Как команда студентов победила в хакатоне и выиграла 500 000 руб. — интервью с участником


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

Студенты ВолГУ выиграли 500 000 на крупнейшем хакатоне

Команда студентов Волгоградского государственного университета выиграла 500 000 рублей на Всероссийском конкурсе «Цифровой прорыв», который был организован в рамках платформы «Россия — страна возможностей». В составе команды Павел Ефремов, Александр Петренко, Иван Охотников и Николай Батурин. В финале, прошедшем в Казани, программисты успешно решили поставленную задачу по треку (направлению) ЖКХ. Теперь они смогут реализовать свой проект.

Над проектом, который студенты ВолГУ планируют воплотить в жизнь в течение года, работа велась ещё до победы на «Цифровом прорыве». Приложение для абитуриентов вузов было представлено командой на региональном этапе конкурса. Предполагается, что разработка поможет школьникам оценить возможность прохождения в тот или иной университет, а абитуриенту ориентироваться в рейтингах образовательных учреждений, куда уже поданы документы. Полезным предложение станет и для самих учебных заведений: будет анализироваться заинтересованность абитуриентов в образовательных программах, предоставляться возможность рекламного продвижения.

– Участие в подобных конкурсах учит применять знания для решений реальных проблем, которые существуют в регионе и стране. Эксперты отметили, что проект, над которым мы сейчас работаем, интересен и полезен. Ректор ВолГУ Василий Тараканов также поддержал нас с этой идеей. Теперь мы нацелены на результат и, надеемся, что уже через год приложением воспользуются абитуриенты, – говорит участник команды Павел Ефремов.

Разработка, действительно, должна быть востребована. Ведь выбор вуза – это тяжёлый и ответственный период, как для школьника, так и для его родителей. Ежегодно такое испытание проходят более 800 000 абитуриентов. Приложение, разработанное студентами ВолГУ, избавит их от многих трудностей, связанных с поиском информации.

Победа в хакатоне Ice Vision. Российские инженеры получили денежный приз 1,6 млн рублей

Команда молодых разработчиков компании NtechLab победила на международном хакатоне Ice Vision и получила денежный приз в размере 1,6 млн рублей.

Хакатон Ice Vision был направлен на поиск программных решений в области машинного зрения, позволяющих беспилотным автомобилям эффективно и точно распознавать дорожную обстановку в условиях русской зимы. Свои разработки участники финала тестировали на уникальном «зимнем» датасете «Сколтеха». Он содержит больше 600 тысяч изображений, полученных при сложных погодных условиях.

В своей работе мы использовали сверточные нейронные сети. Считаем, что это было верным решением. Кстати, потом, когда мы уже отошли от компьютеров, мы обсуждали наше решение с командой, занявшей второе место, и оказалось, что они действовали примерно по тому же принципу. Они даже показали нам несколько фишек, которые могли бы еще улучшить наш финальный результат,

– рассказывают победители хакатона Азат и Артем.

В хакатоне Ice Vision приняли участие студенты ведущих российских вузов: МФТИ, ЮФУ, «Сколтех», МГУ, НГУ, СПбПУ, НИУ ВШЭ, Университет «Иннополис» и др. В борьбе за главный приз конкуренцию российским разработчикам составили представители крупнейших зарубежных университетов США, Китая, Южной Кореи и стран Европы. На финал Ice Vision в Москву прибыли семь команд из Университета штата Аризона (США), Университета Висконсин-Стаут (США), Пекинского научно-технического университета (Китай), Харбинского политехнического университета (Китай), Каталонского политехнического университета (Испания), Университета Париж-Сакле (Франция), Университета Ульсан (Южная Корея).

В пятерку победителей вошли студенческие команды из МГУ имени Ломоносова, НИУ ВШЭ, СибГУ, Сколтеха и НГУ. Призовой фонд в размере 3 млн рублей был распределен между следующими участниками: первое место и 1,5 млн рублей выиграла команда Azat and Artem, представлявшая компанию NtechLab. В тройку победителей также вошла сборная МГУ имени Ломоносова и НИУ ВШЭ PsinaDriveNow, получившая 300 тыс. рублей и команда Vizorlabs, СибГУ, награжденная за 3-е место денежным призом в размере 200 тыс. рублей.

Кроме того, участники конкурса получили дополнительные денежные призы от партнеров соревнований. Стратегический партнер — научно-производственное объединение «СтарЛайн» выделил участникам, занявшим места с 1 по 10, по 100 тыс. рублей на команду. Лаборатория робототехники Сбербанка выбрала московскую команду PsinaDriveNow на оплачиваемую трехмесячную стажировку для работы над совершенствованием предложенного подхода в рамках одного проектов Лаборатории по теме беспилотные транспортные средства. Команды, занявшие места с 11 по 15 (Харбинский политехнический университет, МФТИ, компания «Системы компьютерного зрения», Университет штата Аризона, ЮФУ) получили от компании NVIDIA индивидуальные ваучеры, позволяющие пройти любой онлайн-курс Института глубокого обучения NVIDIA (NVIDIA DLI).

Развитие беспилотного транспорта – одна из самых актуальных задач, стоящих перед разработчиками систем искусственного интеллекта во всем мире. Проведение хакатонов, направленных на поиск эффективных решений в области совершенствования компьютерного зрения для автономных транспортных средств, позволяет приблизиться к созданию беспилотных систем 5-го уровня. Я уверена, что разработки, предложенные молодыми инженерами-участниками Ice Vision, найдут практическое применение и будут востребованы нашими бизнес-партнерами,

– рассказывает ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.

В финале Ice Vision лучшие молодые программисты со всей России соревновались с командами ведущих зарубежных университетов, и в ходе этой борьбы подтвердили, что наша инженерная школа находится на уровне передовых мировых стандартов, а по ряду направлений и превосходит их. Конкурс – часть большого проекта по развитию технологий беспилотного вождения. Перед участниками были поставлены сложнейшие задачи, решение которых позволит открывать новые рынки и формировать глобальную повестку развития технологий. Уверен, что результатом конкурса станут не только денежные призы, но и прикладное применение созданных разработок в области беспилотного транспорта,

– отмечает генеральный директор РВК Александр Повалко

Участники хакатона показали свой потенциал, способность привнести свой вклад в реальный сектор экономики – в автомобильную промышленность. Удивило участие иностранных ребят, которые тоже понимают необходимость научить беспилотные автомобили видеть в сложных зимних условиях. Мы посмотрели на различные подходы команд: некоторые участники применили интересные решения по объединению классических алгоритмов компьютерного зрения с нейросетевыми. В рамках хакатона ребятам удалось познакомиться с разработчиками бепилотных автомобилей, надеемся, что совместными усилиями у нас получится создать прогрессивные технологии беспилотного вождения, которые сделают будущее во всем мире безопасным и комфортным,

– говорит Президент НПО СтарЛайн Аминджанов Темур Асрорович.

Когда-то считалось, что создать искусственный глаз, способный различать объекты окружающего мира – вопрос для летней работы пары студентов. Пятьдесят с лишним лет потребовалось для того, чтобы создание системы компьютерного зрения стало действительно летней работой для нескольких десятков студентов. Однако, сейчас мы похоже вышли на уровень развития искусственного интеллекта который позволит нам весьма скоро создавать системы распознавания образов, работающие не хуже чем человек. Такие хакатоны, как прошедший Ice Vision позволяют нам выделять самые лучшие таланты, которые не боятся амбициозных задач, которые мы в Сбербанке решаем для реализации национальной стратегии развития искусственного интеллекта,

– отмечает руководитель лаборатории робототехники Сбербанка, партнера специального приза Хакатона Ice Vision, Альберт Ефимов.


Конкурс Ice Vision организован в рамках серии технологических конкурсов Up Great в целях реализации Национальной технологической инициативы. Соорганизатором конкурса выступает один из ведущих технических российских университетов НИТУ «МИСиС», стратегическим партнером – научно-производственное объединение «СтарЛайн», технологическим партнером – «Сколтех». Партнером специального приза выступает корпоративный акселератор Сбербанка – Лаборатория робототехники Сбербанка (Sberbank Robotics Laboratory).

Цифровые таланты из Сибири получили 500 тысяч рублей на развитие «умного ЖКХ»

В Казани завершился финал конкурса «Цифровой прорыв», который войдет в Книгу рекордов Гиннеса как самый массовый хакатон в мире. Больше всего участников заинтересовала тема МегаФона – над проектом в области ЖКХ работали 29 команд.

В конкурсе приняли участие свыше 3 000 программистов, дизайнеров и управленцев из 77 регионов России. Возраст самого молодого участника «Цифрового прорыва» — 13 лет, а самого возрастного — 76. Объединившись в команды по 3-5 человек, финалисты за 48 часов создали прототипы цифровых продуктов в номинациях «Здравоохранение», «Государственное управление», «Образование и наука», «ЖКХ и городская среда», а также «Транспорт и логистика». При этом каждый блок был поделен еще на 25 направлений, где нужно было решить конкретную задачу.

«Я твердо уверен в том, что в России сосредоточены самые яркие “цифровые” таланты. Мы уже второй год работаем со студентами, разработчиками и стартапами в нашей “технологической песочнице”. За это время через нее прошло более 1000 идей, и 40 из их числа стали пилотными коммерческими проектами. Но начиналось все вовсе не с проектов и не с готовых решений, а с того, что мы увидели ребят с горящими глазами, которые предлагали новый взгляд на, казалось бы, привычные вещи. На конкурсе я тоже увидел участников самых разных возрастов, которые хотят изменить мир к лучшему с помощью цифровых технологий. Я уверен, что совсем скоро многие из них начнут стажировку в МегаФоне или будут нашими компаниями-партнерами», — отметил Геворк Вермишян, генеральный директор компании «МегаФон».

На правах генерального партнера конкурса «Цифровой прорыв» МегаФон предложил трек «Оптимизация обратной связи в сфере ЖКХ», в котором предстояло разработать универсальное веб-приложение для предприятий ЖКХ, способное распознавать смысл обращений, распределять их по ответственным сотрудникам и отслеживать выполнение. Лучший проект по мнению членов экспертного совета реализовала команда «Frozen Lab» из г. Железногорска Красноярского края, применившая в разработке технологии искусственного интеллекта.

«Главным вкладом МегаФона в организацию хакатона стала профессиональная поддержка наших специалистов. Участникам на протяжении 48 часов помогали 15 экспертов из числа сотрудников компании, которые консультировали ребят по темам “больших данных”, интернета вещей и управления проектами. А мастер-классы по подготовке успешной презентации проектов нашего корпоративного тренера посетили свыше 100 конкурсантов. Я была свидетелем неподдельной вовлеченности всех наших сотрудников, и участники конкурса ответили нам взаимностью — задание МегаФона выбрали 29 команд, что больше, чем во всех остальных направлениях», — рассказала Валентина Ватрак, директор по корпоративному развитию и управлению персоналом компании «МегаФон».

Мастер Йода рекомендует:  15 интересных CSS и JavaScript библиотек на апрель 2020

Еще три команды в треке МегаФона были отмечены дополнительными призами. Специальная номинация «Лучшая командная работа» и особый приз досталась ростовской команде «ReactiveRND». Участникам удалось разработать прототип веб-приложения с отличным интерфейсом для заведения заявок клиентов и продуманным функционалом. За самое креативное продуктовое решение жюри отметило команду «SimpleDecision» из Санкт-Петербурга. Ребята запомнились уникальной front-разработкой с проработанным функционалом. Команда «ЦУП» из Нижнего Новгорода и Чебоксар признана автором самого креативного технического решения — их проект содержит единую платформу, которая может быть внедрена в управляющих компаниях.

МегаФон не только ищет новые цифровые таланты, но и активно участвует в развитии своих сотрудников. Команда RSX во главе с капитаном Евгением Михиным, который работает в управлении по качеству и надежности сервисов сети, стала лучшей в номинации «Геоинформационная система переработки отходов».

«10 лет назад я пришел в МегаФон студентом четвертого курса, с тех пор руководители меня поддерживают и помогают развиваться, в какой бы проект внутри компании я ни переходил. Когда моя команда выиграла полуфинал в Москве, коллеги поздравляли, радовались и настраивали только на победу в финале. Так и случилось — наш экологический проект признан лучшим в треке, кроме того, мы одни из немногих, кто смог корректно просчитать финансовую модель и спрогнозировать срок окупаемости нашего решения », — радуется Евгений Михин.

Как Казань побила рекорд Гиннесса по крупнейшему в мире хакатону айтишников

Из 26 треков конкурса «Цифровой прорыв» в трех победу одержали татарстанские команды

Сегодня в Казани подвели итоги крупнейшего в мире хакатона — финала Всероссийского конкурса IT-решений «Цифровой прорыв», который татарстанская столица приняла на площадке МВЦ «Казань Экспо». В течение 48 часов без перерывов на сон и отдых три тысячи молодых гуру IT выполняли тематические задания в одном из 26 треков (номинаций). Техзадания для конкурса конкретно под свои задачи разрабатывали крупнейшие отечественные технологические компании, среди которых «Мегафон», Mail.ru Group, «Газпром нефть», МТС, «Ростелеком» и даже «Росатом». В итоге победителями хакатона были признаны 28 команд — ребята разделили призовой фонд в 10 млн рублей и получили шанс предложить свои разработки компаниям-партнерам конкурса. Подробности — в материале «Реального времени».

Неоткрывшийся занавес и Книга рекордов Гиннесса

Церемония награждения и закрытия конкурса «Цифровой прорыв», проходившая вечером 29 сентября, открылась десятиминутным экспромтом, по всей видимости, заставившим изрядно попотеть всю оргкоманду шоу. В самый ответственный момент механизм открытия занавеса концертного зала «Казань Экспо» дал сбой. Пока техники за кулисами пытались исправить положение, а в зале установилось молчание (в первых рядах уже расположились зампред российского правительства Максим Акимов, президент Татарстана Рустам Минниханов) ведущий Дмитрий Юдин всеми силами пытался заполнить неловкую паузу.

— А вы знаете, какие перспективы были у режиссера этого мероприятия? Он подавал большие надежды… И вот в самый ответственный момент его жизни подвел… Я думаю, это слово будет сниться мне ближайшие пять лет, а вместе со мной и двум бывшим работникам сцены, которые отлаживали пусковой механизм… А, возможно, уже и директору концертного зала, — шутил Юдин, срывая сочувствующие аплодисменты зала и вызывая улыбки на лицах почетных гостей.

Одновременно на площадке «Казань Экспо» соревновались более трех тысяч человек из 77 регионов России, дошедшие до финала и объединившиеся в команды по 5—6 специалистов. Фото Максима Платонова

Наконец, спустя почти 10 минут, занавес был поднят. И зрители были сполна вознаграждены за долгое ожидание: перед объявлением победителей организаторы конкурса приготовили несколько приятных сюрпризов. И первый из них — включение финала конкурса «Цифровой прорыв» в Книгу рекордов Гиннесса как самого массового хакатона в истории. Одновременно на площадке «Казань Экспо» соревновались более трех тысяч человек из 77 регионов России, дошедшие до финала и объединившиеся в команды по 5—6 специалистов.

Казань, таким образом, побила прошлый рекорд, зафиксированный в книге: соревнование IT-специалистов 2020 года, проходившее в Саудовской Аравии, собрало 2 тысячи 950 участников. Отметим, что финал «Цифрового прорыва — это лишь вершина айсберга, ведь отборочные этапы конкурса стартовали по всей России еще в апреле этого года, а всего было подано порядка 66,5 тысячи заявок.

Сертификат, подтверждающий рекорд, гендиректору АНО «Россия — страна возможностей», главному организатору конкурса, Алексею Комиссарову со сцены вручил официальный судья Книги рекордов Гиннесса Шейда Субаси. Чуть позже Комиссаров объявил еще об одном достижении — принятии решения о продлении хакатона. Конкурс «Цифровой прорыв решено сделать ежегодным.

Задача, которая есть у нас, у организаторов, у жюри, у оргкомитета, довольно проста — я очень хочу, чтобы ни одно решение не пропало. Чтобы этот огромный труд не только 3,5 тысячи тех, кто был здесь, но и всех 40 тысяч, кто стартовал в апреле, с самого начала, чтобы ни одна страничка этих идей не пропала


«Каждая строчка программного кода — наш шанс сделать жизнь людей лучше и богаче»

В экспертную комиссию конкурса вошли без преувеличения одни из самых заметных фигур российской технологической индустрии, среди них гендиректор «Мегафона» Геворк Вермишян, глава ФПК Петр Иванов, старший вице-президент «Ростелекома» Кирилл Меньшов и директор по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева. Возглавил оргкомитет зампред правительства России Максим Акимов, прибывший также и на церемонию закрытия «Цифрового прорыва».

— Позади долгий путь — 48 часов усилий, труда, надежд, встреч, 48 часов нашего большого праздника, самого большого в мире цифрового события, — обратился он к участникам конкурса, ожидающим объявления итогов. — Главное — чтобы вы помнили, что каждая строчка программного кода, вся эта безумная последовательность единиц и нулей, — это наш общий шанс сделать жизнь людей лучше, достойнее и богаче. Задача, которая есть у нас, у организаторов, у жюри, у оргкомитета, довольно проста — я очень хочу, чтобы ни одно решение не пропало. Чтобы этот огромный труд не только 3,5 тысячи тех, кто был здесь, но и всех 40 тысяч, кто стартовал в апреле, с самого начала, чтобы ни одна страничка этих идей не пропала.

Абсолютное большинство участников финального хакатона «Цифрового прорыва» — студенты российских технических вузов или совсем недавние их выпускники, между тем задания, которые ребятам предлагалось выполнить всего за 48 часов, могли заставить сомневаться в своих силах и опытных специалистов. Например, «Росатом» поставил своим конкурсантам задачу разработать платформу, позволяющую создавать карту производственных помещений предприятия, прокладывать на ней оптимальные логистические маршруты и отслеживать перемещения деталей, а МТС — предложить прототип платформы для переквалификации специалистов, которые высвобождаются в компаниях вследствие цифровизации.

Могу сказать, что каждая команда, результаты которой я здесь увидел, показала интересные идеи — кто-то делал больший упор на мобильном приложении, кто-то на нейросети и искусственный интеллект, кто-то — на интернет вещей. И если из этих кубиков собрать конструктор, результат получится очень крутой

— Многие путают хакатоны и НИОКРы, называя результаты хакатона проектами. За отведенные на хакатоне 48 часов ребята собрали только прототипы, оформили идею. Чтобы сделать что-нибудь по-настоящему стоящее, перспективное, нужно полностью все переделывать. Поэтому главная ценность хакатона даже не в результате, а в той команде, которая собирается здесь. Могу сказать, что каждая команда, результаты которой я здесь увидел, показала интересные идеи — кто-то делал больший упор на мобильном приложении, кто-то на нейросети и искусственный интеллект, кто-то — на интернет вещей. И если из этих кубиков собрать конструктор, результат получится очень крутой. Это мы как раз и обсуждали с экспертами в жюри, — рассказал «Реальному времени» старший вице-президент ПАО «Ростелеком» Кирилл Меньшов.

Команды во время хакатонов часто формируются стихийно, по принципу случайности, а их участники, возможно, никогда больше не увидятся и зачастую не будут продолжать развивать совместные идеи, отметил эксперт. Зато именно на хакатонах, проводя вместе много часов без сна, они получают шанс посмотреть, как работают другие, и после завершения конкурса привлечь к себе других специалистов со схожими идеями и взглядами, запустив совместные разработки, уже имея выходы на потенциальных покупателей.

— Есть программа минимум, есть программа максимум. Программа минимум — это просто дать ребятам шанс реализовать свой проект, но мне кажется, что мы должны ставить более амбициозные задачи, — объяснил Меньшов, комментируя ближайшие перспективы победителей хакатона. — Например, не просто помочь «Ростелекому» что-то сделать, а помочь ребятам создать свою компанию, которая позже могла бы продавать свои решения, а мы были бы ее стратегическими партнерами.

Блоки награждений и поздравительных речей топ-менеджмента крупнейших российских цифровых компаний в этот вечер перебивались выступлением хедлайнеров вечера, среди которых особо тепло зрители встречали солиста группы «Братья Грим» Константина Бурдаева

Три трека взяли команды из Татарстана, но рекорды остались за Москвой

Блоки награждений и поздравительных речей топ-менеджмента крупнейших российских цифровых компаний в этот вечер перебивались световыми шоу, этюдами приглашенных ведущих Гульназ Сафаровой и российского киноактера Михаила Башкатова, выступлением хедлайнеров вечера, среди которых особо тепло зрители встречали солиста группы «Братья Грим» Константина Бурдаева.

Больше двух с половиной часов заняло объявление победителей, что совсем неудивительно — награды получили финалисты 20 основных номинаций конкурса и шести треков Министерства науки и высшего образования России. Они разделили призовой фонд в 10 млн рублей и получили возможность протестировать свои проекты в компаниях-партнерах хакатона.

Команды, представляющие Республику Татарстан, по итогам соревнований выиграли в трех номинациях «Цифрового прорыва» — треке Министерства информатизации и связи Республики Татарстан (награду татарстанская команда разделила с представителями Тульской области) и двух номинациях Министерства науки и высшего образования РФ. Всего же до финала дошли 17 татарстанских команд. Безусловным чемпионом по количеству полученных наград стала Москва — столичные команды одержали победу сразу в восьми номинациях, пять наград завоевали представители Санкт-Петербурга.

Полный список победителей Всероссийского конкурса IT-решений «Цифровой прорыв»

  • Номинация Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Конкурсное задание: разработать прототип программного обеспечения для автоматической проверки дублирования программного кода при государственных закупках.

Победитель: команда «Plexet», Ставропольский край.

  • Номинация Федеральной налоговой службы


Конкурсное задание: разработать программное обеспечение для единого удостоверяющего центра, которое позволит снизить число мошеннических действий, связанных с использованием электронных подписей.

Победитель: команда «Leader Digital Nation», Москва.

  • Номинация Федеральной службы государственной статистики (Росстат)

Конкурсное задание: предложить онлайн-продукты, позволяющие привлечь граждан к активному участию в переписи населения 2020 года и по итогам переписи представить в наглядном виде ее результаты (визуализация больших данных).

Победитель: команда «Digital Hope», Саратовская область.

  • Номинация Центрального банка Российской Федерации
Мастер Йода рекомендует:  Python и R что выбрать для Data Science в 2020

Конкурсное задание: создать мобильное приложение, позволяющее осуществлять сбор мнений внешней аудитории об инициативах Банка России с целью публичного обсуждения, обеспечить обработку результатов такого обсуждения.

Победитель: команда «Nova».

  • Номинация Министерства информатизации и связи Республики Татарстан

Конкурсное задание: разработать прототип платформы, которая позволит переводить в электронный вид существующие государственные услуги силами аналитиков, без привлечения разработчиков.

Победитель: команда «Композитный ключик», Тульская область, и команда «Cool Dash», Татарстан.

  • Номинация Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

Конкурсное задание: разработать AR/VR-решение для контроля качества выполнения специальных технологических процессов на промышленных предприятиях.

Победитель: команда «Gingu Digital», Свердловская область.

  • Номинация государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

Конкурсное задание: разработать платформу, позволяющую создавать карту производственных помещений предприятия, прокладывать на ней оптимальные логистические маршруты, отслеживать перемещения деталей.


Победитель: команда «Continuous Disintegration», Санкт-Петербург.

  • Номинация ПАО «Газпром нефть»

Конкурсное задание: разработать сервис анализа данных для дефектоскопии транспортных трубопроводов.

Победитель: команда «Waico», Москва.

  • Номинация Фонда поддержки и развития информационных технологий и цифровизации экономики «Цифровая долина Сочи»

Конкурсное задание: предложить прототип масштабируемого мобильного приложения с реализованным решением валидации электронных документов в офлайн-режиме.

Победитель: команда «Genesis», Пермский край, Москва.

  • Номинация Министерства транспорта Российской Федерации

Конкурсное задание: разработать мобильное приложение (и приложение для центрального сервера), которое позволит передавать данные об уровне доступности мобильной сети и на их основе составлять актуальную карту покрытия сети.

Победитель: команда «Чугунный скороход», Республика Башкортостан.

  • Номинация АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»)

Конкурсное задание: разработать прототип мобильного приложения, позволяющего пассажиру заказать доставку еды из ресторанов, расположенных в городах по маршруту следования поезда.

Победитель: команда «Аналитика и бизнес внедрение», Амурская область, Хабаровский край.

  • Номинация Министерства здравоохранения Российской Федерации

Конкурсное задание: создать прототип системы мониторинга общего состояния человека, работающего за компьютером, с помощью распознавания образов и моделирования поведения человека.

Победители: команда «Линия Кармена», Санкт-Петербург и команда «Black Pixel», Брянская и Курская области.


  • Номинация Счетной палаты Российской Федерации

Конкурсное задание: разработать программное обеспечение, позволяющее провести статистический анализ и визуализировать результаты создания общероссийской сети перинатальных центров.

Победитель: Команда «Солнышко», Тульская область.

  • Номинация АНО «Россия страна возможностей»

Конкурсное задание: разработать прототип программного обеспечения для отслеживания трудоустройства выпускников вузов, анализа и прогнозирования востребованности определенных профессий.

Победитель: «Спираль», Санкт-Петербург.

  • Номинация ПАО «Мобильные телесистемы» (ПАО «МТС»)

Конкурсное задание: предложить прототип платформы для переквалификации специалистов, которые высвобождаются в компаниях вследствие цифровизации бизнес-процессов.

Победитель: Команда «goAI», Москва.

  • Номинация Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Конкурсное задание: разработать программное обеспечение для проведения инвентаризации систем тепло- и водоснабжения, формирования на основе результатов мониторинга региональной геоинформационной системы объектов инженерной инфраструктуры.

Победитель: команда «Ficus», Ростовская область.

Конкурсное задание: создать универсальное веб-приложение для предприятий сферы ЖКХ, позволяющее распознавать смысл обращения, распределять обращения по ответственным сотрудникам и отслеживать их выполнение.

Победитель: команда «Frozen Lab», Красноярский край.

Конкурсное задание: создать прототип информационно-сервисной системы мониторинга пунктов сбора и переработки мусора.

Победитель: команда «RSX», Москва, Санкт-Петербург.


  • Номинация Ассоциации волонтерских центров (АВЦ)

Конкурсное задание: предложить прототип веб-сервиса для стимулирования социальной и гражданской активности через конкурсные и микрогрантовые механизмы

Победитель: «Команда имени Сахарова», Москва.

  • Номинация ООО «МЭИЛ.РУ ГРУП» (Mail.ru Group)

Конкурсное задание: создать прототип сервиса по организации волонтерских проектов на платформе социальной сети.

Победитель: команда «Цифровизаторы», Томская и Омская области.

Блок номинаций Министерства науки и высшего образования РФ

  • Конкурсное задание: разработать прототип платформы, позволяющей наглядно проектировать систему управления умным домом и планировать его эксплуатацию.

Победитель: команда «Unicorn Dev», Москва.

  • Конкурсное задание: создать мобильное приложение для отслеживания параметров встроенных датчиков мобильных устройств при движении поезда и сигнализировать о плохом состоянии дорожных путей.

Победитель: команда «Сигма», Санкт-Петербург.

  • Конкурсное задание: Создать краудсорсинговую платформу для социально важных проектов, позволяющую организовать централизованный сбор материальной помощи и подробно отчитаться о ее распределении.

Победитель: команда «М5», Санкт-Петербург.

  • Конкурсное задание: разработать игру для смартфона, способствующую повышению финансовой грамотности населения.

Победитель: команда «IGD», Татарстан.


  • Конкурсное задание: создать систему контроля физических параметров человека на предприятии для оптимизации системы охраны труда.

Победитель: команда «2’4K20», Москва.

  • Конкурсное задание: разработать сервис, позволяющий оптимизировать дорожные работы с целью сокращения пробок и уменьшения сроков ремонта.

Победитель: команда «КФУ ИММ 1», Татарстан.

Команда ВШЭ придумала игру с нейрокомпьютерным интерфейсом и выиграла международный хакатон

Изобретением команды аспирантов и научных сотрудников Центра нейроэкономики и когнитивных исследований стала многопользовательская BCI-игра. Побеждает в ней тот, кто лучше всего управляет роботом силой мысли.

В Санкт-Петербурге в рамках международной конференции «Обработка сигналов изображения и звука в контексте нейротехнологий» состоялся хакатон. В нем приняли участие Дмитрий Алтухов, Николай Сметанин и Александра Кузнецова — молодые научные сотрудники Центра нейроэкономики и когнитивных исследований ВШЭ, которые входят в группу методов нейровизуализации под руководством Алексея Осадчего.

Для участия в хакатоне команда разработала игру, в которой два человека соревнуются за контроль над роботом, собранным из деталей Лего и разливающим напитки в два стакана. Получая команды от каждого из игроков, робот изменяет угол отклонения бутылки от вертикали. Если бутылка наклоняется в одну из сторон на достаточный угол, напиток начинает наливаться в стакан. Цель игрока — вылить содержимое бутылки в свой стакан. Каждый из игроков может послать роботу одну из трех команд: «налево», «направо» или «стоп».

Все команды для робота формируются за счет распознавания интерфейсом «мозг-компьютер» воображаемых движений левой и правой рукой. Например, чтобы отдать команду отклонить бутылку влево, игрок должен подумать о том, как он двигает левой рукой, чтобы вправо — правой, а чтобы послать сигнал «стоп» — расслабиться. Тот из игроков, кто лучше концентрируется на воображаемых движениях, тянет бутылку в свою сторону с большей силой и, в конечном счете, побеждает.

Команда Вышки заняла первое место и получила главный приз — 500 долларов.

Несмотря на то, что задача представлена в виде игры, многопользовательские «мозг-компьютер» интерфейсы открывают как новые исследовательские направления, так и возможности для создания важных приложений.

Анализируя процесс игры, в которой пользователи могут как соперничать, так и сотрудничать друг с другом (например, стараться как можно быстрее наполнить один стакан), можно изучать механизмы социального взаимодействия под новым углом. Кроме того, с технической точки зрения наличие нескольких пользователей позволяет отдавать большее количество хорошо различимых команд и совместно контролировать сложные устройства.

Наиболее перспективным приложением, на наш взгляд, является терапия больных с нарушением моторных функций в результате повреждений мозга. Как было показано в последних исследованиях, использование игр для реабилитации пациентов после инсульта приводит к более быстрому восстановлению моторной активности. Использование многопользовательского мозг-компьютер интерфейса для реабилитации не только требует значительного вовлечения сенсомоторной системы пациента для выполнения задания, но также включает и социальное взаимодействие нескольких пациентов в форме игры, оказывая позитивное влияние на динамику выздоровления.

Студентка КФУ в составе команды выиграла грант на проведение хакатонов CityHack в регионах России

С 6 по 12 августа 2020 года на базе мастерской управления «Сенеж» ( Московская область ) состоялась 5 смена Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов».

На смене «Экосреда – ИТ» встретились порядка 1 000 участников из разных регионов страны: специалисты ведущих ИТ-компаний, студенты ИТ и смежных специальностей, блогеры, молодые журналисты, геймеры и киберспортсмены, PR и SMM-специалисты.

Почетным гостем на церемонии открытия пятой смены стал Александр Бугаев , руководитель Федерального агентства по делам молодежи . Он зачитал обращение президента России Владимира Путина к участникам форума «Территория смыслов». Андрей Шаров , вице-президент и руководитель дирекции GR ПАО «Сбербанк России» , поздравил присутствующих с началом пятой смены.

В течение смены молодые люди определяли, как именно ИТ-отрасль влияет на жизнь людей и какими способами можно интегрировать цифровую экономику в другие отрасли. Спикерами стали лидеры ведущих ИТ-компаний, блогеры, PR- и SMM-специалисты.

Форум «Территория смыслов» — это крупнейшая образовательная площадка России , которая ежегодно собирает порядка 6 000 молодых профессионалов со всей России из самых разных отраслей деятельности.


Цель форума – формирование сообществ молодых профессионалов, вовлекающих окружающих в движение, направленное на укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства. Миссия форума заключается в способствовании всестороннему развитию личности молодого гражданина России .

Организаторами форума выступают Федеральное агентство по делам молодежи , АНО « Россия — страна возможностей», образовательный партнер — Высшая школа экономики .

В работе 5 смены форума в составе делегации Республики Татарстан (20 человек) приняли участие 6 представителей Казанского федерального университета.

В рамках смены «Экосреда – ИТ» через АИС «Молодежь России» было подано 126 проектов на индивидуальные гранты, из них эксперты грантового конкурса молодежных инициатив предложили поддержать 24 проекта из 16 субъектов Российской Федерации на общую сумму 8 535 000 рублей. Обладателем гранта от Республики Татарстан стал Рахматджон Халилов , студент КНИТУ-КХТИ, руководитель комиссии по информационному развитию РМОО «Лига студентов Республики Татарстан» с проектом «Студенческий центр медиа Республики Татарстан » (300 000 рублей).

Также у участников была возможность выиграть три миллиона рублей, объединившись в команду с другими участниками форума и предложив коллективный проект. Организаторы ожидают, что это поможет объединить молодежь из разных уголков страны для решения существующих проблем на межрегиональном уровне.

В рамках командных проектов было подано 34 проекта, эксперты рекомендовали 3 проекта для присуждения гранта на общую сумму 3 470 000 рублей. Среди победителей – Екатерина Бажутина , студентка Казанского университета. Ее команда выиграла 1 500 000 рублей на проведение хакатонов CityHack в регионах России .

Команда Екатерины Бажутиной обратила внимание на новый технологический тренд Smart City – это использование цифровых технологий для управления процессами в городе. Простой пример: вы можете использовать приложение в своем смартфоне, чтобы оплатить парковку своего автомобиля; через такое приложение можно сообщить о выбоинах на дороге, чтобы городские службы могли их убрать. Сейчас города «умнеют» в разных направлениях: от медицины до политики. Использование «умных» технологий позволяет сделать жизнь людей безопасной и энергоемкой, уменьшает негативные последствия для экологии и в целом повышает уровень комфорта.

Участники форума обнаружили, что рынок инвестиций в эту индустрию очень неравномерный: 93% приходятся на Москву , и всего 7% – на остальную Россию . Команда пришла к мнению, что в регионах следует организовать площадку на которой участники будут обсуждать и разрабатывать решения Smart City. Первые хакатоны пройдут в Казани , Рязани и Ростове-на-Дону .

«Идея родилась прямо на форуме, и нам очень повезло, что мы все из разных городов и даже регионов: разные взгляды помогли нам разработать очень эффективную схему для проекта. Чтобы успеть все написать, нам пришлось отказаться от сна, но это того стоило. Большую поддержку оказали эксперты грантового конкурса, которые заинтересованы в выявлении перспективных проектных решений», ‑ вспоминает Екатерина .

Проведение цифрового урбанистического хакатона CityHack планируется осенью. А сейчас участники привлекают партнеров и спонсоров, а также региональные власти, заинтересованные в том, чтобы технологии управления в их городах развивались быстрее.

Мастер Йода рекомендует:  Как найти первую работу в IT план действий для начинающих

В хакатоне по искусственному интеллекту и компьютерному зрению победили студенты МГУ

Редактор рубрик «Возможности», «Календарь» и «Образование»

С 11 по 13 сентября в Москве проходил хакатон по искусственному интеллекту VisionHack, участникам которого предстояло разработать интеллектуальную подсистему помощи водителю или ADAS(advanced driver assistance system), способную автоматически детектировать различные события на дороге. Организаторы хакатона рассказали Rusbase об итогах мероприятия.

Всего в хакатоне приняло участие 27 студенческих команд из 5 стран (помимо российских были команды из США, КНР, Испании и Великобритании). Участникам необходимо было решить 5 реальных задач компьютерного зрения для беспилотных автомобилей.

По итогам соревнования первое место заняла команда студентов из МГУ — DoubleA Team. Ребята получили приз размером $12 000. Второе место досталось студентам МФТИ, они получили $6 000, третье место и $3 000 ушли также студентам из МГУ. Кроме того, победители хакатона получат возможность пройти стажировку в департаменте тинейджеров в Центре блокчейн компетенций Внешэкономбанка.

Среди финалистов хакатона был единственный школьник — Никита Крылов из московской школы № 2107. Его команда заняла четвертое место. Также в десятку лидеров хакатона VisionHack вошли две команды НИТУ «МИСиС» и по одной из Сколтеха, Казанского Федерального Университета, Иннополиса и Политехнического университета Каталонии.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Победители VK Hackathon разделили между собой 1,5 миллиона рублей

Разработчики лучшего приложения VK Hackathon 2020 получили 500 тысяч рублей, победители номинации «Выбор ВКонтакте» — 200 тысяч рублей, победители остальных номинаций — по 100 тысяч рублей. Общий призовой фонд составил 1,5 миллиона рублей.

Развитие технологий невозможно без молодых специалистов, поэтому поддержка талантливых разработчиков всегда была важнейшей частью идеологии «ВКонтакте». Наш флагманский проект VK Hackathon становится все масштабнее — больше участников, больше партнеров, больше площадка, больше призовой фонд. Кроме того, все чаще за приз сражаются не только независимые разработчики, но и представители других крупных компаний. Мы рады, что Хакатон «ВКонтакте» стал площадкой для объединения всей индустрии

Гран-при VK Hackathon 2020 получило приложение VK Apps для доноров крови команды «Рабочее название». С помощью этой разработки доноры получат экосистему, объединяющую личный профиль доноров, карту со станциями переливания крови, ленту событий с прошлыми донациями и другие необходимые разделы.


Лучшим проектом направления «Технологии» стала нейросеть команды FBI. Алгоритм определяет эмоции на видео и добавляет соответствующую анимацию, а также автоматически расшифровывает речь и формирует субтитры. В категории «Благотворительность» победителем стало приложение для помощи бездомным животным команды Piggybank.

В направлении «Культура» лучшим стал проект для оптимизации работы музеев команды IBI Solutions под названием «ВМузее». А сервис для организации платных подписок и рассылки контента на базе VK Apps команды «ВО!» (VO!) победил в номинации «Медиа».

Лучший проект направления «Образование» был создан Kokokotlin. Умная система рекомендации образовательных мероприятий для достижения поставленных целей помогает построить долгосрочные персональные стратегии обучения. Для номинации «Городская среда» лучшим проектом выбрали решение команды OPPEN Team — умную систему геолокации и внутренней навигации, позволяющую взаимодействовать с пространством с помощью смартфона и участвовать в интерактивных квестах.

Номинация «Выбор ВКонтакте» и лучший проект по мнению участников VK Hackathon — приложение для поиска разработчиков для команды хакатона команды Getcoder. А «Выбор Mastercard» остановился на приложении CashYouApp для поиска ближайших точек снятия наличных: банков, банкоматов и магазинов, а также определение их загруженности.

Как рассказали в социальной сети, на VK Hackathon также впервые прошел открытый лекторий: представители «ВКонтакте» рассказали о запуске интерактивного шоу «Клевер», веб-технологиях в мобильном приложении, искусственном интеллекте и моушн-дизайне. Сотрудники Государственного Эрмитажа прочитали лекцию об истории энергоснабжения и теплоснабжения крупнейшего музея России.

Команда GMCS победила в хакатоне «Цифровой прорыв»

Команда «Композитный ключик», в которую вошли специалисты филиала GMCS в Туле, одержала победу на треке Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. «Композитный ключик» предложил лучший вариант платформы для перевода существующих государственных услуг в электронный вид силами аналитиков, без привлечения разработчиков. Грант на развитие в размере 500 тыс. рублей «Композитный ключик» разделит с командой из Татарстана, которая также вышла в финал в данной номинации.

«Главная ценность хакатона в том, что за 48 часов у вас полностью меняется взгляд на вещи – то, что сначала казалось невозможным, становится реальным. Это невероятное ощущение! Работая практически без сна и отдыха, мы сделали прототип решения на примере оцифровки сервиса по оформлению охотничьего билета. Сейчас для этого нужно отправлять документы курьером, что неудобно для пользователя. В предложенном нами решении после авторизации с помощью ЕСИА пользователь может оформить услугу, заполнив необходимые формы и заверив корректность данных цифровой подписью. Если все прошло успешно, ему приходит уведомление о том, что готовый охотничий билет можно забрать в МФЦ. Используя бизнес-модель Александра Остервальдера, мы проанализировали остальные госуслуги и продумали, как их можно упростить и оцифровать», – рассказал Артем Кошко, ведущий разработчик филиала GMCS в Туле, капитан команды «Композитный ключик».

ИT-конкурс «Цифровой прорыв» является флагманским проектом президентской платформы «Россия – страна возможностей». Свыше 600 команд из 77 регионов страны выполняли задания в следующих номинациях: «Образование и наука», «Здравоохранение», «Государственное управление», «ЖКХ и городская среда», «Транспорт и логистика», а также в специальных номинациях от партнеров конкурса.

Для GMCS это не первый хакатон. Весной 2020 года филиал GMCS в Туле выступал партнером хакатона Tulahack. Среди участников команды «Композитный ключик» есть выпускники Тульского государственного университета. GMCS активно сотрудничает как с федеральными, так и региональными высшими учебными заведениями – в компании работают выпускники и студенты старших курсов профильных специальностей, большинство из которых предварительно проходили стажировку.

Хакатон для старшеклассников стартовал в рамках финала конкурса «Цифровой прорыв»

В МВЦ «Казань Экспо» в рамках финала всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» (флагманский проект АНО «Россия – страна возможностей») стартовал школьный хакатон. В нем принимает участие 500 учащихся 8-11 классов Республики Татарстан, сформированные в 100 команд по двум номинациям — «Юниоры» и «Профиль».

Команды школьного хакатона в течение 24 часов будут работать над задачей в четырех направлениях – «Админтрек» (работа с программным обеспечением для профилактики компьютеров), «Бизнестрек» (автоматизация бизнеса), «Роботрек» (программирование роботов) и «Кодтрек» (программирование на языках, включенных во Всероссийскую олимпиаду школьников по информатике).

Амир Рисаев – самый молодой участник школьного хакатона. В день старта финала конкурса «Цифровой прорыв» ему исполнилось 13 лет. В рамках церемонии открытия на сцене подарок ему вручили Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко и Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Амир является студентом Университета Талантов Республики Татарстан. Мальчик родом из Набережных Челнов учится в 7 классе 41 школы, представляет команду «Мы из будущего». Вне хакатона занимается проектом геймификация учебных процессов. Программирует на питоне (Python).

«В рамках платформы «Россия – страна возможностей» мы реализуем несколько проектов, направленных на профориентацию талантливых школьников – например, это проект «Профстажировки 2.0», конкурсы «Мой первый бизнес» и «РДШ – территория самоуправления», – прокомментировал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. – Многие участники конкурса «Цифровой прорыв» рассказывали, что интерес к технологиям появился у них еще в школе. В формате пилота мы решили поддержать будущее поколение ИТ-специалистов и дать возможность всем заинтересованным попробовать свои силы в профессии мечты со школьной скамьи».

Задание школьного хакатона разработано при поддержке генерального партнера компании «1С» – оно максимально приближено к реальным бизнес-условиям и по уровню сложности аналогично задачам международных чемпионатов WorldSkills. Образовательным партнером школьного хакатона выступает Университет Иннополис, а оператором номинаций – АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0».

«Наш конкурс, как и все проекты платформы «Россия – страна возможностей» следует принципам равных возможностей. Возраст не должен становиться ограничением для развития в любой профессиональной сфере, особенно в ИТ. В нашей стране огромное количество талантливых ребят, которые стоят перед выбором будущей специальности, и «Цифровой прорыв» дает им возможность 24 часа побыть ИТ-специалистами. Участниками детского хакатона станут 500 старшеклассников из Республики Татарстан. Мы уверены, что впоследствии многие из них изберут для себя карьеру в сфере информационных технологий», – отметил руководитель конкурса «Цифровой прорыв» Олег Мансуров.

«Возраст входа в профессию ИТ-специалиста становится все меньше. Уже сейчас есть множество примеров того, как школьники или совсем молодые студенты устраиваются на работу в ведущие технологические компании или даже запускают свой бизнес. Для бизнеса это значит, что начинать работу с кадрами нужно как можно раньше. Мы надеемся, что наши задания помогут молодым специалистам получить опыт и знания и подготовят их к поступлению в вуз», – сказал программист отдела разработки платформы «1С: Предприятие» Никита Старичков.

Победителями станут четыре команды, которые по итогам экспертной оценки жюри будут признаны лучшими в каждой из номинаций. Все они получат возможность встретиться с руководством Республики Татарстан. Призовой фонд школьного хакатона составит 550 000 рублей. Также участники получат сертификаты на курсы по программированию от 1С и призы от партнеров.

Конкурс «Цифровой прорыв» стартовал 3 апреля. Главная цель проекта – найти новые кадры для цифровой экономики по всей России. На конкурс было подано 66 474 заявки из всех регионов России.

20 мая завершился этап онлайн-тестирования конкурса, всего к нему были допущены 37 566 зарегистрированных участников. 19 203 человека подтвердили свои компетенции, пройдя 132 577 тестов. Отборочный этап проходил по трем направлениям: информационные технологии, дизайн, управление проектами и бизнес-анализ.

Очные мероприятия прошли с 8 июня по 28 июля в 40 городах России в формате хакатонов – соревновательных мероприятий, где специалисты в сфере информационных технологий, дизайнеры и управленцы в командах за 36 часов создавали прототипы цифровых продуктов.

По результатам конкурса участники смогут запустить бизнес, получить работу в ведущих компаниях страны, выиграть денежный приз для команды в размере 500 000 рублей, а также получить грант от Фонда содействия инновациям на развитие своего проекта. Кроме того, у конкурсантов будет возможность войти в преакселератор «Цифрового прорыва» и пройти обучение по специальной образовательной программе в сопровождении личного трекера с последующим финальным мероприятием в «Мастерской управления «Сенеж» – образовательном центре АНО «Россия – страна возможностей».

Добавить комментарий