6 сервисов для работы с блок-схемами


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

Программы для создания блок-схем

В наше время с построением различного рода диаграмм и блок-схем сталкивается каждый дизайнер и программист. Когда информационные технологии еще не занимали такую важную часть нашей жизни, рисование этих конструкций приходилось производить на листе бумаги. К счастью, теперь все эти действия выполняются с помощью автоматизированного программного обеспечения, устанавливаемого на компьютер пользователя.

В интернете довольно легко найти огромное количество редакторов, предоставляющих возможность создания, редактирования и экспорта алгоритмической и деловой графики. Однако не всегда легко разобраться в том, какое именно приложение необходимо в конкретном случае.

Microsoft Visio

В силу своей многофункциональности, продукт от компании Microsoft может пригодится как профессионалам, не один год занимающимся построением различных конструкций, так и обычным пользователям, которым необходимо нарисовать простую схему.

Как и любая другая программа из серии Microsoft Office, Visio имеет все необходимые для комфортной работы инструменты: создание, редактирование, соединение и изменение дополнительных свойств фигур. Реализован и специальный анализ уже построенной системы.

На втором месте в данном списке вполне справедливо располагается Dia, в которой сосредоточены все необходимые современному пользователю функции для построения схем. К тому же, редактор распространяется на бесплатной основе, что упрощает его использование в образовательных целях.

Огромная стандартная библиотека форм и связей, а также уникальные возможности, не предлагаемые современными аналогами — это ждет пользователя при обращении к Диа.

Flying Logic

Если вы ищете софт, с помощью которого можно быстро и легко построить необходимую схему, то программа Flying Logic — это именно то, что вам нужно. Здесь отсутствует громоздкий сложный интерфейс и огромное количество визуальных настроек диаграмм. Один клик — добавление нового объекта, второй — создание объединения с другими блоками. Еще можно объединять элементы схемы в группы.

В отличие от своих аналогов, данный редактор не располагает большим количеством различных форм и связей. Плюс ко всему, существует возможность отображения дополнительной информации на блоках, о чем подробно рассказано в обзоре на нашем сайте.

BreezeTree Software FlowBreeze

FlowBreeze — это не отдельная программа, а подключаемый к Microsoft Excel самостоятельный модуль, в разы облегчающий разработку диаграмм, блок-схем и прочих инфографик.

Безусловно, ФлоуБриз — это ПО, по большей части предназначенное для профессиональных дизайнеров и им подобных, которые разбираются во всех тонкостях функционала и понимают, за что отдают деньги. Среднестатистическим пользователям будет крайне сложно разобраться в редакторе, особенно учитывая интерфейс на английском языке.

Edraw MAX

Как и предыдущий редактор, Edraw MAX — это продукт для продвинутых пользователей, профессионально занимающихся подобной деятельностью. Однако, в отличие от FlowBreeze, он является самостоятельным программным обеспечением с несчетным количеством возможностей.

По стилю интерфейса и работы Edraw очень напоминает Microsoft Visio. Не зря его называют главным конкурентом последнего.

AFCE Редактор Блок-Схем (Algorithm Flowcharts Editor)

Данный редактор является одним из наименее распространенных среди представленных в данной статье. Вызвано это тем, что его разработчик — обычный преподаватель из России — полностью забросил разработку. Но его продукт все-равно пользуется некоторым спросом на сегодняшний день, поскольку отлично подходит любому школьнику или студенту, который изучает основы программирования.

Вдобавок к этому программа является полностью бесплатной, а ее интерфейс выполнен исключительно на русском языке.

FCEditor

Концепция программы FCEditor кардинально отличается от других представленных в данной статье. Во-первых, работа происходит исключительно с алгоритмическими блок-схемами, которые активно используются в программировании.

Во-вторых, ФСЭдитор самостоятельно, в автоматическом режиме строит все конструкции. Все что необходимо пользователю — это импортировать готовый исходный код на одном из доступных языков программирования, после чего экспортировать конвертированный в схему код.

BlockShem

В программе BlockShem, к сожалению, представлено намного меньше функций и удобств для пользователей. Полностью отсутствует автоматизация процесса в любом виде. В БлокСхеме пользователь должен вручную рисовать фигуры, а после объединять их. Данный редактор скорее относится к графическим, нежели к объектным, предназначенным для создания схем.

Библиотека фигур, к сожалению, в этой программе крайне бедна.

Как видите, существует большой выбор софта, предназначенного для построения блок-схем. Причем различаются приложения не только количеством функций — некоторые из них предполагают фундаментально другой принцип работы, отличимый от аналогов. Поэтому сложно посоветовать, каким редактором пользоваться — каждый может подобрать именно тот продукт, который ему необходим.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

прикладная математика

Онлайн-конструктор блок-схем

Здесь можно сконструировать онлайн блок схему. Для этого надо ввести код в поле ввода, приведенное ниже. Сразу описываются структурные блоки, а затем связи между ними. После ввода — нажать кнопку «Рисовать». Сейчас введен код примера блок-схемы, которую Вы видите ниже.

Напишите пожалуйста код, или блок схему!

program Rodion4;
var
a,b,s: array [1..8] of real;
i:byte;
asumm,bsumm,summ,asr,amin,n:real;
begin
writeln (‘Введите массив α:’);
for i:=1 to 8 do
begin
write (‘α[‘,i,’]=’);
readln(a[i]);
end;
//
summ:=0;
for i:=1 to 8 do summ:=summ+a[i];
asr:=summ/8;
writeln(‘Среднее ариф. = ‘,asr:8:3);
amin:=a[1];
n:=1;
for i:=1 to 8 do
begin
if amin>a[i] then
begin
amin:=a[i];
n:=i;
end;
end;
writeln(‘Cmin=’,amin:8:3,’; Индекс=’,n);
//
writeln (‘Введите массив β:’);
for i:=1 to 8 do
begin
write (‘β[‘,i,’]=’);
readln(b[i]);
end;
asumm:=0;
for i:=1 to 8 do asumm:=asumm+a[i];
bsumm:=0;
for i:=1 to 8 do bsumm:=bsumm+b[i];
for i:=1 to 8 do s[i]:=(a[i]/asumm)+(bsumm/b[i]);
writeln (‘Массив S:’);
for i:=1 to 8 do writeln (‘S[‘,i,’]=’,s[i]:8:3);
end.

program lab3;
uses crt;
var a:array[1..10] of integer;
x:array[1..4,1..4] of integer;
max,min,max1,min1,temp,i,j,k,m,n : integer;
begin
clrscr;

writeln(‘Vvedit n’);
read(n);
writeln(‘Vvedit m’);
read(m);

writeln(‘vvedit bud laska znachennya’);
for i:=1 to n do
begin
for j:=1 to m do
begin
writeln(‘x[‘, i,’,’, j,’]=’);
read(x[i,j]);
end;
end;

for i:=1 to n do
begin
for j:=1 to m do
write(x[i,j]:6);
writeln;
end;
writeln;

max:=x[1,1];
min:=x[1,1];
for i:=1 to n do
begin
for j:=1 to m do
begin
if x[i,j]>max then
max:=x[i,j];
if x[i,j] a[k+1] then
begin
temp:=a[k];
a[k]:=a[k+1];
a[k+1]:=temp;
end;

writeln;
for k:=1 to 3 do
writeln(a[k]:6);

writeln;
writeln;
max1:=a[1];
min1:=a[1];
for k:=1 to 3 do
begin
if a[k]>max1 then
max1:=a[k];
if a[k]

6 сервисов для работы с блок-схемами. #[email protected]


6 сервисов для работы с блок-схемами| Библиотека программиста

Чтобы лучше понять задачу нужно ее как следует «разжевать». Легче всего это сделать с помощью блок-схем. 6 сервисов для работы с ними в нашей статье.

Комментарии (11)

Павел Сафронов

А я в Visio делаю. Ща почитаю чё там про сервисы)

Кирилл Верткунов

Draw.io пользуюсь часто. Шикарный инструмент

Илья Печурин

Кирилл, на первый взгляд прикольная бобуйня

Александр Коцур

Ожидал увидеть сообщение в роде «а блок-схемы в наше время ещё используют?» Читал одно из мнений, что программы на современных языках программирования понятны и без блок-схем. Это прочитал, когда увлёкся драконом)

Степан Коновалов

Google Online

Что такое Дракон?

DELETED

Тетрадка в клетку ��

Роман Карел

Дракон че реально круче?

Виталик Исаенко

Роман Карел

Виталик, я спросил

Виталик Исаенко

Roman, круче — сравнительная форма прилагательного. Если спрашивают «круче?» значит уже с чем то сравнивают. Вот я и спросил, с чем?

О проекте

Данный сайт является агрегатором контента из популярных социальных сетей. Добавление новых материалов производится в автоматическом режиме. Администрация проекта не несет ответственности за их содержание.

7 бесплатных программ для построения блок-схем в Windows 10

Блок-схемы пригодятся не только для инженеров, программистов и менеджеров. Каждый может извлечь пользу из их создания, особенно в качестве способа рационализации вашей работы и жизни, и даже избавления от вредных привычек. Единственная проблема в том, что вам придётся подобрать хорошую программу под Windows 10 и в поиске вам прежде всего будет предложены платные варианты. Рассмотрим 7 бесплатных альтернатив.

7 бесплатных программ для построения блок-схем в Windows 10

1. Dia

Dia — бесплатное и полнофункциональное приложение для построения блок-схем. Оно открыто под лицензией GPLv2. Если вы ищете лучшую бесплатную альтернативу Microsoft Visio, то Dia — лучший выбор.

Основные характеристики и особенности:

  • Простой и интуитивно понятный интерфейс.
  • Десятки стандартных форм, включая UML, схемы и базы данных.
  • Добавляйте собственные фигуры с помощью XML и SVG.
  • Окрашивание форм и текста в стандартные или пользовательские цвета.

2. yEd Graph Editor

yEd Graph Editor — это отличный современный инструмент для построения блок-схем, диаграмм, деревьев, сетевых графиков и многого другого. Вы можете загрузить приложение в виде JAR-файла (для чего требуется Java в вашей системе) или EXE-файла (который включает программу установки Java). Программа мощная и универсальная, но есть минус в уродливом интерфейсе на базе Swing.

Основные характеристики и особенности:

  • Требуется очень мало усилий для построения профессиональных графиков.
  • Несколько вариантов экспорта, включая PNG, JPG, SVG и PDF.

3. ThinkComposer

ThinkComposer — это инструмент для профессионалов. В дополнение к блок-схемам, он может обрабатывать бизнес-модели, диаграммы классов, генеалогические деревья, диаграммы использования и многое другое.


Основные характеристики и особенности:

  • Глубокие многоуровневые диаграммы для полного визуального выражения идей.
  • Композиции могут сочетать в себе множество различных графиков и диаграмм.
  • Генерация отчетов в формате PDF, XPS или HTML на основе ваших данных.
  • С открытым исходным кодом и возможностью расширения с помощью плагинов.

4. Pencil Project

Pencil Project — отличный выбор для тех, кому требуется быстрое и простое построение диаграмм с минимальными затратами на обучение.

Основные характеристики и особенности:

  • Тонны встроенных фигур для всех типов графиков и интерфейсов.
  • Создавайте свои собственные формы или устанавливайте коллекции, созданные другими.
  • Несколько вариантов экспорта, включая PNG, SVG, PDF и HTML.
  • Импорт рисунков из OpenClipart.org для использования в графиках и диаграммах.

5. LibreOffice Draw

LibreOffice, пожалуй, является лучшей бесплатной альтернативой Microsoft Office для обработки текстов, электронных таблиц, презентаций и даже визуальных диаграмм. С LibreOffice Draw вы можете легко добавлять фигуры, символы, линии, соединения, текст, изображения и многое другое.

Основные характеристики и особенности:

  • Пользовательские размеры страниц, отлично подходит для всех видов графиков.
  • Страничная карта облегчает работу на нескольких графиках.
  • Современные манипуляции с объектами, включая 3D-контроллер.
  • Можно открыть формат Microsoft Visio.

6. Diagram Designer

Diagram Designer несколько примитивен, и отчасти это связано с тем, что он не обновлялся с 2015 года. Но программа прекрасно работает в Windows 10, и более чем эффективна для создания блок-схем.

Основные характеристики и особенности:

  • Простой в использовании интерфейс.
  • Нет ненужных функций, которые ускоряют процесс обучения.
  • Импорт и экспорт PNG, JPG, BMP, GIF, ICO и многое другое.

7. PlantUML

PlantUML отличается от всех других приложений в этом списке. Вместо графического интерфейса вы создаете свои диаграммы, используя язык сценариев PlantUML. Это отличный инструмент для программистов, которые не любят перетаскивать мышью. PlantUML требует Java в вашей системе.

Основные характеристики и особенности:

  • Определение объектов и связей с помощью языка сценариев PlantUML.
  • Поддерживает множество типов диаграмм: последовательность, пользовательский регистр, класс, Гантт и т.д.
  • Экспортируйте диаграммы в формате PNG, SVG или LaTeX.

Спасибо, что читаете! Подписывайтесь на мой канал в Telegram и Яндекс.Дзен. Только там последние обновления блога и новости мира информационных технологий.

Мне нужна ваша помощь

Для своевременного наполнения сайта, его продвижения, развития, а также, конечно, оплаты хостинга мне необходима помощь от вас, читатели. Подробнее о донатах читайте на специальной странице. На данный момент есть возможность поддержать меня через Яндекс Деньги, WebMoney и PayPal.

Все собранные средства будут пущены на развитие сайта и редкое пиво для автора!

Блок-схемы алгоритмов. ГОСТ. Примеры

Схемаэто абстракция какого-либо процесса или системы, наглядно отображающая наиболее значимые части. Схемы широко применяются с древних времен до настоящего времени — чертежи древних пирамид, карты земель, принципиальные электрические схемы. Очевидно, древние мореплаватели хотели обмениваться картами и поэтому выработали единую систему обозначений и правил их выполнения. Аналогичные соглашения выработаны для изображения схем-алгоритмов и закреплены ГОСТ и международными стандартами.

На территории Российской Федерации действует единая система программной документации (ЕСПД), частью которой является Государственный стандарт — ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов программ, данных и систем» [1]. Не смотря на то, что описанные в стандарте обозначения могут использоваться для изображения схем ресурсов системы, схем взаимодействия программ и т.п., в настоящей статье описана лишь разработка схем алгоритмов программ.

Рассматриваемый ГОСТ практически полностью соответствует международному стандарту ISO 5807:1985.

Содержание:

Элементы блок-схем алгоритмов

Блок-схема представляет собой совокупность символов, соответствующих этапам работы алгоритма и соединяющих их линий. Пунктирная линия используется для соединения символа с комментарием. Сплошная линия отражает зависимости по управлению между символами и может снабжаться стрелкой. Стрелку можно не указывать при направлении дуги слева направо и сверху вниз. Согласно п. 4.2.4, линии должны подходить к символу слева, либо сверху, а исходить снизу, либо справа.

Есть и другие типы линий, используемые, например, для изображения блок-схем параллельных алгоритмов, но в текущей статье они, как и ряд специфических символов, не рассматриваются. Рассмотрены лишь основные символы, которых всегда достаточно студентам.

Терминатор начала и конца работы функции Терминатором начинается и заканчивается любая функция. Тип возвращаемого значения и аргументов функции обычно указывается в комментариях к блоку терминатора.

Операции ввода и вывода данных В ГОСТ определено множество символов ввода/вывода, например вывод на магнитные ленты, дисплеи и т.п. Если источник данных не принципиален, обычно используется символ параллелограмма. Подробности ввода/вывода могут быть указаны в комментариях.

Выполнение операций над данными В блоке операций обычно размещают одно или несколько (ГОСТ не запрещает) операций присваивания, не требующих вызова внешних функций.

Блок, иллюстрирующий ветвление алгоритма Блок в виде ромба имеет один вход и несколько подписанных выходов. В случае, если блок имеет 2 выхода (соответствует оператору ветвления), на них подписывается результат сравнения — «да/нет». Если из блока выходит большее число линий (оператор выбора), внутри него записывается имя переменной, а на выходящих дугах — значения этой переменной.

Мастер Йода рекомендует:  SHA-1 сдаёт позиции в Google смогли получить первую коллизию SHA-1

Вызов внешней процедуры Вызов внешних процедур и функций помещается в прямоугольник с дополнительными вертикальными линиями.


Начало и конец цикла Символы начала и конца цикла содержат имя и условие. Условие может отсутствовать в одном из символов пары. Расположение условия, определяет тип оператора, соответствующего символам на языке высокого уровня — оператор с предусловием (while) или постусловием (do … while).

Подготовка данных Символ «подготовка данных» в произвольной форме (в ГОСТ нет ни пояснений, ни примеров), задает входные значения. Используется обычно для задания циклов со счетчиком.

Соединитель В случае, если блок-схема не умещается на лист, используется символ соединителя, отражающий переход потока управления между листами. Символ может использоваться и на одном листе, если по каким-либо причинам тянуть линию не удобно.

Комментарий Комментарий может быть соединен как с одним блоком, так и группой. Группа блоков выделяется на схеме пунктирной линией.

Примеры блок-схем

В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.

Сортировка вставками

Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.

На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные «правее» позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла — в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.

Блок-схема алгоритма сортировки вставками

В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i Блок-схема алгоритма сортировки пузырьком

На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.

Сортировка выбором

В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).

Блок-схема сортировки выбором

На блок-схеме приведен пример использования блока «подготовка», а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более «укрупнённо» (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива, поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort, … .

На блоге можно найти другие примеры блок-схем:

Часть студентов традиционно пытается рисовать блок-схемы в Microsoft Word, но это оказывается сложно и не удобно. Например, в MS Word нет стандартного блока для терминатора начала и конца алгоритма (прямоугольник со скругленными краями, а не овал). Наиболее удобными, на мой взгляд, являются утилиты MS Visio и yEd [5], обе они позволяют гораздо больше, чем строить блок-схемы (например рисовать диаграммы UML), но первая является платной и работает только под Windows, вторая бесплатная и кроссплатфомренная. Все блок-схемы в этой статье выполнены с использованием yEd.

Нужны ли блок-схемы? Альтернативы

Частные конторы никакие блок-схемы не используют, в книжках по алгоритмам [6] вместо них применяют словесное описание (псевдокод) как более краткую форму. Возможно блок-схемы применяют на государственных предприятиях, которые должны оформлять документацию согласно требованиям ЕСПД, но есть сомнения — даже для регистрации программы в Государственном реестре программ для ЭВМ никаких блок-схем не требуется.

Тем не менее, рисовать блок-схемы заставляют школьников (примеры из учебников ГОСТ не соответствуют) — выносят вопросы на государственные экзамены (ГИА и ЕГЭ), студентов — перед защитой диплом сдается на нормоконтроль, где проверяется соответствие схем стандартам.

Разработка блок-схем выполняется на этапах проектирования и документирования, согласно каскадной модели разработки ПО, которая сейчас почти не применяется, т.к. сопровождается большими рисками, связанными с ошибками на этапах проектирования.

Появляются подозрения, что система образования прогнила и отстала лет на 20, однако аналогичная проблема наблюдается и за рубежом. Международный стандарт ISO 5807:1985 мало чем отличается от ГОСТ 19.701-90, более нового стандарта за рубежом нет. Там же производится множество программ для выполнения этих самых схем — Dia, MS Visio, yEd, …, а значит списывать их не собираются. Вместо блок-схем иногда применяют диаграммы деятельности UML [6], однако удобнее они оказываются, разве что при изображении параллельных алгоритмов.

Периодически поднимается вопрос о том, что ни блок-схемы, ни UML не нужны, да и документация тоже не нужна. Об этом твердят программисты, придерживающиеся методологии экстремального программирования (XP) [7], ходя даже в их кругу нет единого мнения.

В ряде случаев, программирование невозможно без рисования блок-схем, т.к. это один процесс — существуют визуальные языки программирования, такие как ДРАКОН [8], кроме того, блок-схемы используются для верификации алгоритмов (формального доказательства их корректности) методом индуктивных утверждений Флойда [9].

В общем, единого мнения нет. Очевидно, есть области, в которых без чего-то типа блок-схем обойтись нельзя, но более гибкой альтернативы нет. Для формальной верификации необходимо рисовать подробные блок-схемы, но для проектирования и документирования такие схемы не нужны — я считаю разумным утверждение экстремальных программистов о том, что нужно рисовать лишь те схемы, которые помогают в работе и не требуют больших усилий для поддержания в актуальном состоянии [10].

Онлайн редактор для схем, графиков и диаграмм — Gliffy

Визуальный редактор Gliffy предоставляет шаблоны для различных целей, в том числе для веб-дизайна, для разработки программного обеспечения, блок-схем, сетевых диаграмм, схем для архитекторских проектов и мн. др.

Ключевые особенности онлайн редактора Gliffy

Онлайн редактор Gliffy отличается разнообразием форм, стилей, цветов и форматов, доступных для широкого круга проектов. Использование флэш-технологии позволяет оперативно размещать диаграммы на экране методом drag-n-drop. Отдельные части можно легко удалять, достаточно их выделить и нажать на клавиатуре клавишу «Delete».

Редактор Gliffy предлагает возможность вести совместную работу над проектом, просто активируйте плагин и отправьте приглашение единомышленникам. Можно делиться своими диаграммами с пользователями, которые используют компьютер, планшет или смартфон с доступом к приложению Confluence.

По сравнению с аналогичными приложениями

Gliffy предоставляет пользователям список понятных шаблонов, цветные изображения с различными аспектами, профессионально созданные диаграммы проектов, а также стандартный чистый лист, с которого можно начать.

Бесплатная учетная запись пользователя имеет большую функциональность предоставляемых инструментов, но не сохраняет проекты. Тем не менее, можно просто сделать скриншот экрана и таким образом сохранить своё творчество)

Как правильно строить блок схемы. Блок-схема: примеры, элементы, построение

Блок-схемой будем называть такое графическое представление алгоритма, когда отдельные действия (или команды) представляются в виде геометрических фигур – блоков . Внутри блоков указывается информация о действиях, подлежащих выполнению. Связь между блоками изображают с помощью линий, называемых линиями связи , обозначающих передачу управления.

Существует Государственный стандарт, определяющий правила создания блок-схем. Конфигурация блоков, а также порядок графического оформления блок-схем регламентированы ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов и программ». В табл. 2.1 приведены обозначения некоторых элементов, которых будет вполне достаточно для изображения алгоритмов при выполнении студенческих работ.

Правила составления блок-схем:

Каждая блок-схема должна иметь блок «Начало » и один блок «Конец ».

«Начало » должно быть соединено с блоком «Конец » линиями потока по каждой из имеющихся на блок-схеме ветвей.


В блок-схеме не должно быть блоков, кроме блока «Конец », из которых не выходит линия потока, равно как и блоков, из которых управление передается «в никуда».

Блоки должны быть пронумерованы. Нумерация блоков осуществляется сверху вниз и слева направо, номер блока ставится вверху слева, в разрыве его начертания.

Блоки связываются между собой линиями потока, определяющими последовательность выполнения блоков. Линии потоков должны идти параллельно границам листа. Если линии идут справа налево или снизу вверх , то стрелки в конце линии обязательны , в противном случае их можно не ставить.

По отношению к блокам линии могут быть входящими и выходящими . Одна и та же линия потока является выходящей для одного блока и входящей для другого.

От блока «Начало » в отличие от всех остальных блоков линия потока только выходит, так как этот блок – первый в блок-схеме.

Блок «Конец » имеет только вход, так как это последний блок в блок-схеме.

Для простоты чтения желательно, чтобы линия потока входила в блок «Процесс» сверху, а выходила снизу.

Чтобы не загромождать блок-схему сложными пересекающимися линиями, линии потока можно разрывать. При этом в месте разрыва ставятся соединители , внутри которых указываются номера соединяемых блоков. В блок-схеме не должно быть разрывов, не помеченных соединителями.

Чтобы не загромождать блок, можно информацию о данных, об обозначениях переменных и т.п. размещать в комментариях к блоку.

Начало/Конец программы или подпрограммы

Обработка данных (вычислительное действие или последовательность вычислительных действий)

Ветвление, выбор, проверка условия. В блоке указывается условие или вопрос, который определяет дальнейшее направление выполнения алгоритма

Заголовок счетного цикла

Обращение к процедуре

Тип алгоритма определяется характером решаемой в соответствии с его командами задачи. Различают три типа алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические.

Линейный алгоритм состоит из упорядоченной последовательности действий, не зависящей от значений исходных данных, при этом каждая команда выполняется только один раз строго после той команды, которая ей предшествует.

Таким, например, является алгоритм вычисления по простейшим безальтернативным формулам, не имеющий ограничений на значения входящих в эти формулы переменных. Как правило, линейные процессы являются составной частью более сложного алгоритма.

Разветвляющимися называются алгоритмы, в которых в зависимости от значения какого-то выражения или от выполнения некоторого логического условия дальнейшие действия могут производиться по одному из нескольких направлений.

Каждое из возможных направлений дальнейших действий называется ветвью .

В блок-схемах разветвление реализуется специальным блоком «Решение» . Этот блок предусматривает возможность двух выходов. В самом блоке «Решение» записывается логическое условие, от выполнения которого зависят дальнейшие действия.

Различают несколько видов разветвляющихся алгоритмов.

1. «Обход» – такое разветвление, когда одна из ветвей не содержит ни одного оператора, т.е. как бы обходит несколько действий другой ветви.

2. «Разветвление» – такой тип разветвления, когда в каждой из ветвей содержится некоторый набор действий.

3. «Множественный выбор» – особый тип разветвления, когда каждая из нескольких ветвей содержит некоторый набор действий. Выбор направления зависит от значения некоторого выражения.

Циклические алгоритмы применяются в тех случаях, когда требуется реализовать многократно повторяющиеся однотипные вычисления. Цикл – это последовательность действий, которая может выполняться многократно, т.е. более одного раза.

циклы с известным числом повторений (или со счетчиком);

циклы с неизвестным числом повторений (циклы с предусловием и циклы с постусловием).

В любом цикле должна быть переменная, которая управляет выходом из цикла, т.е. определяет число повторений цикла.

Последовательность действий, которая должна выполняться на каждом шаге цикла (т.е. при каждом повторении цикла), называется телом цикла или рабочей частью цикла .

Зачастую, чтобы лучше понять задачу и быстрее ее реализовать, используют различные схемы, таблицы и диаграммы. В нашей подборке 6 сервисов для работы с ними.

Чтобы упростить процесс объяснения и разработки очень удобно использовать блок-схемы. Блок-схема – один из типов схем, который позволяет описать алгоритмы или процессы. Они часто используются для работы со сложными задачами, состоящими из множества пунктов. Мы сделали подборку из 6 инструментов, которые помогут вам создать такие схемы. Для работы с большинством из них оплата не потребуется.

6 инструментов для работы с блок-схемами:

draw.io

Этот сервис позволит создавать не только блок-схемы, но и UML, диаграммы сущность-связь, сетевые диаграммы, электрические схемы, каркасные схемы и модели. Интуитивный интерфейс и большая библиотека элементов позволят работать легко и комфортно. Важно также и то, что над одним проектом могут работать сразу несколько человек. Результат можно сохранить в форматах PNG/JPG/XML/SVG/PDF. Имеется интеграция с Google Drive.

gliffy.com

Gliffy предоставляет схожий набор инструментов и возможностей: большая библиотека элементов, удобный интерфейс, возможность коллективной работы, интеграция с Google Drive, работа с документами Visio, готовые цветовые темы для проектов.

gomockingbird.com

Программа имеет простой и понятный UI, работает в браузере, есть возможность работы в команде. Также, добавив ссылки, можно объединять несколько проектов в один.

lucidchart.com

Онлайн-сервис, который облегчит создание скетчей и диаграмм. Совместим с G Suite и документами Microsoft Visio. После окончания работы можно экспортировать файл в различных форматах, либо отправить на публикацию.


Balsamiq mockups

Программа позволяет создавать мокапы, диаграммы, различные схемы. Имеется обширная библиотека элементов, с помощью которых можно создать любой проект. Приложение требует установки на компьютер, к тому же платное, однако можно воспользоваться пробным периодом web-версии.

Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.

В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).

Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:

Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.

Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.

Составим алгоритм решения подобных задач:

1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.

Запишем условие в более кратком виде.

Решение задачи №1

Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

  • 1) Описание переменных;
  • 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
  • 3) Расчет площади прямоугольника;
  • 4) Расчет периметра прямоугольника;
  • 5) Вывод значений площади и периметра;
  • 6) Конец.

А вот и решение:

Program Rectangle; Var a, b, S, P: integer; Begin write(«Введите стороны прямоугольника!»); readln(a, b); S:=a*b; P:=2*(a+b); writeln(«Площадь прямоугольника: «, S); write(«Периметр прямоугольника: «, P); End.

Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.

Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:

Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1

Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).

Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:

Следующий пункт алгоритма – блок-схема:

Решение задачи №2.

А также решение, записанное в Pascal:

Program Rasstoyanie; Var V1, V2, S, T, S1: integer; <Ввод >begin write(«Введите скорость первого автомобиля: «); readln(V1); write(«Введите скорость второго автомобиля: «); readln(V2); write(«Введите время: «); readln(T); write(«Введите расстояние между автомобилями: «); readln(S); S1:=(V1+V2)*T+S; writeln(«Через «, t,»ч. расстояние «, S1,» км.»); End.

Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:

Обратите внимание в Паскале, как и в любом другом языке программирования десятичная дробь вводится с точкой, а не с запятой!

Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:

Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.

Алгоритм — описанная на некотором языке точная конечная система правил, определяющая содержание и порядок действий над некоторыми объектами, строгое выполнение которых дает решение поставленной задачи.Понятие алгоритма, являющееся фундаментальным в математике и информатике, возникло задолго до появления средств вычислительной техники. Слово «алгоритм» появилось в средние века, когда европейцы познакомились со способами выполнения арифметических действий в десятичной системе счисления, описанными узбекским математиком Муххамедом бен Аль-Хорезми.Слово алгоритм — есть результат европейского произношения слов Аль-Хорезми.Первоначально под алгоритмом понимали способ выполнения арифметических действий над десятичными числами. В дальнейшем это понятие стали использовать для обозначения любой последовательности действий, приводящей к решению поставленной задачи.Любой алгоритм существует не сам по себе, а предназначен для определенного исполнителя (человека, робота, компьютера, языка программирования и т.д.).Значение слова «алгоритм» очень схоже со значениями слов «рецепт», «метод», «процесс». Однако, в отличие от рецепта или процесса, алгоритм характеризуется следующими свойствами:

дискретностью, массовостью, определенностью, результативностью, формальностью.

Дискретность (разрывность) — это свойство алгоритма, характеризующее его структуру: каждый алгоритм состоит из отдельных законченных действий, говорят «Делится на шаги».

Массовость — применимость алгоритма ко всем задачам рассматриваемого типа, при любых исходных данных. Например,алгоритм решения квадратного уравнения в области действительных чисел должен содержать все возможные исходы решения, т.е.,рассмотрев значения дискриминанта, алгоритм находит либо два различных корня уравнения, либо два равных, либо делает вывод о том, что действительных корней нет.

Определенность (детерминированность, точность) — свойство алгоритма, указывающее на то, что каждый шаг алгоритма должен быть строго определен и не допускать различных толкований. Также строго должен быть определен порядок выполнения отдельных шагов.

Результативность — свойство, состоящее в том, что любой алгоритм должен завершаться за конечное (может быть очень большое) число шагов. Формальность — это свойство указывает на то, что любой исполнитель, способный воспринимать и выполнять инструкции алгоритма, действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и лишь строго выполняет инструкции. Рассуждать «что, как и почему?» должен разработчик алгоритма, а исполнитель формально (не думая) поочередно исполняет предложенные команды и получает необходимый результат.

1.2.Способы описания (виды) алгоритмов.

Рассмотрим следующие способы описания алгоритма: словесное описание, псевдокод, блок-схема, программа.

Словесное описание представляет структуру алгоритма на естественном языке. Например, любой прибор бытовой техники (утюг,электропила, дрель и т.п.) имеет инструкцию по эксплуатации, т.е.словесное описания алгоритма, в соответствии которому данный прибор должен использоваться. Никаких правил составления словесного описания не существует. Запись алгоритма осуществляется в произвольной форме на естественном, например, русском языке. Этот способ описания не имеет широкого распространения, так как строго не формализуем (под «формальным» понимается то, что описание абсолютно полное и учитывает все возможные ситуации, которые могут возникнуть в ходе решения); допускает неоднозначность толкования при описании некоторых действий; страдает многословностью.

Псевдокод — описание структуры алгоритма на естественном, частично формализованном языке, позволяющее выявить основныеэтапы решения задачи, перед точной его записью на языке программирования. В псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и общепринятая математическая символика. Строгих синтаксических правил для записи псевдокода не существует. Это облегчает запись алгоритма при проектировании и позволяет описать алгоритм, используя любой набор команд. Однако в псевдокоде обычно используются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от псевдокода к записи алгоритма на языке программирования. Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором используемых слов и конструкций.


Блок-схема — описание структуры алгоритма с помощью геометрических фигур с линиями-связями, показывающими порядок выполнения отдельных инструкций. Этот способ имеет ряд преимуществ. Благодаря наглядности, он обеспечивает «читаемость»алгоритма и явно отображает порядок выполнения отдельных команд. В блок-схеме каждой формальной конструкции соответствует определенная геометрическая фигура или связанная линиями совокупность фигур.

Описания алгоритма в словесной форме, на псевдокоде или в виде блок-схемы допускают некоторый произвол при изображении команд. Вместе с тем они настолько достаточны, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. На практике исполнителями алгоритмов выступают компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на «понятном» ему языке, такой формализованный язык называютязыком программирования .

Программа — описание структуры алгоритма на языке алгоритмического программирования.

Задание алгоритмов с помощью блок-схем оказалось очень удобным средством изображения алгоритмов и получило широкое распространение.

Блок-схема алгоритма — графическое изображение алгоритма в виде связанных между собой с помощью стрелок (линий перехода) и блоков — графических символов, каждый из которых соответствует одному шагу алгоритма. Внутри блока дается описание соответствующего действия.

В таблице приведены наиболее часто употребляемые символы.

Блок-схема: примеры, элементы, построение. Блок-схемы алгоритмов

В этой статье будут рассмотрены примеры блок-схем, которые могут встретиться вам в учебниках по информатике и другой литературе. Блок-схема представляет собой алгоритм, по которому решается какая-либо задача, поставленная перед разработчиком. Сначала нужно ответить на вопрос, что такое алгоритм, как он представляется графически, а самое главное – как его решить, зная определенные параметры. Нужно сразу отметить, что алгоритмы бывают нескольких видов.

Что такое алгоритм?

Это слово ввел в обиход математик Мухаммед аль-Хорезми, который жил в период 763-850 года. Именно он является человеком, который создал правила выполнения арифметических действий (а их всего четыре). А вот ГОСТ от 1974 года, который гласит, что:

Алгоритм – это точное предписание, которое определяет вычислительный процесс. Причем имеется несколько переменных с заданными значениями, которые приводят расчеты к искомому результату.

Алгоритм позволяет четко указать исполнителю выполнять строгую последовательность действий, чтобы решить поставленную задачу и получить результат. Разработка алгоритма – это разбивание одной большой задачи на некую последовательность шагов. Причем разработчик алгоритма обязан знать все особенности и правила его составления.

Особенности алгоритма

Всего можно выделить восемь особенностей алгоритма (независимо от его вида):

  1. Присутствует функция ввода изначальных данных.
  2. Есть вывод некоего результата после завершения алгоритма. Нужно помнить, что алгоритм нужен для того, чтобы достичь определенной цели, а именно – получить результат, который имеет прямое отношение к исходным данным.
  3. У алгоритма должна быть структура дискретного типа. Он должен представляться последовательными шагами. Причем каждый следующий шаг может начаться только после завершения предыдущего.
  4. Алгоритм должен быть однозначным. Каждый шаг четко определяется и не допускает произвольной трактовки.
  5. Алгоритм должен быть конечным – необходимо, чтобы он выполнялся за строго определенное количество шагов.
  6. Алгоритм должен быть корректным – задавать исключительно верное решение поставленной задачи.
  7. Общность (или массовость) – он должен работать с различными исходными данными.
  8. Время, которое дается на решение алгоритма, должно быть минимальным. Это определяет эффективность решения поставленной задачи.

А теперь, зная, какие существуют блок-схемы алгоритмов, можно приступить к рассмотрению способов их записи. А их не очень много.

Словесная запись

Такая форма, как правило, применяется при описании порядка действий для человека: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».

Конечно, это шуточная форма, но суть понятна. В качестве примера можно привести еще, например, привычную запись на стеклах автобусов: «При аварии выдернуть шнур, выдавить стекло».

Здесь четко ставится условие, при котором нужно выполнить два действия в строгой последовательности. Но это самые простые алгоритмы, существуют и более сложные. Иногда используются формулы, спецобозначения, но при обязательном условии – исполнитель должен все понимать.

Допускается изменять порядок действий, если необходимо вернуться, например, к предыдущей операции либо обойти какую-то команду при определенном условии. При этом команды желательно нумеровать и обязательно указывается команда, к которой происходит переход: «Закончив все манипуляции, повторяете пункты с 3 по 5».

Запись в графической форме

В этой записи участвуют элементы блок-схем. Все элементы стандартизированы, у каждой команды имеется определенная графическая запись. А конкретная команда должна записываться внутри каждого из блоков обычным языком или математическими формулами. Все блоки должны соединяться линиями – они показывают, какой именно порядок у выполняемых команд. Собственно, этот тип алгоритма более подходит для использования в программном коде, нежели словесный.

Запись на языках программирования

В том случае, если алгоритм необходим для того, чтобы задачу решала программа, установленная на ПК, то нужно его записывать специальным кодом. Для этого существует множество языков программирования. И алгоритм в этом случае называется программой.

Блок-схемы

Блок-схема – это представление алгоритма в графической форме. Все команды и действия представлены геометрическими фигурами (блоками). Внутри каждой фигуры вписывается вся информация о тех действиях, которые нужно выполнить. Связи изображены в виде обычных линий со стрелками (при необходимости).

Для оформления блок-схем алгоритмов имеется ГОСТ 19.701-90. Он описывает порядок и правила создания их в графической форме, а также основные методы решения. В этой статье приведены основные элементы блок-схем, которые используются при решении задач, например, по информатике. А теперь давайте рассмотрим правила построения.

Основные правила составления блок-схемы

Можно выделить такие особенности, которые должны быть у любой блок-схемы:

  1. Обязательно должно присутствовать два блока – «Начало» и «Конец». Причем в единичном экземпляре.
  2. От начального блока до конечного должны быть проведены линии связи.
  3. Из всех блоков, кроме конечного, должны выходить линии потока.
  4. Обязательно должна присутствовать нумерация всех блоков: сверху вниз, слева направо. Порядковый номер нужно проставлять в левом верхнем углу, делая разрыв начертания.
  5. Все блоки должны быть связаны друг с другом линиями. Именно они должны определять последовательность, с которой выполняются действия. Если поток движется снизу вверх или справа налево (другими словами, в обратном порядке), то обязательно рисуются стрелки.
  6. Линии делятся на выходящие и входящие. При этом нужно отметить, что одна линия является для одного блока выходящей, а для другого входящей.
  7. От начального блока в схеме линия потока только выходит, так как он является самым первым.
  8. А вот у конечного блока имеется только вход. Это наглядно показано на примерах блок-схем, которые имеются в статье.
  9. Чтобы проще было читать блок-схемы, входящие линии изображаются сверху, а исходящие снизу.
  10. Допускается наличие разрывов в линиях потока. Обязательно они помечаются специальными соединителями.
  11. Для облегчения блок-схемы разрешается всю информацию прописывать в комментариях.

Графические элементы блок-схем для решения алгоритмов представлены в таблице:

Линейный тип алгоритмов

Это самый простой вид, который состоит из определенной последовательности действий, они не зависят от того, какие данные вписаны изначально. Есть несколько команд, которые выполняются однократно и только после того, как будет сделана предшествующая. Линейная блок-схема выглядит таким образом:

Причем связи могут идти как сверху вниз, так и слева направо. Используется такая блок-схема для записи алгоритмов вычислений по простым формулам, у которых не имеется ограничений на значения переменных, входящих в формулы для расчета. Линейный алгоритм – это составная часть сложных процессов вычисления.

Разветвляющиеся алгоритмы

Блок-схемы, построенные по таким алгоритмам, являются более сложными, нежели линейные. Но суть не меняется. Разветвляющийся алгоритм – это процесс, в котором дальнейшее действие зависит от того, как выполняется условие и какое получается решение. Каждое направление действия – это ветвь.

На схемах изображаются блоки, которые называются «Решение». У него имеется два выхода, а внутри прописывается логическое условие. Именно от того, как оно будет выполнено, зависит дальнейшее движение по схеме алгоритма. Можно разделить разветвляющиеся алгоритмы на три группы:


  1. «Обход» – при этом одна из веток не имеет операторов. Другими словами, происходит обход нескольких действий другой ветки.
  2. «Разветвление» – каждая ветка имеет определенный набор выполняемых действий.
  3. «Множественный выбор» – это разветвление, в котором есть несколько веток и каждая содержит в себе определенный набор выполняемых действий. Причем есть одна особенность – выбор направления напрямую зависит от того, какие заданы значения выражений, входящих в алгоритм.

Это простые алгоритмы, которые решаются очень просто. Теперь давайте перейдем к более сложным.

Циклический алгоритм

Здесь все предельно понятно – циклическая блок-схема представляет алгоритм, в котором многократно повторяются однотипные вычисления. По определению, цикл – это определенная последовательность каких-либо действий, выполняемая многократно (более, чем один раз). И можно выделить несколько типов циклов:

  1. У которых известно число повторений действий (их еще называют циклами со счетчиком).
  2. У которых число повторений неизвестно – с постусловием и предусловием.

Независимо от того, какой тип цикла используется для решения алгоритма, у него обязательно должна присутствовать переменная, при помощи которой происходит выход. Именно она определяет количество повторений цикла. Рабочая часть (тело) цикла – это определенная последовательность действий, которая выполняется на каждом шаге. А теперь более детально рассмотрим все типы циклов, которые могут встретиться при составлении алгоритмов и решении задач по информатике.

Циклы со счетчиками

На рисунке изображена простая блок-схема, в которой имеется цикл со счетчиком. Такой тип алгоритмов показывает, что заранее известно количество повторений данного цикла. И это число фиксировано. При этом переменная, считающая число шагов (повторений), так и называется – счетчик. Иногда в учебниках можно встретить иные определения – параметр цикла, управляющая переменная.

Блок-схема очень наглядно иллюстрирует, как работает цикл со счетчиком. Прежде чем приступить к выполнению первого шага, нужно присвоить начальное значение счетчику – это может быть любое число, оно зависит от конкретного алгоритма. В том случае, когда конечное значение меньше величины счетчика, начнет выполняться определенная группа команд, которые составляют тело цикла.

После того, как тело будет выполнено, счетчик меняется на величину шага счетчика, обозначенную буквой h. В том случае, если значение, которое получится, будет меньше конечного, цикл будет продолжаться. И закончится он лишь в тогда, когда конечное значение будет меньше, чем счетчик цикла. Только в этом случае произойдет выполнение того действия, которое следует за циклом.

Обычно в обозначениях блок-схем используется блок, который называется «Подготовка». В нем прописывается счетчик, а затем указываются такие данные: начальное и конечное значения, шаг изменения. На блок-схеме это параметры I н, Ik и h, соответственно. В том случае, когда h=1, величину шага не записывают. В остальных случаях делать это обязательно. Необходимо придерживаться простого правила – линия потока должна входить сверху. А линия потока, которая выходит снизу (или справа, в зависимости от конкретного алгоритма), должна показывать переход к последующему оператору.

Теперь вы полностью изучили описание блок-схемы, изображенной на рисунке. Можно перейти к дальнейшему изучению. Когда используется цикл со счетчиком, требуется соблюдать определенные условия:

  1. В теле не разрешается изменять (принудительно) значение счетчика.
  2. Запрещено передавать управление извне оператору тела. Другими словами, войти в цикл можно только из его начала.

Циклы с предусловием

Этот тип циклов применяется в тех случаях, когда количество повторений заранее неизвестно. Цикл с предусловием – это тип алгоритма, в котором непосредственно перед началом выполнения тела осуществляется проверка условия, при котором допускается переход к следующему действию. Обратите внимание на то, как изображаются элементы блок-схемы.

В том случае, когда условие выполняется (утверждение истинно), происходит переход к началу тела цикла. Непосредственно в нем изменяется значение хотя бы одной переменной, влияющей на значение поставленного условия. Если не придерживаться этого правила, получим «зацикливание». В том случае, если после следующей проверки условия выполнения тела цикла оказывается, что оно ложное, то происходит выход.

В блок-схемах алгоритмов допускается осуществлять проверку не истинности, а ложности начального условия. При этом из цикла произойдет выход только в том случае, если значение условия окажется истинным. Оба варианта правильные, их использование зависит от того, какой конкретно удобнее использовать для решения той или иной задачи. Такой тип цикла имеет одну особенность – тело может не выполниться в случае, когда условие ложно или истинно (в зависимости от варианта, который применяется для решения алгоритма).

Ниже приведена блок-схема, которая описывает все эти действия:

Что такое цикл с постусловием?

Если внимательно присмотреться, то этот вид циклов чем-то похож на предыдущий. Самостоятельно построить блок-схему, описывающую этот цикл, мы сейчас и попробуем. Особенность заключается в том, что неизвестно заранее число повторений. А условие задается уже после того, как произошел выход из тела. Отсюда видно, что тело, независимо от решения, будет выполняться как минимум один раз. Для наглядности взгляните на блок-схему, описывающую выполнение условия и операторов:

Ничего сложного в построении алгоритмов с циклами нет, достаточно в них только один раз разобраться. А теперь перейдем к более сложным конструкциям.

Сложные циклы

Сложные – это такие конструкции, внутри которых есть один или больше простых циклов. Иногда их называют вложенными. При этом те конструкции, которые охватывают иные циклы, называют «внешними». А те, которые входят в конструкцию внешних – внутренними. При выполнении каждого шага внешнего цикла происходит полная прокрутка внутреннего, как представлено на рисунке:

Вот и все, вы рассмотрели основные особенности построения блок-схем для решения алгоритмов, знаете принципы и правила. Теперь можно рассмотреть конкретные примеры блок-схем из жизни. Например, в психологии такие конструкции используются для того, чтобы человек решил какой-то вопрос:

Или пример из биологии для решения поставленной задачи:

Решение задач с блок-схемами

А теперь рассмотрим примеры задач с блок-схемами, которые могут попасться в учебниках информатики. Например, задана блок-схема, по которой решается какой-то алгоритм:

При этом пользователь самостоятельно вводит значения переменных. Допустим, х=16, а у=2. Процесс выполнения такой:

  1. Производится ввод значений х и у.
  2. Выполняется операция преобразования: х=√16=4.
  3. Выполняется условие: у=у 2 =4.
  4. Производится вычисление: х=(х+1)=(4+1)=5.
  5. Дальше вычисляется следующая переменная: у=(у+х)=(5+4)=9.
  6. Выводится решение: у=9.

На этом примере блок-схемы по информатике хорошо видно, как происходит решение алгоритма. Нужно обратить внимание на то, что значения х и у задаются на начальном этапе и они могут быть любыми.

All-Audio.pro

Статьи, Схемы, Справочники

Проверка схемы онлайн


Онлайн-касса печатает кассовый чек нового образца. Обязательные поля, которые должен содержать чек нового образца. Форма заявления пока не утверждена, сейчас можно подавать заявление в свободной форме. Шаблон заявления на налоговый вычет за покупку онлайн-кассы. Если сумма налога по патенту меньше вычета, можно разделить вычет на несколько патентов. Это получится, если предприниматель оформил несколько патентов во время налогового периода, в котором зарегистрировал ККТ.

Поиск данных по Вашему запросу:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Перейти к результатам поиска >>>

Выложена программа для схемотехников

Не могли бы вы проверить правильность построения блок схемы? Теоретические основы цифровой техники, проверить правильность построения схемы Здравствуйте уважаемые участники форума, сегодня была дана домашняя работа по теоритическим основам Проверить правильность построения цикла Подскажите правильно ли построен цикл?

И может ли в одном цикле быть две переменных for double Как узнать имя элемента схемы XSD при построчном чтении файла xml Здравствуйте! Пишу программу которая читает xml и при помощи его схемы xsd должна вытащить еще и Проверить правильность схемы связей БД задание решение в картинке вопрос надо ли создавать связи между таблицами сотрудники Проверить правильность составления блок-схемы Здравствуйте, учусь составлять блок-схемы.

Проверьте, пожалуйста правильно ли у меня получилось Протабулировать функцию, чтобы проверить правильность построения линии тренда Нужно запихнуть данные в visual basic. Построил в Excel график по имеющимся точкам.

Добавил линию Блоги программистов и сисадминов. Vkontakte ,. Facebook , Twitter. Тесты Блоги Социальные группы Все разделы прочитаны. Trisha Ray. Просмотров Ответов 8. Метки нет Все метки. Я новичок в xsd и xml, поэтому нужна помощь. Так же буду признательна ответу на вопрос, как сделать для xsd схемы xml, которую будет проверять xsd.

QA Эксперт. Сообщение от Trisha Ray. Да, и еще вопрос, как проверить что будет выдаваться при заполнении xml специальными значениями, и запуске xsd на проверку xml?

Возможно ли это? Сообщение от diadiavova. Родительскими элементами для complexType могут быть только элементы schema, element и redefine. У тебя же он появляется внутри sequence например строки 43, 50, Trisha Ray , Было бы не плохо выложить полный XML который будет проверяться, сложно работать со схемой, если нет проверяемого файла или части файла. ФридрихФ ,.

Trisha Ray ,. Я написала схему по заданию, но при попытке проверить ее через онлайн-переводчики,. Шкаф: 3 малых ящика, один большой. В малый ящик кладут до 5 маленьких предметов и 1 большого предмета, в большой ящик кладут не более 10 маленьких и 3 больших предметов. Каждый ящик может быть заперт или открыт. Одним из маленьких предметов может быть книга ее название и автор.

Проверяемый файл я тоже никогда не создавала Видела только примеры в интернете. Answers Эксперт. Опции темы. Реклама — Обратная связь. Регистрация Восстановить пароль. Все разделы прочитаны.

Проверить правильность построения xsd схемы и создания для нее xml Ответов 8 Метки нет Все метки Здравствуйте. Вот мой xsd: XML. Ответы с готовыми решениями: Не могли бы вы проверить правильность построения блок схемы? Сообщение от Trisha Ray Прошу помощи в указании где ошибка Очень желательно пользоваться валидатором, который указывает не только ошибку, но место в документе, которое ее вызвало. Сообщение от Trisha Ray и желательно как ее исправить.

Это зависит от того, что именно ты хотела сделать в тех местах, где возникает ошибка. В тех трех местах, на которые я указал, определению типа предшествовал элемент element, но он везде был закрыт, поэтому типы к нему не относятся, а следуют за ним. Возможно тебе надо было определить типы именно этих элементов? Тогда размести определения типов внутри. Ну вот вместо XML. Сообщение от diadiavova Родительскими элементами для complexType могут быть только элементы schema, element и redefine.

Как это изменить? Мне кажется, что можно сделать все проще, но не понимаю как Поправила элементы. The type attribute cannot be present with either simpleType or complexType. Прикладываю ошибки из валидатора. ФридрихФ , Сообщение от Trisha Ray Так же буду признательна ответу на вопрос, как сделать для xsd схемы xml, которую будет проверять xsd.

Trisha Ray , Сообщение от Trisha Ray Я написала схему по заданию, но при попытке проверить ее через онлайн-переводчики, Я дико извиняюсь, но как Вам удалось написать схему, и причем такую сложную, но при этом Вы не можете создать проверяемый файл. Может Вам кто то написал схему и Вы ею просто пользуетесь? Потому что есть очень много способов написать схему, но для этого надо знать задачу, иначе ни как Мне приходилось читать xsd схемы, которые пишут у нас на работе.

Самой мне писать их не приходилось, поэтому я не знаю, как правильно вкладывать элементы. Если бы я могла попросить написать мне ее, то сделала бы это Но хочу разобраться в этом сама. Trisha Ray , Сообщение от Trisha Ray Проверяемый файл я тоже никогда не создавала Видела только примеры в интернете Если у Вас есть конкретная задача, и Вы хотите во всем разобраться, то сначала желательно создать полный XML, а потом уже будет проще сгенерировать схему.

Но и сам XML можно ведь написать по разному. Если Вы не знаете как вкладывать элементы, то я думаю, что у Вас не достаточно знания технологии XML. Элементы вкладываются по принципу скобок как в математике. Искать еще темы с ответами Или воспользуйтесь поиском по форуму:. КиберФорум — форум программистов, компьютерный форум, программирование.

Логические схемы и таблицы истинности

Для добавления нового элемента нажмите на нужный, а затем щелкните левой кнопкой мыши на графическом поле. Чтобы соединить элементы, их необходимо предварительно выбрать один щелчок мыши по каждой вершине , а затем нажать на кнопку Соединить. Ширина Высота. Для добавления логического элемента необходимо выделить его левой кнопкой мыши, а затем щелкнуть мышкой на рабочем поле. Чтобы соединить элементы, их необходимо предварительно выбрать один клик мыши по объекту , а затем нажать на кнопку Соединить.

Подписаться на ленту

Программное обеспечение Quite Universal Circuit Simulator является редактором с графическим интерфейсом с комплексом технических возможностей для конструирования схем. Для управления сложными схемами включена возможность разворачивания подсхем и формирования блоков. Софт включает встроенный текстовый редактор, приложения для расчета фильтров и согласованных цепей, калькуляторы линий и синтеза аттенюаторов. Чертеж можно оформить с обрамлением рамки и стандартного штампа. Qucs включает широкую базу современных компонентов, разделенных на категории: дискретные резисторы, конденсаторы и др , нелинейные транзисторы и диоды , цифровые базовые цифровые устройства и логические вентили и другие источники, измерители. Особый интерес представляют рисунки и диаграммы. Существует очень интересная программа, которая представляет собой несложный симулятор для демонстрации работы электрических схем и работы измерительных приборов. Удобство его не только в наглядности, но и в том, что интерфейс на русском языке. Она позволяет смоделировать на макетнице очень простые принципиальные схемы.

Уважаемые страхователи и спецоператоры!

Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе. Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу актуально для сложных предложений.

6 сервисов для работы с блок-схемами

Результат комфортен для глаз, даже при использовании агрессивных цветов. Вместе с тем, труднее найти диакритические знаки и основные факты. Не следует злоупотреблять контрастными цветами в дизайне, используйте их только как цветовой акцент. Меньшая дистанция между цветами вызывает в результате меньше напряжения. Работая с ней, вы должны заботиться о связях между одним цветом и его смежным дополнительным цветом комплементом.

Рисование и черчение электрических схем онлайн

Зачастую, чтобы лучше понять задачу и быстрее ее реализовать, используют различные схемы, таблицы и диаграммы. В нашей подборке 6 сервисов для работы с ними. Чтобы упростить процесс объяснения и разработки очень удобно использовать блок-схемы. Блок-схема — один из типов схем, который позволяет описать алгоритмы или процессы. Они часто используются для работы со сложными задачами, состоящими из множества пунктов.

Программы для проектирования печатных плат

Сегодня хочу рассказать об очень интересном сервисе, который попался мне на просторах интернета — это сервис для черчения электрических схем , который называется Scheme-it. Сервис мне понравился тем, что позваляет нарисовать электическую схему «на коленке», то есть по быстрому. Ниже я подготовил краткий обзор данного сервиса.

Схемы предложений на все случаи жизни

Пожалуйста, введите корректную почту. Пожалуйста, введите корректное имя. Пожалуйста, введите корректный номер. Хочу научиться.

Редактор схемы логических элементов

Логические схемы создаются для реализации в цифровых устройствах булевых функций функций алгебры логики. В цифровой схемотехнике цифровой сигнал — это сигнал, который может принимать два значения, рассматриваемые как логическая «1» и логический «0». Первые три логических элемента позволяют реализовать любую, сколь угодно сложную логическую функцию в булевом базисе. Мы будем решать задачи на логические схемы, реализованные именно в булевом базисе. Для обозначения логических элементов используется несколько стандартов. На рисунке ниже приведены обозначения логических элементов в этих стандартах для увеличения можно нажать на рисунок левой кнопкой мыши.

Пользоваться публичной кадастровой картой в режиме онлайн очень удобно. При этом предоставляется возможность в любое время находить необходимую информацию о земельных участках, которые внесены в Росреестр. Очень часто такая информация нужна риелторам, юристам, геодезистам и простым гражданам. Кадастровая карта используется в том случае, когда нужно быстро найти информацию об определенном земельном участке.

Создай информативную блок—схему процессов — используй Canva!

Совершенно бесплатный и простой в использовании онлайн-конструктор блок-схем Canva. С его помощью вы сможете визуализировать различные процессы и идеи.

Присоединяйтесь к сотням организаций, которые создают графики с Canva

Что такое блок-схема?

Блок-схема — это тип схемы, на которой какой-либо процесс представлен в виде шагов. Блок-схемы часто используются в обучении, при документировании, планировании или принятии решений. Для иллюстрации того, как один шаг ведет к другому, часто применяются стрелки.

Используйте блок-схему, когда вам нужно объяснить шаги какого-либо процесса, например, при обучении нового сотрудника после приема на работу. Кроме того, их можно использовать в презентациях и отчетах.

Блок-схемы похожи на схемы процесса. Схемы процесса отличаются тем, что используют специальные символы для обозначения шагов процесса.

Особенности конструктора блок-схем

Конструктор блок-схем Canva чрезвычайно прост в использовании. В отличие от других конструкторов, шаблоны Canva созданы профессиональными дизайнерами и их можно менять по вашему вкусу. Меняйте цвета, шрифты и расположение элементов в зависимости от того, что вам нужно.

Добавить комментарий