12 потрясающих экспериментов и демок на WebVR


Оглавление (нажмите, чтобы открыть):

Ломай себя полностью! Психологический эксперимент над собой.

Захотелось провести один занимательный, с моей точки зрения, эксперемент.

Все мы люди-человеки, по большому счету, слабые, мнительные, безответственные ничтожные существа. Иначе как назвать то, что когда с нами происходит, вдруг, какой-то эпик фейл, мы тут же спешим найти этому какое-то обьяснение-оправдание? Порой доходит до смешного: «не мой день!»; «черный кот дорогу перешел»; «не по сеньке шапка»; «карма такая»; «родился не в том месте-времени»; «Путин охотится за моими стопами» и т.д. Тоесть все что угодно, но не причинно следственная связь. И самое удивительное- это то, что в глубине души, мы понимаем откуда лоси ноги растут… Но, как сказал герой фильма «12» (Сергей Маковецкий), продолжаем упиваться своей мерзостью!
Некоторые, особо хитровыструганные товарищи, поняли в чем фишка и решили признаваться об этом вслух везде где не попадя. Тоесть, посмотрите на меня, да я слаб и ничтожен, НО (!) я нашел в себе силы рассказать об этом! Да, на начальном этапе это очень важный, нужный и похвальный шаг. Человек принимает себя со всеми потрохами, снимает розовые очки т.д. (психологи еще говорят про высвобождение некой внутренней энергии путем самопринятия)… Молодец в общем, но до той поры, пока эта самоидентификация не возводится в кич и не поднимаются знамена. И это очень важный момент, вернее этап в котором важно не застрять, ибо под эти знамена с большой охотой побегут такие же «просветлевшие» головы которые будут всячески поддерживать, подбадривать, а кто-то спрашивать совета, восхищяться отвагой первопроходца… Вобщем приятная и лестная для Эго хрень к которой быстро привыкаешь и уже не хочется что-то делать дальше- ведь зачем, вон сколько энергии поступает: и своя высвободилась, полегчало, и от адептов поток хороший… А двигаться надо. Поток рано или поздно закончится и ты вновь окажешься в своем болотце, один на один со своим говноэго, теперь уже более раскормленным и приобретшим новые говнокачества.

Короче, в связи с вышеизложенным, мы понимаем, что надо двигаться дальше, работать над собой не смотря на происки Эго (вырвать суко ему жало). Для этого нужно что-то сломать в себе старое и построить-закрепить новое. Нужен метод.

За основу взят известный эксперемент с перевернутыми очками, в ходе которого группе испытуемых надлежало носить в течении 21 дня очки со специальными линзами в которых мир перевернут с ног на голову. Результат превзошёл всякие ожидания. Да, по началу было очень трудно даже поднести вилку с едой ко рту, но через 8-10 дней началась стремительная адаптация, некоторые уже гоняли по городу на велосипеде! На 21ый день люди сняли очки и… история повторилась. Им опять потребовалось время (около месяца), чтобы адаптироваться и вновь начать нормально функционировать.
Думаю все уже догадались, что таким макаром можно сформировать любой психологический паттерн, построить экзоскелет новой, полезной привычки и поломать старую и вредную. Отсюда смею предположить, что все эти сливы неудачи у трейдеров есть следствие неверной, укоренившейся привычки, или целого комплекса привычек. По простому- ПРИучились украл выпил в тюрьму терпеть неудачу, испытывать страх, терять деньги, но не ПРИучались психологически комфортно зарабатывать и приумножать. Так же совершенно понятно почему на маленьком торговом счете трейдер показывает головокружительные результаты по приросту в процентах, а как только приходится иметь дело с гораздо бОльшими суммами… очко жим-жим и… Колян танцует лучше всех! ©

Вкраце (ибо задолбался писать), открываю в какой нибудь кухне счет на небольшую сумму которую не жалко потерять. Пусть это будет 100 у е. и в течении 21 дня КАЖДЫЙ день, делаю к нему прирост по 4% плюс-минус. Важно, именно каждый день и не меньше 4% и желательно не больше тоже- как бы смешно не смотрелся дневной, итоговый профит.

Суть в том, что мы убиваем двух зайцев- нарабатываем дисциплину (никаких ща зайду на все и буду держать), и постепенно нарабатываем-раскачиваем психологически комфортную привычку придерживаться данного процента не смотря на то, что счет будет увеличиваться по экспоненте. Все это пригодится в дальнейшем при работе с серьезными счетами.

Кстати, через 21 день, посредством нехитрой системы «сложный процент» 100 уе превратятся минимум в 227.87 уе. тоесть чуть больше 100%

Пы сы.
На момент опубликования топика, экперементу пошел 4тый день. Полет нормальный. И впредь, буду отписывать в комментах сколько процентов взято в день.

9 гениальных экспериментов в социальной психологии

Для того, чтобы давать ответы на странные человеческие вопросы и решать глобальные проблемы, психологам и социологам приходилось проводить социальные эксперименты, некоторые из которых были настолько неэтичными, что могли бы шокировать даже защитников животных, как правило, презирающих людей. Но без этих знаний мы бы так и не разобрались в этом странном обществе.

Или, как его еще называют, «гало-эффект» — это классический эксперимент социальной психологии. Вся его суть в том, что глобальные оценки о человеке (например, симпатичный он или нет) переносятся на суждения об их специфических признаках (раз симпатичный, значит, умный). Проще говоря, человек пользуется лишь первым впечатлением или запоминающейся чертой в оценке индивидуальности. Голливудские звезды прекрасно демонстрируют эффект ореола. Ведь нам почему-то кажется, что такие симпатичные люди не могут быть идиотами. Но увы, в реальности они немногим умнее ручной жабы. Вспомни себя в детстве, когда хорошими казались только люди с привлекательной внешностью, за что многие не очень любили пожилых людей и артиста Александра Баширова. По сути, это то же самое.

Новаторский социально-психологический эксперимент Фестингер и Карлсмита, проведенный в 1959 году, породил фразу, которую многие до сих пор не понимают. Лучше всего это иллюстрирует случай, произошедший в 1929 году с художником-сюрреалистом Рене Магриттом, который предъявил публике реалистичное изображение курительной трубки с подписью на хорошем, годном французском языке «Это не трубка». Это неловкое чувство, когда серьезно задумываешься, кто из вас двоих идиот, и есть когнитивный диссонанс.

Теоретически, диссонанс должен вызывать стремление либо изменить представления и знания в соответствии с реальностью (то есть стимулировать процесс познания), либо перепроверить поступающую информацию на предмет ее подлинности (приятель, конечно, шутит, а его конечная цель — увидеть твою исказившуюся, как у Рона Уизли, рожу). На деле в мозге человека вполне комфортно уживаются самые разные понятия. Потому что люди тупые. Тот же Магритт, давший картине название «Коварство образа», столкнулся с ничего не понимающей толпой и критиками, требовавшими сменить название.

В 1954 году турецкий психолог Музафер Шериф поставил эксперимент «Пещера разбойников», в ходе которого дело дошло до того, что дети готовы были убить друг друга.

Группа мальчишек десяти-двенадцати лет из хороших протестантских семей была отправлена в летний лагерь, руководимый психологами. Мальчики были разделены на две отдельные группы, которые встречались вместе только во время спортивных соревнований или других мероприятий.

По мнению Шерифа, снижению напряженности между любыми группами должно способствовать информирование о противостоящей стороне в позитивном свете, поощрение неформальных, «человеческих» контактов между членами конфликтующих групп, конструктивные переговоры лидеров. Однако ни одно из этих условий не может быть эффективно само по себе. Позитивная информация о «враге» чаще всего не принимается во внимание, неформальные контакты легко оборачиваются тем же конфликтом, а взаимная уступчивость лидеров расценивается их сторонниками как проявление слабости.

Эксперимент, вдохновивший на съемку двух фильмов и написание повести. Он был проведен, дабы объяснить конфликты в исправительных учреждениях США и в морской пехоте, а заодно изучить поведение группы и важность ролей в ней. Исследователи отобрали группу из 24 студентов-мужчин, которые считались здоровыми, как физически, так и психологически. Эти люди зарегистрировались для участия в «психологическом исследовании тюремной жизни», за что им платили по 15$ в сутки. Половина из них методом случайной выборки становилась заключенными, а другая половина была назначена на роли тюремных охранников. Эксперимент разыгрывался в подвале факультета психологии Стэнфордского университета, где даже создали для этих целей импровизированную тюрьму.

Заключенным дали стандартные инструкции тюремной жизни, которая включала в себя сохранение порядка и ношение формы. Для пущей реалистичности экспериментаторы даже проводили импровизированные аресты в домах испытуемых. Охранники же никогда не должны были прибегать к насилию по отношению к заключенным, но им необходимо было контролировать порядок. Первый день прошел без происшествий, но заключенные восстали на второй день, забаррикадировавшись в своих камерах и не обращая внимания на охранников. Такое поведение вывело охранников из себя, и те начали отделять «хороших» заключенных от «плохих» и даже стали наказывать заключенных, в том числе публичными унижениями. В течение всего нескольких дней у охранников стали проявляться садистские наклонности, а заключенные впали в депрессию и показывали признаки тяжелого стресса.

Не рассказывай об этом эксперименте своему начальнику-садисту, ведь в своем эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? Фактически это объяснило огромное количество жертв Холокоста.

Милгрэм предположил, что люди по своей природе склонны подчиняться авторитетным фигурам, и устроил эксперимент, который был представлен как исследование влияния боли на память. Каждое испытание было разделено на роли «учитель» и «ученик», который был актером, так что только один человек был настоящим участником. Весь эксперимент был продуман таким образом, что приглашенному участнику всегда доставалась роль «учителя». Оба находились в отдельных комнатах, и «учителю» давались инструкции. Он должен был нажимать кнопку, чтобы поражать током «ученика» каждый раз, когда тот давал неправильный ответ. Каждый последующий неправильный ответ приводил к увеличению напряжения. В конце концов актер начинал жаловаться на боль, сопровождая ее криком.

Милгрэм выяснил, что большинство участников просто выполняло приказы, продолжая причинять боль «ученику». Если испытуемый проявлял колебания, то экспериментатор требовал продолжения одной из предопределенных фраз: «Пожалуйста, продолжайте»; «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»; «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»; «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». Что самое интересное: если бы ток действительно был проведен к ученикам, то они бы просто не выжили.

Люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами, что и вызывает впечатление несуществующего консенсуса. Очень многие считают, что их собственные мнения, верования и пристрастия значительно более распространены в обществе, чем это есть на самом деле.

Затем участники должны были сказать, какой из двух вариантов выбрали бы они сами, и какой вариант выберет большинство, а также дать характеристику людям, которые выберут тот или иной вариант.

Исследователи обнаружили, что независимо от того, какой из вариантов выбирали участники, они, как правило, считали, что большинство людей тоже выберет именно его. Кроме того, выяснилось, что люди склонны давать негативные описания людям, которые выбирают альтернативу.

Поведение людей в группах — это крайне увлекательный процесс. Как только люди сбиваются в группы, то начинают делать странные вещи: копировать поведение других членов группы, искать лидера для борьбы с другими группами, а некоторые сколачивают собственные группы и начинают бороться за главенство.

Это и подтвердил упомянутый выше эксперимент «пещера разбойников».

В социальной психологии эффект свидетеля привел к неожиданному выводу, что присутствие других людей сдерживает нас от помощи в чрезвычайных ситуациях. В 1968 году Джон Дарли и Бибб Латане изучали поведение свидетелей преступлений. К этому их привело душераздирающее убийство Китти Дженовезе, молодой женщины, убитой средь бела дня на глазах у прохожих, но никем не спасенной.

Авторы эксперимента запирали людей в комнате поодиночке и в группе, а потом пускали дым. Как ни странно, один участник намного быстрее сообщал о дыме, чем в группе. На принятие решения влияли окружающая среда (если место знакомое — вероятность помощи выше), сомнение, нужна ли пострадавшему помощь или с ним все в порядке, и наличие других в радиусе преступления.

Люди — прирожденные конформисты: мы похоже одеваемся и часто без задней мысли копируем поведение друг друга. Но как далеко готов пойти человек? Неужели ему не страшно потерять собственное «я»?

Это и пытался выяснить Соломон Аш. Участники эксперимента были усажены в аудитории. Им демонстрировались по порядку две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на второй — три, только одна из которых такой же длины, что и линия на первой карточке. Задача студентов довольно проста — необходимо ответить на вопрос, какая из трех линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображенная на первой карточке.

Тридцать семь из пятидесяти участников согласились с неправильным ответом группы, несмотря на физические доказательства обратного. Аш пошел на обман в этом эксперименте, не получив информированного согласия его участников, так что эти исследования не могут быть воспроизведены сегодня.

10 интересных экспериментов для детей

Хотите занять детей и вместе с ними познавать мир и чудеса физических явлений? Тогда приглашаем в нашу «экспериментальную лабораторию», в которой мы расскажем, как создавать простые, но очень интересные эксперименты для детей.

Эксперименты с яйцом

Яйцо с солью

Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности.

1. Половину стакана наполняем водой.

2. Добавляем в стакан много соли (около 6 столовых ложек).

4. Осторожно опускаем яйцо в воду и наблюдаем за происходящим.


Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.

Яйцо в бутылке

Знаете ли Вы, что вареное цельное яйцо можно легко поместить в бутылку?

  • Бутылка с диаметром горлышка меньшим диаметра яйца
  • Вареное яйцо вкрутую
  • Спички
  • Немного бумаги
  • Растительное масло.

1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.

2. Теперь поджигайте бумагу (можно просто несколько спичек) и сразу кидайте в бутылку.

3. Положите на горлышко яйцо.

Когда огонь погаснет, яйцо окажется внутри бутылки.

Огонь провоцирует нагревание воздуха в бутылке, который выходит наружу. После того, как погаснет огонь, воздух в бутылке начнет охлаждаться и сжиматься. Поэтому в бутылке образуется низкое давление, а наружное давление заталкивает яйцо в бутылку.

Эксперимент с шариком

Этот опыт показывает, как взаимодействуют между собой резина и апельсиновая цедра.

1. Надуйте воздушный шарик.

2. Почистите апельсин, но апельсиновую шкурку (цедру) не выбрасывайте.

3. Выжмите апельсиновую цедру над шариком, после чего он лопнет.

Цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.

Эксперимент со свечой

Интересный эксперимент, показывающий возгорание свечи на расстоянии.

  • Обычная свеча
  • Спички или зажигалка.

1. Зажгите свечу.

2. Через несколько секунд потушите ее.

3. Теперь поднесите горящее пламя к дыму, исходящему от свечи. Свеча снова начнет гореть.

Дым, поднимающийся вверх от погасшей свечи, содержит парафин, который быстро загорается. Горящие пары парафина доходят до фитиля, и свеча снова начинает гореть.

Сода с уксусом

Шарик, который сам надувается, это очень интересное зрелище.

  • Бутылка
  • Стакан уксуса
  • 4 чайных ложки соды
  • Воздушный шарик.

1. Наливаем стакан уксуса в бутылку.

2. Засыпаем соду в шарик.

3. Надеваем шарик на горлышко бутылки.

4. Медленно ставим шарик вертикально, высыпая при этом соду в бутылку с уксусом.

5. Наблюдаем за тем, как надувается шарик.

Если добавлять соду в уксус, то происходит процесс, называемый гашение соды. Во время данного процесса выделяется углекислый газ, который и надувает наш шарик.

Невидимые чернила

Поиграйте со своим ребенком в секретного агента и создайте свои невидимые чернила.

  • Половина лимона
  • Вода
  • Ложка
  • Миска
  • Ватный тампон
  • Белая бумага
  • Лампа.

1. Выжмите немного лимонного сока в миску и добавьте столько же воды.


2. Опустите ватный тампон в смесь и напишите что-нибудь на белой бумаге.

3. Подождите, пока сок высохнет, и полностью станет невидимым.

4. Когда вы будете готовы, чтобы прочитать секретное сообщение или показать его кому-то еще, нагрейте бумагу, держа ее близко к лампочке или к огню.

Лимонный сок является органическим веществом, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавленный лимонный сок в воде делает его трудно заметным на бумаге, и никто не будет знать, что там есть лимонный сок, пока он не нагреется.

Другие вещества, которые работают по такому же принципу:

Мастер Йода рекомендует:  Как выровнять таблицу по центру в HTML

Как сделать лаву

Далее мы расскажем, как создать домашнюю лаву для детей.

  • Подсолнечное масло
  • Сок или пищевой краситель
  • Прозрачный сосуд (можно стакан)
  • Какие-либо шипучие таблетки.

1. Сперва наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары.

2. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом.

3. Теперь ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла.

4. Бросаем в стакан таблетку и наблюдаем эффект, похожий на лаву. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну.

Масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.

Таблетка шипит за счет того, что содержит лимонную кислоту и соду (бикарбонат натрия). Оба эти ингредиента вступают в реакцию с водой с образованием цитрата натрия и газообразного диоксида углерода.

Эксперимент со льдом

На первый взгляд можно подумать, что кубик льда, находясь сверху, в конечном итоге плавится, за счет чего и должен заставить воду разлиться, но так ли это на самом деле?

1. Заполните стакан теплой водой до самого края.

2. Осторожно опустите кубики льда.

3. Наблюдайте внимательно за уровнем воды.

По мере таяния льда уровень воды совершенно не меняется.

Когда вода замерзает, превращаясь в лед, она расширяется, увеличивая свой объем (вот почему зимой могут разрываться даже отопительные трубы). Вода из растаявшего льда занимает меньше места, чем сам лед. Поэтому когда кубик льда тает, уровень воды остается примерно такой же.

Как сделать парашют

Узнайте о сопротивлении воздуха, сделав небольшой парашют.

  • Полиэтиленовый пакет или другой легкий материал
  • Ножницы
  • Нить
  • Маленький груз (возможно, какая-либо фигурка).

1. Вырезаем большой квадрат из полиэтиленового пакета.

2. Теперь обрезаем края так, чтобы получился восьмиугольник (восемь одинаковых сторон).

3. Теперь привязываем 8 отрезков нитей к каждому углу.

4. Не забудьте сделать небольшое отверстие в середине парашюта.

5. Другие концы нитей привяжите на маленький груз.

6. Используем стул или находим высокую точку, чтобы запустить парашют и проверить, как он летает. Помните, что парашют должен лететь как можно медленнее.

Когда выпускается парашют, груз тянет его вниз, но при помощи строп парашют занимает большую площадь, которая сопротивляется воздуху, за счет чего груз медленно опускается. Чем больше площадь поверхности парашюта, тем больше сопротивляется эта поверхность падению, и тем медленнее будет опускаться парашют.

Небольшое отверстие в середине парашюта позволяет воздуху медленно проходить через него, а не заваливать парашют на одну сторону.

Как сделать торнадо

Узнайте, как сделать торнадо в бутылке с этим веселым научным экспериментом для детей. Использованные в эксперименте предметы легко найти в обиходе. Сделанный домашний мини-торнадо намного безопаснее торнадо, который показывают по телевидению в степях Америки.

  • Две пластиковые бутылки с крышками
  • Клей (клеящий пластмассу)
  • Вода
  • Нож
  • Скотч.

1. Заполните пластиковую бутылку водой, но не полностью.


2. Аккуратно сделайте отверстия в крышках с помощью ножа.

3. Теперь приклейте крышки друг к другу со стороны отверстий.

4. Прикручиваем обе бутылки к крышкам.

Заполненную водой бутылку переворачиваем наверх. Раскручиваем бутылку с водой круговыми движениями и наблюдаем интересное явление торнадо.

Круговое вращение бутылки создает вихрь воды, который выглядит как торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Следует отметить, что вихри в природе бывают в виде смерчей и ураганов.

Распространение молекул

При помощи этого эксперимента мы наглядно будем наблюдать тот факт, что молекулы горячей воды действительно двигаются быстрее, чем холодной.

  • Стакан с горячей водой
  • Стакан с холодной водой
  • Любой краситель (например, марганцовка)
  • Пипетка.

1. Стаканы заполняем водой одинаково. Капаем краситель с помощью пипетки одновременно в стакан с горячей и холодной водой.

2. Наблюдаем, что происходит.

Горячая вода окрашивается быстрее холодной.

Пищевой краситель распространяется в горячей воде быстрее, чем в холодной. Это называется диффузией. Этот опыт также подтверждает существование так называемого броуновского движения.

3 научных эксперимента, которые заставят вас изменить отношение к себе

Нейробиологические эксперименты, проведённые в XX веке, разрушают самые надёжные, незыблемые и, казалось бы, не подлежащие сомнению истины, которые касаются нашего «я».

1. Свободы воли нет

Существует ли свобода воли — способность нашего сознания спонтанно вмешиваться в физические процессы и направлять их движение? Философия даёт различные ответы на этот вопрос, но наука придерживается вполне определённой точки зрения.

По мнению нейробиолога Бенджамина Либета, любая мысль рождается бессознательно. Сознание имеет дело с уже готовым результатом. Оно — лишь фонарь, освещающий независящие от него процессы. Свобода воли в таком случае — чистая иллюзия.

Серия проведённых им экспериментов подтверждает это мнение. Бенджамин Либет стимулировал разные части мозга людей электродами. Задержка между реакцией мозга на стимул и его осознанием составляла в среднем полсекунды. Именно это объясняет работу безусловных рефлексов — мы убираем руку от горячей плиты ещё до того, как осознаём опасность и боль.

Однако, как показало исследование Либета, таков механизм работы не только безусловных рефлексов. Человек в принципе всегда осознаёт свои ощущения с некоторой задержкой. Мозг сначала видит, и только после этого мы осознаём видимое, он думает, но лишь через некоторое время мы обнаруживаем, что за мысль появилась. Мы как бы живём в прошлом, отставая от реальности на полсекунды.

Однако Либет на этом не остановился. В 1973 году он провёл эксперимент, целью которого было выяснить, что первично — деятельность мозга или наше желание. Интуиция подсказывает нам, что у нас есть воля, которая приказывает мозгу действовать определённым образом.

Либет измерял мозговую активность людей во время принятия ими осознанных решений. Испытуемые должны были смотреть на циферблат с вращающейся стрелкой и в любой момент останавливать процесс нажатием кнопки. Затем они должны были назвать время, когда они впервые осознали желание нажать на клавишу.

Результат был поразительный. Электрический сигнал в мозге, посылающий решение о нажатии кнопки, появлялся за 350 миллисекунд до принятия решения и за 500 миллисекунд до самого действия.

Мозг готовится к действию задолго до того, как мы принимаем осознанное решение совершить это действие.

Наблюдающий со стороны экспериментатор может предугадать выбор человека, который тот ещё не сделал. В современных аналогах эксперимента предсказание волевого решения человека может быть осуществлено за 6 секунд до того, как человек сам его примет.

Представьте себе бильярдный шар, который катится по определённой траектории. Опытный бильярдист, автоматически считав скорость и направление движения, укажет его точное расположение через пару секунд. Точно такими же шарами являемся мы для нейробиологии после эксперимента Либета.

Свободный выбор человека — результат бессознательных процессов в мозге, а свобода воли — иллюзия.

2. Наше «я» не едино

В нейробиологии есть метод выяснения функций того или иного отдела мозга. Заключается он в устранении или усыплении изучаемой области и в выявлении происходящих после этого изменений в психике и интеллектуальных способностях человека.

Наш мозг состоит из двух полушарий, которые соединяются мозолистым телом. Долгое время его значение было неизвестно науке.

Нейропсихолог Роджер Сперри в 1960 году перерезал волокна мозолистого тела у страдавшего эпилепсией пациента. Болезнь была вылечена, и сначала казалось, что ни к каким негативным последствиям операция не привела. Однако впоследствии в поведении человека, а также его когнитивных способностях стали наблюдаться глубочайшие изменения.

Каждая половина мозга начала работать самостоятельно. Если человеку показывали написанное слово с правой стороны относительно его носа, то он легко мог прочитать его, поскольку обработкой информации занимается левое полушарие, ответственное за речевые способности.

Но когда слово появлялось с левой стороны, испытуемый не мог произнести его, но мог нарисовать то, что обозначало слово. При этом сам пациент говорил, что ничего не видел. Более того, нарисовав предмет, он так и не мог определить, что им было изображено.

За время наблюдений за пациентами, перенёсшими каллозотомию (рассечение мозолистого тела), были обнаружены ещё более удивительные эффекты. Так, например, каждое из полушарий иногда обнаруживало собственную, не зависящую от другого волю. Одна рука пыталась надеть на пациента галстук, а другая — его снять. Однако доминирующее положение занимало левое полушарие. По мнению учёных, это связано с тем, что речевой центр находится именно там, а наше сознание и воля имеют языковую природу.

Рядом с нашим сознательным «я» живёт сосед, который обладает собственными желаниями, но который не способен к волеизъявлению.

Когда человеку с рассечённым мозолистым телом демонстрировали два слова — «песок» и «часы», — он рисовал песочные часы. Его левое полушарие обрабатывало сигнал с правой стороны, то есть слово «песок». На вопрос, почему он рисовал песочные часы, ведь он видел только песок, испытуемый вдавался в нелепые объяснения своего поступка.

Реальные причины наших действий зачастую скрыты от нас самих. А причиной мы называем то оправдание, которое было сконструировано нами после совершения действия. Таким образом, не причина предваряет следствие, а следствие является тем, что конструирует причину.

3. Чтение чужих мыслей возможно

Каждый из нас внутренне убеждён, что его сознание является приватной областью, не доступной никому. Мысли, чувства, восприятие являются самой защищённой собственностью, поскольку они существуют в сознании. Но так ли это?


В 1999 году нейробиолог Янг Дэн провёл один эксперимент, который показал, что работа мозга в принципе ничем не отличается от работы компьютера. Таким образом, зная его кодировку, можно с лёгкостью считывать образующуюся в мозге информацию.

В качестве подопытного он использовал кошку. Дэн зафиксировал животное на столе и вставил специальные электроды в область мозга, отвечающую за обработку визуальной информации.

Кошке показывали различные изображения, а электроды в это время фиксировали активность нейронов. Информация передавалась на компьютер, который преобразовывал электрические импульсы в реальное изображение. На экран монитора проецировалось то, что видела кошка.

Важно понять специфику механизма трансляции изображения. Электроды — не камеры, снимающие изображение, которое возникает перед кошкой. Дэну с помощью технологий удалось повторить то, что делает мозг, — преобразовать электрический импульс в визуальное изображение.

Понятно, что эксперимент ставился лишь в рамках зрительного канала, но он отображает принцип действия мозга и показывает возможности в этой сфере.

Зная, как распространяется информация в мозге, и имея ключ к её прочтению, несложно представить себе компьютер, который мог бы полностью считывать состояние мозга человека.

Не столь важно, когда будет создан такой компьютер. Важно то, готовы ли люди к тому, что их мысли, воспоминания, характер, личность в целом — лишь одна из страниц книги на неизвестном языке, которая может быть прочитана другими.

WebVR

Bringing Virtual Reality to the Web

What is WebVR?

WebVR is an open specification that makes it possible to experience VR in your browser. The goal is to make it easier for everyone to get into VR experiences, no matter what device you have.

How do I experience WebVR?

You need two things to experience WebVR: a headset and a compatible browser.

I’ve already got a headset.

Select your headset below to find out which browsers work best for you.

I don’t have a headset.

The easiest way to get started is with a basic headset like Google Cardboard. Just drop your phone in, and you’re ready to go. You can also use your phone with more advanced headsets like Samsung Gear VR and Google Daydream.

For the best performance and most features, you can use a VR headset connected to a computer, like Oculus Rift or HTC VIVE. Those will allow for higher framerates, higher resolutions, and even let you walk around in VR.

Or, on some sites, you can just use your computer or phone without a headset. You won’t be able to see in 3D or interact as fully in most VR worlds, but you can still look around in 360 degrees.

15 самых известных психологических экспериментов всех времен

Человек и особенности его личности уже не одно столетие являются объектом интереса и изучения великих умов человечества. Сейчас для получения достоверных данных в изучении особенностей психики человека и его личности люди пользуются большим количеством самых разных способов и методов исследования в психологии. И одним из методов, получивших наибольшую популярность и зарекомендовавших себя с самой практической стороны, является психологический эксперимент.

Тест на внимательность

1. Тест на селективное внимание

Как думаете, достаточно ли вы внимательны? Есть один способ узнать это. Посмотрите видео выше. Получили ли вы правильный ответ? Если да, то примите наши поздравления! Но ответьте на более важный вопрос: заметили ли вы на видео танцующего медведя? В начале тестирования вам предлагалось только посчитать сколько раз передает мяч команда в белом. Танцующий медведь появляется спустя несколько минут после начала игры. Исследование показало, что большинство испытуемых не замечают медведя вообще, что и доказывает факт того, что люди чаще всего переоценивают свои способности.

2. Скрипач в метро

Выделяете ли вы время на то, чтобы остановиться и оценить красоту вокруг вас? Согласно эксперименту, проведенному в 2007 году, скорее всего, — нет. Всемирно известный скрипач Джош Белл выступил в роли уличного артиста на станции метро в Вашингтоне, чтобы увидеть какое количество людей сможет остановиться и оценить его игру на скрипке. Несмотря на то, что он играл на скрипке ручной работы стоимостью 3,5 миллионов долларов и недавно выступил на концерте в Бостоне, где в среднем цена билета $100, немногие остановились, чтобы оценить его талант. Джош за целый день игры на скрипке заработал лишь $32.

3. Лестница-пианино

Инициатива Volkswagen под названием «Теория веселья» была применена для того, чтобы доказать, что поведение людей может поменяться в лучшую сторону, несмотря на повседневную рутину. В данном эксперименте люди проходят по музыкальной лестнице на станции метро в Стокгольме, Швеция. В результате можно увидеть, какое количество людей готово отдать предпочтение здоровому образу жизни, поднимаясь/спускаясь по лестнице. В день эксперимента более 66% людей воспользовались лестницей, что и доказывает полезность «Теории веселья».

4. Эксперимент Милгрэма

Эксперимент Милгрэма — классический эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения». В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

5. Маршмеллоу-тест

В конце 1960-х годов американский психолог Уолтер Мишел провел эксперимент, в котором детям предлагалось сделать непростой выбор. Воспитанника стэнфорского детсада садили за стол, а перед ним клали аппетитный маршмеллоу (печенье, мятный леденец или крендель). Затем экспериментатор сообщал, что ему нужно отлучиться, и обещал ребенку, что если тот не съест сладость до его возвращения, то получит еще одну порцию. После этого экспериментатор покидал комнату, оставляя ребенка наедине с непреодолимым желанием насладиться лакомством. Только представьте, как тяжело ребенку совладать с искушением! Ситуация осложнялась тем, что в комнате не было игрушек, на которые можно было бы отвлечься в процессе ожидания. Только стул, стол и маршмеллоу.
В результате одни дети съедали лакомство сразу, а другие, спустя 15 минут, получая обещанную награду.

6. Эффект свидетеля

Поведение, направленное на оказание помощи другим людям, называется просоциальным. В психологических экспериментах делались попытки определить его факторы. Джон Дарли из Нью-Йоркского университета и Бибб Латане из Колумбийского университета предложили термин для описания поведения человека, ставшего свидетелем критической ситуации, когда возникает необходимость оказать помощь, — «вмешательство свидетеля» (или невмешательство). Результаты этого исследования вселяют тревогу. Однако полученные данные помогли в разработке мероприятий, которые могут изменить социальное поведение людей в критических ситуациях. Понятно, что знание об эффекте свидетеля позволяет человеку понять свою личную ответственность за оказание помощи даже тогда, когда вокруг него много людей. Исследования психологов подтверждают, что люди, знакомые с результатами Дарли и Латане, охотнее оказывали помощь в критических ситуациях.

7. Эксперимент конформизма Аша

Как вы считаете, подвержены ли вы влиянию группы или, проще говоря «стадному» инстинкту «делай, как все»? Вероятно, вы, как и большинство обычных людей, полагаете, что легко можете противостоять группе, если уверены в своей правоте. В 50-х годах прошлого столетия психолог Соломон Аш провел ряд экспериментов, разработанных, чтобы продемонстрировать власть подражания в группах. Участников эксперимента Аша убедили, будто они принимают участие не в психологическом, а в зрительном эксперименте. Их разделили на группы по 2-7 человек. Один человек в группе был испытуемым, а остальные — помощниками Аша. Сначала помощники отвечали на все вопросы правильно, так же как и испытуемый, но потом стали единогласно утверждать неверные ответы. Практически 75% испытуемых согласились со мнением большинства, по крайней мере, единожды.

8. Стэнфордский тюремный эксперимент

Это психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году в Стэнфордском университете американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени.

9. Эксперимент «Кукла Бобо»


Приводит ли насилие, наблюдаемое детьми в кино, по телевидению и в видеоиграх, к формированию у них агрессивного поведения? Этот вопрос вызывает жаркие споры сегодня, но он был также очень актуален полвека назад, когда психолог Альберт Бандура решил экспериментально определить, как влияет наблюдение агрессии на психику детей.

В знаменитом эксперименте, известном под названием «Кукла Бобо», Альберт Бандура и его коллеги сумели продемонстрировать один из путей изучения агрессии у детей. Теория Бандуры предполагает, что формирование агрессии у детей происходит посредством наблюдения и взаимодействия с другими людьми.

10. Собака Павлова

В своем ставшем классическим эксперименте Павлов вживил в слюнную железу собаки фистулу, чтобы измерять количество выделенной слюны. Затем перед собакой ставили миску, в которую автоматически подавалась еда. Экспериментатор сначала включал свет в окошке перед собакой, а затем, через несколько секунд, в миску подавалось немного пищи, а свет выключался.

Мастер Йода рекомендует:  Задача на операцию с битами

Собака была голодна, поэтому отмечалось обильное слюноотделение Выделение слюны у голодной собаки при виде пищи является безусловным (врожден­ным) рефлексом. Здесь нет никакого научения, поэтому еда является безусловным стиму­лом, а свет — вообще нейтральным раздражи­телем. На него собака первоначально никак не реагировала. Однако эту процедуру повторяли многократно: сначала зажигался свет, затем подавалась пища.

В результате было обнаружено, что у собаки начиналось выделение слюны сразу же при зажигании света. Более того, слюна начинала выделяться даже тогда, когда после зажигания света пища вообще не подавалась.

11. Маленький Альберт

В самом конце 1919 года Уотсон и его ассистентка и любовница Розали Рейнер ставят эксперимент, который призван показать правоту бихевиористической теории. Их задача — вызвать посредством внешних стимулов сложную психическую эмоцию там, где ее раньше не было.

Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б.». Сначала экспериментаторы проверили реакции Альберта, показывая ему белую крысу, разнообразные маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ни один из этих предметов не выявил страха у малыша. Затем Уотсон с ассистенткой приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как ребенку давали поиграть с белой крысой, экспериментатор сильно бил молотком по стальной метровой полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Разумеется, достаточно быстро ребенок стал пугаться и самой крысы — без удара. Результат — условный рефлекс страха на крысу действительно закрепился у малыша.

12. Социальный эксперимент «Carlsberg»

Веселая реклама пива превратилась в самый настоящий психологический эксперимент. Ничего не подозревающие пары заходили в кинотеатр и обнаруживали, что единственные два места находятся в самой середине зала. А все прочие места заняты мрачными, накачанными байкерами, недобро поглядывавшими на вновь вошедших. Большинство пар предпочло ретироваться из кинотеатра от греха подальше, а добравшихся до своих мест байкеры приветствовали громкими аплодисментами и бесплатным пивом. Так психологи выяснили процент смелых людей среди обычного населения. Как и ожидалось, он оказался совсем не велик.

13. Эксперимент «Пропавший ребенок»

Оказывается, мы очень редко обращаем внимание на то, что происходит вокруг именно сейчас. Психологи повесили листовку с объявлением о пропаже ребенка у дверей в магазин. Некоторые из зашедших в помещение даже ее прочли. Но никто так и не заметил изображенного на фотографии мальчика, хотя он стоял всего в паре метров от дверей.

14. Привитый расизм

Учитель третьего класса Джейн Эллиот разделила детей на две группы: голубоглазое большинство и кареглазых изгоев. Отношение было соответствующим — светлым ребятам отдавалось немалое предпочтение. Уже ко второму дню они начали показывать лучшие результаты в учебе, а к третьему принялись третировать представителей меньшинства. Кареглазые студенты испытывали серьезные проблемы с самооценкой, их успеваемость упала. Психологи считают, что мы готовы стать расистами, если на то поступает указание сверху.

15. Обезьяны Харлоу

Доктор Гарри Харлоу проводил жестокие эксперименты на обезьянах. Он исследовал вопрос социальной изоляции индивидуума и методов защиты от нее. Харлоу отбирал детеныша обезьяны у матери и помещал его в клетку в полном одиночестве. Причем выбирал он тех малышей, у которых с матерью была наиболее прочная связь. Обезьяна целый год сидела в клетке, а потом ее отпускали. Впоследствии обнаружилось, что у большинства особей проявляются различные психические отклонения. Ученый сделал вывод: даже счастливое детство не является профилактикой депрессий. Однако к такому простому заключению можно было прийти и без жестоких экспериментов. Кстати, движение в защиту прав животных началось именно после огласки результатов этого страшного исследования.

10 любопытных мысленных экспериментов и парадоксов

В последующие века, после того как древние греки первыми их вывели, парадоксы процветали во всех слоях общества, радуя и приводя в бешенство миллионы людей. Некоторые из них представляют проблемы с нелогичными ответами, остальные — неразрешимые проблемы. Мы выбрали десятку самых любопытных и малоизвестных.

Демон Максвелла

Названный в честь шотландского физика 19 века, первым предложившим эту идею, «демон Максвелла» — это мысленный эксперимент, в котором Джеймс Клерк Максвелл пытался нарушить второй закон термодинамики. Законы термодинамики остаются нерушимыми, поэтому сам факт возможности их нарушения привел к парадоксу.

Есть коробка, заполненная газом неопределенной температуры. В середине коробки есть стенка. Некий демон открывает отверстие в стене, позволяя только быстрым (в среднем) молекулам проникнуть в левую часть коробки. Таким образом, демон создает две отдельные зоны: горячую и холодную. Разделение температур позволяет, в свою очередь, генерировать энергию, позволяя потоку молекул перетекать от горячей к холодной областям через тепловой двигатель. На первый взгляд, такая система должна нарушить второй закон термодинамики, который утверждает, что энтропию изолированной системы невозможно изменить.

Однако второй закон говорит и то, что демон не сможет делать это без ежеминутной потери своей энергии. Такое опровержение было впервые предложено венгерским физиком Лео Сцилардом. Смысл этого аргумента в том, что демон будет генерировать энтропию простым измерением того, какие молекулы движутся быстрее среднего. Кроме того, движение дверей и движение демона тоже будет генерировать энтропию.

Лампа Томсона

Джеймс Томсон был британским философом, жившим в 20 веке. Его наиболее заметным вкладом стал парадокс, известный как «лампа Томсона», головоломка, связанная с таким явлением, как сверхзадачи. (Сверхзадачи — это счетные бесконечные последовательности, которые происходят в определенном порядке в конечное время).

Проблема такова. Есть лампа с кнопкой. Нажатие кнопки включает и выключает свет. Если каждое последующее нажатие кнопки будет занимать в два раза меньше времени, чем предыдущее, будет ли свет включен или выключен спустя заданный промежуток времени?

Благодаря природе бесконечности, невозможно узнать, будет ли свет включен или выключен, поскольку последнего нажатия на кнопку просто не будет. За любое время, хоть за две минуты, хоть за десять, на выключатель придется нажать бесконечное число раз. Сверхзадачи были впервые предложены Зеноном Элейским, а Томсон довел эту задачу до парадокса. Некоторые философы вроде Пола Бенасеррафа все еще утверждают, что машины вроде лампы Томсона как минимум логически возможны.

Проблема двух конвертов

Менее известный двоюродный брат «парадокса Монти Холла» — «проблема двух конвертов» — объясняется следующим образом. Человек показывает вам два конверта. Он говорит, что в одном лежит определенная сумма долларов, а в другом — в два раза больше. Вам нужно выбрать конверт и проверить содержимое. Затем вы можете выбрать: оставить себе конверт или взять другой. Какой даст вам больше денег? При условии, что вы не знаете, сколько конкретно денег лежит в вашем или другом конверте.

Изначально ваш шанс взять конверт с большим количеством денег составляет 50/50, или 1 к 2. Самая распространенная ошибка, которую допускают при вычислении лучшего варианта, заключается в следующей формуле, где Y — ценность конверта в вашей руке: 1/2(2Y) + 1/2(Y/2) = 1,25Y. Проблема этого решения в том, что вам нужно сделать бесконечное число выборов, поскольку именно так вы будете получать больше денег. В этом и парадокс. Было выдвинуто много решений, но ни один из них не был принят широко.

Парадокс мальчика или девочки

Допустим, в семье есть двое детей. Учитывая то, что вероятность наличия мальчика равна 1/2, каковы шансы того, что другой ребенок тоже мальчик? Интуиция подсказывает, что опять 1/2, но это не так. Правильный ответ — 1/3.

Есть четыре варианта для семьи с двумя детьми: старший брат с младшей сестрой (МД), старший брат с младшим братом (ММ), старшая сестра с младшим братом (ДМ) или старшая сестра с младшей сестрой (ДД). Мы знаем, что вариант ДД невозможен, потому что в семье уже есть один мальчик. Таким образом, возможны лишь варианты МД, ММ и ДМ. Вероятность 1/3. Можно еще поспорить о близнецах, но технически они рождаются не одновременно.

Дилемма крокодила

Разновидность парадокса лжеца, которую популяризовал древнегреческий философ Евболид. «Дилемма крокодила» сложилась следующим образом. Крокодил украл ребенка у его родителя и затем говорит родителю, что вернет ребенка, если родитель правильно угадает, вернет ли крокодил ребенка или нет. Если родитель скажет «ты вернешь мое дитя», все в порядке и ребенок вернется. Но если родитель скажет «ты не вернешь моего ребенка», возникает парадокс.

Парадокс в том, что если крокодил вернет ребенка, он нарушит свое слово, так как родитель не угадал. Однако если крокодил не вернет ребенка, он тоже нарушит свое слово, так как родитель угадал. Видимо, ребенку уготовано остаться в пасти крокодила, поскольку пара никогда не договорится. Псевдорешение этого парадокса — тайно уведомить третью сторону в истинном намерении крокодила. Тогда крокодил сдержит свое обещание вне зависимости от ответа.

Парадокс слабого молодого Солнца

Этот астрофизический парадокс возник, когда мы осознали, что наше Солнце почти на 40% ярче, чем было почти четыре миллиарда лет назад. Однако, если это действительно было так, Земля должна была получать намного меньше тепла в прошлом, а значит поверхность планеты была бы сплошь заморожена. Впервые поднятый ученым Карлом Саганом в 1972 году, парадокс слабого молодого Солнца поставил в тупик все научное сообщество, поскольку геологические свидетельства показывают, что нашу планету покрывали океаны почти всегда.

В качестве возможного решения были предложены парниковые газы. Но их уровень должен был быть в сотни или тысячи раз выше, чем сейчас. Плюс есть масса свидетельств того, что такого не было. Возможно, свою роль сыграла некая «планетарная эволюция». Согласно этой теории, условия Земли (вроде химического состава атмосферы) менялись по мере развития жизни.


Парадокс Гемпеля

Известный также как «парадокс воронов», парадокс Гемпеля — это вопрос о природе доказательств. Он начинается с утверждения «все вороны черные» и логически контрапозитивного заявления «все не черные вещи — не вороны». Затем философ утверждает, что всякий раз, когда видно ворона — а все вороны черные — первое утверждение подтверждается. Кроме того, всякий раз, когда видно не черный объект вроде зеленого яблока, подтверждается второе утверждение.

Парадокс возникает потому, что каждое зеленое яблоко также предоставляет доказательства того, что все вороны черные, так как две гипотезы логически эквивалентны. Наиболее широко распространенным «решением» проблемы будет договоренность о том, что каждое зеленое яблоко (или белый лебедь) приводит доказательство того, что вороны черные, но с оговоркой, что количество доказательств будет настолько малым, что станет несущественным.

Парадокс парикмахерской

В июле 1894 года в Mind (британский научный журнал) Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране Чудес», предложил парадокс, известный как «парадокс парикмахерской». Выглядит он так. Дядя Джо и дядя Джим шли к парикмахерской, обсуждая трех парикмахеров — Карра, Аллена и Брауна. Дядя Джим хотел, чтобы его стриг Карр, но не был уверен, что Карр работает. Один из трех парикмахеров работал, потому что парикмахерская была открыта. Они также знали, что Аллен никогда не уходит из парикмахерской без Брауна.

Дядя Джо утверждал, что может логически доказать, что Карр работает, потому что он должен работать всегда, поскольку Браун не будет работать без Аллена. Однако парадокс в том, что Аллен мог быть внутри, а Браун мог быть дома. Дядя Джо утверждал, что это приводит к двум противоречивым заявлениям, а значит Карр должен быть внутри. Современные логики доказали, что технически это не парадокс. Единственное, что имеет значение — если Карр не работает, значит, работает Аллен, а кому какое дело до Брауна?

Парадокс Галилея

Более известный своими работами в астрономии, Галилей также пробовал себя и в математике и вывел парадокс о бесконечности и квадратах натуральных чисел. Он первым заявил, что есть некоторые положительные целые числа, которые являются квадратами, и некоторые, которые не являются. Таким образом, он предположил, что сумма этих двух групп должна быть больше суммы только группы квадратов. Выглядит здраво.

Тем не менее парадокс возникает потому, что у любого натурального числа есть квадрат, а у каждого квадрата — натуральное положительное число, которое будет его квадратным корнем. Выходит, что есть соответствие один-к-одному у квадратов натуральных чисел и понятия бесконечности. Это подтверждает идею, что подмножество бесконечных чисел может быть настолько же большим, как и набор бесконечных чисел, из которых вытекает это подмножество. Хотя может показаться, что это не так.

Проблема спящей красавицы

Спящая красавица ложится спать в воскресенье и монета подбрасывается. Если выпадает «решка», принцесса просыпается в понедельник, дает интервью и снова ложится спать, принимая снотворное. Если монетка падает на «орла», принцесса просыпается в понедельник и вторник, каждый раз дает интервью и снова ложится спать. Независимо от результата, она просыпается в среду и эксперимент завершается.

Парадокс возникает, когда вы пытаетесь выяснить, как она должна ответить на вопрос: «Как думаешь, как упала монетка?». Даже если учесть, что вероятность определения монетки 1/2, далеко не ясно, что спящая красавица должна сказать на самом деле. Некоторые утверждают, что фактическая вероятность 1/3, поскольку она не знает, какой был день, когда она проснулась. Есть три возможности: решка в понедельник, орел в понедельник и орел во вторник. Получается, ей нужно сказать «орел».

8 самых безумных экспериментов над собой, сделанных во имя науки

В мире науки, люди и животные часто становятся «подопытными кроликами».
Но иногда, когда не могут найти добровольцев, или эксперимент неэтичен, ученым приходится делать все самим.
Вот несколько примеров, когда исследователи проводили эксперименты над собой во имя науки. Некоторые из этих экспериментов приводили к открытиям, а другие кончались плачевно.

1. Краш-тест с человеком
Джон Пол Стэпп (John Paul Stapp) был опытным офицером ВВС и авиационным врачом, который изучал воздействие быстрого ускорения и торможения на тело человека. Чтобы улучшить безопасность авиационной техники и оборудования, он решил продемонстрировать это воздействие на себе. В то время считалось, что тело человека способно выдержать перегрузку в 18 G, прежде чем это приведет к смерти. Стэпп же решил доказать, что этот предел гораздо выше, и подверг себя самой невероятной перегрузке, которую может испытать человек. Используя мощные ракетные сани, которые разгонялись до сверхзвуковых скоростей, а затем резко тормозили, Стэпп доказал, что человек может выдержать перегрузку в 46 G. Хотя он выжил, Стэпп испытал значительные повреждения тела: переломы конечностей, отслоение сетчатки, лопнувшие кровеносные сосуды и другие травмы.
Во время одного из экспериментов он решил пролететь на реактивном самолете на высоте 13 700 метров с открытой кабиной, подвергая себя ветру, который двигался со скоростью 917 км/ч. Он выяснил, что если пилот вдыхал чистый кислород за 30 минут до взлета, он мог гораздо лучше выдержать невероятную высоту. Стэпп разработал различные ремни безопасности, которые позже стали обязательными для автомобилей.

2. Операция по удалению аппендицита
Многие люди всецело доверяют себя хирургу в случае необходимости операции. Но американский врач Эван О’Нил Кейн (Evan O’Neill Kane) решил, что никто не сделает такую работу лучше него. Кейн провел операцию на самом себе, чтобы лучше понять ее с точки зрения пациента. Он использовал местные анестетики, которые потом пришлось бы применить на пациентах, не отвечающих на общий наркоз. Хотя Кейн раньше ампутировал один из своих пальцев, такого рода операции он проводил впервые. Он воспользовался новокаином в качестве анестетика и принялся за удаление аппендикса с помощью зеркал. Стоит учесть, что операция в те времена требовала гораздо более глубоких надрезов, чем сегодня, что делало ее более опасной.
Несмотря на риск, 60-летний врач выполнил эту процедуру больше 4000 раз на других пациентах. Эта операция ничем не отличалась от предыдущих. На следующий день он уже мог вставать и двигаться. Сама операция длилась всего полчаса, и единственный пугающий момент произошел, когда при сильном наклоне его кишечник выскочил. Через 10 лет, когда Кейну понадобилось удалить грыжу, он опять прибег к операции на себе. Однако на этот раз, возникли другие осложнения, и через несколько месяцев он умер от тяжелой формы пневмонии.

3. Жесткая диета
Фредрик Хелзел (Frederick Hoelzel) стал известен тем, что, будучи подростком, сел на диету, при которой он ел продукты, не содержащие калорий. Есть только одно но: эти некалорийные объекты сложно было назвать продуктами. Хелзел начал есть кукурузные початки, пробки, перья, опилки, асбест, целлюлозу и ствол бананов, а также свой любимый продукт – хирургическую вату. Будучи исследователем в Чикагском университете, Хелзел решил проверить, как быстро эти продукты пройдут через него. Небольшие стальные и серебряные объекты выходили где-то через 8 часов, а золотым шарикам требовалось целых 22 часа. В то же время стеклянные шарики проходили в течение 40 часов. Быстрее всего переварился кусок бечевки – за 1,5 часа. Он придерживался этой диеты в течение многих лет, делая исключение только на Рождество, когда он позволял себе съесть небольшую порцию съедобной пищи. Его метод похудения оказался чрезвычайно эффективным, так как после этого, Хелзел стал бледным, худым, с темными кругами под глазами и выпирающим кадыком. К слову сказать, он так и не стал профессором, а остался ассистентом в области физиологии.

4. Депривация сна
Американский специалист по изучению сна Натаниэл Клейтман (Nathaniel Kleitman) стал одним из первых ученых, благодаря которому мы узнали о циклах быстрого сна, циркадных ритмах и лишении сна. В одном из экспериментов ученый лишил себя сна на 115 часов, чтобы узнать о воздействии потери сна на умственную активность. В какой-то момент у него появились галлюцинации, он начал спорить с кем-то и выкрикивать различные фразы. В другом эксперименте, Клейтман и его помощник решил узнать, есть ли у людей биологические часы. Он провел 32 дня в Мамонтовой пещере в Кентукки. Это было идеальным местом для того, чтобы сдвинуть биологические часы на 28-часовой цикл из-за отсутствия естественного света, постоянной температуры и нехватки сигналов из среды. Хотя его партнеру удалось переключиться на новый режим через неделю, Клейтман решил продолжить испытания, проведя две недели на подводной лодке, изучая сон моряков и пытаясь найти способ заставить их работать более эффективно, поменяв цикл сна.

5. Яйца глистов
Джованни Грасси (Giovanni Grassi) был итальянским врачом, который в основном интересовался паразитологией и зоологией. Однажды он проводил вскрытие мужчины, чей кишечник был заполнен глистами.
Во имя науки Грасси решил проглотить несколько яиц этих червей, чтобы продемонстрировать жизненный цикл червя и показать, как это передается. Врач извлек яйца из трупа и поместил в раствор, чтобы они оставались живыми. Чтобы удостоверится в том, что он не был инфицирован до этого, Грасси изучал свои экскременты под микроскопом в течение года, и только потом проглотил 100 яиц глистов. Через месяц он начал испытывать дискомфорт, и в его стуле появились яйца червей. Он принял растительное лекарство и избавился от глистов. После этого многие профессора и студенты стали принимать внутрь яйца, чтобы вырастить червей, которые порой достигали почти 2-х метров. Но именно Грасси стал первым, кто обнаружил, что глисты передаются через фекальные массы человека.

Мастер Йода рекомендует:  Гарантия корректности как методика обхода багов

6. Укус паука черная вдова
Алан Блэр (Allan Blair), которого прозвали «настоящий человек-паук» известен своим исследованием в области энтомологии и токсикологии. Блэр решил испытать на себе воздействие укуса паука «черной вдовы». Ученый как следует разозлил самку паука, не кормив ее в течение двух недель до укуса. Затем он позволил черной вдове укусить себя в течение 10 секунд. Этого времени было достаточно, чтобы весь яд поступил в организм. Он отметил, что по ощущениям укус был похож на иглу, а жжение стало усиливаться со временем. Укус был крошечным, и Блэр не мог его увидеть, но область вокруг укуса побледнела, а палец покраснел. Затем пульсирующая боль стала распространяться, и рука онемела. Токсины циркулировали по его лимфатической системе, и он начал испытывать боль в лимфатических узлах и других частях тела. Рана стала опухать, и экспериментатора забрали в больницу. Он не мог говорить и дышать и впал в шоковое состояние. Ему ввели морфин, чтобы уменьшить боль, которая длилась в течение трех дней. За это время Блэр снабдил врачей всеми симптомами, которые появляются при укусе черной вдовы, что позволяло легче диагностировать жертв укуса, а также изучить, как токсины этого паука влияют на организм.
Блэр восстановился, но отказался участвовать во втором эксперименте с укусом, чтобы подтвердить результаты.

7. Спинальная анестезия
Август Бир (August Bier ) был немецким хирургом, который провел первую в мире операцию, используя спинальную анестезию. Спинальная анестезия давала надежду многим пациентам, которые не переносили общий наркоз. В то время при проведении наркоза, кокаин вводили в спинной мозг пациента, чтобы он не чувствовал боль, но находился в сознании. Бир смог провести операцию на шести пациентах, используя спинальную анестезию, перед тем, как решил на себе испытать, что это такое. После операции, пациенты жаловались на тошноту, рвоту, сильную головную боль, боль в ногах и руках. Бир попросил своего помощника Августа Гильдербрандта (Augustus Hildebrandt) применить этот вид анестезии, однако шприц не подходил к игле, и большое количество спинномозговой жидкости вытекло, а после эксперимента в позвоночнике осталась довольно большое отверстие. Через несколько часов Бир испытал анестезию на Гильдербрандте. На этот раз эксперимент прошел успешно, и вскоре тот не чувствовал своих ног и не мог двигаться. Бир проверил степень онемения в теле помощника, ударяя его по лодыжке, используя молоток, поджигая сигарами, выдергивая лобковые волосы и даже ударяя того по яичкам. К счастью испытуемый ничего не почувствовал, и эксперимент оказался успешным. После того, как действие анестезии закончилось, оба мужчины почувствовали все симптомы, включая головную боль, на которые жаловались их пациенты. Однако они открыли новую форму обезболивания, которая прижилась в мире медицины.

8. Отравление газом
Британский физиолог Джозеф Баркрофт (Joseph Barcroft) интересовался идеей насыщения крови кислородом. Чтобы провести исследование, он провел несколько экспериментов на себе. В одном из первых экспериментов, когда он изучал опасные газы, которые вызывали удушье при применении химического оружия во время Первой мировой войны, он решил запереть себя в камере, наполненной цианидом водорода на 10 минут. Хотя собака, которая была вместе с ним, прожила всего 95 секунд, Баркрофт смог продержаться все 10 минут. В другом эксперименте он находился в стеклянной камере, чтобы узнать, какое минимальное количество кислорода нужно человеку для выживания. В течение недели он жил условиях подобно тем, что наблюдаются на высоте 4900 метров, что вызвало посинение тела. В последнем эксперименте над собой, ученый запер себя обнаженным в холодильной камере, чтобы изучить воздействие холода на умственную активность. Он обнаружил, что в какой-то момент, близкий к смертельному переохлаждению, человек начинает чувствовать тепло, а не холод. Сам исследователь имел возможность выйти из камеры в любую минуту, но он решил остаться,

10 интересных экспериментов для детей

Хотите занять детей и вместе с ними познавать мир и чудеса физических явлений? Тогда приглашаем в нашу «экспериментальную лабораторию», в которой мы расскажем, как создавать простые, но очень интересные эксперименты для детей.

Эксперименты с яйцом

Яйцо с солью

Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности.

1. Половину стакана наполняем водой.

2. Добавляем в стакан много соли (около 6 столовых ложек).

4. Осторожно опускаем яйцо в воду и наблюдаем за происходящим.

Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.

Яйцо в бутылке

Знаете ли Вы, что вареное цельное яйцо можно легко поместить в бутылку?

  • Бутылка с диаметром горлышка меньшим диаметра яйца
  • Вареное яйцо вкрутую
  • Спички
  • Немного бумаги
  • Растительное масло.

1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.

2. Теперь поджигайте бумагу (можно просто несколько спичек) и сразу кидайте в бутылку.

3. Положите на горлышко яйцо.

Когда огонь погаснет, яйцо окажется внутри бутылки.


Огонь провоцирует нагревание воздуха в бутылке, который выходит наружу. После того, как погаснет огонь, воздух в бутылке начнет охлаждаться и сжиматься. Поэтому в бутылке образуется низкое давление, а наружное давление заталкивает яйцо в бутылку.

Эксперимент с шариком

Этот опыт показывает, как взаимодействуют между собой резина и апельсиновая цедра.

1. Надуйте воздушный шарик.

2. Почистите апельсин, но апельсиновую шкурку (цедру) не выбрасывайте.

3. Выжмите апельсиновую цедру над шариком, после чего он лопнет.

Цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.

Эксперимент со свечой

Интересный эксперимент, показывающий возгорание свечи на расстоянии.

  • Обычная свеча
  • Спички или зажигалка.

1. Зажгите свечу.

2. Через несколько секунд потушите ее.

3. Теперь поднесите горящее пламя к дыму, исходящему от свечи. Свеча снова начнет гореть.

Дым, поднимающийся вверх от погасшей свечи, содержит парафин, который быстро загорается. Горящие пары парафина доходят до фитиля, и свеча снова начинает гореть.

Сода с уксусом

Шарик, который сам надувается, это очень интересное зрелище.

  • Бутылка
  • Стакан уксуса
  • 4 чайных ложки соды
  • Воздушный шарик.

1. Наливаем стакан уксуса в бутылку.

2. Засыпаем соду в шарик.

3. Надеваем шарик на горлышко бутылки.

4. Медленно ставим шарик вертикально, высыпая при этом соду в бутылку с уксусом.

5. Наблюдаем за тем, как надувается шарик.

Если добавлять соду в уксус, то происходит процесс, называемый гашение соды. Во время данного процесса выделяется углекислый газ, который и надувает наш шарик.

Невидимые чернила

Поиграйте со своим ребенком в секретного агента и создайте свои невидимые чернила.

  • Половина лимона
  • Вода
  • Ложка
  • Миска
  • Ватный тампон
  • Белая бумага
  • Лампа.

1. Выжмите немного лимонного сока в миску и добавьте столько же воды.

2. Опустите ватный тампон в смесь и напишите что-нибудь на белой бумаге.

3. Подождите, пока сок высохнет, и полностью станет невидимым.

4. Когда вы будете готовы, чтобы прочитать секретное сообщение или показать его кому-то еще, нагрейте бумагу, держа ее близко к лампочке или к огню.

Лимонный сок является органическим веществом, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавленный лимонный сок в воде делает его трудно заметным на бумаге, и никто не будет знать, что там есть лимонный сок, пока он не нагреется.

Другие вещества, которые работают по такому же принципу:

Как сделать лаву

Далее мы расскажем, как создать домашнюю лаву для детей.

  • Подсолнечное масло
  • Сок или пищевой краситель
  • Прозрачный сосуд (можно стакан)
  • Какие-либо шипучие таблетки.


1. Сперва наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары.

2. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом.

3. Теперь ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла.

4. Бросаем в стакан таблетку и наблюдаем эффект, похожий на лаву. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну.

Масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.

Таблетка шипит за счет того, что содержит лимонную кислоту и соду (бикарбонат натрия). Оба эти ингредиента вступают в реакцию с водой с образованием цитрата натрия и газообразного диоксида углерода.

Эксперимент со льдом

На первый взгляд можно подумать, что кубик льда, находясь сверху, в конечном итоге плавится, за счет чего и должен заставить воду разлиться, но так ли это на самом деле?

1. Заполните стакан теплой водой до самого края.

2. Осторожно опустите кубики льда.

3. Наблюдайте внимательно за уровнем воды.

По мере таяния льда уровень воды совершенно не меняется.

Когда вода замерзает, превращаясь в лед, она расширяется, увеличивая свой объем (вот почему зимой могут разрываться даже отопительные трубы). Вода из растаявшего льда занимает меньше места, чем сам лед. Поэтому когда кубик льда тает, уровень воды остается примерно такой же.

Как сделать парашют

Узнайте о сопротивлении воздуха, сделав небольшой парашют.

  • Полиэтиленовый пакет или другой легкий материал
  • Ножницы
  • Нить
  • Маленький груз (возможно, какая-либо фигурка).

1. Вырезаем большой квадрат из полиэтиленового пакета.

2. Теперь обрезаем края так, чтобы получился восьмиугольник (восемь одинаковых сторон).

3. Теперь привязываем 8 отрезков нитей к каждому углу.

4. Не забудьте сделать небольшое отверстие в середине парашюта.

5. Другие концы нитей привяжите на маленький груз.

6. Используем стул или находим высокую точку, чтобы запустить парашют и проверить, как он летает. Помните, что парашют должен лететь как можно медленнее.

Когда выпускается парашют, груз тянет его вниз, но при помощи строп парашют занимает большую площадь, которая сопротивляется воздуху, за счет чего груз медленно опускается. Чем больше площадь поверхности парашюта, тем больше сопротивляется эта поверхность падению, и тем медленнее будет опускаться парашют.

Небольшое отверстие в середине парашюта позволяет воздуху медленно проходить через него, а не заваливать парашют на одну сторону.

Как сделать торнадо

Узнайте, как сделать торнадо в бутылке с этим веселым научным экспериментом для детей. Использованные в эксперименте предметы легко найти в обиходе. Сделанный домашний мини-торнадо намного безопаснее торнадо, который показывают по телевидению в степях Америки.

  • Две пластиковые бутылки с крышками
  • Клей (клеящий пластмассу)
  • Вода
  • Нож
  • Скотч.

1. Заполните пластиковую бутылку водой, но не полностью.

2. Аккуратно сделайте отверстия в крышках с помощью ножа.

3. Теперь приклейте крышки друг к другу со стороны отверстий.

4. Прикручиваем обе бутылки к крышкам.

Заполненную водой бутылку переворачиваем наверх. Раскручиваем бутылку с водой круговыми движениями и наблюдаем интересное явление торнадо.

Круговое вращение бутылки создает вихрь воды, который выглядит как торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Следует отметить, что вихри в природе бывают в виде смерчей и ураганов.

Распространение молекул

При помощи этого эксперимента мы наглядно будем наблюдать тот факт, что молекулы горячей воды действительно двигаются быстрее, чем холодной.

  • Стакан с горячей водой
  • Стакан с холодной водой
  • Любой краситель (например, марганцовка)
  • Пипетка.


1. Стаканы заполняем водой одинаково. Капаем краситель с помощью пипетки одновременно в стакан с горячей и холодной водой.

2. Наблюдаем, что происходит.

Горячая вода окрашивается быстрее холодной.

Пищевой краситель распространяется в горячей воде быстрее, чем в холодной. Это называется диффузией. Этот опыт также подтверждает существование так называемого броуновского движения.

10 психологических экспериментов, которые показывают, как жестоко можно ошибаться в людях

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Развитие психологии и в частности экспериментальной психологии в XIX–XX веках позволило изучить сложные биологические процессы человеческого мозга, исследовать эмоции, поведение, реакцию. Эти данные во многом помогли понять основы наших поступков и очень сильно упростили жизнь тем, кто хочет руководить или успешно продавать. Не верите?

Тогда познакомьтесь с 10 психологическими экспериментами, которые мы в AdMe.ru собрали для вас. Они помогут понять не только природу общества, но и заставят заглянуть в себя, а еще наверняка шокируют вас.

Эксперимент Carlsberg: «Даже у маленького ребенка может быть нож за спиной»

Суть эксперимента: представьте кинозал со 148 татуированными байкерами и только 2 свободных места в центре, на которые вы купили билеты. Вы сели бы на свои места или ушли? Именно такой эксперимент провела компания Carlsberg.

Результат: тех, кто все-таки решился занять свободные места, развеселые и добрые парни приветствовали аплодисментами и, конечно же, пивом. Эксперимент показал, что не стоит судить о человеке по его внешности.

Эффект конформности Соломона Аша: «Соглашусь со всеми, не хочу быть белой вороной»

Серия экспериментов: Соломон Аш хотел показать власть конформности в группах, то есть изменение поведения человека под давлением чужого, пусть даже ошибочного мнения. Участникам эксперимента предлагалось оценить длину линий на карточках и найти одинаковые, назвать цвет пирамидки или даже собственное имя. Во всех экспериментах все участники кроме одного были подсадными утками, и этот единственный всегда отвечал последним.

Результат: в 75 % случаев испытуемый следовал за большинством, даже если четко видел, что отвечает неверно. Те же, кто высказывал собственное мнение, испытывали жуткий дискомфорт. Кстати, в случаях, когда кто-то из подсадных уток высказывал мнение, противоречащее большинству, испытуемые охотнее отвечали правильно.

Эффект ложного консенсуса: «Если ты думаешь по-другому, значит, ты не прав»

Суть эксперимента: профессор Стэнфордского университета Ли Росс предложил испытуемым некую проблемную ситуацию с двумя вариантами реакции на нее. Он попросил выбрать вариант и предположить, как ответят другие испытуемые, а также описать тех, кто выбрал первый и второй вариант.

Результат: эксперимент показал, что подавляющее большинство людей думали, что остальные участники ответили абсолютно так же, как и они сами, а остальных описывали в негативной форме.

Эффект свидетеля и диффузия ответственности: «Моя хата с краю или кто кроме меня?»

Суть эксперимента: после громкого убийства Китти Дженовезе, когда никто из свидетелей так и не пришел на помощь, ученые Джон Дарли и Биб Латане провели серию экспериментов на реакцию.

Результат: было доказано, что люди гораздо быстрее реагируют в чрезвычайной ситуации и вообще пытаются помочь другому человеку, если действуют одни. Если же вокруг множество людей, большинство будет медлить и думать, что поможет кто-то другой. В дальнейшем это явление также активно исследовалось, вот показательный эксперимент «Комната в дыму». Люди, которые оставались в комнате одни и замечали дым, гораздо быстрее сообщали о проблеме, чем те, кто находился в присутствии пассивных посторонних.

8 часов без гаджетов: «Мой ребенок не может быть плохим и думать о самом худшем»

Суть эксперимента: семейный психолог Катерина Мурашова выдвинула гипотезу, что современные дети слишком много себя развлекают и боятся остаться наедине с самим собой. Она предложила детям на 8 часов отказаться от использования телефона, компьютера и телевизора, но рисование, чтение, лепка, прогулки и прочие простые занятия были разрешены.

Результат: из 68 подростков в возрасте 12–18 лет только трое довели эксперимент до конца, а семеро выдержали более 5 часов. Остальные прекратили эксперимент, сославшись на приступы тошноты, тремора рук, болей в груди и животе, жара и озноба, а трое даже думали о суициде! Задумайтесь, родители! В дальнейшем Катерина провела еще один эксперимент, с результатами которого можно познакомиться здесь.

Спонтанные выражения лиц и подчиненность: «Я не виноват, меня заставили!»

Суть эксперимента: изначальной целью эксперимента Карини Лэндиса было выявление общих закономерностей работы лицевых мышц, характерных для выражения сильных эмоций. На лицах испытуемых были нарисованы линии, чтобы легче было отследить движение мышц. Затем им давали нюхать аммиак, показывали компрометирующие картинки, давали трогать лягушек, а в конце предлагали обезглавить живую крысу.

Результат: общих закономерностей работы мышц выявлено не было, зато подавляющее большинство людей проявили удивительную готовность к повиновению и под давлением делали то, что в реальной жизни не сделали бы по собственному желанию.

Эффект Рингельмана: «Я просто рядом постою, а вы понапрягайтесь там»

Суть эксперимента: Максимилианом Рингельманом была выдвинута гипотеза, что каждый человек вкладывает гораздо меньше усилий в общее дело, если работает вместе с другими. Были проведены эксперименты в группах различной численности с перетягиванием каната, поднятием тяжестей, где фиксировались личные результаты каждого.

В результате выяснилось, что личные достижения человека превосходят усилия, которые он вкладывает в коллективное дело. Ученый объяснил это потерей индивидуальной мотивации в группе.

Эффект социальной фасилитации и ингибиции: «Посмотрите, как я хорош!»

Суть эксперимента: однажды психолог Норман Триплетт заметил, что человек работает гораздо лучше, если за ним кто-то с интересом наблюдает. В ходе тестов с велосипедистами, а также наматыванием лески на катушки спиннингов выяснилось, что присутствие незаинтересованных свидетелей, наоборот, снижает эффективность действий.

Дальнейшие исследования продолжил Роберт Зайонц и высказал теорию активации. Согласно ей человек показывает лучший результат работы, если ему требуется выполнить перед наблюдателем привычные механические действия. А обратный эффект ухудшения работы наблюдается, если от человека требуется поиск и решение новых интеллектуальных задач.

Хоторнский эффект: «Начальник любит и ценит меня!»

Суть эксперимента: в компании «Вестерн Электрик» упала производительность труда сборщиц реле. Был приглашен психолог Элтон Мэйо для выяснения влияния освещенности помещения на производительность труда. Однако в ходе эксперимента выяснилось, что и улучшение условий труда, и их отсутствие все равно благотворно влияли на работниц.

Вывод оказался прост: работницы почувствовали себя вовлеченными во что-то важное, поняли, что начальство о них печется, и стали работать лучше. Стоило хотя бы иногда пользоваться этими выводами нашим начальникам, правда?

«Нога в двери»: «Дайте воды попить, а то так есть хочется, что аж переночевать негде»

Суть эксперимента: психологи Джонатан Фридман и Скотт Фрейзер провели ряд экспериментов, пытаясь выяснить, как человек будет реагировать на серьезные просьбы, если усилить его ощущение вовлеченности в процесс. Впоследствии Патриция Плинер дополнила их исследования.

Результат: выполнение одной маленькой уступки значительно повышает шанс и на последующую уступчивость человека. Например, после просьбы пожертвовать деньги обществу по борьбе с онкологическими заболеваниями соглашались это сделать только 46 % людей. А из тех, кого сначала просили просто поносить значок организации, процент согласных был почти в 2 раза выше!

Внимание! Этим приемом пользуются не только успешные продавцы, управленцы, но и мошенники.

Какой эксперимент показался вам наиболее ценным? Нашли ли вы что-то сходное с собственными мыслями? Может быть, какие-то эксперименты проводили вы сами или хотели бы провести? Давайте обсудим эти проблемы в комментариях.

Добавить комментарий