда, вопросы задаем в комментариях и подписывайтесь либо на телеграм канал, либо на рассылку по email (форма в сайдбаре справа), чтобы не пропустить ничего интересного.

До встречи в других моих постах…

Заур Магомедов

Верстальщик с большим опытом работы. Занимаюсь созданием сайтов с 2009 года. Постоянно обучаюсь и совершенствую свои навыки. Веду свои проекты, в том числе и данный блог.

Полный гайд по SCSS/SASS

Далее я убуду использовать названия Sassy, Sass и SCSS, поэтому давайте определимся, так как концептуально разница не велика, будем считать, что это одно и тоже. Вы поймёте различия по мере изучения темы. Отмечу, что SCSS сейчас наиболее популярна, вероятно потому, что является наиболее поздней версией оригинального Sass синтаксиса (некоторые считают её лучшей).

Чтобы по-настоящему почувствовать преимущества Sass, вам нужно понять ключевые идеи этого метаязыка. Об этом мы и поговорим.

Весь Sass/SCSS код компилируется обратно в стандартный CSS, поэтому браузер понимает его и корректно выводит результат. Текущие версии браузеров не поддерживают Sass/SCSS непосредственно (как и другие препроцессоры), а стандартная спецификация CSS не предлагает нам альтернатив (пока).

Приступим!

Пока вы хотя бы раз не попробуете сгенерировать значения для свойств с помощью цикла, вы не познаете настоящую мощь Sassy CSS. Но мы начнём с основ SCSS и постепенно доберёмся до самого интересного.

Что такого есть в Sass/SCSS, чего нет в стандартном CSS?

  1. Вложенные правила: вы можете вкладывать CSS свойства, в несколько наборов скобок <>. Это сделает ваш CSS чище и понятней.
  2. Переменные: в стандартном CSS тоже есть переменные, но переменные Sass куда более мощный инструмент. Например, вы можете использовать переменные в циклах и генерировать значения свойств динамически. Также можно внедрять переменные в имена свойств, например так: property-name-N < … >.
  3. Лучшая реализация операторов: вы можете суммировать, вычитать, делить и умножать CSS значения. Sass реализация более интуитивна, чем стандартный функционал CSS calc().
  4. Функции: Sass позволяет многократно использовать CSS стили, как функции.
  5. Тригонометрия: помимо базовых операций (+, -, *, /), SCSS позволяет писать собственные функции. Например, функции sin и cos можно написать, используя только синтаксис Sass/SCSS. Конечно, вам понадобятся знания тригонометрии. Такие функция могут понадобится для создания анимации.
  6. Удобный рабочий процесс: вы можете писать CSS, используя конструкции, знакомые по другим языкам: for-циклы, while-циклы, if-else. Но имейте в виду, это только препроцессор, а не полноценный язык, Sass контролирует генерацию свойств и значений, а на выходе вы получаете стандартный CSS.
  7. Миксины: позволяют один раз создать набор правил, чтобы потом использовать их многократно или смешивать с другими правилами. Например, миксины используют для создания отдельных тем макета.
Мастер Йода рекомендует:  Unity представила проект FPS Sample

Препроцессор Sass

Sass не динамичный язык. Он не позволяет генерировать или изменять CSS свойства и значения в реальном времени. Но вы можете генерировать их более эффективным способом и внедрять в стандартные свойства (например, для CSS анимации).

Новый синтаксис

SCSS на самом деле не добавляет ничего нового в сам язык CSS. Это просто новый синтаксис, который в большинстве случаев сокращает время написания стилей.

Несколько фактов для начала

CSS препроцессоры добавляют новый синтаксис в CSS.

Существует 5 CSS препроцессоров: Sass, SCSS, Less, Stylus и PostCSS.

Здесь я буду говорить в основном о SCSS, который схож с Sass. О Sass можно почитать здесь: https://www.sass-lang.com/ .

Обратите внимание на расширения, они схожи, но отличаются. Для любителей командной строки, есть возможность конвертировать .sass в .scss и наоборот:

Sass — это первая спецификация Sassy CSS, её разработка началась в 2006 году. Позже разработали альтернативный синтаксис, который некоторые считают лучшей версией языка, а также изменилось первоначальное расширение .sass на новое .scss.

На данный момент ни один браузер не поддерживает CSS препроцессоры напрямую. Вы можете свободно экспериментировать с любым из 5 препроцессоров на сервисе codepen.io. Кроме того, используя препроцессор, вы должны будете установить его к себе на веб-сервер.

Эта статья о SCSS, но другие препроцессоры имеют схожие функции, хотя синтаксис может отличаться.

Superset

Sassy CSS в любом своём проявлении является «расширением» языка CSS, а значит, всё что работает в CSS, работает и в Sass/SCSS.

Переменные

В Sass/SCSS есть переменные, и они отличаются от тех, которые вы вероятно видели в CSS — они начинаются с двух тире ( —color: #9c27b0 ). В SCSS переменная обозначается знаком доллара ( $color: #9c27b0 ).

Вы можете перезаписать имя переменной или задать для неё значение по умолчанию. Для этого добавьте метку !default к переменной, и если её значение не изменится в дальнейшем и не будет пустым, то будет использоваться заданное значение по умолчанию.

В примере выше окончательным значением переменной $text будет “Piece of string.”, а не “Another string.”, потому что переменная не пуста.

Вложенные правила

В стандартном CSS, вложенность достигается путём расстановки пробелов.

С помощью Sassy CSS этот код можно записать так:

Конечно, в итоге это всё скомпилируется в обычный CSS. Это просто синтаксис, но как видите, он выглядит чище и с меньшими повторениями.

В частности, это помогает работать со сложными макетами. Выравнивание, в котором вложенные свойства записаны в коде, точно соответствует структуре макета приложения.

Тем временем под капотом, препроцессор компилирует всё в стандартный код CSS (как в первом примере), чтобы браузер смог его отобразить. Мы лишь изменили способ написания CSS.

Оператор &

В Sassy CSS можно использовать оператор & (И), давайте посмотрим, как это работает.

В 5 строке мы видим &:hover, после компиляции, вместо символа &, подставляется имя родительского элемента, т.е. a:hover. В результате у нас получится такой код:

Миксины

Для объявления миксина используйте директиву @mixin (ещё это называют mixin rule).

Давайте создадим миксин, который определяет поведение элемента как Flex:

Теперь любой HTML элемент с классом .centered-elements будет иметь свойства Flexbox. Вы можете использовать миксины совместно с другими CSS свойствами.

Для класса .centered-elements я добавил миксин и правило border:1px solid gray;

Вы можете передавать аргументы в @mixin, как если бы это была функция, а затем присваивать их свойствам CSS. Рассмотрим это в следующей части.

Кросс-браузерность. Пример

Некоторые экспериментальные фичи работают только в определённых браузерах.

С помощью миксин удобно определять CSS свойства, индивидуальные для каждого браузера, в одном классе.

Например, если вам нужно вращать элемент в браузере на движке Webkit, так же, как и в других браузерах, вы можете создать миксин, который принимает переменную $degree в качестве аргумента:

Теперь нужно подключить ( @include) этот миксин в CSS класс:

Следим и компилируем Sass, за пять быстрых шагов

Russian (Pусский) translation by Lexie Bykova (you can also view the original English article)

Sass — возможно самый популярный препроцессор CSS; годами он помогал нам писать чистый, многоразовый и модульный CSS. В этом кратком руководстве я расскажу о том, что важно, и объясните, как скомпилировать Sass в CSS, используя командную строку.

1. Установка Node.js

Чтобы скомпилировать Sass через командную строку, для начала нам нужно установить node.js. Загрузите его с официального сайта nodejs.org, распакуйте и следуйте помощнику.

2. Инициализация NPM

NPM — это менеджер пакетов для Node на языке JavaScript. NPM упрощает установку и удаление сторонних пакетов. Для инициализации проекта Sass с помощью NPM, откройте ваш терминал и перейдите в каталог вашего проекта, используя команду CD (смените каталог).

Переход к папке проекта Sass

Как только вы добрались до нужной папки, выполните команду npm init . Вас попросят ответить на несколько вопросов о вашем проекте, после чего NPM сгенерирует файл package.json в вашей папке.

3. Установка Node-Sass

Node-sass это пакет NPM, который компилирует Sass в CSS (и делает это очень быстро). Для установки node-sass выполните в терминале следующую команду: npm install node-sass

4. Пишем команду Node-sass

Всё готово для написания маленького скрипта для компилирования Sass. Откройте файл package.json в вашем редакторе кода. Вы увидите что-то вроде этого:

В разделе scripts добавьте scss команду, в свойстве test, как показано ниже:

Давайте рассмотрим эту строку по словам.

  1. node-sass : Ссылается на пакет node-sass.
  2. -watch: Дополнительный флаг, который означает “следить за всеми .scss файлами в папке scss/ и перекомпилировать их каждый раз когда они изменяются.”
  3. scss : Название папки, куда мы положим все наши .scss файлы.
  4. -o css : Папка куда выдаются скомпилированные CSS.

При запуске этого скрипта, он будет следить за каждым .scss файлом в папке scss/ , затем сохранять скомпилированный css в папке css/ , каждый раз, когда мы изменяем .scss файл.

5. Запускаем скрипт

Для выполнения нашего одностраничного скрипта, нам нужно запустить в терминале следующую команду: npm run scss

И вуаля! Мы следим и компилируем SASS.

Быстрый совет Sass

Оставайтесь на связи, чтобы получить больше быстрых советов Sass.

4 возможности Sass, которые вы не использовали

25 Августа 2015

После того, как вы начинаете менять рабочее окружение для работы с SASS, нелегко расстаться с привычными рабочими стереотипами. Вам могут нравится возможности SASS и вы активно используете некоторые из них, не пытаясь освоить более продвинутые. На самом деле возможности SASS намного больше и применение более продвинутых фич дает вам большие преимущества.

1. CSS и строчные комментарии

Когда вы стилизуете страницу, вы можете включить комментарии в ваш CSS, чтобы те, кто будет работать с ней после вас сразу во всем разобрались. В зависимости от сложности и специфики вашего CSS эти комментарии должны решить проблему погружения в ваш код для любого человека через любое время и, возможно, этим человеком будете вы, вернувшись к проекту через длительное время.

Sass дает возможность оставлять обычные CSS комментарии, начинающиеся с /* и заканчивающиеся */ . В такие комментарии можно включать несколько строчек текста и останутся в том же виде в итоговом CSS. Поэтому SASS откоментированный следующим образом:

Преобразуется в следующий CSS:

SASS также позволяет включать строчные комментарии, которые специфичны именно для SASS. В отличие от комментариев CSS, они не будут отображаться в скомпилированном коде. Строчный комментарий начинается с двойного слэша — // .

После компиляции в CSS, в коде останется только многострочный комментарий:

2. Локальные и глобальные переменные

Управление пространством имен это один из самых сложных аспектов любого языка, SASS здесь не исключение. SASS позволяет создавать глобальные и локальные переменные и переопределять их при необходимости.

Глобальные переменные в SASS обычно используются для семантических названий цветов. Например, вверху основного файла SASS можно определить $color_success как цвет для текста сообщений об успешном выполнении чего-либо, который может наследовать и модифицироваться многими селекторами.

Переменная $color_success является глобальной, потому что она была определена вне селекторов и поэтому она будет действовать во всех пространствах имен. Но так как это не константа, вы можете в любое время изменить ее значение, и это значение будет влиять на все селекторы, в которых эта переменная используется после переопределения. Для примера, следующий селектор, использующий переменную $color_success :

В сгенерированном CSS переменная $color_success примет новое значение:

В данном случае мы изменили значение глобальной переменной в локальном окружении. Поэтому любой следующий селектор будет получать значение первоначальное глобальное значение. А если поменять значение глобальной переменной вне селектора, например:

Это изменит значение этой переменной для всех использующих ее селекторов. Но это плохая идея, так как одна и та же переменная будет иметь разное значение для разных селекторов в зависимости от их расположения в коде. Учитывайте эти особенности, изменения глобальной переменной внутри селектора будет влиять только на этот селектор.

3. Плэйсхолдеры для расширений

Сохранение вашего SASS-кода чистым это благо для разработки. SASS позволяет вкладывать селекторы ради избежания повторения кода, но за это приходиться платить лишней вложенностью селекторов CSS. Создание миксинов отлично подходит для включения готовых наборов стилей к селекторам, но они чрезмерно увеличивают итоговый размер CSS. Обе эти техники удобны, но использовать их надо осторожно, чтобы сохранять свой CSS компактным и эффективным.

К счастью, SASS позволяет разработчикам расширять существующие селекторы, применяя весь набор стилей от одного селектора к другому с помощью команды @extend . К примеру, следующий код применяет стили селектора .prominent к еще нескольким селекторам:

Но если вы хотите создать наборы стилевых правил и не хотите создавать отдельные селекторы в вашем CSS для них, SASS предоставляет вам плэйсхолдеры для селекторов. Они определяются также как и селекторы класса, только вместо точки в начале селектора используется символ процента. Образец:

Этот код генерирует CSS без каких либо упоминаний %prominent или %subtle , но с применением их стилей:

В данном примере мы не использовали селектор %subtle , поэтому он не оказался в скомпилированном коде и наш CSS не увеличился в размере.

Важно отметить, что расширение стилей при использовании глобальных переменных работает путем добавления селекторов к базовому стилю, а не дубликацией кода. Это значит, что первоначально значение глобальной переменной в экстенде будет действовать даже если ее переопределить локально:

В скомпилированном коде, переопределение экстенда в классе .notice не отражается:

4. Амперсанд для родительского селектора

Одна из базовых возможностей SASS, о которой узнают разработчики это амперсанд (&). Когда вы используете амперсанд перед селектором внутри набора правил, селектор прикладывается к родительскому, что особо удобно для псевдоклассов :hover или ::after . И код SCSS:

Дает следующий CSS:

Но это не единственное применение амперсанда. Когда вы помешаете амперсанд внутрь набора стилевых правил, стили класса , объявленного после амперсанда будут работать только если элемент с этим классом является потомком элемента, для которого написаны базовые правила. Иногда бывает нужно задать стиль, применяющийся лишь в определенных условиях. Например, мы хотим задать границу элементу .hoverable являющемуся потомком элемента .special :

Мы сделали это, задав отдельное правило для этого случая. И если это потребуется сделать для нескольких случаев, это будет уже более утомительным занятием.

Но с добавлением амперсанда мы делаем то же самое, не покидая пространство селектора .hoverable :

И соответствующий CSS:

Вы видите, что сделала всего одна строчка с амперсандом? Sass заменил амперсанд родительским селектором, задав таким образом стили для .hoverable внутри .special .

Подумайте о том, как некоторые из этих идей могут вам помочь при разработке следующего проекта с Sass. Так как все это является частью ядра Sass, вы можете начать использовать это уже сейчас, получив возможность для более эффективной разработки.

Добавить комментарий