Что такое программирование доступное объяснение для абсолютных новичков

Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

Что такое программирование? Программирование для начинающих

В современном мире человек постоянно находится в информационной экосистеме, созданной для упрощения его жизни. Различные электрические гаджеты, компьютеры, мобильные телефоны, интеллектуальные системы управления транспортными средствами – всеми этими достижениями технологического прогресса мы пользуемся ежедневно. И вполне естественно, что с развитием человечества спектр возможных сфер применения таких устройств также растёт. Именно поэтому деятельность, связанная с IT, сегодня считается наиболее динамично развивающейся, а значит, и крайне прибыльной, так что уроки программирования лишними ни для кого не будут.

Как работают цифровые устройства?

Принцип действия большинства современных устройств состоит во взаимодействии двух сред – аппаратной и цифровой. Первая – это набор микросхем, датчиков и других физических элементов, которые необходимы для корректного функционирования устройства. Зачастую она проектируется таким образом, чтобы техника могла выполнять сразу несколько заданий и при этом не была узкоспециализированной. Современные процессоры, которые являются «сердцем» любого высокотехнологического гаджета, позволяют решать разнообразные задачи. Однако для того, чтобы эти устройства начали корректно функционировать, производители активно развивают различные технологии программирования. Это и есть вторая, «цифровая» часть любого компьютеризированного аппарата.

Что подразумевается под программированием?

Так что такое программирование? На первый взгляд может показаться, что ответ на этот вопрос вполне очевиден. На самом же деле есть ряд нюансов, которые нельзя упускать из виду.

Технологии программирования – это процесс написания упорядоченного набора инструкций для аппаратуры устройства. Именно они указывают процессору и всем связанным с ним деталям, какие вычисления им необходимо производить и в какой последовательности.

Благодаря корректно написанным системам кодов, мобильные телефоны способны безошибочно определить номер звонящего нам человека, предоставить доступ к почтовым ящикам, а современные автомобили могут совершать параллельную парковку без участия водителя.

Высококвалифицированным программистам ежедневно приходится выполнять работу по созданию алгоритмов, с помощью которых устройства смогут решать новые задачи, без необходимости физического усовершенствования или модификации. Отчасти поэтому многие молодые люди при выборе своего карьерного будущего обращают внимание на эту интенсивно развивающуюся индустрию.

Вопрос изучения

Следует отметить, что обучение программированию – это сравнительно недорогое занятие. В отличие от других профессий, где навыки, необходимые для присвоения квалификации, можно получить лишь в высших учебных заведениях или непосредственно на месте работы, составлять качественный код можно научиться самостоятельно, в домашних условиях.

Найти необходимую информацию совершенно не сложно — учебные пособия, специальная литература имеются практически в свободном доступе. Таким образом, не составляет труда подобрать систему обучения должного уровня сложности на русском, английском или любом другом языке.

Этому посвящают различные конференции, тема горячо обсуждается преподавателями и профильными специалистами, поскольку сегодняшняя индустрия крайне нуждается в потоке свежих умов, способных ускорить общее развитие технологии.

Примеры программирования детям начинают показывать ещё на этапе начального образования, в школах. Конечно, на таких уроках рассматриваются лишь простейшие варианты кодов, а зачастую преподаватели просто знакомят молодое поколение с той или иной операционной системой.

С научной точки зрения информатика, программирование – это схожие сферы деятельности. Однако первая – это более общее понятие, включающее в себя не только написание программного кода, но и изучение различных подходов к проектированию цифровых систем в целом.

Процесс обучения

Практически каждый юноша и девушка, которые активно пользуются Интернетом и современными информационными технологиями, в состоянии ответить на вопрос, что такое программирование. Тем не менее, далеко не все чётко понимают, с чего нужно начинать изучать эту науку, чтобы добиться прогресса и не потерять интерес на половине пути.

Существует множество различных методик, предлагающих обучение программированию – от экспресс-обучения, подразумевающего интенсивный практический курс, знакомящий учеников с синтаксисом и особенностями выбранной технологии, до глубоких теоретических программ, направленных на изучение основных парадигм и концепций до того, как будет написана первая строчка кода. Таким образом, подобрать подходящий способ не так уж и сложно.

Чаще всего программирование для начинающих сводится к демонстрации основных возможностей выбранного языка. Одновременно ведется работа по вовлечению субъекта в процесс, а в дальнейшем переходят к изучению особенностей технологии.

Редко можно встретить уроки программирования, в которых не предложат в конце написать собственный код, который наглядно продемонстрирует изучаемую концепцию или особенность языка. Это позволяет не только подвести своего рода итог, но и определить дальнейшую систему действий.

Программирование для начинающих представляет определенные трудности, поэтому каждый урок должен вести к конечной цели – тогда у изучающего будет возможность каждую конкретную концепцию языка проследить на практике, что улучшит конечное восприятие материала.

Выбор технологии программирования для изучения

Интенсивное развитие компьютерного мира поспособствовало тому, что на рынке существует несколько десятков различных языков для написания кодов. Такое многообразие привело к тому, что процесс освоения науки начинается с детального рассмотрения рынка и выбора подходящей технологии.

Основная масса энтузиастов в первую очередь берется за разработку приложений для мобильных телефонов и портативных устройств – планшетов, умных телевизоров или часов. Это наиболее прибыльная сфера деятельности, и обучение программированию для таких нужд занимает наименьшее количество времени. Существуют ограниченное количество конечных платформ и языков, поэтому выбор здесь сугубо персональный, зависит от личных предпочтений.

Еще одна возможность

Второй по популярности сферой деятельности является web-разработка. Это создание программных продуктов, связанных с деятельностью сайтов и различных Интернет-платформ. В этой части индустрии существует гораздо большее количество языков программирования и используемых технологий, поэтому выбор велик. Начинающие часто спорят о существовании единственного «верного» способа начать изучение, однако это слишком абстрактное понятие, и каждый выбирает то, что ему больше по душе.

Следует учитывать, что эта сфера требует большего объема знаний, так как для успешной профессиональной деятельности приходится решать большое количество задач, связанных не только с самим продуктом, но и со смежными технологиями – хранением данных, функционированием и настройкой серверов и т. п.

Чем писать

Особой категорией считаются так называемые «функциональные» языки программирования. Они не так широко распространены в коммерческой разработке, однако их часто используют для подтверждения научных гипотез и симулирования сложных расчётов.

Эти языки зачастую разрабатываются и поддерживаются университетскими командами по всему миру, и поэтому динамически развиваются, позволяя решать всё новые и новые задачи.

Особые варианты

Отдельно существует группа так называемых эзотерических языков программирования, которые не так широко распространены, и их использование ограничено одной-единственной концепцией, для подтверждения которой они, собственно, и были разработаны. В таких случаях ответ на вопрос «Что такое программирование?» будет совершенно особенным, в силу специфики деятельности.

Для чего стоит изучать?

Большинство энтузиастов, начинающих изучение, преследуют какую-то цель. Одних манит перспектива карьерного роста и материальная обеспеченность. Это не иллюзия – хорошие специалисты могут попробовать себя в самых различных ролях, и их заработок напрямую зависит от набора технологий, которыми они в состоянии оперировать.

Другие изучают эту науку «для себя», ведь программирование, как и любая точная дисциплина, развивает логическое и критическое мышление, учит строить алгоритм для решения поставленной задачи, искать наиболее оптимальные пути достижения результата.

Поэтому ответ на вопрос, что такое программирование, не так уж прост. По сути, это не только средство достижения материального достатка путём участия в интенсивно развивающейся индустрии, но и крайне полезное занятие для стимулирования критического и логического мышления, способ решения поставленных задач путём разбиения алгоритма на отдельные небольшие части.

Программирование для себя: почему всем нужно научиться писать код

Nastya Nikolaeva

Навык программирования может пригодиться не только тем, кто хочет создавать программы или сайты профессионально. О том, как умение писать код может облегчить жизнь, рассказал Илья Щуров, доцент кафедры высшей математики ВШЭ и преподаватель Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ. T&P публикуют конспект его лекции «Программирование как новый английский, или Почему программирование не только для разработчиков».

Илья Щуров

доцент кафедры высшей математики ВШЭ и преподаватель Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ

Можно придумать множество классификаций, но в первую очередь я бы разделил программирование на две большие категории: программирование для кого-то, когда вы пишете программу, которой будут пользоваться люди, и программирование для себя. Профессиональное программирование — это в основном деятельность для других, и я бы не сказал, что она всегда приятна. Вне зависимости от того, заплатили вам за программу или вы пишете свободный софт, которым может пользоваться кто угодно, огромное количество людей предъявит претензии, что у них что-то не работает, и их всегда будет больше, чем тех, кто вас похвалит. А программирование для себя — занятие очень приятное, и сегодня мы обсудим именно его.

Опрос профессиональных программистов этого года показал, что 81% из них программируют в качестве хобби. Это означает, что программирование доставляет удовольствие, что это не просто работа, но и развлечение. Вы можете пользоваться готовыми программами, и в 95% случаев вы будете это делать, даже если вы профессиональный программист. Но в любой области есть задачи, которые никто до вас не решал, и умение программировать позволяет решать их гораздо эффективнее. Однажды я был в , и меня попросили объединить две таблицы. Человек, который поручил мне эту задачу, ожидал, что я начну по одной копировать ячейки из первой таблицы во вторую. Я перенес пару записей, мне надоело, и я написал короткий скрипт, который брал данные из одной таблицы и вместо меня заполнял гугл-форму, что не очень сложно. Мне это понравилось, но больше всего мне понравилось то, что коллеги смотрели на меня так, будто я владею какой-то магией.

Писать код интересно, но, с другой стороны, это испытание. Ты взаимодействуешь с компьютером, и очень часто это взаимодействие, особенно если ты осваиваешь новую технологию, новый язык, выглядит так. Ты пишешь код, считаешь, что написал его верно, а компьютер говорит, что у тебя ошибка синтаксиса. Действительно, забыл точку с запятой, исправил, запустил заново. А компьютер говорит: «Закрой скобку». Через несколько таких итераций программа начинает работать, и становится ясно, кто в доме хозяин. Дело в том, что и у навыка программирования, и у процесса обучения ему есть некоторые побочные (в том числе положительные) эффекты.

1. Экстремальный опыт руководства

Компьютеры по сравнению с людьми очень глупые, они все понимают буквально, и если вы научились управлять машиной, то, скорее всего, вы справитесь с руководством любыми людьми.

2. Новый подход к информации

Вы начинаете по-другому смотреть на обработку информации, организацию информационных потоков и управления. Например, собирая массивы данных, вы уже задумываетесь, чтобы они были пригодны для последующей автоматической обработки. Это очень важно, если у вас большая организация или проект со множеством информационных потоков, с которыми нужно работать эффективно. Если у вас есть опыт автоматизации, вы довольно быстро поймете, в каком виде нужно получать информацию, чтобы потом ее ловко обрабатывать.

3. Профессиональная коммуникация

Если вы научитесь программировать хотя бы чуть-чуть, вам будет гораздо проще общаться с программистами. Полезно хотя бы на базовом уровне понимать, как устроен мир IT, и коммуницировать в этой сфере без посредников. Люди учат языки, чтобы лучше понять другую культуру, а языки программирования — технологии.

Почему уметь программировать может быть опасным? Первая причина — «тыжпрограммист». Если вдруг кто-то узнает, что вы умеете программировать, на вас начинают сыпаться запросы: «Переустанови мне операционную систему, пожалуйста, ты ж программист», «Почини чайник, ты ж программист» и так далее. Это не самая страшная проблема, есть пострашнее. Например, в 2001 году на первом курсе, когда интернет еще был медленным, я решил, что нужно сделать какую-то штуку, чтобы быстрее обмениваться информацией с друзьями. Я подумал: есть почта, и она работает. Тогда я завел отдельный почтовый ящик для нашей тусовки и написал скрипт. Робот заходил в этот ящик, брал письма, которые туда пришли, и пересылал их всем, кто был подписан на эту штуку. Так сейчас работают гугл-группы. Если я хотел написать всем, я отправлял письмо на этот общий ящик; если кто-то хотел ответить, он отвечал на него же, письмо попадало ко всем, и можно было что-то обсуждать.

Но у переполнился ящик, а когда ящик переполняется, почтовый сервер в ответ на любое письмо направляет отлуп, который тоже является письмом. Оно тоже попало в общий ящик, мой скрипт разослал его по всем адресам, в том числе и по тому, который переполнился. Почтовый сервер сгенерировал новый отлуп и так далее. В результате в воскресенье утром меня разбудил звонок моего друга, который аккуратно сказал: «Возможно, там проблема, потому что у меня в почтовом ящике 6 тысяч писем, и их количество увеличивается». Ничего особенно страшного не произошло, но это была проблема. Тогда я понял, что код легко может выйти из-под контроля и натворить бед, поэтому надо действовать аккуратно.

Это история как в «Маленьком принце»: вы в ответе за тех, кого приручили. Люди и процессы зависят от кода, который вы написали. То есть, как только вы делаете что-то полезное для других, цена ошибки возрастает.

Как научиться?

На эту тему есть две противоположные точки зрения. Первая: учиться программированию очень просто, основные команды можно освоить за три дня. Но тут высока вероятность, что, когда человек столкнется с трудностями, он решит, что его обманули и программирование — это не его. Программировать не просто, трудности возникают. Одна из причин этого состоит в том, что, когда вы программируете, вы каждый раз осваиваете новые технологии, а это всегда мучение.

Противоположное мнение заключается в том, что если вы не программируете со школьных лет, то нечего и начинать. Это тоже неправда. Программирование требует усилий, но вход в эту область открыт, даже если вы никогда им не занимались.

Вполне вероятно, что задача, с которой вы столкнулись, уже решена и это решение где-то лежит. Иногда разобраться с тем, как оно работает, сложнее, чем написать заново. Это стандартная программистская проблема, но для этого у нас есть Stack Overflow, одно из главных изобретений человечества в сфере программирования. Это сайт, где разработчики делятся опытом и отвечают на вопросы друг друга. У каждого участника свой уровень репутации, все очень удачно спроектировано, поэтому на простые вопросы можно получить ответ в течение десяти секунд. Это очень помогает. В современном мире вы не просто пишете программу — вы одновременно используете огромное количество программ и инструментов, уже созданных другими людьми.

Хороший способ научиться программировать — поставить перед собой задачу, которой вам было бы интересно заниматься, и потом попытаться ее решить. Конечно, есть множество онлайн-курсов — почитайте отзывы, чтобы выбрать подходящий. Первый язык программирования — это сложно, потому что нужно перестраивать то, как вы взаимодействуете с компьютерами и анализируете процессы. Универсальных ответов нет, все очень индивидуально. Кому-то достаточно почитать документацию, посмотреть примеры кода, и все понятно. В другой ситуации хорошо иметь наставника, который ответил бы на базовые вопросы. Вот несколько советов, которые кажутся мне важными.

1. Самый лучший способ что-то понять — найти работающий кусок кода, начать его модифицировать и изучать, что получится. Это нужно сделать после того, как вы разобрались с базовым синтаксисом. Подгоняйте код под свои задачи или просто экспериментируйте.

2. Если вы только учитесь программированию, не нужно сразу пытаться писать много кода до тех пор, пока вы не сможете корректно объяснять, чего хотите. Это нужно для того, чтобы компьютер выполнял команды четко и маленькими шажками. Всякий раз ваши эксперименты должны заканчиваться не тем, что вы случайно наткнулись на правильное решение, а пониманием, почему и как это работает.

3. Не беспокойтесь по поводу математики. Желательно знать, что такое остаток от деления числа на другое число, но все зависит от задач, которые перед вами стоят. Конечно, если вы хотите хитро обрабатывать данные, то вам нужна математика в том объеме, который нужен для такой обработки.

4. Не бойтесь. Когда вы будете начинать программировать для себя, наверное, вы будете писать не тот код, который понравится профессиональным разработчикам. Они скажут, что так не пишут, что это избыточно, что такой код будет сложно поддерживать, и так далее. Наверное, они будут правы. Но если вы пишете для себя и если вы только начинаете, это нормально, что ваши первые попытки не являются текстами уровня Льва Толстого. Если вы напишете программу, которая будет работать и решать вашу задачу, то это хорошо.

Есть мнение, что на фоне развития искусственного интеллекта и машинного обучения программисты скоро будут не нужны: компьютеры сами научатся себя программировать. Но мне кажется, что это не так. До тех пор, пока есть задачи и пока нужно объяснять, как их решать, программирование будет существовать. Безусловно, программирование сильно эволюционирует, за последние 20 лет оно изменилось очень сильно. Но от того, что компьютеры стали умнее, разработчиков меньше не стало — наоборот, их стало гораздо больше. И мне кажется, что дальше будет происходить то же самое.

Как правильно изучать программирование: метод Франклина

Итак, вы хотите освоить интересную профессию, погрузиться в мир цифровых технологий и получить высокооплачиваемую работу, востребованную в любой стране мира. С чего начать?

Сладкая жизнь для «синих воротничков» закончилась. Обществу скоро не понадобятся в таком количестве рабочие, которые просыпаются с рассветом и идут на завод к первому звонку. Не понадобятся водители, пилоты, продавцы, клерки и сотни других профессий. В ближайшем будущем все эти задачи замечательно будут решать роботы и программное обеспечение.

Мастер Йода рекомендует:  Обоснование необходимости Хранилища данных

В XXI веке обществу нужны работники информационных технологий (IT): инженеры, дизайнеры и программисты. Кто такой программист? Это профессионал, который всегда открыт новым знаниям и готов принять быстро меняющийся мир. Сегодня это самая перспективная профессия. С такой профессией вы всегда заработаете на хлеб с маслом в любой стране мира.

Языки программирования универсальны, так что работать вы сможете где угодно: или в родной России, или в теплой Калифорнии, куда уезжают самые талантливые ребята. Если вы не попали в топ мирового рейтинга — не беда. Рядовой программист может эмигрировать в Новую Зеландию, Германию, северные штаты вроде Иллинойса или Миннесоты. Выбирайте сами, в какую страну уехать жить и работать. Или остаться на родине. Кому-то больше нравится быть первым парнем на деревне, чем последним в городе (к тому же низкий социальный статус негативно отражается на состоянии иммунной системы). Когда у вас достаточно денег, то можно и здесь прилично жить.

Если вам нравится узнавать новое каждый день, наводить порядок в хаосе с помощью продуманных инструкций, заставлять сложнейшую технику выполнять ваши команды — значит, программирование точно для вас.

Талант программиста можно заметить в человеке, который не написал ни строчки кода. Это человек, который любит головоломки. Он любит обдумывать задачки, словно это сладкое мороженое, от которого невозможно оторваться. Каждая флуктуация нелогичности в окружающем мире — новый вызов для него. Всё нужно упростить, упорядочить и алгоритмизировать. Какими качествами должен обладать математик, описано в первых главах книги «Прелюдия к математике» У.У. Сойера. Многое из этого нужно, чтобы стать программистом.

Самообучение

Как стать программистом самостоятельно? В прошлом, когда не было обучающих курсов, а информатику не изучали в школе, программистами часто становились самоучки — таланты, которых с детства тянуло в эту область. Они не искали материальных благ. Наоборот, были готовы пожертвовать личной жизнью и финансовым благополучием ради своей страсти — компьютера. Они могли сутками не есть и не спать, программируя ночи напролет. Такие фанаты существуют и сейчас, они принимают участие в хакатонах и побеждают в мировых соревнованиях по спортивному программированию. Им не нужны обучающие курсы, потому что они любят любую проблему пробовать на зуб, решать собственным способом, придумывать нестандартные решения, докапываться до всего самостоятельно.

Путь самоучки — это «метод тыка», общение на форумах, поиск единомышленников, хождение по конференциям и тусовкам-митапам. Это такой путь самурая.

Всю свою жизнь прилежно учись. Каж­дый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.

Программирование

Программи́рование — процесс и искусство создания компьютерных программ с помощью языков программирования [1] [2] .

Программирование сочетает в себе элементы искусства, науки, математики и инженерии.

В узком смысле слова, программирование рассматривается как кодирование — реализация одного или нескольких взаимосвязанных алгоритмов на некотором языке программирования. В более широком смысле, программирование — процесс создания программ, то есть разработка программного обеспечения.

Большая часть работы программиста связана с написанием исходного кода на одном из языков программирования.

Различные языки программирования поддерживают различные стили программирования (т. н. парадигмы программирования). Отчасти, искусство программирования состоит в том, чтобы выбрать один из языков, наиболее полно подходящий для решения имеющейся задачи. Разные языки требуют от программиста различного уровня внимания к деталям при реализации алгоритма, результатом чего часто бывает компромисс между простотой и производительностью (или между временем программиста и временем пользователя).

Единственный язык, напрямую выполняемый процессором — это машинный язык (также называемый машинным кодом). Изначально, все программисты прорабатывали каждую мелочь в машинном коде, но сейчас эта трудная работа уже не делается. Вместо этого, программисты пишут исходный код, и компьютер (используя компилятор, интерпретатор или ассемблер) транслирует его, в один или несколько этапов, уточняя все детали, в машинный код, готовый к исполнению на целевом процессоре. Даже если требуется полный низкоуровневый контроль над системой, программисты пишут на языке ассемблера, мнемонические инструкции которого преобразуются один к одному в соответствующие инструкции машинного языка целевого процессора.

В некоторых языках, вместо машинного кода генерируется интерпретируемый двоичный код «виртуальной машины», также называемый байт-кодом (byte-code). Такой подход применяется в Forth, Lisp, Java, Perl, Python а также в языках платформы Microsoft .NET.

Содержание

Парадигмы программирования [ править ]

Функциональное программирование в соответствующем Вики-учебнике подробно изложено, поэтому поговорим об императивном программировании.

Для императивных языков программирования можно выделить 4 современных парадигмы программирования:

  1. Процедурное программирование (ПП)
  2. Объектно-ориентированное программирование (ООП)
  3. Компонентно-ориентированное программирование (КОП)
  4. Аспектно-ориентированное программирование (АОП)

Процедурное программирование [ править ]

Вот пример процедурного кода, выводящего строку:

Вот пример объектно-ориентированного кода, который делает то же самое:

Методологии программирования [ править ]

Сравнение языков программирования [ править ]

В этой статье сравнивается более 50 языков программирования по основным свойствам синтаксиса.

Выражения [ править ]

Выражения в языках программирования в широком смысле могут быть подразделены на 4 типа по синтаксической структуре:

префиксная запись

  • Лисп(* (+ 2 3) (expt 4 5))

инфиксная запись

  • Фортран(2 + 3) * (4 ** 5)

суффиксная, постфиксная или Обратная польская запись

  • Форт2 3 + 4 5 ** *

запись выражений в математическом стиле

  • Wolfram(2 + 3)(4^5) (* отметим неявный оператор умножения *)

Операторы [ править ]

Как правило в языках программирования имеются следующие соглашения по операторам:

  • о разделителях операторов;
  • о терминаторах операторов; и
  • о продолжении строки

Разделитель операторов используется для демаркации границы между двумя отдельными операторами. Терминатор операторов используется для маркировки конца отдельного оператора. Языки, которые интерпретируют конец строки как конец оператора называются однострочными языками программирования.

«Продолжение строки» — это соглашение для однострочных языков о ситуациях, когда символ окончания строки может быть неправильно интерпретирован как окончание оператора. В таких языках «продолжение строки» позволяет оператору охватывать более одной строки.

Язык Разделитель-терминатор операторов Дополнительный разделитель [3]
ABAP разделитель — точка ‘.’
Ада (Ada) терминатор — точка с запятой ‘;’
Алгол (ALGOL) разделитель — точка с запятой ‘;’
Алгол 68 (ALGOL 68) разделитель — точка с запятой ‘;’ и запятая ‘,’ [4]
APL терминатор — новая строка разделитель —
AppleScript терминатор — новая строка
AutoHotkey терминатор — новая строка
Бейсик (BASIC) терминатор — новая строка разделитель — двоеточие ‘:’
Boo терминатор — новая строка
Си (C) терминатор — точка с запятой ‘;’ разделитель выражений — запятая ‘,’
C++ терминатор — точка с запятой ‘;’ разделитель выражений — запятая ‘,’
C# терминатор — точка с запятой ‘;’
Кобол (COBOL) разделитель — пробел, иногда точка ‘.’, имеется возможность разделять запятыми ‘,’ и точками с запятыми ‘;’.
Cobra терминатор — новая строка
CoffeeScript терминатор — новая строка
D терминатор — точка с запятой ‘;’
Eiffel терминатор — новая строка точка с запятой ‘;’
Erlang разделитель — двоеточие ‘:’, терминатор — точка ‘.’
F# терминатор — новая строка точка с запятой ‘;’
Фортран (Fortran) терминатор — новая строка точка с запятой ‘;’
Форт (Forth) терминатор определений слов — точка с запятой ‘;’
GFA BASIC терминатор — новая строка
Go разделитель — точка с запятой ‘;’ (вставляется компилятором)
Haskell (в do-нотации) разделитель — новая строка
Haskell (в do-нотации, при использовании скобок) разделитель — точка с запятой ‘;’
Java терминатор — точка с запятой ‘;’
JavaScript разделитель — точка с запятой ‘;’ (иногда неявно делится по новой строке)
Kotlin разделитель — точка с запятой ‘;’ (иногда неявно делится по новой строке)
Lua разделитель — пробел (возможна точка с запятой ‘;’)
Mathematica разделитель — точка с запятой ‘;’
MATLAB терминатор — новая строка точка с запятой ‘;’ или запятая ‘,’ [5]
Object Pascal (Delphi) разделитель — точка с запятой ‘;’
Objective-C терминатор — точка с запятой ‘;’
OCaml разделитель — точка с запятой ‘;’
Паскаль (Pascal) разделитель — точка с запятой ‘;’
Perl разделитель — точка с запятой ‘;’
Perl 6 разделитель — точка с запятой ‘;’
PHP терминатор — точка с запятой ‘;’
Pick Basic терминатор — новая строка разделитель — точка с запятой ‘;’
PowerShell терминатор — новая строка разделитель — точка с запятой ‘;’
Пролог (Prolog) терминатор — точка ‘.’
Python терминатор — новая строка точка с запятой ‘;’
Ruby терминатор — новая строка точка с запятой ‘;’
Rust терминатор операторов — точка с запятой ‘;’ разделитель выражений — запятая ‘,’
Scala терминатор — новая строка (возможна точка с запятой ‘;’) точка с запятой ‘;’
Seed7 разделитель — точка с запятой ‘;’ (возможность использовать как терминатор)
Симула (Simula) разделитель — точка с запятой ‘;’
S-Lang разделитель — точка с запятой ‘;’
Smalltalk разделитель — точка ‘.’
Standard ML разделитель — точка с запятой ‘;’
Swift разделитель — точка с запятой ‘;’ (вставляется компилятором)
Visual Basic терминатор — новая строка разделитель — двоеточие ‘:’
Visual Basic .NET терминатор — новая строка разделитель — двоеточие ‘:’
Wolfram разделитель — точка с запятой ‘;’
Xojo терминатор — новая строка
Язык Разделитель-терминатор операторов Дополнительный разделитель [3]

Продолжение строки [ править ]

Операция продолжения строки обычно происходит на стадии лексического анализа: как правило символ новой строки не добавляет токен в соотв. список, если было обнаружено продолжение строки.

Символы пустого пространства — языки не требующие продолжения строки

  • Ада — Строка обрывается точкой с запятой
  • C# — Строка обрывается точкой с запятой
  • JavaScript — Строка обрывается точкой с запятой (возможен неявный обрыв)
  • Lua
  • OCaml

Амперсанд как последний символ строки

  • Фортран 90, Фортран 95, Фортран 2003, Фортран 2008

Обратная косая черта как последний символ строки

  • Bash[6] и др. оболочки Unix
  • Препроцессор Си и Си++
  • Mathematica and Wolfram Language
  • Python[7]
  • Ruby
  • JavaScript — в текстовых константах, обрамлённых одной или двумя кавычками

Гравис как последний символ строки

  • PowerShell

Дефис как последний символ строки

  • SQL*Plus

Подчёркивание как последний символ строки

  • AutoIt
  • Cobra
  • Visual Basic
  • Xojo

Многоточие (три точки, а не отдельный спец. символ)

  • MATLAB: Многоточие не должно являться последним символом строки, однако все последующие символы игнорируются. [8] (По сути оно начинает комментарий, который продолжается и на следующей строке, в отличие от однострочного комментария, который продолжается лишь до окончания строки.)

Запятая как последний символ строки

  • Ruby (за запятой может быть комментарий)

Левая скобка как последний символ строки

  • Bat-файл: начало блока, обрамленного скобками разрешает продолжение строки [9]
  • Ruby: Левая скобка — круглая, квадратная либо фигурная

Оператор в качестве последнего объекта строки

  • Ruby (за оператором может быть комментарий)

Оператор в начале продолжающейся строки

  • AutoHotkey: Любой оператор выражений за исключением ++ и —, а также точка или запятая [10]

Обратная косая черта в начале продолжающейся строки

  • Vimscript

Какая-либо форма однострочных комментариев как продолжение строки

  • Turbo Assembler: \
  • m4: dnl
  • TeX: %

Позиция символа

  • Фортран 77: Строка не являющаяся комментарием будет продолжением предыдущей строки не комментария в случае если на позиции 6 находится не пробел. Строки являющиеся комментариями не могут быть продолжены.
  • Кобол: Текстовые константы могут быть продолжены, если не закончить их в предложении PICTURE символом ‘ , а затем вставить символ — в 7 м столбце (на той же позиции, на которой использовался символ * для комментария)
  • TUTOR: Строки, начинающиеся символом табуляции (после требуемого контекстом отступа) продолжают предыдущую команду.

Использование кавычек

  • Препроцессор Си и Си++: Использование кавычки в начале строки продолжает предыдущую строку после обычного окончания.

Библиотеки [ править ]

Импорт библиотеки — это способ добавить внешние (возможно откомпилированные) процедуры, программы или пакеты. Импорты классифицируют по уровню (модуль, пакет, класс, процедура,…) и по синтаксису (директивы, атрибуты,…)

Импорт файлов

  • ASP: #include file=»filename«
  • AutoHotkey, AutoIt, Си, Си++: #include «filename» , #include
  • Кобол: COPY filename.
  • Falcon: load «filename«
  • Фортран: include ‘filename’
  • Lua: require(«filename«)
  • Mathematica и Wolfram: Import[«filename»]
  • MATLAB: addpath(directory) [11]
  • Objective-C: #import «filename» , #import
  • Perl: require «filename«;
  • PHP: include «filename«; , require «filename«;
  • Pick Basic: include [filename] program , #include [filename] program
  • R: source(«»filename»»)
  • Rust: include!( «filename«);

Импорт пакетов

  • Ада: with package
  • Си, Си++: #include filename
  • Cobra: use Package.Name
  • D: import package.module; , import altname = package.module;
  • Falcon: load module , load module.submodule
  • Фортран 90+: use module , use module, only : identifier
  • Go: import altname «package/name«
  • Haskell: import Module , import qualified Module as M
  • Java, MATLAB, Kotlin: import package.*
  • JavaScript: import altname from «modname«; , import «modname«;
  • Lua: require(«modname«)
  • Mathematica и Wolfram:
  • Оберон (Oberon): IMPORT module
  • Objective-C: @import module;
  • Паскаль: uses unit
  • Perl: use Module; , use Module qw(import options);
  • Python: import module , from module import *
  • Rust: mod modname; , #[path = «filename«] mod altname; , extern crate libname; , extern crate libname as altname;
  • R: library(«package»)
  • Scala: import package._ , import package
  • Swift: import module

Импорт классов

  • Falcon: import class
  • Java, MATLAB, Kotlin: import package.class
  • JavaScript: import class from «modname»; , import <class> from «modname«; , import <class as altname> from «modname«;
  • PHP: use Namespace\ClassName; , use Namespace\ClassName as AliasName;
  • Python: from module import class
  • Scala: import package.class , import package.< class1 =>alternativeName, class2 > , import package._

Импорт процедур/функций

  • D: import package.module : symbol; , import package.module : altsymbolname = symbol;
  • Haskell: import Module (function)
  • JavaScript: import function from «modname»; , import <function> from «modname«; , import <function as altname> from «modname«;
  • MATLAB: import package.function
  • Perl: use Module (‘symbol’);
  • PHP: use function Namespace\function_name; , use Namespace\function_name as function_alias_name;
  • Python: from module import function
  • Rust: use module::submodule::symbol; , use module::submodule::<symbol1, symbol2>; , use module::submodule::symbol as altname;
  • Scala: import package.class.function , import package.class.< function =>alternativeName, otherFunction >

Импорт констант

  • PHP: use const Namespace\CONST_NAME;

Вышеуказанные операторы также могут быть разделены на 2 группы — являются ли они синтаксическим удобством (просто добавляют элементам краткое название, при этом элементы всё равно доступны по своему полному названию), либо нужны для доступа к коду (без этого оператора доступ к элементам невозможен даже при наличии полного имени).

Синтаксическое удобство

  • Java: import package.* , import package.class
  • OCaml: open module

Необходимы для доступа к коду

  • Go: import altname «package/name«
  • JavaScript: import altname from «modname«;
  • Python: import module

Блоки [ править ]

Блок представляет собой способ группировки двух или более отдельных операторов, выражений или иных элементов кода, которые должны представлять собой целое..

Круглые скобки ( … )

  • OCaml, Standard ML

Квадратные скобки [ … ]

  • Smalltalk (блоки — объекты первого класса, т. н. замыкания)

begin … end

  • Ада, Алгол, Паскаль, Ruby (циклы for , do/while и do/until ), OCaml, Simula, Erlang.

do … end

  • ПЛ/1 (PL/I), REXX

do … done

  • Bash (циклы for и while ), Visual Basic, Фортран, TUTOR (тело блока обязано быть с отступом), Visual Prolog

do … end

  • Lua, Ruby (блоки передаются как аргументы, цикл for ), Seed7 (тело цикла заключено между do и end )

X … end (напр. if … end ):

  • Ruby (операторы if , while , until , def , class , module ), OCaml (циклы for и while ), MATLAB (операторы if и switch , циклы for и while , предложение try , блоки package , classdef , properties , methods , events и function ), Lua ( then / else и function )

( begin …)

  • Scheme

(progn …)

  • Лисп

( do …)

  • Clojure

Отступы

  • Значимые (см. Off-side rule languages): Cobra, CoffeeScript, F#, Haskell (в do-нотации без скобок), Occam, Python
  • Не имеют значения (см. Free-form languages): потомки Алгола (включая Си, Паскаль и Perl); языки семейства Лисп

Другое

  • Ада, Visual Basic, Seed7: if … end if
  • Bash, sh, and ksh: if … fi , do … done , case … esac ;
  • Алгол 68: begin … end , ( … ) , if … fi , do … od
  • Lua, Паскаль (язык программирования), Модула-2, Seed7: repeat … until
  • Кобол: IF … END-IF , PERFORM … END-PERFORM и т. д. для операторов; … . для предложений.
  • Visual Basic .NET: If … End If , For … Next , Do … Loop
  • Small Basic: If … EndIf , For … EndFor , While … EndWhile

Комментарии [ править ]

  • стилю (однострочные/многострочные)
  • правилам разбора/трансляции (ингорируются/интерполируются/сохраняются в памяти)
  • рекурсивности (вкладываемые/не-вкладываемые)
  • использованию (для документации (см. docstrings)/отбрасываемые/другие)

Однострочные комментарии [ править ]

Как правило эти комментарии простираются до символа перевода строки, и используют оговоренную последовательность токенов для индикации начала комментария.

Символ Языки
C Фортран от I до Фортрана (C в первом столбце)
REM Бейсик, Bat-файлы
:: Bat-файлы, COMMAND.COM, Cmd.exe
NB. J; от аббревиатуры Nota bene (с лат. — «заметь хорошо»).
APL; используется функциональный глиф (up shoe jot — U+235D) напоминающий лампу («освещающий» комментируемое).
# sh и другие оболочки UNIX, Cobra, Perl, Python, Ruby, Seed7, Windows PowerShell, PHP, R, make, Maple, Elixir, Nim [12]
% TeX, Пролог, MATLAB, [13] Erlang, S-Lang, Visual Prolog
// ActionScript, Си)|C (C99), Си++, C#, D, F#, Go, Java, JavaScript, Kotlin, Object Pascal (Delphi), Objective-C, PHP, Rust, Scala, Sass, Swift, Xojo
Monkey, Visual Basic, VBScript Small Basic, Gambas, Xojo
! Фортран, Basic Plus, Inform, Pick Basic
; Assembly x86, AutoHotkey, AutoIt, Лисп, Common Lisp, Clojure, REBOL, Scheme,
Euphoria, Haskell, SQL, Ада, AppleScript, Eiffel, Lua, VHDL, SGML
* Assembler S/360 (* в первом столбце), Кобол от I до Коболa 85, PAW, Фортран от IV до Фортрана 77 (* в первом столбце), Pick Basic
|| Curl
« Vimscript, ABAP
\ Форт
*> Кобол 90

Многострочные комментарии [ править ]

Как правило многострочные комментарии используют оговоренные последовательности символов для маркировки начала и конца комментария. В этом контексте символы пустого места или перевода строки игнорируются.

#>

Символ Языки
comment

comment

Алгол 68 [14] [15]
/*

*/

ActionScript, AutoHotkey, Си, Си++, C#, D [16] Go, Java, JavaScript, Kotlin, Objective-C, PHP, ПЛ/1, Rexx, Rust (могут быть вложенными), Scala (могут быть вложенными), SAS, SASS, SQL, Swift, Visual Prolog, CSS
#cs

+/

D (могут быть вложенными) [16]
/#

#/

Cobra (могут быть вложенными)
Powershell
=begin

)

Perl6 (можно использовать любые скобки — (), <>, <>, [], зеркальные пары символов Юникода, а также символы Юникода со свойствами Ps/Pe/Pi/Pf)
=begin

#endif ,
#if false

#endif

S-Lang [18]
<-

->

Haskell (могут быть вложенными)
(*

*)

ML, Mathematica, Object Pascal (Delphi), Паскаль, Seed7, Applescript, OCaml (могут быть вложенными), Standard ML (могут быть вложенными), Maple, Newspeak, F#
<

>

Object Pascal (Delphi), Паскаль
|#

%>

MATLAB [13] (символы должны быть в отдельной строке)
#|

|#

Лисп, Scheme, Racket (во всех трёх могут быть вложенными).
—[[

]=]

Lua (первая форма может включаться во вторую)
«

«

Smalltalk
(comment

Уникальные варианты [ править ]

Фортран [ править ]

  • Решающее значение в Фортранe 66/77 имеют отступы. Основной оператор находится в столбцах с 7 по 72. Любой не пробел в столбце 6 указывает на то, что строка является продолжением предыдущей строки. Символ ‘ C ‘ в первом столбце указывает на то, что строка является комментарием . Столбцы с 1-го по 5-й могут содержать число, являющееся меткой. Столбцы с 73-го по 80-й игнорируются и могут быть комментарием; ранее в этих местах наносился номер перфокарты, что позволяло отсортировать их в случае падения колоды. В Фортране 90 правило отступов было упразднено и были добавлены однострочные комментарии с использованием символа ! .

Кобол [ править ]

  • Отступы значимы в формате фиксированного кода. Содержание столбцов с 1-го по 6-й и после 73-го игнорируется. Если в 7-м столбце содержался символ * или / строка являлась комментарием. До версии Кобол 2002 если строка содержала в 7-м столбце символ D или d — это обозначало отладочную строку, которая могла игнорироваться в зависимости от режима компилирования.

Cobra [ править ]

  • Cobra поддерживает многострочные комментарии « /# … #/ » похожие на встречающиеся в Си-подобных языках « /* … */ », однако с некоторыми отличиями. Символ # используется в однострочной форме комментариев « # …» и многострочные комментарии могут быть вложенными, что удобно при комментировании больших кусков кода.

Curl [ править ]

  • Curl поддерживает многострочные комментарии при помощи пользовательских тегов |foo# . #foo| .

Lua [ править ]

  • Как и в текстовых константах, в многострочном комментарии может использоваться произвольное число символов = , при условии, что такое же их число используется и в закрывающей последовательности; это позволяет реализовать множественное вложение комментариев и текстовых констант если все они используют различное количество знаков = в обрамляющих тегах: —[[comment —[=[ nested comment ]=] ]] . Lua игнорирует первый перенос строки, который следует сразу за открывающим тегом.

Perl 5 [ править ]

  • Многострочные комментарии в Perl 5 считаются частью документации и именуются «Простая старая документация» (англ. Plain Old Documentation — POD). Технически в Perl 5 нет соглашения о многострочных комментариях, но POD повсеместно используются в этом качестве.

Perl 6 [ править ]

  • В Perl 6 для многострочных комментариев используется конструкция #`(. ) . [19] Фактически Perl 6 позволяет использовать любые пары скобок после #` (напр. #`(. ) , #`[. ] , #` <. >, #` , и даже более сложные #`<<. >> являются полноценными комментариями). Скобки также можно вкладывать внутри комментариев (напр. в конструкции #` < a < b >c > комментарий продолжается до последней закрывающей скобки).

PHP [ править ]

  • PHP поддеживает стандартные комментарии в стиле C/C++ а также комментарии в стиле Perl.

Python [ править ]

  • Иногда для комментирования строк кода используются три двойных кавычки «»» . На самом деле они создают не комментарий, а пустой оператор с текстовой константой, который Python игнорирует (за исключением случая, когда текстовая константа — первый оператор в теле модуля, класса или функции; см docstring)

Ruby [ править ]

  • Также как Python и Perl, Ruby не имеет определённого синтаксиса многострочных комментариев. Однако в качестве комментариев, как и в Perl, могут использоваться блоки документации, поскольку интерпретатор игнорирует их.

S-Lang [ править ]

  • Интерпретатор игнорирует регион кода обрамленный # и # . Имя тега может быть любой алфавитно-цифровой последовательностью символов и указывать на способ обработки кода. Например, # может указывать на документацию в формате LaTeX.

Scheme and Racket [ править ]

  • Следующий полный синтаксический элемент (s-выражение) может быть откомментирован при помощи #; .

ABAP [ править ]

  • ABAP поддерживает два типа комментариев. Если первый символ строки (вкл. отступ) является звёздочкой ( * ) вся строка считается комментарием, а кавычками ( » ) начинается комментарий до конца строки. Комментарии в ABAP невозможны между операторами EXEC SQL и ENDEXEC поскольку в SQL имеется другое применение этим символам. В большинстве диалектов SQL вместо этого используется двойной дефис ( — ).

Эзотерические языки программирования [ править ]

  • Большинство эзотерических языков программирования следует соглашению о том, что любой не исполняющийся (напр. Befunge) или не имеющий значения (напр. Brainfuck) кусок кода считается комментарием.

Сравнение комментариев [ править ]

Существует большое разнообразие способов объявления комментариев в исходном коде. BlockComment курсивом указывает многострочное тело комментария. InlineComment курсивом указывает однострочное тело комментария.

Язык Однострочный комментарий Многострочный комментарий
Ада, Eiffel, Euphoria, Occam, SPARK, ANSI SQL, и VHDL InlineComment
Алгол 60 (ALGOL 60) comment BlockComment;
Алгол 68 (ALGOL 68) ¢ BlockComment ¢

APL InlineComment
AppleScript InlineComment (* BlockComment *)
Язык ассемблера (разн.) ; InlineComment только один пример (в большинстве ассемблеров есть только комментарии-строки)
AutoHotkey ; InlineComment /* BlockComment */
AWK, Bash, Bourne shell, C shell, Maple, R, Tcl, и Windows PowerShell # InlineComment
Бейсик (BASIC) разл. диалекты: InlineComment (not all dialects)

Си (K&R, ANSI/C89/C90), CHILL, ПЛ/1 (PL/I) и REXX /* BlockComment */
C (C99), C++, Go и JavaScript // InlineComment /* BlockComment */
C# // InlineComment
/// InlineComment (XML комментарий-документация)
/* BlockComment */
/** BlockComment */ (XML комментарий-документация)
Кобол (COBOL) от I до Кобол 85 * InlineComment (* в столбце 7)
Кобол 2002 *> InlineComment
Curl || InlineComment |# BlockComment #|

Cobra # InlineComment /# BlockComment #/ (вкладываемые)
D // InlineComment
/// Documentation InlineComment (en:ddoc комментарии)
/* BlockComment */
/** Documentation BlockComment */ (en:ddoc комментарии)

/+ BlockComment +/ (nestable)
/++ Documentation BlockComment +/ (вкладываемые, en:ddoc комментарии)

DCL $! InlineComment
ECMAScript (JavaScript, ActionScript и т. д.) // InlineComment /* BlockComment */
Форт (Forth) \ InlineComment ( BlockComment ) (одно и многострочные)

( beforeafter ) стековые комментарии

Фортран от I Фортран77 C InlineComment (C в первом столбце)
Фортран 90 ! InlineComment
Haskell InlineComment <- BlockComment ->
Java // InlineComment /* BlockComment */

Лисп (Lisp) и Scheme ; InlineComment #| BlockComment |#
Lua InlineComment —[==[ BlockComment]==] (варьируемое количество знаков =)
Maple # InlineComment (* BlockComment *)
Mathematica (* BlockComment *)
Matlab % InlineComment %<
BlockComment (nestable)
%>
Отметьте: оба символа процент-скобка должны быть единственными не пустыми символами (пробелами, табуляциями и др.) на своих строках.
Object Pascal (Delphi) // InlineComment (* BlockComment *)
< BlockComment >
OCaml (* BlockComment (* вкладываемые *) *)
Паскаль (Pascal), Модула-2, Модула-3 (Modula-2,3), Оберон (Oberon) и ML: (* BlockComment *)
Perl и Ruby # InlineComment =begin
BlockComment
=cut ( =end в Ruby) (POD комментарий-документация)

__END__
Комментарии после окончания кода

Perl 6 # InlineComment #`<
BlockComment
>

=comment
Комментарий продолжается до следующей POD директивы
или первой пустой строки. [20] [21]

PHP # InlineComment
// InlineComment
/* BlockComment */
/** документация BlockComment */ (PHP комментарий-документация)
PILOT R:InlineComment
PLZ/SYS ! BlockComment !
PL/SQL and TSQL InlineComment /* BlockComment */
Python # InlineComment »’ BlockComment »’
«»» BlockComment «»»

(Комментарий-документация если это первая строка модуля, класса, метода или функции)

Rust // InlineComment

/// InlineComment («Внешний» комментарий rustdoc)
//! InlineComment («Внутренний» комментарий rustdoc)

/* BlockComment */ (вкладываемый)

/** BlockComment */ («Внешний» комментарий rustdoc)
/*! BlockComment */ («Внутренний» комментарий rustdoc)

SAS * BlockComment;
/* BlockComment */
Seed7 # InlineComment (* BlockComment *)
Симула (Simula) comment BlockComment;
! BlockComment;
Smalltalk «BlockComment«
Smarty <* BlockComment *>
Standard ML (* BlockComment *)
TeX, LaTeX, PostScript, Erlang, Elixir and S-Lang % InlineComment
Texinfo @c InlineComment

TUTOR * InlineComment
command $$ InlineComment
Visual Basic InlineComment
Rem InlineComment
Visual Basic .NET InlineComment

»’ InlineComment (XML комментарий-документация)
Rem InlineComment

Visual Prolog % InlineComment /* BlockComment */
Wolfram (* BlockComment *)
Xojo InlineComment
// InlineComment
rem InlineComment

Примеры функций [ править ]

abs() — математическая функция из библиотеки stdlib.h для вычисления модуля числа. Принимает и возвращает значения типа int.

labs() — тоже вычисляет модуль числа, но принимает и возвращает значения типа long.

Что такое программирование

Опубликовано shwan в 30.05.2020 30.05.2020

Сегодня слово «Программирование» можно увидеть / услышать, как в какой-нибудь вирусной рекламе в социальной сети, так и в литературном или кинематографическом произведении. Однако что же такое, программирование и кто такие программисты? Не мудрствуя лукаво, можно поступить как матерый кодер и загуглить новое слово.

Согласно многочисленным определениям, программирование — это процесс создания компьютерных программ. Расшифровать это определение можно следующим образом. Программирование есть ничто иное, как объяснение машине что, в каком виде и как нужно получить пользователю. То есть это своеобразное искусство перевода пожеланий человека на язык машины.

Суть программирования

Основная идея заключается в том, чтобы составить алгоритм и перевести его на язык программирования. Гуру разработки часто рекомендуют начать разработку программы с ответа на вопрос: «Можно ли реализовать эту задачу программно?». К примеру, даже сегодня мы не можем заставить компьютер предсказать, что будет через несколько дней. И пусть этот пример не совсем корректен, потому как данная задача невыполнима в принципе. Однако, если сузить постановку задачи до предсказания поведения какой-нибудь валюты на бирже — подобная задача решается при помощи достаточного сложного алгоритма и большой базы экспериментальных данных.

Алгоритмы

После того, как было принято решение о возможности программной реализации поставленной задачи, необходимо построить алгоритм её решения. То есть максимально подробно описать последовательность шагов по решению задачи с учетом всех возможных ветвлений, циклов и ошибок. На самом деле, строить алгоритм можно и для простейших повседневных операций. Так, к примеру, можно описать алгоритм заваривания чая:

  1. Открыть чайник.
  2. Если в чайнике нет воды — набрать воду из под крана.
  3. Поставить чайник на газовую плиту.
  4. Открыть газ.
  5. Зажечь огонь.
  6. Дождаться, пока закипит вода в чайнике.
  7. Насыпать в чашку заварку.
  8. Залить заварку горячей водой.

Этот алгоритм не универсален, однако для человека, который засыпает заварку в кружку и имеет дома газовую, а не электрическую плиту, он действителен.

Существует несколько способов описания алгоритма:

  • граф — схемы;
  • словесный;
  • псевдокод;
  • программный код.

Языки программирования

Фактически, язык программирования, это набор правил описания команд и заранее созданных функций. Каждый язык программирования ограничивает разработчика строго предопределенным набором ключевых слов и команд, которые могут быть использованы при разработке. Выделяют несколько уровней языков:

  • низкого уровня (ассемблер) — работают напрямую с процессорными командами
  • высокого уровня (C++, C#, Java и др.) — больше похожи на обычный язык

Во время разработки программного продукта могут выделяться разные уровни абстракций. То есть по разному представляться объекты реального мира. В зависимости от этого языки программирования принято разбивать на следующие виды:

  • Процедурные — определяют решение задачи шаг за шагом, вся система разбивается на ряд связанных между собой процедур.
  • Объектно-ориентированные — программа разрабатывается как совокупность взаимосвязанных объектов, каждый из которых может порождать множество конкретных реализаций. С точки зрения декомпозиции объекта разработки может быть удобнее;
  • Декларативные — представляют собой языки описания проблемы и ожидаемого результата.

Объектно-ориентированное программирование

Данный подход подразумевает написание программы в виде системы объектов, каждый из которых отражает тот или иной объект реального мира. Объектам реального мира в соответствие ставятся классы. А от каждого класса, в свою очередь, может порождаться бесчисленное количество объектов класса. К примеру, если мы будем разрабатывать программу для автосервиса, классами будут: автомобиль, двигатель, подвеска, корпус, тормозная система и другие запчасти. А объекты класса — конкретные модели этих запчастей, которые используются в процессе. (подробнее см тут)

Работа программистом

Для меня это вечная учеба и поиск чего-то нового. Выбирая эту профессию следует быть готовым к тому, что учеба не кончится ни после университета, ни после получения высокой должности. Эта специфика, в первую очередь, появляется из-за того, сфера информационных технологий достаточно молода и постоянно развивается. Не проходит и полугода, чтобы не появилось многообещающей технологии или пары новых фреймворков. Однако и скучать тут не придется. Любой программист решает множество задач, которые требуют не только логичности мышления, но и своеобразный творческий подход к решению каждой задачи. Определенно бонусом будет умение учиться самостоятельно и достаточно крепкая нервная система, потому как напряженно шевелить мозгами придется часто, если не постоянно.

Заключение

Эта очень сжатое описание некоторых важных вопросов, которые задают себе и окружающим начинающие программисты, или те, кто только собирается ими стать. На каждую из этих тем можно дать куда более развернутый и подробный ответ, но для того, чтобы просто познакомиться с основными понятиями программирования этого вполне достаточно.

Если вы решили заняться программированием, рекомендую ознакомиться со статьями посвященными языку C#. Он достаточно прост в освоении, и весьма популярен в настоящее время.

P.S. Присоединяйся в любой удобной для тебя социальной сети. Для меня очень важно оставаться с тобой на связи, ведь у меня есть еще много полезной информации о программировании для тебя, которой я хочу с тобой поделиться.

Также рекомендую прочитать статью Как стать программистом

Обучение программированию с нуля – пошаговое руководство для начинающих. Десять шагов от чайника к программисту-профессионалу

Сегодня многих интересует, можно ли научиться программировать с нуля.

Все мы слышали истории о том, что люди, которые занимаются этим делом, имеют огромные доходы, ездят на Бали каждые выходные и в первые месяцы своей работы смогли купить квартиры всем своим родственникам.

Шаг первый. Подготовка

Нередко начинающие программисты не могут достичь успеха по той простой причине, что изначально не смогли правильно расставить приоритеты.

Они представляют данное ремесло как что-то романтическое, динамичное – прямо какой-то постоянный экшн.

В фильмах этот процесс показывается совсем не таким, какой он есть на самом деле.

Более того, там вообще не отображается само написание кодов, нам показывают только события, которые вращаются вокруг этого.

Яркий пример тому – фильм «Социальная сеть», в котором вообще не показывали, как главные герои занимаются кодами.

Рис. 1. Кадры из фильма «Социальная сеть» (2010)

Также в фильмах показывают, что программистом может стать любой человек без знаний, опыта и даже без серого вещества в мозге. В данном случае можно вспомнить фильм «Кадры».

Рис. 2. Постер к фильму «Кадры» (2013)

Так что если вы просто пропитались духом всевозможных кинолент и хотите самостоятельно начать «кодить», программирование – это явно не для вас.

Вот вам правда о рассматриваемом ремесле – программирование это:

  • часы, а иногда и сутки монотонной работы, во время которой нельзя расслабляться, нужно всегда быть сосредоточенным;
  • бесконечное обучение в погоне за последними тенденциями в данной области;
  • однотипные проекты с заказчиками, которые сами не знают, чего они хотят и как это должно выглядеть.

Если вы все это осознаете и готовы окунуться в удивительный мир программирования, то приступайте к следующему шагу.

Шаг второй. Выбор первого языка

Существует огромное количество языков программирования. По некоторым подсчетам их число уже достигло нескольких тысяч.

Согласно рейтингу журнала IEEE Spectrum наиболее популярными на сегодняшний день являются такие языки, как C, Java и Python. Ниже представлена первая десятка данного рейтинга.

Рис. 3. Рейтинг языков по версии IEEE Spectrum

Вообще, С – это один из самых простых языков, который дает основу всему остальному. Более того, его элементы используются во многих других системах и программах.

Но интересно, что в хороших учебных заведениях, а также на курсах студенты изучают языки в таком порядке:

Дальше уже можно изучать все, что угодно, в зависимости от направления деятельности. Если коротко, существуют следующие варианты:

  1. Веб (разработка сайтов, онлайн систем и все, что с этим связано) – html (хотя его нельзя назвать полноценным языком программирования), PHP, Perl, Python, Ruby, Java, Groovy, а также технология ASP.NET.
  2. Пользовательское ПО (всевозможные программы вроде справочников, браузеров, мессенджеров и тому подобное) – Delphi, C, C++, C#.
  3. Пользовательское ПО для мобильных устройств – Java, Objective-C.
  4. Машинные разработки (работы с микропроцессорами и другими устройствами, проектирование робототехники) – Assembler, модификации С.

Кто-то также может внести в этот список так называемое программирование 1С. Не верьте профанам и ничего не знающим людям! Это совсем не программирование.

Когда вы познакомитесь с основами рассматриваемой работы, то поймете, почему так можно говорить.

Выбирайте то, что вам больше всего понравится.

Большинство специалистов также советуют начать свое обучение с Pascal. Такой вариант позволит

Вам написать самые простые программки и иметь общее представление о рассматриваемом ремесле в целом.

Можно сказать, что Паскаль – это некий мост. Человек, который просто хорошо знает математику, может перейти через него в мир программирования.

Что такое программирование? Языки программирования. Компьютерное программирование

В период появления первых компьютерных систем остро встал вопрос того, как «научить» машину воспринимать указываемые к исполнению задачи человеком. Тут и появился термин «компьютерное программирование». Сегодня многие пользователи, не знакомые с основами и тонкостями этих процессов, считают, что это что-то из области фантастики, недоступное рядовому обывателю. Однако при желании можно освоить программирование и самому. Но не будем забегать вперед и разложим все, как говорится, по полочкам.

Что такое программирование в общем понимании?

Если посмотреть на основные трактовки данного термина, нетрудно сделать простейший вывод. Что такое программирование? Это написание программ.

Тут же возникает вопрос того, что же такое программа. Программа или приложение – это, грубо говоря, набор специализированных команд, инструкций, директив или исполняемых сценариев, которые подлежат исполнению машиной, причем на уровне и «железных» устройств, и других задействованных средств.

Чтобы было понятно, что такое программирование, можно привести самый простой пример. Установленное пользовательское приложение, нацеленное на выполнение конкретной задачи, обращается не только к оперативной памяти и процессору, но и задействует другие физические устройства через инструменты управления ими, называемые драйверами, которые тоже представляют собой программы.

Немного истории

Говоря о том, что такое программирование в современной трактовке, стоит обратить свой взгляд на историю его возникновения. По сути, автоматизированное выполнение каких-то определенных действий, например, в области математических вычислений, известно человечеству достаточно давно.

Вспомнить хотя бы Древнюю Грецию, в которой было использовано устройство с шестернями разной величины, позволявшее производить простейшие арифметические действия. Это был самый настоящий прототип современного калькулятора.

В 1206 году появился уникальный аппарат по отслеживанию так называемого метонова цикла, построенный Аль-Джазари, который использовал сложные на то время механизмы, основанные на зажимах и кулачках.

Только в 1804 году свет увидел жаккардовый ткацкий станок, который был способен воспроизводить узоры на тканях, созданные на основе перфокарт.

Но настоящим прорывом стало программируемое аналитическое устройство, разработанное Чарльзом Бэббиджем, которое, к сожалению, при его жизни так и не было построено.

Зато в 1846 году дочь Байрона создала первую в мире программу для аналитической машины, которая решила уравнение Бернулли. Конечно, алгоритмы программирования, которые применяла графиня Ада Августа Лавлейс, были весьма примитивными, но именно они заложили то самое зерно, которое было использовано при создании современных компьютерных программ. И именно ее считают во всем мире прародительницей программирования.

Каким образом компьютер воспринимает команды?

Любая компьютерная программа должна машиной каким-то образом выполняться. Ей мало написать, мол, сделай то-то и то-то. Для этого были созданы языки программирования.

Но написать последовательность команд на каком-то языке, которых сегодня существует очень много, оказывается недостаточно. Машина все равно не воспримет текстовые фразы или математические формулы.

Универсальным средством стало использование двоичного (бинарного) кода, состоящего из последовательностей нулей и единиц, которые воспринимаются любым компьютерным устройством. Но как перевести смысловые фразы и формулы в такой вид? Для этого используются компиляторы, которые и преобразовывают список команд в понятный машине двоичный код. Можно встретить и троичные, и шестнадцатиричные коды, но они используются крайне редко.

Мнемокоды

Понятно, что вводить двоичные команды даже на примитивных устройствах было крайне затруднительно, ведь запомнить такие последовательности человек по природе своей просто не в состоянии.

Поэтому, чтобы унифицировать такие процессы, были придуманы так называемые мнемокоды, которые в виде текстовых команд являлись полными аналогами двоичных сочетаний. Текстовую команду, как уже понятно, запомнить намного легче, нежели длинную последовательность, состоящую из нулей и единиц.

Понятие переменных

Но и этим дело не ограничилось. Применяемые на заре развития алгоритмы программирования потребовали ввода новой величины, получившей название переменной.

Суть ее использования в любом языке программирования состоит в присвоении определенной области памяти, в которой хранится какое-то значение, буквенного обозначения. Для того чтобы перевести мнемокоды в инструкции, а переменные в области памяти, использовались инструменты, называемые трансляторами. И все языки, использовавшие такую методику, получили название ассемблеров.

Языки программирования

Сами же языковые средства, на которых пишутся (или в свое время писались) компьютерные программы, условно можно разделить на низко- и высокоуровневые.

Если кто из старшего поколения помнит, даже в советские времена в школах на уроках информатики преподавался язык Basic. С его помощью на тогдашних машинах Yamaha КУВТ можно было создавать примитивные программы математических вычислений, программировать простейшие картинки или музыку, звучащую из системного динамика. Для математики можно было использовать и логические операторы вроде «если», «то», «иначе». Но проблема всех тех, кто хорошенько обучился этому языку, состояла в том, что они никак не могли освоить новые средства.

Не говоря о том, что язык Ассемблер своим появлением произвел настоящую революцию и используется до сих пор, появились достаточно специфичные средства, например, языки структурного или объектно-ориентированного программирования (ООП).

К ООП смело можно отнести язык C+/++, на основе команд которого созданы те же операционные системы Windows. Программирование на «Си» является достаточно сложным, тем не менее при желании можно освоить и его. Как говорится, было бы желание. Можно пойти на те же курсы программирования или использовать для обучения соответствующую литературу. Правда, как считает большинство специалистов, самому вникнуть в основы языка еще можно, а вот развивать свои знания на практике буде крайне сложно. Тут никакие труды вроде книг «Программирование для чайников» не помогут.

Но вернемся к языкам. Относительно недавно появились языки, работающие на основе интерпретаторов (.NET Framework, Python, Java, Perl и т.д.). В них вместо машинного кода генерируется особый байт-код, который представляет собой двоичный код виртуальной машины.

Кстати сказать, программирование на Java можно без особых усилий освоить самому. Например, для мобильных устройств на основе Android-систем можно параллельно использовать Android Studio и пакет Java SDK, а в качестве тестировщика установить Genymotion. Можно поступить еще проще, обратившись к онлайн-конструктору App Inventor, в котором создание последовательности команд производится наподобие складывания пазлов.

Понятие парадигм

Понятие парадигм возникло не на пустом месте. В самом общем понимании парадигмы представляют собой некий взгляд на окружающий мир и действия, которые в его отношении можно предпринять. В компьютерном мире под таким термином понимается некое обобщение по отношению к работе программы.

Существуют приложения, ориентированные исключительно на одну парадигму или выполнение только одной задачи, но все современные языки и программы, создаваемые на их основе, решают несколько задач. Отсюда и появился термин многозадачности.

Современное программирование и его особенности

На современном этапе развития компьютерных технологий приоритетным для многих программистов являются ООП и программирование на Java. Заметьте, пакеты Java-платформы поддерживаются любой из ныне известных операционных систем, не говоря уже о мобильных устройствах.

И хотя, как считается, язык C+/++ является доминирующим, не стоит сбрасывать со счетов и Ассемблер. Удивительно, но большинство вирусов написано именно на нем. А если взять в расчет веб-программирование, скажем, на основе Delphi, тут вообще открываются такие широкие возможности и перспективы, что многие начинающие программисты об этом даже не догадываются.

Можно ли самому научиться программированию?

Вопросы, связанные с самостоятельным обучением, напрямую зависят от того, чему именно хочется научиться. Литература в виде книг «Программирование для чайников» дает лишь частичные ответы без конкретизации основных аспектов с учетом применения того или иного языка. Это, так сказать, для общего понимания. Курсы программирования – тоже вопрос спорный, ведь в данном случае все зависит не только от восприятия обучаемым, но и от того, какими знаниями обладает преподаватель, как он подает материал и т.д. Но если уж возникла необходимость изучения какого-то определенного языка или метода программирования, в наш век интернета проблемой это не является. Можно найти даже онлайн-курсы или подробное описание уроков по той же платформе Java, программированию Android- или iOS-устройств.

Краткие итоги

Что такое программирование в общих чертах, думается, уже понятно любому человеку. Здесь, правда, были затронуты только общие вопросы без конкретики использования каждого языка, средств написания приложений или сопутствующих программных модулей, интерпретации или трансляции команд, равно как и то, каким образом все это выполняется на уровне процессора, оперативной памяти или операционной системы. Все это достаточно сложно для понимания, а неподготовленному человеку вникнуть в суть всех этих процессов будет не так уж и просто. Тем не менее при желании и достаточно высокой степени мотивации изучить любой язык можно, а в дальнейшем стать высококлассным программистом.

Обучение программированию с нуля: с чего начать изучение в домашних условиях

Каждый раз, с трудом преодолевая жизненные преграды, хочется взять и перекроить этот мир под себя. К сожалению, мы не рождены творцами этой вселенной. Тем, кто хочет удовлетворить свои амбиции создателя, остается лишь виртуальный мир.

Хотя для творения здесь понадобится не столько волшебство и знание рун, сколько знание основ программирования. Поэтому для всех начинающих творцов виртуальной реальности мы поведаем о том, как научиться программировать.

Что нужно знать «чайнику»

Как бы ни хотелось этого признавать, но в реальности программирование является не таким уж волшебным делом. Создание кода порой можно сравнить с хождением босыми ногами по морскому дну, устланному острыми каменными обломками.

Чтобы стать программистом, нужно быть не только умным, но еще терпеливым и настырным. Обучение программированию всегда сопровождается головой болью, красными от недосыпания глазами и отрешенным взглядом. Именно по нему можно легко узнать программиста.

Многие начинающие обучение считают написание кода чуть ли не самой романтической профессией. Особенно увеличилось количество желающих познать программирование после просмотра фильма « Матрица ». Именно главный герой этой картины Нео подтолкнул многих к становлению на путь постижения программных наук:

Но большая часть начавших изучение бросают его уже через несколько недель. И основной причиной этого является неправильно выбранное направление обучения, методика или даже учебник по программированию.

Особенности обучения программированию на постсоветском пространстве

После развала СССР все отечественные ВУЗы долгое время даже и не пытались перекроить свою систему обучения под потребности современного рынка. Не являлись исключением из этого правила и технические ВУЗы.

Программирования как отдельной отрасли и специализации не существовало как таковой. Его основы преподавались лишь как привязка к другим инженерным дисциплинам. И даже те крохи знаний, которые давались студентам в этой области, не соответствовали современным стандартам и утратили свою актуальность еще 20-30 лет назад.

Ситуация кардинально не изменилась и через 10 лет. Лишь некоторые учебные заведения, учуяв веяния нового времени, в начале двухтысячных года начали перекраивать свое обучение под мировые стандарты. И только с этого момента программирование стало восприниматься как отдельная профессия и специализация обучения:

В это же время стали появляться различные специализированные коммерческие курсы и учебные заведения. Но качество преподавания и даваемых в них знаний находились на крайне низком уровне. Не хватало грамотных профессионалов, способных обучить новичков не только теоретическим знаниям, но и практическим навыкам программирования.

А это в профессии программиста является наиболее важным аспектом. Поэтому большинство из сегодняшних гуру российской IT-индустрии начинали свое обучение программированию с нуля самостоятельно.

В некоторой мере такая тенденция сохраняется и по сей день. Хотя в наше время количество профессионалов, занимающихся преподаванием, заметно возросло.

С какого языка начать изучать программирование

Постижение программных наук характеризуется не только тяжелым обучением, но и его началом. Новичку порой трудно не только начать самостоятельное обучение, но и определиться с координатами отправной точки процесса. Поэтому мы постараемся помочь вам обойти все эти трудности:

Прежде чем ломать зубы об гранит науки, следует определиться, с чего начать изучение программирования. На первых этапах очень трудно определиться со специализацией. Поэтому начнем с подбора первого языка.

Чаще всего выбор падает на язык программирования C ( си) . Именно с него большинство новичков во всем мире начинают свое обучение. На основе C было создана основная часть программных языков, и во многом они наследуют его структуру и синтаксис.

Рассмотрим особенности этого языка, делающего его оптимальным для изучения:

  • Простая для понимания основа – часть встроенных возможностей языка для простоты вынесена в отдельно подключаемые библиотеки. К таким элементам относится большая часть математических функций и методов для работы с файловой системой;
  • Оптимально подогнанная система типов – благодаря простому набору типов данных и строгой типизации уменьшается риск допущения ошибок в процессе написания программного кода;
  • Направленность C на процедурный тип программирования, при котором соблюдается четкая иерархия всех элементов кода;
  • Доступ к памяти машины с помощью указателей;
  • Минимальное количество поддерживаемых ключевых слов;
  • Поддержка области действия имен;
  • Поддержка пользовательских типов данных ( объединения и структуры ).

Проще говоря, C – это то, с чего следует начинать новичку перед тем, как научиться программированию на других языках.

Программы (компиляторы) для программирования

Для обучения программированию недостаточно одного лишь желания и наличия компьютера с выходом в интернет. Для написания программ на C вам потребуется специализированное программное обеспечение – компилятор.

Вот несколько специализированных компиляторов с поддержкой языка C:

  • Microsoft Visual Studio – профессиональный инструмент, поддерживающий множество языков, в том числе и несколько серверных. Подойдет для новичков, если брать его «на вырост»:
  • Borland C++ — бесплатный компилятор, идеально подходящий для начинающего обучение. В отличие от предыдущего инструмента, отличается ясным и понятным интерфейсом. Поэтому его освоение не вызовет особых трудностей даже при самостоятельном освоении азов программирования:
  • Code::Blocks – бесплатная среда разработки, поддерживающая написание кода на нескольких языках. Средний по сложности освоения вариант:

Что касается специализированной литературы, то советовать книги определенных авторов мы не будем. Тут, как говорится, выбирайте, что душе угодно. Потому что в большинстве случаев подбор самоучителя по программированию – это индивидуальный процесс. Используйте тот источник, который больше подходит именно для вас.

Да и в интернете можно найти очень много информации. Например, на нашем сайте специализированной литературе по IT тематике посвящен целый раздел.

Тенденции на рынке программирования

После освоения основ программирования у многих сразу появится вопрос, куда двигаться дальше. Уже на этом этапе обучения следует задумываться о выборе основной специализации в области программирования. Вот те, которые больше всего востребованы на современном рынке:

  • Веб-программирование – здесь понадобятся знания PHP , CSS и HTML ;
  • Разработка приложений под мобильную операционную систему Andro >Java . Поэтому потребуется знание основ этого языка;
  • C# (си sharp) – дальний потомок C . На основе C# построена веб-технология ASP.net от Microsoft .

И последний совет всем начинающим. Перед тем, как приступить к обучению программированию с нуля, следует запастить терпением. А также: таблетками от головной боли, кофе, чаем и побрить череп наголо. Потому что во время постижения программных наук, обучающиеся часто вырывают волосы со своей головы вместе с корнем. Удачного старта!

Программирование в абсолютной и относительной системах отсчета.

Перемещение инструмента в программе можно задавать 2 способами в абсолютной и относительной системах отсчета.

Иногда относительную систему называют приращениями.

Абсолютный способ отсчета координат – положение начала координат фиксировано (неподвижно) для всей программы обработки заготовки. При составлении программы записываются абсолютные значения координат последовательно расположенных точек, заданных от начала координат. При обработке программы координаты каждый раз отсчитываются от этого начала, что исключает накапливание погрешности перемещений в процессе обработки программы.

Относительный способ отсчета координат – за нулевое положение каждый раз принимается положение исполнительного органа, которое он занимает перед началом перемещения к следующей опорной точке. В этом случае в программу записываются приращения координат для последовательного перемещения инструмента от точки к точке. Этот способ отсчета используется в контурных системах ЧПУ. Точность позиционирования исполнительного органа в данной опорной точке определяется точностью обработки координат всех предыдущих опорных точек, начиная от исходной, что приводит к накапливанию погрешностей перемещения в процессе обработки программы.

Деталь, у которой размеры поставлены от определенной базы в данном случае от левого торца детали такую деталь удобней программировать в абсолютной системе отсчета. Однако программировать перемещение предмета в абсолютной системе отсчета при простановке размеров цепочкой неудобно, т.к. оператор вынужден проводить дополнительные подсчеты.

При программировании в относительной системе отсчета соответствующий кадр записывается специальным символом …. Эти кадры записываются также знаком + или – в зависимости от того в каком направлении перемещается инструмент по соответствующей оси.

№ кадра Содержание кадра
M3
S5
F30
Z10100

X4500

Z10000
Z3000
X500
Z2000
X500
Z5000
X600
X10000

Z12000

M5
M30

Чертеж детали с размерами в относительной системе отсчета (приращениях)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10522 — | 7314 — или читать все.

188.64.174.135 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Как начать обучение программированию, если ты полный ноль

Здравствуйте, дорогие читатели!

О заработках программистов ходят легенды. О возможности работать разработчиком на фрилансе (то есть, в пижаме и за чашкой кофе либо на берегу океана) тоже. Этим легендам верят и в эту сферу хотят попасть.

Подогревает интерес то, что сами программисты твердят, будто путь в профессию открыт для всех, не только для технарей. Главное, знать, где его найти. Интересуетесь им тоже? Тогда эта статья, описывающая программирование для чайников – для вас!

Всем ли дано

Как-то Вуди Аллен сказал, что большая часть жизни – это показуха. Все хотят написать книгу, сценарий (программу), но дальше желаний мало у кого доходит, а зря. Если вы начали, вы на полпути к завершению. И не нужно откладывать начало на завтра, на следующий месяц либо на понедельник и искать причины не реализовать идею прямо сейчас.

Было бы желание. Подтверждает это и публикация на Хабре, которую написал незрячий программист. Незрячий, но опытный и умеющий хорошо кодить. Мы живем в XXI веке, а, значит, у нас море возможностей.

Правильный старт – полдела

На вопрос том, что нужно для того, чтобы обучиться программированию с нуля и потом этим зарабатывать, гуру отвечают: «Усвоение основ, которые впоследствии встречаются в работы повсеместно». Это:

Разобравшись с ними, можно будет понять, как работает программа и как алгоритмы ее работы реализовать на практике. Найти эти знания самостоятельно можно в книгах. Но еще более важно выбрать язык и определиться с направлением программирования.

С какого языка начать

В большинстве технических вузов обучение начинают с немного устаревших языков. Это могут быть Turbo Pascal и Turbo C. Сами программисты их сейчас практически не используют, но цель обучения эти языки оправдывают. Они помогают студентам разобраться с тонкостями работы с оперативной памятью и помогают постичь, какой путь требуется пройти, чтобы преобразовать замысел в работающую программу.

Кроме того, тот же язык С является своеобразной основой для создания современных языков и изучить его будущему программисту очень полезно.

Если же интересуют перспективные языки программирования, обратите внимание на:

  • Python. К слову, с него многие начинающие программисты и начинают. Секрет его популярности – не в обширном функционале, а в возможности быстро приступить к практике. Чтобы начать работу, достаточно скачать файл и его запустить. Разобраться в тонкостях работы также несложно: есть масса книг, написанных под Python. Кстати, этот язык используется во многих крупных компаниях, и те, кто хорошо в нем разбираются, всегда могут найти работу.
  • Java. Очень популярный, применяется на всех устройствах и платформах. Специалисты, которые освоили его, востребованы и всегда смогут найти высокооплачиваемую должность. К слову, он не имеет ничего общего с JavaScript.
  • PHP. На сайте уже есть публикации про него. Его называют «не совсем настоящим» языком программирования, так как он заточен исключительно под веб, в то же время его редко применяют в веб-приложениях. Язык лежит в основе самых популярных «движков», или CMS. (В этой публикации я уже писал о том, что такое CMS простыми словами, а здесь вы можете увидеть, какие они бывают и как выглядят) Поэтому, если вы разберетесь с ним, а затем и с WordPress, которая является одной из самых популярных систем управления сайтами, работу себе вы всегда найдете. Здесь я уже писал с чего начать процесс ее изучения.

Есть и другие языки: Ruby (как и Python скриптовый), С# (по функционалу похож на Java, позволяет создавать сайты и приложения на фреймворке .NET), С++ (сложная версия С, которая открывает массу возможностей, разбираться с которыми лучше с наставником).

Как изучать

Есть три способа выучить основы программирования, не имея никаких навыков.

Самообразование

В этом случае в свободное время нужно будет читать книги, например:

  • «Изучаем РНР и MySQL» Л. Бейли и М. Моррисон;
  • « Простой Python. Современный стиль программирования » Б. Любанович и др.

Затем полученные знания использовать на практике. Тогда за год – два при условии прилежного изучения можно будет освоить профессию бесплатно. Главное, помнить, ради чего все начиналось и постоянно практиковать.

Это самый тяжелый путь для начинающих, поэтому преодолеть его сможет только человек, который живет идеей, искренне любит программирование и сможет сам во всем разобраться.

Помощь ментора

Ментор – это опытный программист, который направит вас на путь истинный. Он и литературу посоветует, и код проверит, и задания на отработку практических навыков подкинет. Главное, его отыскать. Где? На форумах, онлайн-конференциях. Причем, отыскать и заинтересовать работать с вами.

Тренинги

Чтобы преуспеть в программировании, нужно много практиковать, используя теорию на практике. На этом основан курс GeekBrains . С его помощью вы сможете научиться кодить бесплатно в процессе просмотра обучающих видеороликов и выполнения домашнего задания.

Огромный плюс – общение с единомышленниками. Это не только вдохновляет, но и помогает развиваться: в команде чаще появляются сложности и ошибки, с которыми наставники учат вас справляться. Знать о них – значит, быть на шаг вперед конкурентов.

Куда податься

С чего начать обучение? С выбора направления, которое подскажет и выбор языка. Есть:

  • Веб-программирование – перспективная и быстроразвивающаяся область, для работы с которой нужен только компьютер и браузер. Позволяет создавать и поддерживать сайты. Освоив его, вы приобретете специальность, благодаря которой сможете хорошо зарабатывать. Хотите быть веб-программистом? Учите PHP.
  • Разработка программ и приложений. Сложное, но интересное направление, разобраться в котором без знания основ практически невозможно. Выбор языка зависит от сферы: мобильные, под Android (читайте здесь что это и почему он лучше) или другую платформу. Java подойдет.
  • Системное администрирование. Здесь все просто: нужно настраивать программы ранее кем-то созданные. В этом направление важно разностороннее развитие.

Путь к успеху во всех случаях лежит через умение совершенствоваться и саморазвиваться.

Поэтому подписывайтесь на блог, чтобы постоянно получать порцию полезной информации и на группу ВКонтакте . А также постоянно применяйте знания на практике: «пишите» для себя, решайте задачки в сети для программистов, наконец, ищите, где идет набор новичков в команду профи на биржах фриланса.

Добавить комментарий