8 простых советов, как задавать правильные вопросы


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

Правильные вопросы себе. Которые стоит задавать постоянно.

Самый простой способ получить ответ — задать вопрос.

Многие мои клиенты, приходя на психологические консультации, проделывают большую работу – они анализируют. Дома, на работе, даже со мной. Я порой шучу: «А я вам зачем сейчас? Вы работаете со мной, но без меня! Выполняете мою работу и мне ещё платите. Можно я поработаю? ))) ». Так вот, этот анализ может занимать все 24 часа, и отнимать очень много сил. И это ещё не самое страшное. Хуже всего, то, что он бессмысленный. Результатов 0. Просто на просто человек занимается самоедством.

Понятно, в личной работе, клиент — консультант (терапевт), этот анализ прорабатывается. Но что делать, как жить и не кушать себя, вне терапии?!

Для этого я предлагаю задавать себе правильные, последовательные вопросы. По конкретному поводу. Да это будет тоже работа, не проще. Но, только так получится результат.

Прежде чем начать задавать вопросы, нужно запомнить некоторые правила:

— Вопрос, должен касаться только себя любимого.

— Вопрос, должен быть реальный и важный в данный момент.

— Чем конкретнее вопрос, тем конкретнее ответ.

— Будьте честны с собой. Даже если больно от этого.

Вооружившись правилами, можно переходить к вопросам!

Вы могли спрашивать его себя постоянно, но не факт, что правильно.

Чего Я хочу? Я хочу – машину.

Что будет, если у меня появится машина? Я смогу ездить на машине, к друзьям, родителям, по делам.

Что будет, если я смогу ездить на машине, к друзьям, родителям, по делам.? Я буду чувствовать себя свободной в действиях.

Что будет, если я буду чувствовать себя свободной в действиях? Ничего не изменится, я и так свободна в действиях.

На данном примере, можно пронаблюдать, что не все Хочу, действительно важны и необходимы. Хотя могут быть достаточно болезненны для человека.

2. Что же выбрать? 1 или 2?!

Пример: Муж не работает и изменяет, смирится с этим или бороться?

Ответ: 1-смириться-нет, 2- бороться-нет. 3- пора уходить от него.

Случай из практики.

Женщина пришла на психологическую консультацию с такой ситуацией. Проблемой выбора. Она общалась с несколькими мужчинами, и ей хотелось уже побыстрее кого-то выбрать, да начать бурные отношения. Так как они оба уделяли ей знаки внимания, то проблема выбора была сложна. Она не хотела им морочить голову, поэтому пришла с таким вопросом ко мне. Мужчины были совершенно разные, ну ни капельки сходства. И нравились по своему, но в равной степени. Рассказав о выборе, женщина не поверила и решила , что нужно всё таки выбрать. И она выбрала одного мужчину. Эти отношения были не долгие. И радости, которые она ожидала, не принесли. Клиентка осознала, что они ей и не нужны были вовсе. Ни с этим человеком, ни с другим, отношения бы не получились…

С этим словом, много вопросов.

-Как бросить парня?

— Как уйти с работы?

— Как начать своё дело?

И многие другие подобные вопросы… Ответов не получить. Они пустые и бессмысленные. Ещё не наелись себя?

Вместо как, спрашиваем себя ЗАЧЕМ.

И дальше работаем по типу вопроса №1. Чего Я хочу?

Почему так получилось?

Почему меня не понимают родители, муж.

Вместо почему так, задаём вопрос почему я выбираю?

Одна из сложных работ с собой. Нужно выяснить причину, почему вы так делаете, выбираете. Значит для чего-то вам это нужно.

5. Почему всё, почему у всех и т.д. Любое обобщение.

Любое обобщение, нужно конкретизировать.

— Где, когда, кто, что именно. Все детали .

Получается, что и не так страшно.

В процессе задавания себе правильных вопросов, будут происходить смешанные чувства. Даже отрицательные – страх, стыд, злость и тревога. Вам захочется всё бросить. Придумаете себе много отговорок, и вообще уйдёте от ответов. Не пугайтесь, не уходите, вы на верном пути!

Учимся правильно задавать вопросы: правила постановки вопросов

Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.

Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.

Правильный вопрос: какой он?

Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Почему так важно уметь задавать нужные вопросы?


Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.

Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.

А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.

Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»

Чего можно добиться правильным вопросом?

Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:

  • пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
  • повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
  • управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
  • удерживать инициативу в общении.

Спрашивать могут не все. Задавать вопросы – удел смелых людей, которые не боятся обозначить свою позицию, раскрыть собственную систему ценностей собеседнику.

Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Типы вопросов

Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.

Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!

Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.

Закрытый вопрос

Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».

С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».

Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».

Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.

Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)

Открытый вопрос

Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.

Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.

Особенность таких вопросов в следующем:

  • собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
  • у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
  • открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
  • партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.

Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.

Наводящие вопросы

Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.

Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».

В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:

  • разве,
  • конечно,
  • ведь,
  • тоже,
  • не правда ли.

Есть также основные, второстепенные и последующие вопросы. Их можно продумать заранее или задать спонтанно. Цель таких вопросов – уточнить услышанное.

Альтернативные вопросы

Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.

Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»

Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.

Риторический вопрос

На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.

Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»

Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.

Переломный вопрос

Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.

Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»

Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.


Вопрос для обдумывания

С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.

Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»

Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.

Зеркальный вопрос

Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.

Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.

Контрольный вопрос

Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.

Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).

Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.

Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:

  1. Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
  2. Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
  3. Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.

Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.

Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, ЧТОБЫ ВАМ ВСЕ РАССКАЗАЛИ

Целью любой коммуникации является получение информации (если это конечно не пустая болтовня ни о чем �� )

Переговоры, психотерапия, впрочем, любой разговор – это коммуникация.

Можно три часа ходить кругами, вытаскивая слово за словом нужную вам информацию, а можно выстроить беседу так, что человек сам все с удовольствием вам расскажет, при этом вы потратите минимум времени.
Для того, чтобы получить исчерпывающий ответ – нужно всего лишь задать правильный вопрос в нужное время!

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ:

  1. Вы всегда должны понимать, с какой целью задается тот или иной вопрос. Если вопрос можно не задавать, то не задавайте!

2. Сначала, чтобы люди доверились, задавайте открытые вопросы.

Открытый вопрос – это вопрос, на который собеседник дает развернутый ответ, т.е. он не может сказать да или нет.

Например: «Расскажите мне, как все это было/будет». Так вы не осуждаете, а выказываете интерес и, скорее всего, получите намного больше информации.

3. Чтобы получать более содержательные ответы начинайте с вопросительных слов «кто», «что», «когда», «как», «почему».

Мастер Йода рекомендует:  А вы готовы к взлому

− Вопросы “Кто, что, когда?” ориентированы на факты.

− Вопросы “Как?” в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.

− Вопросы “Почему? Зачем?” нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их рекомендуют избегать в психологическом консультировании, но значимы для детекции лжи. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы “почему”), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.

4. Вопрос должен быть четким, лаконичным. В вопросе все слова должны быть поняты однозначно.

5. Формулировка вопроса должна содержать 1 аспект, действие или деталь.

6. Используйте систему СДО (Субъект-Действие-Объект или Мета-модель в НЛП).

7. Если вы не получаете конкретного, ответа, подойдите к вопросу снова под другим углом.

8. Уровень конкретизации зависит от ваших целей.

9. Перестаньте кивать (соглашаться). Если вы не понимаете чего-то, задавайте дополнительные вопросы.

10. Повторите ответ собеседника, перефразируйте ответ своими словами для подтверждения или уточнения.

Это значит повторить то, что человек сказал, своими словами. Это доказывает, что вы действительно слушаете, а не просто повторяете за ним.
Собеседник чувствует, что его слушают, что на его слова обращают внимание. Это своего рода процесс открытия с обеих сторон. Вы не только пытаетесь выяснить, что для него важно, но и даете понять, что вам известны проблемы.

11. Выдерживайте паузу. Не тяготитесь молчанием.

Паузы обладают мощнейшим воздействием.

− для привлечения особого внимания к определенному слову или факту;

− чтобы побудить кого-то продолжать говорить(человек постоянно стремится к определенности, поэтому чаще всего пауза является стресс-фактором, от которого стремятся избавится);

− разряжать обстановку, когда люди становятся эмоциональными
Сохраняя молчание в нужное время, переговорщики на самом деле могут продвинуть общий переговорный процесс вперед. Во многих ситуациях это лучше, чем даже самый убедительный аргумент.


12. Не бойтесь, не стесняйтесь задавать вопросы. Самый худший из вопросов – тот, который остается незаданным!

Как задать правильный вопрос человеку? Как научиться задавать правильные вопросы?

Умение общаться очень нужно в современном мире. «Что же сложного?» — спросите вы. Говорить мы умеем со времен детского сада. Действительно, разговаривают все люди, однако возле одних всегда толпа людей, которая ловит каждое их слово, а другие, пытаясь построить словесную конструкцию, путаются в простейших фразах, что не настраивает собеседников на длительное и плодотворное общение.

Сегодня мы хотим поговорить о том, как задать правильный вопрос. Это умение может пригодиться вам в любой ситуации, при прохождении собеседования и заключении сделки, на совещании и при выступлении с докладом, при любом бытовом конфликте и сложном разговоре с подростком. Читая дальше, вы поймете, что спросить порой намного сложнее, чем ответить. Более того, если вам известно, как задать правильный вопрос, то вы уже знаете ответ на него и можете просчитать, как развернется диалог дальше. То есть тот, кто задает вопросы, задает направление беседы, структурирует и направляет ее в нужное русло.

Для чего задавать вопросы

Даже сам знак вопроса напоминает нам рыболовный крючок. И действительно, в любом диалоге именно вопрос является тем крючком с наживкой, на который можно поймать собеседника. Если вы знаете, как задать правильный вопрос, то вы легко повернете беседу в любую сторону. Однако это не говорит о том, что вопросы используются исключительно в манипулятивных целях. Вовсе нет, на самом деле хорошо сформулированный, он предполагает достаточно большое количество возможных альтернатив. Вопрос помогает получить новую информацию, открывает собеседника к диалогу, направляет беседу и помогает уточнить определенные моменты.

Но и это еще не все. Так как задать правильный вопрос не так легко, как кажется на первый взгляд, это остается навыком меньшинства. Именно эти люди могут легко перевести разговор на другую тему, подсказать ответ. Функциями вопроса является также и демонстрация своей оценки, своего мнения, настройка эмоций собеседника на определенный лад.

Если рассмотреть процесс освоения новых знаний, то здесь умение сформулировать вопрос является своеобразным мерилом глубины осознанности полученного материала. Недаром говорят, что только умеющие мыслить задают вопросы. То есть, чтобы задавать вопросы, нужно очень хорошо ориентироваться в данной теме.

Развитие умения задавать вопросы

Говоря о том, как научиться задавать правильные вопросы, невольно вспоминаешь свои школьные годы. Первые навыки идут именно оттуда, и зачастую они сформированы неправильно. Стандартная форма обучения формирует у детей представление, что на любой вопрос есть единственно правильный ответ. То есть убивается желание мыслить, используется только заучивание. При этом ситуация, когда задается вопрос, на который готового ответа нет, воспринимается как неприятная. Хотя данная ситуация совершенно нормальная. Осознавая, что не знаешь ответа на вопрос, и пытаясь найти на него ответ, мы на шаг приближаемся к тому, как научиться задавать правильные вопросы. При этом чем старше человек, тем более ригидным становится его мышление и тем сложнее будет ему перестраиваться на новые навыки, поэтому учиться спрашивать нужно с раннего детства. А вопросы, по сути, нужны, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире. Поэтому если вы научились их задавать, то будете более успешными, чем те, кем этот навык не был усвоен.

Где лучше задавать вопросы

На самом деле сложно описать какую-либо сферу жизни, которая требует развития данного навыка. С одной стороны, можно обойтись без него, а с другой стороны, вы будете более успешны в любой области, если знаете, как задавать правильные вопросы. При любом разговоре, даже личном, звучащие правильно вопросы помогут:

  • Проявить интерес к собеседнику, неважно, к профессиональной стороне его личности или к личностным качествам.
  • Обеспечить доступность понимания своих ценностей для собеседника и открыть для себя его политику.
  • Завладеть инициативой в ведении беседы. Это самый главный навык начинающего оратора или любого публичного деятеля. Вопросы помогут удержать беседу нужное количество времени, сменить тему, прервать монолог собеседника.
  • В зависимости от ваших целей вопросы помогут приобрести нужную информацию, намекнуть на личную позицию, проявить доверие или готовность уделить нужное количество времени для разговора.

Для того чтобы отработать данный навык, следует научиться вести внутренние диалоги, а также попрактиковаться с внешними диалогами.

Что такое внутренний диалог

Это первая ступенька, которую нужно пройти, если вы хотите знать, как задать правильный вопрос человеку. Именно внутренний диалог позволит вам научиться формулировать мысли. Причем нельзя допускать, чтобы этот процесс шел хаотично. У него есть конкретная цель – подробный анализ определенной ситуации или проблемы. Причем есть список вопросов, которые применяются при этом. Первый вариант включает классические вопросы «что?», «кто?», «где?», «когда?», то есть описание ситуации в целом. Вторая группа вопросов позволяет рассмотреть каждый из перечисленных более подробно. Они связаны с аспектами фактов и желаний, чувств, времени, препятствий и средств. То есть вопросы должны уточнять данные аспекты в рамках заданной темы. Именно они помогают в осознании и принятии решений, исходя из своих потребностей, предпочтений и определения влияния других людей на ситуацию. Так намного проще понимать свой внутренний мир, организовывать внутренний диалог и получать вразумительные ответы.

Вопросительные слова

Чтобы отточить данное умение и перенести его на внешний диалог, существует следующее упражнение. Так как задавать правильные вопросы при общении совсем не просто. Будем учиться с самых азов. Вам нужно придумать для себя определенную тему, например «Конфликт». Теперь вспомните различные понятия, связанные с этой темой, и запишите их в правое поле таблицы (лист, поделенный пополам). Это может быть гнев и неоправданные ожидания, непонимание и разрыв отношений, снятие напряжения и примирение. В левую часть дописывают вопросительные слова (не менее 10). Теперь вам предстоит сформулировать как можно больше вопросов, которые сочетали бы элементы обоих колонок. Вспомните ситуации конфликтов, причины которых вам были неясны. После проведения этой работы нужно проанализировать список, выбрать пару вопросов, наиболее проницательных, продуктивных, и постараться аргументировать для себя, исходя из каких критериев был сделан такой выбор.

Такие разные вопросы

Здесь вам потребуется собеседник, на котором можно будет отрабатывать умение находить наиболее подходящий в данной ситуации вопрос. Суть метода очень простая. Вам нужно определиться с темой, которая была бы вам лично интересна. Теперь выпишите для себя несколько вопросов по ней, на которые можно ответить односложно «да» или «нет», а также другие, которые подразумевают развернутый ответ. Например: «Слышали ли вы раньше о нашей компании»; «Что вы знаете о нашей компании». Попробуйте провести диалог, используя те и другие варианты вопросов, и сравните результаты.

Вопрос, на который нет ответа

Это еще одна прекрасная игра, которая отлично тренирует умение задавать правильные вопросы. Помните детскую игру «Купи слова»: как отчаянно искали правильный вариант ответа, натыкаясь каждый раз на «все говорят, а ты купи слона». Помимо выдержки и терпения, она развивает умение находить такую словесную конструкцию, которая позволит успешно выйти из сложной ситуации. В диалоге мы не всегда задаем вопросы, приходиться и отвечать. Поэтому обратный навык тоже очень помогает.

«Ромашка вопросов»

Попрактиковаться в теории задавания вопросов можно и используя эту простую технику. Вам снова потребуется выбрать для себя интересную тему, она может касаться взаимоотношений в коллективе, в семье или чего-то другого на ваш выбор. Теперь перед вами — шесть лепестков, каждый из которых будет содержать только один вариант вопросов:

  • Практические вопросы. То есть взаимосвязь теории с практикой («Анализируя ситуацию, как бы вы поступили на этом месте?»)
  • Простые вопросы. Это обычное уточнение фактов, событий, определенной информации.
  • Оценочные вопросы. Тут все просто, выясняется, в чем отличие, почему это хорошо, а это плохо.
  • Уточняющие вопросы («То есть»; «Если я вас правильно понимаю. »)
  • Интерпретационные вопросы.
  • Творческие вопросы («Что было бы, если бы данная ситуация разворачивалась 2000 лет назад?»)

Такие занятия позволят вам развить умение постановки вопросов, однако без применения на практике, в диалоге, выработать навык не удастся.

Начните с себя, или Подготовка к диалогу

Не зря профессионалы говорят: задавай правильные вопросы, получай правильные ответы. Однако легко быть гением в обычной дружеской беседе. В любой другой ситуации появляться неподготовленным на встрече недопустимо. У вас должны быть набросаны вопросы заранее. Причем, начиная беседу, обязательно постарайтесь установить с человеком хорошие отношения. Прежде чем расспрашивать собеседника о том, что интересует вас, стоит показать ему, насколько он вам интересен. Для этого отлично подойдут открытые вопросы, в которых вы попросите человека немного рассказать о себе, о том, как он провел день, как добирался на встречу, удобно ли ему сейчас. Как только беседа перейдет в деловое русло, можно будет переходить к заготовленным заранее вопросам. Так вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Умение задавать открытые вопросы

Говоря о том, как правильно задавать вопросы людям, необходимо отметить, что обычно это сводится к умению задать открытый вопрос (он предполагает развернутый ответ). То есть вы как интервьюер не ждете заготовленного ответа, вы хотите услышать мнение человека на заданную тему. Уже это само располагает к беседе с вами, вы таким образом выказываете уважение. Если вам нужно знать больше фактов о ситуации, можно задать уточняющие вопросы: «Кто имеет к этому отношение?» Очень важно узнать, как собеседник относится к данной ситуации. Для этого обязательно спросите: «Каково ваше мнение?»

Для хорошего интервьюера очень важно уметь держать нейтральную позицию. Не навязывайте свое мнение, хотя можно спросить: «Не рассматривали ли вы такой вариант?» Обязательно регулярно интересуйтесь у своего оппонента, чем обусловлено такое решение, как он пришел к такому заключению. То есть открытые вопросы – это способ вовлечь собеседника в диалог, вывести его из состояния замкнутости и настроить на диалог.

Умение задавать закрытые вопросы

Казалось бы, открытые вопросы идеальны для проведения любых бесед и интервью. Однако бывают моменты, когда ими не обойтись. Например, чтобы задать правильный вопрос мужчинам в обсуждениях, стоит сформулировать его максимально четко и лаконично, чтобы получить такой же ответ. Деловые мужчины, как правило, не любят пространных диалогов, для них нужен четко структурированный диалог. Чем лучше вы к нему подготовитесь, тем удачнее он пройдет. К тому же открытые вопросы всегда таят в себе опасность, что собеседник поведет диалог в сторону. Поэтому нужно быть начеку и закрытыми вопросами (то есть такими, которые предполагают однозначный ответ либо ответ «да»/»нет») возвращать собеседника к сути. Для этого в вашем арсенале есть ряд вопросов «как?», «что?», «кто?», «куда?» и тому подобные.

Теория без практики бесполезна, поэтому, чтобы действительно научиться задавать правильные вопросы, нужно ежедневно в диалогах оттачивать свое умение, анализировать ход беседы и достигнутый результат. Не бойтесь неудач, это тоже бесценный опыт, благодаря которому вы поймете, какими приемами лучше не пользоваться.

Умение правильно задавать вопросы

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы.

Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

«Извините за недоразумение, я вас не правильно понял» — фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так вот, чтобы вам не приходилось ее произносить, научитесь правильно задавать вопросы. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов. Ведь порой, пренебрегая возможностью задать вопрос, или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам, разнообразным умозрительным построениям, создаем неверное впечатление о других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко и приводит к недоразумениям и конфликтам.

Кем бы вы небыли, руководителем или обычным менеджером, коуч тренером или психологом, в любой сфере жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в деловой, так и в личной, правильные вопросы помогают:

  • Проявлять интерес к личности партнера и собеседника;
  • Обеспечить «взаимопроникновенность», т. е. сделать свою систему ценностей понятной для собеседника, одновременно прояснив его систему;
  • Получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную позицию, выказать доверие, интересоваться сказанным, проявить снисхождение и показать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
  • Перехватить и удержать инициативу в общении;
  • Перевести разговор на другую тему;
  • Перейти от монолога собеседника, к диалогу с ним.

Как правильно задавать вопросы


Чтобы научиться правильно задавать вопросы, надо уделить внимание правильности построения внутреннего диалога и изучит основных виды вопросов во внешнем диалоге.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (вопросы самому себе) организует наше собственное мышления и помогает нам формулировать мысли . Уместность и качество, точность и последовательность вопросов, возникающих в нашей голове, в значительной степени влияют на эффективность большинства предпринимаемых нами действий.

Для того, чтобы организовать внутренний диалог надо понять, что его цель это анализ какой-либо из проблем. Всесторонне разобрать любую проблему (ситуацию) поможет набор, соответствующих вопросов. Существует два варианта вопросов.

Первый вариант , это семь классических вопросов:

Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?

Эти семь вопросов позволяют охватить проблемную ситуацию целиком, и произвести ее словесно-логический анализ.

Второй вариант анализа ситуации это набор из шести вопросов:

  • Факты — Какие факты и события, относятся к рассматриваемой ситуации?
  • Чувства — Какие чувства в общем, я испытываю по отношению к данной ситуации? Что предположительно чувствуют другие?
  • Желания — Что я по-настоящему хочу? Чего хотят другие?
  • Препятствия — Что мне мешает? Что мешает другим?
  • Время — Что и когда надо делать?
  • Средства — Какими средствами я обладаю для того, чтобы решить эту проблему? Какими средствами обладают другие?
Мастер Йода рекомендует:  4 книги, которые должен прочитать каждый хакер

Используйте любой из двух вариантов, организовывая внутренний диалог. При возникновении проблемы проанализируйте ситуацию с помощью вопросов самому себе, доведите свои мысли до ясности, и только после этого начинайте действовать.

Важность и значимость ВНЕШНЕГО ДИАЛОГА , заключается в правильных вопросах , которые куда лучше, чем монотонный монолог. Ведь тот, кто спрашивает, является лидером в разговоре. Также с помощью вопросов мы показываем собеседнику свою заинтересованность в беседе и в ее углублении. Спрашивая, мы выражаем человеку стремление установить с ним хорошие отношения. Но все это происходит тогда, когда беседа не напоминает и не выглядит как допрос.

Поэтому перед тем как начать беседу или деловой разговор, подготовьте для собеседника серию вопросов, и задайте их ему, как только перейдете к деловой части разговора (в обычном разговоре, как только коснетесь нужной вам темы). Так, вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Вопросы внешнего диалога могут ставиться в конкретных формах и бывают следующих видов:

Закрытые вопросы . Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем переубеждать.

Другое дело, когда вы намеренно задаете закрытый вопрос, на который сложно ответить отрицанием. Например обращаясь к общепризнанным ценностям (подобным способом часто пользовался Сократ): «Согласитесь, жизнь не стоит на месте?», «Скажите, для вас важно качество и гарантии?». Для чего это делается: чем чаще человек с нами соглашается, тем шире зона взаимопонимания (это один из способов манипулирования ). Так и наоборот, если вы не можете подобрать правильный вопрос, и часто слышите «нет» в ответ на наводящие вопросы вопросы, увеличивается вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому добейтесь согласия в малом, не начинайте разговор с противоречий, тогда будет легче добиться желаемого результата.

Открытые вопросы . Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.

Спрашивайте о фактах, которые помогут вам понять ситуацию: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и т.д.

Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения.

Выясняйте отношение вашего собеседника к обсуждаемой ситуации: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?».

Предложите в форме вопросов, иное (свое) решения проблемы: «Может поступить таким образом. », «Почему бы нам не обратить внимание на такой-то вариант. », при этом аргументируя свое предложение. Это намного лучше, чем открыто говорить: «Я предлагаю…», «Поступим лучше так…», «Я считаю…».

Интересуйтесь, на чем основывается утверждение вашего собеседника: «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?».

Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно. », «Из-за чего?».

Выясняйте неучтенные моменты, как личные, так и деловые: «О чем мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?»,

Если имеют место сомнения, уточняйте их причины: «Что мешает?», «Что вас беспокоит (не устраивает)?», «В чем причина сомнений?», «Почему это нереально?».

Характерные особенности открытых вопросов:

  • Активизация собеседника, такие вопросы заставляют его думать над ответами и высказывать их;
  • Партнер по своему усмотрению выбирает, какую информацию и аргументы нам представить;
  • Открытым вопросом мы выводим собеседника из состояния сдержанности и замкнутости и устраняем возможные барьеры в общении;
  • Партнер становится источником информации, идей и предложений.

Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные и второстепенные, уточняющие и наводящие вопросов.

Основные вопросы – планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.

Второстепенные, или последующие вопросы — спонтанные или запланированные, они задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы.

Уточняющие вопросы предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновении сомнений, чтобы уточнить нюансы. Люди почти всегда с охотностью вникают в подробности и нюансы своих дел, так что проблемы тут не возникает. Разве что мы сами часто пренебрегаем задавать уточняющие вопросы, в то время как наши собеседники только и ждут от нас этого, дабы удостоверится, что мы все правильно поняли. Не стесняйтесь и не забывайте задавать уточняющие вопросы!

Наводящие вопросы это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.

Для того чтобы знать как правильно задавать вопросы, надо иметь представление о всевозможных видах этих вопросов. Применение в деловой и личной беседе вопросов всех видов позволяет добиваться различных целей. Давайте рассмотрим основные виды вопросов:

Риторические вопросы задаются с целью вызвать у людей нужную реакцию (заручиться поддержкой, акцентировать внимание, указать на нерешенные проблемы) и не требуют прямого ответа. Такие вопросы также усиливают характер и чувства в предложении говорящего, делают текст богаче и эмоциональнее. Пример: «Когда, наконец, люди научатся друг друга понимать?», «Можно ли считать произошедшее нормальным явлением?».

Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Одобрением и понимание здесь служит — тишина в ответ.

Провокационные вопросы задаются с целью вызвать у собеседника (оппонента) бурю эмоций, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие , но и оно иногда необходимо для пользы дела. Только не забудьте, перед тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски, с ним связанные. Ведь задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросает вызов.

Сбивающие вопросы переводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло. Если на ваш сбивающий вопрос, собеседник предложит вам не отвлекаться от обсуждаемой темы, так и сделайте, но при этом заметьте, что хотите рассмотреть и обсудить заявленную вами тему в другое время.

Также сбивающие вопросы задаются с целью просто уйти от темы разговора, либо потому что она не интересна (если вы дорожите общением с этим человеком не стоит так делать), либо она неудобна.

Эстафетные вопросы — направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что. ».

Вопросы демонстрирующие свои знания . Их цель блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения. Задавая такие вопросы надо быть действительно, а не поверхностно компетентным. Потому, что вас самих могут попросить дать подробный ответ, на ваш же вопрос.

Зеркальный вопрос содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость. Например, на фразу «Больше никогда не поручайте мне этого!», следует вопрос — «Не поручать вам? А разве есть еще хоть кто-то, кто так же хорошо мог бы с этим справиться?»

Вопрос «Почему?», примененный в данном случае, вызвал бы защитную реакцию, в виде отговорок, оправданий и поиска мнимых причин, и мог бы закончиться даже обвинениями и привести к конфликту. Зеркальный вопрос дает гораздо лучший результат.

Альтернативный вопрос задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.


Вопрос, заполняющий молчание . Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.

Успокаивающие вопросы оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.

Умение правильно задавать вопросы предполагает соблюдение следующих правил:

Краткость сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность ответа на него. Когда вы начинаете сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. А ваш собеседник, в то время когда вы пять минут излагаете свой вопрос, ломает голову, о чем именно вы хотите его спросить. И может так получиться, что вопрос останется не услышанным или непонятым. Если уж вы хотите зайти издалека, пусть сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.

Чтобы у собеседника, после ваших вопросов не возникало ощущение, что он на допросе, смягчайте их по интонации. Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (конечно если это не ситуация когда у вас не остается иного выхода), звучать он должен в непринужденной форме. Иногда будет правильно спросить у того с кем вы разговаривает, спросить разрешения — «Можно задать вам для уточнения несколько вопросов?»

Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением слушать собеседника. Люди очень отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. И к вашему вопросу они отнесутся с той же долей внимательности. Так же важно не только показать свою культуру и заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая может послужить поводом для уточняющих вопросов или для корректировки уже заготовленного.

Большинство людей по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто-то испытывает трудности в изложении, а кто-то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы человек не смотря ни на что дал вам ответ нужно его заинтересовать, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы в его интересах.

Не стоит задавать вопрос начинающийся со слов: «Как вы могли…?» или «Почему вы не…?». Правильный вопрос это запрос об информации, но не как не скрытое обвинение. Когда ситуация требует выразить недовольство действиями партнера, лучше твердо, но тактично сказать об этом ему в утвердительной форме, а не в форме вопроса.

Итак, узнав как правильно задавать вопросы, вы можете получить от собеседника нужную вам (профессиональную) информацию, лучше его понять и узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения с ним, активизировать на дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи чаще говорят об искусстве, а не об умении задавать вопросы.

30 провокационных вопросов, которые стоит задать самому себе.

Для того чтобы получить правильные ответы, в первую очередь нужно уметь задавать правильные вопросы. Только правильный вопрос направляет нас и заставляет искать правильный ответ, который может стать именно тем ключиком, который откроет заветные двери.

Стивен Эйтчисон предполагает, что знает секретные составляющие правильного вопроса. Он создал список из 30 вопросов, которые, по его мнению, должен задать себе каждый человек.

5 составляющих правильного вопроса
1. Он должен стремиться к результату.
2. Он должен быть простым и четким.
3. Он должен открывать новые возможности.
4. Он должен заставлять задуматься.
5. Он должен давать толчок действиям.

1. Что я могу сделать сегодня для того, чтобы достигнуть поставленных целей?

2. В какое время работается продуктивнее всего?

3. Что я могу сделать сегодня, чтобы побаловать себя?

4. За какие 5 вещей я могу быть благодарен в своей жизни?

5. Что я могу сделать сегодня, чтобы изменить чью-то жизнь?

6. Какая черта моего характера является лучшей?

7. Чем я действительно хочу заниматься в жизни?

8. Действительно ли я хочу, чтобы эти люди (перечислить) присутствовали в моей жизни?

9. Что я могу сделать для того, чтобы откладывать каждый день небольшую сумму?

10. Как много я смотрю телевизор на протяжении дня?

11. Действительно ли мне нужны все эти вещи?

12. Когда я в последний раз читал хорошую книгу?

13. Когда в последний раз я говорил «Нет»?

14. Действительно ли имеет значение то, что обо мне думают другие люди?

15. Чего я хочу достигнуть в этом году?

16. Какая следующая «великая цель», которой я хочу достигнуть?

17. Что я могу сделать для того, чтобы почувствовать себя счастливым?

18. Когда в последний раз я нарушал границы зоны моего комфорта?

19. Каковы мои жизненные ценности?

20. Какие шаги я должен предпринять сегодня для того, чтобы продвинуться навстречу задуманному?

21. Как должен выглядеть мой идеальный день: начиная с момента пробуждения и до момента отхода ко сну?

22. Какие хорошие привычки я бы хотел привить себе?

23. Как мне избавиться от плохих привычек?

24. Кто меня больше всего вдохновляет?

25. Какие качества присущи людям, которыми я восхищаюсь?

26. Мои мечты так и останутся просто мечтами, или я могу сделать их реальными?

27. Что было бы, если бы я отпустил _______________?

28. Что мне действительно нравится в моей работе?

29. Что бы я сделал по-другому, если бы у меня была возможность ещё раз прожить этот момент?

30. Что я сделаю после того, как прочту эти вопросы?

Вопросы действительно простые и чёткие. И если отвечать на них действительно правдиво, вы сможете увидеть со стороны картину своей жизни. Процедура может быть не очень приятной, а открывшаяся вашему взору картинка — не очень радужной. Но ведь именно для того, чтобы изменить всё к лучшему, мы и задаем себе главные вопросы.


7 вопросов, которые стоит задать себе, перед тем как принять важное решение

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мастер Йода рекомендует:  Windows 10 ARM сможет запускать любые x86-приложения

Когда мы сталкиваемся с трудными жизненными обстоятельствами, то чувствуем себя неуверенно и не понимаем, как лучше поступить. Мы испытываем стресс, пытаемся решить вопрос самыми разными способами, но постоянно сомневаемся в своей правоте. Поэтому, прежде чем принять какое-либо решение, нужно честно ответить себе на несколько вопросов.

AdMe.ru выбрал самые важные вопросы, которые помогут вам немного «замедлиться» и трезво оценить текущую ситуацию.

Что будет через некоторое время после решения?

Спросите себя: «Как все изменится через несколько дней, несколько месяцев или несколько лет?» Такое мысленное путешествие во времени полезно, поскольку оно отвлекает внимание от того, что происходит в настоящий момент. Осознание того факта, что все в жизни, в том числе и трудности, временно, успокаивает и дает возможность принять адекватное решение.

Что я могу сделать с этой проблемой?

Пока вы сами себе не ответите на этот вопрос как можно точнее, представление о том, куда двигаться дальше, будет нечетким. Вы будете поддаваться негативным эмоциям, идти на поводу у своих страхов и в итоге возвращаться к тому, с чего начинали.

Стоит тщательно обдумать все возможные варианты выхода из ситуации. Если же найти оптимальный выход никак не получается, то надо решить, стоит ли подождать или лучше отказаться от дальнейших действий.

Как это решение скажется на мне?

Помимо сиюминутной выгоды, некоторые важные жизненные решения могут принести в будущем значительно больше пользы. И несмотря на то что идти по пути наибольшего сопротивления всегда труднее, необходимо задать себе вопросы: «Смогу ли я стать лучше, если сделаю это?», «Поможет ли мне принятие этого решения стать сильнее?» И если ответ «да», то стоит поступить так, как вы считаете нужным.

Я могу попросить помощи у других?

Самое непростое для многих — это обратиться за помощью к другим людям, однако нужно помнить, что со сложными ситуациями трудно справляться в одиночку. В одиночестве нам становится страшно, и мы начинаем закрываться от окружающего мира. Чтобы не оказаться в такой ситуации, стоит подумать, есть ли среди ваших знакомых человек, который уже пережил нечто похожее.

Обратитесь к тому человеку, который собственным примером доказал, что возможно не пасть жертвой беды, с которой пришлось столкнуться вам. Если среди знакомых такого человека нет, то можно, к примеру, почитать различные блоги, форумы, обсуждения в соцсетях и поискать людей с похожими ситуациями там. Не останавливайтесь до тех пор, пока не получите хороший совет.

Как бы я помог своим близким в такой ситуации?

Обычно когда проблема возникает не у нас лично, а у кого-то из знакомых, то в нашей голове, словно по волшебству, возникает масса разных советов, и они там остаются ровно до тех пор, пока такая же проблема не появляется у нас самих.

Так вот, представьте себе, что в этой ситуации оказался ваш друг, родственник или ребенок. Что бы вы ему посоветовали сделать, как поступить? Родному человеку плохого не посоветуешь. Вы ясно видите цену того решения, которую нужно будет заплатить, если ситуацию оставить в неизменном виде.

10 лучших способов задавать правильные вопросы для решения проблем

Экология жизни Лайфхак: Порой успех дела лежит не в том какие ответы мы находим на поставленные вопросы, а в том какие вопросы мы задаем.

Порой успех дела лежит не в том какие ответы мы находим на поставленные вопросы, а в том какие вопросы мы задаем. Практически все креативные сессия в которых я участвовал по большей своей части состояли из правильно подобранных и выстроенных вопросов. Не даром, мы такой список вопросов называли «Ключ». Вся прелесть была в том, что каждый отвечал на них по-своему и выдавал уникальный результат. Когда собиралась большая группа людей, то их ответы с большой долей вероятности не только решали поставленную задачу, но и предлагали множество решений на выбор даже в тех случаях, когда казалось, что решения нет вообще.

Польза вопросительных предложений заключается в том, что наш мозг устроен так, что не может не думать. Он всегда занят своей работой, и всегда находится в состоянии поиска ответов. Любой вопрос заставляет его найти ответ. В этой статье я предлагаю список из 10 способов, которые наверняка помогут вам задавать правильные вопросы в любой ситуации.

1. Вопросы о самой проблеме.

Самый верный способ при решение проблемы — это задавать вопросы о самой проблеме. Прелесть в том, что мозг сам будет генерировать ответы, вам нужно лишь постараться задать наиболее разносторонние вопросы. К тому же после серии вопросов, даже если вы не найдет сразу ответ, то не расстраивайтесь. Ваш мозг продолжает работать над поиском решения уже в фоновом режиме!

2. Вопросы в другой формулировке.

От упаковки многое зависит. Какой вопрос вы решаете, такой ответ и получаете. Поиграйте с формулировкой вашей проблемы, как её можно сформулировать иначе? Наверняка проблему можно решить несколькими способами, как будет звучать вопрос для каждого удовлетворительного решения проблемы? Проверьте правильна ли сама формулировка вопроса?

3. Вопросы во времени.

Сфокусируйтесь на временных рамках. Если вопрос звучит конкретно, расширьте его, если слишком широко — сузьте. Для примера: «Как я могу улучшить свою жизнь?» или «Как в этом месяце я могу улучшить свою жизнь» или «Что сегодня я могу сделать для улучшения своей жизни?»

4. Вопросы в другие направления.

Поиски решения не могут проходить в одном направлении. Это может быть и смена направления. От географического: «А где еще мы можем найти необходимую нам вещь?» до ментального :»Теперь давайте забудем о недостатках, какие вы видите преимущества?».

5. Вопросы для улучшения образования.

Каждый учитель знает, что самый эффективный ученик этот тот, который сам хочет обучиться. В этом случае вопросы являются прекрасным способом для стимуляции творческого мышления и работают куда лучше, чем просто дача правильного ответа.

Вместо просто объяснения, лучше просто задать вопрос :»Как вы думаете, что было бы в этом случае если бы мы изменили наши действия. «, «Какой результат мы получим если не будет учитывать затраты на начальном этапе..»

Этот же тип вопросов работает прекрасно не только в институте или школе, но и в бизнес- среде. Привычка на вопрос подчиненного «А как быть в этом случае?» отвечать вопросом «А как вы считаете, нужно поступить?» — экономит не только время, но и приучает работника к самостоятельному мышлению.

6. Вопросы для поддержания беседы.

Вопросы прекрасно налаживают общение между людьми. Если вы задаете вопросы, значит вы почти наверняка слушаете то, что вам говорят. Хороший вопрос может не только оживить беседу, но и вовлечь в неё новых участников.

В последнее время, диалоги всю чаще превращаются в монологи по очереди. Вместо того чтобы слушать друг друга, каждая сторона то и дело ждет своей очереди поговорить. Простые вопросы «Чем я могу помочь?», и «Вы сталкивались с чем-то подобным раньше?» — прекрасный способ показать, что вы слушаете собеседника и участвуете сами в ЕГО разговоре.

7. Вопросы для критического мышления.

Зачастую мы говорим совершенно о разных вещах. Обидно потратить кучу времени и выяснить, что другой человек имел ввиду совсем не то, что мы подумали, да и нас он до конца не верно понял. Чтобы этого не произошло нужно не бояться задавать простые вопросы, которые к тому же могу показаться и наивными.

В качестве эффективных начальных вопросов, можно использовать «Технику Киплинга»: «Кто конкретно это сделал?», «Зачем они это сделали», «Правильно ли я вас понял, вы говорите что. «

8. Вопросы для перемещения внимания.

Сменить точку зрения — сказать проще, чем сделать. Если мы в чем-то уверены как в абсолюте, то очень сложно поставить этот абсолют под сомнение. Старайтесь переводить свое внимание с очевидных вещей. Если кто-то говорит «Это невозможно», лучше спросите «Как мы можем сделать это возможным?» или «При каких условиях это сработает?» и т.д.

9. Вопросы для самоанализа.

Это может быть мощным инструментом для поиска ответов о смысле собственной жизни. Отличным началом может послужить техника «100 вопросов», состоящей только из вопросов, которые важны для вас в данный момент. Затем можете этот список сузить до 20 самых главных и периодически возвращаться к ним.

10. Допрос как способ жизни.

Развитие привычки задавать себе вопросы, может стать очень и очень полезной. Я считаю, что вопросы — это самый основной способ для развития и стимуляции нашей мозговой активности. Но как ввести в привычку, навык — задавать себе разносторонние вопросы? Как и все в этой жизни — с практикой. Носите с собой блокнот и ручку или же записывайте приходящие вопросы на телефон.


Как задавать правильные вопросы детям.

Ирья Мартыненко
Как задавать правильные вопросы детям.

Я часто замечаю как родители общаются со своими детьми, какие задают вопросы. И часто не правильно, большинство родителей интересует:

-поел ли ребенок?

-ни чего не оставил?

Честно скажу, у меня уши заворачиваются в трубочку, когда это слышу. Да кончено, важно знать чем ребенок занимался в детском саду, и как у него дела! Но часто задавая вопрос «Как дела?» мы слышим ответ «Нормально», и так постоянно, редко когда ребенок даст развернутый ответ, который хотим услышать.

Я сделала буклет для родителей. Можете его просмотреть.

Как часто мы не правильно задаем детям вопросы. Из этого буклета вы узнаете, что и как спрашивать у детей, чтобы стать к ним ближе

Уважаемые родители, мы часто слышим какие вопросы вы задаете детям, И многие не замечают что делают большие ошибки.

Как часто мы общаемся со своими детьми?

Отвечайте сами себе!

Причин много, но это тема совершенно другой консультации. Здесь же мы хотим поговорить о том, как правильно, с пользой провести время и узнать много нового и интересного о своих детях. О том, как приблизить их к себе, улучшить взаимопонимание, стать Семьей с большой буквы.

Часто мы используем дежурные фразы типа «как дела?». В ответ мы получаем такие же дежурные ответы «нормально». Или спрашиваете «Ты все съел?» “да”. А что вы хотели? Какой вопрос, такой и ответ. Вряд ли этот диалог будет продуктивным, и вы не узнаете о делах своего ребенка, о том, что его беспокоит, чем он живет

Надо учиться задавать правильные вопросы в правильное время. Под правильными вопросами мы имеем в виду вопросы, из которых вы можете подчеркнуть ценную информацию.

Под правильным временем мы имеем в виду следующее: не нужно садиться и задавать эти вопросы. И не надо задавать когда он играет, чем то занят. Ответов вы все равно не получите. Нужно найти момент, когда ребенок спокоен, расслаблен и готов к диалогу.

Вот примерные вопросы:

-Что тебя сегодня удивило в детском саду.

-Что тебе понравилось сегодня?

-Что нового сегодня узнал?

-Расскажи 5 лучших вещей о се6е.

— Что тебя расстроило?

-Какую пищу ты не хотел бы видеть на столе?

-Если бы ты чувствовал себя несчастным, грустным, чтобы ты сделал?

— Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы хорошо выглядеть?

-Чтобы ты сделал, если бы был невидимым всего один день?

Вариантов множество. Выбирайте сами. И не нужно задавать сразу все вопросы, которые вас интересуют, это получится допрос, а не диалог. А допросов дети не любят не забывайте об этом!

Спасибо за внимание!

Анкета для родителей. Здоровый образ жизни Анкета для родителей Цель анкеты состояла в том, что бы выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также.

Родительское собрание. «Растить любознательных» ХОД СОБРАНИЯ Воспитатель: Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту.

Как задавать себе правильные вопросы?

Каждый день мы задаем себе вопросы. Они редко вдохновляют, иногда заставляют задуматься, почти всегда затрагивают какие-то проблемы. Но можно задавать такие вопросы, которые будут менять к лучшему.

Как это сделать? (Снова проблема;) Один из способов — вести блокнот. Такой, который подтолкнет к новым мыслям, переменам, идеям. Ниже — семь творческих блокнотов от издательства МИФ.

Жизнь как конструктор

Конструирование новой жизни — увлекательный, веселый процесс. И совсем не страшный. Этот блокнот проводит читателя через четыре этапа. Вот она, суть дизайна жизни: сохранить то, что нам нравится; избавиться от того, что не нужно; трансформировать то, что мы не можем изменить, в то, что можно применить с пользой. Кто-то использует блокнот, как ежедневник, а кто-то возвращается к нему всякий раз, когда в жизни возникают трудности или пропадает вдохновение.

Кради как художник. Творческий дневник

Дополнение к культовой книге Остина Клеона «Кради как художник». По сути это ежедневный курс по развитию творческих способностей. Каждый день нужно выполнять задание, а вдохновлять на это будут цитаты, подсказки. Этот дневник учит смотреть на мир глазами настоящего художника и использовать существующие идеи для новых творений. Кстати, в блокноте есть конвертик, куда автор призывает складывать «украденные» мысли, фразы, образы.

Я, ты, мы

Здорово, когда творческий блокнот можно заполнять с друзьями или любимым человеком. Такие штуки невероятно сплачивают. И спустя годы будут дарить воспоминания о совместном творчестве. Как можно работать с блокнотом? Вот несколько примеров:

  • если это друг, заполняйте страницу при каждой встрече;
  • на семейных торжествах попросите каждого заполнить по развороту, у вас получится необычный семейный альбом;
  • положите блокнот на прикроватный столик и каждый вечер с любимым человеком записывайте впечатления от прожитого дня.

«1 страница в день» и «Захвати меня»

Эти блокноты одного автора — Адама Куртца. «1 страница в день», скорее, ежедневник, который можно вести на протяжении всего года и следить за своими переменами. В нем делайте все, что захочется: пишите, рисуйте, составляйте списки и цели, размышляйте. Всего одна заполненная страница в день может круто изменить жизнь за год: появится много новых идей и проектов.

«Захвати меня» — идеальный собеседник. Его не надо заполнять, как дневник. Есть вопрос, проблема? Хочется с кем-то поговорить? Откройте блокнот на любой странице, и подсказки, выполненные рукой Адама Куртца, обязательно помогут.

Рисовать!

Это скетчбук, который научит вас рисовать. Автор Робин Ланда в яркой и стильной книге сумела воплотить полноценный университетский курс рисования. В книге-блокноте простым языком описаны техники, читателю остается повторить. После заполнения всех страниц вы без труда будете рисовать скетчи, пейзажи, людей.

642 идеи, о чем писать

Посты в социальных сетях — не ваш конек? С помощью этого блокнота можно легко научиться придумывать темы и писать интересно, живо, ярко. Для начала превратите 642 истории в законченные рассказы. После этого пост на любую тему покажется простым делом. Эту книжку называют еще тренажером для отработки креативности. С блокнотом придется включать воображение на полную мощность каждый день!

Блокнот — не книга. Он лучше. Ведь книгу пишет автор, а блокнот — вы сами. Он мотивирует думать, творить, задавать правильные вопросы и меняться к лучшему. Каждый день.

Добавить комментарий