3 причины знать несколько языков программирования


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

Есть ли смысл изучать 2-3 языка параллельно или же лучше погрузиться с головой в какой-то один

10.05.2014, 16:47

Какой язык лучше изучать C или C++
Всем здравствуйте! Я новичок в программировании(знаю только Паскаль). Сейчас выбираю, какой язык.

Какой язык лучше изучать C# или C++
Подскажите какой язык лучше C# или C++. Изучал C++ но в сети натолкнулся на то что C++ хуже C#.

Какой язык изучать параллельно с C#
C# — первый изучаемый, какой стоит учить параллельно. Хотелось бы что-нибудь, чтобы не зависеть от.

Какой язык лучше изучать для разработки сайтов Java или PHP?
Скажите, какой язык лучше изучать для разработки сайтов и какой больше востребованный, Java или PHP?

Какой язык лучше изучать , и без необходимости лишнего софта , C++ , C# , Visual Besic , или вообще чисто Assambler
Какой язык лучше изучать , C++ , C# , Visual Besic , или вообще чисто Assambler чтоб приложение.

Список языков программирования. Языки программирования низкого и высокого уровня

Как развитие компьютерных технологий не стоит на месте, так и постоянно совершенствуются способы и методы программирования, а также языки программирования. Рассмотрим, какие языки существуют в современной компьютерной области и их классификацию.

Общие сведения

Список языков программирования настолько широк и многообразен, что полностью выкладывать его — задача практически невыполнимая. Среди всех языков можно выделить три основные подгруппы:

  • машинные (языки программирования низкого уровня);
  • машинно-ориентированные (ассемблеры);
  • машинно-независимые (высокого уровня);

Среди разработчиков современного программного обеспечения наиболее популярны следующие основные языки программирования. Список приведён в порядке убывания популярности:

Этот список языков программирования далеко не полный, однако это наиболее востребованные языки, знание которых могут потребовать у программиста при устройстве на работу. Все они являются языками программирования высокого уровня.

Основы программирования

Языки программирования низкого уровня — это такие языки, которые требуют учитывать тип и возможности процессора. Операторы и методы работы таких языков программирования достаточно близки к машинному коду, они требуют знания устройства памяти персонального компьютера и того, как процессор обращается к ней.

Сложно назвать различные языки программирования низкого уровня. Список все равно сведётся к одному главенствующему языку — ассемблеру. Поскольку он позволяет составлять коды программ в обозначениях близких машинному коду, то используется ассемблер исключительно при написании системного программного обеспечения, такого как операционные системы, драйверы устройств и при программировании управляющих кодов микросхем.

Минусом таких языков программирования является то, что программы на них пишутся для выполнения конкретных задач, на конкретном устройстве и их выполнение невозможно в случае переноса на другой процессор.

Разработка приложений

Список языков программирования для создания пользовательских приложений, а также для разработки и внедрения пользовательского программного обеспечения насчитывает тысячи позиций. Как понимаете, такое многообразие обусловлено тем, что конкретный язык подходит для решения определённых задач.

Несмотря на то что эти языки программирования определяют в отдельную группу, их выполнение происходит в машинном коде. Для выполнения готовой программы построчно и перевода её в машинный код используются специальные программы — интерпретаторы. Если перевод программного кода с одного языка на другой осуществляется без выполнения команд, то этим занимаются программы-компиляторы. В общем случае программы, предназначенные для перевода написанных программ из одного формального языка программирования в другой, называются трансляторами.

Рассмотрим подробнее языки программирования высокого уровня. Список составлять не будем, просто распишем несколько подробнее о каждом из наиболее популярных.

Специализированный язык программирования предназначен в первую очередь для работы с системами управления базами данных и их программирования. SQL переводится как «специализированный язык запросов». Поскольку в последние десятилетия рынок СУБД вырос многократно, популярность этого языка не становится сюрпризом.

Существуют различные мнения касательно будущего этого языка. Однозначно считается, что технология создания реляционных баз данных была на высоте, однако её время уходит. Необходимость развития в связи с возрастающими объёмами обрабатываемых данных приводит специалистов к мысли, что в будущем человечеству просто необходим переход от реляционных технологий к постреляционным, но с учетом сохранения совместимости с существующими банками данных.

Javascript

По праву занимает второе место среди языков программирования высокого уровня. Прост в освоении, удобен в работе. Повышенная по сравнению с прародителем приспособленность к программированию приводит к тому, что работают с этим языком миллионы человек по всему миру. Объектно-ориентированный язык основанный на С++, приспособлен к созданию программ и приложений, способных обрабатывать огромные потоки информации в специализированных средах и учитывать специфику среды внедрения готового программного продукта.

Технология Java — это основа, позволяющая в неограниченных количествах увеличивать инфраструктуру предприятий и компаний, способная связать воедино системы самого различного калибра, начиная от подключения к сети телефона по Wi-fi и заканчивая суперкомпьютерами.

Потомок HTML, эта технология являет собой расширяемый язык разметки. Она приспособлена для интерпретирования документов. На нем проводятся сложнейшие преобразования и изменения документов. Язык XML используется для передачи и временного хранения данных при работе с различными реляционными базами через интернет.

XML уже достиг того уровня, когда может претендовать на роль основополагающей технологии для построения корпоративных сетей.

Программируем по-русски

Большинство популярных языков программирования используют лексику английского языка. Однако кроме них существуют также русские языки программирования. Список на русском невелик, а предметная область, в которой они используются, очень специализирована. Приведём некоторые примеры.

  • 1С:Предприятие. Целая система, предназначенная для управления организацией во всех сферах деятельности. Нередко в объявлениях по поиску сотрудников можно встретить «Программист 1С».
  • Глагол. Аналог англоязычного Pascal.
  • Робик. Специализированный язык программирования, предназначенный для обучения детей основам программирования.
  • Рапира. Язык с динамической типизацией, основанный на процедурах.

Как видите, список языков программирования настолько широк и разнообразен, что его невозможно охватить никакими классификациями и перечнями. Если вы решите заняться программированием на любительском или профессиональном уровне, то помните, что программист — творческая профессия, требующая не только знаний, но и фантазии, воображения, интуиции и даже немного удачи.

Как происходит взаимодействие нескольких языков программирования? [закрыт]

Понятно, что большинство (если не все) крупные энтерпрайз сервисы, приложения и тд. (не только веб) написаны с использованием не одного языка программирования, а нескольких. И эти составные части, написанные на разных языках, как-то взаимодействуют между собой (фронт, бизнес-логика, еще что-то).

Опыта разработки подобных систем у меня нет, поэтому не совсем могу представить, как это происходит. Подозреваю, что взаимодействие идет через независимые от языков средства. Например, нечто написанное на одном языке, шлет через TCP-IP пакет, который ловится и обрабатывается чем-то написанным на другом языке. Либо через HTTP запросы. Либо через запись/чтение из БД. Либо через файловый обмен, XML например.

Хотелось бы, чтобы знающие люди привели пару примеров, как это обычно происходит. Не просто в двух словах, мол «фронт на яваскрипте, бэк на яве», а с техническими нюансами. Заранее спасибо.

Закрыт по причине того, что вопрос слишком общий участниками aleksandr barakin, user194374, AseN, Alex, Denis Bubnov 1 дек ’16 в 8:19 .

Пожалуйста, исправьте вопрос так, чтобы он описывал конкретную проблему с достаточной детализацией для определения адекватного ответа. Не задавайте сразу несколько вопросов. См. «Как задать хороший вопрос?» для прояснения ситуации. Если вопрос можно переформулировать согласно правилам, изложенным в справке, отредактируйте его.

3 ответа 3

Несколько языков могут сосуществовать как в рамках одного процесса, так и в рамках нескольких.

Проще всего сосуществовать в рамках нескольких процессов: если процессы обмениваются данными, то совершенно всё равно (ну, в известных рамках), на каком языке эти данные были созданы, и какой язык их читает. Например, вы можете генерировать данные в виде HTML сервером на ASP.NET, а читать браузером, написанным на C++. (Да, пара из сервера и клиента — тоже взаимодействие языков.)

Теперь, если мы хотим взаимодействие в рамках одного процесса, нам нужно уметь вызывать друг друга. Для этого нужен общий стандарт вызова. Часто таким общим стандартом являются бинарные соглашения C ( extern «C» , экспорт из DLL в Windows).

Ещё пример общего стандарта — COM: COM-объекты можно писать на многих языках, так что если в языке есть часть, реализующая стандарт COM, он может вполне пользоваться им.

Отдельная возможность, популярная сейчас — языки, компилирующиеся в общий промежуточный код. Например, Java и Scala компилируются в один и тот же код для JVM, поэтому объекты, созданные в Java, просто доступны для Scala-программ (так как доступность определяется не на уровне исходного языка, а на уровне JVM-метаданных). То же касается .NET-языков.

Ну и ещё есть набор glue-технологий. Например, для вызова в .NET нативный функций есть P/Invoke, который создаёт автоматический маршаллирующий stub для нативных функций. (Маршаллирование нужно, чтобы данные в формате, «понятном» .NET, перегнать в данные в формате, ожидаемом нативным кодом.)

15 языков, которые нужно знать каждому программисту

Пользователи сайта Quora составили свои списки языков программирования, которые желательно знать каждому программисту.

Тед Ньювард, директор и ответственный за взаимодействие с разработчиками в компании Smartsheet

Мой список включает следующие языки:

  1. C++. Именно на этом языке написаны многие из ниже указанных платформ (JVM, CLR, Node и другие). Кроме того, с его помощью вам будет проще понять, как вручную выполнять оптимизацию памяти.
  2. C# или Java. Нет, вам не нужно знать сразу оба. Изучение одного из этих объектно-ориентированных языков очень похоже на изучение другого.
  3. HTML. Я не считаю его одним из языков программирования, но другие придерживаются именно этого мнения, поэтому…
  4. CSS. Крайне необходим для любых видов веб-разработки.
  5. JavaScript. Его более современный и приятный вариант, а не та дрянь, которой мы пользовались 20 лет назад. Заметьте: сам язык не сильно изменился с того времени и вплоть до нынешнего момента. Мы, а именно, программисты, которые его используют, вот кто действительно поменялся.
  6. SQL. Понадобится для работы с реляционными базами данных.
  7. Lisp. Да, Lisp. Или, если быть более точным, “одно из воплощений этого языка”. Подойдет Clojure, Lisp, Scheme, Nu или что-то наподобие того. Вы должны знать, что представляет собой гомоиконный язык, а также понимать, как при использовании правильных инструментов исчезают границы между кодом и данными.
  8. Smalltalk. Ага. В любой основе графического интерфейса, построенного на базе собственных аппаратных средств (Windows, macOS, OS/2, X/Windows, Android, iOS и прочие), используются те же самые базовые принципы, что были сформулированы и воплощены в Smalltalk еще в 60-ые годы.
  9. Ruby или Python. Вам необходимо знать хотя бы один динамический язык программирования. Сюда же подходит Javascript, но только если вы сначала изучите сам язык, безо всяких DOM-моделей, которые могут значительно исказить начальную картинку (React, Angular, VueJS – во всех них содержатся эти самые “DOM-модели”, о которых и ведется речь.) Кстати, как только вы разберетесь с Lisp, вам станет намного проще понимать JavaScript.
  10. AspectJ. Знакомство с аспектно-ориентированным программированием полностью изменит ваш взгляд на объекты, и это прекрасно.
  11. Haskell, ML, Ocaml или Miranda. Потратьте некоторое время на функциональные языки, в которых отсутствуют объекты.
  12. Bash, или zsh, или другой сценарий командной оболочки. Потому что далеко не каждая проблема или задача в программировании должна решаться с помощью полноценного приложения.
  13. F#, Scala, Clojure или любой другой объектный/функциональный гибридный язык программирования. Потому что как только вы разберетесь с азами и усвоите базовый набор, к которому относятся первые 11 языков программирования из этого списка, вы будете готовы к чему-то, что будет совсем непросто изучить.
  14. Swift и/или Kotlin. Оба относятся к разновидностям объектно-ориентированных языков и обладают некоторыми встроенными функциональными особенностями. Изучив их, вы будете готовы к работе над мобильными приложениями.
  15. x86 или ARM-ассемблер. Умение читать на языке ассемблера позволит вам отлаживать код без использования исходного кода.

И да, я действительно знаю все выше перечисленные языки. И я даже преподаю многие из них.

И нет, вам не нужно знать их все, чтобы стать достаточно компетентным программистом. Если вы хотите стать просто хорошим разработчиком, вам нужно знать один из основных языков (HTML/CSS/Javascript) + язык для бэкенд-программирования (чаще всего, это C#, Java, Python, Ruby или NodeJS-Javascript) + SQL, если вы используете систему управления реляционными базами данных (RDBMS). Этого будет вполне достаточно.

Однако изучение всех остальных языков – это именно то, что позволит вам перейти от «рядового» к «ведущему» программисту, а после достигнуть максимального уровня знаний и умений.

Нишан Панта, специалист по компьютерной инженерии, разработчик на языке Python

Я придерживаюсь так называемого языкового агностицизма, поэтому если бы кто-то под страхом смертной казни заставил меня составить подобный список, то он бы выглядел следующим образом:

1. Python. Так как он крайне удобен и прост для прототипирования, а также благодаря существованию огромного количества фреймворков с открытым исходным кодом. Кроме того, нелишним будет упомянуть широко развитое сообщество.

2. C. Потому что с его помощью можно четко понять, как все работает. Отлично подходит для выполнения несложных задач.

3. C++. Также для выполнения несложных задач. Подходит для использования объектно-ориентированных парадигм. Кроме того, может использоваться для ряда других задач.

4. Bash. На первый взгляд работа с ним может вызвать недоумение и даже некоторые трудности. Однако как только вы его освоите, любые процессы автоматизации вы будете проводить с его помощью.

5. Scala. Используется в качестве гибрида функционального и императивного языка программирования. С его помощью можно сотворить удивительные вещи.

6. Javascript. Самый мощный язык для веб-разработки. Лично мне нравится «чистый» JS (стоит учитывать, что веб-разработка – это точно не мое).

7. Java. Для выполнения задач в объектно-ориентированном программировании. И для использования Spring framework.

8. Haskell. Каждый программист должен знать парадигмы функционального программирования.

9. PHP. Если вам нужно выполнить что-то, связанное с веб-разработкой. На мой взгляд, этот язык точно не является символом удобства и простоты.

10. R. Для статистического анализа. Лично я даже не пробовал с ним работать, так как мне более чем неплохо с самим Python.

11. HTML. Как я уже говорил, обычно я не занимаюсь веб-разработкой. Однако иногда на работе от меня требуется показать то, что было выполнено в бэкенде. В таком случае знание HTML является необходимостью.

12. Markdown. Один из наиболее часто используемых языков разметки. Как правило, я его использую для каких-то пометок, написания файла README и многого другого.

13. VimL / vimscript. Раньше с помощью VimL я писал скрипты для создания пользовательских плагинов и конфигураций для vim. Это один из тех скриптовых языков, работать с которыми осмеливаются далеко не многие.

14. CSS. Использование CSS время от времени совсем не повредит вашему HTML.

15. Matlab/Octave. С его помощью я раньше выполнял сложные вычисления. Однако теперь я все это делаю на Python благодаря NumPy.

Почему языков программирования так много?

Почему языков программирования так много?

Почему так много языков программирования? Ответ очевиден – многие из них создавались под разные машины, для разных целей и сфер применения. Это что касается серьезных языков. А есть и просто придуманные ради забавы, но их мало и они не получили распространения, конечно же. А всего их насчитывается около восьми с половиной тысяч!

Некоторые языки программирования получились из развития более ранних версий. Например, был такой популярный язык под названием «Паскаль». Он действительно очень хорошо во всех смыслах – приучает к хорошим манерам программирования, очень продуман, имеет понятный синтаксис и легко изучается. Но для каждой конкретной машины была написана своя версия этого языка – а, например, в 90-е годы количество самых разных моделей компьютеров с разными процессорами было очень большим. Тогда же появился и популярный Турбо-Паскаль от фирмы Borland с возможностями объектного программирования. Затем в него добавили еще новых функций, удобную рабочую оболочку и родился новый язык – Delphi, который, по сути, был просто «сверхнавороченным» Паскалем.

Примерно такая ситуация получилась и с Бейсиком – самым простым для изучения языком программирования. Когда Билл Гейтс придумал первую его версию, вряд ли он подозревал, какую популярность получит этот язык. А собственная версия с собственным названием была практически на любой модели компьютера. Но и с появлением IBM-совместимых машин их число не только не уменьшилось, но и возросло. С ходу можно назвать Q-Basic, PureBasic, GW-Basic, Visual-Basic. Кстати, последний из них – довольно серьезный язык, на нем пишут солидные большие программы и изучают его программисты в ВУЗах. Он же стал причиной забвения Delphi, но это другая история…

Некоторые языки появились с целью упростить программирование сложных действий. Так, например, для написания 3D-игры можно использовать множество языков программирования, но выбор конкретного зависит уже от объема проекта и профессионализма программиста. Большие игры пишут большим коллективом и обычно на языке C, С+ или подобном. Ну а маленькую игру может написать любой человек, изучивший, например, язык из семейства Бейсиков. Например, чтобы получить в игре объект в виде куба, в языке типа C нужно написать сотню строк кода с применением функций DirectX или OpenGL, а в языке Blitz3D достаточно выполнить одну команду — CreateCube. Но скорость выполнения такой программы хоть и велика, но все же отстает от программы, написанной на языке C.

А сколько версий языка ассемблер! Ведь он разный для каждого процессора. Это язык низкого уровня, который использует машинные коды и особенности устройства каждого конкретного процессора, а их было создано немало за всю историю компьютеров.

Еще многообразие версий одного и того же языка можно объяснить тем, что они появлялись практически одновременно и писали их разные коллективы программистов, которые и находились порой в разных странах. Так произошло, например, с языком Алгол. Советская версия стала более популярной, чем американская, кстати.

Вообще, каждый язык программирования создается под конкретные задачи, универсальных нет. Так, язык Фортран в свое время использовали в области физики – на нем было удобнее имитировать физические процессы. Паскаль изучали на математических факультетах, а Лисп применяли для программ искусственного интеллекта – он для этого был идеален.

Мастер Йода рекомендует:  Как создать CDN с Kubernetes

Сегодня, посещая сайт, мы можем невольно вызвать выполнение программ на самых различных языках. Например, страница сайта формируется на сервере под управлением языка PHP, затем наш браузер на основе языка разметки HTML показывает ее нам и если на ней есть скрипты на языке Java – выполняет и их. Так мы и видим красочные сайты, удивительно удобные и динамично изменяющиеся под наши потребности. А не было бы, допустим, языков Perl или PHP, и не было бы доброй половины сайтов в Интернете. Так и смотрели бы неизменные и неудобные страницы, написанные на «голом» HTML, а блогов и совсем бы не было.

Как видим, многообразие языков программирования продиктовано не капризами программистов, а стремлением сделать процесс написания программ более удобным и быстрым в каждом конкретном случае. А мы, простые пользователи, за это должны сказать им спасибо, ведь без программ компьютер – обычный железный хлам.


Компьютерная грамотность с Надеждой

Заполняем пробелы – расширяем горизонты!

    CompGramotnost.ru » История возникновения компьютера » Языки программирования: почему появились, яркие представители, как выбрать язык

Языки программирования: почему появились, яркие представители, как выбрать язык

Язык программирования – это искусственный язык, который был создан для общения человека с компьютером, в частности, для того чтобы сказать компьютеру, что и как, когда и за чем сделать, то есть, для того, чтобы передать компьютеру инструкции на выполнение какой-то полезной работы.

Зачем нужны языки программирования

Компьютеры до сих пор плохо понимают естественные языки, которые используются для общения между людьми, по крайней мере, еще не научились понимать.

В свою очередь, люди плохо понимают машинные языки. Поэтому были созданы языки программирования, которые покрывают эту дыру в понимании, в модели мышления между человеком и компьютером.

Языки программирования могут быть:

  • простыми,
  • сложными и
  • непонятными (например, графическими).

История возникновения языков программирования

Сейчас используется несколько сотен языков программирования, но еще больше таких языков уже не используется. Под новые задачи со временем разрабатывались новые языки программирования.

Нулевое поколение

  • (электро) механические машины,
  • программируются структурой их собственного устройства
  • узкоспециальные,
  • возможности программирования ограничены.

Жаккардовый станок

Примером таких машин служит жаккардовый ткацкий станок с программируемым устройством. Он был сделан в 1804 году французом Жозефом Мари Жаккаром. Кстати, в его честь узорчатая, декоративная ткань названа жаккардовой или жаккард.

С помощью станка можно было легко и массово производить вышивки на ткани при помощи перфокарт, представленных ниже на рисунке:

Рис. 1. Перфокарты для ткацкого станка Жаккарда

На перфокартах была запрограммирована последовательность действий для станков, чтобы воспроизвести какой-либо рисунок на ткани.

Машина Беббиджа

– еще более узкоспециальная машина, чем жаккардовый станок. Она была разработана Чарльзом Бэббиджем в Англии в 19 веке, но так и не была построена из-за нехватки средств.

Рис. 2. Машина Бэббиджа

Машина Бэббиджа была предназначена, чтобы вычислять суммы рядов и через них – разные функции. У этого устройства был собственный язык, который говорил, что нужно вычислять.

По проекту предполагалось вычислять логарифмы, степени, тригонометрические функции и т.д. с высокой степенью точности, более 5 знаков, что в то время было фантастикой.

Программируемый табулятор

– полностью электронное устройство. Это машины, которые были разработаны в начале 20 века и использовались, в основном, для операций с перфокартами.

Рис.3. Программируемый табулятор

На таком табуляторе писали программы для расчета зарплаты и т.п. Программа для такой машины выглядит как доска с массой отверстий и проводов. Табулятор «жевал» (читал) стопку перфокарт и выдавал что-то интересное.

Рис. 4. Программа для табулятора

Как видите, программа для табулятора совсем не похожа на современное программирование.

Машина Тьюринга

– простая абстракция, теоретическое построение, несуществующая в реальности машина, но которая описывает, как должен быть построен любой вычислитель:

  • программа – набор состояний и переходов машины,
  • входные и выходные данные записаны на некоторой бесконечной ленте, по которой машина перемещается и выполняет различные операции.

Машина Тьюринга не имела воплощения в «железе», но получила важное теоретическое применение в теории вычислений.

Архитектура фон Неймана

– абстрактная архитектура для абстрактного вычислителя, которая позволяет добиться некоторых хороших результатов в гибкости использования машины.

Схематично эту архитектуру можно представить в виде 3-х основных блоков:

  • память,
  • арифметико-логическое устройство (АЛУ),
  • блок управления,
  • два вспомогательных устройства ввода и вывода.

Рис. 5. Архитектура фон Неймана

Фон Нейман предложил программу действий машины и исходные данные, с которыми она работает, хранить в одном общем пространстве памяти, что несколько противоречит машине Тьюринга. У Тьюринга программа состоит из набора переходов в разные состояния машины, а данные хранятся отдельно, на ленте.

В дальнейшем по архитектуре фон Неймана были построены почти все существующие сейчас устройства.

Цифровые компьютеры

Идеи машины Тьюринга и архитектуры фон Неймана определили дальнейшее развитие программирования и цифровых компьютеров по следующим характеристикам:

  • однородность памяти,
  • адресация памяти (схема обращения к отдельным сегментам памяти),
  • программное управление,
  • универсальное двоичное кодирование данных и программ.

Первые программы для цифровых компьютеров писали в машинных двоичных кодах. Со временем стало неудобно писать в программах длинный код, руководствуясь следующей схемой: из какой ячейки памяти брать каждое число, что с ним потом сделать и в какую ячейку памяти поместить результат. Программы для военных, для космических аппаратов и т.д. были очень сложными, большими.

Тогда появились первые языки программирования, отличавшиеся от ранее существовавших языков, которые были родными для машины и фактически содержали двоичный код. Языки программирования стали чуть ближе к человеку, а не к машине.

Ассемблер

Рис. 6. Программа на Ассемблере для MS DOS

Программа на рис. 6:

  • записывает в регистр ah значение 9,
  • потом записывает в регистр dx значение offset hello_message,
  • вызывает прерывание 21h (с помощью команды int), что означает: выведи на экран то, что записано выше.

Ассемблер – язык, очень близкий к системе команд, которая была родной для вычислительной машины. При этом в ассемблере давали командам понятные мнемонические имена (названия команд).

Раньше программисты писали цифры, двоичные коды, а в Ассемблере наконец появились человеко-понятные имена для операций.

Программа на ассемблере писалась для конкретной машины, ее нельзя было использовать на другом устройстве.

Языки семейства ассемблер до сих пор широко используются, ибо для любой новой архитектуры или чего-то нового первые программы всегда пишутся на ассемблере по той причине, что до какого-то момента просто может НЕ найтись иных подходящих языков программирования, кроме как ассемблер.

Ассемблеры – это языки, которые написаны для конкретной архитектуры железа и близки к машинным кодам.

Рис. 7. Перфокарта от IBM 360

В ассемблере (и не только в нем) для передачи в компьютер используются перфокарты. На перфокарту можно записать 80 символов, одна перфокарта хранит 8 байт. Кстати, до сих пор по умолчанию ширина терминала в Linux ограничена 80-ю символами.

  • Программист пишет программу на бумажке,
  • затем с помощью программатора программа набивается на перфокарты,
  • получается стопка перфокарт, которая кладется в считывающее устройство машины.
  • Машина берет по одной перфокарте,
  • считывает с каждой перфокарты информацию и вводит ее в память компьютера,
  • после чего выполняются какие-то операции.

Первые языки высокого уровня

Люди поняли, что давать машине прямые команды с помощью ассемблера классно, но хочется делать вещи более высокого уровня. В конце 50-60-х годов появились первые языки высокого уровня:

  • Fortran (фортран) – транслятор формул, использовался учеными для различных вычислений,
  • Cobol (Кобол) – универсальный бизнес-ориентированный язык, применялся в бизнесе для бухгалтерии и т.п.

Кобол

Рис. 8. Программа на Коболе

Программа на Кобол, приведенная на рис. 8, делает то же самое, что и программа на рис. 6, а именно, выводит сообщение HELLO.

Кобол прочно укрепился в бизнесе, использовался в управлении атомными реакторами и энергосистемами, в банковских системах. Поэтому в США до сих пор есть спрос на программистов на Коболе.

История о преданности языку программирования

Была интересная история про «жадную компанию» в США, которая купила в 1960-х годах большой компьютер, наняла программистов. Они для компании написали программное обеспечение на Коболе.

Компьютер работал-работал, но со временем устарел и перестал работать. Попытки найти замену старому компьютеру не увенчались успехом – такие машины уже никто не выпускал.

Приобрели другую машину, но спустя 20 лет переписывать для нее старые программы на Коболе – очень дорогое удовольствие. Поэтому был заказан у программистов и в течение года написан транслятор для старого программного обеспечения на Коболе, который позволял старую программу запускать на новой системе.

Такая история повторялась в компании 2 раза. Они брали старую бизнес-систему на Коболе, аккуратно ее поднимали и переносили на новое место, чтобы она там жила и здравствовала.


Технические специалисты понимали, что так продолжаться бесконечно не может, но родственники боялись что-то менять в бизнесе и так он продолжал работать.

Фортран

Многие научные разработки велись с использованием Фортрана. Считается, что ученый из любой области легко мог освоить этот язык и применять его в своей научной деятельности.

Ниже приведен пример программы на Фортране:

Рис. 9. Программа на Фортране

Золотой век

Это конец 60-х – начало 70-х, когда программирование получает признание. Люди понимают, что можно написать программу, которая пошлет аппарат на Луну, можно моделировать, строить и т.д.

В это время формируется несколько языков, которые положили начало важным направлениям в программировании:

  • процедурное (структурное) программирование – языки Algol, C, Pascal. Появление этих языков закончило эпоху спагетти-кода, когда программа представляла собой огромную «портянку» кода без какой-либо структуры;
  • объектно-ориентированное программирование – Simula, Smalltalk;
  • функциональное программирование – LISP, ML.

Алгол

Язык Algol был предназначен для написания алгоритмов, а не для вычислений. Благодаря Алголу появилось само понятие «структурного программирования». В настоящее время язык немножко «умер» и не используется.

Наследники Алгола – языки

На языке C до сих пор очень-очень много пишут программ, а это одна пятая часть всего кода, который сейчас есть. На нем разрабатывают программы для маленьких устройств и низкоуровневый код для персональных систем.

Паскаль

Язык Паскаль был разработан в 1970 г. Никлаусом Виртом в качестве учебного языка для того, чтобы учить студентов программированию. Он воплотил в себе все идеологические аспекты структурного программирования, не смешанные с техническими вещами.

Объектно-ориентированное программирование подразумевает описание предметной области при помощи объектов, а не так, как было до этого – в виде линейной или ветвящейся структуры.

Simula и Smalltalk

Simula – объектно-ориентированный язык, появился в 1967 году в Европе, вначале описывал военные маневры. Объектами были танк, самолет, человек, которые делают то-то и то-то.

Smalltalk использовался в научных разработках, но он был очень медленный, в результате чего появился язык C++.

В функциональном программировании программа в целом представляет собой функцию, значение которой вычисляется. Функция записывается или определяется через другие функции.

Скриптовые языки

В 1980-х – 1990-х годах с появлением персональных компьютеров (PC) в программирование приходят «простые люди». Появляется потребность в таких языках, которые может легко использовать простой человек в своих целях.

Появляются новые языки:

  • Perl – 1987 год,
  • Pynton – 1991,
  • Ruby – 1993.

Их основные особенности:

  • нацелены на быструю разработку,
  • интерпретируемые языки, которые не требовали компиляции,
  • с богатой стандартной библиотекой.

Следующая важная веха в программировании – появление Интернета и Веба.

Интернет и Веб

Появились специализированные языки:

Многие сайты написаны с помощью PHP и JavaScript.

Некоторые ранее существовавшие языки с появлением Интернета и Веба нашли новые ниши и стали веб-ориентированными:

К 2000-м годам старые языки программирования постепенно «умирают», появляются новые, но нет общепризнанной концепции, что же происходит с этими вещами.

Любой язык программирования – это искусственный язык, который имеет свой цикл жизни. Аналогично, операционные системы семейства Windows тоже имеют свои жизненные циклы: подробнее.

Жизненный цикл языка программирования:

  • создание,
  • early adoption (первоначальное использование языка),
  • (промышленный) успех,
  • угасание, смена другими языками.

В современном мире основная часть программного обеспечения (софта) пишется на 10-15 языках, хотя за все время, которое нам известно, было создано больше сотен языков программирования. Официально как-то зарегистрировано 300 или 400 языков.

Что есть язык программирования

  • синтаксис (правила написания программ),
  • семантика (поведение элементов, которые входят в правила написания и встроены в язык),
  • runtime (среда выполнения).

Синтаксис определяет форму текстового представления программ, то есть, как их нужно написать, какие слова в язык входят, как ставить запятые, пробелы и т.д.

Синтаксис на примере Lisp

Одним из самых простых языков программирования, которые имеют формальную грамматику, считается язык списков LISP.

Рис. 10. Программа на LISP

LISP является очень старым языком, который вырабатывает списки. Грамматика такого языка – это грамматика списков, читается сверху вниз.

  • В Лиспе есть выражения: может быть один атом, либо список;
  • atom – это число или символ,
  • number – число, то есть, с плюсом или минусом цифры, не менее одной,
  • symbol – это буквы, сколько угодно раз, можно даже много раз,
  • list – список, выражения в скобочках более одного раза.

Программа на Лиспе – это список списков. Знаков препинания в Лиспе нет, но есть скобочки. Могут быть такие длинные программы на Лиспе, где в конце идет 2-3 листа, состоящих из одних закрывающих скобочек.

Простейший интерпретатор Лиспа занимает всего 19 строк! Ни один другой язык не может себе позволить себе такой роскоши.

Семантика

Если грамматика описывает формы представления: буквы, цифры, скобочки, то семантика описывает то, как программа работает, что эти буквы, цифры, скобочки означают, как они работают, взаимодействуют друг с другом и т.п.

Варианты представления семантики довольно ограничены.

Семантика может быть:

  • описана на естественном, человеческом языке. Многие языки можно описать только так. На самом деле, это основной случай, когда просто есть документ, где описано по-русски или по-английски, что такая-то штука работает таким-то образом, одна команда делает одно, другая делает такие-то вещи и т.п.;
  • задана формально (в специализированных языках, например, для каких-то расчетов поведение элементов можно описать формально);
  • определена исходной реализацией (редко используют, но это «последняя надежда» на описание, когда слишком сложная семантика или не очень важная);
  • описана набором тестов (кейсов), а именно, что это должно так работать, а это вот таким образом.

Семантика разделяется на две части:

  • придает смысл лексическим конструкциям;
  • определяет допустимые значения переменных и параметров;
  • описывает синтаксические ограничения, например, с помощью синтаксиса не получится описать, что нельзя складывать строки с числами.

Динамическая или фронтальная семантика этапа выполнения

  • определяет общий характер выполнения программы;
  • описывает, как работают встроенные операции и встроенные библиотеки. Это основная часть семантики, которая нужна, чтобы понять, как программа будет жить и работать после ее написания;
  • задает требования для интерпретатора.

Система типов данных в языках программирования

Важной частью семантики является система типов – это набор правил и выражений для методов, которые написаны в идеологии языка и того, как они между собой взаимодействуют.

Обычно в языке программирования имеется система типов данных – это строки, числа, списки и т.д. Есть, например, язык Форс, где все данные – просто байты, другими словами, существуют языки, где вообще не встроены типы данных.

Если же система типов присутствует, то можно провести деление языков программирования на два независимых друг от друга класса, которые приведены ниже.

Система типов данных:

  • типизированный или нетипизированный язык
  • статическая или динамическая типизация
  • строгая или слабая типизация

Если типизация статическая, то типы всех переменных и выражений, которые написаны в программе, известны до момента ее выполнения, то есть, когда описываются функции, классы, переменные, то сразу задаются или явно обеспечиваются условия для того, чтобы тип такой конструкции был известен с самого начала.

Если типизация динамическая, то, наоборот, тип объектов контекстного языка неизвестен до момента выполнения, то есть тип функции или чего угодно будет неизвестен до самого конца.

Строгая типизация означает, что если у сущности есть какой-то тип и он известен, то этот тип может заменяться, но у самого объекта тип фиксированный, и он не меняется.

При слабой типизации тип объекта может быть разным в зависимости от контекста и от того, что Вы с ним делаете.

За системой типов языка приходится следить. Из-за неверно заданного типа только одного, не очень заметного символа в начале программы меняется тип всего выражения и поэтому в итоге могут получаться очень странные ошибки.

Следующая важная характеристика языка –

Парадигма языка программирования

  • с греческого – шаблон, пример, образец;

  • это система идей и понятий, определяющих стиль написания программ на этом языке – то, как язык предполагает написание программ на нем (wiki);
  • язык «благоволит» одной или нескольким парадигмам (мультипарадигменность).
  • императивная: программа – набор последовательных инструкций, изменяющих внутренне состояние компьютера, данных и т.д. То есть, программа – это инструкция;
  • функциональная: программа – набор математических функций. Работа программы – вычисление значения функций;
  • объектно-ориентированная: предметная область описывается при помощи объектов со свойствами и методами. Программа – процесс взаимодействия объектов;
  • логическая: программа – набор утверждений о предметной области. Работа программы – установление истинности высказываний об этой предметной области.

Часто одну и ту же практическую задачу можно реализовать с помощью любой из парадигм, перечисленных выше.

Еще одной важной частью языка, которую нужно учитывать при использовании языка, является Runtime – то, как язык выполняется.

Runtime – выполнение программы

Программа может выполняться по-разному:

  1. самым простым и наивным способом выполнения программы является интерпретация – чтение исходного кода в момент запуска. Так работают легкие, скриптовые языки. Также работает сам программист: когда он написал программу, то смотрит своими глазами на собственную программу и прикидывает, как его программа будет работать и что делать;
  2. распространенным способом запуска программ является компиляция в машинный код – отдельный шаг до запуска. Есть отдельный инструмент – компилятор, где читаются исходники программы, что-то с ними делают, преобразуя в машинные коды, которые понятны текущей системе. Потом этот код выполняется непосредственно процессором «железки»;
  3. гибридный способ – это байт-компиляция и выполнение в виртуальной машине. Компилятор читает исходный код, после чего производится байт-код, который выполняется в виртуальной машине.

Перечисленные три способы разные и используются для разных целей. Эти техники могут комбинироваться – интерпретатор может компилировать на лету какие-то куски программы, чтобы работало быстрее. Динамически-сгенерированный код может интерпретироваться без компиляции.

Язык C

– один из самых популярных, один из самых важных по физически написанному по нему коду, практически это «наше всё».

Он создан в 1972 году, создатели – Деннис Ритчи (Dennis Ritchie) и коллеги. Д.Ритчи создал также систему Linux и многие другие полезные вещи.

  • императивный,
  • компилируемый,
  • строго- и статически-типизированный,
  • ручное управление памятью (при помощи некоторых операций, встроенных в язык, вам нужно выделить элементы памяти под переменные и затем вы освобождаете их, когда они больше не нужны).

Кстати, С актуален до сих пор, используется для:

  • системного программирования (например, ядро Linux написано на C),
  • number-crunching (так называемые числа-дробилки, то есть, для больших вычислений, где важно быстродействие),
  • программирования микроконтроллеров и встраиваемых систем.

С – низкоуровневый язык, можно сказать, что это Ассемблер с человеческим лицом, ибо почти любую конструкцию C человек может вручную преобразовать в Ассемблер и получатся довольно понятные операции.

Программы на C получаются очень компактные. Они не намного больше, чем если бы аналогичные программы были написаны на Ассемблере. При этом разработка на C проходит намного быстрее, чем на Ассемблере.

Мастер Йода рекомендует:  Задачи для программистов, ответы на задания различной сложности

Поэтому C сейчас используется для таких задач, где требуется быстродействие, очень важно управление памятью и большое значение имеет компактный объем самой программы. Если у Вас маленький микроконтроллер, который встраивается в какое-то устройство, то программа для него, скорее всего, будет написана либо на Ассемблере, либо на C.

Рис. 11. Пример простой программы на C.

  • Создан в 1995 году,
  • создатели – Джеймс Гослинг (James Gosling) и Sun Microsystems (в этой компании работал Гослинг).
  • Объектно-ориентированный, императивный (C императивный, но НЕ объектно-ориентированный),
  • строго- и статически-типизированный,
  • байт-компилируемый с виртуальной машиной,
  • нет доступа к памяти, автоматическая сборка мусора (последняя работает хорошо, если имеется треть или четверть свободной памяти).

В 90-ых годах JAVA получила большую популярность как мультиплатформенный язык. Один раз написав виртуальную машину для какой-то платформы, допустим для Windows разных версий или для Linux или для Mac, можно любые программы на JAVA запускать на ней без перекомпиляции. Поэтому язык был популярен в эпоху веба, когда было разных платформ (разные версии Windows, разные Маки). Программы на JAVA работали быстро и довольно хорошо на разных платформах.

  • прикладного программирования, в том числе для веб-программирования,
  • встраиваемых систем (если С используется для микроконтроллеров, то JAVA – для мобильных телефонов, терминалов и т.п.),
  • высоконагруженных систем с большим количеством пользователей (банковские программы, системы управления воздушным движением и т.п.).

Следует отличать спецификации языка Java и различные реализации JVM:

  • Sun JDK (от компании Sun, ныне это Oracle),
  • IBM JDK (продается за деньги),
  • OpenJDK (абсолютно свободная)
  • и т.п.

Рис. 12. Пример простой программы на JAVA.

Как видно на рис. 12, приходится писать много букв, чтобы выполнить простые действия. Java часто называют новым Коболом, так как она содержит те же негативные свойства, которые когда-то сделали Кобол плохим языком.

Тем не менее JAVA очень популярна, в частности, на ней написана клиентская часть операционной системы Андроид.

  • Он действительно завершает List Processor (LisP);
  • создан в 1958 году;
  • создатели – Джон Маккарти;
  • чистый функциональный язык, несмотря на довольно странный синтаксис;
  • строго- и динамически- типизированный;
  • как правило, интерпретируемый;
  • нет доступа к памяти, автоматическая сборка мусора, которая ложится на интерпретатор, а не на виртуальную машину.
  • научного программирования и исследований;
  • искусственный интеллект – Lisp был создан в самом начале по поиску с интеллектом. В конце 1950-ых – начале 1960-ых в научных кругах было сильное ощущение, что вот-вот будет создан искусственный интеллект. Тогда считалось, что ключевыми особенностями искусственного интеллекта будет возможность оперировать естественным языком, текстом, читать, говорить и делать какие-то разумные вещи. Для обработки смысловых данных из текста был создан Lisp, он позволяет такие вещи делать хорошо;
  • всего, чего угодно, но, как правило, используется не очень эффективно.

Язык Lisp, разработанный в 1958 году, претерпел массу изменений.

У него есть множество реализаций и диалектов:

  • CommonLisp (создан в 1970-ых) – классическая реализация, которая считается основной;
  • Scheme (схема) – упрощенный диалект, который некоторые вещи из CommonLisp выбрасывает и позволяет делать проще;
  • Clojure – диалект Lisp в плане языка, но работает поверх JAVA-машины, то есть компилируется в байт-код и исполняется также, как будто это JAVA-программа.

Рис. 13. Программа на LISP: сортировка пузырьком

Без правильных отступов читать такую программу довольно сложно.

Python (Питон)

  • Назван в честь британского шоу 1970-ых годов Monty Pynton’s Flying Circus (там старые шутки, но смешные)
  • создан в 1991 году
  • создатель – голландец Guido van Rossum
  • мультипарадигменный язык, объектно-ориентированный, императивный, функциональный
  • строго- и динамически-типизированный
  • интерпретируемый, байт-компилируемый с виртуальной машиной (в зависимости от реализации)
  • скриптового программирования
  • веб-программирования
  • научного программирования (имеются большие, сильные пакеты для работы с моделированием, с вероятностью, со статистикой и в других областях, которые объединяют в себе опыт, накопленный в других областях)

Python – спецификация языка. Существует несколько основных реализаций:

  • CPython – основная (reference)
  • Jython – поверх JVM
  • PyPy – Python in Python («Питон на Питоне» работает быстрее и лучше, чем CPython и Jython)

Рис. 14. Программа на Python: сортировка пузырьком

У Python есть важная особенность – вместо скобочек (круглых, фигурных) для выделения блоков кода и структурных элементов используются отступы с помощью пробелов, что довольно необычно для всех языков. Кроме Python такой особенностью почти никто не обладает.

Выбор языка под задачу

Как выбрать язык под задачу, когда Вы знаете, что Вам нужно сделать, но не знаете на чем?

Важный совет: используйте то, на чем Вы умеете программировать. Это гораздо лучше, чем использовать то, на чем Вы НЕ умеете программировать.

Экосистема

Язык, который Вы хотите взять, не должен быть «голым» языком, у него должна быть экосистема, которая включает:

  • средства разработки (удобное IDE)
  • готовые библиотеки и фреймворки
  • инструменты тестирования для запуска тест-кейсов: тестовые фреймворки и инструменты
  • системы пакетирования и развертывания для того, чтобы написанный код можно было упаковать, куда-то выложить, чтобы другие могли легко воспользоваться. У языка Си нет такой возможности, а у языков Руби и Питон есть.
  • коммьюнити. Не надо пользоваться мертвыми языками, какими бы классными они не были. Если не у кого спросить, Вы останетесь в полном тупике. Считается, что одни коммьюнити более дружелюбные, другие – менее. Например, коммьюнити Руби классное, а коммьюнити Java ужасное – там даже спрашивать ничего не надо.

Популярность

Сложно найти в команду людей, которые пишут код на редко используемом языке, к примеру на Eiffel. С другой стороны, на вакансию по мега-популярному языку JAVА, в котором порог входа низкий, набежит много народа, но будет непросто подобрать людей, которые пишут на нем действительно хорошо.

Чем популярнее язык, тем больше у него библиотек, коммьюнити, фреймворков и других вещей, которые нарастают сами по себе сверху.


Скорость обучения

Почти никто не знает язык до конца. По мере работы Вам потребуется учиться языку все дальше и дальше. Некоторые языки учатся легко, а какие-то очень плохо.

JAVA – язык простой в изучении и простой по возможностям, а дальше все строится не за счет языка, а за счет инструментов.

С++ выучить до конца невозможно, потому что там есть очень сложные вещи с кодогенерацией.

Нишевость языков

Конкретные языки лучше подходят для решения определенных нишевых задач.

Пример 1: веб приложение, которое

  • взаимодействует с базой данных
  • внутренний сервис в компании
  • низкая нагрузка
  • нужна быстрая разработка, потому что шеф очень просит.

Для такой задачи, скорее всего, подойдет Python или Ruby. Не надо это делать на JAVA

Пример 2: биллинговая система сотового оператора

  • тысячи операций в секунду, масса различных платежей и переводов
  • высокая надежность и отказоустойчивость
  • гибкость в конфигурации, диагностика проблем

В этом случае наш выбор – Java, С++, Erlang – богатые языки с богатым инструментарием.

Пример 3: код бортовой ЭВМ для спутника

  • ограниченные ресурсы (всего мегабайт памяти и очень низкая тактовая частота)
  • жесткое реальное время, чтобы спутник не потерял ориентацию, не сломался и не взорвался
  • строго известные задачи, нет никакой гибкости и нет настроек
  • большое количество вычислений

Наш выбор – С и С-подобные языки (и даже ассемблер), потому что очень мало ресурсов и эти требования надо соблюсти.

Статья основана на видео:

Как правильно выбрать язык программирования – Иван Калинин

Смотреть видео лучше на скорости 0.75.

Видео снято в декабре 2014 года, тем не менее, вся информация актуальна и не имеет срока давности. Многие материалы с позиции сегодняшних реалий представляют несомненный интерес, например, о том, что ученые еще в конце 1950-ых – начале 1960-ых годов считали, что искусственный интеллект уже на пороге и с его помощью можно будет вот-вот работать на компьютере с естественным, обычным, человеческим языком.

Онлайн-курс «Введение в программирование (C++)»

Чтобы записаться на онлайн-курс, нужно пройти регистрацию, указав свою электронную почту. Для этого перейдите по указанной ниже ссылке, после чего в правом верхнем углу кликните по зеленой кнопке “Поступить на курс”:

Какой язык программирования стоит выучить первым ?

Введение

«Новичку в сфере IT стоит знать одно простое правило программирования — это написание очень тонких инструкций для глупой, но послушной машины».

Среди массы различных языков программирования новичку в IT очень сложно выбрать направления для дальнейшего развития, потому что каждый язык занимает определенную ячейку. Наиболее популярные, языки в «современном программировании», это: Java, Python, Objective-C, PHP, C, C++, C#, JavaScript и Ruby. Форумы и специализированные сайты переполнены тематикой «Что выбрать?» и «Куда развиваться?». И мы нашли оптимальную схему выбора ветки развития юным программистам.

С чего начать изучение программирования?

Итак, с чего же стоит начать? В первую очередь ответьте предельно честно самому себе на главный вопрос: «Почему Вы хотите начать изучать программирование?». Ответов много, а предпосылок еще больше, но если провести анализ, то мотивов стать разработчиками несколько.

  • Деньги
    Часто, наиболее распространенной причиной изучения программирования служит мнение о том, что программисты много зарабатывают. Да, это действительно так. Зарплаты хороших программистов могут заставить позавидовать даже некоторых менеджеров высшего звена. Но это достигается годами упорного труда, само мотивации и углубления в современные информационные технологии. Кроме того, дабы получать по-настоящему достойную зарплату, стоит сразу нацеливается на работу в хорошей крупной компании. Или же иметь идею на миллион и открывать свой start-up.
  • Перспективы
    Казалось бы, относительно недавно стоило появится первом персональному компьютеру – и нате Вам! – программисты стали одними из наиболее востребованных работниками современного рынка. Действительно, наш век – это век информационных технологий, быстроразвивающийся и динамический. Сейчас спрос на специалистов IT-сферы растет как никогда, и вряд ли стоит ждать на него спад. Все больше и больше современных компаний готовы предложить «теплое местечко». Сколько их – Google, Microsoft, EPAM прочие.
  • Динамичность
    Каждому человеку присуща толика любознательности. Но есть люди, у которых страсть изучать что-то новое просто в крови! Что же, в таком случае программирование – это именно то, что вам нужно. На данный момент существуют десятки различных направлений: мобильная разработка, настольные приложения, веб-программирование, игры, сколько их… А уж сколько для этих направлений было разработано технологий и программ – не счесть. Работая в сфере IT вы можете быть уверенным, что никогда не дадите себе заскучать!
    Итак, раз мы разобрались с нашими мотивами и разложили все по «полочкам», приступим же непосредственно к выбору первого языка программирования!

Какой язык программирования выбрать?

Теперь, самый важный вопрос: так какой же язык программирования стоит выбрать новичку в сфере IT? Прежде всего, все зависит от того, что именно вы желаете изучать.

Вот график наиболее востребованных направлений области информационных технологий:

Как мы можем видеть, список внушительный. Но что из этого вас прельщает больше всего? Давайте попробуем разобраться.

  • Я бы хотел разрабатывать сайты
    С этим направлением не все так просто. Есть Front-End разработка сайтов – это все, что вы видите на экране. Создание веб-страниц, программ для них, стилей и много чего прочего. В таком случае вам стоит обратить свое внимание на JavaScript и HTML & CSS. А есть Back-End – разработка непосредственно программ для серверов – тех алгоритмов, которые, собственно говоря, и будут управлять страницами, сайтом и прочим. Здесь все несколько сложнее, так как сразу же появляется хороший выбор из Python, Java, C#, и PHP. Каждый из этих языков обладает как серией достоинств, так и набором откровенных недостатков. В качестве этакого старта советуем рассмотреть Python.
  • Настольные приложения для домашних ПК
    Тут бесспорными лидерами выступают такие популярные языки, как Java и C#. С одной стороны, обучение Java несколько проще и быстрее, чем C#, с другой, набор возможностей, которыми может похвалится C#, на порядок выше.
  • Работа с базами данных
    Ну, тут все однозначно: следует начинать с SQL! Администрирование, работа с реляционными базами данными и прочее, что так необходимо в современно IT-мире. Здесь можно рассмотреть вступление в язык запросов.
  • Игры-игры-игры!
    Геймерами не стают, ими рождаются. Наслаждаетесь современными продуктами игровой индустрии и сами бы хотели привнести что-то в этой увлекательный виртуальный мир? Тогда, определенно, вам стоит обратить свое внимание на С++.

Здесь можно посмотреть статистику языков программирования по популярности:

Статистика поиска соискателей по языкам и платформам:

Какой самый простой язык программирования?

Если начинать изучать, что начинать с простого, не так ли? Итак, вот небольшой даждест «для чайников» с чего, собственно, стоит начать обучение.

  • JavaScript
    Один из наиболее легких языков программирования для веб-разработки. Динамическое наполнение web HTML страниц, целый комплекс технологий семейства React.JS, Node.JS и прочих, обилие библиотек и обучающих материалов + плюс, огромное комьюнити. Отличный старт для новичка в области IT! Вот вступление в видео-курс по JavaScript.
  • Python
    Очень легкий и приятный в освоении интерпретируемый язык универсального назначения. Обширное количество довольных пользователей, огромное количество вакансий на мировом рынке, поддержка большинством сред разработки и наличие специализированных сред разработки. Ознакомится с данным языком можно здесь.
  • PHP
    PHP – или Hypertext Preprocessor – достаточно мощный и, в то же время, легкий в освоении язык программирования для разработки серверной части веб-сайта. Имеет богатую историю и может похвалится хорошей базой различных библиотек. Ознакомится с ним вы можете здесь.

Самый сложный язык программирования

Быть может, вы уже имели определенный опыт, связанный с IT, и желаете попробовать себя в более «продвинутой» песочнице? Или вы не из тех, кто хочет изучать что-то простое, а сразу брать «быка за рога»? Что же, на этот случай мы можем предложить следующее:

  • Java
    Отменный компилируемый язык программирования для решения целого спектра задач – от написания настольных приложений до создания серверных программ для веб-сайтов. Имеет мощную аудиторию поклонников, богатую историю, корни которой простираются в самые 90-стые и множество библиотек для практически любой задачи. Начать изучение этого языка можно здесь.
  • С#
    Язык программирования от компании Microsoft универсального назначения. Java показалась простой? Тогда C# для вас! Имеет практически идентичный с Java синтаксис, но отличается расширенном набором функций и производимых операций. WPF для оконных приложений, ASP.NET для разработки сайтов и прочие высококачественные фреймворки для всех типов задач. Что может быть лучше, чем инструмент на все случаи жизни? Приступить к работе с этим языком можно здесь.
  • C++
    Легенда программирования. Универсальный язык программирования, возможности которого воистину не имеют ограничений. Низкоуровневая работа с памятью, разработка систем рендеринга для игр, отличная производительность и неисчерпаемый набор библиотек… С++ — это наиболее быстрый и оптимизированный язык программирования из всех существующих. Но его изучение потребует особенной усидчивости и трудолюбия. Сумеете ли вы с ним совладать?

Языки программирования, какой самый оплачиваемый?

Один из самых востребованных и высокооплачиваемых на рынке языков программирования — это Java. Очень популярен на всех платформах, ОС и устройствах, благодаря своей кроссплатформенности. Используется в Gmail, Minecraft, большинстве Android приложений и в корпоративных приложениях.

  • С — это «лингва франка» среди всех языков программирования. Один из самых старых и самых широко используемых языков в мире. Отлично подходит для системного и аппаратного программирования. Он используется в ОС и оборудовании.
  • С# был создан на платформе Microsoft, но совсем недавно вышел на open source. С# — это популярный выбор предприятий для разработки разнообразных web-сайтов и Windows приложений, используя .NET framework. С# используют для создания web сайтов при помощи web фреймворка от Microsoft – ASP.NET. Своим синтаксисом и функционалом похож на Java. Используется в корпоративных и Windows приложениях.
  • Objective-C является основным языком, используемый Apple для Mac OS X и iOS. Его стоит изучать, если Вы собираетесь разрабатывать только под OS X и iOS. Стоит задуматься над изучением Swift, как о следующем языке. Objective-C используется в большинстве iOS приложений и в части Mac OS X.
  • C++ — это более сложная версия языка программирования С, с существенно расширенным набором возможностей. Широко используется при разработке игр, промышленных и высокопроизводительных приложений. Изучать С++ — все равно что изучать, как производить, собирать и водить машину. Этот язык не рекомендуется для самостоятельного изучения и требует наличие ментора. Он широко используется в ОС, оборудовании и браузерах.

На самом деле, абсолютно не важно, с чего именно Вы начнете Ваш путь в сфере IT. Нужно знать хотя бы несколько основных языков и технологий, чтобы познать все аспекты программирования. А самое главное — начать!

Как происходит взаимодействие нескольких языков программирования? [закрыт]

Понятно, что большинство (если не все) крупные энтерпрайз сервисы, приложения и тд. (не только веб) написаны с использованием не одного языка программирования, а нескольких. И эти составные части, написанные на разных языках, как-то взаимодействуют между собой (фронт, бизнес-логика, еще что-то).

Опыта разработки подобных систем у меня нет, поэтому не совсем могу представить, как это происходит. Подозреваю, что взаимодействие идет через независимые от языков средства. Например, нечто написанное на одном языке, шлет через TCP-IP пакет, который ловится и обрабатывается чем-то написанным на другом языке. Либо через HTTP запросы. Либо через запись/чтение из БД. Либо через файловый обмен, XML например.

Хотелось бы, чтобы знающие люди привели пару примеров, как это обычно происходит. Не просто в двух словах, мол «фронт на яваскрипте, бэк на яве», а с техническими нюансами. Заранее спасибо.

Закрыт по причине того, что вопрос слишком общий участниками aleksandr barakin, user194374, AseN, Alex, Denis Bubnov 1 дек ’16 в 8:19 .

Пожалуйста, исправьте вопрос так, чтобы он описывал конкретную проблему с достаточной детализацией для определения адекватного ответа. Не задавайте сразу несколько вопросов. См. «Как задать хороший вопрос?» для прояснения ситуации. Если вопрос можно переформулировать согласно правилам, изложенным в справке, отредактируйте его.

3 ответа 3

Несколько языков могут сосуществовать как в рамках одного процесса, так и в рамках нескольких.

Проще всего сосуществовать в рамках нескольких процессов: если процессы обмениваются данными, то совершенно всё равно (ну, в известных рамках), на каком языке эти данные были созданы, и какой язык их читает. Например, вы можете генерировать данные в виде HTML сервером на ASP.NET, а читать браузером, написанным на C++. (Да, пара из сервера и клиента — тоже взаимодействие языков.)

Теперь, если мы хотим взаимодействие в рамках одного процесса, нам нужно уметь вызывать друг друга. Для этого нужен общий стандарт вызова. Часто таким общим стандартом являются бинарные соглашения C ( extern «C» , экспорт из DLL в Windows).

Ещё пример общего стандарта — COM: COM-объекты можно писать на многих языках, так что если в языке есть часть, реализующая стандарт COM, он может вполне пользоваться им.

Отдельная возможность, популярная сейчас — языки, компилирующиеся в общий промежуточный код. Например, Java и Scala компилируются в один и тот же код для JVM, поэтому объекты, созданные в Java, просто доступны для Scala-программ (так как доступность определяется не на уровне исходного языка, а на уровне JVM-метаданных). То же касается .NET-языков.

Ну и ещё есть набор glue-технологий. Например, для вызова в .NET нативный функций есть P/Invoke, который создаёт автоматический маршаллирующий stub для нативных функций. (Маршаллирование нужно, чтобы данные в формате, «понятном» .NET, перегнать в данные в формате, ожидаемом нативным кодом.)

Языки программирования

На практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы — компьютеры. Для того, чтобы ЭВМ могла выполнять программу, программа должна быть записана по строгим правилам в виде, доступном для обработки на ЭВМ. Программа для такой машины записывается на так называемом машинном языке, т. е. представляет собой последовательность двоичных чисел. Придумывать и записывать программу на машинном языке неудобно. Это нудная и долгая работа не обходилась без ошибок, которые было очень непросто найти.

Мастер Йода рекомендует:  Конвертация баз MySQL в dBase

Поэтому возникла идея записывать программу на так называемом алгоритмическом языке или языке программирования. Языки программирования – специально разработанные искусственные языки, предназначенные исключительно для записи алгоритмов, исполнение которых поручается ЭВМ.

Обычный разговорный язык состоит из четырех основных элементов: символов, слов, словосочетаний и предложений. Алгоритмический язык содержит подобные элементы, только слова называют элементарными конструкциями, словосочетания — выражениями, предложения — операторами. Алгоритмический язык (как и любой другой язык), образуют три его составляющие: алфавит, синтаксис и семантика.

Алфавит – фиксированный для данного языка набор символов (букв, цифр, специальных знаков и т.д.), которые могут быть использованы при написании программы.

Синтаксис — правила построения из символов алфавита специальных конструкций, с помощью которых составляется алгоритм.

Семантика — система правил толкования конструкций языка. Таким образом, программа составляется с помощью соединения символов алфавита в соответствии с синтаксическими правилами и с учетом правил семантики.

Краткая история и классификация языков программирования

Первые языки программирования были очень примитивными и мало чем отличались от формализованных упорядоченных последовательностей единиц и нулей, понятных компьютеру. Использование таких языков было крайне неудобно с точки зрения программиста, так как он должен был знать числовые коды всех машинных команд, должен был сам распределять память под команды программы и данные.

Для того, чтобы облегчить общение человека с ЭВМ были созданы языки программирования типа Ассемблер. Переменные величины стали изображаться символическими именами. Числовые коды операций заменились на мнемонические обозначения, которые легче запомнить. Язык программирования приблизился к человеческому языку, и отдалился от языка машинных команд.

Один из первых языков программирования – Фортран(Formula Translation) был создан в середине 50-х годов. Благодаря своей простоте и тому, что на этом языке накоплены большие библиотеки программ Фортран и в наши дни остается одним из самых распространенных. Он используется для инженерных и научных расчетов, для решения задач физики и других наук с развитым математическим аппаратом.

Для решения экономических задач был создан язык программирования — Кобол.

Расширение областей применения ЭВМ влечет за собой создание языков, ориентированных на новые сферы применения: Снобол– алгоритмический язык для обработки текстовой информации, Лисп— алгоритмический язык для обработки символов. Лисп находит широкое применение в исследованиях по созданию искусственного интеллекта.

В 1968 г. был объявлен конкурс на лучший язык программирования для обучения студентов. Победителем стал язык Алгол-68, но широкого распространения не получил. Для этого конкурса Никлаус Вирт создал язык Паскаль, достаточно простой, удобный, с наличием мощных средств структурирования данных. Хотя Паскаль был разработан как язык для обучения программированию, он впоследствии получил широкое развитие и в настоящее время считается одним из самых используемых языков. Для обучения младших школьников Самуэлем Пайпертом был разработан язык Лого. Он отличается простотой и богатыми возможностями.

Широкое распространение в школах в качестве обучающего языка получил язык Бейсик, позволяющий взаимодействовать с ЭВМ в режиме непосредственного диалога. Спустя много лет после изобретения Бейсика, он и сегодня самый простой для освоения из десятков языков общецелевого программирования.

Необходимость разработки больших программ, управляющих работой ЭВМ, потребовала создания специального языка программирования СИ в начале 70-х г. Он является одним из универсальных языков программирования. В отличии от Паскаля, в нем заложены возможности непосредственного обращения к некоторым машинным командам и к определенным участкам памяти компьютера. Си широко используется как инструментальный язык для разработки операционных систем, трансляторов, баз данных и других системных и прикладных программ. Си – это язык программирования общего назначения, хорошо известный своей эффективностью, экономичностью, и переносимостью. Во многих случаях программы, написанные на Си, сравнимы по скорости с программами, написанными на языке Ассемблера. При этом они имеют лучшую наглядность и их более просто сопровождать. Си сочетает эффективность и мощность в относительно малом по размеру языке.

Появление функционального программирования привело к созданию языка Пролог. Этот язык программирования разрабатывался для задач анализа и понимания естественных языков на основе языка формальной логики и методов автоматического доказательства теорем.

В 80-х г. 20 века был создан язык Ада.Этот язык в дополнение к классическим свойствам, обеспечивает программирование задач реального времени и моделирования параллельного решения задач.

Существуют различные классификации языков программирования. По наиболее распространенной классификации все языки программирования делят на языки низкого, высокого и сверхвысокогоуровня.

В группу языков низкого уровня входят машинные языки и языки символического кодирования: (Автокод, Ассемблер). Операторы этого языка – это те же машинные команды, но записанные мнемоническими кодами, а в качестве операндов используются не конкретные адреса, а символические имена. Все языки низкого уровня ориентированы на определенный тип компьютера, т. е. являются машинно-зависимыми. Машинно-ориентированные языки – это языки, наборы операторов и изобразительные средства которых существенно зависят от особенностей ЭВМ (внутреннего языка, структуры памяти и т.д.).

Следующую, существенно более многочисленную группу составляют языки программирования высокого уровня. Это Фортран, Алгол, Кобол, Паскаль, Бейсик, Си, Пролог и т.д. Эти языки машинно-независимы, т.к. они ориентированы не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операндов, характерных для записи определенного класса алгоритмов. Однако программы, написанные на языках высокого уровня, занимают больше памяти и медленнее выполняются, чем программы на машинных языках.

К языкам сверхвысокого уровня можно отнести лишь Алгол-68 и APL. Повышение уровня этих языков произошло за счет введения сверхмощных операций и операторов.

Другая классификация делит языки на вычислительные и языки символьной обработки. К первому типу относят Фортран, Паскаль, Алгол, Бейсик, Си, ко второму типу — Лисп, Пролог, Снобол и др.

В современной информатике можно выделить два основных направления развития языков программирования: процедурное и непроцедурное.

Процедурное программирование возникло на заре вычислительной техники и получило широкое распространение. В процедурных языках программа явно описывает действия, которые необходимо выполнить, а результат задается только способом получения его при помощи некоторой процедуры, которая представляет собой определенную последовательность действий.

Среди процедурных языков выделяют в свою очередь структурные и операционные языки. В структурных языках одним оператором записываются целые алгоритмические структуры: ветвления, циклы и т.д. В операционных языках для этого используются несколько операций. Широко распространены следующие структурные языки: Паскаль, Си, Ада, ПЛ/1. Среди операционных известны Фортран, Бейсик, Фокал.

Непроцедурное (декларативное) программирование появилось в начале 70-х годов 20 века, но стремительное его развитие началось в 80-е годы, когда был разработан японский проект создания ЭВМ пятого поколения, целью которого явилась подготовка почвы для создания интеллектуальных машин. К непроцедурному программированию относятся функциональные и логические языки.

В функциональных языках программа описывает вычисление некоторой функции. Обычно эта функция задается как композиция других, более простых, те в свою очередь разлагаются на еще более простые и т.д. Один из основных элементов в функциональных языках — рекурсия, то есть вычисление значения функции через значение этой же функции от других элементов. Присваивания и циклов в классических функциональных языках нет.

В логических языках программа вообще не описывает действий. Она задает данные и соотношения между ними. После этого системе можно задавать вопросы. Машина перебирает известные и заданные в программе данные и находит ответ на вопрос. Порядок перебора не описывается в программе, а неявно задается самим языком. Классическим языком логического программирования считается Пролог. Построение логической программы вообще не требует алгоритмического мышления, программа описывает статические отношения объектов, а динамика находится в механизме перебора и скрыта от программиста.

Можно выделить еще один класс языков программирования — объектноориентированные языки высокого уровня. На таких языках не описывают подробной последовательности действий для решения задачи, хотя они содержат элементы процедурного программирования. Объектно-ориентированные языки, благодаря богатому пользовательскому интерфейсу, предлагают человеку решить задачу в удобной для него форме. Примером такого языка может служить язык программирования визуального общения Object Pascal.

Языки описания сценариев, такие как Perl, Python, Rexx, Tcl и языки оболочек UNIX, предполагают стиль программирования, весьма отличный от характерного для языков системного уровня. Они предназначаются не для написания приложения с нуля, а для комбинирования компонентов, набор которых создается заранее при помощи других языков. Развитие и рост популярности Internet также способствовали распространению языков описания сценариев. Так, для написания сценариев широко употребляется язык Perl, а среди разработчиков Web-страниц популярен JavaScript.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Почему несколько языков программирования используются при разработке одного продукта или программного обеспечения?

Я — недавний студент-градиент, стремящийся начать мой Магистр в области компьютерных наук. Я столкнулся с несколькими проектами с открытым исходным кодом, которые действительно интригуют меня и побуждают меня внести свой вклад в них (CloudStack, OpenStack, moby и Kubernetes, чтобы назвать несколько). Одна вещь, которую я обнаружил, что у большинства из них есть общее, — использование нескольких языков программирования (таких как Java + Python + Go или Python + C ++ + Ruby). Я уже рассмотрел этот другой вопрос, который касается того, как несколько языков программирования создаются для связи друг с другом: Как взаимодействовать с двумя разными программами с двумя разными языками?

Я хочу понять требование, которое побуждает предприятия использовать несколько языков программирования. Какое требование или тип требования заставляет архитектор программного обеспечения или руководитель проекта сказать: «Я предлагаю использовать язык X для задачи 1 и язык Y для задачи 2»? Я не могу понять, почему в одном продукте или программном обеспечении используются несколько языков программирования.

12 ответов

Этот ответ имеет превосходный охват и ссылки на то, почему разные языки могут обеспечить определенные преимущества для проекта. Тем не менее, есть немного больше, чем просто соответствие языку, почему проекты заканчиваются использованием нескольких языков.

Проекты заканчиваются использованием нескольких языков по шести основным причинам:

  1. Преимущества использования повторного использования кода, написанного на других языках;
  2. Необходимо включить и уместить устаревший код;
  3. Доступность кодеров для определенных языков;
  4. Необходимость специальных языков для специальных потребностей;
  5. Пристрастия к устаревшим языкам; и
  6. Плохое управление проектами (незапланированное многоязычное использование).

Причины 1-4 являются положительными причинами в том смысле, что обращение к ним напрямую может помочь проекту быстрее и эффективнее завершить работу с продуктом более высокого качества и с более простой долгосрочной поддержкой. Причины 5 и 6 отрицательны, симптомы сопротивления необходимым изменениям, плохое планирование, неэффективное управление или некоторая комбинация всех этих факторов. К сожалению, эти негативные факторы являются распространенными причинами «случайного» многоязычного использования.

Причина 1 , экономическая польза повторного использования, стала все более веской причиной, позволяющей использовать несколько языков в проекте из-за большей роли программного обеспечения с открытым исходным кодом и улучшенных возможностей для поиска правильные компоненты кода в Интернете. «Давайте напомним все это внутренне» философия прошлых десятилетий продолжает исчезать перед лицом экономических реалий и по существу никогда не является наиболее экономически эффективным подходом для любого нового проекта. Это, в свою очередь, дает возможность для строгого применения использования единого языка в рамках проекта менее распространенным.

Особенно в случае повторного использования проекта с хорошо управляемыми компонентами с открытым исходным кодом использование нескольких языков может обеспечить огромные общие преимущества по стоимости, поскольку повторно используемые компоненты скрыты за хорошо разработанными интерфейсами и независимо поддерживаются нулевой стоимостью внешние группы. В наилучших сценариях смешение языков с помощью такого повторного использования не является более дорогостоящим для проекта, чем использование компонентов операционной системы. Я не знаю лучшего примера ценности этого подхода, кроме широкомасштабного внедрения программ с открытым исходным кодом Microsoft в своих браузерах.

Причина 2 , необходимость размещения устаревшего кода игнорируется в опасности любого крупного проекта. Однако может возникнуть много проблем с устаревшим кодом, наивно полагая, что его можно легко заменить новым кодом на новом языке, может быть невероятно рискованным. Устаревший код, даже плохой код устаревшего кода, часто включает в себя то, что составляет скрытый «контракт» функций, ожидаемых сообществом, использующим устаревший продукт. Это сообщество довольно часто является основным источником дохода для компании или главной целью поддержки государственного программного обеспечения. Простое отбрасывание этого подразумеваемого контракта может преследовать клиентов в толпе и может обанкротить компанию за одну ночь, если доступны другие варианты.

В то же время not , заменяющий старый код на старом языке, может быть столь же опасным, как замена его оптовой. В худшем случае — Администрация ветеранов США, которая имеет большое количество жизненно важных систем, закодированных на языке под названием MUMPS (без шуток), который был разработан врачами, а не учеными-компьютерщиками. Никто не хочет учиться MUMPS, и те, кто это знает, буквально умирают. Поэтому программисты должны поддерживать MUMPS, даже когда они пытаются продвигаться к использованию других более распространенных, более мощных и улучшенных языков.

Этот тип многоязычного использования требует тщательного планирования. Это планирование должно перемещаться по краю ножа между потерями десятилетних знаний о клиентах, с одной стороны, и с потерей способности поддерживать программное обеспечение с другой. Методы, которые изолируют старый код за четко определенными интерфейсами и которые позволяют использовать новый более мощный код для замены старогокод после того, как его поведение хорошо документировано, может помочь. Но этот исторический сценарий никогда не бывает легким и был (и будет продолжаться) причиной гибели многих компаний и организаций в широком спектре размеров.

Причина 3 , доступность кодеров для разных языков, является прагматическим фактором, который проекты игнорируют на свой страх и риск. Однако организаторы проекта могут чувствовать (правильно или неправильно), что конкретный язык лучше всего подходит для их целей, если этот язык находится в противоречии с доступным для них языковым экспертным пулом, как график, так и качество продукта будут страдать от обучения изогнутых программистов, пытающихся выучить новый язык.

Более рациональный подход заключается в анализе языковых потребностей проекта на основе функциональных областей. Например, тщательный просмотр проекта может показать, что существует только небольшая «вершина» высокоценного кода, например. для реализации какого-либо проприетарного алгоритма, который требует знания кодирования на некотором менее часто используемом языке. Другие части любого крупного проекта часто легко размещаются на более распространенных языках или (даже лучше) с помощью хорошо управляемых продуктов с открытым исходным кодом. Таким образом, анализ проекта по языковым потребностям может обеспечить гораздо более реалистичный и экономически эффективный подход к найму или аренде специальных знаний на специальных языках, а также может помочь улучшить взаимодействие между языками в рамках одного проекта.

Причина 4 , используя разные языки для разных потребностей, сразу и плавно следует выполнять такой анализ потребностей проекта. Также следует использовать осторожность, так как выбор слишком большого количества языков для поддержки в рамках одного проекта может вызвать комбинаторный взрыв сложности как в поддержке, так и в интерфейсах между компонентами. Самый безопасный маршрут по затратам — всегда найти максимальные возможности для повторного использования в первую очередь, особенно если существуют хорошие пакеты, которые могут удовлетворить потребности проекта, а не только по настройке. Затем следует принять какое-то решение на небольшом количестве языков, которые могут удовлетворить большинство выявленных потребностей. При интенсивном повторном использовании это часто будет тип кода клея.

Как правило, not рекомендуется выбирать несколько языков с очень похожими возможностями только потому, что некоторые члены проекта похожи друг на друга. Однако, если есть хорошо идентифицированный, четко определенный подмножество возможностей, который будет полезен для специальных языковых навыков, это может быть хорошей причиной для использования нескольких языков для разработки нового кода.

Причина 5 , устойчивость к необходимым изменениям в используемых языках может стать причиной серьезного нарушения проекта и внутренних конфликтов. Как отметил Daveo в комментарии к этому ответу, изменение может быть очень трудным для некоторых сотрудников проекта. В то же время сопротивление изменениям никогда не является простой проблемой, и именно поэтому это может вызвать большие разногласия. Использование унаследованных языковых навыков может стать мощным повышением производительности проекта, если унаследованный язык достаточно мощный и может привести к продукту с отличным качеством в команде, которая работает плавно и уважает качество. Однако унаследованные навыки языка должны быть сбалансированы с тем фактом, что многие более старые языки больше не могут комплектоваться более новыми языками с точки зрения расширенных функций, доступности компонентов, вариантов с открытым исходным кодом и поддержки интеллектуального набора инструментов.

И то и другое, самый распространенный (иронически, наиболее часто правильный) аргумент для продолжения использования более слабого, менее читаемого или менее продуктивного унаследованного языка заключается в том, что более старый язык позволяет создавать более эффективный код. Это старый аргумент, который все возвращается к 1950-м годам, когда пользователи ассемблера часто возмущались появлением программирования в FORTRAN и LISP. Пример, когда даже сейчасаргумент эффективности кода может иметь смысл в интенсивном для обработки коде, таком как ядро ​​операционной системы, где C остается языком выбора по сравнению с C ++ (хотя по причинам, выходящим за рамки простой эффективности).

Однако в глобально сетевых и сильно поддерживаемых машиной средах проекта нового тысячелетия эффективность кода в качестве основного аргумента для выбора языка проекта стала еще слабее. Тот же взрыв вычислительного и сетевого оборудования, который позволил массовому маркетингу приложений для искусственного интеллекта, также означает, что затраты на человеческое программирование могут с легкостью затухать с относительностью неэффективного выполнения кода на эффектно дешевом аппаратном и облачном инструменте. Когда это сочетается с большей доступностью для более поздних языков библиотек компонентов, опций с открытым исходным кодом и расширенных интеллектуальных наборов инструментов, количество случаев, когда сохранение языка по соображениям эффективности само по себе становится очень узким. Даже в тех случаях, когда он применяется, основное внимание следует уделять использованию таких языков, как C, которые продолжают оказывать широкую поддержку сообщества.

Более убедительная причина для продолжения проекта с устаревшими языками возникает, когда по каким-либо причинам у проекта мало или нет вариантов изменения его персонала. Это может произойти, например, когда основная линия устаревших продуктов кодируется полностью на языке, на котором свободно работает только существующий персонал. В таких случаях проект должен либо продолжать идти по пути программирования на старом языке, либо попытаться обучить существующий персонал тому, как использовать новый язык.

Обучение устаревшим языковым сотрудникам на новом языке может быть опасно само по себе. Я до сих пор помню случай, когда член проекта, который только что прошел обучение и перешел с C на C ++, пожаловался мне искренне, что он просто не понимал преимуществ объектно-ориентированных методов. Когда я посмотрел на его код, он преобразовал свои более ранние 103 C-функции в 103 метода для одного класса объектов C ++ . и по праву не видел, как это помогло.

Более глубокое сообщение заключается в том, что, когда люди программируются на одном языке и языке в течение многих лет или десятилетий, трудности в том, чтобы заставить их «думать» по-новому, могут стать почти непреодолимыми даже при хороших учебных программах. В некоторых случаях не может быть другого выбора, кроме как привлечь младших дизайнеров и программистов, которые в большей степени соответствуют текущим тенденциям и методам.

Причина 6 , плохое управление проектами, говорит само за себя. Выбор языка и использование в проекте всегда должны учитываться и оцениваться в явном виде и не допускаться случайно. По крайней мере, выбор языка может существенно повлиять на долгосрочную судьбу и расходы на поддержку проекта, и поэтому его следует всегда учитывать и планировать. Не становитесь MUMPS!

Добавить комментарий