Как победить на хакатоне — 10 полезных советов


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

Несколько полезных советов тем, кто хочет победить в хакатоне

Подпишись
на наши новости!

Заголовки новых статей для вас

  • Yandex28,06
  • Mail.ru Group27,15
  • Facebook150,33
  • Google932,22
  • Twitter18,61

Лучшие статьи

Спасибо, что следите за рынком Интернет-маркетинга с AdCrunch.ru

Мы очень ценим Ваше доверие

Нажмите «Нравится», чтобы читать нас в Facebook.

Спасибо, что следите за рынком Интернет-маркетинга с AdCrunch.ru

Мы очень ценим Ваше доверие

Нажмите «Подписаться», чтобы читать нас в Вконтакте.

Хочу попасть на хакатон. Что нужно сделать? Советы от участников МИИ

На Международных интеллектуальных играх открылся IT Hackathon. Участники должны создать приложение на заданную тему, всего их 19. Корреспондент Данил Парников выяснил, что происходит на этом соревновании и заодно расспросил все о программировании для новичков. На все вопросы отвечал организатор хакатона Александр Дауркин.

Что такое Hackathon?

Хакатон – это соревнования, где решают проблемы с помощью приложений. Программы создают за очень короткий срок – день или два. Организаторы ставят перед участниками задачу и потом оценивают лучшие результаты. Всё начинается с идеи, пишется код, и в финале появляется дизайн. При этом кто-то должен управлять процессом разработки – это работа для менеджера.

Я ничего не понимаю в программировании. Могу ли я участвовать?

В хакатоне главное – желание. Можно попробовать себя в онлайн-хакатоне, школьном или региональном конкурсе. Для участия даже не нужно быть программистом. Если вы хорошо управляете людьми, то вы можете быть менеджером команды. Если понимаете в композиции и графике, можете взять на себя роль дизайнера. Если владеете языком программирования, то можете выступить разработчиком. Это три главные роли в команде для хакатона.

Воспринимайте это соревнование как игру. Можно собрать друзей или пойти одному и присоединиться на месте. Никто не ждёт от вас полностью рабочего приложения – «косяки» будут всегда. Важно иметь хорошую идею и базу для развития.

Какое нужно «железо»?

Обычно на хакатон участники приносят своё оборудование с заранее установленными программами и инструментами. Но даже если нет компьютера, всегда можно рассчитывать хотя бы на ноутбук и заранее установленный набор базовых программ. Зачастую для программирования не требуется мощный компьютер, в отличии от 3D-моделирования (там понадобится видеокарта помощнее и оперативной памяти побольше.

Минимум для разработки — 64-разрядная версия Windows (для эстетов — Linux), а продвинутые используют виртуальную машину для симуляции запуска на разных операционных системах. По сути это компьютер в компьютере.

Какая сфера сегодня востребована в программировании?

Сегодня в тренде Data Science – наука о данных. Ее используют в персонализированной рекламе: чем больше система знает о пользователе, тем точнее будут ее предложения. Так работает реклама в интернете: вы вводите в поисковике запрос, а спустя некоторое время то, что вы искали, вылетит в рекламе. Любопытно, как data science помогает «ушам из снэпчата» правильно «встать» на лицо. Чем больше селфи будет сделано с этой маской, тем точнее будут последующие фото.

Но даталогия создана для большего: она изучает проблемы анализа и работы с большими объёмами информации, это своего рода «искуственный интеллект» в зародыше.

Что нужно знать перед тем, как заняться программированием?

Для изучения стоит выбирать не старый и проверенный временем язык программирования, а новый и перспективный. Хотя здесь появится проблема с отсутствием учебного материала. Если вас это пугает, изучайте Java Script и Python. Это относительно гибкие и востребованные языки. По ним много данных, учебных пособий и ресурсов. github.com. Вообще, не стоит выискивать что-то на одном сайте – пусть за вас это сделает Google.

Все равно переживаю. Как поверить в себя?

Первое: не ленитесь, второе: всегда развивайтесь, третье: не бойтесь копировать, четвертое: больше практикуйтесь. И самое главное: занимайтесь программированием не для баловства, а разрабатывайте стоящие проекты.

Инструкция для участников Хакатона GeekDay#1

Здравствуйте, дорогие друзья. Вы оставили заявку на участие в Хакатоне GeekDay#1 от компании GeekBrains 9-10 июля.

Что будет на хакатоне?

Тема нашего Хакатона — “Обучающие сервисы и приложения”. Основная задача команд за 24 часа совместными усилиями запрограммировать минимальный жизнеспособный продукт (MVP), отвечающий этой тематике.

Вы проведёте целые сутки на территории Центра Занятости Молодёжи г. Москвы. Если вы проживаете в другом городе и приехать возможности нет, вы можете принимать участие в Хакатоне онлайн.

Что стоит сделать заранее?

Мы подготовили несколько советов и инструкций, чтобы вы не тратили лишнего времени на Хакатоне, и рекомендуем ознакомиться с ними:

Вы можете:

Подумать над идеей проекта

Прототип идеи должен быть достаточно простым, чтобы его можно было реализовать за сутки. При желании можно заранее подготовить презентацию в формате pdf, включающую основные идею вашего проекта.

Выбрать язык / технологию / инструменты, которые будут использоваться в разработке

Обращаем ваше внимание, что команды, использующие сервис Voximplant будут участвовать в специальной номинации с призами от этой компании дополнительно к общим призам.

Объединиться в команды

Мы организовали ЧАТ для всех участников, в котором вы сможете найти единомышленников. Для участников, которые будут присутствовать на Хакатоне в режиме онлайн дедлайн объединения в команды строго до 9 июля. Поэтому скорее заходите в чат и собирайте команды:

Возможность объединиться в команды для участников оффлайн будет на самом мероприятии 9 июля в Центре Занятости Молодёжи.


Освоить Git

Для командной разработки необходима система контроля версий. Самой популярной является Git. Если вы с ним не знакомы, пройдите бесплатный видео-курс Git. Быстрый старт. Результаты вашей работы мы будем принимать именно в этой системе.

Установить среду разработки и все инструменты на ваш ноутбук

Это сэкономит вам время на Хакатоне. Также вам понадобится PowerPoint для подготовки презентации проекта и программа для просмотра файлов в формате pdf.

Потренироваться

В случае если вы собираетесь использовать какую-то новую для вас технологию или инструменты, мы советуем вам пробовать свои навыки разработки в этих ресурсах заранее. Хакатон — это время интенсивной работы. Времени на освоение чего-то нового будет очень мало.

Есть жёсткое правило: нельзя начинать разработку проекта заранее, весь код должен быть написан во время Хакатона!

Вебинары и мастер-классы для участников, 5-8 июля

Специально для всех участников Хакатона и пользователей IT-портала GeekBrains мы организовали онлайн-вебинары, которые уже стартовали 5 июля. Участники GeekDay#1 cмогут лучше подготовиться к предстоящим суткам «кода» и узнать для себя что-то новое. Для наших пользователей просмотр вебинаров безусловно тоже полезен, поэтому не стесняйтесь, регистрируйтесь, смотрите. Тех, кто ещё не зарегистрировался на Хакатоне, однако чувствует, что опыт и навыки достаточны для подобного мероприятия, мы ждём на странице GeekDay#1!

Расписание вебинаров (внимание, возможны небольшие изменения):

  • 5 июля, вторник 11:00 Иван Немытченко, тема:
  • 5 июля, вторник 15:00 — 17:00 Дмитрий Павлов, тема:
  • 6 июля, среда 19:00. Григорий Петров (Технический евангелист VoxImplant), тема:
  • 7 июля, четверг 15:00 — 17:00 Дмитрий Павлов, тема:
  • 7 июля, четверг в 11.00 Артур Кузяков, тема:
  • 7 июля, четверг в 17.30 Михаил Вайсман, тема:
  • 8 июля, пятница в 11.00 Андрей Зайчиков, тема:
  • 8 июля, пятница в 13.00 Иван Немытченко, тема:
  • 8 июля, пятница в 20.00 Сергей Lerg, тема:

(Видеозапись каждого вебинара доступна уже на следующий день после его проведения)

Расписание того, что будет 9-10 июля смотрите здесь:

Ссылка на трансляцию также будет на странице GeekDay#1.

Что стоит взять с собой на Хакатон?

  • Паспорт;
  • Свой ноутбук;
  • Мышки флешки, наушники, провода для зарядки телефона и т.д.;
  • По желанию: свою любимый блокнот и ручку;
  • Очень желательно: сетевой фильтр;
  • Все, что может понадобится для того, чтобы вздремнуть: пенка, спальник.

Некоторые организационные моменты

Осторожно, но безопасно:

Принимая участия в Хакатоне, вы соглашаетесь на то, что ваше участие может быть записано на фото или видео-носители, а также показано в средствах массовой информации в целях рекламы без ограничений по времени и формату и без компенсации в отношении этих материалов. Также вы соглашаетесь выполнять все правила, установленные организаторами на территории проведения хакатона, а также законодательством Российской Федерации.

Для онлайн-участников хакатона:

Пожалуйста, заранее подготовьте работоспособную гарнитуру и желательно веб-камеру.

Для участников до 18 лет:

Участникам, не достигшим 18 лет, требуется предоставить соглашение на участие в хакатоне, подписанное вашими родителями. Текст соглашения доступен по ссылке. Пришлите до 5 июля электронную копию этого документа на адрес day@geekbrains.ru

Для подготовки к участию в специальной номинации от VoxImplant


VoxImplant – это JavaScript-ориентированная облачная платформа голосовой и видео телефонии. Облачная платформа VoxImplant позволяет добавить в веб или мобильное приложение голосовые и видео коммуникации. Ваш JavaScript, загруженный в облако VoxImplant, управляет входящими и исходящими звонками в реальном времени. С помощью нескольких строчек кода вы можете синтезировать и распознавать голос, создавать голосовые меню любой сложности, управлять листами обзвона, распределением звонков, интегрироваться с другими сервисами.

Панель управления VoxImplant: зарегистрируйтесь и используйте тестовый телефонный номер, чтобы добавить работу со звонками в существующий проект или создать новые приложения. Для технических деталей и дополнительной информации о балансе, напишите техническому евангелисту компании Григорию Петрову: grigoryvp@voximplant.com.

Документация: изучите JavaScript API, HTTP REST API, готовые SDK для веб-страниц, Android и iOS.

Блог VoxImplant: детализированные статьи о том, как использовать платформу, чтобы реализовать ваши идеи.

ЖЕЛАЕМ ВСЕМ УДАЧИ И ДО ВСТРЕЧИ НА GEEKDAY#1

Здравствуйте, дорогие друзья. Вы оставили заявку на участие в Хакатоне GeekDay#1 от компании GeekBrains 9-10 июля.

Что будет на хакатоне?

Тема нашего Хакатона — “Обучающие сервисы и приложения”. Основная задача команд за 24 часа совместными усилиями запрограммировать минимальный жизнеспособный продукт (MVP), отвечающий этой тематике.

Вы проведёте целые сутки на территории Центра Занятости Молодёжи г. Москвы. Если вы проживаете в другом городе и приехать возможности нет, вы можете принимать участие в Хакатоне онлайн.

Что стоит сделать заранее?

Мы подготовили несколько советов и инструкций, чтобы вы не тратили лишнего времени на Хакатоне, и рекомендуем ознакомиться с ними:

Вы можете:

Подумать над идеей проекта

Прототип идеи должен быть достаточно простым, чтобы его можно было реализовать за сутки. При желании можно заранее подготовить презентацию в формате pdf, включающую основные идею вашего проекта.

Выбрать язык / технологию / инструменты, которые будут использоваться в разработке

Обращаем ваше внимание, что команды, использующие сервис Voximplant будут участвовать в специальной номинации с призами от этой компании дополнительно к общим призам.

Объединиться в команды

Мы организовали ЧАТ для всех участников, в котором вы сможете найти единомышленников. Для участников, которые будут присутствовать на Хакатоне в режиме онлайн дедлайн объединения в команды строго до 9 июля. Поэтому скорее заходите в чат и собирайте команды:

Возможность объединиться в команды для участников оффлайн будет на самом мероприятии 9 июля в Центре Занятости Молодёжи.

Освоить Git

Для командной разработки необходима система контроля версий. Самой популярной является Git. Если вы с ним не знакомы, пройдите бесплатный видео-курс Git. Быстрый старт. Результаты вашей работы мы будем принимать именно в этой системе.

Установить среду разработки и все инструменты на ваш ноутбук

Это сэкономит вам время на Хакатоне. Также вам понадобится PowerPoint для подготовки презентации проекта и программа для просмотра файлов в формате pdf.

Потренироваться

В случае если вы собираетесь использовать какую-то новую для вас технологию или инструменты, мы советуем вам пробовать свои навыки разработки в этих ресурсах заранее. Хакатон — это время интенсивной работы. Времени на освоение чего-то нового будет очень мало.

Есть жёсткое правило: нельзя начинать разработку проекта заранее, весь код должен быть написан во время Хакатона!

Вебинары и мастер-классы для участников, 5-8 июля

Специально для всех участников Хакатона и пользователей IT-портала GeekBrains мы организовали онлайн-вебинары, которые уже стартовали 5 июля. Участники GeekDay#1 cмогут лучше подготовиться к предстоящим суткам «кода» и узнать для себя что-то новое. Для наших пользователей просмотр вебинаров безусловно тоже полезен, поэтому не стесняйтесь, регистрируйтесь, смотрите. Тех, кто ещё не зарегистрировался на Хакатоне, однако чувствует, что опыт и навыки достаточны для подобного мероприятия, мы ждём на странице GeekDay#1!

Расписание вебинаров (внимание, возможны небольшие изменения):

  • 5 июля, вторник 11:00 Иван Немытченко, тема:
  • 5 июля, вторник 15:00 — 17:00 Дмитрий Павлов, тема:
  • 6 июля, среда 19:00. Григорий Петров (Технический евангелист VoxImplant), тема:
  • 7 июля, четверг 15:00 — 17:00 Дмитрий Павлов, тема:
  • 7 июля, четверг в 11.00 Артур Кузяков, тема:
  • 7 июля, четверг в 17.30 Михаил Вайсман, тема:
  • 8 июля, пятница в 11.00 Андрей Зайчиков, тема:
  • 8 июля, пятница в 13.00 Иван Немытченко, тема:
  • 8 июля, пятница в 20.00 Сергей Lerg, тема:


(Видеозапись каждого вебинара доступна уже на следующий день после его проведения)

Расписание того, что будет 9-10 июля смотрите здесь:

Ссылка на трансляцию также будет на странице GeekDay#1.

Что стоит взять с собой на Хакатон?

  • Паспорт;
  • Свой ноутбук;
  • Мышки флешки, наушники, провода для зарядки телефона и т.д.;
  • По желанию: свою любимый блокнот и ручку;
  • Очень желательно: сетевой фильтр;
  • Все, что может понадобится для того, чтобы вздремнуть: пенка, спальник.

Некоторые организационные моменты

Осторожно, но безопасно:

Принимая участия в Хакатоне, вы соглашаетесь на то, что ваше участие может быть записано на фото или видео-носители, а также показано в средствах массовой информации в целях рекламы без ограничений по времени и формату и без компенсации в отношении этих материалов. Также вы соглашаетесь выполнять все правила, установленные организаторами на территории проведения хакатона, а также законодательством Российской Федерации.

Для онлайн-участников хакатона:

Пожалуйста, заранее подготовьте работоспособную гарнитуру и желательно веб-камеру.

Для участников до 18 лет:

Участникам, не достигшим 18 лет, требуется предоставить соглашение на участие в хакатоне, подписанное вашими родителями. Текст соглашения доступен по ссылке. Пришлите до 5 июля электронную копию этого документа на адрес day@geekbrains.ru

Для подготовки к участию в специальной номинации от VoxImplant

VoxImplant – это JavaScript-ориентированная облачная платформа голосовой и видео телефонии. Облачная платформа VoxImplant позволяет добавить в веб или мобильное приложение голосовые и видео коммуникации. Ваш JavaScript, загруженный в облако VoxImplant, управляет входящими и исходящими звонками в реальном времени. С помощью нескольких строчек кода вы можете синтезировать и распознавать голос, создавать голосовые меню любой сложности, управлять листами обзвона, распределением звонков, интегрироваться с другими сервисами.

Панель управления VoxImplant: зарегистрируйтесь и используйте тестовый телефонный номер, чтобы добавить работу со звонками в существующий проект или создать новые приложения. Для технических деталей и дополнительной информации о балансе, напишите техническому евангелисту компании Григорию Петрову: grigoryvp@voximplant.com.

Документация: изучите JavaScript API, HTTP REST API, готовые SDK для веб-страниц, Android и iOS.

Блог VoxImplant: детализированные статьи о том, как использовать платформу, чтобы реализовать ваши идеи.

ЖЕЛАЕМ ВСЕМ УДАЧИ И ДО ВСТРЕЧИ НА GEEKDAY#1

Как выиграть хакатон и начать карьеру в IT

1 . Определите роли в команде

Требования к количеству участников на хакатонах различается: где-то можно собрать 5-6 человек, а в некоторых хватит двух. Но мы рассмотрим оба случая.

В команде не может быть пять маркетологов и один программист, тем более на хакатоне. Круто, если вы подали командную заявку до начала мероприятия и обговорили организационные вопросы заранее, а если нет — не переживайте. Если встретились с командой в моменте «уже вот надо делать аааа»:

// Возьмите блокнот и запишите имена участников.

// Попросите каждого рассказать о своих навыках и желаемой роли в проекте.

// Нарисуйте круг и разбейте его на этапы работ в соответствии с трудоемкостью.

// Вместе с командой определите, кто и за что будет отвечать.

Например, вот так:

Помните, что если половина вашего проекта держится на разработке, то и людей там должно быть больше, чем на остальных задачах.

2 . Проанализируйте информацию о компании

Этот совет должен быть «по умолчанию», но мы не удержались и еще раз напоминаем, как важно изучить сферу компании. В случае с хакатоном вам не так сильно важны показатели компании, сколько технологические тренды в её области. Например, у банка это криптовалюты, блокчейн, применение искусственного интеллекта и электронные платежи. Для маркетинга – новый формат контента, применение виртуальной реальности в рекламе и всё в этом духе. Поэтому рекомендуем погрузиться в технологические новинки отрасли компании, изучить TechCrunch и придумать, как это применить к российскому рынку, чтобы всем стало хорошо — и компании, и клиенту.

Мастер Йода рекомендует:  Как побороть прокрастинацию — отвечают эксперты

3 . Найдите боль потребителя

Не забывайте, что вы делаете продукт не для бизнеса, а для клиента. Узнайте целевую аудиторию и её портрет: проблемы, желания, примерные доходы и рутинные действия. На финальной презентации проекта объясните почему продукт нужен компании и какие проблемы клиентов решит. Будет грустно, когда ваш гениальный брелок для оплаты покупок останется сувениром, потому что все используют ApplePay.

4 . Определитесь с идеей заранее

Попробуйте брейн-шторм: в скайпе, чатике или при личной встрече. Возьмите флипчарт, листок бумаги или создайте доску в Trello. Предлагайте идеи по очереди и записывайте всё, что приходит в голову. Мыслей будет много, но старайтесь выбрать идею, на которую у вас хватит рук и времени — с полусырым продуктом хакатоны не выигрывают. Если никаких идей в голову не приходит — идите от цели. В центре листка напишите цель и ассоциации, которые сразу приходят в голову и продолжите их развивать. Так избавитесь от лишних идей и найдете проекты, которые успеете реализовать:

5 . Используйте скрам — разбейте задачи

Добавьте скрам в проект. Если вы работали по agile, читали про канбан на хабрахабр или просто слышали об этой методологии – уже классно! Короче, главный принцип гибких методологий — разбиение больших задач на небольшие таски. Так работа идет быстрее и скорость выполнения отслеживать проще.

Вот пример:

6 . Не пытайтесь создать идеальный продукт

Это больше стартаперские ошибки. Каждый создатель хочет выпустить на рынок идеальный продукт и покорить рынок, только так не бывает. Лучше у вас будет проработанная версия с минимальным функционалом (MVP) и без багов, чем китайский айфон, который даже не включится. Поэтому заранее определите функционал, который будет заложен в продукте — продумайте сколько времени займет разработка каждого модуля и оставьте пару часов на случай, если что-то пойдет не по плану, иначе ничего не успеете.

7 . Используйте перерыв с пользой

Этот пункт не про то, что нужно отходить от компьютера и разминаться. Вероятно, вам захочется отвлечься: налить кофе, немного залипнуть в социальные сети или просто побродить по офису. Ничего плохого, но хакатон = мало времени. Если работаете в команде, лучше проведите перерыв с напарником и устройте планерку — обсудите ход работ, найдите решение проблем и убедитесь, что времени на всё хватает. И не забудьте перекусить!

8 . Общайтесь с другими командами


Общение между командами начинается ближе к середине хакатона – у всех кипит мозг от постоянного напряжения и работы, начинаются первые проблемы и неразрешимые задачи. Если в начале команды неохотно рассказывают про идеи и без энтузиазма делятся опытом, то сейчас самое время разговориться с лидером соседней команды. Потому что проблемы с проектом вроде «код не работает», «фотошоп завис», «я не знаю как это сделать!» возникнут даже у вас. По доброй воле вам вряд ли кто-то поможет, потому что время на хакатоне дороже золота. Но поинтересоваться проблемами соперника и предложить помощь взамен — рабочий вариант!

Мы запартнерились с ребятами из Open Fights Codility и рассказали несколько лайфхаков, чтобы вы обогатили портфолио крутым проектом, познакомились с людьми из области IT и нашли работу мечты. На хакатоне определят трех победителей, которые получат 100 000₽, 150 000₽, 200 000₽ и призы от партнеров — шансы есть 🙂 Как выиграть: подай заявку до 8 сентября на Codility, придумай решение для розничных клиентов банка, запили работающее приложение на любимом языке и получи оффер в Банке «Открытие» или денежный приз. А мы будем держать кулачки!

Как победить на хакатоне?

Хакатоны, или конкурсы по журналистике данных, стали проводиться в России с завидной частотой. О чём рассказывают лучшие проекты участников таких соревнований и какую тему лучше выбрать для собственного расследования, а также чему посвящены лучшие любительские проекты журналистики данных в России, выяснял ЖУРНАЛИСТ

Изначально хакатон означал марафон по программированию и объединял в себе слова «взламывать код» и «марафон». С появлением всё большего количества данных в открытом доступе необходимость во взломе чего бы то ни было отпала. Теперь можно просто искать интересную информацию внутри больших массивов. Именно этим на дата-хакатонах и занимаются журналисты с помощью программистов и под руководством менторов в рамках ограниченного времени (обычно двух дней). В результате таких мероприятий участники должны создать полноценный и готовый к публикации медиапродукт, а не просто сервис или интерактивную карту. Чаще всего их собирают на платформе «Тильда». Мы узнали, что и как ищут журналисты на хакатонах.

В России мода на дата-хакатоны появилась ещё в 2013 году. Тогда в Москве прошёл региональный этап всемирного соревнования Editors Lab, в котором российские редакции впервые попробовали свои силы в превращении данных в журналистские истории. Победителем стала редакция журнала «Большой город» с сюжетом о том, какие городские объекты в Москве доступны различным социальным группам. Темы проектов победителей так или иначе касались качества жизни горожан, с тех пор она остаётся на пике популярности у журналистов. В 2014 году в Санкт-Петербурге провели CityCamp&Hack, где учредили номинацию по журналистике данных.

Но потребовалось ещё несколько лет, чтобы идея хакатона для СМИ стала привлекательной. Только в феврале 2020 года прошли первые российские соревнования на базе НИУ ВШЭ на тему «Финансы российских медиа», после чего тема денег и бюджетов прочно вошла в тематику хакатонов. Уже в апреле 2020-го в СПбГУ прошёл первый городской «ЖурХак», который показал, что темы историй ограничены только фантазией журналистов. Наконец, лето 2020 года стало самым урожайным на игры с цифрами. В июне прошли сразу три соревнования: «Антикоррупционный хакатон» с частичным участием журналистов, BudgetStories по открытым государственным финансовым данным и очередной хакатон от НИУ ВШЭ, основными темами которого стали деньги и медицина.

ДЕНЬГИ

Открытых данных в России пока не так много, чтобы с удовольствием разрабатывать истории каждый день. Например, на портале «Открытые данные России» размещено чуть более 8700 документов. По мнению экспертов, например доцента НИУ ИТМО Ирины Радченко, не хватает не просто данных, а данных с большой степенью детализации.

Однако постепенно их становится больше. Например, портал «ГосЗатраты» (входит в Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина) содержит данные по более чем 20 млн госконтрактов. Именно бюджеты и финансовая отчетность привлекают журналистов чаще всего, а прозрачности расходов посвящаются хакатоны. Основатель первого городского хакатона по журналистике данных Серафим Романов считает, что тема госзакупок уже набила оскомину:

— Кажется, что многие участники торгов давно перестали стесняться абсурдности и сомнительности некоторых конкурсов. Читатель тоже привык и постепенно теряет интерес к новым «расследованиям» в этой сфере.

Ещё одна лежащая на поверхности тема — ​гранты и субсидии. Команда «Цифровой патруль» разложила по полочкам все инвестиции в российскую науку. Закономерно получилось, что универсальные фонды отдают предпочтение химии и биологии, а гуманитарные — ​истории. Ради этого вывода ребята построили множество массивных диаграмм.

Основатель SocialDataHub и ментор хакатонов Артур Хачуян согласен с коллегами, что самая банальная тема — ​это деньги чиновников:

— Я больше люблю исследования в области «умного» города (население, велодорожки, экология и т. д.), таких данных сейчас в открытом доступе не хватает.

Команда из Петербурга, которая многократно участвовала в журналистских соревнованиях с извечным вопросом «Где деньги, Зин?», свой первый сюжет на хакатоне НИУ ВШЭ нашла в субсидиях для СМИ. Ребята выяснили, что государство тратит больше всего на патриотические проекты, и заняли первое место. В другой истории — ​о расходах на исполнение наказаний — ​оказалось, что большинство денег уходит на оплату работы сотрудников системы исполнения наказаний, при этом на каждого из них приходится всего по два заключенных.

Команда «Зины» всегда раскрывает процесс поиска данных. История про тюрьмы была «зарыта» в справочнике тюрем РФ, бухгалтерской отчетности организаций и списке госзакупок. А вот в сюжете «Бедный Путин», как ни странно, речь не о деньгах, а о том, как достучаться до власти, если не дозвонился на прямую линию.

Елена Темченко, участник команды «Где деньги, Зин?»:

— На мой взгляд, самая «заезженная» тема — ​это формирование бюджета РФ. Её достаточно часто эксплуатируют, начиная от простых визуализаций и заканчивая сложными интерактивными проектами (например, бюджетный калькулятор РИА «Новости»). Но при этом в проектах, которые каким-либо образом связаны с финансированием госструктур или использованием бюджетных средств, данные отдельных статей формирования или использования бюджета РФ анализировать, конечно, необходимо.

В любой из этих историй ключевую роль играют, конечно, сведения об ИНН. Чаще всего именно по ним из различных баз данных приходят дополнительные сведения к сюжету. Например, на какие деньги существуют политические партии в России, узнала команда «Инфометр». Лонгрид «Золото партий» представил результаты анализа финансовых отчетов на сайте ЦИК, которые содержали ИНН жертвователей, а по ним были найдены конкретные люди и их биографии.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

В этой тематической подгруппе кроется больше возможностей для нестандартных выводов — ​благодаря совмещению различных типов данных.
— Самый «сок» дата-журналистики — ​когда данные, взятые из разных, никак не связанных друг с другом источников и областей, вдруг складываются в единую логичную историю. Такой синтез всегда выглядит эффектно, независимо от темы, с которой работает автор, — считает Серафим Романов.

Девушки из команды «Квартет J» свели воедино данные по стоимости жилья, экологии, инфраструктуре и безопасности всех районов Санкт-Петербурга, чтобы наглядно доказать, где цена соответствует качеству. При работе над материалом было использовано более десяти различных источников, как официальных, так и альтернативных. В итоге журналисты отдали пальму первенства двум районам, самое интересное, что спальным: Приморскому и Невскому.

Сложнее всего приходится при анализе данных по экологической обстановке, поскольку различия между официальной и неофициальной статистикой порой очень большие. Ангелина Давыдова, экологический журналист и эксперт хакатонов, считает, что на самом деле любые научные данные противоречивы:

— К каждому конкретному случаю можно найти исследование, которое даёт одни результаты, и другое исследование, которое даёт результаты противоположные. И это не только проблема экологических данных.

По мнению Серафима Романова, в открытом доступе не хватает данных криминальной статистики. Очередная петербургская команда решила самостоятельно создать такую базу на основе открытых отчётов, чтобы показать перспективность крайммэппинга для российских городов. Авторы проекта не только нарисовали более десятка карт по различным видам преступлений, но и сравнили интенсивность преступлений по районам со стоимостью жилья. Получился очень социальный вывод: в центре города криминала больше из-за высокого расслоения населения.

— Мне было бы интересно исследовать бюджет Минобороны: как же так получается, что при огромных расходах на оборону солдаты живут в не самых лучших даже для армии условиях, — ​рассказывает Тагир Нурахметов, победитель «ЖурХака». — ​Когда наша команда изучала проблемы альтернативной гражданской службы, мы обнаружили, что военкоматы либо не ведут статистику, либо ведут её без стандартов. Но [в любом случае они] не публикуют её в открытом доступе, мы получили цифры по запросу.

Команда Grandpaper под руководством Тагира добилась успеха именно за счёт того, что полученные ими данные не лежали на поверхности. Авторы проанализировали, как часто отказывают призывникам в прохождении альтернативной службы и какова потребность социальных учреждений в таких работниках. Оказалось, что несмотря на хорошее равновесие спроса и предложения со стороны молодых людей и учреждений, военкоматы не идут навстречу ни тем, ни другим.

Другой проект этой команды выигрывает благодаря добавленному сервису, а не самой теме. Проблему косвенных налогов, невидимых глазу простого потребителя, авторы решили за счёт примитивного калькулятора, который показывает, сколько вы переплачиваете на килограмме яблок или пачке сигарет.

Помимо доступа к данным существует проблема машиночитаемости. То есть журналист может найти нужную базу, но поработать с ней легко и просто не получится. А ведь как выяснила команда «Дата-время», на программы по раскрытию данных тратятся немалые деньги.

— Большинство существующих баз приходится лопатить вручную — ​это неудобно, и сделаны они для того, чтобы создать видимость открытости, а на деле работать с ними невозможно. Поэтому было бы здорово, если бы налоговая имела прозрачную базу данных. Базы IT-индустрии нет вообще. В общем, хотелось бы усовершенствовать уже имеющиеся, сделать их доступнее и понятнее, — ​предлагает Татьяна Иванова, участник нескольких хакатонов.

ЗАКАЗНЫЕ ТЕМЫ

Соревнования по дата-журналистике быстро привлекли не только государственный сектор, но и бизнес. Теперь компании сами предлагают темы либо в отдельных номинациях, либо в рамках целого хакатона.

Например, Министерство здравоохранения предложило свои открытые документы для визуализации под лозунгом «Понятная медицина». Однако в интерпретации журналистов темы всё равно вышли социальными — ​нападения пациентов на врачей, необоснованные траты на лекарства с сомнительной эффективностью, нехватка препаратов для лечения редких заболеваний.

Недавно по инициативе Сбербанка и при поддержке «Ростелекома» прошел Первый Дальневосточный медиахакатон. Его продуктами стали не журналистские истории, а сервисы и приложения, но журналисты также участвовали в нём. Например, владивостокская команда Mayak.red разработала приложение, которое делает для пользователя краткую выжимку основных новостей в мире. Такие истории показывают, что не всегда содержание доминирует над формой.

— Многие пишут материалы на основе данных без исследования какой-либо проблемы. Игра с цифрами только ради самой этой игры. Всё-таки журналистика — ​это выявление и освещение общественных проблем, — ​считает Тагир Нурахметов.

К сожалению, как и любой «междусобойчик», хакатоны пока не привлекают достаточной аудитории, чтобы познакомить желающих с интересными выводами или инструментами. Для некоторых команд соревнования стали чем-то вроде хобби в свободное от основной работы время. Ссылки на проекты со временем исчезают, как и страницы самих хакатонов. Остается надеяться, что мимо самых качественных любительских проектов не будут проходить крупные СМИ, а соревнования подготовят новые кадры для отделов расследований российских изданий.

Как выиграть хакатон: 14 действенных идей

19-20 мая в Астане проходил Astana Hackathon, организованный «Astana Innovations» хакатон с призовым фондом в 1,000,000 тенге. Хакатон — отличная возможность перестать обсуждать свои бесконечные идеи с друзьями за кружкой пива по пятницам (только для того, чтобы на следующий день забыть обо всем и погрязнуть в рабочей рутине) и, наконец, все-таки взяться за реализацию. Мировая практика показала: за 24 часа можно создать ядро по-настоящему больших проектов. GroupMe, мобильное приложение для группового обмена смс-сообщениями, было создано за полутора суток в мае 2010 года во время хакатона на TechCrunch Disrupt New York. Чуть более года спустя GroupMe был куплен Skype за сумму порядка 80 миллионов долларов. Начальные версии FB Chat и FB Video были написаны за ночь во время хакатона в офисе Facebook в Пало Альто. И таких примеров десятки. В течение двух месяцев прошлой осени мне в качестве разработчика довелось поучаствовать в четырех hackathon’ах: PennApps (место проведения: University of Pennsilvania), Facebook Hackathon, Princeton Startup Weekend, hackNY (New York University). В этом посте хотелось бы поделиться некоторыми идеями на тему того, как успешно выступить на хакатоне.

1. Четко знайте свой проект до того, как прозвучит стартовый свисток. Хотя до начала хакатона ничего кодить нельзя, это не значит, что нужно приходить на мероприятие абсолютно без подготовки. Очень помогает приходить на событие с хорошо продуманной идеей, обсужденными «за и против», набросками и flow-chart’ами по интерфейсу.

2. Дизайн: в простоте — гениальность. В конечном итоге, именно дизайн продукта создает первое впечатление. И под этим я подразумеваю не только, как он выглядит, но и как он работает. Во всяком случае вы не хотите, чтобы ваш сайт словами Дмитрия Кирсанова выглядел, как «попугай в нечищенной клетке». Конечно, невозможно создать дизайн уровня Path, Flipboard или Pinterest, за сутки, однако, если знать пару «трюков», дела обстоят не настолько плохо. Один из таких «трюков» — Twitter Bootstrap, библиотека готовых HTML, CSS и Javascript компонентов для начинающих дизайнеров. Безусловно, важно кастомизировать эти шаблоны, иначе ваш сайт или приложение будут уж очень сильно напоминать тысячи других.

3. Minimum Viable Product. Важно помнить о том, что такое MVP (детали — в книгах/блогах Эрика Риса и Стива Бланка). Проект не должен быть неповоротливым и бесполезным гигантом (благо, учитывая лимит по времени, это и не очень возможно): он должен ясно передавать основное видение. Проект должен быть минималистичен, но полностью функционален. Все компоненты, которые вы не успели закончить, лучше полностью исключить. Как говорил Стив Джобс: «Фокус — это искусство говорить ‘нет'».

4. Фреймворки на помощь. Ваша продуктивность не будет такой, как прежде, если твердо знать один веб-фреймворк. Последнее, что вы хотите делать во время соревнования — так это писать доморощенное управление базами данных или пользовательскими сессиями (подразумевается, что вы не пишете на PHP :-)). Если уже есть опыт использования Ruby on Rails или Django, то — вперед и с песней! Эти фреймворки — проверенный временем золотой стандарт. Если нет, то рекомендую научиться использовать «легковесные» микрофреймворки, такие как web.py, Flask или CherryPy, если вы знаете Python; и Sinatra, если вы пишите на Ruby.

5. Хостинг? Ваш проект будет более наглядным, если по истечении 24 часов он будет доступен онлайн. Опять же, настраивать сервер во время хакатона — потеря ценного времени, а перекидывание PHP файлов через FTP — мягко говоря, не очень эффективно. На помощь приходят такие облачные платформы (PaaS — platform as a service), как Google App Engine или Heroku. Очень рекомендую последний. Наряду с Ruby, Heroku также поддерживает разработку на Python, Scala, Node.js, Clojure и Java.

6. «Преждевременная оптимизация — корень всех зол» (Дональд Кнут). Нужно оставить на полке такие мысли и бесполезные сомнения, как «Будет ли мой код эффективен, когда сервис будет использовать миллион человек?» Ваша цель быстро сделать работающий прототип и попытаться избежать ловушки перфекционизма. Есть огромное количество более полезных вариантов улучшения проекта, чем пытаться оптимизировать уже работающий алгоритм. Это не IOI, не ACM ICPC и не TopCoder =) Здесь работает лозунг Facebook: «Done is better than perfect».

Мастер Йода рекомендует:  Гид по CSS-цветам

7. Команда или прицип синергии: 1 + 1 = 10. Несмотря на то, что хакатоны — отличное место для того, чтобы встретить интересных людей, лучше приходить на них с уже готовой командой. Командой, где каждый хорошо знает свои сильные стороны и эффективно дополняет друг друга. Эмпирически, мне кажется команды в 2-3 человека работают лучше всего. Превысьте эту норму и получите типичный эффект, описанный Фредериком Бруксом в небезызвестной книге «Мифический человеко-месяц». Вкратце, этот эффект можно сформулировать так: «Если проект не укладывается в сроки, то добавление рабочей силы задержит его еще больше».

8. API: стойте на плечах гигантов. Набор различного рода функций и процедур, предоставляемый всевозможными сервисами, позволит быстро получить доступ к интересным данным, готовым для дальнейшего анализа. Twitter предоставляет доступ ко всей публичной информации, с которой ассоциируется сервис: твиты, фолловеры, пользовательские профайлы, листы, местоположения, тренды и т.д. Если, к примеру, вы хотите сделать каталог мобильных фотографий по тематическим категориям или по разным городам нашей страны, к вашим услугам — Instagram API. Вот классный пример того, что можно построить, используя Instagram. Если есть желание создать онлайн-гид по городу, систему рекомендаций ресторанов или приложение, которое отвечает на сакраментальный вопрос: «Куда пойти сегодня вечером?», отличным выбором мне видится Foursquare API. А вот и галерея примеров лучших приложений, построенных на 4sq. Набор алгоритмов машинного обучения от Google Prediction API в свою очередь может помочь в создании рекомендательных систем, классификации email’ов и документов, анализа текста и тому подобное. Есть много других интересных API, но это заслуживает отдельного поста.

9. Не тратьте время впустую. Часто был свидетелем того, как команды часами спорили о том, какое название придумать своему проекту. На хакатоне это совершенно не имеет значения, поэтому не стоит уделять этому «упражнению» более 10 минут. На худой конец напишите простой скрипт на Питоне, который генерирует разные благозвучные последовательности согласная-гласная-согласная-гласная-согласная разной длины и проверяет доступен ли данный домен (примечание: на это может уйти больше 10 минут). В конечном счете, название наверняка придет к вам во второй половине хакатона, когда ваш проект начнет принимать более или менее полноценный вид. Время конечно. Создайте девелопер-аккаунты на API, которые планируйте использовать, и напишите для тренировки пару примеров API вызовов до начала хакатона. Подготовьте и настройте весь набор инструментов, которые вы обычно используете, будь то Xcode, MySQL, Photoshop или Git. Не гнушайтесь использовать open source code на Github, заимствуйте понравившиеся элементы дизайна (css, javascript) с помощью Chrome Web Inspector или Firebug. Все дьяволы (и к слову, ангелы) — в деталях.

10. Хакатон не время изучать новые технологии. Если ваша цель выиграть, оставьте без внимания желание выучить новый язык программирования или новый фреймворк. Сосредоточитесь на том, что знаете, и выжмите из этого максимум.


11. Презентация: действия важнее слов. Жюри и аудитория не увидят, сколько труда было вложено в ваш код. Они будут оценивать конечный продукт и то, как вы его презентуете. Слайды — признак того, что вам нечего показать. Даже, если вы используете Prezi 🙂 Поэтому уделите все отведенное время на непосредственное демо проекта. Приведите пример того, как реальные пользователи найдут продукт полезным. «Болеутоляющее продается лучше, чем аспирин». Покажите проблему и как вы ее решаете. Не стоит заставлять аудиторию скучать описанием использованных технологий или того, чего не хватает в вашем продукте. Фокусируйтесь на том, что есть. Презентация должна быть динамичной, интерактивной (в этом аспекте преимущество, к примеру, имеют приложения, которые могут в реальном времени анализировать твиты или смс-сообщения зрителей, сидящих в зале), полна страсти и воодушевления со стороны участников команды.

12. Знайте критерии оценки и свою аудиторию. Такими критериями на астанинском хакатоне, к примеру, были локальность проекта, его полезность, степень готовности и техническая сложность, уникальность и новизна идеи, удобство использования и дизайн. В перерывах общайтесь с менторами и другими коллегами-участниками, внимательно слушая их отзывы и замечания. Пригласите на демо своих друзей/родственников: поддержка и шум трибун во время презентации только помогают!

13. Не забывайте о простых лайф-хакинг принципах эффективной работы. Прийти выспавшимся. Не игнорировать питательный завтрак/обед/ужин. По возможности брать пятиминутный перерыв каждый час, чтобы прогуляться, «перезарядить» батарейки и, в конечном счете, взглянуть на проблему свежими глазами. Иначе сэкономленные полчаса выльются в часы долгой, медленной и непродуктивной разработки.

14. Путь важнее цели, но цель важнее пути. Ну и следуя законам жанра, ни одна из выше описанных идей не будет действенной «серебряной пулей», если в итоге не построить классный проект и не получить удовольствие от процесса.

Удачи и побед!
Мой Твиттер: @suleimenov

P/S: Источник «невтемной» фотографии — мой инстаграм. На ней запечатлен момент из хакатона в ноябре 2011 года в компании Ooyala (Mountain View, CA). Если есть фотографии победителей Astana Hackathon 2012, отправляйте, буду рад заменить =)

Технологии | Как выиграть хакатон. Руководство для участников

Алек­сей Ница

Всего материалов: 1296

Как выиграть хакатон. Руководство для участников

Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий орга­ни­зо­вы­ва­ет хака­то­ны в раз­ных горо­дах Рос­сии, бли­жай­ший из кото­рых прой­дет 22 и 23 мая в Ново­си­бир­ске. Цель таких меро­при­я­тий – созда­вать интер­нет-сер­ви­сы для реше­ния соци­аль­но важ­ных задач.

Мы написали гид для будущих участников хакатона и рассказали о шагах, которые нужны для победы.

Бли­жай­ший хака­тон Сде­лай НСК|NSK состо­ит­ся 22 и 23 мая и будет посвя­щен созда­нию соци­аль­ных IT-про­ек­тов по улуч­ше­нию город­ской сре­ды и жиз­ни в Ново­си­бир­ске.

Любой жела­ю­щий может заре­ги­стри­ро­вать­ся как участ­ник (без про­ек­та) и про­слу­шать лек­ции в пер­вый день меро­при­я­тия, а так­же при­со­еди­нить­ся к дру­гим про­ек­там хака­то­на.

Но для того что­бы выиг­рать хака­тон и полу­чить пра­во на дора­бот­ку про­ек­та в раз­ме­ре 60 тыс. руб­лей, то есть участ­во­вать в сорев­но­ва­нии про­ек­тов, кото­рые будут оце­не­ны неза­ви­си­мым жюри в кон­це вто­ро­го дня, необ­хо­ди­мо быть авто­ром или одним из чле­нов коман­ды одно­го из про­ек­тов.

Этот гид именно для авторов проектов и их команд.

Шаг №1. Зарегистрироваться на хакатон

Для того что­бы при­нять уча­стие в хака­тоне, необ­хо­ди­мо заре­ги­стри­ро­вать­ся на сай­те , запол­нив фор­му реги­стра­ции.

Для авто­ров про­ек­тов, поми­мо обыч­ных полей, необ­хо­ди­мо так­же ука­зать назва­ние ваше­го про­ек­та, крат­кое опи­са­ние и лого­тип.

Раз­дел с заяв­лен­ны­ми про­ек­та­ми для уча­стия в хака­тоне Сде­лай НСК|NSK.

После рас­смот­ре­ния вашей заяв­ки про­ект появит­ся на сай­те при соот­вет­ствии теме и пра­ви­лам хака­то­на , а авто­ры про­ек­та полу­чат об этом элек­трон­ное пись­мо.

Если у вас нет сво­е­го про­ек­та, вы може­те озна­ко­мить­ся с раз­де­лом Идеи про­ек­тов , а так­же Про­шед­шие хака­то­ны , что­бы выбрать одну из идей для реа­ли­за­ции на хака­тоне и посмот­реть, как про­хо­ди­ли хака­то­ны в дру­гих горо­дах.

Шаг №2. Подготовить вступительную презентацию о проекте

После того как вы уви­де­ли ваш про­ект на сай­те хака­то­на, мож­но при­сту­пать к рабо­те над всту­пи­тель­ной пре­зен­та­ци­ей ( ска­чать шаб­лон ), с кото­рой авто­ры про­ек­тов высту­пят в пер­вый день хака­то­на (22 мая в 16:30).

Шаб­лон помо­жет струк­ту­ри­ро­вать ваши мыс­ли о про­ек­те, про­бле­мах и спо­со­бах реше­ния.

Шаг №3. Прийти на хакатон

Наш хака­тон прой­дет в лоф­те PЧELA (Ново­си­бирск, Вок­заль­ная маги­страль, 8а) и нач­нет­ся 22 мая в 9:30. Уча­стие команд необ­хо­ди­мо как 22-го, так и 23 мая.

В пер­вый день, 22 мая, меро­при­я­тие откро­ет извест­ный рос­сий­ский урба­нист Кра­си­мир Вран­ски, автор дви­же­ния Кра­си­вый Петер­бург . У участ­ни­ков будет воз­мож­ность глуб­же погру­зить­ся в тему, узнать послед­ние трен­ды улуч­ше­ния город­ских про­странств, а так­же при­нять уча­стие в ток-шоу «Ново­си­бирск: транс­порт­ный узел или про­стран­ство для жиз­ни» с уча­сти­ем ново­си­бир­ских и феде­раль­ных экс­пер­тов в обла­сти раз­ви­тия горо­да, архи­тек­ту­ры, IT и соци­аль­ных про­ек­тов.

Так­же у всех жела­ю­щих будет воз­мож­ность при­нять уча­стие в мастер-клас­сах (кра­уд­фандинг, соци­аль­ное про­ек­ти­ро­ва­ние, инстру­мен­ты для быст­рой и эффек­тив­ной раз­ра­бот­ки город­ских при­ло­же­ний) и моз­го­вом штур­ме на тему раз­ви­тия горо­да.

Шаг №4. Рассказать о своем проекте и найти недостающих членов в свою команду

Если вы еще не опре­де­ли­лись с темой сво­е­го про­ек­та, в пер­вый день у вас будет воз­мож­ность при­со­еди­нить­ся к какой-либо коман­де или най­ти еди­но­мыш­лен­ни­ков и создать свою.

Так­же все авто­ры будут пре­зен­то­вать свои про­ек­ты (фор­мат по 2 мину­ты) в пер­вый день в 16:30.

Шаг №5. Эффективно поработать над своим проектом

Если в пер­вый день будут про­хо­дить лек­ции и обра­зо­ва­тель­ные мастер-клас­сы, кото­рые смо­гут сори­ен­ти­ро­вать вас в выбо­ре инстру­мен­тов и тех­но­ло­гий для реше­ния задач в вашем про­ек­те, то вто­рой день будет пол­но­стью посвя­щен рабо­те команд над сво­и­ми про­ек­та­ми.

Наи­бо­лее удач­ны­ми про­ек­та­ми на преды­ду­щих хака­то­нах ста­но­ви­лись те, кто смог сде­лать МЖП – мини­маль­но-жиз­не­спо­соб­ный про­дукт. Дру­ги­ми сло­ва­ми – это про­ект, в кото­ром реша­ет­ся основ­ная зада­ча про­ек­та, хотя и сде­ла­но это про­стым спо­со­бом.

Шаг №6. Подготовить финальную презентацию и прототип

Для того что­бы пред­ста­вить ваш про­ект на защи­те перед жюри, необ­хо­ди­мо под­го­то­вить финаль­ную пре­зен­та­цию ( ска­чать шаб­лон ) и про­то­тип ваше­го сер­ви­са (сайт, мобиль­ное при­ло­же­ние и т.д.).

Шаб­лон пре­зен­та­ции помо­жет сфор­му­ли­ро­вать основ­ные части ваше­го про­ек­та, а так­же исполь­зо­ва­ние инстру­мен­тов и про­гресс, достиг­ну­тый за вре­мя хака­то­на.

Шаг №7. Рассказать о результатах работы на защите проектов

Защита проектов начнется 23 мая в 19:00.

Дли­тель­ность финаль­ной пре­зен­та­ции все­го 5 минут, поэто­му зара­нее пла­ни­руй­те свое выступ­ле­ние так, что­бы мак­си­маль­но пол­но пред­ста­вить ваш про­ект для жюри, – ведь они будут судить о нем толь­ко по ваше­му выступ­ле­нию.

Шаг № 8. Стать лучшим, по мнению жюри , проектом. Победа

Критерии оценки ваших проектов жюри включают несколько пунктов, соответствие которым приблизит вас к победе еще на один шаг.

1. Полез­ность: 1) важ­ность постав­лен­ной про­бле­мы; 2) реша­ет ли при­ло­же­ние постав­лен­ную про­бле­му? Пожа­луй­ста, пред­став­ляй­те реаль­ные про­бле­мы и пла­ни­руй­те реаль­ное реше­ние этих про­блем.

2. Реа­ли­зу­е­мость: Вы реши­ли при­ду­мать атом­ный авиа­но­сец и набро­са­ли про­то­тип за 8 часов? Или гло­баль­ную систе­му улуч­ше­ния Все­лен­ной? Спа­си­бо, но не к нам. Или сайт, в кото­ром, кро­ме про­чих вещей, будет биб­лио­те­ка с инте­рес­ны­ми ссыл­ка­ми и форум для обще­ния? Угу. Пред­по­чте­ние будет отда­вать­ся мини­ма­ли­сти­че­ским, реа­ли­зу­е­мым про­ек­там с эле­гант­ны­ми, лако­нич­ны­ми реше­ни­я­ми, кото­рые мож­но создать с неболь­шим объ­е­мом ресур­сов.

3. Нали­чие цифрового/технологического ком­по­нен­та (т.е. насколь­ко дан­ный про­ект исполь­зу­ет новые тех­но­ло­гии (сай­ты, соци­аль­ные сети, кра­уд­сор­синг, кра­уд­фандинг и т.д.).

4. Про­гресс, достиг­ну­тый во вре­мя рабо­ты над про­ек­том в рам­ках хака­то­на «Сде­лай НСК|NSK».

Конеч­ный же выбор побе­ди­те­ля хака­то­на оста­ет­ся на усмот­ре­ние неза­ви­си­мо­го жюри.

What the Hack? Руководство по хакатонам для новичков, скептиков и гиков


В стартап-хабе Imaguru часто проходят хакатоны. Перед ними, во время и после нам задают много вопросов. Можно ли работать ночью и пить энергетики? Как собрать команду? А если проект не готов на 100%, мы сможем выиграть? Отвечаем на всё по порядку.

Что такое хакатон?

Хакатон (от англ. hack – взлом и marathon – марафон) – это IT соревнование. Форум специалистов из разных областей, на котором те стараются придумать и максимально развить прорывной проект за ограниченный отрезок времени.

Как проходит хакатон?

Классический формат – 48-часовой нон-стоп, но время может варьироваться от нескольких часов до недели. На старте хакатона авторы проектов питчат свои идеи, формируют вокруг них команды и приступают к работе.

Кто может участвовать в хакатоне?

Все, кому интересна тема, и кто может быть полезен команде своими компетенциями. Не только программисты, но и дизайнеры, проектировщики интерфейсов, инженеры, маркетологи, копирайтеры, психологи, преподаватели, отраслевые эксперты. Возраст не ограничен!

Я могу подготовить идею заранее?

Конечно, этим и нужно заняться перед хакатоном! Не изобретайте велосипед: отталкивайтесь от реальных проблем и запросов рынка. Думайте, как можно решить вопрос по-новому, эффективнее и проще. Будьте готовы менять и дополнять свою идею. Изучите потребительскую среду, рынок и конкурентов. Подумайте о монетизации проекта, узнайте, как он вписывается в правовое поле вашей страны и рынков, на которых вы собираетесь работать. Начинающие стартаперы часто забывают об этих очевидных вопросах. Увы, одних горящих глаз недостаточно.

А если у меня нет своей идеи?

Главное – желание! Вы сможете присоединиться к любой команде, чей проект покажется вам интересным. Конечно, при условии, что им будет нужен специалист вашей квалификации.

Думать в одном направлении или куда угодно?

Есть хакатоны общей направленности (например, Garage48), а есть узкопрофильные (Fin Tech, Clean&Health, Game Edu, Smart City и пр.). Соответственно, на первых принимаются к участию любые проекты, а на вторых от вас ждут работы в рамках заявленной темы. Вы – кроссплатформенный специалист? Отлично, вам цены не будет на любом хакатоне.

Как питчить идею?

Это целая наука. На презентацию идеи (а по итогу хакатона – прототипа) отводится ограниченное количество времени – 1-3 минуты. Подготовьте презентацию заранее. В ней визуализируйте своё видение проекта, рассказав о существующей проблеме и о том, как собираетесь её решать. Не забудьте сказать о рынке, конкурентах и предполагаемой модели монетизации. Подумайте о том, кого не хватает вашей команде.

А если мою идею украдут?

Идея не стоит ничего. Скорее всего, прямо сейчас несколько команд по всему миру параллельно работают над похожим проектом, а ещё у сотен человек он на примете. Ценность представляет команда, которая может воплотить идею в жизнь, и выстроенная ею бизнес-модель. Apple не была первой компанией на рынках смартфонов и планшетов. Но у других компаний не было Стива Джобса.

Мы можем прийти уже собранной командой?

Да, как правило, организаторы позволяют участвовать в хакатоне уже сформированной команде. Но в таком случае вы должны прийти со своей идеей. И вам тоже придётся питчить её на старте, чтобы организаторы и менторы понимали, кто над чем работает.

Что взять с собой, а что предоставят организаторы?

Возьмите с собой ноутбук, «зарядку», телефон, блокнот и ручку. Подушку и спальник, если планируете работать на хакатоне ночью. Организаторы позаботятся о том, чтобы у вас было: а) рабочее место; б) интернет; в) розетка; г) чай, кофе, печенье; д) техподдержка; е) консультации менторов; ж) завтраки / обеды / ужины – опционально.

Чем можно пользоваться во время работы?

Калькулятором, конспектами, интернетом, помощью друзей и любыми гаджетами. Используйте всё, что поможет вам максимально приблизиться к цели. Никаких ограничений нет. Изучать опыт конкурентов, чтобы сделать лучше, чем они, можно и нужно.

Обязательно работать все 48 часов?

Разумеется, нет, вы можете спать и уходить домой на ночь. Более того, мы советуем спать во время хакатона. Истощённый мозг не способен работать эффективно, и «сэкономленное» время сна будет непродуктивным. Выспавшись, вы наверстаете его с лихвой. Не спавших хакатонщиков всегда можно отличить по красным глазам, сбивчивой речи и частому повторению фразы «в мире нет аналогов нашей идеи».

Что будет происходить всё это время?

Люди будут работать. Как правило, организаторы устраивают контрольные «переклички» (утром второго и третьего дня, если это 48-часовой хакатон), чтобы понять, на каком вы этапе, и помочь при необходимости. В течение дня могут проходить лекции и мастер-классы – общие (как стартапу получить первых клиентов, как привлечь лид-инвестора) или профильные (особенности позиционирования hardware-проекта, что нужно знать fintech-стартапу о беларусском законодательстве). В течение всего хакатона можно и нужно общаться с менторами и другими разработчиками.

Как сделать хорошую презентацию для финала?

Делайте её чёткой, убедительной и содержательной. Из неё (и вашей речи) должно быть ясно, какую проблему и как вы хотите решать. Если вы сделали прототип, обязательно презентуйте его на финале (начав с этого)! Идеально, если члены жюри сами смогут опробовать работу устройства или приложения. Для остальной аудитории можно снять демо-ролик и показать его на большом экране. Потренируйтесь презентовать проект заранее, с секундомером в руках: это не зазорно.

Должен ли проект быть готов на 100% к концу хакатона?

Вы не успеете сделать его на 100%, даже если за 48 часов ни разу не моргнёте. Собственно, таких жертв от вас никто и не ждёт: достаточно прототипа, в общих чертах показывающего принципы работы. Со временем, в процессе доработки, идея, интерфейс и принципы работы могут поменяться.

Как определяют победителя?

Жюри учитывает несколько критериев: а) инновационность и перспективность идеи; б) то, как много вы успели сделать за время хакатона; в) объём рынка, спрос и эффективность модели монетизации.

Что-нибудь крутое начинается с хакатонов?

Ещё как! Именно на хакатоне Garage48 в стартап-хабе Imaguru свой первый прототип сделала команда проекта MSQRD! Уже через 2 месяца она взлетела на первую строчку в App Store и Google Play и закрыла стратегическую сделку с Facebook.

Круто! Хочу поучаствовать в хакатоне! Когда ближайшие?

В ноябре в стартап-хабе Imaguru пройдёт 2 хакатона:

4-6 ноября – Imaguru Smart Cities Hackathon. Участники будет работать над решениями для умного города, для комфортной, здоровой и безопасной жизни горожан (транспорт, энергетика, вода, строительство, отходы, городская среда и пр.). Будет интересно программистам, дизайнерам, урбанистам, архитекторам, предпринимателям, социологам, футуристам.

10-11 ноября – GovTech Hackathon. Надеемся, мероприятие станет новым, регулярным форматом партнёрства между бизнесом и государством. Будет интересно предпринимателям, представителям госорганов, разработчикам.

Можно увидеть, как это происходит?

Вот так, с размахом (24 команды!) прошёл летний FinTech Hackathon. Вендинговый автомат, продающий «сникерсы» за эфиры, можно увидеть именно здесь.

А это недавний GameEdu Hackathon, на котором был представлен портал для изучения беларусского языка и приложение дополненной реальности для учебников, книг и журналов.

Imaguru провёл первый в Беларуси детский хакатон! По ссылке много эмоций и фотографий.

Как победить на хакатоне?

Хакатоны, или конкурсы по журналистике данных, стали проводиться в России с завидной частотой. О чём рассказывают лучшие проекты участников таких соревнований и какую тему лучше выбрать для собственного расследования, а также чему посвящены лучшие любительские проекты журналистики данных в России, выяснял ЖУРНАЛИСТ

Изначально хакатон означал марафон по программированию и объединял в себе слова «взламывать код» и «марафон». С появлением всё большего количества данных в открытом доступе необходимость во взломе чего бы то ни было отпала. Теперь можно просто искать интересную информацию внутри больших массивов. Именно этим на дата-хакатонах и занимаются журналисты с помощью программистов и под руководством менторов в рамках ограниченного времени (обычно двух дней). В результате таких мероприятий участники должны создать полноценный и готовый к публикации медиапродукт, а не просто сервис или интерактивную карту. Чаще всего их собирают на платформе «Тильда». Мы узнали, что и как ищут журналисты на хакатонах.

Мастер Йода рекомендует:  HTML-таблицы

В России мода на дата-хакатоны появилась ещё в 2013 году. Тогда в Москве прошёл региональный этап всемирного соревнования Editors Lab, в котором российские редакции впервые попробовали свои силы в превращении данных в журналистские истории. Победителем стала редакция журнала «Большой город» с сюжетом о том, какие городские объекты в Москве доступны различным социальным группам. Темы проектов победителей так или иначе касались качества жизни горожан, с тех пор она остаётся на пике популярности у журналистов. В 2014 году в Санкт-Петербурге провели CityCamp&Hack, где учредили номинацию по журналистике данных.

Но потребовалось ещё несколько лет, чтобы идея хакатона для СМИ стала привлекательной. Только в феврале 2020 года прошли первые российские соревнования на базе НИУ ВШЭ на тему «Финансы российских медиа», после чего тема денег и бюджетов прочно вошла в тематику хакатонов. Уже в апреле 2020-го в СПбГУ прошёл первый городской «ЖурХак», который показал, что темы историй ограничены только фантазией журналистов. Наконец, лето 2020 года стало самым урожайным на игры с цифрами. В июне прошли сразу три соревнования: «Антикоррупционный хакатон» с частичным участием журналистов, BudgetStories по открытым государственным финансовым данным и очередной хакатон от НИУ ВШЭ, основными темами которого стали деньги и медицина.


ДЕНЬГИ

Открытых данных в России пока не так много, чтобы с удовольствием разрабатывать истории каждый день. Например, на портале «Открытые данные России» размещено чуть более 8700 документов. По мнению экспертов, например доцента НИУ ИТМО Ирины Радченко, не хватает не просто данных, а данных с большой степенью детализации.

Однако постепенно их становится больше. Например, портал «ГосЗатраты» (входит в Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина) содержит данные по более чем 20 млн госконтрактов. Именно бюджеты и финансовая отчетность привлекают журналистов чаще всего, а прозрачности расходов посвящаются хакатоны. Основатель первого городского хакатона по журналистике данных Серафим Романов считает, что тема госзакупок уже набила оскомину:

— Кажется, что многие участники торгов давно перестали стесняться абсурдности и сомнительности некоторых конкурсов. Читатель тоже привык и постепенно теряет интерес к новым «расследованиям» в этой сфере.

Ещё одна лежащая на поверхности тема — ​гранты и субсидии. Команда «Цифровой патруль» разложила по полочкам все инвестиции в российскую науку. Закономерно получилось, что универсальные фонды отдают предпочтение химии и биологии, а гуманитарные — ​истории. Ради этого вывода ребята построили множество массивных диаграмм.

Основатель SocialDataHub и ментор хакатонов Артур Хачуян согласен с коллегами, что самая банальная тема — ​это деньги чиновников:

— Я больше люблю исследования в области «умного» города (население, велодорожки, экология и т. д.), таких данных сейчас в открытом доступе не хватает.

Команда из Петербурга, которая многократно участвовала в журналистских соревнованиях с извечным вопросом «Где деньги, Зин?», свой первый сюжет на хакатоне НИУ ВШЭ нашла в субсидиях для СМИ. Ребята выяснили, что государство тратит больше всего на патриотические проекты, и заняли первое место. В другой истории — ​о расходах на исполнение наказаний — ​оказалось, что большинство денег уходит на оплату работы сотрудников системы исполнения наказаний, при этом на каждого из них приходится всего по два заключенных.

Команда «Зины» всегда раскрывает процесс поиска данных. История про тюрьмы была «зарыта» в справочнике тюрем РФ, бухгалтерской отчетности организаций и списке госзакупок. А вот в сюжете «Бедный Путин», как ни странно, речь не о деньгах, а о том, как достучаться до власти, если не дозвонился на прямую линию.

Елена Темченко, участник команды «Где деньги, Зин?»:

— На мой взгляд, самая «заезженная» тема — ​это формирование бюджета РФ. Её достаточно часто эксплуатируют, начиная от простых визуализаций и заканчивая сложными интерактивными проектами (например, бюджетный калькулятор РИА «Новости»). Но при этом в проектах, которые каким-либо образом связаны с финансированием госструктур или использованием бюджетных средств, данные отдельных статей формирования или использования бюджета РФ анализировать, конечно, необходимо.

В любой из этих историй ключевую роль играют, конечно, сведения об ИНН. Чаще всего именно по ним из различных баз данных приходят дополнительные сведения к сюжету. Например, на какие деньги существуют политические партии в России, узнала команда «Инфометр». Лонгрид «Золото партий» представил результаты анализа финансовых отчетов на сайте ЦИК, которые содержали ИНН жертвователей, а по ним были найдены конкретные люди и их биографии.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

В этой тематической подгруппе кроется больше возможностей для нестандартных выводов — ​благодаря совмещению различных типов данных.
— Самый «сок» дата-журналистики — ​когда данные, взятые из разных, никак не связанных друг с другом источников и областей, вдруг складываются в единую логичную историю. Такой синтез всегда выглядит эффектно, независимо от темы, с которой работает автор, — считает Серафим Романов.

Девушки из команды «Квартет J» свели воедино данные по стоимости жилья, экологии, инфраструктуре и безопасности всех районов Санкт-Петербурга, чтобы наглядно доказать, где цена соответствует качеству. При работе над материалом было использовано более десяти различных источников, как официальных, так и альтернативных. В итоге журналисты отдали пальму первенства двум районам, самое интересное, что спальным: Приморскому и Невскому.

Сложнее всего приходится при анализе данных по экологической обстановке, поскольку различия между официальной и неофициальной статистикой порой очень большие. Ангелина Давыдова, экологический журналист и эксперт хакатонов, считает, что на самом деле любые научные данные противоречивы:

— К каждому конкретному случаю можно найти исследование, которое даёт одни результаты, и другое исследование, которое даёт результаты противоположные. И это не только проблема экологических данных.

По мнению Серафима Романова, в открытом доступе не хватает данных криминальной статистики. Очередная петербургская команда решила самостоятельно создать такую базу на основе открытых отчётов, чтобы показать перспективность крайммэппинга для российских городов. Авторы проекта не только нарисовали более десятка карт по различным видам преступлений, но и сравнили интенсивность преступлений по районам со стоимостью жилья. Получился очень социальный вывод: в центре города криминала больше из-за высокого расслоения населения.

— Мне было бы интересно исследовать бюджет Минобороны: как же так получается, что при огромных расходах на оборону солдаты живут в не самых лучших даже для армии условиях, — ​рассказывает Тагир Нурахметов, победитель «ЖурХака». — ​Когда наша команда изучала проблемы альтернативной гражданской службы, мы обнаружили, что военкоматы либо не ведут статистику, либо ведут её без стандартов. Но [в любом случае они] не публикуют её в открытом доступе, мы получили цифры по запросу.

Команда Grandpaper под руководством Тагира добилась успеха именно за счёт того, что полученные ими данные не лежали на поверхности. Авторы проанализировали, как часто отказывают призывникам в прохождении альтернативной службы и какова потребность социальных учреждений в таких работниках. Оказалось, что несмотря на хорошее равновесие спроса и предложения со стороны молодых людей и учреждений, военкоматы не идут навстречу ни тем, ни другим.

Другой проект этой команды выигрывает благодаря добавленному сервису, а не самой теме. Проблему косвенных налогов, невидимых глазу простого потребителя, авторы решили за счёт примитивного калькулятора, который показывает, сколько вы переплачиваете на килограмме яблок или пачке сигарет.

Помимо доступа к данным существует проблема машиночитаемости. То есть журналист может найти нужную базу, но поработать с ней легко и просто не получится. А ведь как выяснила команда «Дата-время», на программы по раскрытию данных тратятся немалые деньги.

— Большинство существующих баз приходится лопатить вручную — ​это неудобно, и сделаны они для того, чтобы создать видимость открытости, а на деле работать с ними невозможно. Поэтому было бы здорово, если бы налоговая имела прозрачную базу данных. Базы IT-индустрии нет вообще. В общем, хотелось бы усовершенствовать уже имеющиеся, сделать их доступнее и понятнее, — ​предлагает Татьяна Иванова, участник нескольких хакатонов.

ЗАКАЗНЫЕ ТЕМЫ

Соревнования по дата-журналистике быстро привлекли не только государственный сектор, но и бизнес. Теперь компании сами предлагают темы либо в отдельных номинациях, либо в рамках целого хакатона.

Например, Министерство здравоохранения предложило свои открытые документы для визуализации под лозунгом «Понятная медицина». Однако в интерпретации журналистов темы всё равно вышли социальными — ​нападения пациентов на врачей, необоснованные траты на лекарства с сомнительной эффективностью, нехватка препаратов для лечения редких заболеваний.

Недавно по инициативе Сбербанка и при поддержке «Ростелекома» прошел Первый Дальневосточный медиахакатон. Его продуктами стали не журналистские истории, а сервисы и приложения, но журналисты также участвовали в нём. Например, владивостокская команда Mayak.red разработала приложение, которое делает для пользователя краткую выжимку основных новостей в мире. Такие истории показывают, что не всегда содержание доминирует над формой.

— Многие пишут материалы на основе данных без исследования какой-либо проблемы. Игра с цифрами только ради самой этой игры. Всё-таки журналистика — ​это выявление и освещение общественных проблем, — ​считает Тагир Нурахметов.

К сожалению, как и любой «междусобойчик», хакатоны пока не привлекают достаточной аудитории, чтобы познакомить желающих с интересными выводами или инструментами. Для некоторых команд соревнования стали чем-то вроде хобби в свободное от основной работы время. Ссылки на проекты со временем исчезают, как и страницы самих хакатонов. Остается надеяться, что мимо самых качественных любительских проектов не будут проходить крупные СМИ, а соревнования подготовят новые кадры для отделов расследований российских изданий.

Хакатон — рассказываем подробно, кому и зачем это надо

Хакатон — популярное сегодня мероприятие, на котором команды абсолютно разных специалистов находят решения проблем на одну тему. Что это за проблемы, зачем принимать в этом участие и какая от этого польза командам и спонсорам, рассказывает Елизавета Козицкая, активная участница, ментор и член жюри хакатонов и конкурсов стартапов, директор по продукту Gutarka.by.

— Хакатон — это сокращение от «хакер» и «марафон», мероприятие, где собираются команды из представителей абсолютно разных сфер деятельности — от разработчиков до маркетологов, дизайнеров и специалистов в узких нишах.

Елизавета Козицкая
Директор по продукту Gutarka.by

Что такое хакатон

Обычно хакатоны имеют определенную тематику, например, финансовую, климатическую или игровую. Классический хакатон длится 48 часов: обычно с вечера пятницы до вечера воскресенья, но бывают и форматы продолжительностью от одного дня до недели.

При этом командам не обязательно расходиться на ночь — есть и спать можно прямо на площадке мероприятия.

Любой хакатон организуется для решения каких-то практических задач в той области, которой он посвящен. Интересно, что сейчас хакатоны создают не только для решения задач с помощью программирования (оттого и «хакеры» в названии), но и для офлайн-проектов. Например, в Беларуси регулярно проводится Social Weekend Hackathon — там реализуются социальные проекты разных форматов.

Особенность хакатонов в том, что в сжатые сроки над порой невероятными идеями работают незнакомые люди и всего за два дня находят решение — прорабатывают план реализации или даже создают MVP.

На хакатоне можно познакомиться с абсолютно разными людьми, решить задачи из интересующей вас проблемной области, съесть пиццу с новыми знакомыми, получить новые знания и даже приз за лучший проект. Еще один бонус хакатонов — менторы и члены жюри. Как правило, это люди из бизнеса — стартап-предприниматели, инвесторы, узкие специалисты по тематике хакатона. С такими людьми не так просто найти контакт: как и каждый профессионал, они заняты и избирательно подходят к выбору окружения. В таком случае хакатон — это возможность познакомиться с ними, получить компетентное мнение о проекте и поддержку. А возможно, и инвестиции.

Фото предоставлено автором

Как проходят хакатоны

Тема хакатона объявляется заранее. Например, в Минске неоднократно проводились финтех-хакатоны. На них команды придумывают финансовые продукты — от приложений по учету расходов до сервисов p2p-кредитования. Заинтересованные объявленной темой люди с какой-то конкретной идеей или без нее регистрируются на хакатон. Если у вас нет идеи или команды, всегда можно присоединиться к какому-нибудь проекту прямо на месте.

В пятницу вечером все желающие озвучивают свои идеи проектов в течение 1−3 минут каждый. Все неопределившиеся присоединяются к командам, иногда команды объединяются. Дальше в течение ближайших 48 часов команды совместно трудятся над решением поставленных задач. Например, на первом блокчейн-хакатоне в Минске среди членов жюри были представители компаний Waves и Golos. У этих компаний есть свои криптовалюты, и они ставили задачу сделать сервисы, проекты, где будут использоваться их блокчейны, чтобы популяризировать их. В игровых хакатонах просто ставят задачу сделать интересную игру, без конкретики.

Кроме того, участники получают консультации от менторов хакатона, знакомятся с другими командами. На минских хакатонах часто дополнительно проходят лекции и мастер-классы для участников. Чаще всего они касаются отладки бизнес-процессов в стартапах, продажах, маркетинге и навыков презентации проекта инвесторам.

На площадке хакатона обычно организовано бесплатное питание, в некоторых случаях — возможность поспать прямо на рабочем месте.

Хакатоны проходят бесплатно для участников, обычно за деньги спонсоров или фондов. При этом спонсоры зачастую — это коммерческие компании, которые работают в области заявленной темы хакатона. Почему им интересно такое участие?

  • Во-первых, после они могут сотрудничать с командами хакатона, которые придумали решение, интересное для их компании, или даже купить это решение
  • Во-вторых, они получают дополнительный охват в СМИ
  • В-третьих, представители компаний могут заявлять собственные номинации и выдвигать особую задачу для участников хакатона. Например, на ближайшем хакатоне в Москве компания-организатор Tele2 поставила такую задачу: предсказать объем Data-трафика, который будут скачивать и загружать абоненты на базовых станциях, планируемых к строительству.

Завершается хакатон вечером воскресенья финальными питчами — 3-5-минутной презентацией результатов работы команд, награждением победителей и вечеринкой для самых стойких. Призы бывают разные: как денежные, так и просто подарки от спонсоров.

Фото предоставлено автором

Для кого проводятся хакатоны

На хакатонах, которые проводят в Беларуси, чаще всего можно увидеть студентов или молодых специалистов. Это и понятно — азарта, жажды деятельности много (все же посвятить все выходные работе не каждый согласится). На площадках европейских, американских аудитория постарше, как и средний возраст стартаперов. По исследованию группы компаний Belbiz, средний возраст большей части основателей стартапов Беларуси — 30 лет, тогда как в Кремниевой долине — 47 лет.

Что касается сферы деятельности, то на хакатонах всегда востребованы: разработчики, продажники со знанием английского и маркетологи, проектные менеджеры и дизайнеры. И даже если человеку сложно отнести себя к какой-то из этих групп, он все равно находит для себя что-то полезное. А самое главное — чаще всего это комьюнити умных и активных людей.

Что полезного в хакатонах

Независимо от тематики и продолжительности хакатона обычно есть несколько причин, чтобы участвовать в них:

Решение какой-либо проблемы. Каждая команда на хакатоне создает решение социальной или коммерческой проблемы. Участие в таком событии — это возможность создать MVP за короткий срок благодаря усилиям специалистов из абсолютно разных сфер, помощи менторов и энтузиазму.

Новые знакомства, качественный нетворкинг. На хакатонах можно познакомиться со специалистами, с которыми, возможно, вы не пересеклись бы при других обстоятельствах, создать команду мечты. Так, на хакатоне ТелекомИдея-2020 я познакомилась с создателем конструктора сайтов для малого и среднего бизнеса. Теперь я — часть его команды, работаю над одним из его сервисов Gutarka.by, который был придуман как раз на этом хакатоне.

Формирование сообщества. Здесь встречаются активные люди, которые интересуются одной и той же проблемной областью. Так, например, Data-хакатон или Datathon объединяет всех, кому интересны сбор и использование больших объемов данных в социальных и коммерческих проектах.

Поиск инвесторов. Для стартапов хакатоны — это площадка, где можно не только заявить о своем проекте и протестировать идею, но и найти инвестиции. Победители хакатонов, как правило, получают денежные призы, поддержку менторов, некоторые — находят бизнес-ангелов или инвесторов.

Расширение кругозора и возможность быстро обучиться новому. Новые знакомства, решение нестандартных задач нестандартными методами, помощь специалистов высокого уровня, лекции и мастер-классы — все это способствует расширению кругозора и усвоению новых знаний, применению их на практике.

Где искать хакатоны

Многие хакатоны носят интернациональный характер. В целом чем шире география и чем больше задействовано специалистов из разных сфер, тем креативнее получаются решения.

В Минске хакатоны чаще всего проводятся на площадках Имагуру и EventSpace. На сайтах этих площадок есть актуальное расписание мероприятий.

Ближайший хакатон TELE2 HACK 2.0 в Москве пройдет 1−2 июня, а следующий — SocialHack-VR: хакатон приложений для музеев — пройдет 8−9 июня в Екатеринбурге. Отслеживать расписание хакатонов в России и во всем мире можно здесь.

А в Украине в это время пройдет первый хакатон по инициативе государственного органа — Минюста Data-Driven Justice, и состоится он сразу в трех городах — Киеве, Львове и Харькове. Найти информацию об этом и других хакатонах в Украине можно на dou.ua.

Один из самых известных хакатонов в Европе — эстонский Garage 48. Эти хакатоны проводятся в разных городах Европы, в том числе и в Минске.

Хакатоны высокого уровня проводятся в Лондоне. В таких мероприятиях участвуют специалисты из разных стран. Расписание ближайших событий можно найти здесь.

Фото предоставлено автором

Успешные проекты на хакатонах

Пожалуй, самый яркий проект, родившийся на Garage 48 осенью 2015 года в Минске, — это MSQRD. Приложение с виртуальными масками MSQRD набрало миллион пользователей меньше чем за два месяца с момента реализации, а еще через несколько месяцев его купил Facebook.

Еще один успешный белорусский стартап — приложение для учета личных финансов PingFin — был создан на финтех-хакатоне в 2020 году.

Разработка криптокошелька Multy началась с первого блокчейн-хакатона в Минске. Тогда проект назывался Apps Crunch и занял первое место в хакатоне, получив призы от cyber•Fund: 10 000 голосов (около 1190 долларов) и от Waves — 1000 вейвс (около 4220 долларов). Позднее проект привлек 10 BTC инвестиций от cyber•Fund.

Из европейских стартапов известен VitalFields (раньше назывался WeatherMe) — он был создан на хакатоне Garage 48 в Тарту в 2011 году. Он представляет собой программное обеспечение для простого управления полями. В 2020 году компания была приобретена Monsanto, которая слилась с Bayer в 2020 году.

Добавить комментарий