GlassBox Javascript для новичков


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

JavaScript для начинающих – простые примеры

Всем привет, вот и пришло время узнать нам с Вами основы JavaScript, так как JavaScript является той технологией, с помощью которой можно организовать динамические HTML страницы у себя на сайте.

Примечание. Данный урок предназначен в большей степени для тех пользователей, которые понимают общие принципы программирования, а также знают основы HTML. Если Вы не знаете что такое тег ol и li, то Вам лучше познакомиться сначала с основами HTML. Также, если Вы не знаете что это за конструкция if…then…else (это общий вид), рекомендую узнать общие принципы программирования в не зависимости от языка программирования. Только в этом случае можно начать изучать JavaScript. И этот урок будет для Вас максимально полезен.

Основы JavaScript — теория

И начнем как обычно с основ, т.е. с определения, что такое JavaScript? JavaScript – это скриптовый язык программирования, код которого выполняется на стороне клиента (пользователя). Применяется обычно для организации на сайте динамических HTML страниц, без перезагрузки самой страницы, т.е. без обращения к серверу.

Зачем нужен JavaScript?

А зачем Вы спросите организовывать динамические страницы?

Во-первых, это красиво, удобно и современно.

Во-вторых, для того чтобы сделать любое изменение на сайте необходимо перезагрузить страницу, при этом у сервера будут отниматься ресурсы, а теперь представьте что у Вас посещаемый сайт и таких обращений очень много, Ваш сервер будет просто перегружен. А так как JavaScript — это клиентская технология, обращения к серверу не нужны. Вся программа на JavaScript будет выполняться непосредственно у Вас на компьютере или на компьютере пользователя, который зашел к Вам на сайт.

Теперь поговорим конкретней для чего можно использовать JavaScript у себя на сайте? Например, для динамически выпадающего меню или появления, исчезания каких-то элементов управления. В общем можно сделать практически все что угодно.

Сейчас давайте разберемся с принципами этого языка программирования. JavaScript не строго типизированный язык программирования. Точку с запятой в конце каждой строки можно не ставить, но лучше ставить, для того чтобы самим лучше понимать и читать код, но если Вы вдруг забыли поставить точку с запятой, то никакой ошибки не будет в отличие, например, от языка PHP.

В процессе формирования HTML страницы браузером, сам браузер не только отрисовывает ее, но и формирует так называемое дерево элементов, которое состоит из узлов. А каждый узел формируется на основе кода HTML. Исходя из всего сказанного, можно сказать, что JavaScript может изменять это дерево и соответственно изменять сам код HTML, а как следствие изменять отображение HTML страницы в браузере. Под изменением дерева элементов понимается как само изменение некоторых узлов, так и удаление, добавление этих самых узлов. Чтобы было понятней, узел формируется на основе элементов в HTML, другими словами, тегов или самого содержимого, т.е. текста. Например, следующий код HTML можно отобразить в виде дерева элементов.

Код HTML:

Узлы этого кода:

Корневой Узел – html

Дочерний Узел узла HTML — body

Дочерний Узел узла body – p

Дочерний Узел узла p — сам текст (текст является отдельным узлом, это нужно помнить при добавлении, удалении и изменении текста).

Надеюсь с этим понятно, перейдем непосредственно к синтаксису и написанию первых программ на JavaScript.

По началу мне показалось, что JavaScript очень схож, с серверным языком программирования PHP, но это только в некоторых конструкциях, да, кстати, он также схож и с просто языком программирования JAVA, но на самом деле схоже написание нескольких конструкций и называние этих языков, но в остальном, имеется в виду в принципах программирования, это две разные вещи. Кстати, JavaScript никак не связан с языком JAVA, если только названием, поэтому не путайте JavaScript — это один язык программирования, а Java — это совсем другой. Но почему его назвали именно JavaScript? Да потому что в то время, когда разрабатывали JavaScript, был сильно популярен язык Java, и поэтому разработчики JavaScript решили переименовать свой язык LiveScript (так он изначально назывался) в JavaScript, а также изменили написание базовых конструкций, похожих на Java. Кстати, JavaScript официально называется ECMAScript, существует одноименный стандарт. Это для того чтобы не было проблем с владельцами торговой марки Java. Таким образом, JavaScript и JAVA — это совершенно два разных языка программирования. А почему у всех на устах название JavaScript? Да потому что просто так привыкли, и все называют язык ECMAScript языком JavaScript.

Пример кода JavaScript

Хватит лирического отступления от сути нашего вопроса, перейдем к тому, как нам изменять эти самые узлы в этом дереве. Как обычно мы это сделаем на примере. Ниже у нас есть небольшой список, как нам в него добавить (или удалить) еще несколько значений? Попробуйте нажать «Добавить в список» и у Вас откроется окно для ввода, введите название нового пункта и нажмите OK. Как все это происходит, давайте разбираться.

Сам пример:

  1. Первоя строка
  2. Вторая строка
  3. Третья строка

Добавить в список

Удалить из списка

Код JavaScript:

Код HTML:

В самом коде я написал комментарии, поэтому я думаю проблем возникнуть не должно, что для чего. Но я все равно поясню общую картину.

У нас есть некий список, помеченный >

1. addLi() –для добавления новых строк.

В функции addLi мы просим пользователя ввести название новой строки с помощью встроенной функции prompt, и помещаем это название в переменную stroka (как Вы уже, наверное, поняли, переменные объявляются с помощью оператора var).

Затем с помощью метода getElementById объекта document, находим нужный нам id списка.

Потом с помощью метода createElement все того же объекта document, создаем элемент LI (Вы, наверное, заметили, что при создании элемента, его название пишется с большой буквы).

Далее с помощью метода appendChild мы присваиваем нашему списку еще один новый пункт LI.

Затем мы создаем новый узел текст и передаем ему значение, которое ввел пользователь в нашу переменную stroka.

И снова присваиваем, только уже элементу li, новое его значение (или его дочерний узел, т.е. текст) с помощью метода appendChild.

2. deleteLi() – для удаления этих строк.

Здесь мы также находим наш список с помощью метода document.getElementById и передаем ему значение spisokst.

Затем заводим новую переменную lastLi и присваиваем ей значение последнего пункта в нашем списке (ol.lastChild).

Здесь существует небольшая проблема, по стандарту при формировании страницы HTML все пробелы, табуляции, комментарии в коде HTML учитываются, но не выводятся на экран, поэтому запомните, при обращении к последним элементам, какого-нибудь узла, там может оказаться пробел, табуляция или комментарии, поэтому результат может немного отличатся от действительного, например, если бы я здесь не учел этого, то у меня пункты в списке удалялись через один или, в некоторых случаях, через два клика на кнопку «Удалить из списка» и чтобы этого избежать я проверял, что находится в последнем узле. Если это пока не понятно, можете не запоминать:)

3. Также хочу отметить, что функционал кнопок также реализован на javascript путем обработки событий, например, при клике (событие — onClick=»javascript:addLi()») на кнопку «Добавить в список» запускается функция addLi(), а при клике на кнопку «Удалить из списка» запускается функция deleteLi(). Остальное сделано для визуальных эффектов, пока это можете не запоминать. Например, событие onmouseover означает, что при наведении курсора мыши будет что-то выполняться.

Надеюсь, сегодняшний урок был Вам полезен и интересен, в следующих уроках будем рассматривать уже примеры посложней.

Лучшие способы изучения JavaScript для чайников

Здравствуйте, уважаемые читатели. Пока кто-то истошно ищет на чем бы еще сэкономить, чтобы сохранить уровень своего благосостояния, умные люди вкладывают в себя. Они уже давно поняли, что на знании технологий можно неплохо зарабатывать.

Как именно? У меня примерно 100 статей в блоге, посвящено этому. К примеру, «5 способов заработка на YouTube» или «Как сделать деньги на друзьях Вконтакте». Что уж говорить о тех, кто собирается заняться чем-то серьезным? Компьютерная грамотность среди населения растет, а вместе с ней и количество обучающих материалов. Осталось лишь найти лучшие.

Сегодня мы поговорим про JavaScript уроки для начинающих. Зная этот язык программирования, вы уже сможете искать клиентов и зарабатывать. Для кого-то это станет очередной ступенью к успеху в IT-индустрии.

Из сегодняшней статьи вы узнаете где можно научиться кодить, получите подсказку как сделать это максимально эффективно и быстро или же бесплатно. У каждого человека свои приоритеты, так что я постараюсь реализовать надежды каждого найти в этой публикации нечто полезное.

Вопреки обычаю не стану долго ходить вокруг да около. Информации много. Приступим.

Бесплатные занятия по JavaScript

Финансовый вопрос для множества начинающих программистов имеет первостепенное значение. Это вполне логично. Интернет изначально создавался как база знаний, в которой каждый может найти интересующую информацию. «С чего это вдруг я должен платить?», — вполне естественный вопрос.

К сожалению, ответ на него тоже незатейливый – качество. Слишком мало у нас в стране талантливых и бескорыстных людей, готовых предоставить свое время бесплатно, но не стоит расстраиваться.

К счастью, существуют всякие акции, бонусы и курсы, созданные для повышения PR разработчиков. Малоизвестные школы создают материалы, но первое время, ради отзывов и рецензий, готовы предоставлять их бесплатно. Нужно только попасть в нужное место и найти лучшее для этого время. Мне удалось отыскать неплохой вариант, которым я с удовольствием с вами сейчас поделюсь.

Если вы ничего не смыслите в JS (это всемирное сокращение JavaScript), могу предложить подборку видео с YouTube. Это вводный курс для обучения с нуля, созданный онлайн школой Хакслет.

Вы также можете получить курс « Основы программирования » с заданиями на официальном сайте компании. В 17 часов на обучение входят 27 уроков и 21 практическое упражнение.

После того, как основы будут изучены, можно перейти к следующему шагу « JS: подготовка к работе ». Доступ также предоставляется бесплатно.

Естественно, сам я этот курс не проходил, а потому не могу гарантировать вам качество и рассказать про какие-то особенности обучения. Хакслет появился сравнительно недавно и позиционирует себя как международная команда специалистов, занятых обучением людей с нуля до профессионального уровня.

Англоязычные тексты, курсы, отсылки к знакомым ресурсами типа Лайфхакер и Хабра внушают доверие. Однако, основным преимуществом, на мой взгляд, пока является бесплатность.

Возможно, чуть позже компании удастся проявить себя, доказать свою значимость в этом мире, показать уровень выпускаемые специалистов и добиться славы, успеха и тому подобного.

Без стеснения пишу о плохих сервисах и программах, о чем не так давно рассказывал в своем блоге, но данный проект плохим называть рано. Репутация его кристально чиста, и хоть пока удивить кого-то сертификатом о прохождении обучения из Хакслета не удастся, для кого-то важны знания, а потому и этот вариант нельзя оставлять без внимания.

Михаил Русаков

Не могу также не рассказать про своего собрата по перу, когда речь идет о JavaScript. Михаил Рускаков, как и я, блоггер. Смотрите, существуют «древние» методы обучения, такие как книги. Учиться по ним IT довольно сложно, так как ты не видишь что делает автор. Потому и были придуманы курсы, которые можно скачать и наблюдать за действиями создателя.

Для некоторых людей этот способ является наиболее приемлемым. Все как-то более интимно. Да, здесь нет особых заданий, общение с «учителем» проходит по другой схеме, но самым главным остаются знания.

Мне нравится как подает материал Михаил Русаков. Все очень просто, понятно, а главное ты можешь в любое время подойти к своему ПК, чтобы перейти к следующему уроку. Курс называется « JavaScript, jQuery и Ajax с Нуля до Гуру ».

В нем вы найдете информацию не только о JS, который нужен конкретно сейчас, но и о других языках программирования которые будут полезны для реализации затей и планов. В качестве бонусов – вы получите сведения о создании ProgressBar, симпатичного слайдера и собственного плагина.

Основное преимущество этого метода я уже назвал – интимность обучения, полная независимость, ну и невысокая цена. Думаю, что среди моих читателей обязательно найдутся те, кому этот вариант придется по душе. Остальным же я предлагаю следующий способ постижения JS.

Школы JavaScript

Школа дает полноценные знания, понимание предмета, да и нахождение ученика в некоторых заведениях делает работу ценнее, а ему самому добавляет 100 очков к престижу. Вот о таких «элитных» местах мы сейчас и поговорим.

Существует два института, которые в российском интернете считаются чуть ли не Гарвардами. Один называется «Нетология». Среди учителей именитые дизайнеры, программисты, главы крупных корпораций и так далее. Информация по JS входит в курс « Профессия frontend-разработчик ».

Время обучения занимает около полугода и после этого вы начинаете владеть всеми знаниями, которые необходимы для работы, а также сертификатом о прохождении курса. Естественно, это в него входит не только яваскрипт, но и другие языки программирования.

Правда и обучение не из дешевых – около 40 000 рублей.

Слишком дорого? Тогда рекомендую обратить внимание на альтернативный вариант – «Веб-разработчик» от GeekBrains. Времени этот курс отнимет чуть больше 11 месяцев (в него входит еще и 2 месяца стажировки). Учтите, что не так давно часть этой школы выкупила компания Mail.ru, владеющая Одноклассниками, Вконтакте и другими лакомыми сервисами. Кто знает, может вас тоже направят стажироваться в какую-то именитую фирму. Узнайте об этом чуть больше, в статье про трудоустройство от Mail.

Если нет желания тратить время и изучать так много, можете «выкупить» только ту информацию, что касается JS: «JavaScript. Уровень один» и «JavaScript. Уровень два». Правда, думаю, что в этом случае о стажировке придется забыть. Эту информацию следует уточнить у разработчиков.

Вот в принципе и все. Желаю вам всего доброго. Не забывайте подписываться на мою группу Вконтакте , чтобы знать о заработке в интернете чуть больше. До новых встреч.

Пять книг по JavaScript для начинающих

Мы попросили Леру, автора интерактивных курсов по JavaScript, поделиться пятью, на её взгляд, полезными книгами по JavaScript. Они подойдут для новичков и тех, кто хочет подтянуть знания.

Если вы знаете английский язык, то советуем читать их в оригинале.

JavaScript для детей

Книга подойдёт для тех, кто только начинает изучать JavaScript. Она знакомит с основами и даёт поверхностное представление о языке. В книге три части: основы, продвинутый JavaScript и графика. В ней также есть практические задания, в которых пошагово рассказывается, как написать игру.

JavaScript. Подробное руководство

Эту книгу советуют все и не зря. Она даёт хорошую базу, но тяжеловато читается. В руководстве рассматриваются основы JavaScript, среда разработки сценариев и клиентский JavaScript.

Выразительный JavaScript

Знакомит с основами программирования и языка JavaScript. В ней предлагается выполнить несколько небольших проектов, чтобы закрепить материал. Один из них — создание своего языка программирования. В книге также рассказывается о canvas, SVG и Node.js.

Грокаем алгоритмы

Чтобы стать программистом, надо научиться думать как программист. В этой книге простым языком и с иллюстрациями описываются базовые алгоритмы. Код примеров очень простой, а каждый шаг проиллюстрирован. В конце каждой главы есть вопросы и задания, с помощью которых можно проверить, удалось ли усвоить материал. Подойдёт для новичков, желающих познакомиться с основами.

JavaScript for Web Designers

В книге доступно рассматриваются основы JavaScript. В целом ориентирована на начинающих.

Совет: Читая книги, не забывайте запускать у себя код из примеров. Так вы закрепите прочитанное на практике и лучше усвоите информацию.

12 концепций, которые прокачают ваш JavaScript

Несмотря на уровень знаний вы должны понимать основополагающие концепции языка. Эти 12 концепций, конечно, не охватывают всего, что должен знать разработчик, но важны для любого JS-программиста.

Присвоения примитивных и ссылочных типов

Понимание того, как JavaScript присваивает значение переменной, является залогом работающего кода. Без этого вы можете легко написать код, который непреднамеренно будет изменять значения переменных.

JavaScript всегда использует присвоение по значению. И это очень важно: когда присваиваемое значение является одним из 5 JavaScript’овых примитивов (Boolean, null, undefined, String и Number) — присваивается фактическое значение. Однако, когда присваиваемое значение является типом Array, Function или Object, присваивается ссылка на объект в памяти.

Например, в коде ниже переменной var2 присваивается значение var1 . Т. к. var1 является примитивом (String), то переменной var2 присваивается строковое значение var1 , и она может рассматриваться как отдельная (независимая) переменная. Соответственно, изменения var2 никак не отразятся на var1 .

А теперь попробуем то же самое с типом Object .

Если бы вы ждали от кода выше такого же поведения, как и с примитивами, — это, вероятнее всего, вызвало бы ошибки. Подобное может быть особенно неудобным, если вы решите создать функцию, которая будет изменять какой-нибудь Object .

Замыкания

Замыкания — важный паттерн для приватизации переменной. В примере ниже createGreeter возвращает анонимную функцию, которой доступна переданная переменная greeting со значением «Hello». После эта переменная будет доступна для sayHello .

Или же более «правдоподобный» пример. У вас может быть некая функция apiConnect(apiKey) , которая возвращает некоторые методы с использованием API ключа. В таком случае этот ключ нужно передать только один раз.

Деструктуризация

Деструктуризация — это просто способ извлечения свойств из объектов.

Если вам нужно извлечь свойство, дав ему другое имя, — делайте так:

В следующем примере деструктуризация применяется для «чистой» передачи объекта person в функцию introduce . Иначе говоря, деструктуризация может использоваться для непосредственного извлечения передаваемых параметров. Для тех, кто разрабатывает на React, это может показаться знакомым.

Spread

Нельзя не сказать об этой концепции. Spread — это специальный оператор JavaScript, который позволяет расширять выражения в тех местах, где предусмотрено использование нескольких аргументов.

18 ноября – 20 декабря, Москва, 43 990 ₽


В следующем примере Math.max() не может принять массив arr , т. к. функции с таким аргументом не существует. Math.max() принимает числа отдельными аргументами. Оператор spread (три точки — . ) используется для извлечения отдельных элементов из массива.

Rest-параметры

Rest-параметры позволяют передавать произвольное количество аргументов, принимая их в виде массива.

Методы массивов

С помощью методов массива в JavaScript можно добиться крутых (а порой и элегантных) способов трансформации данных. На StackOverflow часто можно наткнуться на вопросы о том, как работать с массивом объектов.

Ниже будут перечислены некоторые методы массива, сгруппированные по назначению. Однако это далеко не весь список.

map, filter, reduce

В методах map() , filter() и reduce() иногда можно запутаться. Они полезны для трансформации массива или возвращения его агрегатного значения.

  • map(): возвращает массив, в котором каждый элемент изменяется с помощью переданной функции.
  • filter(): возвращает массив с теми элементами, в которых переданная функция возвращает true .
  • reduce(): работа с элементами с сохранением промежуточного результата.

find, findIndex, indexOf

Эти методы очень похожи. Используйте их следующим образом:

    find(): возвращает первый элемент массива, удовлетворяющий определенному условию.

Опять же, обратите внимание, что все числа после 5 удовлетворяют условию, но возвращаться будет только первое значение. Это полезно в случаях, когда вы используете break при первом совпадении.

  • findIndex(): метод идентичен find() , но вместо возвращаемого значения здесь возвращается индекс первого подходящего элемента.
  • indexOf(): метод идентичен findIndex() , но вместо функции он принимает искомое значение. Используйте этот метод в тех случаях, когда вам не нужна функция для проверки элемента на совпадение.
  • push, pop, shift, unshift

    Вот отличные методы, которые позволяют добавлять или убирать элементы в массиве.

    • push(): этот метод относительно простой. Он добавляет элемент в конец массива. Метод модифицирует массив и одновременно возвращает добавленный элемент.
    • pop(): метод удаляет последний элемент массива. Как и в прошлом случае, метод изменяет массив и одновременно возвращает удалённый элемент.
    • shift(): этот метод удаляет первый элемент массива. Метод изменяет массив и возвращает удалённый элемент.
    • unshift(): добавляет один или несколько элементов в начало массива. Как и прошлые методы, он изменяет массив, но возвращает новую длину массива.

    splice, slice

    Эти методы либо изменяют, либо возвращают подмассив элементов.

    • splice(): метод изменяет массив, удаляя или заменяя существующий элемент, и/или добавляет новый. Метод только изменяет массив. Код ниже можно объяснить так: в позиции 1 массива удалить 0 элементов и вставить b.
    • slice(): возвращает подмассив элементов массива, начиная и заканчивая на определённой позиции. Если конечная позиция не указана, возвращается остаток массива. Важно понимать, что этот метод не модифицирует массив, а только возвращает подмассив.

    Метод сортирует массив, основываясь на функции, которая принимает первый и второй элемент. Этот метод изменяет сам массив. Если в массиве порядок элементов не был изменен, метод возвращает 0, если изменён — 1.

    Генераторы

    Не забываем и про них. Генератор определяет, какое значение будет возвращено при следующем вызове next() .

    А вот пример использования генератора для бесконечных значений:

    Разница операторов сравнения (===) и (==)

    Не стоит пренебрегать разницей этих операторов. Оператор ( == ) перед операцией сравнения будет выполнять преобразование типов, а ( === ) делать преобразования не будет.

    Сравнение объектов

    Частая ошибка у новичков в JavaScript — это неправильное сравнение объектов. Дело в том, что переменные объектов хранят в памяти ссылку на объект, а не сам объект. Один из способов сравнения двух объектов — предварительное преобразование их в JSON строку. Однако у этого способа есть недостаток: не факт, что порядок в объекте сохранится. Более безопасный способ сравнения объектов — использование специальной библиотеки, которая сравнивает объекты на более глубоком уровне (к примеру isEqual от loadash)

    Хоть следующие объекты кажутся одинаковыми, они ссылаются на разные объекты в памяти.

    А вот в следующем примере сравнение возвращает true , потому что второй объект приравнивается к первому и они оба ссылаются на один объект.

    Важно понимать разницу между примитивами и ссылочными типами для правильной установки переменной, которая будет ссылаться на объект в памяти.

    Callback-функции

    Многие избегают callback-функции (функции обратного вызова). А зря — ведь это довольно просто! В следующем примере console.log() будет передан в myFunc() в качестве callback-функции.

    Промисы

    Как только вы начнёте понимать работу callback’ов в JavaScript, возможно, совсем скоро вы окажетесь в «аду обратных вызовов». На помощь приходят промисы (англ. Promises). Оберните свою асинхронную логику в промисы: resolve — для успехов, reject — для фейлов. Используйте then для обработки успеха и catch — для обработки фейлов.

    Async Await

    Как только вы разберётесь в промисах, вам может понравиться async await — это«синтаксический сахар» поверх промисов. Ниже пример async функции с await и промисом.

    Заключение

    Если вы не знали ни об одной из этих 12 концепций — не стоит откладывать их изучение в долгий ящик. А если знали — практика лишней никогда не будет.

    codedokode / js-task-1.md

    Простые задачи на яваскрипт

    Сразу расскажу про несколько особенностей яваскрипта, о которых может быть не написано (или мало написано) в учебниках, но которые стоит понимать:

    На 2020 год есть 3 версии: ES3, ES5 (он же ES Harmony), ES6 (aka ES Next или ES 2015). ES значит «ECMAScript», а название «JavaScript» это защищенная торговая марка и ее нельзя так просто использовать. ES3 это версия которая работает во всех браузерах с 2000 года, включая древний IE6. ES5, ES6 (подробнее на learn.JS) — новые, их уровень поддержки браузерами описан тут:

    На 2020 год писать на ES5, а тем более на ES6 рановато, делать это можно, только если ты пишешь какой-то внутренний проект, например, который будет использоваться только внутри компании и у всех пользователей есть современная версия браузера. Некоторые решают эту проблему транспайлером — компилятором, преобразующим ES5/6 код в ES3.

    И еще: язык Ява (Java) не имеет никакого отношения к яваскрипту, похожи в них только название и часть синтаксиса.

    В новом Javascript есть строгий режим:

    В нем некоторые ошибки, которые ранее прощались, становятся фатальными. Обязательно используй этот режим при решении задач.

    Функции и замыкания

    Функции — это объекты. У них есть свойства (например length ) и методы (например toSource , apply и call ). Функции можно хранить в переменных, передавать и возвращать из других функций:

    Функция при создании привязывается к набору переменных родительской функции и потому видит ее переменные:

    • Код 1 видит переменные a, b и функцию f2 (и f1 тоже)
    • Код 2 видит свои переменные d, e, а также родительские a, b, и f2 (и f1 тоже)
    • Код 3 видит переменную f, а также d, e, a, b, f2 (и f1 тоже)

    То есть внутренняя функции видит переменные внешней функции, которые были в момент ее создания. Это называется замыкание.

    Внешняя функция не видит переменных внутренней. Код, находящийся вне функций, в глобальном контексте, не видит внутренние (локальные) переменные.

    Порядок создания переменных

    Локальные переменные (объявленные через var) создаются при входе в функцию, до выполнения ее кода. При этом им изначально присваивается undefined:

    Этот код выполняется так:

    • создать переменную a и присвоить ей undefined
    • выполнить первый console.log
    • присвоить a значение 2
    • выполнить второй console.log

    Копирование по значению и по ссылке

    Примитивные значения дублируются при копировании, копирование объектов просто копирует ссылку на один и тот же объект. Примитивные значения — это не-объекты, то есть null , undefined , числа, true / false , строки. Если ты их присваиваешь переменной, передаешь или возвращаешь из функции, создается новая независимая копия значения:

    Объекты (а это в том числе массивы (Array), функции (Function), регулярки (RegExp), даты (Date)) копируются и передаются в/из функции по ссылке:

    Объекты (а значит и массивы, и функции, так как они тоже ими являются) сравниваются по идентичности, то есть тому, что это ссылки на один и тот же объект:

    Во втором случае у нас 2 разных объекта и получается false . <> всегда создает новый объект. По этой причине <> === <> , [] === [] , function()<> === function()<> всегда дают false . И вообще, любое сравнение объекта с [] или <> даст false .

    Ложные и правдивые значения

    Falsy (ложных? лживеньких?) значений ровно 7, их надо знать наизусть: 0 , -0 (да, в программировании есть отрицательный ноль), NaN , null , undefined , » (пустая строка), false . Все остальные значения truthy, в том числе ‘0’ (строка из символа 0). При преобразовании в логический (булев) тип falsy значения преовращаются в false , а все остальные — в true :

    У примитивных значений (примитивные = не-объекты, то есть числа, строки, true / false / null / undefined ) нет свойств и методов (они есть только у объектов). При попытке обратиться к свойствам/методам примитивов происходит боксинг: яваскрипт создает временный объект из примитива и обращается к нему (сам примитив остается неизменным). Для чисел создается объект «класса» Number, для true / false Boolean, для строк — String (вот мы и узнали, зачем были нужны эти встроенные классы). Для null и undefined выдается ошибка. То есть код

    Превращается внутри в:

    Потому присвоить свойство примитиву можно, но оно не сохранится — ведь оно создалось на временном объекте.

    Это легко объяснить, если записать что происходит с учетом боксинга:

    Боксинг сделан для того, чтобы с примитивами можно было работать как с объектами, например, вызывая у них методы. Само разделение на примитивы и объекты сделано из-за соображений производительности: если бы числа и строки были настоящими объектами, все работало бы медленнее. Если тебе понадобится (100% что не понадобится), ты можешь сделать боксинг и анбоксинг вручную:

    Проверялка для первых 10 задачек от @dkab: http://dkab.github.io/jasmine-tests/ (робот не совершенен и может ошибаться. Если ты думаешь, что он не прав, напиши на codedokode@gmail.com и не забудь приложить свою программу — мы разберемся и вправим ему мозги).

    Напиши функцию создания генератора sequence(start, step) . Она при вызове возвращает другую функцию-генератор, которая при каждом вызове дает число на 1 больше, и так до бесконечности. Начальное число, с которого начинать отсчет, и шаг, задается при создании генератора. Шаг можно не указывать, тогда он будет равен одному. Начальное значение по умолчанию равно 0. Генераторов можно создать сколько угодно.

    Также, нужна функция take(gen, x) которая вызвает функцию gen заданное число ( x ) раз и возвращает массив с результатами вызовов. Она нам пригодится для отладки:

    Напиши функцию map(fn, array) , которая принимает на вход функцию и массив, и обрабатывает каждый элемент массива этой функцией, возвращая новый массив. Пример:

    Обрати внимание: функция не должна изменять переданный ей массив:

    Это аналог array_map из PHP.

    Напиши функцию fmap(a, gen) , которая принимает на вход 2 функции, a и gen , где gen — функция-генератор вроде той, что была в первом задании. fmap возвращает новую функцию-генератор, которая при каждом вызове берет следующее значение из gen и пропускает его через функцию a . Пример:

    А, еще, сделай тогда, чтобы в качестве gen можно было указать функцию с аргументами, и при вызове

    Эти аргументы бы передавались функции gen . Аргументов может быть любое количество.

    Подсказка: если непонятно, как сделать функцию, принимающую произвольное число аргументов, то стоит погуглить про псевдопеременную arguments (псевдопеременная значит, что она выглядит как переменная, но формально ей не является). Чтобы понять, как вызвать функцию с заранее неизвестным числом аргументов, можно погуглить Function.prototype.call и Function.prototype.apply . В JS функции — это объекты, и у них есть полезные методы и свойства.

    Частичное применение (partial application)

    Напиши функцию partial(fn, a1, a2, . ) , которая позволяет зафиксировать один или несколько аргументов функции. Пример:

    Есть функция с аргументами:

    Мы можем с помощью partial сделать из нее функцию с меньшим числом аргументов, заранее задав значения для нескольких из них, например:

    будет равносилен вызову:

    Кстати, имеющийся в новых версиях JS метод bind() тоже может делать частичное применение: http://frontender.info/partial-application-in-javascript-using-bind/ Но ты должен обойтись без его использования, и написать свой велосипед.

    Наша функция partial позволяет фиксировать только первые аргументы. Усовершенствуй ее, чтобы зафиксировать можно было любые аргументы, пропущенные аргументы обозначаются с помощью undefined. Обрати внимание, что теперь мы переименовали ее в partialAny , чтобы не путать с предыдущей:

    напиши функцию bind , которая позволяет привязать контекст (значение this ) к функции:

    В библиотеках тоже есть такой метод: http://lodash.com/docs#bind

    напиши функцию pluck , которая берет массив объектов и возвращает массив значений определенного поля:

    Такая функция была в lodash: http://lodash.com/docs#pluck но теперь вместо нее советуют использовать map: https://lodash.com/docs/4.15.0#map

    Функция не должна изменять исходный массив.

    напиши функцию filter , которая принимает функцию-предикат и массив. Возвращает она массив значений, для которых предикат вернет true.

    Функция не должна изменять исходный массив:

    Аналог из lodash: http://lodash.com/docs#filter В новых браузерах у массивов есть метод filter .

    Напиши функцию, считающую число свойств в объекте:

    Кстати, в новых браузерах с поддержкой Javascript ES5 есть метод Object.keys(x) , возвращающий массив ключей у объекта.


    Можешь взять оттуда первые 5-10 городов и перенести в код. Города в списке могут идти в произвольном порядке. Напиши программу, которая отберет и выведет N самых населенных городов по убыванию числа жителей.

    Некая сеть фастфудов предлагает несколько видов гамбургеров:

    • маленький (50 тугриков, 20 калорий)
    • большой (100 тугриков, 40 калорий)

    Гамбургер может быть с одним из нескольких видов начинок (обязательно):

    • сыром (+ 10 тугриков, + 20 калорий)
    • салатом (+ 20 тугриков, + 5 калорий)
    • картофелем (+ 15 тугриков, + 10 калорий)

    Дополнительно, гамбургер можно посыпать приправой (+ 15 тугриков, 0 калорий) и полить майонезом (+ 20 тугриков, + 5 калорий). Напиши программу, расчиытвающую стоимость и калорийность гамбургера. Используй ООП подход (подсказка: нужен класс Гамбургер, константы, методы для выбора опций и рассчета нужных величин).

    Код должен быть защищен от ошибок. Представь, что твоим классом будет пользоваться другой программист. Если он передает неправильный тип гамбургера, например, или неправильный вид добавки, должно выбрасываться исключение (ошибка не должна молча игнорироваться).

    Написанный класс должен соответствовать следующему jsDoc описанию (то есть содержать указанные методы, которые принимают и возвращают данные указанного типа и выбрасывают исключения указанного типа. Комментарии ниже можно скопировать в свой код):

    Комментарии. Эта задача вызывает много непонимания, потому внимательно прочти эти комментарии перед решением.

    Это задача на ООП. Тебе надо сделать класс, который получает на вход информацию о гамбургере, и на выходе дает информацию о весе и цене. Никакого взаимодействия с пользователем и внешним миром класс делать не должен — все нужные данные ты передаешь ему явно. Ни спрашивать ничего, ни выводить.

    Почему? Потому что каждый должен заниматься своим делом, класс должен только обсчитывать гамбургер, а вводом-выводом пусть занимаются другие. Иначе мы получим кашу, где разные функции смешаны вместе.

    Типы начинок, размеры надо сделать константами. Никаких магических строк не должно быть.

    Переданную информацию о параметрах гамбургера класс хранит внутри в своих полях. Вот как может выглядеть использование этого класса:

    При неправильном использовании класс сообщает об этом с помощью выброса исключения: (урок на примере PHP: https://gist.github.com/codedokode/65d43ca5ac95c762bc1a , учебник: https://learn.javascript.ru/exception )

    Обрати внимание в коде выше на такие моменты:

    • класс не взаимодействует с внешним миром. Это не его дело, этим занимается другой код, а класс живет в изоляции от мира
    • обязательные параметры (размер и начинка) мы передаем через конструктор, чтобы нельзя было создать объект, не указав их
    • необязательные (добавка) добавляем через методы
    • имена методов начинаются с глагола и имеют вид «сделайЧтоТо»: calculateCalories() , addTopping()
    • типы начинок обозначены «константами» с понятными именами (на самом деле просто свойствами, написанным заглавными буквами, которые мы договорились считать «константами»)
    • об исключительных ситуациях сообщаем с помощью исключений
    • объект создается через конструктор — функцию, которая задает начальные значения полей. Имя конструктора пишется с большой буквы и обычно является существительным: new Hamburger(. )
    • «константы» вроде могут иметь значение, являющееся строкой или числом. От смены значения константы ничего не должно меняться (то есть эти значения не должны где-то еще быть записаны). К сожалению, в отличие от других языков (Java, PHP, C#) при опечатке в имени такой «константы» интепретатор JS не укажет на ошибку
    • в свойствах объекта гамбургера логично хранить исходные данные (размер, тип начинки), а не вычисленные из них (цена, число калорий и т.д.). Рассчитывать цену и калории логично в тот момент, когда это потребуется, а не заранее.
    • в JS нет синтаксиса, чтобы пометить свойство или метод приватным (доступным для использования только внутри класса), потому некоторые разработчики начинают их имена с подчеркивания и договариваются, что извне класса к ним никто не обращается. Вообще, в JS нет нормальных классов, потому многое основано на таких договоренностях.

    В дополнение, вот еще инструкция, как решать задачи на ООП. Когда ты решаешь задачу на ООП, ты должен ответить на вопросы:

    • какие есть сущности, для которых мы сделаем классы? (Гамбургер).
    • какие у них есть свойства (размер, начинка, добавки). Цена или калории не являются свойствами так как они вычисляются из других свойств и хранить их не надо.
    • что мы хотим от них получить (какие у них должны быть методы). Например, сколько стоит гамбургер?
    • как сущности связаны? У нас одна сущность «Гамбургер» и она ни с чем не связана.

    Заметь также, что в моем примере класс не взаимодействует с внешним миром. За это отвечает внешний относительно него код. Потому наш класс унивесален: ты можешь использовать его в консоли, выводя данные через console.log , а можешь приделать навороченный HTML-интерфейс с кнопками для запуска на планшете с тачскрином. Именно в таком стиле ты должен писать ООП код.

    Послесловие. Если ты внимательно читал учебник по JS, то наверно знаешь, что в JS нет классов, а до версии ES5 нет и констант ( а как же решать задачу? ). Классы в JS имитируются разными споcобами, всякими костылями самый общеупотребимый — через добавление методов в прототипы объекта:

    Если ты знаешь ООП в каком-то другом языке (например PHP, Java, Python), вот список соответствий между другими языками и JS:

    • класс = функция-конструктор + прототип
    • конструктор = функция с именем с большой буквы
    • поле объекта = создается в конструкторе через this.x = 1;
    • метод = функция на прототипе
    • константа класса = свойство, добавленное к функции-конструктору и написанное большими буквами: Hamburger.SOMETHING = ‘something’;
    • статические поля и методы = свойства добавленные к функции: Hamburger.somStaticMethod = function () < .. >;
    • private/public = нету, приватные свойства и методы можно обозначать подчеркиванием в начале
    • интерфейсы, абстрактные классы и методы = нету
    • наследование = в ES5 делается через Object.create , в ES3 через хак с прототипами (описан в learn.javascript.ru)

    В ES5 константы можно реализовывать через свойства только для чтения. В ES6 добавлен синтаксис для классов (с константами), но для начала научись делать все по старинке, на ES3, так как такой код встретится в 99% библиотек. Вот новый синтаксис: http://frontender.info/es6-classes-final/

    Обрати внимание, что в ES6 добавлен лишь синтаксис, и в итоге создается та же самая имитация класса через прототипы. Потому сначала ты должен научиться создавать их вручную, а потом только переходить на удобный синтаксис.

    ES3, ES5, ES6 — это версии JS. ES3 это версия которая работает во всех браузерах с 2000 года. ES5, 6 — новые, их уровень поддержки описан тут:

    13. В одном городе есть электрическая сеть. К ней могут быть подключены:

    • электростанции, вырабатывают мощность от 1 до 100 мегаватт
    • солнечные панели, генерируют от 1 до 5 мегаватт днем (в зависимости от вида панели, то есть некоторые панели генерируют 1 мегаватт, некоторые 2 и так далее) и 0 ночью
    • жилые дома, в них от 1 до 400 квартир, потребляют 4 кВт на квартиру днем и 1 кВт ночью.
    • линии электропередач, ведущие в другие города, по ним может подаваться недостающая или отдаваться лишняя энергия. У линий есть свойство «мощность», которая определяет, сколько мегаватт можно передать по ней, а также «цена мегаватта», которое показывает сколько можно получить или придется заплатить за переданный/полученный мегаватт. На разных линиях может быть разная цена.

    Дан список всех элементов электросети. Напиши программу, рассчитывющую, сколько электричества необходимо закупить (или можно продать) днем и ночью для обеспечения баланса и сколько это будет стоить (или принесет прибыли). Используй продвинутый ООП подход для решения задачи.

    14. напиши функцию, определяющую тип переменной. Результат должен быть одной из строк: ‘undefined’, ‘boolean’ (для true/false), ‘null’, ‘number’, ‘string’, ‘function’, ‘array’, ‘array-like’, ‘object’

    array-like — это псевдомассив, то есть объект, у которого есть неотрицательное свойство length и элементы с 0 до length — 1 . Примеры псевдомассивов:

    • псевдопеременная arguments
    • коллекции, которые возвращают функции работы с DOM, вроде document.images , document.getElementsByTagName(..) , document.body.children

    В JS есть оператор typeof , но у него есть подвохи:

    • typeof null дает ‘object’
    • typeof [] дает ‘object’

    Определение массива через [] instanceof Array не сработает, если массив был создан в друго вкладке или фрейме браузера, так как в каждой вкладке свой объект window и свой window.Array .

    Обычно для решения этой задачи используется хак с Object.prototype.toString.call(. ) : https://developer.mozilla.org/ru/docs/Web/JavaScript/Reference/Global_Objects/Object/toString#Example:_Using_toString_to_detect_object_type (обрати внимание: JS позволяет с помощью call() и apply() вызвать метод на произольном объекте, передав в качестве this что угодно).

    15. Напиши функцию неглубокого копирования объектов и массивов.

    По умолчанию, как ты наверно, знаешь, при копировании объектов или массивов (которые являются объекты) мы копируем лишь ссылку на тот же самый объект:

    Функция неглубокого копирования должна создавать новый массив/объект, и копировать в него элементы из старого. При этом сами элементы копируются по ссылке:

    Если в функцию копирования передан объект Date , надо создавать копию того же типа.

    В библиотеке lodash для неглубокого копирования есть функция clone: http://lodash.com/docs#clone

    16. Напиши функцию глубокого копирования объектов и массивов. Она должна делать не только копию переданного объекта/массива, но и копии вложенных них объектов/массивов. Также, копироваться должны объекты встроенного в JS конструктора Date

    Решать можешь потом, так как сейчас не факт что ты сможешь их решить. Правильные ответы можно увидеть например в коде библиотеки lodash:

    DOM, который построил Джек

    Дальше идут задания на работу с DOM и событиями. DOM = Document Object Model — это набор объектов, которые соответствуют содержимому HTML-страницы, и позволяют взаимодействовать с и изменять содержимое страницы в браузере. Обычно каждому тегу на странице соответствует отдельный узел дерева DOM. Узлы образуют дерево, и для каждого узла можно получить родительский узел, список узлов-детей, соседние узлы.

    CSSOM = CSS Object Model — это свойства и методы этих объектов, которые позволяют изменять CSS-стили элементов, а также получать информацию об их размерах и положении.

    События в браузере — это события движения мыши, нажатия клавиш, прокрутки страницы. Ты можешь подписываться на эти события, и указанная тобой функция будет вызваться в случае их возникновения.

    Теория для изучения (читать можно параллельно с решением задач):

    JavaScript для начинающих – простые примеры

    Всем привет, вот и пришло время узнать нам с Вами основы JavaScript, так как JavaScript является той технологией, с помощью которой можно организовать динамические HTML страницы у себя на сайте.

    Примечание. Данный урок предназначен в большей степени для тех пользователей, которые понимают общие принципы программирования, а также знают основы HTML. Если Вы не знаете что такое тег ol и li, то Вам лучше познакомиться сначала с основами HTML. Также, если Вы не знаете что это за конструкция if…then…else (это общий вид), рекомендую узнать общие принципы программирования в не зависимости от языка программирования. Только в этом случае можно начать изучать JavaScript. И этот урок будет для Вас максимально полезен.

    Основы JavaScript — теория

    И начнем как обычно с основ, т.е. с определения, что такое JavaScript? JavaScript – это скриптовый язык программирования, код которого выполняется на стороне клиента (пользователя). Применяется обычно для организации на сайте динамических HTML страниц, без перезагрузки самой страницы, т.е. без обращения к серверу.

    Зачем нужен JavaScript?

    А зачем Вы спросите организовывать динамические страницы?

    Во-первых, это красиво, удобно и современно.

    Во-вторых, для того чтобы сделать любое изменение на сайте необходимо перезагрузить страницу, при этом у сервера будут отниматься ресурсы, а теперь представьте что у Вас посещаемый сайт и таких обращений очень много, Ваш сервер будет просто перегружен. А так как JavaScript — это клиентская технология, обращения к серверу не нужны. Вся программа на JavaScript будет выполняться непосредственно у Вас на компьютере или на компьютере пользователя, который зашел к Вам на сайт.

    Теперь поговорим конкретней для чего можно использовать JavaScript у себя на сайте? Например, для динамически выпадающего меню или появления, исчезания каких-то элементов управления. В общем можно сделать практически все что угодно.

    Сейчас давайте разберемся с принципами этого языка программирования. JavaScript не строго типизированный язык программирования. Точку с запятой в конце каждой строки можно не ставить, но лучше ставить, для того чтобы самим лучше понимать и читать код, но если Вы вдруг забыли поставить точку с запятой, то никакой ошибки не будет в отличие, например, от языка PHP.

    В процессе формирования HTML страницы браузером, сам браузер не только отрисовывает ее, но и формирует так называемое дерево элементов, которое состоит из узлов. А каждый узел формируется на основе кода HTML. Исходя из всего сказанного, можно сказать, что JavaScript может изменять это дерево и соответственно изменять сам код HTML, а как следствие изменять отображение HTML страницы в браузере. Под изменением дерева элементов понимается как само изменение некоторых узлов, так и удаление, добавление этих самых узлов. Чтобы было понятней, узел формируется на основе элементов в HTML, другими словами, тегов или самого содержимого, т.е. текста. Например, следующий код HTML можно отобразить в виде дерева элементов.

    Код HTML:

    Узлы этого кода:

    Корневой Узел – html

    Дочерний Узел узла HTML — body

    Дочерний Узел узла body – p

    Дочерний Узел узла p — сам текст (текст является отдельным узлом, это нужно помнить при добавлении, удалении и изменении текста).

    Надеюсь с этим понятно, перейдем непосредственно к синтаксису и написанию первых программ на JavaScript.

    По началу мне показалось, что JavaScript очень схож, с серверным языком программирования PHP, но это только в некоторых конструкциях, да, кстати, он также схож и с просто языком программирования JAVA, но на самом деле схоже написание нескольких конструкций и называние этих языков, но в остальном, имеется в виду в принципах программирования, это две разные вещи. Кстати, JavaScript никак не связан с языком JAVA, если только названием, поэтому не путайте JavaScript — это один язык программирования, а Java — это совсем другой. Но почему его назвали именно JavaScript? Да потому что в то время, когда разрабатывали JavaScript, был сильно популярен язык Java, и поэтому разработчики JavaScript решили переименовать свой язык LiveScript (так он изначально назывался) в JavaScript, а также изменили написание базовых конструкций, похожих на Java. Кстати, JavaScript официально называется ECMAScript, существует одноименный стандарт. Это для того чтобы не было проблем с владельцами торговой марки Java. Таким образом, JavaScript и JAVA — это совершенно два разных языка программирования. А почему у всех на устах название JavaScript? Да потому что просто так привыкли, и все называют язык ECMAScript языком JavaScript.

    Пример кода JavaScript

    Хватит лирического отступления от сути нашего вопроса, перейдем к тому, как нам изменять эти самые узлы в этом дереве. Как обычно мы это сделаем на примере. Ниже у нас есть небольшой список, как нам в него добавить (или удалить) еще несколько значений? Попробуйте нажать «Добавить в список» и у Вас откроется окно для ввода, введите название нового пункта и нажмите OK. Как все это происходит, давайте разбираться.

    Сам пример:

    1. Первоя строка
    2. Вторая строка
    3. Третья строка

    Добавить в список

    Удалить из списка

    Код JavaScript:

    Код HTML:

    В самом коде я написал комментарии, поэтому я думаю проблем возникнуть не должно, что для чего. Но я все равно поясню общую картину.

    У нас есть некий список, помеченный >

    1. addLi() –для добавления новых строк.

    В функции addLi мы просим пользователя ввести название новой строки с помощью встроенной функции prompt, и помещаем это название в переменную stroka (как Вы уже, наверное, поняли, переменные объявляются с помощью оператора var).

    Затем с помощью метода getElementById объекта document, находим нужный нам id списка.

    Потом с помощью метода createElement все того же объекта document, создаем элемент LI (Вы, наверное, заметили, что при создании элемента, его название пишется с большой буквы).

    Далее с помощью метода appendChild мы присваиваем нашему списку еще один новый пункт LI.

    Затем мы создаем новый узел текст и передаем ему значение, которое ввел пользователь в нашу переменную stroka.

    И снова присваиваем, только уже элементу li, новое его значение (или его дочерний узел, т.е. текст) с помощью метода appendChild.

    2. deleteLi() – для удаления этих строк.

    Здесь мы также находим наш список с помощью метода document.getElementById и передаем ему значение spisokst.

    Затем заводим новую переменную lastLi и присваиваем ей значение последнего пункта в нашем списке (ol.lastChild).

    Здесь существует небольшая проблема, по стандарту при формировании страницы HTML все пробелы, табуляции, комментарии в коде HTML учитываются, но не выводятся на экран, поэтому запомните, при обращении к последним элементам, какого-нибудь узла, там может оказаться пробел, табуляция или комментарии, поэтому результат может немного отличатся от действительного, например, если бы я здесь не учел этого, то у меня пункты в списке удалялись через один или, в некоторых случаях, через два клика на кнопку «Удалить из списка» и чтобы этого избежать я проверял, что находится в последнем узле. Если это пока не понятно, можете не запоминать:)

    3. Также хочу отметить, что функционал кнопок также реализован на javascript путем обработки событий, например, при клике (событие — onClick=»javascript:addLi()») на кнопку «Добавить в список» запускается функция addLi(), а при клике на кнопку «Удалить из списка» запускается функция deleteLi(). Остальное сделано для визуальных эффектов, пока это можете не запоминать. Например, событие onmouseover означает, что при наведении курсора мыши будет что-то выполняться.

    Надеюсь, сегодняшний урок был Вам полезен и интересен, в следующих уроках будем рассматривать уже примеры посложней.

    JavaScript для чайников. Крис Минник

    Javascript — ключевой инструмент создания современных сайтов, и благодаря данному руководству, ориентированному на новичков, вы сможете изучить язык в короткие сроки и с минимумом усилий. Узнайте, какова структура языка, как правильно записывать его инструкции, как применять CSS, работать с онлайн-графикой и подключать программные интерфейсы HTML5. Все темы можно закрепить практическими упражнениями.
    — Заложите основы. Узнайте, что собой представляет язык javascript, как он работает и где используется.
    — Начните с самого простого. Освойте основные элементы javascript на примере простейших упражнений.
    — Сведите все воедино. Научитесь применять переменные, массивы, операторы, условные конструкции и циклы.
    — Организуйте свои программы. Узнайте, как создавать и применять функции и объекты.
    — Начните создавать онлайн-приложения. Научитесь создавать сценарии, выполняемые в браузере, а также манипулировать документами, обрабатывать события и подключать средства ввода-вывода.
    — Изучите сложные темы. Освойте регулярные выражения, функции обратного вызова, анонимные функции и замыкания.
    — Задействуйте дополнительные инструменты. Расширьте возможности своих программ за счет библиотеки jQuery и программных интерфейсов HTML5.
    — Проверьте свои навыки. Попробуйте выполнить упражнения на javascript.

    Если вам понравилась эта книга поделитесь ею с друзьями, тем самым вы помогаете нам развиваться и добавлять всё больше интересных и нужным вам книг!

    Основы JavaScript

    JavaScript – это язык программирования, который добавляет интерактивность на ваш веб-сайт (например: игры, отклик при нажатии кнопок или при вводе данных в формы, динамические стили, анимация). Эта статья поможет вам начать работать с этим захватывающим языком и даст вам представление о том, на что он способен.

    Что такое JavaScript на самом деле?

    JavaScript («JS» для краткости) — это полноценный динамический язык программирования, который применяется к HTML документу, и может обеспечить динамическую интерактивность на веб-сайтах. Его разработал Brendan Eich, сооснователь проекта Mozilla, Mozilla Foundation и Mozilla Corporation.

    JavaScript невероятно универсален. Вы можете начать с малого, с простых функций, таких как карусели, галереи изображений, изменяющиеся макеты и отклик на нажатие кнопок. Обладая большим опытом, вы сможете создавать игры, анимированную 2D и 3D графику, полномасштабные приложения с базами данных и многое другое!


    JavaScript сам по себе довольно компактный, но очень гибкий. Разработчиками написано большое количество инструментов поверх основного языка JavaScript, которые разблокируют огромное количество дополнительных функций с очень небольшим усилием. К ним относятся:

    • Программные интерфейсы приложения (API), встроенные в браузеры, обеспечивающие различные функциональные возможности, такие как динамическое создание HTML и установку CSS стилей, захват и манипуляция видеопотоком, работа с веб-камерой пользователя или генерация 3D графики и аудио сэмплов.
    • Сторонние API позволяют разработчикам внедрять функциональность в свои сайты от других разработчиков, таких как Twitter или Facebook.
    • Также вы можете применить к вашему HTML сторонние фреймворки и библиотеки, что позволит вам ускорить создание сайтов и приложений.

    Поскольку эта статья должна быть только лёгким введением в JavaScript, мы не собираемся путать вас на этом этапе, подробно рассказывая о том, какая разница между основным языком JavaScript и различными инструментами, перечисленными выше. Вы можете подробно изучить все это позже, в нашей учебной области JavaScript и в остальной части MDN.

    Ниже мы познакомим вас с некоторыми аспектами основного языка, и вы также будете играть с несколькими функциями API браузера. Веселитесь!

    Пример «hello world»

    Предыдущий раздел звучит очень многообещающе, и это на самом деле так — JavaScript является одной из самых перспективных веб-технологий, и когда вы освоитесь и начнёте использовать его, ваши веб-сайты перейдут в новое измерение мощи и креативности.

    Тем не менее, с JavaScript немного более сложно освоиться, чем с HTML и CSS. Вам придется начать с малого, продолжая изучение небольшими шагами. Для начала мы покажем вам, как добавить некоторые основы JavaScript на вашу страницу, чтобы создать «hello world!» пример (стандарт в начальных примерах программирования).

    Важно: Если вы не следили за остальным нашим курсом, скачайте этот пример кода и используйте его в качестве стартовой точки.

    40+ полезных скриптов всплывающих подсказок для CSS, JavaScript и jQuery

    Существует интересный элемент пользовательского интерфейса, такой как всплывающие подсказки (также называемые инфо-записями), которые создают небольшое окно с информацией об элементе, когда курсор мыши наводится на определенный текст или изображение. С точки зрения пользовательского интерфейса, всплывающие подсказки предоставляют пользователям самый быстрый и простой источник информации, без необходимости кликать на что-либо.

    Balloon.css — Balloon — это библиотека CSS, состоящая из SasS и LESS и позволяющая отобразить интерактивную подсказку. Содержимое и положение всплывающей подсказки настраиваются через атрибут data. Вы можете показать всплывающую подсказку слева, справа или слева направо. Вы даже можете добавить эмоджи к контенту. Balloon.css можно установить через NPM и загрузить с CDNJS.

    Simptip — сделано с помощью SasS, позволяющим перенастроить и перекомпилировать код в соответствии с вашими требованиями. Позиция и содержимое подсказки настраиваются с помощью имени класса и атрибута tooltip. Simptip доступен в виде пакета NPM, Yarn и Bower.

    Hint.css — одна из популярных библиотек CSS для отображения всплывающей подсказки, Hint.css используется многими популярными веб-сайтами, такими как Fiverr, Webflow и Tridiv. В отличие от двух других библиотек CSS, Hint.css использует атрибут aria-label. Вы можете настроить размер и цвет с помощью имен классов с использованием методологии BEM. Hint.css доступен на NPM, Bower и CDNJS.

    Microtip — еще одна потрясающая библиотека CSS для создания всплывающей подсказки. Microtip использует aria-label для хранения содержимого всплывающей подсказки и атрибут data для настройки размера и положения всплывающей подсказки.

    Скрипт использует переменную CSS, которая позволяет настраивать всплывающую подсказку с помощью простого файла CSS. Переменные CSS уже поддерживаются во многих веб-и мобильных браузерах. Microtip доступен на NPM, Yarn и CDN UNPkg.

    Wenk– весит всего 733 байт. Суперлегкая библиотека, написанная в суперсовременном CSS с использованием CSSNext, LESS и SCSS, позволяет настраивать и перекомпилировать стили так, как вам нравится. Wenk можно загрузить с NPM, Yarn и таких бесплатных CDN-сервисов, как rawgit.com и unpkg.com.

    Tooltippy — другая легкая библиотека CSS размером около 1 КБ. Tooltippy включает в себя несколько готовых тем для стилизации всплывающей подсказки. Она написана с помощью препроцессора CSS под названием Stylus.

    ElegantTips — эта библиотека поставляется с несколькими предварительно созданными темами, которые можно изменить с предоставленными именами классов. В отличие от других библиотек, которые полагаются на данные HTML5 или атрибут aria-label, ElegantTips требует добавления дополнительного элемента для создания всплывающей подсказки. Это позволяет вам добавить буквально любой контент в подсказку кроме простого текста.

    Tootik — эта библиотека CSS предоставляет не только стили в формате CSS, LESS и SasS, а также простой в использовании графический интерфейс для настройки всплывающей подсказки. Вы можете просто скопировать и вставить HTML-код, сгенерированный этим инструментом. Это так просто.

    VanillaJS

    TippyJS – работающая на Popper.js, TippyJS поставляется с множеством опций для настройки всплывающей подсказки. Вы можете настроить анимацию, стрелку всплывающей подсказки, ширину, размер, тему и многое другое. Скрипт также предоставляет функции обратного вызова, с помощью которых можно выполнить функцию, когда всплывающая подсказка показана и скрыта. Эти функции делают TippyJS одной из самых мощных библиотек JavaScript в нашем списке скриптов для создания всплывающей подсказки.

    Darsain Tooltip — эта библиотека обеспечивает базовую реализацию всплывающей подсказки. Тем не менее, она предоставляет обширные возможности для настройки поведения подсказки и набора имен классов для изменения внешнего вида всплывающей подсказки. Всплывающая подсказка хорошо работает в старых браузерах, таких как IE9 и, если это необходимо, и даже в IE8 с несколькими настройками.

    Bubb — скрипт хорошо подходит для продвинутых пользователей JavaScript. Используя обширные API-интерфейсы, помимо отображения простого текста, вы можете программно добавить более сложный HTML-контент во всплывающую подсказку. Это довольно круто; вы можете обратиться к Документам к примерам.

    Popper — содержит техническую абстракцию для создания чего-то, что появляется, как всплывающая подсказка, всплывающее окно и выпадающие списки. TippyJS использует его в качестве основы библиотеки, кроме того скрипт используется известными именами в Интернете, такими как Bootstrap, Microsoft и Atlassian.

    YY Tooltip — в отличие от других библиотек, YY Tooltip не требует добавления элементов или атрибутов HTML. Она полностью работает с JavaScript, а контент, положение и цвета определены в объекте, а не в элементе HTML. Идеально подходит для использования с полным веб-приложением JavaScript.

    Position.js — еще одна отличная библиотека JavaScript для создания всплывающих подсказок, Position.js предоставляет графический интерфейс для настройки функции и просто копирует, а затем вставляет созданный там код. Position.js можно использовать в сочетании с React.js или Vue.js.

    Bezet Tooltip — эта библиотека предоставляет 14 вариантов отображения всплывающей подсказки; например, справа, слева, снизу, слева в центр, снизу в центр и т. д. Кроме того, она также достаточно умна, чтобы могла отрегулировать положение всплывающей подсказки на основе доступного пространства вокруг самой подсказки.

    MouseTip — эта библиотека JavaScrtipt создаст всплывающую подсказку, которая будет двигаться вместе с курсором. Всплывающая подсказка настраивается с нестандартным атрибутом mousetip вместо использования атрибута data в HTML5. Mousetip доступен как модуль NPM.

    Internetips — подобно MousetTip, всплывающая подсказка, генерируемая этой библиотекой, следует за положением курсора. Все настроено через объект JavaScript вместо HTML, а атрибуты также созданы для современных браузеров. Скрипт легкий и быстрый.

    MTip — библиотека JavaScript для всплывающих подсказок с отличной совместимостью с браузером. Она совместима с IE8, полностью настраиваемая с помощью параметров, и вы можете добавить подсказку к любому элементу даже на img (элемент изображения).

    Bubblesee — легкая библиотека JavaScript, которая обеспечивает прямую функциональность «подсказки». Легко использует библиотеку JavaScript без сложных опций для настройки вывода. Файл Sass предоставляется, если вы хотите изменить внешний вид всплывающей подсказки.

    Tipfy — построенный с использованием современного синтаксиса JavaScript, ES6, Tipfy имеет размер всего 2 КБ. Библиотека предоставляет две версии файлов: tipfy.min.js, обеспечивающий сценарий с современным синтаксисом ES6 и tipfy.es5.min.js, если вам нужна совместимость со старыми браузерами. Скрипт использует атрибут data для настройки всплывающей подсказки; Например, data-tipfy-side используется для установки направления всплывающей подсказки, а использования атрибута data-tipfy-text для добавления содержимого всплывающей подсказки.

    JQuery

    Tooltipster — эта библиотека предоставляет обширные возможности для настройки практически любых элементов, таких как тема, анимация, сенсорная поддержка, контент, триггер открыть/закрыть и т. д. Она также предоставляет пользовательский прослушиватель событий и обратные вызовы, позволяя разработчикам расширять всплывающую подсказку с помощью пользовательских функций. Кроме того, будучи плагином jQuery, всплывающая подсказка будет работать в более раннем браузере, таком как IE6, в зависимости от используемой версии jQuery.

    Protip — еще один расширенный плагин jQuery, Protip поддерживает 49 позиций, HTML для содержимого всплывающей подсказки, поддержка иконок, пользовательские обратные вызовы и многое другое. Protip предоставляет графический интерфейс, позволяющий легко настраивать всплывающую подсказку.

    PowerTip — этот плагин jQuery также предлагает опции и API-интерфейсы, предоставляя разработчикам ряд различных способов реализации всплывающих подсказок. Он поддерживает клавиатурную навигацию, чтобы всплывающее окно отображалось при навигации элементов с помощью клавиатуры Tab. PowereTip доступен как модуль NPM. Он может использоваться с RequireJS и Browserify.

    Accessible Aria Tooltip — плагин jQuery со встроенной функцией специальных возможностей, всплывающая подсказка предназначена для отображения диалогового окна с заголовком, многострочным текстом и кнопкой закрытия.

    TipsJS — простой плагин jQuery, но он имеет довольно отличительные особенности. Содержимое всплывающей подсказки задается атрибутом data-tooltip. Более того, вы можете также обернуть контент специальными символами для форматирования содержимого, подобного форматированию Markdown. Вы можете использовать *, чтобы сделать содержание полужирным,

    для курсивом и ^ для заголовка.

    Dark Tooltip — эта библиотека предоставляет некоторые действительно полезные функции для включения всплывающей подсказки. Например, вы можете добавить кнопку подтверждения — «Да» и «Нет», уменьшить фон во время отображения всплывающей подсказки и добавить элементы HTML в контент.

    Aria Tooltip — еще одна подсказка со встроенной функцией доступности, этот плагин jQuery совместим с WAI-ARIA 1.1. Он реагирует таким образом, что вы можете предоставить различные конфигурации для разных размеров видового экрана. Aria Tooltip доступен как модуль NPM с именем t-aria-tooltip.

    Toolbar.js. — в то время как другой плагин jQuery может отображать только простой текст или HTML-контент во всплывающей подсказке, этот плагин jQuery создает панель инструментов. Всплывающая подсказка будет содержать две или более ссылки с иконкой, которая обычно выполняет действие при нажатии, как и любая панель инструментов.

    VueJS

    V-Tooltip — это компонент Vue.js, работающий от Popper.js. Он предоставляет новую директиву с именем v-tooltip, которая может быть добавлена к любому элементу для создания всплывающей подсказки. V-tooltip может содержать контент всплывающей подсказки или параметры. Помимо пользовательской директивы v-tooltip вы также можете добавить всплывающую подсказку с помощью компонента v-popover. С помощью этого компонента вы можете добавить более сложный контент во всплывающую подсказку с компонентом Vue.js или HTML.

    Vue-Bulma Tooltip — компонент Vue.js для создания всплывающей подсказки, основанной на платформе UML Bulma. Эта библиотека является частью Vue Bulma. Но компонент tooltip доступен как модуль NPM с именем vue-bulma-tooltip, который вы можете использовать как автономный компонент.

    Vue-Directive-Tooltip — в целом он похож на компонент V-Tooltip на основе Popper.js и предоставляет ту же директиву, что и v-tooltip. Однако он не обеспечивает компонент v-popover.

    Vue-Tippy — эта библиотека оборачивает Tippy.js в компонент Vue.js. Она имеет настраиваемую директиву Vue.js, называемую v-tippy, которая работает как атрибут HTML; вы можете добавить контент для всплывающей подсказки или параметры для ее настройки. Скрипт также отображает пользовательский компонент Vue.js в содержимом всплывающей подсказки с помощью параметра html.

    VueJS-Popover — пользовательский Vue.js с настраиваемой директивой, называемой v-popover, и двумя настраиваемыми компонентами, а именно

    и , предоставляющими разработчикам возможность добавлять всплывающие подсказки в приложении Vue.js.

    Vue-Hint — плагин Vue.js, который распаковыввет Hint.css. В плагине имеется директива v-hint-css для добавления всплывающей подсказки. Он предоставляет тот же набор параметров, что и Hint.css, поэтому вы можете добавить их как объект JavaScript или модификатор Vue.js.

    ReactJS

    React Joyride — компонент React, чтобы отобразить набор подсказок, которые помогут новым пользователям ознакомиться с вашим новым приложением.

    React Floater — эта библиотека оборачивает Popper.js в компонент React с именем Floater, поэтому он обладает такими же замечательными функциями, как и у Floater. Вы можете добавить всплывающие подсказки и всплывающие окна, и вы также можете играть с этим компонентом через эту песочницу.

    React Autotip — простой компонент React с функцией автоматического позиционирования, React Autotip автоматически отрегулирует положение всплывающей подсказки при изменении доступного пространства вокруг него.

    React Tippy — построен на базе Tippy.js и Popover.js. В этой библиотеке представлен компонент Tooltip, который можно включить в приложение React.

    React Hint — компонент React, расширяющий Hint.css. Компоненты добавляют несколько функций, недоступных в Hint.css, таких как автоматическое позиционирование, задержка и функция обратного вызова.

    Больше

    Ember Tooltips — компонент Ember.js для создания всплывающих подсказок, он построен на базе Popper.js. Компонент также разработан с учетом доступности и продолжает улучшаться, чтобы соответствовать требованиям 508 по данному вопросу.

    D3 Tip — плагин D3.js. D3.js — это библиотека JavaScript для визуализации данных, такая как схемы, карты, диаграммы и т. д. Этот плагин позволяет вам показывать всплывающую подсказку поверх этих данных.

    Всем успешной работы!

    JavaScript — короткий путь к высоким заработкам в веб-разработке

    Дата публикации: 2020-02-09

    От автора: привет, друзья! В данной статье поговорим о самом популярном на сегодняшний день языке программирования для веб-разработчиков — JavaScript. Выясним, что этот язык собой представляет, какие у него возможности, где и как его можно применять, что с его помощью можно создавать. Также поговорим о популярности JS, и как, владея им, можно зарабатывать.

    Что такое JavaScript?

    Это язык программирования, который выполняется в браузере посетителя веб-страницы. Это не Java, как новички иногда сокращают называние JavaScript. Java — это совсем другое, и к JavaScript он не имеет никакого отношения. Последний задумывался и создавался для того, чтобы добавить некоторую интерактивность и оживить веб-сайты.

    В разработке сайтов JS идет вместе с HTML и CSS. HTML определяет разметку страницы, CSS — внешний вид, а JavaScript вносит интерактивность. То есть с его помощью мы можем описать, как разметка и стили отреагируют на те или иные действия пользователя.

    JS — это по большей части реакция на действия пользователя. Кратко описать принцип его работы можно следующим образом:

    Посетитель что-то сделал на странице.

    Как создать сайт самому?

    Какие технологии и знания необходимы сегодня, чтобы создавать сайты самостоятельно? Узнайте на интенсиве!

    Эти действия запускают события в браузере.

    Далее запускается JS код, который на это событие назначен.

    По итогам выполнения кода, что-то произошло на странице.

    Например, посетитель кликнул на маленькое изображение, сработало событие onclick. Далее запустилась функция, назначенная на клик по этому изображению, и открылась увеличенная копия исходного изображения.

    Сегодня практически ни одна веб-страница не обходится без JavaScript. На каждой странице сегодня присутствует или галерея, или слайдер, или всплывающие подсказки, или перестраивается меню при адаптации в мобильной версии старицы, или табы, или аккордеоны и т. д. Таким образом, можно сказать, что без знаний этого языка далеко в веб-разработке не уйдешь.

    Возможности языка

    Этот динамично развивающийся язык программирования сегодня гораздо больше, чем просто обработчик некоторых действий посетителя на странице.

    JavaScript развивается просто семимильными шагами. Если раньше его применение заканчивалось браузером, то сегодня он настолько универсален, что позволяет создавать:

    клиентскую и серверную части веб-проектов;

    позволяет управлять устройствами интернета вещей;

    дает возможность работать с множеством приложений, имеющих JavaScript API, например, Microsoft Excel.

    Сегодня этот язык применяется и во Front-end (клиентская разработка), и в Back-end (серверной разработке), и в мобильной разработке, и позволяет поддерживать Full-Stack (разработку полного цикла).

    Популярность и рейтинги

    JavaScript называют самым популярным веб-языком программирования. Для него написано множество фреймворков для Front-end разработки, например: React, Angular, Vue.

    Есть JS-фреймворки для Back-end разработки — Express, Next js. Также есть фреймворки для работы с данными — например, Redux. И есть фреймворки для мобильной разработки — например, React Native.

    Кроме этого, добавляет популярности JS то, что, используя только его, можно вести Full-Stack разработку. В данном случае очень популярен MEAN STACK.

    MEAN STACK — это разработка с использованием MongoDB, Express.js, Angular и Node.js. Крупные технологические компании, разрабатывая свои продукты на JS, активно используют именно этот стек.

    Созданная платформа NodeJS позволила запускать и исполнять JS код без использования браузера. Это позволило JavaScript перейти от узкоспециализированного клиентского в более универсальный язык программирования. NodeJS помогает создавать как десктопные, так и серверные приложения, что также повлияло на популярность языка.

    Чтобы убедиться в его популярности, давайте обратимся к некоторым рейтингам.

    GitHub опубликовала ежегодный отчёт 2020 State of the Octoverse, в рамках которого рассказала о рейтинге языков программирования. Как видно на изображении ниже, в 2020 году JavaScript занимает лидирующую позицию. За время существования сервиса на нем было создано больше всего репозиториев (в 2020 году набралось около 1 млн.).

    Как создать сайт самому?

    Какие технологии и знания необходимы сегодня, чтобы создавать сайты самостоятельно? Узнайте на интенсиве!

    Stack Overflow, популярный сайт, где программисты делятся своими навыками, каждый год составляет статистику — от зарплат до любимых технологий. На изображении ниже представлен график самых популярных языков программирования, согласно Stack Overflow.

    Также есть статистика от сайта по поиску работы и подбору персонала hh.ru, которая показывает, на каких языках чаще всего пишут отечественные разработчики, и каких специалистов чаще других ищут работодатели. На изображении ниже представлена статистика «Топ-20 языков программирования по количеству вакансий».

    Таким образом, можно утверждать, что JavaScript — это самый популярный из них. А владеющие им разработчики — самые востребованные на рынке труда.

    Заработок с JavaScript

    Разработчики со знанием JS востребованы в веб-студиях, IT-отделах некоторых компаний, крупных IT-компаниях, занимающихся разработкой ПО и т. д. Многие стартапы, которые представляют собой некие интернет-сервисы или веб-приложения, также создаются с использованием JavaScript и нуждаются в соответствующих специалистах.

    В JS разработчиках рынок нуждается больше всего, и на рынке труда даже Junior’ам с минимальным опытом работы или даже без опыта готовы платить в среднем 50 000 руб.

    При наличии определенного опыта и навыков, знаний фреймворков для front-end или back-end разработки, зарплаты в компаниях возрастают минимум в два раза, и таким разработчикам готовы платить в среднем от 120 000 руб. — причем, в некоторых случаях можно работать удаленно.

    Таким образом, можно хорошо изучить JavaScript, наработать практику и устроиться на работу, не имея достаточного опыта, либо совсем без опыта — и при этом зарабатывать от 30 000–40 000 руб.

    Параллельно нужно развивать знания, набираться опыта, изучить какой-либо JS фреймворк для Front-end разработки, что позволит увеличить заработок минимум в два раза и начать зарабатывать от 80 000 руб. С JavaScript это работает, и это действительно самый быстрый путь к высоким заработкам в веб-разработке.

    Заключение

    JavaScript — самый популярный и востребованный на сегодняшний день язык программирования. Это не просто изменение веб-страницы в зависимости от совершаемых посетителем действий, а универсальный язык, с помощью которого можно создавать веб-приложения, серверные, десктопные и мобильные приложения.

    Можно приступать к JavaScript, вообще не имея представления о программировании. Это удачный выбор для первого языка, особенно если планируете связать свое будущее с веб-разработкой. При этом любые знания в сфере программирования будет плюсом.

    Если есть опыт HTML и CSS — совсем хорошо. Создание сайта логично начать со статичных страниц на HTML и CSS, а потом оживить их при помощи JavaScript. Далее можно развиваться в сторону Front-end, Back-end, Full-Stack или мобильной разработки на JS.

    Видео презентация курса «JavaScript. Полное руководство для
    современной веб-разработки»

    Как создать сайт самому?

    Какие технологии и знания необходимы сегодня, чтобы создавать сайты самостоятельно? Узнайте на интенсиве!

    JavaScript. Быстрый старт

    Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

    Мастер Йода рекомендует:  Как хорошо вы разбираетесь в Data Science Тест на реальные знания от Tproger и «МегаФон»
    Добавить комментарий