Имитация глубины резко изображенного пространства (ГРИП)


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ

Глубина резкости – это пространство, в котором объект съемки выглядит приемлемо резко. Другими словами – это некоторая зона, до которой и после которой все, что попадает в кадр – «размывается» и выглядит не резким.

Нужно понимать, что «резкость» — это очень субъективное и условное понятие…у всех разное зрение и восприятие.

Подтверждение моих слов – огромное количество фотографий, заполонивших социальные сети. Глядя на многие из них, становится понятно, что все ОЧЕНЬ по разному воспринимают «резкость» изображения.

ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ ИЛИ ГРИП

Чаще, в разных источниках, можно встретить не понятие «глубина резкости», а ГРИПГлубина Резко Изображаемого Пространства. Глубина резкости (или ГРИП) – это не просто некое абстрактное понятие. Это мощный инструмент фотографа, с помощью которого можно акцентировать внимание на конкретном объекте, или же отобразить окружающую реальность резкой по всей площади кадра, или красиво размыть передний и задний планы.

КАКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮТ НА ГРИП?

  • Во первых — диафрагма. Чем более открытая диафрагма, тем глубина резкости меньше и наоборот. Малая ГРИП визуально выделяет объект на размытом фоне.
  • Во вторых — фокусное расстояние объектива. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше ГРИП.
  • В третьих — расстояние до объекта съемки. Глубина резкости уменьшается по мере приближения к объекту, т.е. чем ближе объект, тем меньше ГРИП.
  • И в четвертых — кроп-фактор матрицы фотоаппарата. В связи с тем, что в современной действительности мы имеем дело, в основном, с цифровыми камерами, нужно учитывать, что размер матрицы тоже оказывает большое значение на ГРИП. То есть, чем меньше матрица, тем больше ГРИП. Ниже, посмотрим как все это можно применить и, главное, как все это работает.

КАК ПРИМЕНИТЬ:

Большая глубина резкости (получающаяся при использовании узкой диафрагмы или широкоугольного объектива или при фокусировки на удаленный объект, или комбинации этих факторов) обычно используется для:

— пейзажной фотографии (ландшафты, общие планы);

— архитектура (передний план строений);

— интерьеры с мебелью и другими деталями на переднем плане, с далеко расположенными окнами).

Малая глубина резкости (получается при использовании широко открытой диафрагмы или объективов с большим фокусным расстоянием или малой дистанцией фокусировки, или комбинация этих факторов) обычно используется для:

— портретной съемки (концентрация только на объекте съемки, задний фон размывается и визуально воспринимается как «обои»);

— сокращение числа отвлекающих элементов, которые объективно нельзя исключить из кадра (туристические фото в местах скопления людей, фото на улице);

— отделение объекта съемки от отвлекающего окружения (применяется, например в макросъемке – цветы, насекомые, мелкие предметы в интерьере).

Эффект диафрагмы:

Напомню, что роль диафрагмы, это сужение светового луча, проходящего через объектив, а матрица (или пленка) снимает именно свет, отраженный от объекта съемки. Так как диафрагма влияет на глубину резкости? Дело в том, что луч, проходящий через малую диафрагму становится узким. То есть, даже если не точно навестись на резкость, луч, отраженный от объекта съемки будет не рассеянным (как при сильно открытой диафрагме), а более сконцентрированным … а соответственно, и большая часть объекта будет выглядеть резкой.

Эффект фокусного расстояния:

Изменение ГРИП за счет фокусного расстояния происходит, упрощенно говоря, из-за «увеличения изображения». Если объект съемки находится на определенном постоянном расстоянии от камеры, то объектив 100мм создаст визуально более крупное изображение, чем объектив 50мм. А объектив 50мм, в свою очередь, создаст более крупное изображение, чем объектив 28мм. Наши глаза не могут изменять фокусное расстояние, соответственно мы воспринимаем размер объекта «как есть», но сенсор камеры видит через объектив. Соответственно, когда детали изображения мелкие, в резкость их попадает больше (глубина резкости – больше). И наоборот, длиннофокусный объектив увеличивает изображение и различия в фокусировке, таким образом сокращая глубину резкости.

Эффект дистанции фокусировки:

Чем меньше расстояние, тем меньше ГРИП. В качестве примера можно привести макросъемку, где дистанция фокусировки очень маленькая (от нескольких сантиметров), и глубина резкости практически совсем отсутствует, а в фокусе будут находиться только отдельные детали предмета съемки.

Кстати, это хорошо видно на объективах, на которые нанесена шкала дистанции фокусировки. Как здесь:

Видно, что от 1 м до 2 м, нанесено несколько промежуточных значений, на которых можно сфокусироваться. Другими словами глубина резкости на таком расстоянии маленькая (исчисляется сантиметрами). В то же время, начиная с какого то момента, мы видим значения расстояний 3-5-10 метров, расположенные очень близко друг к другу. То есть, здесь глубина резкости уже исчисляется метрами, ГРИП становится значительно шире. А с какого то момента, мы видим значок «бесконечность».

ГИПЕРФОКАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ

И вот тут мы подходим еще к одному важному термину, который Вы можете встретить применительно к фотографии — гиперфокальное расстояние. Гиперфокальное расстояние (далее — ГР) – это некое расстояние, начиная с которого при ЛЮБОМ значении диафрагмы все предметы становятся максимально резкими. Другими словами, это расстояние до ближайшей резкой точки, при настройке объектива на бесконечность.

Нужно учитывать, что:

— чем больше диафрагма, тем больше ГР;

— чем более широкий угол у объектива, тем ГР меньше. Для сверхширокоугольных объективов ГР начинается очень близко – с двух-трех метров, в то время как у дальнофокусных может начинаться со ста и более. Именно по этим причинам для съемки пейзажей применяются более закрытые значения диафрагмы и широкоугольные объективы.

Сегодня, далеко не все производители оснащают свои объективы шкалами ручных настроек (шкала управления диафрагмой, шкала ГРИП, шкала дистанции фокусировки), потому получить значение ГР конкретного объектива можно опытным путем, либо из руководства пользователя, если там такая информация имеется. Кроме того, современные камеры оснащены высококачественными ЖК-дисплеями, которые сразу позволяют визуально оценить, что в резкости, а что нет, потому подавляющее большинство начинающих фотолюбителей вообще не задумываются ни о ГРИП ни о ГР, полагаясь на автоматику фотоаппарата…до тех пор, пока не столкнуться с какими-то специфическими задачами, где без понимания этих понятий невозможно получить желаемый результат.

Комментарии

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь

ГРИП — глубина резкости


ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, далее глубина резкости) — это зона, при нахождении в которой объекты в кадре выглядят достаточно резкими.

Глубина резкости — один из важнейших инструментов в фотографии. Она позволяет акцентировать внимание зрителя на объекте съёмки и управлять этим вниманием на второстепенных объектах.

Теперь обо всём по порядку

Минимальная ошибка в фокусировке приводит к браку, и будет неважно, снимаете ли вы крупным планом портрет или человека в полный рост. Нерезкость настолько бросается в глаза, что её легко видит даже неискушённый зритель.

Если вы снимаете портрет крупным планом, лучше всего фокусироваться на глаза. Глаза — это показатель резкости — если они окажутся вне фокуса, то весь портрет очень сильно проиграет.

Отделение объекта съёмки от фона

Подбор оптимальной глубины резкости позволяет визуально отделить снимаемый объект от фона. Фон, попадающий в зону нерезкости, размывается до такой степени, чтобы не отвлекать зрителя от главного героя.

Обратите внимание, я специально написал «до такой степени», давая понять, что не нужно «убивать фон в хлам», превращая интересную локацию в студийную съёмку на пятнистом фоне. Если фон будет читаться, и в общих чертах будет понятно, что на нём происходит, это добавит снимаемому портрету разнообразия и антуража.

Управление глубиной резкости

Как вы знаете, глубина резкости напрямую зависит от значения диафрагмы. Однако существуют ещё два фактора, влияющих на ГРИП — расстояние до объекта съёмки и фокусное расстояние объектива.

Понимание того, как влияют эти факторы на изображение, и их грамотное комбинирование развязывает вам руки при создании композиции с нужной глубиной резкости.

Давайте рассмотрим три этих фактора в порядке их важности для изображения.

Диафрагма

Диафрагма — самый важный фактор, который мы можем изменять в широком диапазоне значений.

Как вы знаете, чем больше открыта диафрагма (меньше число f), тем меньше глубина резкости. И наоборот.

Максимальные значения диафрагмы зависят от вашего объектива. Фиксы позволяют открывать диафрагму до значений 2,0, 1,4 и даже 1,2. При таких значения попасть в резкость весьма не просто.

Использование крайних значений диафрагмы нежелательно, так как большинство объективов показывают свои наилучшие характеристики в примерном диапазоне F:8 — F:16. Поэтому, снимая на диафрагме F:1,4, будьте готовы не только к минимальной глубине резкости, но также к большим хроматическим абберациям и невысокой резкости.

На первое время советуем воспользоваться он-лайн калькулятором ГРИП.

Фокусное расстояние

На глубину резкости влияет и фокусное расстояние.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости при прочих равных параметрах съёмки.

Например, условия съемки: диафрагма 8,0, расстояние до объекта съёмки 2 метра.

Фокусное расстояние 12 мм 24 мм 50 мм 85 мм 105 мм 200 мм
Глубина резкости 62 см — ∞ 314 см 51 см 17 см 11 см 3 см

Таким образом, если вам нужно размыть фон в кадре и при этом снимать на той же диафрагме, вы можете использовать более длиннофокусную оптику.

Расстояние до объекта

Расстояние до объекта съёмки так же влияет на глубину резкости, как и фокусное расстояние.

Чем ближе вы находитесь к объекту съёмки, тем меньше глубина резкости.

По этой самой причине, съёмка макрообъектов затрудняется минимальными значениями глубины резкости. Например, при фокусном расстоянии 60 мм, диафрагме f/22 и расстоянии до объекта 15 см глубина резкости составит всего 0,33 см, то есть 3,3 мм.

Расстояние от камеры до объекта измеряется от плоскости матрицы; для этой цели на большинство фотокамер нанесён специальный символ — перечёркнутая окружность, указывающий на плоскость матрицы или плёнки.

Например, условия съемки: диафрагма 8,0, фокусное расстояние 85 мм.

Расстояние 0,2 м 0,5 м 1 м 5 м 10 м 15 м
Глубина резкости 0,1 см 0,92 см 4 см 1,1 м 4,61 м 11,12 м

Гиперфокальное расстояние

Гиперфокальное расстояние также влияет на глубину резкости. Это самое короткое расстояние (до точки фокусировки) при котором бесконечность попадает в зону ГРИП. Если установить объектив на гиперфокальное расстояние, то глубина резкости будет от половины гиперфокального расстояния до бесконечности.

Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 24 мм и диафрагмой f/11 гиперфокальное расстояние составит 1,5 метра. При фокусировке на точку, расположенную на данном расстоянии, все объекты в пределах от 75 см до бесконечности будут находиться в фокусе.

Вывод


Используя эти знания, вы можете легко подбирать необходимое сочетание диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до объекта для реализации любых ваших задумок.
Для упрощения такого подбора на большинство дискретных объективов нанесена шкала глубины резкости, с помощью которой вы легко сможете подобрать необходимое сочетание параметров съёмки.

Например, если вы снимаете модель с расстояния 15 метров и хотите получить размытый фон, вам достаточно взять объектив с фокусным расстоянием 200 мм и открыть диафрагму до значения f/4,0. Глубина резкости при таких параметрах составит 89 см.

Глубина резкости изображаемого пространства

Во-первых, давайте определимся, что же такое эта загадочная величина – глубина резкости. Глубина резкости изображаемого пространства (сокращенно ГРИП) – это диапазон расстояний на фотографии, в котором объекты съемки воспринимаются резкими. Этот диапазон расстояний находится вокруг точки фокусировки и по-другому еще называется зоной резкости.

Предметы, находящиеся в зоне резкости, выглядят четкими, детально прорисованными, с резкими краями. Предметы на изображении, которые не попали в зону резкости, оказываются размытыми, нечеткими. Причем чем дальше предметы находятся от зоны резкости (зоны фокуса), тем более размытыми они выглядят.

Сама зона резкости на разных фотографиях может оказываться больше или меньше по площади, занимаемой на снимке. Так, например, на одной фотографии в зону резкости может попасть какая-то одна деталь, а остальная часть кадра уйдет в мягкое размытие. На других же снимках зритель может отчетливо различить детали объектов и на переднем, и на среднем, и на дальнем плане.

В первом случае говорят, что фотография снята с малой глубиной резкости, т.к. только маленький диапазон расстояний вокруг точки фокусировки является зоной резкого отображения объектов съемки. Такие фотографии характеризуются сильным размытием предметов, которые расположены далеко от точки фокусировки, а также большая часть кадра представляет собой зону нерезкости (объекты находятся в расфокусе, размытии).

Наоборот, когда мы можем различить резкие детали по всей площади кадра (или на большей части изображения), это свидетельствует о большой глубине резкости. Т.е. на большом диапазоне расстояний объекты в кадре выглядят резкими и не размыты.

Итак, еще раз: малая ГРИП – это размытие большей части объектов в кадре, а также сильное размытие предметов, удаленных от точки фокусировки; большая ГРИП – это когда объекты на большей части кадра выглядят резкими.

При помощи регулирования ГРИП и точки фокусировки на фотографии мы можем расставлять смысловые акценты на снимках. Так, естественным образом взгляд зрителя в первую очередь цепляется за объекты, которые находятся в фокусе, в зоне резкости. Именно поэтому в большинстве случаев портреты снимают с малой глубиной резкости, чтобы выделить модель, отделить ее от заднего плана.

Когда вы снимаете пейзаж (природу, город, архитектуру), приоритетом чаще всего стоит показать каждую деталь той красоты, которая разворачивается перед вашими глазами. Поэтому классически пейзажная съемка – это фотографии с большой глубиной резкости, где мы можем различить каждую травинку, каждый камушек и на переднем, и на заднем плане.

«Хорошо», — скажете вы. – «Теперь я понимаю, что такое ГРИП и на что она влияет. Но при помощи каких настроек ее можно отрегулировать на фотографии?». Справедливый вопрос. Мне не хочется вдаваться в точные расчеты и тонкости оптических законов (не стану скрывать — я их просто не знаю). Я лучше расскажу, к какому результату все эти законы приводят на практике и как пользоваться результатами этих наблюдений.

Чисто с точки зрения зрителя глубина резкости на фотографии – это понятие достаточно неуловимое. Глядя непосредственно на снимок, нам сложно сказать, сколько метров (сантиметров) в реальной снимаемой сцене оказалось в зоне резкости. Все это происходит, потому что на фотографии все относительно, мы не можем по фотографии на глаз точно определить рост снимаемых людей или расстояние между зданиями. Мы можем только сравнить объекты друг с другом. Точно так же мы не можем точно сказать зону резкости в единицах измерения длины, мы можем субъективно сравнить две фотографии и сказать, на какой из них глубина резкости меньше.

Поэтому-то я не хочу забивать себе голову точными расчетами и цифрами. Главное – знать, какой зрительный эффект получится на фотографии. Тем не менее, некоторый порядок в голове нужен, поэтому я приведу основные факторы, которые влияют на глубину резкости изображаемого пространства на фотографии:

  1. Относительное отверстие диафрагмы (значение диафрагмы)
  2. Фокусное расстояние объектива
  3. Расстояние от объекта съемки (на который наводится фокус) до объектива (фотоаппарата, фотографа)
  4. Расстояние от объекта съемки до предметов окружающей среды (фон, передний план)

Последние три фактора во многом взаимозаменяемы, и можно сказать, что это один фактор — расстояние, принимающий разные формы. Но начнем по порядку.

Чем сильнее открыта диафрагма (чем меньшее диафрагменное значение выставлено), тем меньше будет ГРИП (сильнее будет размытие в кадре). Например, при съемке с диафрагмой f1.8 в расфокусе окажется гораздо больше предметов, чем при съемке с диафрагмой f4.0 (при прочих равных условиях).

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше окажется глубина резкости в кадре при прочих неизменных параметрах. Другими словами, для получения более размытого заднего плана выбирайте объективы с фокусным расстоянием 50-70 мм и больше. Вот почему хорошими портретными объективами считаются объективы с фокусным расстоянием 50 мм, 85 мм, 135 мм и т.п.

Как мы уже выяснили, предметы, расположенные дальше от точки фокусировки, размываются сильнее. Это можно непосредственно использовать в своей работе. Например, чтобы отделить модель от фона за счет маленькой глубины резкости, нужно не только открыть диафрагму и установить длиннофокусный объектив. Если вы «прилепите» модель к стене (служащей фоном), то стена все еще окажется в зоне резкости или лишь слегка уйдет в размытие. Чем сильнее вы хотите размыть фон, тем дальше вам нужно отвести модель от этого самого фона.

Например, при съемке модели возле стены с вьющимся виноградом даже на открытой диафрагме некоторые листья будут попадать в зону резкости. Если же выбрать в качестве фона уходящую вдаль улицу, все предметы на заднем плане станут неразличимыми из-за большого расстояния, которое отделяет точку фокусировки (модель) и местоположение предметов на заднем плане.
Чем ближе вы со своей камерой подойдете к модели, тем меньше окажется глубина резкости в кадре при всех прочих равных условиях. Чем ближе вы подходите к объекту съемки, чем крупнее кадрируете, тем сильнее уходят в размытие фон и тем больше деталей даже на самой модели могут оказаться в зоне нерезкости. Вот почему при съемке крупнопланового портрета на открытой диафрагме иногда получается так, что один глаз оказывается в фокусе, а другой уже в зоне размытия.

Мастер Йода рекомендует:  Загрузка изображений в базу данных или на сервер с помощью HTML, PHP и MySQL

Теперь вы знаете основные принципы управления глубиной резкости на фотографиях. Теперь настало самое время попрактиковаться! Воспользуйтесь этими советами уже в следующей съемке, и вы почувствуете разницу.

Глубина резко изображаемого пространства. Факторы на нее влияющие

Использование абберации для решения творческих задач.

Монокль, рыбий глаз

Глубина резко изображаемого пространства на фотографическом изображении — это расстояние между передней и задней границами резко изображённого пространства, измеренное вдоль оптической оси, в пределах которого объекты съёмки на снимке отображаются безусловно резко.

Во времена плёночных SLR-камер шкала ГРИП находилась на объективе фотоаппарата, и представляла собой две совмещённые шкалы:

1. шкала диафрагменных чисел — на неподвижной части объектива — отложенная влево и вправо зеркально от отметки фокусировки,

2. шкала расстояний до объекта съёмки, на вращающейся части объектива.

После наводки на резкость фотограф плёночной технологии мог оценить по шкале ГРИП границы, в пределах которых на будущем фотоотпечатке объекты будут изображены резко.

Понятия «Глубина резкости» и «ГРИП» не одно и тоже, хотя они и связаны между собой. Глубина резкости объектива определяется выбранной диафрагмой, увеличивается при увеличении дифрагменного числа, отсчитывается по оптической оси, но не в плоскости предметов (объектов съёмки), а в плоскости оптических изображений, за объективом. Практическая оценка этой величины фотографом не производится, используется при изучении теории объектива.

На глубину резко изображаемого пространства (ГРИП) влияет:

· диафрагменное число (численное значение диафрагмы, установленное фотографом при съёмке);

· расстояние до объекта съёмки (плоскости фокусировки);

· от фокусного расстояния объектива (проверяем по шкалам ГРИП короткофокусного и длиннофокусного объективов, не имеющих механизма автофокусировки);


· от величины кружка нерезкости объектива (заложенного конструктором в расчёт при проектировании объектива).

При прочих равных условиях:

· чем диафрагменное число (относительное геометрическое отверстие) больше, тем ГРИП больше;

· чем расстояние до объекта съёмки больше, тем ГРИП больше;

· чем фокусное расстояние объектива больше, тем ГРИП меньше;

· чем кружок рассеяния больше, тем ГРИП больше.

И наоборот, при прочих равных условиях:

· чем диафрагменное число (относительное геометрическое отверстие) меньше, тем ГРИП меньше;

· чем расстояние до объекта съёмки меньше, тем ГРИП меньше;

· чем фокусное расстояние объектива меньше, тем ГРИП больше;

· чем кружок рассеяния меньше, тем ГРИП меньше.

10. Почему объективы называются длинофокусныими,
нормальными и короткофокусными.

Широко применяется классификация фотографических объективов по углу поля зрения или по фокусному расстоянию, отнесённому к размерам кадра. Эта характеристика во многом определяет сферу применения объектива:

· Нормальный объектив — объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Для 35-мм плёнки нормальным считается объектив с фокусное расстоянием 50 мм, хотя диагональ такого кадра равна 43 мм. Угол поля зрения нормального объектива от 40° до 51° включительно (часто около 45°). Считается, что восприятие перспективы снимка, сделанного нормальным объективом, наиболее близко к нормальному восприятию перспективы окружающего мира человеком. [3] [4]

· Широкоугольный объектив (син. короткофокусный объектив) — объектив, с углом поля зрения от 52° до 82° включительно, фокусное расстояние которого меньше широкой стороны кадра. Часто используется для съёмки в ограниченном пространстве, например интерьеров.

· Сверхширокоугольный объектив — объектив, у которого угол поля зрения 83° и более, а фокусное расстояние меньше малой стороны кадра. Сверхширокоугольные объективы обладают преувеличенной передачей перспективы и часто используются для придания изображению дополнительной выразительности.

· Портретный объектив — если данный термин применяется к диапазону фокусных расстояний, то обычно подразумевается диапазон от диагонали кадра до трёхкратного её значения. Для 35-мм плёнки портретным считается объектив с фокусным расстоянием 50—130 мм и углом поля зрения 18—45°. Понятие портретного объектива условно и относится кроме фокусного расстояния к светосиле и характеру оптического рисунка в целом.

· Длиннофокусный объектив (часто и некорректно именуемый телеобъективом) — объектив, у которого фокусное расстояние значительно превышает диагональ кадра. Имеет угол поля зрения от 10° до 39° включительно, и предназначен для съёмки удаленных предметов.

· Сверхдлиннофокусный объектив — объектив, угол поля зрения которого 9° и менее.

· В настоящее время массовое применение получил современный тип объективов с переменным фокусным расстоянием, называемый вариообъектив (трансфокатор, «зум» (англ. Zoom)).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8368 — | 7999 — или читать все.

91.105.232.77 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глубина резкости

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – это расстояние между самым близким и самым далёким объектом снимаемой сцены, которые воспринимаются на фотографии как резкие. Всё, что лежит ближе или дальше зоны ГРИП оказывается в той или иной степени размытым.

Следует понимать, что сама концепция ГРИП достаточно условна. Никакой реальной и однозначной глубины резкости в природе не существует, поскольку объектив единовременно может быть сфокусирован лишь на одной определённой дистанции, а не на каком-то абстрактном диапазоне расстояний. Уместнее говорить скорее о плоскости фокусировки бесконечно малой толщины, ближе и дальше которой начинается размытие изображения.

Так откуда же берётся глубина резкости? В теории, любая точка, на которую наведён фокус объектива, должна быть спроецирована на поверхность плёнки или сенсора именно как безусловно резкая точка. Точка же, лежащая вне фокуса, отобразится в виде т.н. пятна рассеяния (кружка нерезкости). Чем дальше отстоит точка от плоскости абсолютного фокуса, тем большим будет диаметр кружка. Т.е. размер пятен рассеяния плавно возрастает по мере удаления от плоскости фокусировки. На практике же, кружки рассеяния, размер которых оказывается меньше разрешающей способности системы объектив-матрица, выглядят неотличимыми от точек, что и позволяет говорить о глубине резкости как о некоем условно однородном диапазоне, включающем в себя не только плоскость абсолютного фокуса, но и соседствующие с ней объекты.

Таким образом, ГРИП целиком зависит от максимального размера кружка рассеяния, при котором он всё ещё воспринимается нами как резкая точка. Восприятие это весьма субъективно – за диаметр допустимого кружка рассеяния можно по устоявшейся традиции принять 1/1500 диагонали кадра, или (что более разумно) отталкиваться от размера пикселя матрицы, а ещё лучше положиться на собственные глаза: если объект на фотографии лично вам кажется резким, то вы вправе считать его попавшим в ГРИП. Изящные искусства (включая художественную фотографию) это вообще та область, где ваше субъективное мнение имеет неизмеримо больший вес по сравнению с любыми математическими расчётами.

Какие факторы влияют на глубину резкости? Их не столь уж много:

    Диафрагма: чем меньше относительное отверстие объектива, т.е., чем больше диафрагменное число, тем больше ГРИП, поскольку при диафрагмировании объектива диаметр кружков рассеяния уменьшается. При полностью открытой диафрагме ГРИП минимальна. Именно изменение значения диафрагмы является обычно наиболее удобным способом управления глубиной резко изображаемого пространства, т.к. не влияет на композицию и перспективу снимка.

Малая глубина резкости. Диафрагма f/4.

Здесь ГРИП значительно больше. Диафрагма f/22.

Может показаться, что глубина резкости зависит ещё и от размера кадра, но это впечатление ошибочно. В самом деле, на снимках, сделанных полнокадровыми камерами, ГРИП получается меньше, чем на фотоаппаратах с кроп-фактором (при одинаковых значениях диафрагмы и равных эквивалентных фокусных расстояниях объективов), а компактные камеры, напротив, изображают резкой практически всю сцену. Однако в этом нет ничего странного. Дело в том, что для получения одного и того же угла изображения, камеры с меньшим размером кадра (большим кроп-фактором) должны быть оснащены объективом с пропорционально меньшим фокусным расстоянием, что неизбежно ведёт к увеличению ГРИП. Напротив, на крупные камеры ставят более длинные объективы, а чем больше истинное фокусное расстояние объектива, тем меньше (при прочих равных условиях) глубина резкости.

Художественное использование глубины резкости

О глубине резкости во время съёмки мы задумываемся в двух случаях: когда мы хотим отделить объект от фона с помощью малой ГРИП, либо напротив, нам нужна большая ГРИП, чтобы вся сцена получилась резкой.


Малая глубина резкости

Если вам нужна минимальная глубина резкости, откройте диафрагму пошире, т.е. до минимального её значения (f/1,4–5,6 в зависимости от конструкции объектива). По возможности используйте максимальное доступное вам фокусное расстояние.

Многие объективы демонстрируют не лучшее качество изображения при полностью открытой диафрагме. Виной тому различные оптические аберрации, которые особенно выражены по краям линзы. Что ж, если освещение позволяет, прикройте диафрагму на одну ступень и проблема должна уйти.

Главная трудность при съёмке на больших диафрагмах – наводка на резкость. Автофокус не всегда попадает в цель, поэтому внимательно контролируйте его работу и не стесняйтесь делать побольше дублей. С цифровой камерой это ничего не стоит. Фокусируйтесь всегда на наиболее значимой части объекта. Если вы снимаете портрет, то такой частью, как правило, являются глаза. Они должны быть безукоризненно резкими. В тех случаях, когда портретируемый располагается к вам вполоборота, фокус должен приходиться на ближний к вам глаз.

Малая глубина резкости позволяет вам размыть фон и выделить таким образом основной объект съёмки, но это вовсе не избавляет вас от необходимости следить за фоном, пусть и размытым. Мусор на заднем плане остаётся мусором, даже если он не в фокусе. Не ленитесь удалять из кадра всё лишнее до съёмки. Сделать шаг влево или вправо, чтобы изменить неудачную композицию куда проще, чем впоследствии пытаться исправить её в Фотошопе.

Большая глубина резкости

Перейдём к случаю, когда вам нужно изобразить какой-либо объект или сцену резкой от края до края. В первую очередь речь идёт, конечно же, о съёмке пейзажей. Диафрагму, очевидно, стоит прикрыть. Вопрос – на сколько? Если вы снимаете с рук, да ещё и в сумерках, то возможно, вам стоит пожертвовать излишней ГРИП ради большей скорости затвора. Лучше получить чёткую фотографию с малой ГРИП и выборочным фокусом на наиболее важных объектах, чем фотографию с большой ГРИП, но при этом смазанную из-за чрезмерно длинной выдержки. Если же света достаточно, или вы располагаете штативом, вопрос продолжительности экспозиции перестаёт вас беспокоить, и возникает соблазн зажать диафрагму до максимального значения, предусмотренного конструкцией объектива (обычно f/22–36). Этого не следует делать без крайней необходимости. Во-первых, при больших значениях диафрагмы физический размер отверстия настолько мал, что дифракция световых волн начинает ощутимо скрадывать качество изображения, и даже предметы, попавшие в фокус, выходят на фотографии слегка размытыми. Этот эффект особенно выражен на 35-мм камерах, не говоря уже о камерах с кроп-фактором. Пользователи камер большого формата (4×5 либо 8×10 дюймов) могут снимать с диафрагмой f/45, и даже f/64, поскольку дифракция здесь не так заметна вследствие больших физических размеров системы. Во-вторых, при использовании малоформатных камер даже умеренные значения диафрагмы вроде f/8-11 обеспечивают глубину резкости достаточную для большинства сцен. Мне сложно представить себе ситуацию, когда бы при съёмке на малоформатную камеру мне понадобилась диафрагма меньше f/16 для широкоугольных объективов и меньше f/22 для телеобъективов. Подбирайте значение диафрагмы опытным путём, делая пробные снимки и проверяя по ним ГРИП, но повторюсь ещё раз – f/8-11 это, в большинстве случаев, оптимальный баланс между глубиной резкости и общим качеством изображения. Со временем вы научитесь определять нужную диафрагму с первой попытки на основании вашего опыта.

Если вы пользуетесь зеркальной камерой, то при взгляде в видоискатель вам может показаться, что глубина резкости слишком мала. Это нормально. Экспозамер и наведение на резкость всегда осуществляются при полностью открытой диафрагме, чтобы обеспечить максимально яркую картинку в видоискателе и облегчить фокусировку. В момент съёмки диафрагма будет автоматически прикрыта до заранее установленного значения. Некоторые зеркальные камеры оснащены репетиром диафрагмы, который позволяет заранее оценить глубину резкости при визировании.

Обратите внимание на то, что ГРИП асимметрична. Треть её лежит перед плоскостью идеального фокуса, а две трети – за ней. Таким образом, если вы хотите получить какую-то область на снимке резкой, вам следует мысленно разделить её на три части и сфокусироваться на каком-либо предмете, лежащем на границе между ближней к вам третью и третью, следующей непосредственно за ней. Если вам нужно, чтобы резкой вышла вся сцена, начиная от какого-либо объекта на переднем плане и до бесконечности, наведите объектив на расстояние вдвое большее, чем расстояние до этого объекта, а значение диафрагмы подберите эмпирически.

При макросъёмке вследствие предельно близкой фокусировки ГРИП исчезающе мала. Не стоит и пытаться изобразить всю сцену резкой. Хорошо если миниатюрный объект съёмки – цветок или насекомое – полностью поместиться в зону ГРИП. Чаще приходится жертвовать резкостью второстепенных деталей, чтобы наиболее значимые элементы оказались в фокусе. Как правило, в таких случаях я использую значение диафрагмы f/11-16, но никто не мешает вам экспериментировать, сужая или расширяя ГРИП для достижения своих творческих целей.

Гиперфокальное расстояние и прочие
малополезные вещи

Иногда пейзажные фотографы, движимые желанием достичь максимальной глубины резкости и не переборщить при этом с диафрагмированием, прибегают к такому понятию, как гиперфокальное расстояние. При фокусировке на гиперфокальное расстояние всё пространство от половины гиперфокального расстояния и до бесконечности оказывается в пределах приемлемой резкости. Также гиперфокальное расстояние используется для определения математически выверенных границ резко изображаемого пространства. Подробнее об этом сказано в статье «Гиперфокальное расстояние и расчёт ГРИП», где вы найдёте множество унылых формул, снабжённых не менее унылыми комментариями. Кроме того, вы можете воспользоваться калькулятором ГРИП, который позволит вам поэкспериментировать с различными съёмочными параметрами, влияющими на глубину резкости.

Впрочем, я не советую вам чрезмерно увлекаться подобными вещами. Вся эта математика сама по себе довольно занимательна, но к практической фотосъёмке имеет весьма отдалённое отношение. Опытный фотограф знает, как добиться необходимой глубины резкости без всяких таблиц и калькуляторов просто на основании своего опыта и художественного вкуса.

Спасибо за внимание!

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП)

Контроль резких и размытых участков на фотографии один из залогов успеха при фотографировании. Понимание глубины резко изображаемого пространства (ГРИП) традиционно является источником заблуждения у многих фотографов. Прежде чем начать смысловую дискуссию, давайте придем к общему пониманию такого понятия как ГРИП:

Глубина резко-изображаемого пространства — это диапазон расстояний в которых объект съемки изображен приемлемо резким.

Существуют и другие формулировки ГРИП, но они объясняют тот же смысл. Все они подчеркивают, что это числовая величина, измеряемая в единицах длины, которая выделяет часть плана, который смотрится достаточно резким. Здесь нет однозначного отношения ГРИП к силе размытия переднего или заднего плана. Нужно понять одну вещь, что понятие ГРИП, также как и понятие резкости субъективно. Одному человеку детали на определенном расстоянии от фокальной плоскости могут казаться резкими, а другому — размытыми.

Концепция ГРИП

ГРИП как правило рассматривается в относительно простых рамках геометрической оптики. и данная статья не является исключением. Предположим, что объективы не имеют аберраций, а также, что дифракции также нет. Пленка или матрица фотоаппарата имеет бесконечное разрешение, так что можно без ограничений увеличивать изображение без потери четкости. Такая идеальная ГРИП далека от реальности, но все же дает визуальное понимание.

Круг рассеяния

Для того, чтобы количественно оценить ГРИП, должны быть критерии резкости. Эти критерии отталкиваются от круга рассеяния. Его величина соответствует диаметру пятна размытия, фиксируемого на матрице фотоаппарата, как нерезкая точка в объектном пространстве.

В расчетах ГРИП принято использовать обозначение диска размытия для наиболее допустимого круга рассеяния. Диаметр диска размытия равен нулю в точке наибольшей резкости и постепенно увеличивается, по мере того, как мы движемся вперед или назад от этой плоскости в объектном пространстве. Пока диаметр диска размытия меньше, чем заданный круг рассеяния, он считается достаточно резком и входит в диапазон ГРИП.

Соответствующее значение для приемлемого круга рассеяния зависит от множества факторов, включая размер сенсора камеры, размер фотографии, расстояние просмотра, и т. д. Но на практике, рассматривают определенный круг рассеяния для определенного размера. Производители объективов не могут знать, условия просмотра фотографий своих клиентов и придерживаться определенного стандарта.

Например, шкала ГРИП которая наносится на оправу объектива для формата 35 мм, основаны на значениях круга рассеяния от 25 до 35 мкм. Сравнивая такие шкалы можно предположить, что объективы, где нанесена шкала 25 мкм имеют меньшую ГРИП, чем объективы, где нанесена шкала 25 мкм, но это, конечно, не так. Шкалы отличаются только потому, что отличаются критерии резкости.

Глубина резко-изображаемого пространства зависит от дистанции фокусировки, фокусного расстояния и диафрагмы F.

ГРИП и дистанция фокусировки

Чем меньше дистанция фокусировки, тем меньше глубина резко-изображаемого пространства. И наоборот, чем больше дистанция фокусировки, тем больше ГРИП.

В этом ключе имеет значение размер сенсора матрицы. Компонуя кадр с одинаковой композицией одним и тем же объективом, но на фотоаппаратах с разным размером сенсора (с разным кроп фактором), мы будем иметь разную ГРИП, поскольку чем больше размер матрицы, тем ближе мы подойдем к объекту съемки, и соответственно тем меньшая глубина резко изображаемого пространства будет.

ГРИП и фокусное расстояние объектива

Каким образом ГРИП зависит от фокусного расстояния объектива, для определенного масштаба изображения и диафрагменного числа f? Например, мы фотографируем товар для каталога, и одинаково компонуем кадр двумя разными объективами. Будет ли отличаться ГРИП на этих снимках? Ответ, к сожалению будет не простой. Чем короче фокусное расстояние объектива, тем ГРИП за фокальной плоскостью будет больше. чем перед ней.

Например, для размера кадра 24×36 мм, при диафрагме f/ 2.8, для объектива с фокусным расстоянием 100 мм ГРИП впереди будет 10 м, а сзади — 20 м. В то время как для объектива с фокусным расстоянием 35 мм ГРИП впереди будет 10 м, а сзади несколько сотен метров.


При сравнении двух объективов при одинаковом масштабе объекта и одинаковой диафрагмой, следует различать два случая. Когда в обоих объективах дистанция до объекта намного меньше чем гиперфокальное расстояние, то ГРИП практически одинаковая. И когда расстояние до объекта у одного или обоих объективов большая по отношению к гиперфокальному расстоянию, объектив с меньшим фокусным расстоянием имеет большую ГРИП.

Мастер Йода рекомендует:  Как использовать Xdebug для отладки PHP-кода

Один из способов, чтобы эффективно повысить гиперфокальное расстояние, это более скурпулезно рассматривать фотографию. Выражается это в использовании меньшего допустимого круга рассеяния, например, 10 мкм вместо 30 мкм. Там где круг рассеяния 10 мкм, ГРИП значительно меньше зависит от фокусного расстояния, чем когда круг рассеяния равен 30 мкм.

ГРИП и размытие фона

Обычным источником путаницы в дискуссиях, связанных с ГРИП, является вопрос размытия фона. Чтобы проиллюстрировать связь между ГРИП и размытием фона, или, скорее отсутствием размытия, давайте рассмотрим две фотографии на рис. 3

Рис. 3. Игрушка сфотографирована двумя объективами с разным фокусным расстоянием при одинаковой диафрагме f/ 4, 100 мм (A) и 28 мм (B). ГРИП остается одинаковой.

На фото вы видите игрушку, которая была сфотографирована объективами 100 мм и 28 мм при одинаковой диафрагме f/ 4. Масштаб игрушки практически одинаковый. Несмотря на то, что игрушка в кадре имеет одинаковые размеры, две фотографии очень отличаются.

Во-первых, на фотографиях отличается перспектива, поскольку, чтобы сделать фото 28 мм объективом фотографу необходимо приблизиться к объекту. Во-вторых, 28-мм объектив захватывает в кадр больше фона из-за более широкого угла обзора. В-третьих, 100-мм объектив, сильнее размывает фон (или не сильнее?).

Давайте сначала обсудим ГРИП, а затем размытие фона. Для того, чтобы понять какая ГРИП на фотографии, нужно задать вопрос: «Что на фотографии изображено в резкости?» Ответ таков, что игрушка полностью в резкости от правой ноги впереди до узелка сзади. Кроме игрушки на фотографии больше нет ничего четкого. Все что на фоне размыто, и следовательно выходит из зоны ГРИП. Что мы можем сказать по поводу ГРИП на обоих фотографиях? Как на 100 мм так и на 28 мм мы не можем сказать, что игрушка имеет различия, поскольку видимых признаков практически нет.

На первый взгляд фон на фото 100 мм объектива, кажется более размытым, чем фон на фото в 28 мм Это верно, когда мы говорим об абсолютном размытии. Абсолютное размытие определяется диаметром диска размытия точки на фоне (светлые блики от автомобилей на улице).

Однако, если мы говорим об относительном размытии, мы должны сопоставить размер диска размытия с масштабом изображения фона. Изображение со 100 мм объектива имеет больший масштаб. Рис. 4 показывает детали фона, взятые из обоих фотографий, и увеличенных на экране до одинакового размера. Похоже, что сила размытия красных и белых фрагментов машины одинаковая. И на вопрос какая диафрагма нам нужна, для того, чтобы прочитать номерной знак на автомобиле, для обоих объективов будет тот же ответ.

Рис. 4. Фрагменты фона с двух фотографий: A — снято объективом 100 мм, B — 28 мм

Хотя на Рис. 3 и Рис. 4 показан пример двух фотографий с одинаковой ГРИП и одинаковым относительным размытием фона, но это не всегда так. Относительное размытие дальнего фона одинаково (при одинаковой композиции кадра и диафрагмы), но ГРИП будет отличаться если, расстояние до объекта больше чем гиперфокальное расстояние.

Ни абсолютное, ни относительное размытие фона не могут использоваться в качестве критериев для оценки ГРИП. Заблуждение в понимании ГРИП возникает потому, что люди основывают свои суждения на нерезких частях изображения.

ГРИП при одинаковом приближении

Если бы мы уменьшим размер фотографий на Рис. 3 или увеличим расстояние просмотра, то там будет точка, где фото с 28-мм начинает показывать большую ГРИП чем фото со 100 мм. То же самое происходит с увеличением диафрагменного числа F. Когда размер дисплея уменьшается, допустимый круг размытия увеличивается, что в свою очередь уменьшает гиперфокальное расстояние которое уже не может быть больше в сравнении с расстоянием до объекта съемки.

Фактически, когда размер экрана достаточно маленький, или диафрагменное число F достаточно большое, то есть точка, где фото с 28 мм будет полностью в резкости с бесконечной ГРИП, в то время как фото со 100 мм все еще будет показывать заметный размытый фон. На рис. 5 это показано. Здесь снова две фото с игрушкой, снятых на диафрагме f/ 22 и уменьшены на экране. Фон еще немножко размыт на фото со 100 мм, но на фото с 28 мм выглядит резким.

Очевидно, что ГРИП при 28 мм больше чем при 100 мм, потому что на 28 мм машины еще входят в ее зону. Мы могли бы увеличить фрагмент с красной машиной, чтобы убедиться, что относительное размытие по-прежнему одинаковое (и номерной знак по-прежнему читается), но для ГРИП имеет значение то, что автомобиль является приемлемо резким на 28 мм, таким образом, попадает в зону ГРИП.

Рис. 5. А — фото снято объективом 100 мм при f. 22, B — 29 мм при f/ 22. Фото B показывает большую ГРИП, которая включает фон

И наоборот, любые изменения из рис. 3, которые увеличивают гиперфокальное расстояние приводит к приближению значений ГРИП.

Чем меньше диафрагменное число f, или больше размер фотографий, или ближе расстояние просмотра, тем больше различаются подобные ГРИП. Другими словами, чем более критически мы рассматриваем наши фотографии тем более очевидным становится, что есть только один план, который на самом деле резок.

Тем не менее, в целом концепция ГРИП с точки зрения области приемлемой резкости прекрасно действует. Как мы только что видели, размер печати и расстояние просмотра имеют большое значение в любом из критериев оценки; эти параметры должны быть приняты во внимание при помощи подходящего выбора круга рассеяния.

Круг рассеяния должен быть больше для рис. 5, чем для рис. 3, так как размер изображения меньше, при неизменном расстоянии просмотра. Надеюсь, идея понятна: на рис. 3 ГРИП почти та же самая, а на рис. 5 нет, в то время как относительное размытие фона не зависит от фокусного расстояния в обоих случаях.

ГРИП и размытие переднего плана

Размытие переднего плана подчиняется тем же законам, что и размытие заднего плана. Оно увеличивается с уменьшением диафрагменного числа f и если расстояние до объекта одинаковое, то увеличивается также при увеличении фокусного расстояния. И наоборот, при одинаковом увеличении изображения и диафрагме, широкоугольный объектив даст большее (абсолютное) на переднем плане размытие.

Когда вблизи объектива на переднем плане существует помеха, например сетка из проволоки, размытие переднего плана может сделать сетку полностью невидимой на фотографии.

Это показано на рис. 6, на котором изображены две фотографии, сделанные объективом 50 мм f/ 1.4. Объектив, прижат к толстой сетке из проволоки. На фото А была установлена диафрагма f / 16, а фото B сделано на открытой диафрагме f / 1.4. Сетка в этом случае полностью невидима, хотя реально проволока находится там же, перед объективом. Равномерное потемнение углов, которое проявляется при f / 1.4 возникло не из-за сетки, а из-за виньетирования.

Рис. 6. Фотографии, сделанные через сетку в заборе 50 мм объективом: A — при f/ 16, B — при f/ 1.4

При желании можно определить какое минимальное расстояние должно быть от объектива до сетки. чтобы добиться подобного размытия. Для текущего случая мы видим, что при диафрагме f/ 16 сетка проецируется на сенсор камеры в виде размытой линии толщиной в 3 мм. Очевидно, что такого размытия недостаточно, для того, чтобы проволока исчезла.

А при диафрагме f/ 1.4 проволока сетки размывается на ширину 35 мм, т.е. по всей ширине кадра 24×36 мм, поэтому ее не видно. Так, при диафрагме f / 1.4 проволока уже не различима на фото, но поскольку она все же заграждает часть света, попадающего в объектив, она выступает в качестве нейтрального фильтра.

Также размытие проволоки из примера возрастет при увеличении фокусного расстояния объектива. Еще стоит отметить, что небольшие царапины или частицы пыли на передней линзе вызывают меньшее беспокойство чем толстая проволока на рис. 5.

ГРИП при макросъемке

В мире макрофотографии ГРИП маленькая, и хотя предметы съемки также маленькие при макросъемке очень сложно добиться большой ГРИП. Если мы будем использовать объективы с одинаковой (стандартной) оптической схемой, ГРИП не будет зависеть от их фокусного расстояния, при одинаковом масштабировании и диафрагме, но при этом размытие заднего плана будет отличаться, оно будет сильнее по мере увеличения фокусного расстояния.

Снимок на рис. 8 иллюстрирует маленькую ГРИП при крупноплановой съемке. При фокусировке по левому глазу игрушки, его рюкзак и руки уже не в фокусе, поскольку ГРИП в этой сцене составляет всего несколько милиметров.

Рис. 8. Игрушка, снятая крупным планом объективом 100мм при f/ 8 (масштаб 1:2)

ГРИП при одинаковом приближении (продолжение темы)


Чем дальше, тем интереснее. Как упоминалось в предыдущем разделе, при макросъемке фокусное расстояние объектива не влияет на ГРИП. Это так отчасти, но для объективов с симметричной оптической схемой есть исключение. При масштабе съемки начиная примерно от 1:10, симметрические объективы нужно брать во внимание.

Это можно проверить с помощью коэффициента увеличения зрачка P (puppil magnification) (отношение диаметра выходного зрачка к диаметру входного зрачка). В соответствии с этим коэффициент P будет равен единице в объективах с симметрическими схемами, больше единицы в ретрофокусных схемах объективов и меньше единицы в телеобъективах.

Идея, что объектив с большим фокусным расстоянием дает большую глубину резкости, чем объектив с меньшим фокусным расстоянием может показаться спорной, но этот эффект имеет место, и он происходит из-за оптической схемы а не из-за фокусного расстояния.

Сущестуют макрообъективы с фокусным расстоянием 200mm и предположительно, что их коэффициент увеличения зрачка P даже меньше чем 0.7. Но, при условиях одинаковой компоновки кадра, макро телеобъектив имеет преимущества перед объективом с симметричной схемой с меньшим фокусным расстоянием. Это увеличение дистанции фокусировки, а с этим и увелиение ГРИП а также более узкий угол обзора, что дает меньше деталей на фоне и большее относительное размытие фона. Конечно, если в макросъемке требуется меньшая ГРИП и больший угол обзора, то лучше подойдет объектив с меньшим фокусным расстоянием.

Подведем итоги вышесказанного:
1. Если для обоих объективов с разным фокусным расстоянием дистанция до объекта фокусировки намного меньше, чем гиперфокальное расстояние, ГРИП по сути одинаковая.
2. Если расстояние до объекта съемки больше гиперфокального расстояния, объектив с более коротким фокусным расстоянием дает большую ГРИП.
3. Если оптические схемы объективов одинаковые, то можно третий пункт не рассматривать. Но если схемы объективов разные (разные коэффициенты P), то второй пункт еще будет актуален, но первый подлежит пересмотру. В зависимости от оптической схемы ГРИП на ближних дистанциях может отличаться.

Что такое глубина резкости или ГРИП. Часть 1

Что это такое? Что попадет в резкость на фото, а что окажется не в фокусе? Как размыть фон на фотографии?

Что такое глубина резкости?

Наверняка вы замечали, что фотоаппарат может сфокусироваться только на определенной дистанции, а всё, что находится перед или за местом фокусировки, оказывается размыто. Почему так? Во всем виноваты законы физики и оптики. Важно понимать, что объектив всегда фокусируется на определённой дистанции, а не на конкретном объекте съёмки. В этом легко убедиться: все предметы, находящиеся на что же дистанции, что и объект съёмки, окажутся тоже резкими.

Простое представление о глубине резкости.

Глубиной резкости изображаемого пространства (ГРИП) называется диапазон расстояний на снимке, в котором предметы воспринимаются как резкие.

Мы видим, что в этом определении говорится лишь о восприятии изображения человеком. Глядя на любое фото, мы сможем легко заметить, что четких границ у резкого и не резкого изображения не существует. Резкость плавно переходит в нерезкость, и каждый наблюдатель может сам в зависимости от своего восприятия проводить черту между резким и не резким в кадре.

На фотографии нет четких границ между резким и не резким: переход осуществляется плавно.

Дело в том, что только на дистанции фокусировки объектив дает максимально резкое изображение (в точке фокуса). Всё, что находится на других дистанциях, постепенно размывается, по мере отдаления от дистанции фокусировки. Сразу отметим, что при определении ГРИП во время съемки фотограф опирается прежде всего на свои глаза и опыт. В следующей статье мы поговорим и о том, как рассчитывают глубину резкости с высокой точностью и какие для этого существуют инструменты .

А пока я предлагаю обсудить как и, главное, для чего изменять глубину резкости. Ведь ГРИП — важный творческий инструмент, с которым должен уметь работать каждый фотограф.

От чего зависит глубина резкости?

Глубину резкости можно регулировать: увеличивать и уменьшать. За это отвечают следующие параметры

  • Дистанция до точки фокусировки: чем больше дистанция, тем глубина резкости больше, фон и передний план будут становиться резче. Чем дальше вы находитесь от объекта, на котором фокусируетесь, тем глубина резкости будет больше. Сравним кадры, сделанные при одинаковых параметрах, но на различной дистанции до объекта съемки:

При малой дистанции съемки и глубина резкости будет небольшой.

При большой дистанции съемки и глубина резкости будет большой. При тех же параметрах съемки, что в случае с левым кадром, в резкость попал весь Кремль.

  • Фокусное расстояние объектива: чем фокусное расстояние больше, тем глубина резкости меньше.

Сравним снимки, сделанные с одинаковой дистанции, но при разных фокусных расстояниях, при разном угле обзора.

Кстати, поэтому на компактных аппаратах фон размыть сложнее, нежели на зеркалках. Объективы компактов имеют достаточно короткое фокусное расстояние (чтобы дать нужный угол обзора при использовании маленькой матрицы). Оттого глубина резкости на компактах получается значительно больше и фон хуже размывается.

  • Диафрагма: чем более открыта диафрагма, тем глубина резкости меньше. Cравните кадры, сделанные при разных диафрагмах:

Чем сильнее закрываем диафрагму — тем больше глубина резкости.

Как правило, во время съемки глубину резкости регулируют именно за счет изменения диафрагмы. Ведь фокусное расстояние и дистанцию съемки зачастую поменять сложнее.

Когда необходима большая глубина резкости?

Во многих случаях нужна достаточная глубина резкости, чтобы в нее вошел весь наш сюжет. Прежде всего на ум приходит пейзажная съемка. Ведь при съемке пейзажа хочется показать резко как передний, близкий к нам план, так и фон. Поэтому пейзажи, как правило, снимаются на закрытых диафрагмах. Обычно значения диафрагмы при съемке пейзажа варьируются в районе от F8 до F16.

На переднем плане — красивый камень, на заднем — живописные горы. Конечно, хочется сделать резким и то, и другое. Поэтому фотограф закрыл диафрагму, тем самым добившись нужной глубины резкости.

Исключения могут составлять разве что пейзажи без близкого переднего плана, когда все объекты от нас сильно удалены. А раз дистанция съемки велика, значит и диафрагму закрывать не обязательно.

В данном пейзаже все предметы сильно удалены от фотографа, находятся на большой дистанции. Значит, данный кадр можно снимать на открытой диафрагме. Я для съемки выбрал диафрагму F6.3

Вообще, прикрывать хоть немного диафрагму приходится почти всегда, когда мы имеем дело с многоплановой композицией. Даже если это не пейзаж, а групповой портрет или съемка предметов. Кстати, именно при коммерческой съемке предметов (для фотостоков, для каталогов) часто требуется прикрыть диафрагму, чтобы наш объект полностью попал в глубину резкости. Ведь если мы снимаем мелкие вещи с близкой дистанции, глубина резкости может быть очень маленькой. При коммерческой предметной съемке полная резкость предмета — важное требование, предъявляемое к фотографиям. А вот в творческой съемке предметов можно играть с диафрагмой и глубиной резкости как захочется.


Пример съемки предметов с малой и с большой глубиной резкости. Кстати, о том как снят этот натюрморт, вы можете узнать из выпуска рубрики “Как это снято”.

На очень малых дистанциях производится и макросъемка. Поэтому, чтобы малюсенький цветочек, жучок или ювелирное изделие было достаточно резким, диафрагму закрывают, причем весьма значительно. При макросъемке часто пользуются диафрагмами от F16 и даже более закрытыми. Многие макрообъективы, например Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor, позволяют закрыть диафрагму аж до значения F32 (для обычных объективов значение минимальной диафрагмы колеблется обычно в пределах F16-F22)

Пример макросъемки: капля скатывается по лепестку розы. Кадр сделан макрообъективом Nikon AF-S Micro Nikkor 60mm f/2.8G ED. Дистанция съемки весьма мала (несколько сантиметров). Как видите, глубина резкости не так уж велика: в нее вошла лишь сама капля и края лепестка. Однако даже для такой небольшой ГРИП пришлось закрыть диафрагму до F18.

Почему диафрагму не принято закрывать до самого предела?

Вообще, отвечая на этот вопрос, стоит сразу сказать, что максимальную резкость в точке фокусировки объективы обычно дают на диафрагмах F8-F11. При более закрытых значениях глубина резкости продолжает увеличиваться, но детализация начинает постепенно падать, заметно снижаясь при приближении к максимальным значениям. Тут сказывается и явление дифракции. Поэтому, чтобы не портить резкость изображения, фотографы за редкими исключениями (например макросъемки), предпочитают не снимать на диафрагмах типа F22, F32.

Когда необходима маленькая глубина резкости?

Малая глубина резкости как правило нужна тогда, когда мы хотим выделить объект съемки резкостью, а остальной фон размыть. Конечно же, речь идет прежде всего о портретной съемке. В портрете фон размывают для того, чтобы ничто нас не отвлекало от главного героя кадра — человека.

А многим очень нравится просто делать снимки с размытым фоном, играя с боке (рисунок с “кружочками” в зоне нерезкости). Таким образом можно снимать почти всё, что угодно: цветок на клумбе, красивый фонарь в городе, кулинарное изделие или куклу.

Пример съемки предмета на открытой диафрагме с размытым фоном.

Как размыть фон на фотографии?

Чтобы красиво размыть фон на фотографии и получать красивое боке, достаточно понять, что размытый фон — это следствие малой глубины резкости. А теперь мы уже знаем, как ее уменьшают и увеличивают — с помощью диафрагмы, фокусного расстояния объектива и выбора дистанции съемки.

Если мы снимаем с малой глубиной резкости, то всё, что не вошло в нее, окажется размытым, включая и фон.

Для съемки с малой глубиной резкости на зеркалки и беззеркалки, как правило, используют светосильные объективы с фокусным расстоянием более 35 мм на открытой диафрагме, снимая с не очень большой дистанции. Отличным выбором для фотографирования с размытым фоном станут телеобъективы вообще и портретная оптика в частности. В качестве примера объективов, которые красиво размывают фон, приведем Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor, Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor и Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor.

Мастер Йода рекомендует:  11 навыков, которыми вы должны овладеть, чтобы зарабатывать по $100 тысяч в год, будучи инженером в

А вот при использовании компактнных камер и камер системы Nikon 1, фон будет размыть сложнее: поскольку в них установлена меньшая по размеру матрица, то для получения должного угла обзора, используется оптика с гораздо более коротким фокусным расстоянием. А мы знаем, что чем короче фокусное расстояние — тем глубина резкости больше и тем сложнее размыть фон. Впрочем, попытаться размыть фон можно и на компактной камере. Для этого лучше всего снимать на максимальном зуме (то есть на максимальном фокусном расстоянии объектива) и с очень короткой дистанции.

В следующей статье мы познакомимся с тем, как точно рассчитать глубину резкости и как сделать так, чтобы весь кадр стал резким. Оставайтесь с нами!

Глубина резкости

Всем привет, сегодняшний Photoshop урок посвящён созданию эффекта глубины резкости. Глубина резкости – это эффект, получаемый при фотосъёмке объективом с маленьким фокусным расстоянием. Глубина резкости активно используется в целях придания изображению выразительности и выделения главного объекта съёмки.

Для создания глубины резкости в Photoshop мы будем использовать карты глубины. Карта глубины – это чёрно-белое изображение, которое “подскажет” фильтру Lens Blur (который и создаст глубину резкости) какую часть изображения надо оставить чёткой, а какую нужно размыть. Белый цвет на изображении соответствует максимальному размытию, в то время как при чёрном цвете размытия не будет вовсе.

Ну что, вы готовы? Тогда приступим!

Создание глубины резкости

1. Для начала найдите изображение, в котором будет видна какая-никакая перспектива (дабы было что размывать). У меня под рукой было небольшой выбор, и я взял такое:

Не идеал конечно, но я думаю подойдёт.

Нам нужно добиться, чтобы девушка с медведем оставались в фокусе, а ледяные скалы на заднем плане были размыты. Причём, чем ближе к скалам, тем сильнее размытие.

2. Создайте новый слой и залейте его чёрно белым градиентом таким образом, чтобы белая область приходилась на дальние скалы и небо, а чёрная – на льдину, на которой сидит девушка.

Для наглядности посмотрите на изображение ниже:

Я удалил половину градиента, и теперь можно увидеть как будет реализован эффект глубины резкости: чем ближе оттенок серого к белому цвету, тем сильнее будет размытие. Снимите пока видимость слоя с градиентом (щёлкните по иконке глаза рядом с миниатюрой слоя)

3. Теперь нужно залить чёрным цветом силуэт девушки и медведя (это сообщит фильтру Lens Blur, что их размывать не нужно), и серым цветом силуэт скалы справа. Для этого сделайте выделение девушки с медведем (используйте Pen Tool, Quick Selection Tool, или любой другой удобный вам инструмент выделения), создайте новый слой, и залейте силуэт чёрным цветом с помощью инструмента Pain Bucket Tool (G) (Заливка):

Теперь таким же образом выделите и залейте скалу справа (не забудьте создать новый слой) цветом #323332 (можете взять цвет светлее, если хотите большее размытие). У вас должно получиться что-то похожее:

4. Теперь перейдём к созданию самого эффекта глубины резкости. Сделайте видимым слой с градиентом, и слейте все 3 слоя (выделите их и нажмите Ctrl+E):

Как вы наверно догадались, мы получили ту самую карту глубины, про которую я говорил в начале урока.

5. Выделите всё содержимое слоя (Ctrl+A), скопируйте (Ctrl+C) и перейдите во вкладку Channels панели слоёв. Создайте новый канал:

Появится канал под названием Alpha 1, выберите его и вставьте скопированную ранее карту глубины (Ctrl+V):

6. Перейдите снова на канал RGB, кликнув по нему. Панель каналов сейчас должна выглядеть так:

Возвращаемся на вкладку Layers, и скрываем слой с картой глубины:

7. Пришло время применить фильтр Lens Blur. Идём в Filter (Фильтр) -> Blur (Размытие) -> Lens Blur и выставляем такие настройки:


Главное, на что здесь нужно обратить внимание, это параметр Depth Source, нужно поставить туда нашу карту глубины (Alpha 1). Параметр Radius регулирует силу размытия, я установил 15. С остальными настройками вы можете экспериментировать.

Вот и всё, урок закончен, и теперь у вас в руках способ создания реалистичной глубины резкости. Результат выглядит вот так:

Если в процессе выполнения этого photoshop урока у вас возникли какие-либо вопросы, задавайте их в комментариях. Я прощаюсь с вами до новых встреч, и желаю творческих успехов!

Что такое глубина резкости и как ей управлять

Наверно вы обращали внимание, что на одних фотографиях и передний план и фон одинаково резкие, а на других — наоборот, что-то оказывается размытым. Когда заходит речь о резкости и размытии в фотографии нельзя не упомянуть о таком термине как глубина резко изображаемого пространства (ГРИП).

Говоря простым языком, ГРИП — это область пространства в которой объекты съемки получаются четкими. Эта область расположена «вокруг» плоскости фокусировки (плюс-минус какое-то расстояние).

Мне слушатели иногда задают вопрос — для чего вообще нужно размывать задний план, ведь хорошо, когда на фотографии все четко! Да, в чем-то они правы, но лишь частично. Вместо того, чтобы пускаться в длительные рассуждения, я приведу два примера фотографий. Фотографии могут показаться совсем разными, но на обоих снимках задачей фотографа было сконцентрировать внимание зрителя на объекте переднего плана. Возьмем для начала простые примеры из «бытовой» фотографии — любимая всеми макросъемка.

Предположим, стоит задача — сфотографировать цветущее комнатное растение, стоящее на окне.

Внимание, вопрос. Какой объект привлекает ваше внимание больше всего? По-моему — старый грузовик на заднем плане! Но никак не красные цветочки. Из-за огромной глубины резкости одинаково четко получился и цветок на окне и пейзаж за окном, который притягивает на себя лишнее внимание зрителя. Чтобы сконцентрировать внимание на чем-то одном, оно должно быть единственным объектом в фокусе. Такое достижимо только с малой глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).

Как управлять глубиной резко изображаемого пространства?

Не буду утомлять рассуждениями, а просто перечислю три вещи, от которых зависит ГРИП.

Дистанция до объекта съемки

Диафрагменное число

Как уже говорилось ранее, диафрагма — это «зрачок» объектива. Чем шире он открыт, тем меньше глубина резкости.

Как задать значение диафрагмы?

В старых фотоаппаратах значение диафрагмы менялось вращением специального кольца на объективе. На современных автофокусных объективах этого кольца нет (за очень редкими исключениями) и диафрагму можно установить, переведя фотоаппарат в режим AV или A (от английского слова Aperture, которое соответствует русскому слову диафрагма), не путать с Auto!

Переводим диск выбора режима в положение A (AV). Отныне это будет для нас основной режим съемки!

Нетрудно заметить, что при повороте управляющего колесика на дисплее мелькают числа с приставкой «F»: 2, 2.8, 3.5, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22. Это и есть значения диафрагмы, или диафрагменные числа.

Как связано диафрагменное число с диаметром отверстия?

Открытая диафрагма Закрытая диафрагма Диафрагма 2 , ГРИП минимальна Диафрагма 22 , ГРИП максимальна

Правила простые:

Чем сильнее зажата диафрагма (большое диафрагменное число), тем больше глубина резко изображаемого пространства;

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резко изображаемого пространства;

Чем меньше дистанция до объекта съемки, тем меньше глубина резко изображаемого пространства.

Посмотрим, как действуют эти правила, рассмотрев несколько примеров в следующем разделе.

Как использовать ГРИП?

Научиться управлять глубиной резкости — это полдела. Самое важное — знать, когда глубина резкости нужна большая, а когда маленькая. В одних видах фотосъемки глубина резкости должна составлять считанные сантиметры, в других — наоборот, быть как можно больше.

Когда нужна большая глубина резкости?

В первую очередь тогда, когда объекты съемки расположены на разном удалении от фотографа и нужно обеспечить, чтобы на фотографии они были четкими. Чаще всего это — пейзажная фотография. Посмотрите на этот пример:

Заметно, что на этой фотографии резко все — от травы под ногами до листвы деревьев на заднем плане. Чтобы понять, как это сделать, посмотрим, при каких условиях была сделан этот фотоснимок.


Фокусное расстояние — 24 мм

Фокусировка производилась на второй столбик изгороди.

Как мы знаем, сочетание небольшого фокусного расстояния и прикрытой диафрагмы способствуют увеличению ГРИП, что и видно из данного примера.

Второй, не менее распространенный пример, когда нужна большая глубина резкости — это съемка на фоне чего-то. Такие фотографии обычно делаются во время туристических поездок, когда мы фотографируемся на фоне достопримечательностей. Это направление фотографии часто называют «тревел-фото».

Принцип тот же самый — уменьшаем фокусное расстояние, прикрываем диафрагму. При уменьшении фокусного расстояния сразу убиваем двух зайцев — получаем большой угол обзора (то есть, возможность уместить в кадр крупные объекты — дворцы, соборы, памятники, не отходя от них на расстояние пушечного выстрела) и увеличиваем глубину резкости (таким образом в зоне ГРИП получается и передний и задний планы).

Когда нужна малая глубина резкости?

Разумеется, основной жанр фотографии, в котором используется малая ГРИП — это портрет. Характерная особенность одиночного портрета — всего один объект съемки, на котором должно быть сконцентрировано все внимание. Логично, что глубина резкости при портретной съемке должна вмещать лицо человека, а все то что находится на заднем плане — размыть, и чем сильнее, тем лучше, чтобы не мешало и не отвлекало внимания зрителей. Смотрим пример портретной фотографии (фото из семейного альбома, да простят меня читатели — я больше пейзажист, поэтому с портретами в моей коллекции негусто).

Фокусное расстояние — 58 мм

Фокусировка на глаза

Данная фотография иллюстрирует, что такое размытие заднего плана и благодаря чему оно достигается — увеличенное фокусное расстояние и открытая диафрагма. В данном случае использовался объектив Гелиос-44М, имеющий фокусное расстояние 58 мм (то есть это что-то между «нормальным» объективом и «портретником») и светосилу f/2. При максимально открытой диафрагме ГРИП составила всего несколько сантиметров.

Однако, не стоит бездумно «щелкать» все портреты с полностью открытой диафрагмой. Во-первых, возможен вариант, когда ГРИП будет слишком мала, чтобы полностью вместить в себя все что нужно. Вот пример неудачной фотографии:

Несмотря на забавный сюжет, у фотографии есть серьезный недостаток. Обратите внимание, что морда кота находится вне зоны резкости, что вызывает некий визуальный дискомфорт, в итоге изначально интересный сюжет загублен неграмотным исполнением. Но и это не самое страшное!

Действительно страшное начинается, когда мы фотографируем групповой портрет, где люди стоят в несколько рядов, и пытаемся сделать это на открытой диафрагме. Результат предсказуем — один ряд получается резким, а остальные размытыми. Ниже приведен пример неудачной с точки зрения ГРИП групповой фотографии. Благодарю Светлану Чепурную за предоставленный пример.

Разумеется, чтобы на глазок выставить фокусное расстояние и диафрагму для обеспечения нужной ГРИП нужна практика. Возможно, для этого потребуются месяцы тренировок чтобы научиться чувствовать «золотую середину» — в этом одна из сложностей портретного жанра. А пока предлагаю попрактиковаться на своеобразном «тренажере». По ссылке ниже находится Flash-приложение, которое рассчитывает глубину резко изображаемого пространства в зависимости от дистанции фокусировки, фокусного расстояния и значения диафрагмы.

Программа расчета глубины резко изображаемого пространства (ГРИП)

Для любительских зеркалок с матрицей APS-C выбирайте размер сенсора 22.5 * 17 мм (чтобы задать этот параметр нажмите «знак вопроса» в верхнем правом углу).

Программа расчета ГРИП позаимствована с сайта www.rwpbb.ru (по ссылке — ее подробное описание).

Вопросы для самоконтроля

1. Попробуйте сфотографировать кого-нибудь или что-нибудь с одинаковым масштабом, но разными фокусными расстояниями (зафиксировав при этом диафрагму). Для этого вам придется менять и точку съемки. Как при этом меняется ГРИП?

2. Повторите эксперимент, зафиксировав фокусное расстояние и меняя лишь диафрагму. Проследите за глубиной резкости. Как при этом меняется ГРИП?

3. Вопрос повышенной сложности. Зеркалка и мыльница при одинаковом угле охвата объектива имеют разную глубину резкости при одинаковой диафрагме — у зеркалки ГРИП меньше, у мыльницы — больше. Попробуйте объяснить, почему? Подсказка — используйте программу для расчета ГРИП и попытайтесь «сфотографировать» девушку в одинаковом масштабе с матрицей 6.2*4.5 мм (мыльница) и 36*24 мм (полнокадровая зеркалка). Если вопрос вызывает затруднения, воспользуйтесь Гуглом 🙂

Имитация глубины резко изображенного пространства (ГРИП)

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) — глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости) в фотографическом деле — расстояние между ближней и дальней границами пространства, измеренное вдоль оптической оси, при нахождении в пределах которого объекты находятся в фокусе (на снимке получаются достаточно резко).

История
Леонардо Да Винчи считают изобретателем «воздушной перспективы», согласно которой удаленные предметы изображаются в дымке, с размытыми контурами (сфумато) и более холодным тоном, чем формы переднего плана картины. Таким образом картинам добавлялся больший реализм. Этот эффект ничто иное как имитация ГРИП. Имитация ГРИП в современном мире часто используется в трёхмерной графике и компьютерных играх.
С времени появления очков в 1285 г., а именно с началом использования двояковыпуклого стекла в камере можно начать историю эффекта ГРИП в фотоделе. Большой вклад в историю развития фотоаппарата и оптики внесли великий русский ученый М. В. Ломоносов и математик Эйлер, работавший в Российской Академии наук.

Общие сведения
ГРИП — понятие не строго математическое, поскольку плоскость наведения всегда одна. Размеры же пятен рассеяния образующих изображение, в частности, зависят от расстояния точек объекта до плоскости наведения. Чем больше диаметр такого пятна, тем менее резкое изображение объекта. Однако, точки предметов, расположенных вне плоскости наведения, могут изображаться достаточно резко если диаметры соответствующих кружков (пятен) рассеяния не превышают определённых величин. Считается, что если пятно рассеяния меньше 0,1 мм при рассматривании изображения с расстояния 25 см, человеческий глаз воспринимает его как резкое.
На глубину резко изображаемого пространства влияет значение установленной диафрагмы, формат кадра (или размер светочувствительной матрицы) и расстояние до объекта фокусировки (съёмки).
При прочих равных условиях, глубина резкости будет увеличиваться:
• при уменьшении относительного отверстия,
• при увеличении расстояния до объекта съемки,
• при уменьшении размера светочувствительного материала.

Соответственно, при прочих равных условиях, глубина резкости будет уменьшаться:
• при увеличении относительного отверстия,
• при уменьшении расстояния до объекта съемки,
• при увеличении размера светочувствительного материала.

Широко распространено утверждение, что ГРИП зависит также от фокусного расстояния объектива, то есть у телеобъективов при прочих равных условиях ГРИП меньше, чем у широкоугольных объективов. Это утверждение некорректно, так как при различном фокусном расстоянии и прочих равных условиях получаются кадры, которые некорректно сравнивать. Если же получить ими сравнимые кадры (речь идет о масштабе изображения конкретной сцены), то ГРИП окажется одинаковой, однако при использовании объективов с большим фокусным расстоянием максимальный размер кружка рассеяния превышает соответствующую величину для короткофокусных объективов. Как следствие, несмотря на одинаковую глубину резкости, фон в случае съёмки длиннофокусным объективом будет размыт сильнее.

Расчет ГРИП
Для определения глубины резко изображаемого пространства имеются точные и упрощённые формулы.
Точные формулы для расчёта ГРИП: Формула 1 , Формула 2 .
R1 — передняя граница резко изображаемого пространства;
R — расстояние в метрах, на которое производится наводка на резкость;
R2 — задняя граница резко изображаемого пространства;
f — фокусное расстояние объектива (абсолютное, а не эквивалентное), в формулу подставляется значение в метрах;
K — знаменатель относительного отверстия объектива (число диафрагмы);
z — диаметр диска нерезкости (размытости) или допустимый кружок рассеяния, для негативов форматом 24х36 мм равный 0,03-0,05 мм (в формулу подставляется значение в метрах).
Глубина резко изображаемого пространства P определяется разностью между задней и передней границами резкости: Формула .

Упрощённые формулы расчета ГРИП
Из формул видно, что глубина резко изображаемого пространства тем больше:
• чем меньше величина главного фокусного расстояния: короткофокусные объективы обладают большей глубиной резкости, чем длиннофокусные;
• чем дальше расположена плоскость наводки на резкость;
• чем меньше относительное отверстие объектива, то есть чем больше число диафрагмы;
• чем больше допустимый диск нерезкости (размытости).
Наиболее просты и удобны для практики формулы, в которые введено гиперфокальное расстояние, или «начало бесконечности».
Гиперфокальное расстояние — удвоенное расстояние от объектива, сфокусированного на бесконечность, до ближайшей границы резко изображаемого пространства. Его находят по формуле: Формула .
f- фокусное расстояние;
K — знаменатель относительного отверстия;
z — диаметр диска (пятна) рассеяния;
H — гиперфокальное расстояние.
Если наводку на резкость делать по предмету, расположенному от объектива на гиперфокальном расстоянии, то резко изобразятся все объекты, лежащие от горизонта (фотографической бесконечности) до половины гиперфокального расстояния, то есть глубина резко изображаемого пространства значительно увеличится в сторону фотоаппарата.

Использование гиперфокального расстояния очень упрощает формулы расчета границ резко изображаемого пространства: Формула 1 , Формула 2 , Формула 2 .
R1- передняя граница резко изображаемого пространства;
R — расстояние, на которое производится наводка на резкость;
R2 — задняя граница резко изображаемого пространства;
H- гиперфокальное расстояние при данном относительном отверстии.

Из формул следует, что зона резкости по протяженности больше от плоскости наводки до задней границы резкости, чем от плоскости наводки до передней границы резкости.

Для определения плоскости наводки R при заданных передней и задней границах резкости пользуются формулой: Формула .

Применение
При репортажной съемке, то есть съемке событий, имеет смысл добиваться максимальной ГРИП, чтобы на снимке было видно больше деталей. При съемке портретов и в художественной фотографии, наоборот, иногда стараются уменьшить ГРИП, чтобы выделить человека или объект из фона.

При съемке на пленочные фотоаппараты есть одна особенность: чувствительность пленки фиксирована и следовательно для изменения ГРИП, изменяя диафрагму, важно остаться в пределах допустимой выдержки большинства пленочных фотоаппаратов. (1/30-1/500). Пример: Пленка ISO-100, портрет, солнечный день. Все в пределах допустимого, то есть диафрагма для портрета открыта максимально (2-2,8), чтобы создать минимальную ГРИП, выдержка — 1/125-1/500. Все получается отлично, но фото, на которой ГРИП должна быть максимальной, а следовательно диафрагму необходимо закрыть, выдержка переходит в диапазон меньше 1/30, что делает невозможной съёмку без использования штатива. Поэтому при выборе светочувствительности плёнки необходимо учитывать эту особенность и делать выбор приблизительно таким образом:
Солнечно Пасмурно Темно
Минимальная ГРИП ISO-100 ISO-200 ISO-400
Максимальная ГРИП ISO-800 ISO-1600 ISO-3200

Добавить комментарий