После целого семестра обучения выяснилось, что на вопросы студентов отвечал робот


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

Вывести количество предметов, которые преподавались в семестре

Здравствуйте. Помогите пожалуйста, не могу додуматься как правильно ввести данные (пытался с помощью строк и символов,у меня ничего не вышло) и сравнить строки.
Студент Василий к концу семестра решил выяснить, какие предметы ему в этом семестре преподавались. Полный список предметов есть в его записях, но при их просмотре возникли две серьезные трудности. Во-первых, некоторые предметы упоминаются в этих записях более одного раза. Во-вторых, что еще хуже, из-за постоянной спешки Василий часто использует сокращения. Сокращает он довольно просто – отбрасывает несколько последних букв слова. Так, предмет “algebra” в записях может быть обозначен как “algeb”, “algebr” и “alg” (но не как “alg-ra”). Создайте для Василия программу, которая по его записям определяет, сколько предметов у него преподавалось в этом семестре.

Входные данные
Первая строка входного файла INPUT.TXT содержит число N – количество записей в списке Василия (1 ≤ N ≤ 10 000). Далее идет N строк, каждая из которых содержит строку символов длиной M (2 ≤ M ≤ 20). Строки состоят исключительно из английских символов в нижнем регистре и знаков подчеркивания (‘_’). Гарантируется, что входные данные позволяют однозначно определить количество преподававшихся в семестре предметов.

Выходные данные
В выходной файл OUTPUT.TXT выведите количество предметов, которые преподавались в семестре.

Примеры
INPUT.TXT OUTPUT.TXT
3 Ответ: 2
algebra
algeb
history

4 Ответ: 1
algebr
alg
algebra
algeb

30.03.2020, 05:27

Вывести количество предметов, которые в нем излагаются более чем 2:00 в неделю
Необходимо сохранять сведения о классах (название, профиль класса), учеников (фамилия, имя.

Вывести кафедру на которой будет читаться наибольшее количество предметов
Помогите дописать процедуру, необходимо вывести кафедру на которой будет читаться наибольшее.

Вывести в алфавитном порядке записи о предметах с указанием лектора, аудитории и количества часов занятий в семестре
Вывести в алфавитном порядке записи о предметах с указанием лектора, аудитории и количества часов.

Студенты бывшего Екатерининского колледжа чуть не потеряли целый семестр обучения ( 1 )

Поделитесь:

В 2014 году Таллиннский университет (ТЛУ) объявил о начале структурной реформы. Согласно распоряжению, с сентября 2015 года, все 23 подразделения университета, включая Екатерининский колледж, будут объединены в шесть институтов.

Студенты гуманитарного направления Екатерининского колледжа (ЕК) должны были перейти в Институт гуманитарных наук (ИГН), а студенты социального направления – в Институт социальных наук (ИСН).

Год пролетел незаметно, и вот уже 1 сентября 2015 года новый порядок вступил в силу. Первокурсники начали учебу, а вот у третьекурсников отделения гуманитарных наук в ИГН начались неприятности.

«Те из нас, кто выбрал дополнительной специальностью модуль «Английский язык и культура» не смогли сдать экзамен, а так как модуль дополнительной специальности – это часть нашей программы для нас его сдача обязательна», – объясняет Мария (имя изменено, настоящее редакции известно).

Выход у студентов был – подать заявление на изменение модуля, то есть выбрать другую дополнительную специальность. Однако какие специальности доступны для них теперь, когда ЕК больше нет, для студентов оставалось загадкой. Ранее на такие вопросы отвечала консультант ЕК по учебной работе Елена Малыгина. Однако еще в начале учебного года все третьекурсники получили от нее сообщение, что новым консультантом по учебной работе является Денис Кузьмин. Денис Кузьмин ранее занимал должность секретарь по учебной работе в Институте славянских языков и культур, который также вошел в состав нового Института гуманитарных наук в связи с реформой. Елена Малыгина же теперь консультант и специалист на отделении музыки в институте медиа, коммуникаций и искусств.

Кто же консультирует студентов?

Второго сентября студенты обратились к Денису Кузьмину, однако вскоре их ждало разочарование — Денис не являлся их консультантом по учебной работе.

«Он ясно дал понять, что не является нашим консультантом», – говорит Мария.

Денис Кузьмин объяснил «Вечёрке»: «Я ответил студентам, что из-за большого наплыва желающих проконсультироваться, на текущие вопросы (об изменении модуля и составлении расписания – прим.ред.) могу ответить по электронной почте. Если же у студентов имеется быстрый вопрос по их программе обучения, то я попросил их обратиться к Наталие Чуйкиной.

У «Вечёрки» имеется копия переписки между студентом и Денисом Кузьминым, где в своем письме последний пишет: «Поскольку Екатерининский колледж закрылся, и кол-во персонала в ТЛУ сокращено, то консультирование студентов очно и в порядке живой очереди затруднено. На текущие вопросы, связанные с учебным процессом, по электронным каналам временно отвечаю я. По вопросам Вашей программы обратитесь, пожалуйста, к Н.В. Чуйкиной».

Следует отметить, что Денис Кузьмин не занимает должность консультанта, он – секретарь по учебной работе и вопросы тонкости учебных программ вне его компетентности.

Студенты решили последовать совету Дениса и обратились к Наталии Чуйкиной, которая до 31 августа 2015 была лектором и исполняющей обязанности директора Екатерининского колледжа. С 1 сентября Наталия вновь стала простым лектором в новом ИГН, а потому помочь студентам в вопросах вне ее компетенции, она была не в силах.

«Уже не помню к какой женщине из администрации ИГН мы обращались после Дениса и Наталии, но эта женщина тоже не смогла нам помочь. Мы начали беспокоиться», – рассказывает Мария.

Дело в том, что для того, чтобы посещать выбранные предметы, у студентов было время зарегистрировать каждый предмет только до 14 сентября. В данном случае Мария и ее однокурсники даже не знали, какие предметы им регистрировать, при этом постоянно возникали проблемы с электронной системой ÕIS, через которую и происходит регистрация, и эти вопросы тоже беспокоили студентов, но задать их пока что было некому. Так как этот год для третьекурсников последний, то в случае опоздания с регистрацией, они пропустили бы целый осенний семестр учебы, а значит, не смогли бы закончить обучение в срок.

Когда консультант нашелся, беды не закончились

В конечном итоге, двое студенток третьекурсниц дошли до двери консультанта по учебной работе ИГН Хелины Пуксманн. Они объяснили Хелине, что им нужно выбрать другой модуль дополнительной специальности. Консультант ответила, что студенты могут выбрать любой из модулей, который относится к ИГН.

«Мы хотели выбрать модуль «переводчик-редактор», но Хелина объяснила, что именно этот модуль выбрать нельзя, потому что несколько предметов в нем нами уже было пройдено в рамках основной программы. Для нас это стало сюрпризом, потому что ранее преподаватели из ЕК говорили, что в этом нет ничего страшного и студентам других профессий это делать разрешалось», – говорит Мария.

Руководитель отдела по коммуникациям ТЛУ Сулев Олль ответил «Вечёрке», что студентам не понравилось то, что они не могут выбрать модуль, в котором несколько предметов уже были сданы ими ранее. И так как удовлетворить их выбор модуля технически невозможно и против правил университета, то им предложили другие варианты.

«Действительно, в связи с созданием новых институтов в ТЛУ, в этот период могли возникать перебои в работе инфосистемы», – прокомментировал Сулев Олль причины проблем с регистрацией предметов.

Отказавшись от выбранного модуля, студенты продолжили выбирать дополнительную специальность из перечня, однако они не сразу заметили, что другие модули рассчитаны на два года. Это означало, что студенты в любом случае не успеют сдать все предметы за третий год обучения и им придется остаться в университете на четвертый год, за который они уже должны будут платить.

«Наш старый модуль «Английский язык и культура» оценивался так же, но все предметы можно было сдать за один год. И так как мы третьекурсники, то забеспокоились, что за четвертый год обучения придется платить», – говорит Мария. – «Мы не знали, вдруг опять что-то поменялось теперь, когда прошла новая реформа, и пошли к Хелине опять. Она очень долго и непонятно объясняла что-то, и мы не могли понять ее. Когда мы в очередной раз сказали, что не поняли ее, она прикрикнула, что если мы не понимаем по-эстонски, раз задаем одни и те же вопросы, то есть веб-страница университета, где мы можем все прочесть. Я до сих пор не знаю, придется ли мне платить. Из ее объяснений я поняла только то, что, может, придется, а, может быть, и нет».


Стоит отметить, что со слов студентов, за время неоднократных личных консультаций у Хелины, консультант пыталась помочь и искала ответы на их вопросы. Все время куда-то уходила и с кем-то советовалась, но для студентов некоторые ее ответы были либо не до конца ясными, либо были в стиле «Я постараюсь выяснить».

В разговоре с консультантом по учебной работе Хелиной Пуксманн мы попытались узнать ее версию происходящего.

«Ранее у нас было 500 студентов, теперь более двух тысяч. Конечно, у нас могли возникнуть какие-то неточности и непонимание. Изначально было принято решение, что Денис Кузьмин будет заниматься русскоязычными студентами из ЕК», – объяснила Хелина. – «И я никогда не кричу на студентов. Они задавали вопросы о плате за четвертый год обучения, я объяснила условия, они не поняли и задали вопрос еще раз. Я объяснила еще раз, но из их следующих вопросов я поняла, что они не поняли меня. Я, возможно, могла повысить голос, потому что уже чувствовала, что объяснить по-другому не могу, а они меня не понимают. Тогда я сказала, что по-другому объяснить не могу и, если они не понимают, то есть страничка ТЛУ, которая и создана для того, чтобы на ней студенты могли найти ответы на свои вопросы. Но я точно не кричала», – твердо заявила Хелина.

Стоит заметить, что, в конечном итоге, ИГН пошел на уступки студентам и позволил им выбирать из бОльшего числа модулей, чем предлагалось им ранее.

«Для нас новое заявление о том, что теперь можно выбрать и другие модули, показалось так, словно нам изначально дали неверную информацию, так же как дали неверную информацию о нашем консультанте по учебной работе. Сначала мы даже подумали, что и с этим будут проблемы, но о том, что это исключение из правил нам, не сказали», – объясняет Мария.

Сама Мария смогла до конца разобраться с регистрацией своих предметов только после очередной консультации у Хелины 14 сентября, в последний день регистрации предметов.

«Две недели мы как будто бы висели в воздухе. Со второго сентября мы долго искали того, кто ответит на вопросы. Потом нашли Хелину, и она пыталась нам помочь, но было видно, что ей сложно отвечать на некоторые вопросы».
По словам студентов бывшего ЕК, у них все еще остались вопросы, которые касаются учебного процесса, оплаты и прочего.

У студентов ЕК другого института все прошло гладко

Наталия Чуйкина, которая ранее являлась исполняющей обязанности Екатерининского колледжа, уверяет, что все официальные документы новым институтам были переданы в соответствии с распоряжением ректора.

Наталия объяснила, что за личными рабочими документами и отдельными рекомендациями по ведению работы со студентами работники нового Института гуманитарных наук не обращались, хотя такая возможность была. К примеру, за такими рекомендациями обратились работники нового Института Социальных наук, который принял студентов социального направления ЕК.

«По-видимому, по этой причине у студентов ИГН и возникают проблемы, так как в новом институте нет ассистента по учебной работе, знающего особенности инструктирования именно по программам бывшего ЕК», – дала свой комментарий нашему порталу теперь уже лектор ИГН Наталия Чуйкина.

Мы спросили бывших студентов ЕК, учащихся на социальном отделении, как прошло их начало учебного года. Студента Катя со своей однокурсницей Настей несколько раз обращались в бюро Института социальных наук с вопросами, касающимися своей учебной программы, изменений и прочих деталей обучения.

«В начале учебного года нам сообщили о том, кто наш консультант по учебной работе, и когда появились вопросы я и Настя обратились к ней. Консультант смогла ответить на все вопросы понятно и больше трудностей не возникло».

Институт пошел навстречу

Руководитель администрации Института гуманитарных наук Айги Хееро ответила порталу «Вечёрка», что ей известно точно, что все студенты, которые обращались к консультантам по учебной работе, смогли получить консультацию. А обучение студенты смогли начать согласно правилам, предметы были объявлены, аудиторные занятия проходят, все студенты смогли зарегистрироваться на предметы.

«Создание Института гуманитарных наук проходило согласно четкому графику. Ясно, что запуск нового института может означать в некоторых случаях торможение дел. В любом случае стараемся постоянно улучшать нашу работу, в том числе и консультирование студентов. К примеру, в скором времени мы проведем специальные инфо часы для разных специальностей», – пояснила руководитель администрации ИГН.

Действительно, после того, как «Вечёрка» начала задавать вопросы Таллиннскому университету, третьекурсникам бывшего Екатерининского колледжа прислали сообщение, 24 сентября, через 10 дней после окончания регистрации предметов, что 1 октября для студентов будет устроен инфо час, где они смогут задать дополнительные вопросы и получить ответы.

Блог Студланса о студлансе!

Курсовые / рефераты / решение задач

Доступные цены! Сроки от 1 дня!

Почему первая сессия может стать последней? Три типичные ошибки первокурсников

По статистике, именно первая сессия наиболее богата на отчисления. Около 20% первокурсников вынуждены покинуть вуз уже после первого семестра. Причина – неумение самостоятельно организовать работу и непонимание того, что лекции и семинары – не школьные уроки, а экзамены в вузе – не школьная контрольная.

Система контроля за посещениями и результатами работы в течение семестра в вузе менее жесткая, чем в школе. При этом не каждый первокурсник обладает перспективным мышлением, не каждый готов к ответственности взрослого человека за использование (и разбазаривание) своего времени. Отсутствие «учительской розги» рождает соблазн использовать «свободное время» для личных дел, а наверстать перед сессией.

Мы попытались выделить типичные ошибки первокурсников: надежду на учебник, списанные лекции и традиционное «за ночь все успею».

Почему не хватает учебника

Огромным потрясением для большинства первокурсников становится тот факт, что учебник играет в вузе вспомогательную роль. И зубрежка перед экзаменом отнюдь не гарантирует успешную сдачу!

Школьник получает базовые знания на основе учебника, а студент сталкивается с многообразием научных точек зрений и концепций. Умение самостоятельно в них разобраться у большинства студентов появляется где-то к четвёртому – пятому курсу (а у многих не появляется вообще). На лекциях преподаватель помогает студентам логически выстроить объем знаний, дает новейшие данные, которые еще не попали в учебники.

Надо ли переписывать лекции?

Итак, без лекций никуда – ведь преподаватель по натуре такое въедливое создание, что именно то индивидуальное, что он сказал на лекции, он и попытается узнать у вас на экзамене!

Поэтому ближе к сессии студенты начинают переписывать, ксерокопировать лекции более усидчивых товарищей. Тут-то и ожидают первокурсника очередная «засада».

Каждая запись лекции на бумаге или набор на ноутбуке (сейчас распространяется и такой метод работы) является продуктом творчества человека, личной интерпретацией услышанного. У каждого студента – свои сокращения, свои опорные слова. Кстати, слепое переписывание лекций и конспектов легко различается преподавателем. В блогах преподавателей можно почитать забавные истории о тупо списанных лекциях. Например, о том, как двадцать человек подали конспекты, где использовали слово «ревантность». Ясно, что ошибся кто-то один, а остальные переписали. На другом курсе в лекциях массово использовалось слово «комунатор» вместо «коммуникатор»…

В общем, если ваш сокурсник запишет, что крокодилы прячут яйца в песок, потому что боятся отморозить, а вы спишете эту лекцию – есть шанс, что преподаватель будет ржать не над одним недоумком, а сразу над двумя.

Китайский за ночь


Сессия как нельзя лучше оправдывает цитату Рабле:

Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.

Тем студентам, кто в течение семестра не выполнил необходимый объем самостоятельной работы, и особенно тем, кто бодро прогуливал семинары, «надышаться перед сессией» будет непросто. Вы уверены, что за три дня сможете прочитать огромный комплекс рекомендованной литературы? И не просто прочитать, но осознать, проанализировать, сравнить позиции авторов, выработать собственное мнение?

Кроме того, в последние дни декабря студент чаще всего сталкивается с такой проблемой: единственная на всю библиотеку книга, оказывается, нужна не только ему! А в интернете её почему-то нет (увы, пока во всемирной паутине успели запутаться далеко не все учебники). Ксерокс, как говорится, наш спаситель, но ведь ещё надо успеть всё это прочесть…

Что же посоветовать первокурснику, который не желает попасть в 20% отчисленных после первой же сессии? Об этом читайте в следующем посте нашего блога!

Ситуационные задачи

1) На практических занятиях один из студентов, занимающий, как правило, место недалеко от преподавателя, изучает конспекты лекций или учебник по другому предмету. На вопросы преподавателя отвечает, что много времени у него для этого предмета не будет, а на занятии ему присутствовать нужно, так как он может услышать что-то полезное. Сидя за первыми столами, он воспринимает информацию лучше. На занятия ходит регулярно, контрольные работы выполняет удовлетворительно, но на вопросы преподавателя не отвечает, так как «занят». Проанализируйте ситуацию с позиции педагога. Ваши действия.

Моя задача, как педагога дать знания. Задача студента выбрать то, что ему пригодится для самореализации после выпуска. С моей позиции: нет ничего критичного, однако это просто некрасиво. Невозможно заставить человека учиться из-под палки.

2) Студент третьего курса работал с одним преподавателем (выполнение курсовых работ, участие в конференциях и т. д.). На пятом курсе из-за конфликта высказывает желание выполнять дипломную работу у другого преподавателя. Студент учится на «отлично» и намеревается поступать в аспирантуру. Ситуация переговоров с другим преподавателем известна предыдущему руководителю. Можно ли избежать конфликта между преподавателями, преподавателем и студентом, наконец, сохранить желание заниматься дальнейшей научной работой. Какими должны быть отношения студента с научным руководителем?

Мастер Йода рекомендует:  Простой и безопасный способ делиться терминалом обзор инструмента warp

Полагаю, что дальнейшее взаимодействие это вопрос профессионализма преподавателя. Однако уважительное отношение и честное объяснение причин ухода во многом определит дальнейшее развитие ситуации. А для дальнейшего развития научной работы студента иногда достаточно желания помочь со стороны преподавателя. Взаимодействие должно быть построено на взаимопонимании и помощи.

3) Немного опоздав, на лекцию входит староста группы, только что получивший стипендию. Сидящие рядом студенты просят выдать им стипендию, что староста и делает, вовлекая все большее количество и отвлекая слушателей. Как должен повести себя в этой ситуации преподаватель?

Я бы предложила два пути решения для студентов:

первый – раздача материальных благ может продолжиться при условии продления лекции вместо перерыва. (Мысли студентов все равно будут заняты стипендией)

второй – раздача после занятия с условием, чем быстрее пройдем материал, тем быстрее они продолжат. (Этакий пряник. И студент доволен и лекцию никто прерывать не станет. Однако встает вопрос сколько материала они усвоят)

Думаю, что большинство преподавателей склонились бы ко второму варианту.

4) Во время практического занятия один из студентов демонстративно читает газету, в то время как другие выполняют задание. На вопрос преподавателя, почему он не работает с другими, отвечает, что ему не хочется. На следующем занятии – то же самое. Преподаватель говорит, что если студенту не интересно, то …

вокруг достаточно интересных профессий, которые могут заинтересовать студента. К примеру существует вопиющая нехватка штукатуров-моляров высшего разряда, ровно как и качественно подметающих дворников. Предлагаю Вам освоить профессию интересную и нужную. А если данная работа Вас не заинтересовала, то предлагаю дополнительное задание для самостоятельного выполнения.

5) Преподаватель является руководителем некоторого общества, в которое студенты не стремятся вступить. Чтобы привлечь студентов в ряды организации, преподаватель ставит условие «пока не напишешь заявление на вступление, билет на экзамене не получишь». Проанализируйте ситуацию с позиции преподавателя и студента.

Со стороны студента, полагаю, я была бы в шоке. И как минимум пошла бы к декану факультета, благо он у нас любит студентов.

Со стороны преподавателя, полагаю, это сделано из необходимости продвижения данного общества со стороны вышестоящего руководства. Не думаю, что от данного факта он станет хуже, как преподаватель. Однако с морально-этической стороны я не могу принять и понять.

6) На экзамене преподаватель замечает у студента шпаргалку и сообщает, что высшим баллом для этого студента будет «4», в итоге студент получает «3», чем оказался очень доволен. Какими критериями оценки знаний пользовался преподаватель; правильность, полнота, осознанность, действенность, системность, прочность? Как в этой ситуации определить уровень знаний студента?

Предыстория: я всегда писала шпаргалки практически ко всем экзаменам независимо от уровня моей подготовленности. Просто из тремора и страха не сдать.

На экзамене по матану преподаватель заметил. Думала меня выгонят и поставят несдачу. Однако преподаватель спокойно дал дописать, выслушал ответы, задал дополнительные вопросы. Завалить не пытался. Поставил 4.

Полагаю, что если студент не знает, он в жизни не ответит на вопросы помимо билета.

Руководствуюсь тем же принципом. Никогда не слежу за студентом, просто спрашиваю. Ответил – молодец, не ответил – учи.

7) Студент опоздал на контрольную работу. Преподаватель дает ему индивидуальное задание. Студент сдает контрольную работу досрочно. Преподаватель утверждает, что студент списал, и дает другое, более сложное задание. Студент его выполняет. Преподаватель дает третье задание, с которым студент не может справиться. Студент просит помочь в решении, но преподаватель не справляется сам. Ситуация переходит в конфликт: студент резко выразился в адрес преподавателя и покинул аудиторию. Проанализируйте ситуацию.

Со стороны студента независимо от ситуации не стоит говорить грубости. Просто это только разжигает конфликт. Хотя полагаю сложно побороть обиду, когда тебя откровенно оклеветали.

Со стороны преподавателя желание доказать свою якобы правоту может отбить всякое желание и интерес к предмету. Нужно понимать границу, которую переходить не стоит. Иногда даже в случае списывания стоит отступиться. Со стороны педагога, как человека старшего и более опытного, можно было свести конфликт к минимуму, просто признав что тоже не может решить.

В случае не решения третьей задачи преподавателем, такое просто может случиться с каждым. Однако в глазах студента, полагаю, он свой авторитет потерял.

8) Преподаватель задал домашнюю контрольную работу. При проверке он обнаружил две абсолютно одинаковые правильные работы с оригинальным нестандартным решением. Как должен вести себя преподаватель?

У меня на практике был случай, когда студент передрал себе в отчет материалы моего диплома при этом не проверил, что мы считали разные конструкции. Выход был простой: попросила его рассказать и обосновать выбранную конструкцию. Не смог. Попросила переделать под свои расчеты, и объяснила что плагиат не всегда хорошо. Ему стыдно – мне смешно от его глупости.

В условиях поставленной задачи – любые дальнейшие действия будут определяться тем, сознается студент или нет. Простой опрос двух студентов с выслушиванием умозаключений вполне способен показать кто работу написал, а кто копировал.


Но, думаю, попустительство в данной ситуации не допустимо, хотя бы по той причине, что задание нужно выполнить самостоятельно.

9) На педагогической практике студентка проводила открытый урок. Присутствовали: учитель, преподаватель университета, три практиканта. По окончании урока переходят к обсуждению, и тут учитель с гневом обрушивается на студентов, которые по ходу урока не анализировали его, даже ухитрялись читать книги. Обвиняются студенты, преподаватель и весь университет. Как вести себя преподавателю вуза?

Принести извинения и постараться свести к минимуму конфликтность ситуации. Можно предложит учителю проанализировать открытый урок и высказать свои мысли в отношении того, как сделать его интересным на столько, чтоб студенты внимательно слушали. Можно даже предложить повторить с учетом замечаний и при посильной помощи учителя.

10) Представьте себе, что вы куратор студенческой группы. В вашей группе много неуспевающих студентов. Какова возможная программа ваших действий?

Я бы предложила студентам для начала обозначить те моменты, которые не понятны, и сказать, как им удобнее воспринимать информацию. Потом предложила бы провести ряд дополнительных занятий по обозначенным темам с подробным объяснением. По возможности наглядным.

В заключении, хочу сказать, что ко всему подхожу с терпением, пониманием и изрядной долей юмора (только по-доброму).

Что тебя ждет в универе: 10 неприятных сюрпризов

Страшилки от студентов и экс-студентов.

Текст: Ольга Свирина · 22 августа 2020

Старая поговорка «Надейся на лучшее, готовься к худшему» работает практически всегда. А в случае с вузом – особенно. Помимо увлекательных семинаров и убойных вечеринок с однокурсниками тебя могут ждать гораздо менее приятные вещи. Поэтому лучше быть во всеоружии.

ВОЗМОЖНО, БУДУТ ТЕ, КТО ПОСТУПИЛ ПО БЛАТУ

Кажется, количество бюджетных мест в вузах страны стремится к нулю, а истории о волшебном поступлении на бюджетное отделение ты слышишь разве что от друзей друзей. Вне зависимости от того, станешь ли ты студенткой бюджетного или платного отделения, поступление все равно отнимет у тебя массу сил.

В отличие от племянника декана, дочки заведующего кафедрой или абитуриента, которому повезло с обеспеченными родителями. Этот экспонат может делать все, что ведет прямиком к отчислению, но все равно чудесным образом будет оставаться студентом вуза все 4 года. И ты, практически сделав тройное сальто, чтобы оказаться в стенах универа, будешь ненавидеть его и всю систему образования.

«Конечно, это то, о чем не принято говорить вслух, но мы догадывались, что среди нас есть непростые детки, которые поступили в универ не так, как мы. Мы им слегка завидовали, чего уж тут скрывать», – Ангелина, филфак, РУДН.

Как быть?

Нужно понять одну простую вещь: люди «со связями», которые занимают чужое место, еще не раз встретятся на твоем пути, а ненавидеть их – лишь трата энергии впустую.

В РАСПИСАНИИ ПОЯВЯТСЯ СОВЕРШЕННО НЕНУЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

О, это успокаивающее всех на свете студентов слово «кругозор»! Конечно, знать множество занимательных фактов из совершенно разных областей науки – очень полезно. Особенно, если ты планируешь принять участие в интеллектуальном шоу на ТВ, или, скажем, выжить во время зомби-апокалипсиса. Но в большинстве своем пара семестров общеобразовательных предметов, очень отдаленно связанных с твоей профессией, так и останутся где-то в глубинах подсознания.

«У нас была экология, на которую половина студентов не ходила, а другая половина спала на последних рядах в аудитории. Конечно, можно сказать, что журналист должен быть подкован во всех сферах, но данный предмет мне абсолютно ничего не дал», – Виктория, МГУ, журфак.

«Самые отвратительные и ненужные предметы – это БЖД или ОБЖ, которое уже всех достало в школе и КСЕ – дикая смесь физики, математики, биологии и астрономии. Мы, гуманитарии, просто сходили с ума», – Ангелина, филфак, РУДН.

Как быть?

Надеяться и верить, что все это тебе действительно понадобится. Когда-нибудь.

«Такие дисциплины были на первых двух курсах, разве что. Не сказать, чтобы это были ненужные предметы. Я имею в виду экономику и информатику. Я считаю, что все, чему учат, когда-нибудь может пригодиться», – Дарья, филфак, МПГУ.

БУДУТ «ОКНА» МЕЖДУ ПАРАМИ

Как слишком длинные, так и слишком короткие. Уверены, деканат очень старается, составляя расписание на семестр, чтобы угодить и студентам, и преподавателям. Но когда ты видишь первую пару в 9 утра, а третью – в 2 часа дня, появляется стойкое желание вообще не приезжать в универ.

«Окна обязательно были каждый год в каком-то из семестров. Самое неприятное, когда окна приходились на пятницу и под конец учебного дня. Усидеть в универе было очень сложно, многие сбегали, ну и я бывала в числе этих бесстрашных», – Дарья, филфак, МПГУ.

«Окна – это просто кошмар, особенно если учесть, что пары длятся полтора часа. И попадались они нам, как говорится, редко, но метко. Иногда окна совпадали с обедом, и это значило, что два с половиной часа пройдут впустую. В одном из семестров одна преподавательница отменила свою пару, и у нас получилось два окна + обед.

«Чем мы только не занимались, чтобы скоротать время: ели, делали домашку, сплетничали, ходили в кино (но в основном, просто ели и сплетничали)», – Ангелина, филфак, РУДН.

Другая неприятная особенность твоего вузовского расписания – это пары в разных филиалах, расположенных в противоположных частях города. И чтобы успеть доехать на них вовремя, придется очень постараться.

«Окна были 2–3 раза в неделю, когда пары проходили в двух разных филиалах университета. За 45 минут нужно было добраться с одной станции метро до другой, а находились они не очень близко (Сухаревская – Петровско-Разумовская) + трамвай до самого здания универа. Мы успевали, как могли» , – Ксения, филфак, РУДН,

Как быть?

Собраться всей группой и обсудить с деканатом (или преподавателем) возможность передвинуть пары на другое время.

БУДУТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ СО СТРАННЫМИ «ФИШКАМИ»


Возможно, различного рода чудиков ты встречала и в школе, но в стенах вузов их концентрация зашкаливает. Одни закрывают дверь в аудиторию и не впускают студентов спустя ровно две минуты после начала пары. Другие, вместо того, чтобы читать лекцию, рассказывают о своей жизни. Третьи заставляют в двойном размере отработать пару, даже если ты пропустила ее по болезни. Четвертые наводят на тебя ужас одним своим появлением в коридоре. Пятые, напротив, вызывают безудержный смех. Радует лишь то, что некоторые «причуды» преподавателей действительно идут тебе на пользу.

«У нас большинство преподов были с причудами. Был философ, который недавно защитил диссертацию «Действие психотропных и наркотических веществ на изучение философии», и, судя по лекциям, он так и не бросил их принимать. Историк каждую пару начинал с фразы «Человечество – ошибка эволюции». Преподаватели по специальности часто напоминали: «Остановитесь и задумайтесь, а не дерьмо ли вы делаете»», – Света, журфак, ВШЭ.

« Ох, у нас на филфаке было много таких. Взять, например, препода по теории языка, который носил носки разных цветов. А еще очень неприятная преподавательница по педагогике заставляла писать контрольные работы, за которые большинство получали плохие оценки. При этом ответы были почти точь-в-точь, как в ее лекциях. А препод по истории литературы XIX века во время лекции, прохаживаясь по аудитории, мог ни с того ни с сего подойти к кому-то из студентов и задать какой-нибудь вопрос, а то и заставить рассказать стихотворение Пушкина или Батюшкова. Вот так нежданчик », – Дарья, филфак, МПГУ.

«У нас был препод, который постоянно травил байки на своих занятиях, причем они все как-то соприкасались с темой, которую он освещал. Но почему-то его истории из жизни я запомнила лучше лекций», – Ангелина, филфак, РУДН.

Как быть?

Искать уникальный подход к каждому. И рассказывать веселые истории о сумасшедших преподах своим друзьям вне универа.

ВОЗМОЖНО, БУДЕТ СЛОЖНО СОВМЕЩАТЬ РАБОТУ И УЧЕБУ

Поработать в студенческие годы в магазине/кафе/ассистентом в офисе – это святое. Кажется очевидным, что преподаватели должны входить в положение работающего студента, даже если он учится на дневном. Но, увы, так бывает не всегда. Немногие одобряют пропуск пар – работа, по их мнению, не является уважительной причиной. Ты услышишь что-то вроде «Хочешь работать – переводись на заочное» или «Это не моя проблема». А деньги-то все равно нужны…

«Я какое-то время я работала в магазине. После пар или в выходной день. Совмещать было тяжеловато. Как-то пропускала пары – бывало и такое. В основном это были лекции. А там у нас не отмечают. Если часто пропускала семинары по неуважительной причине, то это могло усложнить сдачу зачета или экзамена», – Анастасия, филфак, МГУ.

« Я была фрилансером, поэтому занятия пропускать не приходилось. Но в моей группе многие работали – причем официально с 9.00 до 17.00. Им приходилось брать специальное разрешение на свободное посещение, и отношение преподов к этому было диаметрально противоположное: одни поддерживали, давали какие-то задания, делали поблажки, а другие наоборот были резко против совмещения работы и учебы, и добиться от них хорошей оценки было практически нереально », – Ангелина, филфак, РУДН.

«Я с первого курса стажируюсь и работаю по профессии. На первых двух курсах проблем с этим вообще не было, а потом ввели балльно-рейтинговую систему, и стало сложнее совмещать. Преподаватели должны ставить баллы не только за сданные рефераты и контрольные, но и за посещения семинаров и лекций. Поэтому нужно было приходить на пары, чтобы отметиться, и оттуда с ноутбука спокойно работать. Меня такая схема вполне устраивала», – Виктория, МГУ, журфак.

Как быть?

Поднапрячься и найти идеальную схему работа–универ, которая не скажется на твоих оценках. Учись распоряжаться своим временем.

ТЕБЯ БУДЕТ ДО ЖУТИ ПУГАТЬ ПЕРСПЕКТИВА «ВЫЛЕТЕТЬ»

Первый курс – самый волнительный. Даже если в школе ты была круглой отличницей, 5 пар в расписании и тонны материала, который надо выучить, наводят ужас практически на всех.

«Я очень боялась вылететь! Особенно, в первые годы обучения, когда была юной и наивной. Вообще отчислением стали пугать сразу, но потом, как выяснилось, это были пустые слова – я не могу вспомнить, чтобы кого-то официально отчислили из универа. У кого были проблемы с учебой, те переводились на вечерку, некоторые меняли направление профиля. Но до реального прощания с универом не доходило ни разу» , – Ангелина, филфак, РУДН.

« Когда на первом курсе меня отправили на пересдачу, я была просто в ужасе. Сразу представила себя за кассой в «Макдаке» и ревела часа два. Естественно, потом я стала гораздо спокойнее, научилась распоряжаться своим временем и не заваливать экзамены. Все приходит с опытом. Если ты, правда, хочешь учиться, все будет хорошо. У меня было несколько знакомых, которых отчислили из университета, но у них были большие проблемы с учебой. Они не закрыли летнюю сессию даже после начала зимней», – Виктория, журфак, МГУ.

Как быть?

Все просто – не лениться, быть активной на различных семинарах и не оттягивать подготовку к сессии. И еще один ценный навык – научиться забалтывать преподов во время устной сдачи (если, конечно, тебе совсем не повезло с билетом).

ТЫ МОЖЕШЬ ОСОЗНАТЬ, ЧТО ПОСТУПИЛА НЕ НА ТУ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

После 11-го класса не всегда отчетливо представляешь, что тебе интересно и кем ты хочешь стать в будущем. Спустя год учебы в универе ты можешь понять, что этот факультет совершенно не для тебя, что ты совершила огромную ошибку, и теперь будешь мучиться еще 4 года! О, нет!

Как быть?

Твой вариант – перевестись на другую специальность. Проще всего сделать это в стенах своего же вуза. Придется досдать некоторые предметы, повозиться с документами и заставить деканат тебя возненавидеть. Но это будет стоить того.

«У нас на факультете была одна девочка, которая ушла с журфака и поступила на химфак. Я не знаю, что сподвигло ее так круто поменять вектор. Вообще, факультет журналистики дает очень много возможностей узнавать новое и пробовать себя в разных сферах, поэтому мало кто захотел бросить факультет. Большинство студентов смогли найти то, что интересно именно им», – Виктория, журфак, МГУ.

«На первом курсе от нас ушла девочка – она перевелась на математический факультет в Петербург. У нас было гуманитарное направление, так что либо эта девочка поняла свою ошибку, либо резко решила сменить направление. А может, просто захотела уехать в Питер», – Ангелина, филфак, РУДН.

«Одна девочка искала себя и переходила на разные специальности 3 раза. И в итоге в свои 25 лет она, наконец, окончила универ в первый раз! Ура-а-а-а. » – Ксения, филфак, РУДН.

ЗА ВСЕМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ПРИДЕТСЯ БЕГАТЬ

Если в школе математичка бегала за тобой, потому что знала, что ты можешь лучше, в университете ТЫ будешь бегать за преподавателями, чтобы пересдать экзамен, получить задание, обсудить свою дипломную работу. Ты обнаружишь, что большинство преподов безучастны в формировании твоего светлого будущего. Ты для них – еще одна безымянная девочка в огромном потоке студентов.

«Честно говоря, большинству преподов плевать на твои оценки – ставят то, что заслужил. Правда, попадаются и такие, которые могут как-то помочь, дать дополнительное задание. А есть и те, от которых помощи не дождешься. Есть и такая категория преподов, которым не хочется возиться с зачетами и пересдачами, и поэтому они максимально стараются сделать так, чтобы все натянули на твердую тройку – такой тип преподов мой самый любимый», – Ангелина, филфак, РУДН.

«Это зависит от самого преподавателя. Есть такие, которые лишний раз напомнят тебе про то, что ты должен сдать работу или зачет. А есть и те, кому все равно. В универе больше свободы, чем в школе, ты уже сам себе хозяин. Соответственно и за оценки свои ты должен беспокоиться сам. У преподавателя, таких как ты не один класс, в котором он знает всех поименно, а целый курс. В медицинском например, на курсе тысяча человек. Преподаватели не могут всем напоминать об их хвостах», – Виктория, журфак, МГУ.

Как быть?

Чтобы как-то завоевать внимание преподавателя, тебе надо выделиться, – но определенно НЕ срывом лекции, а знаниями. А за остальными бегать, бегать и еще раз бегать. Хотя, в некоторых универах преподавательский состав – просто сказка!

Мастер Йода рекомендует:  Текст вдоль линии


«Из-за специфики факультета журналистики у нас очень дружеская атмосфера, гораздо лучше, чем в школе. Тут ты также можешь в любое время обратиться к преподавателю. Мы пишем им после полуночи в соцсетях, задаем вопросы по заданиям, и они практически всегда отвечают. В столовой они сначала выпьют с тобой кофе, а потом напомнят о том, что ты так и не сдал газету», – Света, журфак, ВШЭ.

СКОРЕЕ ВСЕГО, ТЕБЯ РАЗОЧАРУЕТ ПРАКТИКА

Ты надеешься, что уже на втором курсе тебе предложат стажироваться в каком-то замечательном месте – там, куда ты всегда мечтала попасть. Ты проявишь себя как очень способный стажер, и после окончания института тебя возьмут на работу твоих грез. В реальности от института тебя, скорее всего, направят вовсе не в компанию мечты. А работники, которым повесили студента на шею, будут стараться всеми способами от него избавиться.

Как быть?

Если у тебя есть желание попасть в крутую компанию, стажировку лучше искать самой.

«На практику у нас распределяют, но большинство студентов старается найти стажировку самостоятельно. В основном распределяют в газеты и информагентства, а это далеко не всем интересно. Найти хорошую стажировку самому сложно, но возможно», – Виктория, журфак, МГУ.

Хотя некоторые университеты предлагают и правда крутую практику – может, и тебе повезет.

«У нас есть отдел, который сможет устроить тебя в любое желаемое СМИ на стажировку. Конечно же, польза колоссальная, потому что, пройдя ее, у тебя не только появится опыт и умение ориентироваться в реальных рабочих условиях, но и портфолио с публикациями», – Света, журфак, ВШЭ.

КРАСНЫЙ ДИПЛОМ НЕ ГАРАНТИРУЕТ ХОРОШУЮ РАБОТУ

Сколько шуток на тему ненужного диплома (красного или синего – неважно) ты видела в сети? Не обращала внимания? Поверь, после получения «вышки» эта тема, как никакая другая, будет близка тебе. Сразу после того, как тебе торжественно выдадут этот документ, сфотографируют на память и пожелают доброго пути, начнется паника: «И что мне теперь делать? Кто возьмет меня на работу, если у меня нет опыта работы, а во всех вакансиях написано, что ищут человека с опытом работы?!»

Ты осознаешь полную бесполезность твоего красивого, заработанного практически потом и кровью, диплома. Он должен быть у каждого, но он не гарантирует тебе ни стабильной работы, ни хорошей зарплаты, ни карьерного роста.

«Я получила синий диплом. За красным не гналась, но имея всего одну тройку, по педагогике, кстати, было обидно. Но многое зависит не от тебя. Это я поняла за время обучения. А вообще цвет диплома значения не имеет. Главное – определиться, какое дело тебе по душе, поставить цель и добиваться ее, применяя все возможные знания и умения. А высшее образование нужно иметь, это действительно дает больше возможностей», – Дарья, филфак, МПГУ.

«Я хочу красный диплом, хотя для этого мне придется очень постараться. Для работы «красная корочка», как мне кажется, не пригодится, но это шанс поступить в магистратуру на бюджет. Высшее образование, конечно, помогает найти хорошую работу. Многие работодатели смотрят на то, какой вуз ты окончил. Но в моей специальности большую роль играет еще и опыт, который уже есть на момент окончания универа», – Виктория, журфак, МГУ.

Как быть?

Искать, искать и еще раз искать ту самую заветную вакансию, ходить на собеседования, соглашаться на изначально небольшую ставку с возможностью дальнейшего роста или даже какое-то время стажироваться бесплатно. Диплом есть, голова на плечах тоже – значит, точно не пропадешь!

Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами. Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями. Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.

AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.

Темпы роста объема информации в мире согласно докладу IDC’s Digital Universe
Study, сделанному по заказу EMC в 2011 году.

Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.

Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.

Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.

Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.

1. Поток разнородной информации рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на главном

Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.

И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.

2. Доступность информации избавляет от необходимости ее запоминать

Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию. Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены. Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.

Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.

10 главных проблем студентов первого курса

Ну все, можно с облегчением выдохнуть! Нелегкая двухступенчатая вступительная кампания позади: бюджетники зачислены на бюджет, платники собирают деньги на платное. Не подозревая, что поступление — далеко не последняя проблема, с которой им предстоит справиться.

ПРОБЛЕМА №1. Придется переехать, найти квартиру или заселиться в общежитие


Эта трудность касается в основном иногородних студентов. Фактически в 17 — 18 лет для них начнется самая настоящая взрослая жизнь: нужно будет самому готовить, стирать, убирать и практически наверняка сожительствовать с незнакомыми людьми. Снять квартиру в Минске недешево ($350 за одну комнату, $450 — за две, $500 за три), а вероятность попасть в общежитие далека от 100%. Например, БГУ в этом году заселил чуть больше половины своих студентов. И если для кого-то это время станет лучшим в жизни («Ну не здорово ли? Можно делиться учебниками, просить помощи и одалживать тушь!»), то кому-то придется очень непросто («Сосредоточься тут: один сериал смотрит, второй выступление на английском репетирует»).

ПРОБЛЕМА №2. Вместо уроков — пары, и расписание какое-то непонятное

К полуторачасовым парам вместо 45-минутных уроков привыкнуть непросто. Но возможно, особенно если между половинами есть пятиминутный перерыв (так, например, в БГУИР). Расписание вы почти наверняка найдете около деканата или на сайте университета — мини-версию даже можно распечатать и носить с собой. Главные отличия от школы: оно составляется не на четверть, а сразу на полгода, и работает система четных и нечетных недель. На четных, скажем, будут лекции, а на нечетных — проводиться семинары, лабораторные или практические занятия. А еще в университете бывают форточки. Это значит, что занятия идут не подряд: например, в понедельник у вас первая, вторая и четвертая пара, а на третьей можно сходить в столовую или что-нибудь почитать в библиотеке. Важно помнить еще и то, что ведут пары не учителя, а преподаватели, старшие преподаватели, доценты и профессора.

ПРОБЛЕМА №3. Учебников не хватит

Одинаковых стопок из двадцати книг, как в школе, в вузе не дадут, полный комплект не достанется наверное никому. В итоге у вас может не оказаться ни одной книжки по экономике, но будет три разных учебника по маркетингу и два по логике — придется делиться с одногруппниками! В этом, пожалуй, заключается суть университетского образования: студенты сами ищут информацию из ста пятидесяти разных источников, а не берут все из одной книжки. При этом важно следить, чтобы не просрочить их: часть нужно будет сдать после первого семестра, часть — в конце года.

ПРОБЛЕМА №4. Преподаватели ничего не объясняют, прогуливать нельзя

Прогуливать нельзя при условии, что вы собираетесь без затруднений закончить университет. В некоторых вузах за прогулы назначают отработки. Работать лишнее время преподавателям, понятное дело, не нравится, поэтому благосклонного отношения от них не ждите. А в некоторых нужно заплатить: пропущенная лекция, лабораторная, зачет или экзамен стоит недешево: от 11 до 280 тысяч рублей. Причем деньги нужно будет не преподавателю отдать, а в окошко в банке. Потом отнести квитанцию в деканат, а после этого пройти многоступенчатый квест по поиску преподавателя. Да-да, преподаватели — не учителя, они работают не только на вашем факультете (а иногда не только в вашем вузе), так что чтобы сдать зачет по медицине, вам, возможно, придется приехать в 8 утра в субботу на другой конец города. И еще один момент: не ждите на лекциях каких-то объяснений или диктовки. Преподаватели рассказывают все самое важное, вы конспектируете. А попросить объяснить или задать вопросы сможете на практических занятиях, которые проводятся не для целого потока, а для более малочисленной группы.

ПРОБЛЕМА №5. Нельзя получить двойку

Точнее, нельзя чего-то не сдать. Это в школе можно было схватить тройку за контрольную по математике и спокойно закончить четверть. В университете нужно обязательно сдать все. Рефераты, презентации, тесты, практические работы — все это нужно, чтобы получить зачет или допуск к экзамену. И за все это нужно получить оценку не ниже 4 баллов, зачетную оценку. Лайфхак: сдать все это в начале семестра проще, потому что в конце к преподавателю будет стоять очередь из ленивцев, к которым он будет особенно требователен и строг.

ПРОБЛЕМА №6. Каникул в октябре не будет

Не будет четырех каникул, как в школе. Из вашей жизни исчезнут осенние и весенние перерывы, и придется учиться по полгода. Теперь отдых ждет вас после сессий: две недели зимой (кстати, попрощайтесь на пять лет с Новым годом) и 2 — 2,5 месяца летом. В части университетов нужно будет проходить практику, которую можно расценить как отдых от учебы.

ПРОБЛЕМА №7. А экзаменов будет в два раза больше!

Вы, как стреляный воробей (экзамены в 9 классе, в 11 классе, три ЦТ , и, может, еще и в ссузе), к ним уже привыкли. Но все равно неприятно: раньше испытания поджидали только в конце года, а тут — давай, сдавай каждые шесть месяцев по три-шесть штук! И это если пронесет, и все зачеты будут легкими. Зато когда вы их сдадите (советы для удачной сдачи можно почитать здесь) и увидите в зачетке строчки, заполненные преподавательским почерком, отдых будет особенно сладким.

ПРОБЛЕМА №8. Вас легко могут отчислить

В отличие от школы, в университете никого не держат. Особенно это заметно на первой сессии, которую сдают зимой на первом курсе.

— У нас отчислили почти половину группы: оказалось, что кто-то не знает математики, а кто-то почти весь семестр не ходил, — вспоминает студент четвертого курса БГУИР Никита. — Самое ужасное, что если вылететь после первого курса, то восстановиться нельзя! Нужно опять сдавать ЦТ, следить, куда ты проходишь… Все остальные после этого стали усерднее учиться — то ли от испуга, то ли от того, что стало меньше людей и больше внимания от преподавателей.

Отчисление из школы — скорее запугивание (хотя бывают и исключения, как в прошлом году, когда десятиклассника выгнали из школы за то, что он ругался матом), а в вузе все по-настоящему.

ПРОБЛЕМА №9. Стипендия слишком маленькая

Первоначальная стипендия для гуманитариев и технарей одинаковая — 672 100 рублей. Она изменится после первой сессии. В зависимости от среднего балла ее умножат на коэффициент (1,2, 1,4 и так далее) и она увеличится до 806 520, 940 940 или 1 075 360 рублей соответственно. А если учиться на девятки и десятки, вы можете заработать именную стипендию (250% обычной). А если учиться на девятки и десятки долго, можно получить красный диплом и после окончания БГУ, БНТУ, БГЭУ или БГПУ им. М.Танка получать на 10% больше зарплаты, чем другие выпускники. Узнайте, какие оценки попадут в диплом, получите 7, 8, 9 и 10 (три четверти 9 и 10), сдайте на 9 или 10 госэкзамен и диплом (это после блестящей учебы несложно) — и наслаждайтесь собственным превосходством.

ПРОБЛЕМА №10. Платить слишком много

В этом году стоимость высшего образования поднялась на 15 — 20%. В среднем сумма колеблется у отметки в 15 — 18 миллионов. А на популярных факультетах (международных отношений в БГУ, стомфак в медицинском или компьютерных систем и сетей в БГУИР) — 20 — 22 миллиона! Но это можно исправить. Прямо с первого курса активно участвуйте в жизни университета: идите в органы самоуправления вуза, спросите, чем помочь, участвуйте в спортивных соревнованиях, узнайте, когда проходит научно-практическая конференция, что нужно сделать, чтобы там поучаствовать, пишите научные курсовые и дипломные работы… И хорошо сдавайте экзамены. Если сделать все по плану, можно платить за учебу меньше (на 20% со средним баллом от 7,46 до 8,25, на 40% со средним баллом от 8,25 до 9,0 и на 60% со средним баллом от 9). Скидка начнет действовать с 1 сентября следующего курса до конца учебного года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Медалист, который поступил в пед без экзаменов: «Сеять разумное, доброе, вечное буду два года. И ни днем больше!»

— Вступительная кампания — это кошмарный сон! — негодует будущий учитель биологии Дима из Минска. — До сих пор не могу прийти в себя. Весь год готовился к поступлению, хотел в медицинский — а тут взял и завалил ЦТ! Да так завалил, что сразу стало ясно: ни в какой мед я не прохожу. По белорусскому набрал 54 балла, по биологии 32, по химии 28. Сели с родителями, стали думать. Быть учителем никогда не собирался, но в армию хотелось еще меньше. Честно говоря, не понимаю, зачем девчонки, провалившие тесты, идут в пед. Могли бы дома год посидеть, поготовиться…(Читайте далее. )

Чтобы получить красный диплом, с первого курса нельзя завалить ни одной сессии

Все, что нужно знать про белорусские вузы, чтобы к последнему курсу не пожалеть об упущенных возможностях? (Читайте далее. )

Что делать, если не поступил в вуз?

К сожалению, случиться может всякое: не покорится ЦТ, застанет врасплох болезнь или не окажется денег, чтобы платить за обучение. Так что же делать тем, кому не удалось перемахнуть через высокий забор высшего образования? (Читайте далее. )

Льготы для студентов в мире: на проезд скидка 90%, а в музеи можно ходить бесплатно

Традиционно студенты — народ небогатый: почти все время уходит на учебу, а подработками много не накопишь. Поэтому именно студентам, как правило, перепадает большое количество разнообразных льгот, скидок и финансовых поблажек. Увы, белорусам так не повезло. А вот в других странах студенческая братия здорово экономит на самом нужном: еде, транспорте, ксерокопиях и даже развлечениях. А вот в Беларуси студенты сидят вообще без каких-либо скидок. (Читайте далее. )

Образование за границей: истории белорусских студентов (Читайте здесь)

После целого семестра обучения выяснилось, что на вопросы студентов отвечал робот


Студент Пётр Ива­нов го­то­вит­ся к сдаче экзамена. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня ситуации, в ко­то­рых он вы­сту­пал как субъ­ект по­зна­ва­тель­ной деятельности. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Выбрал учеб­ные по­со­бия для подготовки.

2) Сильно вол­но­вал­ся в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прий­ти на пред­эк­за­ме­на­ци­он­ную консультацию.

4) Подготовил крат­кие кон­спек­ты по ос­нов­ным вопросам.

5) С од­но­группни­ка­ми вслух про­го­во­рил клю­че­вые по­ло­же­ния каж­до­го ответа.

6) Чтобы снять стресс, слу­шал на­ка­ну­не эк­за­ме­на лёгкую инструментальную музыку.

1) Вы­брал учеб­ные по­со­бия для под­го­тов­ки — да, верно.

2) Силь­но вол­но­вал­ся в ночь перед эк­за­ме­ном — нет, неверно.

3) Забыл прий­ти на пред­эк­за­ме­на­ци­он­ную кон­суль­та­цию — нет, неверно.

4) Под­го­то­вил крат­кие кон­спек­ты по ос­нов­ным во­про­сам — да, верно.

5) С од­но­группни­ка­ми вслух про­го­во­рил клю­че­вые по­ло­же­ния каж­до­го от­ве­та — да, верно.

6) Чтобы снять стресс, слу­шал на­ка­ну­не эк­за­ме­на лёгкую ин­стру­мен­тальную му­зы­ку — нет, неверно.

Организация обучения и работы студентов в семестре и в период сессии

Организация и методы эффективной учебной деятельности

Наука изощряет ум, ученье вострит память.

Главным направлением повышения эффективности учебы в вузе является развитие у студента способности к сознательному самоуправлению, что имеет определяющее значение для развития его личности и формирования как специалиста. При этом важна тесная взаимосвязь обучения и воспитания определенного мировоззрения, нравственности, соблюдение правил человеческого общежития, выработка позитивных черт характера, воли, привычек и вкуса, физического развития и т.п. Воспитанию способствует участие в общественной жизни вуза, общение с преподавателями и другими студентами. В последующем этот опыт позволит молодому специалисту при желании быть организатором воспитания в коллективе, где он будет работать.

Знание особенностей обучения в вузе в значительной степени помогает правильно организовать занятия и успешно обучаться. Студенты сами планируют свою работу и о результатах отчитываются раз в полгода на экзаменах. При недостатке контроля это нередко ведет к снижению уровня знаний. Нельзя не согласиться с писателем И. Грековой, которая отмечает, что «дважды в год студенты, весь семестр почти не учившиеся, хватаются за науку и большими непрожеванными кусками ее заглатывают. На производстве такое называется штурмовщиной и всячески преследуется, в вузовском обиходе штурмовщина узаконена, утверждена, возведена в ранг ритуала. Грош цена знаниям, спешно запихнутым в голову, — быстро приобретенные, они еще быстрее выветриваются» [28, с. 78].

Поэтому очень важно, чтобы каждый студент научился работать систематически, ежедневно, в течение всего семестра, экономя каждую минуту. Ч. Дарвин писал: «Человек, решивший растратить хотя бы час своего времени, еще не дорос до того, чтобы понимать ценность жизни». Многое успевали сделать те люди, которые планировали свое время. Только равномерная работа над усвоением учебного материала является основой успешного обучения в вузе. «Штурмовщина» в умственном труде может привести к заболеваниям и, кроме того, в спешке прочитанный материал усваивается плохо и непрочно.

Мастер Йода рекомендует:  Представлена стабильная версия Linux 4.16

Виды учебных занятий в вузе значительно отличаются. Ведущая роль, около 30% времени, отведена лекциям. На лекциях излагаются последние достижения науки, раскрывается ее внутренняя логика, дается методология; студентов учат обобщать новые факты, самостоятельно мыслить. Однако время, проведенное на лекции, принесет максимальную пользу лишь в том случае, если студенты поймут, что лекция — это творческий процесс, в котором одновременно участвуют и лектор, и слушатели. Поэтому для хорошего осмысления и усвоения содержания учебного материала каждый студент должен заранее ознакомиться с темой предстоящей лекции.

Различны и роли преподавателей в школе и вузе. В школе преподаватель буквально опекает учащихся, в вузе — лишь контролирует работу студентов. В этой связи объем и глубина полученных знаний в значительной степени зависят от инициативы и активности студента. В школе ученик чувствует постоянный надзор, так как учитель ежедневно проверяет его знания, выполнение домашних заданий. В вузе система проверки знаний иная.

На протяжении семестра и даже учебного года лектор может не запомнить всех студентов, а также того, как они усваивают читаемый курс. При наличии по предмету семинарских и практических занятий преподаватели руководят самостоятельной работой студентов и контролируют их успеваемость. Но и в этом случае студенту предоставлена большая самостоятельность, которая не всегда целесообразно используется. Следует помнить, что студенты, пропустившие занятия или не подготовленные к ним, обязаны (в первую очередь самим себе) отработать соответствующие темы во внеучебное время. В конце семестра подводятся итоги успеваемости по предметам и выставляются зачеты по всем лабораторным и практическим занятиям.

В вузе закладывается фундамент знаний по специальности, поэтому в процессе обучения необходимо не только усвоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной творческой работы [23; 27]. Поскольку поток научной информации ежегодно увеличивается, нужно и по окончании вуза пополнять свои знания. Поэтому с самого начала обучения нужно осваивать методы самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности, ибо только самостоятельная работа способствует созданию собственных взглядов и мыслей. Здесь уместно вспомнить слова Д. И. Писарева: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей собственной голове».

Самостоятельность как черта личности возникает у людей не сразу. Она приобретается человеком и укореняется постепенно, в процессе систематической работы. Студент должен уметь слушать, понимать и конспектировать лекции, разбираться в рекомендуемой литературе, готовиться к семинарам, лабораторным и практическим занятиям, зачетам и экзаменам и др. Для того чтобы справиться со всем этим, нужна настойчивость, привычка трудиться, определенная система, которая вырабатывается только в повседневной деятельности. При этом, по выражению В. И. Даля, отмеченному им в рассказе «Русак», необходимо избавиться от таких качеств, как авось, небось, ничего и как-нибудь, которые оказываются слишком ненадежными [29, с. 389].

Обучение является разновидностью умственного труда и связано с усиленной работой головного мозга, в частности, с работой памяти, со способностью концентрировать внимание на изучаемом предмете и т.д.

Мы живем в век постоянно возрастающего потока информации, которую надо усвоить. Если не хочешь отстать от уровня современной науки и быть хорошим специалистом, то также необходимо еще правильно организовать свой режим.

Особую важность при этом приобретают сами методы учебной деятельности, т.е. методы чтения, запоминания, работа на лекции, проработка учебного материала и т.д. Эти методы могут быть продуктивными, позволяющими более быстро, глубоко и качественно усвоить учебный материал, и непродуктивными, когда затраты сил и времени велики, а полезный эффект мал.

Учеба в вузе — чрезвычайно сложный вид деятельности, требующий владения методами решения множества возникающих задач, например, как понять, как определить главное, как запомнить, как лучше отчитаться в усвоенном и т.д. Далеко не каждый студент-первокурсник владеет продуктивными методами решения этих задач. Выявление трудностей позволит определить пути их преодоления и, таким образом, более быстро двигаться к цели своего обучения в вузе.

Умение полезно строить свою учебную деятельность с пользой может формироваться стихийно и неосознанно в процессе усвоения различных учебных дисциплин, но значительно больший эффект обеспечивает его целенаправленное развитие. Для этого следует:

  • • четко определить цель — чего хотите достичь;
  • • адекватно оценить свой стартовый уровень;
  • • выяснить внешние и особенно внутренние причины, мешающие достижению цели, вызывающие затруднения;
  • • определить возможные и наиболее эффективные пути преодоления трудностей и достижения цели.

Наибольшего успеха достигнет тот, кто строит свое обучение именно таким образом, т.е. в виде формирования и решения задач [22]. Тот, кто активно идет навстречу информации, ищет ее, получает значительно больше знаний.

Лучше всего и прочнее усваиваются те принципы, методы и обобщения, которые вы откроете для себя самостоятельно. Они навсегда останутся самой активной частью вашего интеллектуального капитала.


Практическое владение многими правилами запоминания, конспектирования, чтения, понимания позволит в каждой ситуации использовать наиболее эффективное из них.

Перед началом любого крупного и ответственного дела (подготовки к сессии, написания курсового проекта и т.д.) предварительно следует подумать, как его выполнить наиболее эффективно. Полезно поискать методическую литературу, специально посвященную выполнению этой деятельности. Ведь конечный результат зависит не только от того, к чему прикладывать усилия и сколько их прикладывать, но и от того, как именно это делать.

Мастерство учебы студента заключается в первую очередь в умении постоянно выделять главное звено ситуации, т.е. ту информацию или те действия, которые в наибольшей мере позволяют приблизиться к цели.

Обязательно нужно планировать свою деятельность [52]. При этом предварительно составляются списки предстоящих дел на день, неделю, месяц и тщательно продумываются их рациональная последовательность и продолжительность. План будет реальным только в том случае, если точно известно, на что и как в действительности расходуется ваше время. Наиболее удобной для студентов является система наглядной регистрации своего времени. Постоянно старайтесь внимательно изучать свои возможности, в частности, по таким направлениям:

  • • какие виды информации запоминаются лучше, а какие — хуже;
  • • что и как лучше запоминается — зрительно, на слух, при записи и т.д.;
  • • в какие часы дня наиболее и наименее эффективна та или иная умственная работа и при каких условиях;
  • • когда и где удается быть внимательным, а когда нет;
  • • когда и какой материал понимается и усваивается легко, какой — трудно;
  • • каковы эффективные индивидуальные приемы отдыха и восстановления сил в процессе умственной работы.

Студенту необходимо вырабатывать собственные побуждения к учебе, составлять свои рабочие планы, вырабатывать привычку к самооценке, определять свои цели.

Студент должен учиться приобретать знания самостоятельно.

При этом самостоятельную работу и продолжительность активности в течение дня необходимо планировать. Считается, что на самостоятельную работу (выполнение расчетно-графических работ, конспектирование литературы, прочтение конспектов лекций, изучение специальной литературы и нормативных и законодательных актов, выполнение текущих домашних заданий) в день должно приходиться примерно 4 часа, в неделю — 24 часа, а в семестр — 300 часов. Организовывая свои занятия, важно определять приоритетные по значимости задания.

Необходимо систематически повторять пройденный материал. При этом полезно практиковаться в ответах, составлять резюме по прочитанному материалу или конспектировать его, составлять перечень вопросов, обращать внимание на изучение нового материала, работать интенсивно, но с перерывами.

Жизнь после окончания университета: как живут вчерашние студенты?

Дата: 11 апреля 2020 . Опубликовано в Тема

Подходит к концу очередной семестр учебного года: первокурсники всё ещё одухотворены новой для них обстановкой, однако студенты последних курсов меланхолично интересуются тем, будет ли их голос звучать на политических дебатах, например, или же им придётся практиковаться в ораторском мастерстве фразой: «Свободная касса!»

Вопрос трудоустройства после ВУЗа на протяжении не одного года является деликатным направлением среди молодого поколения. Почему? Для ответа на этот вопрос стоит вспомнить себя в качестве абитуриента, интересующегося информацией, расположенной на сайтах университетов. Какие фразы мы видели чаще всего? «Наше высшее учебное заведение гарантирует каждому студенту рабочее место по окончании им программы обучения». Знакомо? Не стало ли предложение подобного рода одной из причин, почему молодая кровь остановила свой выбор конкретно на одном варианте? Но вот незадача. Почему-то после сдачи государственных экзаменов и получения заветного диплома, все разговоры о свободном получении работы в рамках выбранной специальности, утихают или исчезают вовсе.

И что остаётся молодым людям, стоящим на жизненном перепутье? Девушкам идти на курсы по маникюру, а парням податься в сервисы такси? Разве для этого они напрягали свой мозг до утра, чтобы выучить весь лекционный материал перед экзаменом?

Мы пообщались с выпускниками Казанского Федерального университета, чтобы узнать, каким образом сложилась их профессиональная жизнь и обозначили четыре причины, по которым в недавнем времени студенты не нашли себя по специальности.

Проблема №1. Низкая заработная плата, не удовлетворяющая потраченным человеческим ресурсам

Не секрет, что такие профессии как учитель, врач, бухгалтер, в нашей стране на протяжении уже не одного года держатся в топе самых низкооплачиваемых специальностей. И это удивляет: средний оклад медицинского работника без доплат составляет почти 14 тысяч рублей (по данным социологического опроса Газета.ru). Примерно такая же ситуация обстоит и в сфере образования – преподаватель, ежедневно мотивирующий в каждого школьника грызть гранит науки, согласно Росстату получает около 32 тысяч рублей. Если сравнивать оплату преподавательского труда за рубежом, то в Германии она составляет порядка 337 тысяч рублей, в США – 234 тысяч, Франции – 168 тысяч. Быть учителем за границей, судя по цифрам – гордость. Такое вряд ли применишь относительно к нашему государству.

По этой причине Ильхам Гайнутдинов – выпускник направления «Педагогическое образование: история» после окончания университета связал свою жизнь с плаванием, а если быть точнее, он стал инструктором данного вида спорта.

— Почему ты сделал такой выбор? Не удалось найти себя в специальности?

— Я нашёл более интересный для себя вариант трудоустройства.

— Если не секрет, то чем выбранный тобой вариант более интересен того направления, на котором ты обучался?

— Зарплата лучше, по часам меньше нужно работать, бумажная волокита отсутствует.

— Как ты думаешь, почему «вчерашним» студентам сложно устроиться на работу после получения диплома?

— Было бы проще всего свалить всю вину на государство, например, банально из-за отсутствия распределения студентов по рабочим местам, что было в СССР. Но если вопрос стоит: «Почему сложно устроиться на работу после университета?», я думаю, не сложно найти работу, было бы желание и амбиции. Труднее самостоятельно содержать себя на заработной плате с этой самой работы по специальности.

Проблема №2. Отсутствие вакансий по специальности

В последние годы высшими учебными заведениями активно развивается направление изучения восточных языков. Вот только стоит учитывать, что рынок труда не безграничен: сегодня стать преподавателем того же арабского языка весьма проблематично, что подтверждает Анелия Ахмерова.

— Смогла ли ты устроиться на работу сразу же после окончания университета?

— Вообще, по образованию я филолог арабского языка. Моя трудовая деятельность началась на втором курсе в качестве фрилансера и в языковом центре в качестве администратора.
На третьем немного практиковала преподавание арабского в этом центре и попробовала себя в роли репетитора. Что касается времени после окончания университета, то я оставила работу в центре и поднимала заработок во фриланс, так как найти себя в своей специальности довольно проблематично. Да и зарплата в выбранном мной пути предоставляет больше возможностей. Сейчас работаю над продвижением своих проектов, не связанных со специальностью.

Проблему скудного рынка труда в России подтверждает ещё одна выпускница Института международных отношений и востоковедения – Анна Рыженкова.

— Можешь поделиться причинами, по которым ты работаешь не по специальности?

— Единственная причина заключается в отсутствии ваканский. Не знаю, как повёрнется жизнь дальше, но на данный момент я не вижу каких-то очень симпатичных вариантов.


Проблема №3. Недостаточный опыт труда

Сергей Роженцов – выпускник направления «Христианская теология» Института социально-философских наук и массовых коммуникаций столкнулся один на один с этой проблемой. Мы задали ему несколько вопросов, чтобы узнать, почему специалист в области церковно-государственных отношений работает консультантом в гипермаркете.

— Тебе не удалось найти себя в специальности или ты нашёл более приемлимый, интересный для себя вариант трудоустройства?

— Нет никакого опыта работы, найти его негде. Устроился в «Максидом», потому что нужны деньги.

— В каком формате проходила ваша практика? В целом, чем вы занимались?

— В основном приходили с документами по практике в муниципалитет, где нам давали перебрать бумажки.

— При попытке устроиться на работу по специальности, университетская практика не учитывалась работодателем как опыт работы?

— Невозможно пробиться в муниципалитеты без протекции. Это факт.

— А университет предлагал вам помощь с трудоустройством? Или ты не интересовался этим?

— Трудовые отряды для работы на севере, как помню, предоставляют работу. Это всё.

— Как думаешь, университеты, в целом, выполняют свои обязательства относительно устройства студентов на рабочие места? Ведь во время приемных компаний сайты зачастую пестрят новостями вроде «Наш ВУЗ гарантирует трудовое обеспечение студентам»?

— Нет. Да они и не могут. Система не налажена на государственном уровне, а университеты у нас не средневековые, сами по себе не значат и не могут ничего. В документообороте застой. Чтобы реальную практику получить, нужно пройти через длинную бумажную волокиту.

— На твой взгляд, почему «вчерашним» студентам сложго устроиться на работу после получения диплома?

— Все работодатели прекрасно понимают, что такое бакалавр. Молодые начальники сами не так давно учились, знают, что на бакалавриате не учат ничему прикладному, только теория. Так что от вчерашнего школьника вчерашний студент не отличается ничем. В редких случаях внятная подработка была. А кому нужен сотрудник, которого ещё нужно сначала доучить?

Проблема №4. Отсутствие поддержки со стороны центра занятости высшего учебного заведения

Удивительно, но ни один из опрошенных нами молодых людей не был знаком с центром трудоустройства студентов. Как отмечают опрашиваемые, о таком органе они слышали на момент их поры абитуриентства, когда они рассматривали преимущества поступления в тот или иной университет. Анелия Ахмерова на вопрос: «Предлагал ли вам КФУ помощь с трудоустройством?» девушка ответила следующим образом: «Так как языковой центр находился при КФУ, сотрудники университета имели хорошее представление о том, кто я и каковы мои способности, поэтому из предложений о трудоустройстве мне были предложены вакансии непосредственно в самом высшем учебном заведении. Но, к сожалению, рука помощи, так сказать, не была предложена моим одногруппникам. То есть, возможно, если бы я не работала с сотрудниками университета в одном строю, не было бы ничего подобного. Смотря на своих знакомых, окончивших учёбу, могу сказать, что университет крайне редко предлагает помощь с устройством».

Как можно заметить респонденты смогли найти себе работу после получения государственного документа о высшем образовании, но интересно то, что ни один выпускник не связал свою жизнь с той специальностью, которая прописана у него в дипломе. Мы поинтересовались у молодых людей их мнением насчет того, почему же сегодня сложно устроиться на работу после завершения обучения в ВУЗе?

Ильхам Гайнутдинов: «Во-первых, изначально многие студенты неправильно выбирают специальность, на которой они обучаются. Во-вторых, во время учёбы уже нужно начинать работу, хотя бы за самую маленькую ставку с целью получения опыта работы».

Анелия Ахмерова: «Средний заработок. Студенты осознают, что самореализация и дальнейшее обучение стоит немало, поэтому ищут те вакансии, где смогут получить куда более достойные варианты оплаты своего труда, пусть и не связанного с профессией, указанной у них в дипломе».

Анна Рыженкова: «Нет ваканский и опыта».

Проблема трудоустройства после ВУЗа действительно висит грузом на плечах только выпустившихся студентов: кто прав, кто виноват – сложно однозначно ответить. Например, если молодой специалист не может найти себе работу, это не всегда означает, что проблема в его полученном образовании или в нетрудоустройстве университета. Элементарно можно говорить о неспособности студента искать эту самую работу, или же несоответствие его данным необходимой базе. Поэтому мы решили поговорить с начальником отдела практик и трудоустройства обучающихся КФУ – Закировой Эльвирой.

— Как часто обращаются к вам студенты по поводу трудоустройства?
— Обращения как правило сезонные, и происходят осенью и весной.

— Как вы оцениваете сегодняшний рынок труда?

— Анализ рынка труда в России показывает, что его структура постепенно меняется. Актуальными становятся вакансии, которые еще два-три года назад были не особо востребованы. В частности, это IT-специалисты, фрилансеры в разных областях, робототехники, HR-специалисты, рекрутеры.
С каждым годом укрепляется стремление к свободному рабочему графику. Люди охотнее устраиваются на удаленную работу, переходят на фриланс, так как не желают проводить день в офисе.

— А каким образом вы, так скажем, рекламируете себя в университете? Я, к примеру, проводила опрос, и немногие знают о таком органе как центр практик и трудоустройства студентов.

— Мы рассылаем информацию об отделе по старостам, преподавателям институтов, ответственным за трудоустройство.

— Я общалась с выпускниками прошлых лет и они сетуют на то, что проблема в нетрудоустройстве университета, отсутствии поддержки, нехватки вакансий на рынке труда.Как вы думаете, это действительно так или проблема, в первую очередь, в неспособности студента искать работу?

— Проблема в неспособности студентов искать работу. К сожалению, над дальнейшим трудоустройством студенту необходимо думать уже в процессе обучения. Ходить на встречи с работодателями, общаться, узнавать его потребности. У нас нередко бывали такие случаи, когда работодатель обращался к нам с просьбой организовать встречу, мы связываемся с институтом, просим оповестить студентов, к нам приходит ответ, что студентам это не интересно. И встреча срывается, хотя работодатель Сам вызвался посетить университет и рассказать о своей компании, о возможности пройти практику, стажировку, об имеющихся вакансиях.

— А какие еще вы видите проблемы при устройстве выпускников на рабочее место?

— Основные проблемы, возникающие при трудоустройстве выпускнико — недостаточность опыта, практики, невостребованность выбранной специальности. Помимо этого, некоторые работодатели не считают бакалавриат высшим образованием. В некоторых случаях отсутствие военного билета является проблемой при трудоустройстве. Да такие факторы как отсутствие подходящих мест, дискриминация по каким-либо признакам и возраст тоже иногда, является проблемой.

-Какие можете дать рекомендации выпускникам относительно устройства на работу?

Во-первых, не принимайте решений, исходя из того, что доступно. Стремитесь к той работе, которую больше всего хотите. Во-вторых, чем больше людей знает, какую работу вы ищите, тем лучше. В-третьих, вы можете получить много отказов. Очередной отказ не должен выбивать вас из колеи. Отрицательный результат – тоже результат.

Конечно, можно сетовать на судьбу и плохую организованность трудоустройства среди выпускников высших учебных заведений, но не стоит забывать поговорку: «Под лежачий камень вода не течёт».

Добавить комментарий