JavaScript-функции, объекты и типы данных подготовка к интервью


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

Типы данных

Типы данных в JavaScript можно разделить на две категории: простые типы и объекты. К категории простых типов в языке JavaScript относятся числа, текстовые строки и логические (или булевы) значения.

Специальные значения null и undefined являются элементарными значениями, но они не относятся ни к числам, ни к строкам, ни к логическим значениям. Каждое из них определяет только одно значение своего собственного специального типа.

Любое значение в языке JavaScript, не являющееся числом, строкой, логическим значением или специальным значением null или undefined, является объектом. (т.е. член объектного типа данных) представляет собой коллекцию свойств, каждое из которых имеет имя и значение (либо простого типа, такое как число или строка, либо объектного).

Обычный объект JavaScript представляет собой неупорядоченную коллекцию именованных значений. Кроме того, в JavaScript имеется объект специального типа, известный как массив, представляющий упорядоченную коллекцию пронумерованных значений. Для работы с массивами в языке JavaScript имеются специальные синтаксические конструкции.

В JavaScript определен еще один специальный тип объекта, известный как функция. — это объект, с которым связан выполняемый код. Функция может вызываться для выполнения определенной операции и возвращать вычисленное значение. Подобно массивам, функции ведут себя не так, как другие виды объектов, и в JavaScript определен специальный синтаксис для работы с ними. Одна из важнейших особенностей функций в JavaScript состоит в том, что они являются самыми настоящими значениями, и программы JavaScript могут манипулировать ими, как обычными объектами.

Функции, которые пишутся для инициализации вновь создаваемых объектов (с оператором new), называются конструкторами. Каждый конструктор определяет — множество объектов, инициализируемых этим конструктором. Классы можно представлять как подтипы объектного типа.

В дополнение к классам Array и Function в базовом языке JavaScript определены еще три полезных класса. Класс Date определяет объекты, представляющие даты. Класс RegExp определяет объекты, представляющие регулярные выражения (мощный инструмент сопоставления с шаблоном). А класс Error определяет объекты, представляющие синтаксические ошибки и ошибки времени выполнения, которые могут возникать в программах на языке JavaScript. Имеется возможность определять собственные классы объектов, объявляя соответствующие функции-конструкторы.

Далее мы рассмотрим простые типы данных, а к объектам перейдем в следующих статьях.

Числа

В отличие от многих языков программирования, в JavaScript не делается различий между целыми и вещественными значениями. Все числа в JavaScript представляются вещественными значениями (с плавающей точкой). Для представления чисел в JavaScript используется 64-битный формат, определяемый стандартом IEEE 754. Этот формат способен представлять числа в диапазоне от ±1,8 x 10 308 до ±5 x 10 -324 .

В JavaScript целые десятичные числа записываются как последовательность цифр. Помимо десятичных целых литералов JavaScript распознает шестнадцатеричные значения. Шестнадцатеричные литералы начинаются с последовательности символов «0x», за которой следует строка шестнадцатеричных цифр. Шестнадцатеричная цифра — это одна из цифр от 0 до 9 или букв от A до F, представляющих значения от 10 до 15:

Литералы вещественных чисел должны иметь десятичную точку — при определении таких литералов используется традиционный синтаксис вещественных чисел. Вещественное значение представляется как целая часть числа, за которой следуют десятичная точка и дробная часть числа.

Литералы вещественных чисел могут также представляться в экспоненциальной нотации: вещественное число, за которым следует буква e (или E), а затем необязательный знак плюс или минус и целая экспонента. Такая форма записи обозначает вещественное число, умноженное на 10 в степени, определяемой значением экспоненты:

Арифметические операции

Обработка чисел в языке JavaScript выполняется с помощью арифметических операторов. В число таких операторов входят: оператор сложения +, оператор вычитания — , оператор умножения *, оператор деления / и оператор деления по модулю % (возвращает остаток от деления).

Помимо этих простых арифметических операторов JavaScript поддерживает более сложные математические операции, с помощью функций и констант, доступных в виде свойств объекта Math:

Арифметические операции в JavaScript не возбуждают ошибку в случае переполнения, потери значащих разрядов или деления на ноль. Если результат арифметической операции окажется больше самого большого представимого значения (переполнение), возвращается специальное значение «бесконечность», которое в JavaScript обозначается как Infinity. Аналогично, если абсолютное значение отрицательного результата окажется больше самого большого представимого значения, возвращается значение «отрицательная бесконечность», которое обозначается как -Infinity.

Эти специальные значения, обозначающие бесконечность, ведут себя именно так, как и следовало ожидать: сложение, вычитание, умножение или деление бесконечности на любое значение дают в результате бесконечность (возможно, с обратным знаком).

Потеря значащих разрядов происходит, когда результат арифметической операции оказывается ближе к нулю, чем минимально возможное значение. В этом случае возвращается число 0. Если потеря значащих разрядов происходит в отрицательном результате, возвращается специальное значение, известное как «отрицательный ноль». Это специальное значение практически ничем не отличается от обычного нуля, и у программистов на JavaScript редко возникает необходимость выделять его.

Деление на ноль не считается ошибкой в JavaScript: в этом случае просто возвращается бесконечность или отрицательная бесконечность. Однако есть одно исключение: операция деления нуля на ноль не имеет четко определенного значения, поэтому в качестве результата такой операции возвращается специальное значение «не число» (not-a-number), которое обозначается как NaN. Значение NaN возвращается также при попытке разделить бесконечность на бесконечность, извлечь квадратный корень из отрицательного числа или выполнить арифметическую операцию с нечисловыми операндами, которые не могут быть преобразованы в числа.

В JavaScript имеются предопределенные глобальные переменные Infinity и NaN, хранящие значения положительной бесконечности и «не число». В стандарте ECMAScript 3 эти переменные доступны для чтения/записи и могут изменяться в программах. Стандарт ECMAScript 5 исправляет эту оплошность и требует, чтобы эти переменные были доступны только для чтения.

Дата и время

В базовом языке JavaScript имеется конструктор Date() для создания объектов, представляющих дату и время. Эти объекты Date обладают методами для выполнения простых вычислений с участием дат. Объект Date не является фундаментальным типом данных, как числа.

Конструктор Date() без аргументов создает объект Date со значением, равным текущим дате и времени. Если конструктору передается единственный числовой аргумент, он используется как внутреннее числовое представление даты в миллисекундах, аналогичное значению, возвращаемому методом getTime(). Когда передается один строковый аргумент, он рассматривается как строковое представление даты в формате, принимаемом методом Date.parse().

Кроме того, конструктору можно передать от двух до семи числовых аргументов, задающих индивидуальные поля даты и времени. Все аргументы, кроме первых двух — полей года и месяца, — могут отсутствовать. Обратите внимание: эти поля даты и времени задаются на основе локального времени, а не времени UTC (Universal Coordinated Time — универсальное скоординированное время). В качестве альтернативы может использоваться статический метод Date.UTC(). Date() может также вызываться как функция (без оператора new). При таком вызове Date() игнорирует любые переданные аргументы и возвращает текущие дату и время.

Аргументы, передаваемые конструктору Date()

Аргумент Обозначение
миллисекунды Количество миллисекунд между нужной датой и полночью 1 января 1970 года (UTC). Например, передав в качестве аргумента число 5000, мы создадим дату, обозначающую пять секунд после полуночи 1 января 1970 года.
строка_даты Единственный аргумент, задающий дату и (необязательно) время в виде строки. Строка должна иметь формат, понятный для Date.parse().
год Год в виде четырех цифр. Например, 2001 для 2001 года. Для совместимости с более ранними реализациями JavaScript к аргументу добавляется 1900, если значение аргумента находится между 0 и 99.
месяц Месяц, заданный в виде целого от 0 (январь) до 11 (декабрь).
день День месяца, заданный в виде целого от 1 до 31. Обратите внимание, что наименьшее из значений этого аргумента равно 1, а остальных аргументов — 0. Необязательный аргумент.
часы Часы, заданные в виде целого от 0 (полночь) до 23 (11 часов вечера). Необязательный аргумент.
минуты Минуты в часах, указанные в виде целого от 0 до 59. Необязательный аргумент.
секунды Секунды в минутах, указанные в виде целого от 0 до 59. Необязательный аргумент.
мс Миллисекунды в секунде, указанные в виде целого от 0 до 999. Необязательный аргумент.

У объекта Date нет доступных для записи или чтения свойств; вместо этого доступ к значениям даты и времени выполняется через методы. Большинство методов объекта Date имеют две формы: одна для работы с локальным временем, другая — с универсальным временем (UTC или GMT). Если в имени метода присутствует строка «UTC», он работает с универсальным временем.

Методы объекта Date могут вызываться только для объектов типа Date и генерируют исключение TypeError, если вызывать их для объектов другого типа.

Методы объекта Date

Метод Описание
getDate(), getUTCDate(), setDate(), setUTCDate() Возвращает/устанавливает день месяца из объекта Date в соответствии с локальным или универсальным временем.
getDay(), getUTCDay() Возвращает день недели из объекта Date в соответствии с локальным или универсальным временем.
getFullYear(), getUTCFullYear(), setFullYear(), setUTCFullYear() Возвращает/устанавливает год даты в полном четырехзначном формате в локальном или универсальном времени.
getHours(), getUTCHours(), setHours(), setUTCHours() Возвращает/устанавливает поле часов в объекте Date в локальном или универсальном времени.
getMilliseconds(), getUTCMilliseconds(), setMilliseconds(), setUTCMilliseconds() Возвращает/устанавливает поле миллисекунд в объекте Date в локальном или универсальном времени.
getMinutes(), getUTCMinutes(), setMinutes(), setUTCMinutes() Возвращает/устанавливает поле минут в объекте Date в локальном или универсальном времени.
getMonth(), getUTCMonth(), setMonth(), setUTCMonth() Возвращает/устанавливает поле месяца в объекте Date в локальном или универсальном времени.
getSeconds, getUTCSeconds(), setSeconds, setUTCSeconds() Возвращает/устанавливает поле секунд в объекте Date в локальном или универсальном времени.
getTime(), setTime() Возвращает/устанавливает внутреннее представление (миллисекунды) объекта Date. Обратите внимание: это значение не зависит от часового пояса, следовательно, отдельный метод getUTCTime() не нужен.
getTimezoneOffset() Возвращает разницу в минутах между локальным и универсальным представлениями даты в минутах. Обратите внимание: возвращаемое значение зависит от того, действует ли для указанной даты летнее время.
getYear(), setYear() Возвращает/устанавливает поле года в объекте Date. Признаны устаревшими, рекомендуется вместо них применять методы getFullYear() и setFullYear(). .
toDateString() Возвращает строку, представляющую дату из Date для локального часового пояса.
toGMTString() Преобразует Date в строку, беря за основу часовой пояс GMT. Признан устаревшим, вместо него рекомендован метод toUTCString().
toISOString() Преобразует Date в строку, используя стандарт ISO-8601, объединяющий формат представления даты/времени и UTC.
toJSON() Сериализует объект Date в формат JSON с помощью метода toISOString().
toLocaleDateString() Возвращает строку, представляющую дату из Date в локальном часовом поясе в соответствии с локальными соглашениями по форматированию дат.
toLocaleString() Преобразует Date в строку в соответствии с локальным часовым поясом и локальными соглашениями о форматировании дат.
toLocaleTimeString() Возвращает строку, представляющую время из Date в локальном часовом поясе на основе локальных соглашений о форматировании времени.
toString() Преобразует Date в строку в соответствии с локальным часовым поясом.
toTimeString() Возвращает строку, представляющую время из Date в локальном часовом поясе.
toUTCString() Преобразует Date в строку, используя универсальное время.
valueOf() Преобразует объект Date в его внутренний миллисекундный формат.

В дополнение к перечисленным методам экземпляра в объекте Date определены три статических метода. Эти методы вызываются через сам конструктор Date(), а не через отдельные объекты Date:

Date.now()

Возвращает текущее время в миллисекундах.

Date.parse()

Анализирует строковое представление даты и времени и возвращает внутреннее представление этой даты в миллисекундах.

Date.UTC()

Возвращает представление указанной даты и времени UTC в миллисекундах.

Объект Date — это тип данных, встроенный в язык JavaScript. Объекты Date создаются с помощью представленного ранее синтаксиса new Date().

После создания объекта Date можно воспользоваться его многочисленными методами. Многие из методов позволяют получать и устанавливать поля года, месяца, дня, часа, минуты, секунды и миллисекунды в соответствии либо с локальным временем, либо с временем UTC (универсальным, или GMT). Метод toString() и его варианты преобразуют даты в понятные для восприятия строки.

Мастер Йода рекомендует:  25 миллионов пользователей The Pirate Bay

getTime() и setTime() преобразуют количество миллисекунд, прошедших с полуночи (GMT) 1 января 1970 года, во внутреннее представление объекта Date и обратно. В этом стандартном миллисекундном формате дата и время представляются одним целым, что делает дату очень простой арифметически. Стандарт ECMAScript требует, чтобы объект Date мог представить любые дату и время с миллисекундной точностью в пределах 100 миллионов дней до и после 01.01.1970. Этот диапазон равен ±273 785 лет, поэтому JavaScript-часы будут правильно работать до 275 755 года.

Примеры использования объекта Date

Известно множество методов, позволяющих работать с созданным объектом Date:

Ниже показан простой пример часов, использующих объект Date. Здесь используется метод setTimeout() для обновления часов каждую секунду:

Разметка страницы довольно простая и подключает функцию timer() в обработчике события onload() элемента body:

Типичные вопросы на собеседовании javascript разработчика

Для успешного прохождения на должность javascript developera рекомендуем вам почитать эту статью и изучить все важные моменты и подводные камни.

Первое что всегда спрашивают это опыт работы, поэтому если у вас нет опыта работы в front end и js рекомендуем поискать «подработку» вначале у нас на сайте и так же изучить типичные и возможные вопросы на собеседовании которые вам могут задать интервьюеры.

Общие вопросы по front-end

  • Методологии и подходы написания CSS?
  • GruntJS,Gulp, Bower, npm — для чего используются?
  • RequireJS (или подобные) — зачем нужны?
  • Тестирование: какие библиотеки знаете для тестирования, что использовали на практике? (какие подводные камни были и тд)
  • Как логировать JS ошибки с клиента, какие «подводные» камни?
  • Какие фреймворки знаете/использовали на практике (если не использовали, то почему), как они устроены внутри.
  • Паттерны проектирования
  • Другие вопросы из области вёрстки (css, html)

Общие вопросы по javascript

Eсть ли разница между window и document?

Ответ: Да. У JavaScript есть глобальный объект и всё происходит через него. window – тот самый объект, который хранит глобальные переменные, функции, местоположение, историю. Всё находится внутри него, setTimeout, XMLHttpRequest, console и localStorage также являются частью window. Аналогично дело обстоит и с document, который является свойством объекта window и представляет DOM. Все ноды – это часть document, следовательно, вы можете использовать getElementById или addEventListener для document. Но обратите внимание, что этих методов нет в объекте window.

Вызываются ли document.onload и window.onload одновременно?

window.onload вызывается, когда DOM готов и весь контент, включая картинки, стили, фреймы и т.д. загружен. document.onload вызывается когда дерево DOM выстроено, но до момента, как подгружаются картинки, стили и пр.

Как предотвратить нажатие по ссылке?

Использовать preventDefault() внутри обработчика события.

Как остановить дальнейшее распространение события?

Могу ли я удалить удалить обработчик события с элемента?

Да. target.removeEventListener(‘click’, handler)

Как я могу запустить обработчик в фазе захвата, а не в фазе всплытия?

В методах addEventListener и removeEventLister есть третий опциональный параметр. Вы можете установить его в true или false в зависимости от того хотите или нет использовать фазу захвата.

Каким образом можно предотвратить множественный вызов обработчика для одного события?

Если слушатель события прикреплён к одному и тому же типу (click, keydown, и т.д.) элемента, вы можете вызвать event.stopImmediatePropagation() в первом обработчике и другие не будут выполнены.

Самовызывающиеся функции.

Тоже весьма частый вопрос на собеседованиях. Ещё иногда подходят к этому со стороны jQuery: «Почему все плагины обособлены в конструкцию (function() <>)(); ?».

Как поменять контекст функции. Частичное применение функции.

Тут нужно описать разницу между .call , .apply и .bind и некоторых стандартных решений на уровне языка.

Разница между операторами == и ===

Оператор == сравнивает на равенство, а вот === — на идентичность. Плюс оператора === состоит в том, что он не приводит два значения к одному типу. Именно из-за этого он обычно и используется.

Напишите регулярное выражение для проверки строк соответствующих формату даты dd.mm.yyyy. или подобное.

Каков будет результат выполнения следующего кода:

Что вернет выражение +new Date()? Чем отличается от Date.now().

Отличный вопрос. Ответ в том, что +new Date(); создаст экземпляр объекта Date и благодаря + переведет его в числовой формат. Во втором случае вызовется статический метод конструктора, который является более приоритетным, т.к. во-первых он не требует создания экземпляра, а во-вторых является более понятным.

Напишите функцию принимающую строку с именем файла и возвращающую расширение (фрагмент после последней точки)

В чём опасность использования for .. in для объекта или массива?

For..in итерируется по всем полям объекта [b]и его прототипов[/b] (т.е. проходит по всей цепочке прототипов).

В приведённом в вопросе коде проблем как таковых нет, но они могут появиться при использовании библиотек/полифиллов, которые переопределяют или создают новые свойства для прототипов стандартных конструкторов (таких как Array или Object).

Чтобы избежать таких проблем, можно воспользоваться методом

Модифицированный пример, который работает корректно:

Примечание:
Многие инструменты для статического анализа JavaScript кода считают for .. in без фильтрации с hasOwnProperty не безопасным.

Какие языковые конструкции в javascript создают scope? Что произойдет при выполнении следующего куска кода?

В javascript только функции создают новый scope.

Код в вопросе аналогичен следующему:

Что такое hoisting или «поднятие переменных»? Что произойдет при выполнении следующего куска кода?

Интерпретатор JavaScript всегда перемещает («поднимает») объявления функций и переменных в начало области видимости (вверх текущего скрипта или функции). Код в вопросе аналогичен следующему:

В консоль будет напечатано:

Как добавлять элементы на HTML страницу динамически ?

Создание новых элементов осуществляется с помощью document.createElement(tagName);

После создания элемента его нужно присоединить к родительскому элементу с помощью .appendChild(node);

В чем разница между Object.getOwnPropertyNames() и Object.keys()

Object.getOwnPropertyNames() возвращает перечислимые и не перечислимые свойства из объекта или массива.

Object.keys() возвращает перечислимые свойства из объекта или массива.
Пример:

С помощью какой конструкции языка можно управлять потоком выполнения скрипта и отслеживать ошибки?

Это возможно с помощью конструкции try<>. catch<>

Почему вызов a(); происходит успешно, а вызов b(); выдает ошибку?

Функция а() инициализируется на этапе загрузки скрипта, как бы «всплывает вверх» а функция б инициализируется, когда объявляется переменная b

Что такое глобальные переменные ? Как они создаются ? Какие проблемы связаны с использованием глобальных переменных?

Глобальная переменная — переменная, которая доступна (видима) во всем документе, в отличии от локальной (ограничена рамками блока программного кода, внутри которого она определена)

Большинство JavaScript разработчиков избегает использования глобальных переменных. Одна из причин — возможный конфликт имен глобальных и локальных переменных. Так же код использующий глобальные переменные может быть тяжелее сопровождать и тестировать.

Что такое замыкания (closure) в JavaScript?

Простыми словами это внутренняя функция, т.е. функция в функции.
Замыканием (closure) называют потому, что после выполнения родительской или внешней функции, код внутренней все еще «живет» в интерпретаторе, и его можно выполнить. Ошибок не возникнет даже если внутренняя функция (замыкание) будет использовать переменные из внешней функции.
Например, эту особенность можно использовать для создания функций обработчиков событий:

Вопросы, относящиеся к jQuery

Расскажите про $.Deferred.

Как создать утечку памяти с помощью jQuery.

jQuery.extend

Рассказать всё про функцию, возможно попросят написать аналог.

Разбираемся в проверке JavaScript-типов с помощью typeof

Очень важный аспект любого языка программирования — это его система типов и типы данных в нем. Для строго типизированных языков программирования, например для таких как Java, переменные определяются конкретными типами, которые в свою очередь ограничивают значения переменных.

Несмотря на то, что JavaScript — это динамически типизированный язык программирования, существуют расширения над языком, которые поддерживают строгую типизацию, например TypeScript.

В JavaScript возможно иметь переменную, которая была определена как содержащая значение типа string , а несколько позже на пути своего жизненного цикла она становится ссылкой на значение типа object . Также случается, что JavaScript-движок неявно занимается приведением типов во время выполнения сценария. Проверка типов очень важна для написания предсказуемых JavaScript-программ.

Для проверки типов в JavaScript присутствует довольно простой оператор typeof

Однако позже мы с вами увидим, что использование этого оператора может ввести в заблуждение, об этом мы поговорим ниже.

Типы данных в JavaScript

Перед тем как начать рассматривать проверку типов с помощью оператора typeof важно взглянуть на существующие типы данных в JavaScript. Хотя в этой статье не рассматриваются подробные сведения о типах данных JavaScript, вы все равно сможете что-то почерпнуть по мере чтения статьи.

До ES6 в JavaScript присутствовало 6 типов данных. Но с появлением ES6-спецификации был добавлен тип данных Symbol . Ниже приведен список всех существующих типов данных:


  1. String
  2. Number
  3. Boolean (значения true and false)
  4. null (значение null)
  5. undefined (значение undefined)
  6. Symbol
  7. Object

Первые шесть типов данных относятся к примитивным типам. Все другие типы данных помимо вышеуказанных шести являются объектами и относятся к ссылочному типу. Объект — это не что иное, как коллекция свойств, представленная в виде пар ключ и значение.

Обратите внимание, что в указанном списке типов данных, null и undefined — это примитивные типы в JavaScript, которые содержат ровно одно значение.

Вы уже наверно начали задаваться вопросом, а как же массивы, функции, регулярные выражения и прочие вещи? Все это специальные виды объектов.

  • array — специальный вид объектов, который представляет собой упорядоченную коллекцию пронумерованных значений со специальным синтаксисом и характеристиками, что отличает работу с ним от работы с другими объектами
  • function — специальный вид объектов, содержащий исполняемый сценарий, который выполняется при вызове функции. Этот вид объектов также имеет специальный синтаксис и характеристики, отличающие работу с ним от работы с другими объектами

JavaScript содержит несколько конструкторов для создания и других различных объектов, например, таких как:

  • Date — для создания объектов даты
  • RegExp — для создания регулярных выражений
  • Error — для создания JavaScript ошибок

Проверка типов с использованием typeof

Синтаксис

Оператор typeof в JavaScript является унарным оператором (принимает только один операнд), который возвращает строковое значение типа операнда. Как и другие унарные операторы, он помещается перед его операндом, разделенный пробелом:

Однако существует альтернативный синтаксис, который позволяет использовать typeof похожим на вызов функции, через оборачивание операнда в круглые скобки. Это очень полезно при проверке типов возвращаемого значения из JavaScript-выражения:

Защита от ошибок

До спецификации ES6 оператор typeof всегда возвращал строку независимо от операнда, который использовал.

Для необъявленных идентификаторов функция typeof вернет “undefined” вместо того, чтобы выбросить исключение ReferenceError.

Однако в ES6, переменные объявленные c блочной областью видимости с помощью let и const будут возвращать ReferenceError , если они использовались с оператором typeof до того как были инициализированы. А все потому что:

Переменные, имеющие блочную область видимости остаются во временной мертвой зоне до момента инициализации:

Проверка типов

Следующий фрагмент кода демонстрирует проверку типов c использованием оператора typeof :

Обратите внимание на то, что все значения созданные с помощью ключевого слова new всегда имеют тип “object” . Исключением из этого является только конструктор Function .

Ниже представлена сводка результатов проверок типов:

Улучшенная проверка типов

Результаты определения типов в предыдущем разделе показали, что некоторые значения требуют дополнительных проверок. Например, оба значения null и [] будут иметь тип «object» , когда проверка типа сделана с помощью typeof оператора.

Дополнительные проверки могут быть сделаны при использовании некоторых других характеристик, например:

  • использование оператора instanceof
  • проверка свойства constructor для объекта
  • проверка класса с помощью метода объекта toString()

Проверка на null

Использование оператора typeof для проверки значения «null» , как вы уже заметили, не лучшая идея. Лучший способ проверить на значение «null» — это выполнить строгое сравнение с null , как показано в следующем фрагменте кода:

Очень важным здесь является использование оператора строгого сравнения. Следующий фрагмент кода иллюстрирует использования значения undefined :

Проверка на NaN

NaN является специальным значением получаемым в результате арифметических операций, когда нет определения как можно представить результат. Например (0 / 0) => NaN . Также когда совершена попытка преобразования нечислового значения, у которого отсутствует возможное численного представление, результатом преобразования будет NaN .

Любая арифметическая операция, включающая в выражение NaN, всегда определяется как NaN.

Если вы действительно хотите применить произвольное значения для любой арифметической операции, тогда убедитесь, что это значение не NaN.

Использование оператора typeof для проверки типа для NaN вернет значение “number” . Для проверки же на значение NaN вы можете использовать глобальную функцию isNaN() или даже предпочтительней будет использовать функцию Number.isNaN() , добавленную в ES6:

Значение NaN в JavaScript имеет отличительную особенность. Это единственное значение в JavaScript, которое при сравнении с каким-либо другим значением, включая NaN, не будет ему эквивалентно

Вы можете проверить на значение NaN следующим образом

Функция выше очень похожа на реализацию функции Number.isNaN() , добавленную в ES6, и следовательно, ее можно использовать в качестве полифила для сред выполнения, отличных от ES6, следующим образом:

В заключение вы можете усилить проверку с помощью Object.is() , добавленную в ES6 для проверки на значение NaN . Функция Object.is() позволяет проверить, что два переданных в нее значения это одно и то же значение:

Проверка для массивов

Использование проверки с помощью typeof для массива вернет “object” . Существует несколько путей для того, чтобы проверить является ли значение массивом, как показано в нижнем фрагменте кода:

Очень важным здесь является использование оператора строгого сравнения. Следующий фрагмент кода иллюстрирует использования значения undefined :

Общий подход к проверке типов

Как вы видели на примере массивов, метод Object.prototype.toString() может быть полезным при проверки типов объектов для любого значения в JavaScript.

Когда вызывается этот метод с помощью call() или apply() , он возвращает тип объекта в формате: [object Type] , где Type является типом объекта.

Рассмотрим следующий фрагмент кода:

Фрагмент кода ниже демонстрирует результаты проверки типов с использованием созданной функции type() :

Бонус: не все является объектами

Очень вероятно, что в какой-то момент вы могли столкнуться с этим утверждением:

“Все сущности в JavaScript являются объектами.” — Неправда

Это ошибочное утверждение и на самом деле это неправда. Не все в JavaScript является объектами. Примитивы не являются объектами.

Вы можете начать задаваться вопросом — почему же мы можем делать следующие операции над примитивами, если они не являются объектами?

  • («Hello World!»).length — получить свойство length для строк
  • («Another String»)[8] — получить символ строки по индексу 8
  • (53.12345).toFixed(2) — выполнить Number.prototype.toFixed() метод над числом

Причина, по которой мы можем достичь всего этого над примитивами, заключается в том, что JavaScript-движок неявно создает соответствующий объект-обертку для примитива и затем вызывает указанный метод или обращается к указанному свойству.

Когда значение было возвращено, объект-обертка отбрасывается и удаляется из памяти. Для операций, перечисленных ранее, JavaScript-движок неявно выполняет следующие действия:

Заключение

В этой статье вы получили крупицу информации того, что является системой типов в JavaScript и типами данных, а также то, как проверка типов может быть выполнена с помощью оператора typeof .

Также вы видели, как проверка типов с помощью оператора typeof может ввести в заблуждение. И, наконец, вы видели несколько способов реализации предсказуемой проверки типов для некоторых типов данных.

Если вы заинтересованы в получении дополнительной информации об операторе typeof в JavaScript, обратитесь к этой статье.

Что спрашивают на собеседование на javascript разработчика (Junior/Trainee)?

Добрый день.
Работаю верстальщиком в небольшом городе (400к) в дочернем офисе, головной офис в Мск.

Мастер Йода рекомендует:  Как написать свой счетчик посещаемости на Perl

Потихоньку изучал js, в основном learnjavascript и ютуб.

В начале апреля меня будет собеседовать наш же js разработчик из Москвы, чтобы просто проверить мои знания, так как вопрос о принятии на работу не стоит, скорее просто увеличат премию и просто проверяют видимо расту ли я в скилле или нет
Не хочется ударить в грязь лицом и еще есть 2 недели, чтобы усиленно что-то повторить.

Вопрос такой, что примерно могут спросить js junior’а?

Никто насиловать меня не будет, потому что свои же и все понимают что я приходил на верстку без опыта, но всё же.

  • Вопрос задан более года назад
  • 6851 просмотр

Вёрстка + js + Junior = это хорошее владение Jquery в 90% случаев.
Дополнительно: уметь писать свою функцию Jquery и свой плагин Jquery.
Т.е., работать с ним — Вы должны максимально свободно.

Если говорить про «чистый» js (помимо очередей, массивов, рекурсий, сортировок): уметь корректно создать нужный класс и использовать. Всё, что сложнее по архитектуре — уже выше Junior’а.

Лучше всего, если Вы подготовите к собеседованию пару-тройку упрощающих разработку js-файликов (функция, или библиотека своя, или Jquery-плагин и т.д.), которые сможете применять в дальнейшей работе многократно и покажете эти разработки на github’е (ну и про DEMO — тоже не забыть сделать).

PS: Список ресурсов по обучению Javascript: здесь

25 вопросов, которые задают на собеседовании JavaScript-разработчику

Доброго времени суток, дорогой гость! Рада приветствовать на страницах своего блога.

Сегодня речь пойдет о том, какие вопросы задаются на техническом собеседовании кандидату на позицию Javascript-разработчика. Цель — проверить необходимый уровень знаний языка кандидата и теоретической подготовки.

Мне бы хотелось выразить благодарность Senior Frontend Developer Греченок Евгению и Senior Backend Developer Гиззатову Марселю за помощь в создании статьи. Те вопросы, которые идут дальше, из их методички, которую они используют для собеседований кандидатов «и на 30 тысяч, и на 130». Большое спасибо, ребята, за время, которое мне уделили, и считаю, что для меня на собеседовании был хороший стимул убрать пробелы в собственных знаниях и сделать еще один шаг к тому, чтобы стать профессионалом.

Вопросы по JavaScript (синтаксис и особенности языка)

1. Если вам необходимо проверить, определено ли свойство у самого объекта … (hasOwnProperty)
2. Как работает this ( http://bonsaiden.github.io/JavaScript-Garden/ru/#function.this )
3. Замыкания ( http://bonsaiden.github.io/JavaScript-Garden/ru/#function.closures )
4. Определение переменных (всплытие)
5. Переменные let, const, var ( https://learn.javascript.ru/let-const )
6. Равенство и сравнение (оператор == и ===)
7. Операторы typeof и instanceof (для чего используются http://bonsaiden.github.io/JavaScript-Garden/ru/#types.instanceof )
8. Почему нельзя использовать eval ( http://bonsaiden.github.io/JavaScript-Garden/ru/#core.eval )
9. Деструктуризация ( https://learn.javascript.ru/destructuring )
10. Строки-шаблоны ( https://learn.javascript.ru/es-string )
11. Классы (прототипы, современные)
12. Итераторы ( https://learn.javascript.ru/iterator )
13. Генераторы ( https://learn.javascript.ru/generator )
14. Новые типы данных ( https://learn.javascript.ru/set-map )
15. Что такое Eventloop? Объясните принцип его работы.

Общие вопросы по программированию

  1. Отличие компилируемого языка от интерпретируемого
    Чем компиляция С отличается от Java
  2. Отличие статической типизации от динамической
  3. Отличие наследование от композиции ( https://habrahabr.ru/post/325478/ )
  4. Алгоритмы и их сложность (JS https://tproger.ru/translations/algorithms-and-data-structures/ )
    a. В приложении к любому языку привести примеры стандартных методов сортировки / обхода дерева / поиска в массиве, дикте с пояснением о их сложности и как работают.
  5. FIFO, LIFO
  6. Структуры данных (JS https://learn.javascript.ru/data-structures )
    a. Числа, Строки
    b. Объекты (ассоциативные массивы), передача по ссылке (что передаётся по значению)
    c. Массивы
    d. Деревья, Списки (связанный, ссылочный)
  7. Архитектура (в чём разница)
    a. асинхронная,
    b. многопоточная
  8. Микросервисы
    a. Будет ли микросервисами распределённая архитектура через общую шину данных
    b. Требования к микросервисам
    i. горизонтальное масштабирование
    ii. отказоустойчивость
  9. Преимущества микросервисов:
    i. легкая поддержка (небольшие сервисы легче)
    ii. нет ограничения на языки и библиотеки для решения задачи
    iii. упрощенное тестирование, возможность замокать взаимодействия
    iv. легкое накатывание и откатывание новых версий
    v. можно экспериментировать с технологиями

Гибкие методологии

  1. Зачем нужны
  2. Какие подходы есть
  3. Выявление проблем в разработке, зачем нужна ретроспектива в scrum
  4. Распределение задач по разработчикам
    • горят сроки
    • планирование

Задача на понимание JavaScript

Задача 1. Что выведет данный код?

Цель задачи: проверить понимание замыкания.

Тема: Замыкание (closure).

Ответ: Если исходить из определения замыкания — способность функции запоминать область видимости переменной, в которой та была объявлена, то правильный ответ 5. Функция a запомнила содержимое объявленной ранее переменной за пределами функции, и после вывода функции, передала в alert 5.

#2 — Примитивные и объектные данные. Обертки.

Второй урок об очень интересном языке JavaScript будет посвящен более углубленному
изучению типов данных.

О чем вы узнаете из нашего видеоурока

Наши внимательные зрители узнают, что существует разделение типов операндов
на два вида. К первому виду относятся примитивные, а ко второму — объектные данные.
Определить в js тип данных поможет такой оператор, как typeof. Оператор js typeof
возвращает строку, которая содержит информацию о типе операнда.

В этом уроке будет дан ответ на вопрос, почему к примитивным типам данных, таким
как string, number, boolean, можно применять методы javascript, хотя по всем законам
логики этого делать нельзя, поскольку примитивы не являются объектами. На помощь
приходят обертки.

Приятного всем просмотра! Учитесь с удовольствием!

Типичные вопросы на собеседовании javascript разработчика

Для успешного прохождения на должность javascript developera рекомендуем вам почитать эту статью и изучить все важные моменты и подводные камни.

Первое что всегда спрашивают это опыт работы, поэтому если у вас нет опыта работы в front end и js рекомендуем поискать «подработку» вначале у нас на сайте и так же изучить типичные и возможные вопросы на собеседовании которые вам могут задать интервьюеры.

Общие вопросы по front-end

  • Методологии и подходы написания CSS?
  • GruntJS,Gulp, Bower, npm — для чего используются?
  • RequireJS (или подобные) — зачем нужны?
  • Тестирование: какие библиотеки знаете для тестирования, что использовали на практике? (какие подводные камни были и тд)
  • Как логировать JS ошибки с клиента, какие «подводные» камни?
  • Какие фреймворки знаете/использовали на практике (если не использовали, то почему), как они устроены внутри.
  • Паттерны проектирования

  • Другие вопросы из области вёрстки (css, html)

Общие вопросы по javascript

Eсть ли разница между window и document?

Ответ: Да. У JavaScript есть глобальный объект и всё происходит через него. window – тот самый объект, который хранит глобальные переменные, функции, местоположение, историю. Всё находится внутри него, setTimeout, XMLHttpRequest, console и localStorage также являются частью window. Аналогично дело обстоит и с document, который является свойством объекта window и представляет DOM. Все ноды – это часть document, следовательно, вы можете использовать getElementById или addEventListener для document. Но обратите внимание, что этих методов нет в объекте window.

Вызываются ли document.onload и window.onload одновременно?

window.onload вызывается, когда DOM готов и весь контент, включая картинки, стили, фреймы и т.д. загружен. document.onload вызывается когда дерево DOM выстроено, но до момента, как подгружаются картинки, стили и пр.

Как предотвратить нажатие по ссылке?

Использовать preventDefault() внутри обработчика события.

Как остановить дальнейшее распространение события?

Могу ли я удалить удалить обработчик события с элемента?

Да. target.removeEventListener(‘click’, handler)

Как я могу запустить обработчик в фазе захвата, а не в фазе всплытия?

В методах addEventListener и removeEventLister есть третий опциональный параметр. Вы можете установить его в true или false в зависимости от того хотите или нет использовать фазу захвата.

Каким образом можно предотвратить множественный вызов обработчика для одного события?

Если слушатель события прикреплён к одному и тому же типу (click, keydown, и т.д.) элемента, вы можете вызвать event.stopImmediatePropagation() в первом обработчике и другие не будут выполнены.

Самовызывающиеся функции.

Тоже весьма частый вопрос на собеседованиях. Ещё иногда подходят к этому со стороны jQuery: «Почему все плагины обособлены в конструкцию (function() <>)(); ?».

Как поменять контекст функции. Частичное применение функции.

Тут нужно описать разницу между .call , .apply и .bind и некоторых стандартных решений на уровне языка.

Разница между операторами == и ===

Оператор == сравнивает на равенство, а вот === — на идентичность. Плюс оператора === состоит в том, что он не приводит два значения к одному типу. Именно из-за этого он обычно и используется.

Напишите регулярное выражение для проверки строк соответствующих формату даты dd.mm.yyyy. или подобное.

Каков будет результат выполнения следующего кода:

Что вернет выражение +new Date()? Чем отличается от Date.now().

Отличный вопрос. Ответ в том, что +new Date(); создаст экземпляр объекта Date и благодаря + переведет его в числовой формат. Во втором случае вызовется статический метод конструктора, который является более приоритетным, т.к. во-первых он не требует создания экземпляра, а во-вторых является более понятным.

Напишите функцию принимающую строку с именем файла и возвращающую расширение (фрагмент после последней точки)

В чём опасность использования for .. in для объекта или массива?

For..in итерируется по всем полям объекта [b]и его прототипов[/b] (т.е. проходит по всей цепочке прототипов).

В приведённом в вопросе коде проблем как таковых нет, но они могут появиться при использовании библиотек/полифиллов, которые переопределяют или создают новые свойства для прототипов стандартных конструкторов (таких как Array или Object).

Чтобы избежать таких проблем, можно воспользоваться методом

Модифицированный пример, который работает корректно:

Примечание:
Многие инструменты для статического анализа JavaScript кода считают for .. in без фильтрации с hasOwnProperty не безопасным.

Какие языковые конструкции в javascript создают scope? Что произойдет при выполнении следующего куска кода?

В javascript только функции создают новый scope.

Код в вопросе аналогичен следующему:

Что такое hoisting или «поднятие переменных»? Что произойдет при выполнении следующего куска кода?

Интерпретатор JavaScript всегда перемещает («поднимает») объявления функций и переменных в начало области видимости (вверх текущего скрипта или функции). Код в вопросе аналогичен следующему:

В консоль будет напечатано:

Как добавлять элементы на HTML страницу динамически ?

Создание новых элементов осуществляется с помощью document.createElement(tagName);

После создания элемента его нужно присоединить к родительскому элементу с помощью .appendChild(node);

В чем разница между Object.getOwnPropertyNames() и Object.keys()

Object.getOwnPropertyNames() возвращает перечислимые и не перечислимые свойства из объекта или массива.

Object.keys() возвращает перечислимые свойства из объекта или массива.
Пример:

С помощью какой конструкции языка можно управлять потоком выполнения скрипта и отслеживать ошибки?

Это возможно с помощью конструкции try<>. catch<>

Почему вызов a(); происходит успешно, а вызов b(); выдает ошибку?

Функция а() инициализируется на этапе загрузки скрипта, как бы «всплывает вверх» а функция б инициализируется, когда объявляется переменная b

Что такое глобальные переменные ? Как они создаются ? Какие проблемы связаны с использованием глобальных переменных?

Глобальная переменная — переменная, которая доступна (видима) во всем документе, в отличии от локальной (ограничена рамками блока программного кода, внутри которого она определена)

Большинство JavaScript разработчиков избегает использования глобальных переменных. Одна из причин — возможный конфликт имен глобальных и локальных переменных. Так же код использующий глобальные переменные может быть тяжелее сопровождать и тестировать.

Что такое замыкания (closure) в JavaScript?

Простыми словами это внутренняя функция, т.е. функция в функции.
Замыканием (closure) называют потому, что после выполнения родительской или внешней функции, код внутренней все еще «живет» в интерпретаторе, и его можно выполнить. Ошибок не возникнет даже если внутренняя функция (замыкание) будет использовать переменные из внешней функции.
Например, эту особенность можно использовать для создания функций обработчиков событий:

Вопросы, относящиеся к jQuery

Расскажите про $.Deferred.

Как создать утечку памяти с помощью jQuery.

jQuery.extend

Рассказать всё про функцию, возможно попросят написать аналог.

Методы объектов JavaScript

Ключевое слово this

В определении функции ключевое слово this ссылается на «владельца» функции.

Так, в примере выше this это объект person, который «владеет» функцией fullName.

Другими словами, this.firstName означает свойство firstName данного объекта.

Подробнее о ключевом слове this см. главу Ключевое слово this

Методы JavaScript

Методы JavaScript это действия, которые можно выполнить с объектами.

Метод JavaScript это свойство, содержащее определение функции.

Свойство Значение
firstName John
lastName Doe
age 50
eyeColor blue
fullName function()

Методы это функции, хранящиеся как свойства объекта.

Обращение к методам объекта

Чтобы вызвать метод объекта, используется следующий синтаксис:

Обычно обращение fullName() указывает на метод объекта person, а fullName на его свойство.

Свойство fullName будет выполняться (как функция), если его вызвать с круглыми скобками ().

В следующем примере мы обращаемся к методу fullName() объекта person:

Если вызвать свойство fullName, без круглых скобок (), то будет возвращено определение функции:

Использование встроенных методов

В следующем примере используется метод toUpperCase() объекта String, чтобы преобразовать текст в верхний регистр:

После выполнения кода этого примера, значением переменной x будет строка «HELLO WORLD!».

Добавление методов в объект

Добавить новый метод в объект очень просто:

Типы данных JavaScript

В этом уроке мы познакомимся с очень важным понятием – типы данных JavaScript. Мы рекомендуем внимательно отнестись к данному понятию – если не осознать его с самого начала, то потом придется часто сталкиваться со странным поведением созданной вами программы.

Динамическая типизация

В процессе работы компьютерные программы манипулируют различными значениями, каждое из которых может быть обработано в языке программирования и относится к определённому типу данных.

В JavaScript типы данных можно разделить на две категории: простые (их также называют примитивными) типы и составные (их также называют ссылочными или объекты).

JavaScript – это слабо типизированный или динамический язык программирования, который позволяет определять типы данных, осуществлять синтаксический анализ и компиляцию как говорится «на лету», на этапе выполнения программы. Это значит, что вам не нужно определять тип переменной заранее. Тип определится автоматически во время выполнения программы.
Таким образом, в различных участках программы одна и та же переменная может принимать значения разных типов:

Типы данных

Стандарт ECMAScript® определяет следующие типы данных:

  • Простые (их также называют примитивными) типы:
    • логический (англ. Boolean) — может принимать два возможных значения, иногда называемых истиной (true) и ложью (false);
    • нулевой (англ. Null) – значение null представляет ссылку, которая указывает, обычно намеренно, на несуществующий или некорректный объект или адрес;
    • неопределённый (англ. Undefined) – обозначает предопределенную глобальную переменную, инициализированную неопределенным значением;
    • числовой (англ. Number) – числовой тип данных в формате 64-битного числа двойной точности с плавающей запятой;
    • строковый (англ. String) – представляет собой последовательность символов, используемых для представления текста;
    • символ (англ. Symbol​) — тип данных, экземпляры которого уникальны и неизменяемы. (новый в ECMAScript 6).
  • Объектный (англ. Object) – это коллекция именованных значений, которые обычно называют свойствами (properties) объекта.

Разница между примитивными и составными типами

Прежде чем рассмотреть каждый тип данных, познакомимся сначала с оператором typeof . Оператор typeof возвращает строку, описывающую тип данных переменной.
Продемонстрируем его работу на следующем примере:

Сценарий в приведенном примере объявляет переменные, выполняет их инициализацию (присваивает значения), а затем выводит тип каждой переменной.

Разница между примитивными и составными типами данных проявляется при копировании их значений.

Когда переменной присваивается значение простого типа, то в переменную записывается само значение (например число). Когда мы присваиваем переменную простого типа в другую, она копирует значение. В результате каждая переменная будет иметь своё значение и изменения в одной из переменных никак не сказывается на значении другой переменной:

Когда переменной присваиваем значение составного (ссылочного) типа, то в переменную записывается ссылка на значение (ссылка на объект). Когда мы присваиваем одну переменную (в значении которой ссылка на составное значение) другой переменной, то происходит копирование ссылки на составное значение. В результате обе переменные ссылаются на одно и то же составное значение и изменения в значении одной из переменных будут сказываться на другой переменной:

Примитивные типы

Все типы данных в JavaScript, кроме объектов, являются неизменяемыми или иммутабельными (англ. immutable). Это значит, что их значения не могут быть модифицированы, а только перезаписаны новым другим значением. Например, строки нельзя корректировать посимвольно – их можно переписать только полностью. Значения таких типов называются «примитивными».

Простейшие данные, с которыми может оперировать программа, называются литералами. Литералы — это числа или строки, которые используются для представления значений в JavaScript. Предоставляемая информация может быть самой разнообразной, а поэтому значения бывают различных типов. Простейшие типы данных в JavaScript называются основными типами данных: числа, строки и логические значения. Все они относятся к «примитивным».

Булевый (логический) тип «boolean»

Логические, или булевы значения (по фамилии их изобретателя — Буля), могут иметь лишь одно из двух значений: true (истина) или false (ложь). Значения true или false обычно появляются в операциях сравнения или логических операциях.

Приведенная ниже программа создает булеву переменную, а затем тестирует ее значение с использованием инструкции if/else :

В качестве сравнительного выражения можно использовать любое выражение. Любое выражение, которое возвращает значение 0, null, undefined или пустую строку, интерпретируется как false . Выражение, определяющее какое-либо другое значение, интерпретируется как true .

Примечание: При записи булевых значений их не заключают в кавычки: var myVar = true;
В то же время объявление var myVar = «true» создает строковую переменную.

Тип данных Number

В JavaScript, нет различия между целым числом и числом с плавающей точкой – по сути, JavaScript представляет все числа в качестве значения с плавающей точкой.

Для представления чисел в JavaScript используется 64-битный формат, определяемый стандартом IEEE-754. Этот формат способен представлять числа в диапазоне от ±1,7976931348623157 × 10 308 до ±5 × 10 -324 .

Число, находящееся непосредственно в коде программы, называется числовым литералом. Помимо десятичных целых литералов JavaScript распознает шестнадцатеричные значения.
Числа в шестнадцатиричном формате могут включать любую последовательность цифр от 0 до 9 и буквы от a до f, которая обязательно начинается с последовательности символов «0x».

Кроме того, JavaScript содержит специальные числовые значения:

  • NaN (не число или ошибка вычислений). Является результатом некорректной математической операции над недопустимыми данными, такими как строки или неопределенное значение.
  • Infinity (положительная бесконечность). Используется, если положительное число слишком велико и не может быть представлено в JavaScript.
  • -Infinity (отрицательная бесконечность). Используется, если отрицательное число слишком велико и не может быть представлено в JavaScript.
  • ±0 (положительный и отрицательный 0). JavaScript различает положительный и отрицательный ноль.

Тип данных String

Строковый тип (string) — это неизменяемая, упорядоченная последовательность 16-битных значений, каждое из которых представляет символ Unicode (буквы, цифры, знаки пунктуации, специальные символы и пробелы). Строки могут быть пустыми либо состоять из одного и более символов. Строки создаются при помощи двойных («) или одинарных (‘) кавычек. В строке, ограниченной парой одинарных кавычек, можно использовать двойные кавычки, и наоборот – одинарные кавычки можно использовать в строке, заключенной в пару двойных кавычек:

Типы данных

Типы данных в JavaScript можно разделить на две категории: простые типы и объекты. К категории простых типов в языке JavaScript относятся числа, текстовые строки и логические (или булевы) значения.

Специальные значения null и undefined являются элементарными значениями, но они не относятся ни к числам, ни к строкам, ни к логическим значениям. Каждое из них определяет только одно значение своего собственного специального типа.

Любое значение в языке JavaScript, не являющееся числом, строкой, логическим значением или специальным значением null или undefined, является объектом. (т.е. член объектного типа данных) представляет собой коллекцию свойств, каждое из которых имеет имя и значение (либо простого типа, такое как число или строка, либо объектного).

Обычный объект JavaScript представляет собой неупорядоченную коллекцию именованных значений. Кроме того, в JavaScript имеется объект специального типа, известный как массив, представляющий упорядоченную коллекцию пронумерованных значений. Для работы с массивами в языке JavaScript имеются специальные синтаксические конструкции.

В JavaScript определен еще один специальный тип объекта, известный как функция. — это объект, с которым связан выполняемый код. Функция может вызываться для выполнения определенной операции и возвращать вычисленное значение. Подобно массивам, функции ведут себя не так, как другие виды объектов, и в JavaScript определен специальный синтаксис для работы с ними. Одна из важнейших особенностей функций в JavaScript состоит в том, что они являются самыми настоящими значениями, и программы JavaScript могут манипулировать ими, как обычными объектами.

Функции, которые пишутся для инициализации вновь создаваемых объектов (с оператором new), называются конструкторами. Каждый конструктор определяет — множество объектов, инициализируемых этим конструктором. Классы можно представлять как подтипы объектного типа.

В дополнение к классам Array и Function в базовом языке JavaScript определены еще три полезных класса. Класс Date определяет объекты, представляющие даты. Класс RegExp определяет объекты, представляющие регулярные выражения (мощный инструмент сопоставления с шаблоном). А класс Error определяет объекты, представляющие синтаксические ошибки и ошибки времени выполнения, которые могут возникать в программах на языке JavaScript. Имеется возможность определять собственные классы объектов, объявляя соответствующие функции-конструкторы.

Далее мы рассмотрим простые типы данных, а к объектам перейдем в следующих статьях.

Числа

В отличие от многих языков программирования, в JavaScript не делается различий между целыми и вещественными значениями. Все числа в JavaScript представляются вещественными значениями (с плавающей точкой). Для представления чисел в JavaScript используется 64-битный формат, определяемый стандартом IEEE 754. Этот формат способен представлять числа в диапазоне от ±1,8 x 10 308 до ±5 x 10 -324 .

В JavaScript целые десятичные числа записываются как последовательность цифр. Помимо десятичных целых литералов JavaScript распознает шестнадцатеричные значения. Шестнадцатеричные литералы начинаются с последовательности символов «0x», за которой следует строка шестнадцатеричных цифр. Шестнадцатеричная цифра — это одна из цифр от 0 до 9 или букв от A до F, представляющих значения от 10 до 15:

Литералы вещественных чисел должны иметь десятичную точку — при определении таких литералов используется традиционный синтаксис вещественных чисел. Вещественное значение представляется как целая часть числа, за которой следуют десятичная точка и дробная часть числа.

Литералы вещественных чисел могут также представляться в экспоненциальной нотации: вещественное число, за которым следует буква e (или E), а затем необязательный знак плюс или минус и целая экспонента. Такая форма записи обозначает вещественное число, умноженное на 10 в степени, определяемой значением экспоненты:

Арифметические операции

Обработка чисел в языке JavaScript выполняется с помощью арифметических операторов. В число таких операторов входят: оператор сложения +, оператор вычитания — , оператор умножения *, оператор деления / и оператор деления по модулю % (возвращает остаток от деления).

Помимо этих простых арифметических операторов JavaScript поддерживает более сложные математические операции, с помощью функций и констант, доступных в виде свойств объекта Math:

Арифметические операции в JavaScript не возбуждают ошибку в случае переполнения, потери значащих разрядов или деления на ноль. Если результат арифметической операции окажется больше самого большого представимого значения (переполнение), возвращается специальное значение «бесконечность», которое в JavaScript обозначается как Infinity. Аналогично, если абсолютное значение отрицательного результата окажется больше самого большого представимого значения, возвращается значение «отрицательная бесконечность», которое обозначается как -Infinity.

Эти специальные значения, обозначающие бесконечность, ведут себя именно так, как и следовало ожидать: сложение, вычитание, умножение или деление бесконечности на любое значение дают в результате бесконечность (возможно, с обратным знаком).

Потеря значащих разрядов происходит, когда результат арифметической операции оказывается ближе к нулю, чем минимально возможное значение. В этом случае возвращается число 0. Если потеря значащих разрядов происходит в отрицательном результате, возвращается специальное значение, известное как «отрицательный ноль». Это специальное значение практически ничем не отличается от обычного нуля, и у программистов на JavaScript редко возникает необходимость выделять его.

Деление на ноль не считается ошибкой в JavaScript: в этом случае просто возвращается бесконечность или отрицательная бесконечность. Однако есть одно исключение: операция деления нуля на ноль не имеет четко определенного значения, поэтому в качестве результата такой операции возвращается специальное значение «не число» (not-a-number), которое обозначается как NaN. Значение NaN возвращается также при попытке разделить бесконечность на бесконечность, извлечь квадратный корень из отрицательного числа или выполнить арифметическую операцию с нечисловыми операндами, которые не могут быть преобразованы в числа.

В JavaScript имеются предопределенные глобальные переменные Infinity и NaN, хранящие значения положительной бесконечности и «не число». В стандарте ECMAScript 3 эти переменные доступны для чтения/записи и могут изменяться в программах. Стандарт ECMAScript 5 исправляет эту оплошность и требует, чтобы эти переменные были доступны только для чтения.

Дата и время

В базовом языке JavaScript имеется конструктор Date() для создания объектов, представляющих дату и время. Эти объекты Date обладают методами для выполнения простых вычислений с участием дат. Объект Date не является фундаментальным типом данных, как числа.

Конструктор Date() без аргументов создает объект Date со значением, равным текущим дате и времени. Если конструктору передается единственный числовой аргумент, он используется как внутреннее числовое представление даты в миллисекундах, аналогичное значению, возвращаемому методом getTime(). Когда передается один строковый аргумент, он рассматривается как строковое представление даты в формате, принимаемом методом Date.parse().

Кроме того, конструктору можно передать от двух до семи числовых аргументов, задающих индивидуальные поля даты и времени. Все аргументы, кроме первых двух — полей года и месяца, — могут отсутствовать. Обратите внимание: эти поля даты и времени задаются на основе локального времени, а не времени UTC (Universal Coordinated Time — универсальное скоординированное время). В качестве альтернативы может использоваться статический метод Date.UTC(). Date() может также вызываться как функция (без оператора new). При таком вызове Date() игнорирует любые переданные аргументы и возвращает текущие дату и время.

Аргументы, передаваемые конструктору Date()

Аргумент Обозначение
миллисекунды Количество миллисекунд между нужной датой и полночью 1 января 1970 года (UTC). Например, передав в качестве аргумента число 5000, мы создадим дату, обозначающую пять секунд после полуночи 1 января 1970 года.
строка_даты Единственный аргумент, задающий дату и (необязательно) время в виде строки. Строка должна иметь формат, понятный для Date.parse().
год Год в виде четырех цифр. Например, 2001 для 2001 года. Для совместимости с более ранними реализациями JavaScript к аргументу добавляется 1900, если значение аргумента находится между 0 и 99.
месяц Месяц, заданный в виде целого от 0 (январь) до 11 (декабрь).
день День месяца, заданный в виде целого от 1 до 31. Обратите внимание, что наименьшее из значений этого аргумента равно 1, а остальных аргументов — 0. Необязательный аргумент.
часы Часы, заданные в виде целого от 0 (полночь) до 23 (11 часов вечера). Необязательный аргумент.
минуты Минуты в часах, указанные в виде целого от 0 до 59. Необязательный аргумент.
секунды Секунды в минутах, указанные в виде целого от 0 до 59. Необязательный аргумент.
мс Миллисекунды в секунде, указанные в виде целого от 0 до 999. Необязательный аргумент.

У объекта Date нет доступных для записи или чтения свойств; вместо этого доступ к значениям даты и времени выполняется через методы. Большинство методов объекта Date имеют две формы: одна для работы с локальным временем, другая — с универсальным временем (UTC или GMT). Если в имени метода присутствует строка «UTC», он работает с универсальным временем.

Методы объекта Date могут вызываться только для объектов типа Date и генерируют исключение TypeError, если вызывать их для объектов другого типа.

Методы объекта Date

Метод Описание
getDate(), getUTCDate(), setDate(), setUTCDate() Возвращает/устанавливает день месяца из объекта Date в соответствии с локальным или универсальным временем.
getDay(), getUTCDay() Возвращает день недели из объекта Date в соответствии с локальным или универсальным временем.
getFullYear(), getUTCFullYear(), setFullYear(), setUTCFullYear() Возвращает/устанавливает год даты в полном четырехзначном формате в локальном или универсальном времени.
getHours(), getUTCHours(), setHours(), setUTCHours() Возвращает/устанавливает поле часов в объекте Date в локальном или универсальном времени.
getMilliseconds(), getUTCMilliseconds(), setMilliseconds(), setUTCMilliseconds() Возвращает/устанавливает поле миллисекунд в объекте Date в локальном или универсальном времени.
getMinutes(), getUTCMinutes(), setMinutes(), setUTCMinutes() Возвращает/устанавливает поле минут в объекте Date в локальном или универсальном времени.
getMonth(), getUTCMonth(), setMonth(), setUTCMonth() Возвращает/устанавливает поле месяца в объекте Date в локальном или универсальном времени.
getSeconds, getUTCSeconds(), setSeconds, setUTCSeconds() Возвращает/устанавливает поле секунд в объекте Date в локальном или универсальном времени.
getTime(), setTime() Возвращает/устанавливает внутреннее представление (миллисекунды) объекта Date. Обратите внимание: это значение не зависит от часового пояса, следовательно, отдельный метод getUTCTime() не нужен.
getTimezoneOffset() Возвращает разницу в минутах между локальным и универсальным представлениями даты в минутах. Обратите внимание: возвращаемое значение зависит от того, действует ли для указанной даты летнее время.
getYear(), setYear() Возвращает/устанавливает поле года в объекте Date. Признаны устаревшими, рекомендуется вместо них применять методы getFullYear() и setFullYear(). .
toDateString() Возвращает строку, представляющую дату из Date для локального часового пояса.
toGMTString() Преобразует Date в строку, беря за основу часовой пояс GMT. Признан устаревшим, вместо него рекомендован метод toUTCString().
toISOString() Преобразует Date в строку, используя стандарт ISO-8601, объединяющий формат представления даты/времени и UTC.
toJSON() Сериализует объект Date в формат JSON с помощью метода toISOString().
toLocaleDateString() Возвращает строку, представляющую дату из Date в локальном часовом поясе в соответствии с локальными соглашениями по форматированию дат.
toLocaleString() Преобразует Date в строку в соответствии с локальным часовым поясом и локальными соглашениями о форматировании дат.
toLocaleTimeString() Возвращает строку, представляющую время из Date в локальном часовом поясе на основе локальных соглашений о форматировании времени.
toString() Преобразует Date в строку в соответствии с локальным часовым поясом.
toTimeString() Возвращает строку, представляющую время из Date в локальном часовом поясе.
toUTCString() Преобразует Date в строку, используя универсальное время.
valueOf() Преобразует объект Date в его внутренний миллисекундный формат.

В дополнение к перечисленным методам экземпляра в объекте Date определены три статических метода. Эти методы вызываются через сам конструктор Date(), а не через отдельные объекты Date:

Date.now()

Возвращает текущее время в миллисекундах.

Date.parse()

Анализирует строковое представление даты и времени и возвращает внутреннее представление этой даты в миллисекундах.

Date.UTC()

Возвращает представление указанной даты и времени UTC в миллисекундах.

Объект Date — это тип данных, встроенный в язык JavaScript. Объекты Date создаются с помощью представленного ранее синтаксиса new Date().

После создания объекта Date можно воспользоваться его многочисленными методами. Многие из методов позволяют получать и устанавливать поля года, месяца, дня, часа, минуты, секунды и миллисекунды в соответствии либо с локальным временем, либо с временем UTC (универсальным, или GMT). Метод toString() и его варианты преобразуют даты в понятные для восприятия строки.

getTime() и setTime() преобразуют количество миллисекунд, прошедших с полуночи (GMT) 1 января 1970 года, во внутреннее представление объекта Date и обратно. В этом стандартном миллисекундном формате дата и время представляются одним целым, что делает дату очень простой арифметически. Стандарт ECMAScript требует, чтобы объект Date мог представить любые дату и время с миллисекундной точностью в пределах 100 миллионов дней до и после 01.01.1970. Этот диапазон равен ±273 785 лет, поэтому JavaScript-часы будут правильно работать до 275 755 года.

Примеры использования объекта Date

Известно множество методов, позволяющих работать с созданным объектом Date:

Ниже показан простой пример часов, использующих объект Date. Здесь используется метод setTimeout() для обновления часов каждую секунду:

Разметка страницы довольно простая и подключает функцию timer() в обработчике события onload() элемента body:

Мастер Йода рекомендует:  9 причин, по которым ваш софт становится legacy
Добавить комментарий