15 советов по программированию на языке JavaScript


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

Основы языка javascript: введение в программирование для создания функциональных сайтов

Доброго времени суток всем желающим окунуться в интересный мир программирования и изучить основы языка JavaScript. Все мои последующие публикации в данном разделе помогут вам разобраться во многих базовых аспектах языка, научиться реализовывать популярные задачи программно, а также развивать свои навыки до более высоких уровней эрудиции.

Хочу отметить, что курс писался для начинающих javascript-овых разработчиков, однако он будет полезен и продвинутым девелоперам.

Что касается данной статьи, то я предоставлю вам общее представление о языке JavaScript, расскажу, в каких случаях его используют, и для любопытных приведу пример первого традиционного программного кода. А теперь давайте приступим к основной части!

Мир JavaScript-а

Сначала хочу поведать вам несколько интересных фактов, которые нужно знать, если вы хотите писать на конкретно этом языке и вообще работать в ИТ-шной области.

Итак, главным разработчиком JavaScript был Бредан Эйх. Он вместе с командой опытных экспертов начал создавать новый язык, который сможет внедряться в разметку на html. Это было в далеком 1995 году.

Некоторые из вас конечно могут сказать: «Как же далеком, если я застал тот год». В мире IT все развивается с бешенной скоростью (думаю вы обратили на это внимание), новые фреймворки и технологические решения появляются буквально каждый месяц.

Конечно языки выпускаются не с такой частотой, но большинство популярных и перспективных языков были созданы менее 15 лет назад (например, Swift презентовали только 2 года назад). Так что разработки быстро переходят из состояния «инновация» в состояние «старый (традиционный) инструмент для работы».

Очень часто новички путают JavaScript с Java, обращая внимание только на название и не понимая, в чем же собственно разница.

Вспоминая свое первое знакомство с этими двумя языками, хочу вас предупредить: профессиональные девелоперы очень не любят, когда кто-то оговаривается или по своей неопытности неверно использует эти два наименования. Косой взгляд вам обеспечен.

Java – это язык высокого уровня, код которого транслируется на виртуальной машине. В 1995 году он считался самым популярным и часто используемым языком для написания множества программ в разных сферах IT.

JavaScript же является встраиваемым языком в html-код и его главное предназначение – сделать страницу веб-ресурса интерактивной, т.е. более гибкой и «коммуникабельной». Он основан на ECMAScript, который в свою очередь является фундаментом еще для нескольких скриптовых языков.

JavaScript такое название получил не сразу. Изначально он был прозван Mocha, после переименован на LiveScript. Однако было принято решение воспользоваться хитрой маркетинговой фишкой и в название нового продукта включить слово «Java». Кстати, любое приложение, написанное на этом языке, называется скриптом.

Возможности JavaScript

Современный JavaScript является интерпретируемым языком. Это означает, что код программ обрабатывается и выполняется «как есть». Именно так браузеры работают со скриптами.

Если отойти в сторону от веб-разработки, то JavaScript можно найти и в других областях. С его помощью пишут разные виды приложений, игры, прикладное ПО и многое другое. Скрипты можно запустить абсолютно везде и не только в браузерах. Главное условие – наличие интерпретатора кода.

Основными преимуществами и навыками JavaScript-а являются:

  • Умение создавать пользовательские теги в разметке html, а также удалять и видоизменять существующие;
  • Быстрое и простое подключение к html;
  • Возможность реагировать на различные пользовательские действия: кликанье, перемещение курсора по веб-странице, набор символов на клавиатуре и т.д.;
  • Способность срабатывать в указанные моменты;
  • Взаимодействие с jquery и ajax. При помощи первой технологии, которая является библиотекой JavaScript, упрощается работа с многими элементами веб-сервисов и в том числе с ajax. Ajax в свою очередь позволяет реализовывать очень классный финт ушами: отправлять информацию на сторону сервера, получать ответ и обновлять данные на веб-странице, не перегружая ее целиком.
  • Спецификация JavaScript является общим стандартом и поэтому поддерживается всеми существующими браузерами;
  • Высокая скорость работы.

Также я хочу отметить, что код, написанный на JavaScript иногда может заменить css. Однако тут есть несколько нюансов.

Во-первых, ключевое слово в предыдущем предложении – «иногда». Да, некоторые свойства внешнего вида веб-сервисов можно прописать с помощью скриптов, однако далеко не все.

Все-таки css и css3 живут ради исполнения своей главной цели – обеспечение качественного и многофункционального дизайна страниц сайтов. И стоит им отдать должное, ведь справляются со своей задачей они безупречно.

Во-вторых, в случае необходимости изменить оформление внешнего вида веб-сервисов, реализованных на языке js, будет намного труднее и ресурсозатратнее.

Ограничения js

Как и всегда, не бывает идеальных технологий, подходящих под все задачи и умеющих выполнять любые действия. Js не исключение. Несмотря на огромный список преимуществ, он тоже прячет несколько скелетов в шкафу.

Для начала в JavaScript отсутствует строгая типизация. Это может порадовать только вначале, когда голову посещают мысли: «Наконец не надо заморачиваться по поводу типов переменных и их конвертации».

Однако по мере увеличения сложности и объемов кода отсутствие типизации открывает свою настоящую сущность. Хотя бы взять компилятор. Он не может сообщить об ошибках несоответствия типов данных, так как сам не знает их до тех пор, пока не отработает нужная строчка программы.

Помимо этого, в языке не предусмотрена работа с файловыми системами (создание, удаление, подключение и т.д. файлов), а также с потоками ввода-вывода информации, что иногда очень критично. В этом случае девелоперам приходится искать другие инструменты для работы с документами.

Что касается наследования, то эту тему нужно подробно разбирать, ведь наследование в js – это совершенно другой механизм, отличающийся от привычного наследования в популярных языках. Пока скажу только, что он основан на прототипах и наследование выполняется через объекты.

Как подключается скриптовый код к html?

Для этого существует несколько способов, а точнее три. Выбор одного из них зависит от количества кода и самого проекта.

Если кто помнит мою публикацию о вставке css в html, то сразу поймет, о чем пойдет речь, потому что способы внедрения скриптов и стилевых правил идентичны.

Начнем с первого. Небольшой кусок кода можно вставить в язык разметки при помощи специального парного тега . По установленным правилам скриптовую часть, как и стилевые таблицы, принято вписывать внутри элемента .

Однако если вы вставите код в любом другом месте, результат работы от этого не изменится. Сейчас я покажу стандартный пример первой программы на js, который стал своего рода традицией посвящения новичков в изучение нового языка программирования. Давайте поприветствуем мир!

Почему JavaScript лучше, чем о нём думают

Я никогда не питал большой любви к JavaScript, хотя это был один из первых языков программирования, с которым познакомился. В старших классах школы у нас был курс веб-разработки, и я прекрасно помню то чувство, которое у меня вызвал JS — смесь восторга от возможностей и ужаса от синтаксиса и постоянных ошибок. Нет, на фоне уже изученных Pascal, Object Pascal, C и С++ он не казался чем-то особенным, но в вебе-то JavaScript существовал на фоне HTML и CSS. Более того, если вы помните, как он использовался в веб-дизайне на рубеже веков, наверняка поймёте, почему я дал зарок больше не лезть в эту сферу.

Я убеждён, что в то время он не нравился никому.

С тех пор почти 10 лет я не касался веба. Но однажды мой начальник со словами «ты ж программист» дал задание создать небольшой сайт-визитку. Да не простой, а с модным отзывчивым дизайном. Я с ужасом ожидал новой встречи с JavaScript, но оказалось, что за эти годы он адаптировался, оброс библиотеками, плагинами и IDE. Он стал по-настоящему привлекательным языком. Два или три дня я как ребёнок бесцельно играл с кодом на JS, получая массу удовольствия.

Впрочем, не могу сказать, что я полюбил JavaScript. У него есть недостатки, скрытые за «сахарными» надстройками: порой раздражает отсутствие вменяемой многопоточности, мелкие ошибки постоянно сбивают энтузиазм.

Однако теперь я считаю, что это один из самых крутых языков программирования, и вот мои аргументы.

Чистое программирование
И под «чистое» я не имею в виду хардкорное, вроде ассемблера или брейнфака. Легко понять, почему люди выбирают в качестве первого языка программирования Java (деньги), Python (легкость) или C (одиночество), но мне сложно обосновать бешеную популярность JavaScript. Между прочим, по версии GitHub и Stackoverflow именно он — самый используемый язык.

Однако с одним лишь знанием JS вы вряд ли найдёте высокооплачиваемую первую работу, уж точно не в России. Даже с интересной будет трудно, если речь об офисе. Думаю, люди учат JavaScript потому что это реально интересно: вы можете создавать передовую веба или работать с серверной частью, можете создавать приложения или небольшие вспомогательные скрипты. Ограничения условны, и JavaScript их постоянно преодолевает.

Крутая инфраструктура
Как я уже писал, 15-20 лет назад JavaScript был настоящей мукой, я не помню ни одного вменяемого редактора, не говоря уже о сложных библиотеках или средах разработки. Сегодня инфраструктура языка развита потрясающе: вы можете взять простой редактор, подключить к нему полсотни плагинов и создать что угодно. Работать с такими фреймворками, как Angular, React, Ember — большое удовольствие, с их помощью воплотить идею в жизнь можно за несколько минут.

Простота освоения
Возможно, синтаксис немного сложнее, чем синтаксис Python, Ruby или Go и поначалу действительно отпугивает. Но графическое отображение большинства действий подогревает интерес и упрощает запоминание. Вы сами не заметите, как быстро мозг привыкнет к структуре кода и вы перестанете считать его сложным.

Универсальность
Любой браузер, любое компьютерное устройство читает код на JavaScript. Более того, из-за того, что исходники передаются и исполняются в исходном виде, можно запросто вытащить скрипт с какого-нибудь сайта, подправить и забрать себе. В некотором роде, JavaScript — островок свободы в программировании.

Перспективность
Я неоднократно читал статьи уважаемых людей, что JavaScript доживает последние годы жизни и вот-вот придёт на смену новый крутой язык, который будет красивым и правильным. Но единственное, что вы можете наблюдать в IT — JavaScript наращивает популярность и сферы влияния. Предела пока не видно.

Есть мнение, что JavaScript в качестве основного выбирают разработчики, которым нравится создавать веб-пространство. И так как выбора особо нет, им приходится работать с этим языком. Но сколько бы я не общался с людьми, которые по долгу службы используют JavaScript, я не разу не слышал подтверждения этой теории. Все как один утверждают, что он — одна из причин, почему они в этой профессии. Может, стоит его полюбить?

Я никогда не питал большой любви к JavaScript, хотя это был один из первых языков программирования, с которым познакомился. В старших классах школы у нас был курс веб-разработки, и я прекрасно помню то чувство, которое у меня вызвал JS — смесь восторга от возможностей и ужаса от синтаксиса и постоянных ошибок. Нет, на фоне уже изученных Pascal, Object Pascal, C и С++ он не казался чем-то особенным, но в вебе-то JavaScript существовал на фоне HTML и CSS. Более того, если вы помните, как он использовался в веб-дизайне на рубеже веков, наверняка поймёте, почему я дал зарок больше не лезть в эту сферу.

Я убеждён, что в то время он не нравился никому.

С тех пор почти 10 лет я не касался веба. Но однажды мой начальник со словами «ты ж программист» дал задание создать небольшой сайт-визитку. Да не простой, а с модным отзывчивым дизайном. Я с ужасом ожидал новой встречи с JavaScript, но оказалось, что за эти годы он адаптировался, оброс библиотеками, плагинами и IDE. Он стал по-настоящему привлекательным языком. Два или три дня я как ребёнок бесцельно играл с кодом на JS, получая массу удовольствия.

Впрочем, не могу сказать, что я полюбил JavaScript. У него есть недостатки, скрытые за «сахарными» надстройками: порой раздражает отсутствие вменяемой многопоточности, мелкие ошибки постоянно сбивают энтузиазм.

Однако теперь я считаю, что это один из самых крутых языков программирования, и вот мои аргументы.

Чистое программирование
И под «чистое» я не имею в виду хардкорное, вроде ассемблера или брейнфака. Легко понять, почему люди выбирают в качестве первого языка программирования Java (деньги), Python (легкость) или C (одиночество), но мне сложно обосновать бешеную популярность JavaScript. Между прочим, по версии GitHub и Stackoverflow именно он — самый используемый язык.

Однако с одним лишь знанием JS вы вряд ли найдёте высокооплачиваемую первую работу, уж точно не в России. Даже с интересной будет трудно, если речь об офисе. Думаю, люди учат JavaScript потому что это реально интересно: вы можете создавать передовую веба или работать с серверной частью, можете создавать приложения или небольшие вспомогательные скрипты. Ограничения условны, и JavaScript их постоянно преодолевает.

Крутая инфраструктура
Как я уже писал, 15-20 лет назад JavaScript был настоящей мукой, я не помню ни одного вменяемого редактора, не говоря уже о сложных библиотеках или средах разработки. Сегодня инфраструктура языка развита потрясающе: вы можете взять простой редактор, подключить к нему полсотни плагинов и создать что угодно. Работать с такими фреймворками, как Angular, React, Ember — большое удовольствие, с их помощью воплотить идею в жизнь можно за несколько минут.

Простота освоения
Возможно, синтаксис немного сложнее, чем синтаксис Python, Ruby или Go и поначалу действительно отпугивает. Но графическое отображение большинства действий подогревает интерес и упрощает запоминание. Вы сами не заметите, как быстро мозг привыкнет к структуре кода и вы перестанете считать его сложным.

Универсальность
Любой браузер, любое компьютерное устройство читает код на JavaScript. Более того, из-за того, что исходники передаются и исполняются в исходном виде, можно запросто вытащить скрипт с какого-нибудь сайта, подправить и забрать себе. В некотором роде, JavaScript — островок свободы в программировании.

Перспективность
Я неоднократно читал статьи уважаемых людей, что JavaScript доживает последние годы жизни и вот-вот придёт на смену новый крутой язык, который будет красивым и правильным. Но единственное, что вы можете наблюдать в IT — JavaScript наращивает популярность и сферы влияния. Предела пока не видно.

Есть мнение, что JavaScript в качестве основного выбирают разработчики, которым нравится создавать веб-пространство. И так как выбора особо нет, им приходится работать с этим языком. Но сколько бы я не общался с людьми, которые по долгу службы используют JavaScript, я не разу не слышал подтверждения этой теории. Все как один утверждают, что он — одна из причин, почему они в этой профессии. Может, стоит его полюбить?

лабы по информатике, егэ

лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике

В сети Интернет Вы найдете довольно много материалов, посвященных языку. Наш ресурс не предполагает полное изложение информации, касающейся языка. Но JavaScript уроки, изложенные на сайте, наверняка могут быть полезными как для начинающих обучение, так и непосредственно для учителей и преподавателей.

Для начала разберем, javaScript – что это такое и зачем он необходим в html?
Javascript — это алгоритмический язык программирования.

Рассмотрим схему взаимодействие браузера с сервером — клиент-серверную схему. Принцип работы строится на схеме запрос-ответ. Мы вбиваем адрес в строке адреса браузера, браузер отсылает запрос на сервер: «необходим такой-то ресурс». Сервер обрабатывает запрос и выдает ответ в виде html-страницы.

Мастер Йода рекомендует:  Software Engineering руководство по выживанию

Схема хороша, пока на странице необходимо отображать обычные статические данные. Но в современное время страницы максимально интерактивны и позволяют всячески взаимодействовать с сервером. В html есть для этого элементы управления – кнопки, списки, переключатели и т.д. Набор элементов мы можем поместить на страницу и с помощью кнопки отправить их на сервер.

Но недостаток схемы в том, что взаимодействие клиент-сервер занимает какое-то время. И если мы хотим сделать интерактивную страницу, которая бы реагировала быстро на действия пользователя, то нам эта схема не подходит. И, кроме того, во многих случаях большинство действий со страницей и ее объектами можно выполнить на компьютере пользователя: например, подсветка пункта по наведению мыши. Зачем для подсветки загружать сервер, заставляя его заново формировать и выдавать страницу? Можно это сделать на клиентском компьютере.

Однако, язык html – декларативный язык, и он не может выполнять алгоритмические конструкции. Поэтому в середине 90-х годов прошлого века возникла идея встроить в html еще один язык, простой, и с его помощью выполнять простые программы без запроса-ответа к серверу. Идея появилась у программистов компании Netscape Communications. Они разработали javaScript — алгоритмический язык программирования и встроили в свой браузер Netscape Navigator. Назывался язык lifeScript (живой сценарий).

В середине 90 была популярна платформа java. Данный язык был настолько новаторским и популярным, что бытовало мнение, что в скором времени все будут программировать на java. Поэтому программисты Netscape переименовали свой lifeScript в javaScript и сделали синтаксис похожим, позаимствовав некоторые основные конструкции. Однако, javaScript и java — это два совершенно разных языка. В дальнейшем поддержку javaScript добавили и в другие браузеры. Стали разрабатывать и принимать стандарты javaScript (ECMA).

Итак, кратко по истории JavaScript:

  • Разработан в Netscape Communications как язык сценариев для обозревателей Netscape Navigator, начиная с версии 2.0 (декабрь 1995 ) (на основе языка Java от Sun Microsystems). Язык LifeScript =>JavaScript
  • К разработке подключается корпорация Microsoft, чьи обозреватели Internet Explorer поддерживают JavaScript, начиная с версии 3.0. В Internet Explorer JavaScript носит название Jscript
  • В июне 1997 г. была принята первая версия стандарта под названием ECMAScript (ECMA-262) – официальное название JavaScript.

15 языков, которые нужно знать каждому программисту

Пользователи сайта Quora составили свои списки языков программирования, которые желательно знать каждому программисту.

Тед Ньювард, директор и ответственный за взаимодействие с разработчиками в компании Smartsheet

Мой список включает следующие языки:

  1. C++. Именно на этом языке написаны многие из ниже указанных платформ (JVM, CLR, Node и другие). Кроме того, с его помощью вам будет проще понять, как вручную выполнять оптимизацию памяти.
  2. C# или Java. Нет, вам не нужно знать сразу оба. Изучение одного из этих объектно-ориентированных языков очень похоже на изучение другого.
  3. HTML. Я не считаю его одним из языков программирования, но другие придерживаются именно этого мнения, поэтому…
  4. CSS. Крайне необходим для любых видов веб-разработки.
  5. JavaScript. Его более современный и приятный вариант, а не та дрянь, которой мы пользовались 20 лет назад. Заметьте: сам язык не сильно изменился с того времени и вплоть до нынешнего момента. Мы, а именно, программисты, которые его используют, вот кто действительно поменялся.
  6. SQL. Понадобится для работы с реляционными базами данных.
  7. Lisp. Да, Lisp. Или, если быть более точным, “одно из воплощений этого языка”. Подойдет Clojure, Lisp, Scheme, Nu или что-то наподобие того. Вы должны знать, что представляет собой гомоиконный язык, а также понимать, как при использовании правильных инструментов исчезают границы между кодом и данными.
  8. Smalltalk. Ага. В любой основе графического интерфейса, построенного на базе собственных аппаратных средств (Windows, macOS, OS/2, X/Windows, Android, iOS и прочие), используются те же самые базовые принципы, что были сформулированы и воплощены в Smalltalk еще в 60-ые годы.
  9. Ruby или Python. Вам необходимо знать хотя бы один динамический язык программирования. Сюда же подходит Javascript, но только если вы сначала изучите сам язык, безо всяких DOM-моделей, которые могут значительно исказить начальную картинку (React, Angular, VueJS – во всех них содержатся эти самые “DOM-модели”, о которых и ведется речь.) Кстати, как только вы разберетесь с Lisp, вам станет намного проще понимать JavaScript.
  10. AspectJ. Знакомство с аспектно-ориентированным программированием полностью изменит ваш взгляд на объекты, и это прекрасно.
  11. Haskell, ML, Ocaml или Miranda. Потратьте некоторое время на функциональные языки, в которых отсутствуют объекты.
  12. Bash, или zsh, или другой сценарий командной оболочки. Потому что далеко не каждая проблема или задача в программировании должна решаться с помощью полноценного приложения.
  13. F#, Scala, Clojure или любой другой объектный/функциональный гибридный язык программирования. Потому что как только вы разберетесь с азами и усвоите базовый набор, к которому относятся первые 11 языков программирования из этого списка, вы будете готовы к чему-то, что будет совсем непросто изучить.
  14. Swift и/или Kotlin. Оба относятся к разновидностям объектно-ориентированных языков и обладают некоторыми встроенными функциональными особенностями. Изучив их, вы будете готовы к работе над мобильными приложениями.
  15. x86 или ARM-ассемблер. Умение читать на языке ассемблера позволит вам отлаживать код без использования исходного кода.

И да, я действительно знаю все выше перечисленные языки. И я даже преподаю многие из них.

И нет, вам не нужно знать их все, чтобы стать достаточно компетентным программистом. Если вы хотите стать просто хорошим разработчиком, вам нужно знать один из основных языков (HTML/CSS/Javascript) + язык для бэкенд-программирования (чаще всего, это C#, Java, Python, Ruby или NodeJS-Javascript) + SQL, если вы используете систему управления реляционными базами данных (RDBMS). Этого будет вполне достаточно.

Однако изучение всех остальных языков – это именно то, что позволит вам перейти от «рядового» к «ведущему» программисту, а после достигнуть максимального уровня знаний и умений.

Нишан Панта, специалист по компьютерной инженерии, разработчик на языке Python

Я придерживаюсь так называемого языкового агностицизма, поэтому если бы кто-то под страхом смертной казни заставил меня составить подобный список, то он бы выглядел следующим образом:

1. Python. Так как он крайне удобен и прост для прототипирования, а также благодаря существованию огромного количества фреймворков с открытым исходным кодом. Кроме того, нелишним будет упомянуть широко развитое сообщество.

2. C. Потому что с его помощью можно четко понять, как все работает. Отлично подходит для выполнения несложных задач.

3. C++. Также для выполнения несложных задач. Подходит для использования объектно-ориентированных парадигм. Кроме того, может использоваться для ряда других задач.

4. Bash. На первый взгляд работа с ним может вызвать недоумение и даже некоторые трудности. Однако как только вы его освоите, любые процессы автоматизации вы будете проводить с его помощью.

5. Scala. Используется в качестве гибрида функционального и императивного языка программирования. С его помощью можно сотворить удивительные вещи.

6. Javascript. Самый мощный язык для веб-разработки. Лично мне нравится «чистый» JS (стоит учитывать, что веб-разработка – это точно не мое).

7. Java. Для выполнения задач в объектно-ориентированном программировании. И для использования Spring framework.

8. Haskell. Каждый программист должен знать парадигмы функционального программирования.

9. PHP. Если вам нужно выполнить что-то, связанное с веб-разработкой. На мой взгляд, этот язык точно не является символом удобства и простоты.

10. R. Для статистического анализа. Лично я даже не пробовал с ним работать, так как мне более чем неплохо с самим Python.

11. HTML. Как я уже говорил, обычно я не занимаюсь веб-разработкой. Однако иногда на работе от меня требуется показать то, что было выполнено в бэкенде. В таком случае знание HTML является необходимостью.

12. Markdown. Один из наиболее часто используемых языков разметки. Как правило, я его использую для каких-то пометок, написания файла README и многого другого.

13. VimL / vimscript. Раньше с помощью VimL я писал скрипты для создания пользовательских плагинов и конфигураций для vim. Это один из тех скриптовых языков, работать с которыми осмеливаются далеко не многие.

14. CSS. Использование CSS время от времени совсем не повредит вашему HTML.

15. Matlab/Octave. С его помощью я раньше выполнял сложные вычисления. Однако теперь я все это делаю на Python благодаря NumPy.

Сложно ли учить новый язык программирования после JavaScript?

Меньше слушайте всех, больше делайте руками. «Вам будет очень сложно» — это субъективная оценка. Подходите к новому языку как к новому (не смотрите на него как на свой старый с другим синтаксисом). Не пытайтесь притащить свои старые привычки на новый язык. Есть некоторые аналогии, но всегда интересуйтесь, а как тут принято делать «это».

Далее, вам какую задачу решать? Язык выбирают под проект, под задачу, под требования, а не проще. Если говорить о коне в вакууме, то попробуйте Python

JS это вершина развития программирования, я серьёзно
нет ничего проще и эффективнее, в этом он схож с Си
можно делать всё — сайты, моб и десктоп приложения, серверы, мк

Любое приложение, которое можно написать на JavaScript, будет в итоге написано на JavaScript

возвращаться назад в прошлое тяжело и бессмысленно

а если например на сервере недостаточно node.js — попробуй Go
он вроде бы такой же минималистичный

простота и минимализм это очень хорошо
хорошо когда твой код работает везде и быстро

Сложно ли учить новый язык программирования после JavaScript?

Что Вы подразумеваете под словом «учить новый язык»? Учить синтаксис нового языка? Нет, не сложно, но не особо понятно, зачем оно в целом Вам надо? Знание синтаксиса языка без более глубокого понимания происходящего на более низком уровне — всё равно, что знание алфавита без понимания того, что означаю слова (составленные из букв этого алфавита).

И даже если Вы изучили язык N ну очень хорошо (я про синтаксис), это будет порядка 5% от того, что Вам нужно будет изучить в целом, что бы стать высококлассным спецом в мире современной разработки.

Отвечая на Ваш вопрос буквально — «учить новый язык» не сложно, ни до, ни после.

Учимся программировать на JavaScript: первое знакомство

Данная статья предназначена для читателей с начальным уровнем подготовки по языку JavaScript. В ней я разберу пример кода (программы) в деталях. Это будет первый и последний пример, в котором будет «разжевана» каждая строчка кода. Далее мы помчимся гало­пом по Европам. Более опытные читатели могут просто мельком взглянуть на эту заметку моего блога и сразу перейти к следующей.

Приготовления к написанию кода JavaScript

Для начала надо определиться, в чем мы будем писать свои примеры. Сцена­рии JavaScript можно писать в любом текстовом редакторе. Существуют тек­стовые редакторы от сторонних разработчиков с более продвинутыми функ­циями, например, подсветкой синтаксиса языка. Я же все свои примеры писал в программе Блокнот, входящем в состав любой Windows. Это самый простой путь, не требующий установки новых программ. Тем более, у вас не будет другого выбора, если у вас нет в данный момент подключения к Ин­тернету или диска с нужными программами, а также прав администратора для установки сторонних программ.

Так как сценарии используются в основном в Web-страницах, то для начала надо эту самую Web-страницу создать. Алгоритм действий следующий. От­крываем папку Мои документы в Проводнике и создаем новую папку — JavaScript в примерах. Далее, открываем созданную папку, щелкаем правой кнопкой мыши на свободном месте и выбираем последовательно пункты контекстного меню Создать | Текстовый документ . В результате наших ма­нипуляций будет создан пустой файл под именем Текстовый документ .txt . Так как Web-страницы имеют расширение htm или html , то щелкаем правой кнопкой мыши на созданном файле, выбираем команду Переименовать и присваиваем файлу новое имя, например, 1.htm. Windows спросит вас, дейст­вительно ли вы хотите присвоить файлу новое расширение. На данный во­прос следует ответить утвердительно. После этого еще раз щелкаем правой кнопкой мыши на измененном файле и выбираем уже команду Изменить. У вас запустится стандартный Блокнот (по умолчанию). Пока он пустой. Вы можете теперь вводить код, приведенный в листинге чуть ниже. Будьте вни­мательны, постарайтесь избежать ошибок.

Первый сценарий JavaScript

По устоявшейся традиции среди программистов первой программой при изу­чении любого языка программирования должно быть приложение, выводя­щее на экран сообщение «Здравствуй, мир!» (или «Hello, world!»). Не будем пренебрегать традициями и напишем наш первый сценарий в этом духе. В уже открытом Блокноте пишем следующее (листинг 1).

Листинг 1. Пишем первый сценарий

Сохраните документ под именем helloworld.htm. Мы пока не будем смотреть написанный сценарий в действии, а получше изучим написанное.

Разбор полетов

Для того чтобы добавить сценарий JavaScript на Web-страничку, используется пара тегов . Данная пара дает указание браузеру рассмат­ривать текст программы как сценарий. Исключение составляют только обра­ботчики событий, где использование команды script не требуется. Здесь стоит немного задержаться. На сегодняшний день существует рекомендация исполь­зовать строчку

Так как по умолчанию считается, что в браузерах используется именно сце­нарий JavaScript, то этот код не вызовет ошибки. Но подобный способ вызы­вает дополнительную нагрузку на браузер, и от такой экономии следует вся­чески воздерживаться.

Как вы уже заметили, сценарии могут размещаться в различных частях доку­мента. Всего способов их размещения четыре:

  • сценарий находится между тегами ;
  • сценарий находится в теле программы после тега ;
  • сценарий находится в обработчиках событий. Данный способ позволяет выполнять сценарий JavaScript при наступлении нужного события;
  • сценарий находится в отдельном файле. JavaScript позволяет создавать собственные файлы с расширением js. В этом случае на странице указы­вается местоположение такого файла. В нашем примере этот способ не использовался.

Таким образом, на одной странице могут располагаться сразу несколько сце­нариев. В какой последовательности браузер будет выполнять эти сценарии? Ничего сложного тут нет. Просто надо запомнить несколько правил. Сначала идет анализ сценария в заголовке документа

9 профессиональных приемов для крутого программирования на JavaScript в 2020 году

Дата публикации: 2020-01-30

От автора: еще один год закончился, и JavaScript постоянно меняется. Тем не менее, есть для JavaScript профессиональные приемы программирования, которые помогут вам писать чистый и эффективный код, который масштабируется даже (или, может быть, особенно?) в 2020 году. Ниже приведен список из 9 практических советов, которые сделают вас лучшим разработчиком.

1. async / await

Если вы все еще не выбрались из ада обратных вызова, то пора оставить старый код в 2014 году. Просто не используйте обратные вызовы, за исключением случаев, когда это абсолютно необходимо, например, требуется библиотекой или по соображениям производительности. Promises хороши, но их немного неудобно использовать, если ваша кодовая база становится больше. Моим решением в настоящее время является async / await, что делает код намного чище. Фактически, вы можете выполнять await для любого Promise в JavaScript, если библиотека, которую вы используете, возвращает Promise, просто ожидайте его. На самом деле, async / await — это просто синтаксический сахар вокруг Promise. Чтобы код работал, вам нужно всего лишь добавить перед функцией ключевое слово async. Вот простой пример:

Обратите внимание, что выполнять await на верхнем уровне невозможно, вы можете только вызвать функцию async. async / await был представлен в ES2020, так что не забудьте перенести свой код.

Как создать сайт самому?

Какие технологии и знания необходимы сегодня, чтобы создавать сайты самостоятельно? Узнайте на интенсиве!

2. Поток управления async

Часто нам бывает необходимо извлечь несколько наборов данных и сделать что-то для каждого из них или выполнить задачу после того, как все асинхронные вызовы вернули значение.

for…of

Допустим, у нас на странице есть несколько покемонов, и мы должны получить подробную информацию о них. Мы не хотим ждать завершения всех вызовов, особенно когда мы не знаем, сколько их, но мы хотим обновить наборы данных, как только получим что-то взамен. Мы можем использовать for…of для перебора массива и выполнения кода async внутри блока, выполнение не будет остановлено до тех пор, пока каждый вызов не будет успешным. Важно отметить, что могут возникать проблемные места производительности, если вы делаете что-то подобное в коде, но этот прием полезно иметь в вашем наборе инструментов. Вот пример:

Эти примеры на самом деле работают, не стесняйтесь копировать и вставлять их в свой любимый sandbox кода

Promise.all

Что если вы хотите получить всех покемонов параллельно? Поскольку вы можете выполнять await для всех Promises, просто используйте Promise.all:

for…of и Promise.all были введены с ES6 +, так что убедитесь, что ваш код транспилируется.

3. Деструктурирование и значения по умолчанию

Давайте вернемся к нашему предыдущему примеру, где мы делаем следующее:

Есть более простой способ сделать это, мы можем использовать деструктурирование, чтобы просто взять одно или несколько значений из объекта или массива. Мы бы сделали это так:

Мы сэкономили одну строку кода! Ура! Вы также можете переименовать переменную:

Мастер Йода рекомендует:  Использование HTML-таблиц для вывода диаграмм

Еще один полезный трюк — задать значения по умолчанию при деструктурировании. Это гарантирует, что вы никогда не получите в конечном итоге undefined, и вам не нужно проверять переменные вручную.

Эти приемы также можно использовать с параметрами функции, например:

Поначалу пример может показаться немного запутанным, но не торопитесь и поэкспериментируйте с ним. Когда мы не передаем нашей функции никаких значения в качестве аргументов, используются значения по умолчанию. Когда мы начинаем передавать значения, значения по умолчанию используются только для несуществующих аргументов.

Значения деструктурирования и значения по умолчанию были введены в ES6, так что не забудьте перенести свой код.

4. Истинные и ложные значения

При использовании значений по умолчанию некоторые проверки существующих значений уйдут в прошлое. Тем не менее, приятно знать, что вы можете работать с истинными и ложными значениями. Это улучшит код и сэкономит пару операторов, сделав его более кратким. Часто я вижу, что люди делают что-то вроде этого:

Все это можно сократить до:

Чтобы по воспользоваться этими операторами, вы должны понять, что такое истинные и ложные значения. Вот небольшой обзор:

Ложные

строки длиной 0

Как создать сайт самому?

Какие технологии и знания необходимы сегодня, чтобы создавать сайты самостоятельно? Узнайте на интенсиве!

Истинные

Обратите внимание, что при проверке истинности / ложности значений нет явного сравнения, что приравнивается к проверке с двойными знаками равенства ==, а не с тройными ===. В целом, это ведет себя так же, но есть определенные ситуации, в которых вы можете получить ошибку. Для меня это произошло в случае значения 0.

5. Логические и троичные операторы

Они, опять же, используются для сокращения кода, экономя драгоценные строки. Часто они являются хорошими инструментами и помогают поддерживать код чистым, но они также могут создать некоторую путаницу, особенно при их объединении в цепочку.

Логические операторы

Логические операторы в основном объединяют два выражения и возвращают либо true, либо false, либо соответствующее значение, и представляются через &&, что означает «и», а также ||, что означает «или». Давайте рассмотрим примеры:

Мы можем комбинировать логические операторы с нашими знаниями из последней точки, истинными и ложными значениями. При использовании логических операторов применяются следующие правила:

&&: Возвращается первое ложное значение, если его нет, возвращается последнее истинное значение.

||: Возвращается первое истинное значение, если его нет, операция будет равна последнему ложному значению.

Тернарный оператор

Тернарный оператор очень похож на логический, но состоит из трех частей:

Сравнение, которое будет либо ложным, либо истинным

Первое возвращаемое значение, если сравнение истинно

Второе возвращаемое значение, если сравнение ложно

6. Опциональные последовательности

Была ли у вас когда-нибудь проблема доступа к вложенному свойству объекта, когда вы даже не знали, существует ли объект или одно из его под-свойств? Вы, вероятно, в конечном итоге получали что-то вроде этого:

Это утомительно, и существует лучший способ, по крайней мере, предлагаемый. Это называется опциональной последовательностью и работает следующим образом:

Я думаю, что это красивый способ проверки вложенных свойств и делает код более понятным.

В настоящее время опциональная последовательность не является частью официальной спецификации, но находится на этапе 1 в качестве экспериментальной функции. Чтобы использовать ее, вы должны добавить в babelrc @babel/plugin-proposal-optional-chaining.

7. Свойства класса и привязка

Привязка функций в JavaScript — обычная задача. С введением функций стрелок в спецификации ES6 у нас теперь есть способ автоматически связывать функции с контекстом объявления — очень полезный и широко используемый среди разработчиков JavaScript метод. Когда классы были представлены впервые, вы больше не могли использовать функции стрелок, потому что методы класса должны быть объявлены определенным образом. Нам нужно было связывать функции в другом месте, например, в конструкторе (наилучшая практика для React.js). Меня всегда беспокоил рабочий процесс: сначала мы определяли методы класса, а затем связывали их, через некоторое время это просто кажется нерациональным. С синтаксисом свойства класса мы можем снова использовать функции стрелок и получить преимущества автоматической привязки. Функция стрелки теперь может использоваться внутри класса. Вот пример с привязкой _increaseCount:

В настоящее время свойства класса не являются частью официальной спецификации, но находятся на стадии 3 в качестве экспериментальной функции. Чтобы использовать их, вы должны добавить в babelrc @babel/plugin-proposal-class-properties.

8. Используйте parcel

Как front-end разработчик, вы почти наверняка сталкивались с пакетированием и переносом кода. Фактически в течение длительного времени стандартом для этого был webpack. Я впервые использовал webpack в версии 1, что было утомительно. Работая со всеми вариантами конфигурации, я потратил бесчисленные часы, пытаясь настроить и запустить пакет. Если бы я мог, я бы никогда не трогал его снова, чтобы ничего не сломать. Пару месяцев назад мне попался parcel, который стал настоящим облегчением. Он делает практически все из коробки, но при этом дает вам возможность изменить его, если это необходимо. Он также поддерживает систему плагинов, похожую на webpack или babel, и невероятно быстр. Если вы не знакомы с parcel, я определенно советую вам попробовать его!

9. Пишите больше кода самостоятельно

Это хорошая практика. У меня было много разных дискуссий по этому поводу. Даже для CSS многие люди склонны использовать библиотеку компонентов, такую как bootstrap. Что касается JavaScript, я все еще вижу людей, использующих jQuery и небольшие библиотеки для валидации, слайдеров и так далее. Хотя имеет смысл использовать библиотеки, я настоятельно рекомендую писать больше кода самостоятельно, а не слепо устанавливать npm-пакеты. Когда есть большие библиотеки (или даже фреймворки), которые собирает целая команда, например moment.js или response -datepicker, не имеет смысла пытаться кодировать это самостоятельно. Тем не менее, вы можете написать большую часть кода, который используете сами. Это даст вам три основных преимущества:

Вы точно знаете, что происходит в вашем коде

В какой-то момент вы начнете действительно понимать программирование и как все работает под капотом

Вы предотвращаете раздутие кода

В начале проще использовать пакет npm. На самостоятельную реализацию некоторых функций уйдет больше времени. Но что, если пакет на самом деле не работает должным образом, и вам нужно сменить его на другой, потратив еще больше времени на чтение того, как настроен их API. Реализуя это самостоятельно, вы можете адаптировать его на сто процентов к вашему сценарию использования.

Автор: Lukas Gisder-Dubé

Редакция: Команда webformyself.

Как создать сайт самому?

Какие технологии и знания необходимы сегодня, чтобы создавать сайты самостоятельно? Узнайте на интенсиве!

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Язык JavaScript

Клиентский язык программирования JavaScript

В этой статье дан небольшой обзор языку JavaScript, по его структуре, характеристике и истории. Данная статья предназначена к прочтению для общего развития и на начальном этапе изучения языка JavaScript вы можете её пропустить, а вернуться к ней чуть позже, после прочтения учебника по JavaScript для начинающих.

Язык JavaScript — это клиентский язык web-программирования, который был создан в 1995 году, разработчиком Бренданом Айком.

JavaScript обычно применяется для манипулирования объектами в различных приложениях, но наибольшую популярность он приобрел как один из основных языков применяемых при создании сайтов (и как единственный клиентский язык web-программирования).

Код языка JavaScript, обычно исполняется в окне браузера, на открытой странице сайта. Это происходит благодаря тому что в веб-браузере по-умолчанию имеется интерператор языка JavaScript, благодаря которому браузер имеет возможность понимать и исполнять код написанный на языке JavaScript.

Интерпретатор языка JavaScript, является частью веб-браузера, когда веб браузер открывает страницу сайта, браузер создаёт объектную модель документов (DOM), интерпретатор JavaScript получает доступ к DOM и благодаря этому, вебмастера создавая различные скрипты (web-приложения) могут управлять и манипулировать объектами страницы (всеми тегами: абзацами, заголовками, таблицами, формами и т.д.).

JavaScript также как и языки HTML и CSS, принадлежит всему человечеству, им не владеет ни одна компания или персона. Однако само слово — «JavaScript» , принадлежит компании Oracle Corporation и чтобы не иметь проблем с авторскими правами, ученые разрабатывающие данный язык в научных документах называют его ECMAscript.

История JavaScript

В 1995 году компания Netscape, дала задание программисту Брендану Айку создать язык web-программирования, который можно было бы встраивать в HTML-документ и для работы с которым не нужен был web-server.

Вместе с Бренданом Айком в проекте участвовали и другие программисты:
Марк Андерссен (создал первый в мире браузер — Mosaic ),
Билл Джой работник компании Sun (данная компания в 2010 году была куплена корпорацией Oracle ).

В те далёкие времена, наиболее популярными языками программирования, были C и Java , поэтому при создании JavaScript, пытались делать так чтобы его синтаксис был на них немного похож.

Изначально язык JavaScript имел имя LiveScript, но ради популяризации языка (и в маркетинговых целях) его назвали JavaScript, что вызвало немало замешательств среди начинающих вебмастеров ибо языки Java и JavaScript абсолютно разные по отношению друг к другу (они лишь немного схожи синтаксически). Кстати сам язык Java принадлежит компании Sun.

Чтобы еще больше популяризировать язык JavaScript, его сделали открытым, общедоступным, а потом стандартизировали. Сам стандарт носит название ECMA-262, а имя языка JavaScript, в стандарте записывается как ECMAScript.

В 1996 г. компания Microsoft, на основе этого стандарта разработала свой язык сценариев и назвала его JScript.

Первые браузеры начали поддерживать JavaScript уже в 1996 году, это были: Netscape 2.0 и Internet Explorer 3.0

Характеристики языка JavaScript

Сценарный — при созданий программ, их ненужно компилировать (как например в языках Си, Си++, Паскаль или Бэйсик), просто создаёте скрипт-программу в текстовом редакторе, а интерпретатор JavaScript (который уже встроен в веб-браузер), потом этот скрипт обрабатывает и выполняет.

Клиентский — интерпретатор скриптов находится не на web-сервере (как например у серверных языков — PHP или Perl) , а в веб-браузере, поэтому для создания и выполнения скриптов JavaScript, устанавливать веб-сервер не нужно, необходимы лишь текстовый редактор (например Блокнот или популярный нынче Sublime Text 3) и веб-браузер (например FireFox, Opera, IE или Chrome и т.д.) .

Прототипно-ориентированный — JavaScript поддерживает создание и наследование объектов, однако классы в нём отсутствуют.

Динамическая типизация — в отличие от других языков программирования, таких как Си, Си++ или Паскаль, переменные в JavaScript во время исполнения программы, имеют возможность менять свой тип данных. Это происходит потому, что тип данных в JavaScript, присваивается не во время объявления переменной, а во время её инициализации.

Функции — в языке JavaScript, функции являются объектами первого класса, это означает, что переменным вместо значения, также можно присваивать и функции.

Автоматическая очистка памяти — при исполнении программ, интерпретатор JavaScript самостоятельно очищает память от неиспользуемых элементов.

Часть 1. Основы

Серия контента:

Этот контент является частью # из серии # статей: Знакомство с языком JavaScript

Этот контент является частью серии: Знакомство с языком JavaScript

Следите за выходом новых статей этой серии.

Популярность языка JavaScript постоянно растет, и, вероятно, он является самым известным языком программирования для Интернета. Его можно использовать на различных платформах и Web-браузерах, и он ни в чем не отстает от обычных языков программирования. Существует множество библиотек, которые помогают при программировании на JavaScript, ускоряют процесс разработки и т. д. Проблема заключается в том, что иногда эти библиотеки находятся так «далеко» от исходного языка, что начинающим программистам не хватает понимания основ языка. В этой статье рассматриваются основы языка, включая базовые принципы JavaScript, чтобы предоставить начинающим пользователем основополагающие знания о языке. В статье представлены примеры кода, показывающие, как работают различные аспекты языка.

Наработка навыков использования JavaScript

Эта статья является частью курса по развитию навыков использования JavaScript. Дополнительную информацию можно найти в полном руководстве по JavaScript.

Знакомство с языком JavaScript

Язык JavaScript – это бесплатный язык сценариев, исполняемых на стороне клиента, который позволяет создавать интерактивные HTML-страницы. «На стороне клиента» (client-side) означает, что JavaScript запускается в Web-браузере и не используется на стороне сервера. Сценарии на стороне клиента позволяют пользователю интерактивно взаимодействовать с Web-страницей после того, как она была обработана сервером и загружена Web-браузером. Например, в GoogleMaps применение языка JavaScript дает пользователям возможность взаимодействовать с картой, перемещать её, приближать и удалять и т.д. Без JavaScript Web-страницу приходилось бы обновлять при каждом взаимодействии с пользователем, если, конечно, не использовать такие плагины, как Adobe Flash или Microsoft® Silverlight. Язык JavaScript не требует плагинов.

Так как JavaScript обеспечивает взаимодействие пользователя с Web-страницей после её загрузки, разработчики обычно используют его для решения следующих задач:

  • динамическое добавление, редактирование и удаление HTML-элементов и их значений;
  • проверка содержимого web-форм перед отправкой на сервер;
  • создание на компьютере клиента cookie-файлов для сохранения и получения данных при последующих визитах.

Перед началом изучения языка следует познакомиться с его основными принципами:

  • чтобы добавить JavaScript-код в HTML-файл, его необходимо поместить внутрь тегов script и добавить в файл атрибут text/javascript (см. листинг 1);
  • все выражения в JavaScript оканчиваются точкой с запятой;
  • язык чувствителен к регистру символов;
  • имена всех переменных должны начинаться с буквы или символа подчеркивания;
  • можно использовать комментарии, чтобы выделить определенные строки в сценарии; комментарии должны начинаться с двойного прямого слеша (//), за которым следует текст комментария;
  • комментарии также можно использовать для отключения фрагментов сценария; для отключения нескольких строк можно использовать конструкцию /* фрагмент кода */ ; любой код внутри /**/ не будет запускаться во время выполнения.
Листинг 1. Листинг 1. Теги script и атрибут type необходимы для добавления JavaScript на HTML-страницу

Чтобы скрыть JavaScript-код от Web-браузеров, не поддерживающих этот язык, или пользователей, отключивших поддержку JavaScript, достаточно просто добавить комментирующий тег до и после выражения JavaScript, как показано в листинге 2.

Листинг 2. Листинг 2. Использование комментариев для скрытия JavaScript-кода в Web-браузерах, не поддерживающих этот язык.

Проще всего добавить JavaScript-код на Web-страницу, если загрузить его из внешнего JS-файла с помощью атрибута src в теге script (см. листинг 3).

Листинг 3. Листинг 3. Подключение внешнего JS-файла к HTML-странице

Подключение JavaScript-кода через внешние JS-файлы стало общепринятой практикой в силу нескольких причин:

  • поисковые машины могут быстрее обрабатывать и индексировать Web-сайты, если HTML-страницы последних содержат меньше кода;
  • JavaScript-код, отделенный от HTML-кода, «чище», и им гораздо легче управлять;
  • так как к HTML-странице можно подключать несколько JS-файлов, можно поместить JS-файлы на сервере в отдельную структуру каталогов, аналогично графическим файлам, что упростит управление кодом. «Чистый» и организованный код – это ключ к удобному управлению Web-сайтом.

Переменные

Переменные используются для хранения данных, которые позже могут быть считаны или заменены другими данными. Информация, хранящаяся в переменной, может быть значением или выражением. В языке JavaScript существуют три типа выражений, перечисленных в таблице 1.

Таблица 1. Таблица 1. Выражения JavaScript
Выражение Описание
Арифметическое вычисляется в число
Строковое вычисляется в строку
Логическое вычисляется в Boolean-значение ( true или false )

Существуют переменные двух типов: локальные и глобальные. Локальные переменные объявляются с помощью ключевого слова var , а глобальные – без него. При использовании var переменная считается локальной, так как она доступна только в той области, где была объявлена. Например, если объявить локальную переменную внутри функции (этот случай будет рассмотрен в следующих разделах), то к ней нельзя будет получить доступ за пределами функции, и она станет локальной переменной данной функции. Если же объявить эту же переменную без var , то она будет доступна по всему сценарию, а не только в этой функции.

В листинге 4 приведен пример локальной переменной num , которой присвоено значение 10.

Листинг 4. Листинг 4. Объявление локальной переменной

Для доступа к значению переменной num в другой части сценария достаточно просто сослаться на переменную по имени, как показано в листинге 5.

Листинг 5. Листинг 5. Получение доступа к значению переменной

Результатом этого выражения будет «значение num равно: 10». Функция document.write выводит данные на Web-страницу. Эта функция будет использоваться на протяжении всей статьи для вывода результатов работы примеров на Web-страницу.

Чтобы сохранить арифметическое выражение в переменной, достаточно присвоить переменной вычисленное значение, как показано в листинге 6. В переменной будет храниться вычисленный результат, а не само выражение. При этом на странице снова будет напечатано «значение num равно: 10».

Листинг 6. Листинг 6. Хранение арифметических выражений

Для изменения значения переменной следует сослаться на неё по имени и присвоить ей новое значение с помощью знака = (см. листинг 7). Разница заключается в том, что в этом случае не требуется использовать ключевое слово var , так как переменная уже объявлена.

Листинг 7. Листинг 7. Изменить значение существующей переменной

В результате запуска сценария на странице будет напечатано «значение num равно: 10», а затем «новое значение num равно: 15».

Кроме переменных, этот раздел знакомит с операторами языка, которые подробно рассматриваются далее. Знак равенства «=«, используемый для присвоения значений переменным, — это оператор присваивания, а знак «+«, используемый для сложения «5+5«, — это арифметический оператор. В следующем разделе описаны все операторы, присутствующие в языке JavaScript, и правила их использования.

Операторы

В JavaScript операторы требуются для выполнения любого действия — сложения, вычитания, сравнения и т.д. В языке существует четыре типа операторов:

  • арифметические;
  • присваивания;
  • сравнения;
  • логические;

Арифметические операторы

Арифметические операторы выполняют базовые математические действия, такие как сложение, вычитание, умножение, деление и другие. В таблице 2 перечислены все арифметические операторы, доступные в языке JavaScript.

Таблица 2. Таблица 2. Арифметические операторы
Оператор Описание
+ Сложение
Вычитание
* Умножение
/ Деление
% вычисление остатка от деления
++ Инкремент
Декремент

Операторы присваивания

Арифметические операторы выполняют базовые математические действия, а операторы присваивания присваивают значения переменным JavaScript. В предыдущем разделе был продемонстрирован оператор присваивания, чаще всего используемый для присваивания значений переменным. В таблице 3 перечислены все операторы присваивания, доступные в языке JavaScript.

Таблица 3. Таблица 3. Операторы присваивания
Оператор Описание
= Равно
+= присвоить переменной результат сложения
-= присвоить переменной результат вычитания
*= присвоить переменной результат умножения
/= присвоить переменной результат деления
%= присвоить переменной результат вычисления остатка от деления

Как было показано выше, можно использовать знак = для присваивания переменной самостоятельного значения или значения выражения, но сейчас будет продемонстрирована более сложная техника. Присваивание переменной результата сложения может показаться несколько сложным, но, как показано в листинге 8, на самом деле все просто.

Листинг 8. Листинг 8. Присвоить переменной результат сложения

В результате запуска сценария на странице будет напечатано «значение num равно: 10», а после этого «новое значение num равно: 15». Как видно оператор присваивает переменной num результат сложения числа 5 и старого значения переменной num . Этот пример можно считать упрощенной записью аналогичного сценария, приведенного в листинге 9.

Листинг 9. Листинг 9. Более сложный способ присвоить переменной результат сложения

Операторы сравнения

Операторы сравнения определяют отношения между переменными или их значениями. Эти операторы используются в условных выражениях для создания логических выражений, имеющих значения true или false , путем сравнения переменных или их значений. В таблице 4 перечислены операторы сравнения, доступные в JavaScript.

Таблица 4. Таблица 4. Операторы сравнения

Логические операторы

Логические операторы в основном используются в условных выражениях для связывания операторов сравнения. В таблице 5 перечислены все логические операторы, имеющиеся в языке JavaScript.

Таблица 5. Таблица 5. Логические операторы
Оператор Описание
== равенство
=== равенство по значению и типу объекта
!= неравенство
> больше чем
= больше или равно
Оператор Описание
&& И
|| ИЛИ
! НЕ

Теперь, после изучения переменных и операторов, можно перейти к более сложным конструкциям.

Массивы

Массивы похожи на переменные, но отличаются от них тем, что могут хранить несколько значений и выражений под одним именем. Возможность хранения нескольких значений в одной переменой – это главное преимущество массива. В JavaScript для массивов не существует ограничений на количество или тип данных, которые будут в нем храниться, пока эти данные находятся в области видимости массива. Доступ к значению любого элемента массива можно получить в любой момент времени после объявления массива в сценарии. Хотя в JS-массиве можно хранить данные любого типа, включая другие массивы, обычно в массиве хранятся однородные данные и его название также каким-то образом связано с хранящимися данными. В листинге 11 представлены примеры использования массивов для хранения однородных данных.

Листинг 11. Листинг 11. Хранение однородных значений в массиве

Как можно видеть, хотя все эти элементы можно было бы хранить в одном массиве, это было бы нелогично и могло бы вызвать проблемы в сценарии, например, при идентификации данных, извлеченных из массива.

Хотя доступ к значениям в массиве осуществляется легко, но есть одна тонкость. Массив всегда начинается с 0-го, а не первого элемента, что поначалу может смущать. Нумерация элементов начинается с 0, 1, 2, 3 и т.д. Для доступа к элементу массива необходимо использовать его идентификатор, соответствующий позиции элемента в массиве (см. листинг 12).

Листинг 12. Листинг 12. Хранение однородных элементов в массиве

Тем же способом можно присвоить значение элементу, находящемуся на определенной позиции в массиве, или обновить значение элемента в массиве (см. листинг 13).

Листинг 13. Листинг 13. Присваивание значений элементам, находящихся на определенных позициях в массиве.

После изучения переменных, операторов и массивов настало время применить полученные знания к созданию бизнес-логики.

Условные выражения

Во всех языках программирования основой для создания бизнес-логики являются условные выражения, и JavaScript — не исключение. Условные выражения определяют, какое действие должно быть выполнено в зависимости от условий, установленных в сценарии. В JavaScript существуют четыре способа создания условных выражений, описанные в таблице 6.

Таблица 6. Таблица 6. Условные выражения
Выражение Описание
if используется для выполнения сценария, если определенное условие истинно (равно true )
if. else используется для выполнения одного сценария, если условие истинно, или другого сценария, если данное условие ложно (равно false )
if. else if. else используется для выполнения одного сценария, если одно из множества условий истинно, или другого сценария, когда все условия ложны
switch используется для выполнения одного из нескольких сценариев

Выражение if используется, когда сценарий необходимо выполнить только тогда, когда условие истинно. В листинге 14 показано, как использовать if -выражение с оператором сравнения для выполнения сценария в случае истинности условия.

Листинг 14. Листинг 14. Использование if

Выражение if. else используется, когда в случае истинности условия следует выполнить один сценарий, а в случае ложности — другой.

Листинг 15. Листинг 15. Использование if else

Выражение if. else if. else используется, когда есть несколько сценариев, которые должны выполняться в зависимости от истинности различных условий, как показано в листинге 16.

Листинг 16. Листинг 16. Использование if. else if. else

switch -выражения отличаются от if -выражений тем, что они не могут сравнивать значение переменной с определенным значением. В листинге 17 приведен пример, когда для выбора выполняемого сценария удобно использовать switch -выражение.

Листинг 17. Листинг 17. Использование switch

В листинге 17 можно видеть использование case и default блоков и выражений break . Эти блоки и выражения – обязательная часть switch -конструкции. Блок case определяет, что значение, используемое в switch , равно значению, используемому в данном case -блоке. Выражение break прерывает или останавливает выполнение последующих выражений в конструкции switch . В блоке default определяется сценарий, который будет выполнен, если не будет выполнен ни один из блоков case или в выполненных case -блоках отсутствовали инструкции break . В листинге 18 показано, как одновременно могут выполниться несколько case -блоков и default -блок в случае, если в выполненных case -блоках отсутствовали инструкции break .

Листинг 18. Листинг 18. Последовательное выполнение нескольких строк кода из-за отсутствия break

В результате выполнения этого сценария будет выведено «num равно 10», а затем «num равно: 10.» Такая ситуация называется «сквозное падение сквозь switch».

Как упоминалось в начале, условные выражения – это «скелет» для «наращивания» бизнес-логики в любом языке программирования, но без помощи функций получится «вырастить» только большое количество запутанного кода.

Функции

Функции обладают целым рядом преимуществ. Во-первых, они служат контейнерами для сценариев, которые будут выполняться только при наступлении события или вызове функции. Также функции не выполняются при первой загрузке Web-страницы, когда Web-браузер загружает и выполняет сценарии, находящиеся на этой странице. Предназначение функции – хранить код для выполнения определенной задачи, чтобы его можно было вызвать в любое время.

Функция оформляется в коде очень просто: она начинается с ключевого слова function , за которым следует пробел и название функции. Название функции может быть любым, но желательно, чтобы оно имело отношение к задаче, которую выполняет функция. В листинге 19 приведен пример функции, изменяющей значение существующей переменной.

Листинг 19. Листинг 19. Пример простой функции

В листинге 19 демонстрируются не только структура функции, но и пример её вызова для изменения значения переменной. В представленном фрагменте можно изменить значение переменной, так как она объявлена в области видимости основного сценария, как и сама функция, поэтому функция знает о существовании переменной. Но если объявить переменную внутри функции, то к ней нельзя будет получить доступ за пределами функции.

Функции также могут принимать данные через входные параметры. Функция может иметь один или несколько параметров, и в вызове функции будет передаваться столько параметров, сколько объявлено в сигнатуре функции. Важно не путать понятие «параметр» с «аргументом». Параметр – это часть определения (или сигнатуры) функции, а аргумент – это выражение, используемое при вызове функции. В листинге 20 приведен пример функции, имеющей параметры, и вызова функции с использованием аргументов.

Листинг 20. Листинг 20. Использование параметров функций

Функция в листинге 20 увеличивает значение переданного аргумента. В данном случае аргумент – это ранее объявленная переменная. При передаче этой переменной в функцию в качестве аргумента её значение увеличивается и становится равным 11.

В функциях также используются выражения return . Эти выражения возвращают значение, полученное после выполнения сценария в функции. Например, можно присвоить переменной значение, возвращенное функцией. В листинге 21 показано, как вернуть значение из функции после выполнения сценария.

Листинг 21. Листинг 21. Использование выражения return в функции

После запуска на странице будет напечатано «num равно 20». Удобство этой функции в том, что можно передать в функцию два параметра, она выполнит их сложение и вернет результат, который и будет присвоен переменной, вместо прямого присваивания, которое использовалось в листинге 20.

Циклы

Как было продемонстрировано выше, массивы – это удобный способ хранить большое количество многократно используемых данных, но это ещё не всё. Циклы for и while предоставляют средства для итерирования по этим массивам, доступа к их значениям и использования их в сценариях.

Чаще всего в JavaScript используется цикл for . Этот цикл обычно состоит из переменой, которой присваивается числовое значение, затем эта переменная используется с оператором сравнения для проверки условия, а в конце числовое значение переменной увеличивается или уменьшается. В ходе сравнения в цикле for обычно определяется, что числовое значение исходной переменной больше или меньше определенного числового значения. Если это условие выполняется (равно true ), то цикл выполняется и значение переменной увеличивается или уменьшается, пока условие не станет равным false . В листинге 22 приведен пример цикла for , работающего, пока числовое значение переменной меньше длины массива.

Листинг 22. Листинг 22. Использование цикла for для итерирования по массиву

Свойство length (длина) у массива содержит числовое значение, равное количеству элементов в массиве. Не забывайте, что индексация массива начинается с 0. Поэтому если в массиве 4 элемента, то значение length равно 4, а доступные индексы – 0, 1, 2, 3.

Другой тип цикла — цикл while . Считается, что этот цикл работает «быстрее» цикла for , но он не очень подходит для итерирования по массивам, и его лучше применять в случаях, когда необходимо выполнять сценарий до тех пор, пока условие истинно. В листинге 23 приведен исходный код цикла while , в котором сценарий выполняется до тех пор, пока значение численной переменной меньше 10.

Листинг 23. Листинг 23. Синтаксис цикла while

Цикл while в данном сценарии содержит строку, в которой числовая переменная инкрементируется до тех пор, пока условие цикла не станет равным false . Без этой строки цикл оказался бы бесконечным.

Заключение

Язык JavaScript –один из самых популярных языков программирования, и эта статья пытается раскрыть секрет его популярности. Этот простой язык сценариев обладает огромными возможности. Достаточно сказать, что он позволяет посетителям Web-сайтов взаимодействовать с Web-страницей после того, как она была загружена Web-браузером. В этой статье представлены основные сведения, необходимые для изучения JavaScript. После её изучения читатель будет иметь представление о том, как работают библиотеки JavaScript и как использовать их для упрощения разработки бизнес-логики Web-страниц, работающей на стороне клиента. Следующая статья закрепит эти знания на практике и познакомит с объектами JavaScript.

Как изучить JavaScript быстрее.

Всем привет! В этой статье мы рассмотрим 6 советов по изучению JavaScript, которые помогут вам освоить его быстрее.

Когда люди пытаются изучить JavaScript или какое-нибудь другое умение, они часто сталкиваются с одними и теми же проблемами.

  • Некоторые моменты могут сбивать с толку, особенно, если вы пришли с другого языка программирования
  • Трудно найти время(и, иногда, мотивацию) для изучения
  • Когда вы что-то поняли, это легко забыть
  • Инструменты меняются так быстро, что непонятно, с чего начать

К счастью, эти проблемы могут быть решены. В этой статье я собираюсь представить вам 6 советов, которые помогут вам изучить JavaScript быстрее и стать счастливым, более продуктивным программистом.

1. Не позволяйте будущим решениям останавливать вас от развития сейчас

Многие начинающие изучать JavaScript задаются вопросом, какой фреймворк начать использовать. Но, если вы еще плохо знаете чистый JavaScript, то это неправильно задавать такой вопрос. Вы будете тратить все свое время на поиски различных фреймворков, а не двигаться вперед в своем развитии.

Один из способов решения этой проблемы – это иметь список того, чему вы должны научиться. Например, чтобы стать фронт-енд разработчиком, ваш список должен выглядеть так:

Изучив все это, вы сможете создать функциональную страничку только с помощью html и css. Имея такой список, вам будет легче понять, что нужно изучать сейчас, и не тратить время на то, что следует изучать позже.

2. Не позволяйте себе забывать то, что уже изучили

Изучение чего-то слишком быстро может стать одной из самых разрушительных вещей в вашем изучении JavaScript. Позвольте мне объяснить.

Когда вы читаете что-то и сразу это понимаете, вы можете соблазниться и начать изучать что-то дальше немедленно. Возможно, вы поймете и следующую тему и начнете изучать следующую. Но вскоре вы дойдете до точки, когда поймете, что вы забыли какую-то из предыдущих тем и вам нужно вернутья назад и вспомнить ее. Вы быстро проглядываете предыдущую тему, чтобы освежить ее в памяти, и двигаетесь дальше. Но теперь вы снова понимаете, что что-то забыли. Вы продолжаете этот танец туда-сюда до тех пор, пока не понимаете, что вы полностью потерялись. Вы обескуражены, берете перерыв и затем, когда решаете продолжить обучение, понимаете, что забыли совершенно все.

К счастью, есть несколько простых шагов для решения этой проблемы:

  • Ограничьте количество материала, которое вы изучаете за раз
  • Практикуйтесь – пишите код

Когда вы изучили какую-то тему, сразу же попрактикуйтесь, почувствуйте себя комфортно при написании кода и даже постарайтесь совместить эту тему с предыдущими, уже изученными.

3. Подходите к практике правильно

Многие люди считают практику скучной, поэтому они стараются пропускать ее или сократить. Если вы будете так делать, то вам придется изучать JavaScript намного дольше. Но как сделать практику веселой, чтобы вам захотелось заниматься этим?

Что, если вы изучили новую тему по JavaScript, но не попрактиковались? Как вы будете себя чувствовать? Лично я был бы расстроен. Это выглядит так же, как если бы ребенку купили новую игрушку, но не разрешили бы поиграть с ней.

Когда вы изучаете что-то в JavaScript, представляйте, что вы играете с новой игрушкой, автомобилем, парой ботинок или чем-либо еще, что вам нравится.

Копирование материалов разрешается только с указанием автора (Михаил Русаков) и индексируемой прямой ссылкой на сайт (http://myrusakov.ru)!

Добавляйтесь ко мне в друзья ВКонтакте: http://vk.com/myrusakov.
Если Вы хотите дать оценку мне и моей работе, то напишите её в моей группе: http://vk.com/rusakovmy.

Если Вы не хотите пропустить новые материалы на сайте,
то Вы можете подписаться на обновления: Подписаться на обновления

Если у Вас остались какие-либо вопросы, либо у Вас есть желание высказаться по поводу этой статьи, то Вы можете оставить свой комментарий внизу страницы.

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Если Вам понравился сайт, то разместите ссылку на него (у себя на сайте, на форуме, в контакте):

Она выглядит вот так:

  • BB-код ссылки для форумов (например, можете поставить её в подписи):
  • Комментарии ( 2 ):

    Здравствуйте, Михаил! Статья понравилась. Очень нужные и полезные советы. В статье есть опечатка: » Ответить

    Здравствуйте Михаил Юрьевич! Полезная статья. Добавлю еще 1 трюк: если сложный алгоритм — напишите его по-русски, а потом это описание используйте как комментарии к программе. и еще — а можно без jq, на чистом? уж больно некрасивый язык 🙂

    Для добавления комментариев надо войти в систему.
    Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

    Copyright © 2010-2020 Русаков Михаил Юрьевич. Все права защищены.

    Добавить комментарий